Жалко ли нам Николая Гудкова? Народный избранник из силовиков, вдруг да затеявший публичные выяснения отношений с коллегами по законотворчеству - «вдруг» для них, и так же «вдруг» - для себя, получивший столь дружный отпор. Пособолезнуем ли мы этому одинокому восстаннику за справедливую Россию, так бесцеремонно исторгаемому средой своего обитания? Или же позлорадствуем, в ожидании чумных компроматов на оба дома? Скорее всего, нам - всем - на них - всех - чихать. На них: живущих по ту сторону ТВ-экранов, по ту сторону охранных кордонов, за бронёй чёрных мерседесов, с мигалками, с президентскими приёмами - за пределами нашей реальности.
А чего вдруг нам его жалеть, и, уж тем паче, соболезновать? Что, мы уже настолько нашпигованы дезинформационным фаршем межпартийных шоу, что не вспомним, как, кем и для чего создавалась «Справедливая Россия»? Конечно же, для охвата и отработки ещё одного ректоратного сектора. Создавалась парадно, под фанфары, солидные люди публично клялись власти в лояльности, обещая тратить себя лишь заботу о народе, ради не доведения того до революций. Потому, пусть это и правда, что беззаконно без прокурорско-следственных доказательств заранее лишать депутата неприкосновенности, что неправомерно называть преступником подозреваемого до суда, но в этой правде нет ощущения правоты. Большой, главной правоты - правоты сердца.
Её нет, потому что до сего времени Николай Гудков не жалел нас, не сочувствовал нам.
Как не жалел и не жалеет нас никто из нападающих на своего коллегу.
Потому-то и нам всем на них всех чихать.
Страшно, что в российском обществе воцарилась такая нравственная анемия, всеобщее равнодушие - в прямом смысле этого слова. Но явилось-то сие не вдруг, даже не в одно-два десятилетия. Моральная бесчувственность народа есть естественная реакция на бесконечную череду лжи сверху, она есть накопившаяся усталость от обманутых надежд снизу, она - национальное отчаянье от беспросветности государственного сиротства.
Мы уже слишком давно ничьи. Нам давно не на кого надеяться: власть живёт своими интересами, капитал своими, где-то они сталкиваются, где-то что-то делят, о чём-то договариваются, конфликтуют или коррупционно срастаются, но всё это словно за толстым стеклом, там, далеко-далеко на сказочном Острове-Буяне, где о нас и не вспоминают. Не из-за нас же бились Руцкой и Ельцин, не из-за нас судятся Березовский и Абрамович, не за нас страдает Ходорковский. Мы не при делах Чубайса и Кудрина.
И потому ни власти, ни бизнесу сегодня в своих, всё усиливающихся грядущим кризисом, столкновениях, уже не приходится рассчитывать на поддержку общества. Сегодня им уже поздно апеллировать к народному мнению: притом, что нравственная анемия и равнодушие - это не пресловутая глобальная атомизация, где каждый сам за себя, а естественная реакция русского народа на ложь сверху и на обманутые надежды снизу. Что ярчайше подтвердило совершенно не атомизированное, совершенно не эгоистичное поведение людей, откликавшихся на человеческое горе Крымска. Та беда была наша, именно наша.
А ведь кризисы - явления не столь неожиданные, как наступление зимы в Москве, они вполне просчитываемы и предсказуемы. Экономические ли, политические - они имеют свою цикличную ритмику и амплитуду, так что даже странно к ним не готовиться. Что, неужели скородоступное благополучие так застилает свет, так слепит и глушит, что супермены становятся совершенно беспомощными? Ну, на что надеялся Ходорковский - на заокеанских дядей? Или Гудков думал прикрыться пятью тысячами бойцов своих охранных предприятий? Лондон, конечно, Лондон даёт пристанище пиратам и грабителям со всего мира, но на рейс до него нужно успеть.
«Всё куплю, сказало злато. Всё возьму, сказал булат». Капиталу и власти очень скоро предстоит менять, переносить границы своего присутствия внутри экономики страны, мировой кризис затребует пересмотра какой-то части российской приватизации. И, неужели без опоры на общественную мораль, на абсолютную в глазах народа правоту в таких криво-поворотных ситуациях кто-то думает договориться через куплю-продажу или паритет угроз? Кто и с кем тут договорится? Ведь помним мы и генеральных прокуроров с чемоданами в предбанниках и под кроватями. Тут все продают, но не покупают.
Меняются зодиакальные звери, меняется событийный антураж, строятся Москва-Сити и мост к острову Русский, но что-то как-то остаётся неизменным, и не думается, что старый уже анекдот: «В Государственную Думу поступил законопроект «Не укради». Депутаты работают над поправками» в ближайшем будущем потеряет свою свежесть.
А Николая Гудкова коллеги наказали образцово-показательно. Ну, право, нельзя же непосвещённым по ту сторону жизни выдавать тайны своего корма - это серьёзно, это не шоу - не кулачками перед камерами помахать. Узнаем ли мы подковёрную пружину бунта «справедливого» против «единых»? А оно нам нужно? Всё равно в любых выброшенных в народ версиях будет презрительная к нам неискренность. Именно эта неискренность, а не охранные кордоны элитных посёлков, не броня чёрных мерседесов с мигалками, эта презрительная по отношению к нам ложь и есть причина нашего к ним равнодушия.
***
Да, что-то всё чаще происходят громкие конфузы с Нобелевской премией мира. Может, эта громкость от того, что так же случающиеся периодически недоразумения с определением героев в областях науки и литературы очевидны лишь специалистам, а вот политические ляпы обсуждаются всеми. Так в своё время явно поспешил премиальный комитет с «миротворцем»-Обамой, сразу после церемонии вручения залившим полмира невинной кровью, и проклинаемым теперь в Африке и Азии так же, как проклинаем в странах бывшего СССР тоже нобелевский «миротворец» Горбачёв.
Ныне лауреатом в этой проблемной номинации назван Евросоюз. В принципе, с 1904 года уже в четырнадцатый раз Нобелевская премия мира вручается не человеку, а организации. В этом списке престиж премии своими именами весьма достойно поддержали и Институт международного права, и Детский фонд ООН, и трижды удостоенный лауреатства Международный комитет Красного Креста. Даже экзотические Квакеры - Совет Друзей на службе обществу, и те как-то никого из критиканов особо не возбуждали.
Но, вот - Европейский союз, и не за что-нибудь, а «За шесть десятилетий защиты прав человека в Европе и долгосрочную роль в объединении континента».
«Долгосрочную роль в объединении...». Не об этом ли самом «объединении континента» когда-то, раскатисто-канонадными апрельскими ночами сорок пятого года забившись в глубину бункера, мечтал на страницах своих дневников Пауль Йозеф Геббельс? Министр пропаганды и уполномоченный по тотальной мобилизации весьма дальновидно уже тогда представлял себе единую Европу под лидерством Дойчланда: «После этой войны Германия расцветет как никогда раньше. Все её разрушенные города и сёла будут восстановлены в ещё лучшем виде, и в них будут жить счастливые люди. Вся Европа переживёт такой же подъём. Мы снова станем дружить со всеми странами доброй воли. Вместе мы залечим глубокие раны войны, обезобразившие наш континент». И это он же, Геббельс, первым предложил «странам доброй воли» идею устройства «железного занавеса» от России, каковую осторожный Уинстон Черчилль озвучил позднее. После показательных Хиросимы и Нагасаки.
И ведь можно только поражаться, с какой неленивой старательностью все эти «шесть десятилетий» Европейский союз реализует заветы главного идеолога Рейха. Всё больше и больше пережимая в истеричных захлёбах шавкового авканья на русский Восток из-под НАТОвского сапога. Господа, ну чего так нервно? Давно ведь объявлена ваша победа в «холодной» войне, давно светится гигантскими прорехами ваших экономических интересов ваш ржавый занавес. Господа, ну вы же весьма респектабельно выглядящие бюрократы, и вам, конечно же, хочется быть уважаемыми обществом, хочется, чтобы ваши дети и внуки носили ваши фамилии без стыда. А вы так подставляетесь! Ну, можно ли уже «шесть десятилетий» позориться публичными уличениями в двойных стандартах, то есть, уловлениями на осознанной, продуманной, рассчитанной лжи? (Кстати, что там говорил всё тот же Геббельс о чудовищной её правдоподобности?) Неужели вы надеетесь на слабоумие или беспамятство своих ближних и дальних соседей, способных верить в вашу увлечённость разглядыванием нарушений на избирательных пунктах в России до такой степени, чтобы не видеть расстрела домов мирных жителей Абхазии из крупнокалиберных орудий военного флота Грузии? Неужели вы надеетесь на понимание ваших слёз над судьбами Ходорковского и Гудкова, не позволяющими замечать государственного покровительства нацистам в странах Прибалтики?
Да, такие вот одни слепенькие, другие ошибчивые. И что? Господа, кто без греха? Просто рано или поздно надо признавать свои промахи, и по возможности исправлять их последствия. На этом всё стоит.
И потому вопрос: почему бы, наградив в этом году последователей Геббельса, в следующем, ради незыблемости либеральных принципов, не наградить и противную сторону? Господа, ради сохранения остатков к себе уважения, предлагаю Нобелевскому комитету премию мира-2013 присудить Иосифу Виссарионовичу Сталину. Как самому значимому международному, государственному и общественному деятелю XX века, военачальнику и политику, обеспечившему Европе впервые в её истории целых пятьдесят лет мирного существования. От разгрома фашизма до тех самых пор, когда США и её сателлиты начали расчленение Югославии. Считаю справедливым присудить Сталину Нобелевскую премию ещё и как одному из отцов-основателей ООН, до сих пор самой действенной миротворческой силе. Впрочем, согласно вашим правилам, её можно разделить и на троих, заодно отметив Черчилля и Трумэна.
И пусть его кандидатуру номинирует Социалистическая партия Австрии, ставшая ведущей послевоенной силой страны, которая, так же, как и франкисткая Испания, своей судьбой засвидетельствовала, что коллаборационистская Европа в 1945 году не была однокрасочно поделена на «тоталитарную» и «демократическую» зоны.
Ах! Согласно § 4, премия не может присуждаться посмертно! Однако это правило уже трижды нарушалось, так что и сейчас - мы же разумные люди, мы найдём выход. Допустим, нельзя самому Иосифу Виссарионовичу, ну, давайте, премируем его последователей. Это-то параграф допускает! Господа, мы же только за справедливость!
***
Как художник, уверяю вас: в мире есть две проклятые профессии - живопись и футбол, ибо все в них всё понимают. То ли дело быть дирижёром симфонического оркестра! Уж тому-то никто под руку ничего не советует. Ну, ладно, ладно, советуют, но очень немногие - первая скрипка и председатель музыкантского профсоюза.
Поэтому рассуждать о футболе, да сегодня, да в России, дело более, чем неблагодарное. Даже опасное. Меньшее, в чём тебя тут же обвинят - в зависти к заработкам в 300-350 тысяч рублей за игровой или тренировочный, или больничный «в связи с легкими травмами» день. Всего за один день.
И всё же поговорить необходимо.
Когда-то Рим уже совершил роковую ошибку строительством Колизея. Великий Амфитеатр Флавиев стал для римлян не просто центром увеселительных зрелищ: бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения и гонки колесниц с каждым годом всё более замыкали на себе мысли и страсти граждан империи. И патрициев и плебс всё меньше волновало, что происходит в извечно мятежных Испании и Галлии, на Темзе и Рейне, Ниле и Дунае, так что как-то совершенно между прочим заговорщиками был убит последний из Флавиев Домициан и предан сенатом проклятию памяти. Viva гладиаторам и колесничим! Народными кумирами отныне являлись не победители реальных войн за империю, не Траян, не Адриан, не Антоний Пий или Марк Аврелий, а эсседарии и гопломахи, мурмиллоны и пегниарии, самниты и скиссоры - герои порой реально кровавых, но всё же потешных баталий под экстазно беснующимися трибунами.
Нация всё глубже и необратимее заболевала Колизеем. За первый же выигранный бой гладиатор получал годовое жалование легионера, доспехи самых знаменитых выставлялись в храме Минервы, а император Луцций Коммод лично провёл 735 боёв на арене, так как по иному стяжать публичность, не имея сил справиться с недоставками продовольствия в столицу и дикими разбоями в провинции, он не мог. Сенаторы, всадники и ветераны составляли партии фанатов и устраивали букмекерские конторы, зарабатывая и ещё больше тратясь на лидерах команд. Рабы мели улицы, строили многоэтажки и обрабатывали огороды, а плебеи, забыв, что такое труд, творчество, семья и гражданство, всё наглее требовали «хлеба и зрелищ», ведь устраиваемые для них бесплатные игры были главным средством приобретения народного расположения и обеспечения голосов на выборах. Нация изобретателей, поэтов, тружеников и воинов вырождалась в болельщиков - болящих .
В истории Византийской империи не мене трагично отмечены держатели и фанаты гоночных колесничих клубов. Самые крупные из этих клубов «Синие» и «Зеленые», разорявшие меценатов и императоров, были не просто спортивными командами, они имели огромное влияние в военных, политических и богословских кругах, устраивали заговоры и убийства, грабежи и уличные беспорядки, а в 532 году при Юстиниане даже предприняли попытку государственного переворота.
Ну, и что, в сравнении с вышеупомянутым, заявление о том, что «Совет Федерации намерен инициировать служебную проверку инцидента с выплатами больничных футболистам питерского "Зенита" из петербургского регионального отделения Фонда социального страхования». Ну, да, вложил ЗАО «Футбольный клуб «Зенит» в Фонд 6 196 000 рублей, ну, да, получил из него 162 200 000 рублей обратно. И что? Всё ж по федеральному закону: футбольные клубы платят в ФСС взносы 0,2% фонда заработной платы игроков, тренеров и менеджеров - на уровне офисных сотрудников.
А, самое главное, деньги-то выплачены двенадцати кумирам российского пл... (тьфу, чуть не вылетело «плебса»!) - россиянского народа, выплачены тем, которые, хоть почти наполовину и иностранцы, но разрекламированы нашей национальной славой. А как же иначе? Ведь содержатся они на 5 миллиардов рублей нашей национальной компанией «Газпром», на наши с вами общенациональные богатства. Мы же не сумасшедшие, чтобы выбрасывать такие деньги на петарды и файеры - это же не космическая экспедиция! И потому какой-то щадящей наше самолюбие логикой мы просто обязаны уговорить себя поклоняться гладиаторским майкам и трусам - пусть пока не в храме молниеносной и воинственной Минервы, но на витринах бутиков и рекламных банерах. Ведь это не эпидемия идиотизма, не массовая шизофрения тех, чьё расположение обеспечивает победу на выборах, дионисийно-пивным ликованием прокатилась по городам, которым были обещаны зрелища футбольного чемпионата.
Нет, не идиотизм, не может быть. Ведь в большинстве своём эти захваченные ликованием молодые, сильные и красивые люди вполне прилично выучились, воспитались, образовались, и потому понимают - должны понимать! - что непреходящую вечную славу нации составляют её святые, её учёные и писатели, первопроходцы и защитники, философы и экспериментаторы - её созидатели. Созидатели нации. А никак не развлекатели.
Наше время выбрасывает всё более серьёзные вызовы России, время требует всё большего внимания и сосредоточения каждого из нас, и вряд ли оно позволит кому-то спрятать голову в песок арены.
Но игроки тоже должны понимать, как и где заканчиваются их игры: в феврале 1994 года Отари Квантришвили создал партию «Спортсмены России», а уже 5 апреля был убит тремя выстрелами из снайперской винтовки.
***
Будучи знаком с Николаем Михайловичем Коняевым уже несколько лет лично, а с его творчеством гораздо долее, с понятным интересом и радостью принял от него в подарок новую книгу: «Алексей Кулаковский». Книга приятно лёгкая и плотная, чуть за 300 станиц, с большим количеством фотоиллюстраций, издана в легендарной серии ЖЗЛ в 2011 г. при поддержке первого президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. На обложке привычного ЖЗЛ-формата - портрет героя повествования: светло-умное и чуть нервное лицо якутского сельского учителя начала прошедшего ХХ века.
Коняев - писатель очень разносторонний, и дело не только в жанровой широте выплесков его таланта, да, он равно убедителен как поэт и прозаик, как публицист и драматург, но ещё и удивительна подвижность его внутрижанровой стилистики, всякий раз мастерски подчиняемой задаче раскрытия взятой автором темы. Поэтому книги Коняева не составляют бесконечную серию, но каждое его новое произведение становится самостоятельным и самобытным явлением в нашей русской литературе.
Открыв «Кулаковского», я как-то сразу зацепился за некоторую сухость изложения, заинтересовался-задумался, и, опытно доверяясь автору, вскоре понял точность такой эмоциональной сдержанности письма Николая Михайловича: биография его героя настолько фантастична количеством событий, настолько авантюрна закрученностью перипетий и приключений, что любой пережим в пересказе жизни национального гения Якутии мог превратить серьёзное художественно-документальное исследование в остросюжетную беллетристику.
Алексей Кулаковский - фигура в истории народа Саха ключевая. На нём сошлись, и через него связаны две эпохи, и это во многом благодаря его гению, мудрости и подвижничеству оказалась не утеряна самоидентичность якутов в принципиальных изменениях образа жизни северного этноса после трагического перелома социально-политического строя Российской империи. Именно этот улусный учитель, нищий, гонимый, слишком долго не имевший собственного угла, слишком часто не знавший, чем накормить собственных детей, оказался избран Богом на миссию удержания национальной памяти в новой эпохе. Потомок шаманов, глубоко и искренне погрузившийся в учение и мистику Православия, народный ревнитель, полюбивший русскую культуру, Алексей Кулаковский явился идеальным проводником якутской древней сути в формы новой реальности. Только воплощённые в одном теле, заключённые в одну душу, объединённые одной личностью истинный поэт и настоящий учёный могут быть способны на такое.
Мировоззрение народа оформляется в мифы. Мифы космогонические и антропологические, солярные и астральные определяют самосознание нации, устанавливают её социальные институты, утверждают обычаи и нормы поведения. Миф - образно-логическая форма народного знания мира, нераздельно совмещающая религию, философию и науку. Можно даже сказать, что за пределами усвоенных человеком мифов мир для него просто не существует. Или существует как хаос.
Мифы живут, пока живут народы, ими мыслящие. Но и человек меняет мир, и мир меняет человека. В историческое время можно видеть, каким образом формирующие народное сознание мифы ответно сами зависят от развития общества. И мы видим, что мифы меняются творчески - т.е., они изменяются творчеством конкретных личностей - оформителей мифа в эпос. Вьяса создал Махабхарату, Моисей автор Пятикнижия, Гомер - Илиады. Эпос - это всё та же образно-логическая форма народного мышления, но, одновременно, это уже плод вдохновения и ремесла одного поэта.
Кулаковский - один из таких преобразователей мифа. Этнограф и лингвист, филолог и философ, естествоиспытатель и общественный деятель, он был необычайно одарён поэтически. Именно эта творческая одарённость позволила ему не только изучать, но и чувствовать народную культуру, не только сохранять, но и творить её, художественно обновлять традицию. И поэтому обилие и обстоятельность собранных и записанных им фольклорных материалов стали необходимой основой для созидания Алексеем Кулаковским нового мифа-эпоса, традиционно-охранного и направляюще-пророческого, научающего национальному мировидению всё новые поколения якутов.
Мне кажется, что эта живая связь прошлого и будущего отразилась в композиции книги, разделённой на две смысловые части: «Ексеклюлях - сын орла» и «Ексеклюлях - учитель народа». Две природы одного человека - душа и тело, и две эпохи, две истории одного народа - уходящая и грядущая... вечность этноса через умирание его мифов и возрождение их в эпическом творчестве поэта... и всё в контексте мировой революции и гражданской войны, в цейтноте выбора национального в имперском...
Бессмысленно и неловко пересказывать книгу, написанную столь талантливым и мудрым повествователем, каковым является Николай Михайлович Коняев. Не-нужно. Биография, нет - судьба! Алексея Кулаковского стоит того, чтобы вы познакомились с ней из первых рук. Хочу лишь отметить, как промыслительно, что о поэте-мистике и философе-мистике поведал писатель, для которого мистико-религиозное восприятие мира так же естественно: Николай Михайлович возглавляет Санкт-Петербургское объединение православных писателей, немало его произведений посвящено жизни Церкви и рассказывают о людях веры. Именно в этом мировоззренческом единстве автора и героя создался столь точный портрет души пророка и миротворца, певца и учителя, приоткрывающий российскому читателю душу якутского народа.
Василий Владимирович Дворцов, секретарь Союза писателей России
12. Re: К слову
11. Заходите к нам на огонек.
10. Ответ на 8., РодЕлена:
9. Re: К слову
8. Re: К слову
7. Ответ на 5., РодЕлена:
6. "А вы уверены, что разговариваете с автором "Дома дуры"? " - Ах вон в чем дело, что с жильцом
5. п.4
4. Ответ на 3., РодЕлена:
3. на.п.2