Форум «Живая традиция»

Резолюция

29.11.2012

С 1 по 4 ноября в Москве прошел VII Международный общественно-культурный Форум «Живая традиция», посвященный празднику Казанской иконы Божией Матери и Государственному празднику России - Дню народного единства. В рамках Форума 2 ноября 2012 года состоялись Общественные слушания по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства» с участием Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ.

По итогам форума составлена РЕЗОЛЮЦИЯ, которая направлена в Администрацию Президента РФ, Правительство России, Совет Федерации, Государственную Думу, Парламентское собрание Союза Беларуси и России и другие структуры.

Публикуем текст Резолюции и дополнительные материалы к данному документу.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ VII Международного общественно-культурного Форума «Живая традиция», 2 ноября 2012 года

 

Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства

1-4 ноября 2012 года в Москве прошел VII Международный общественно-культурный форум «Живая традиция», организованный Общероссийской общественной организацией «Российский фольклорный союз» и Культурно-просветительской Инициативой «ПоходЪ». В Форуме участвовали представители 23 регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Белоруссия, Абхазия, Казахстан, Литва, Латвия, Франция): ученые, государственные и общественные деятели, представители Русской православной церкви, писатели, журналисты, фольклорные коллективы.

В рамках Форума 2 ноября 2012 года состоялись Общественные слушания по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства» с участием Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ.

На слушаниях были подведены итоги работы Форума, намечена необходимость взаимодействия в сфере традиционной народной культуры общественного культурно-патриотического движения с государством.

Форум признал, что народная традиционная культура является корневой основой многовековой культуры народов России, сохраняет свою жизнеспособность, систему духовных ценностей народа, направленных на формирование патриотизма, воспитание всесторонне развитого, национально ориентированного человека.

Участники Форума пришли к согласованным выводам о том, что:

- традиционная народная культура и фольклор, как ее духовно-ценностная составляющая, являются глубинной основой всего многообразия видов, форм, направлений культуры национально-государственного типа, выражают народное самосознание, на основе преемственности культурной традиции удерживают важнейшие начала и стороны духовного и исторического опыта народов;

- развиваясь в течение многих веков, культурные традиции естественно и безупречно выполняют функцию адаптации национальной культуры к жизни общества и адаптации человека к национальной государственности;

- традиционные культуры народов России находятся в неразрывном единстве с их вероисповеданиями; нераздельность традиционных культур и верований определяет духовную составляющую общества и каждого человека, формирует присущие народам России нравственные нормы и высокие идеалы;

 - в современных условиях развития глобализационных процессов возрастает стратегическое значение традиционной культуры для сохранения национально-государственного суверенитета.

Участники  Форума считают, что традиционные культуры народов России:

- не сводимы только к сфере художественного творчества, но и располагают продуктивным потенциалом для решения социальных и экономических проблем;

- определяют личностную и государственную самоидентификацию граждан России, не позволяют переформатировать структуру самосознания народа, размыть в нем принцип национального суверенитета;

- формируют положительный имидж государства как внутри него, так и за его пределами. 

На Форуме было отмечено, что в настоящее время возникла уникальная ситуация для сохранения и включения в современную общественно-государственную жизнь традиций народной культуры:

- сложившиеся научные школы в области народоведения накопили богатый научный потенциал;

- сохранились очаги народных традиций, еще имеется возможность непосредственного обращения к носителям аутентичной традиционной культуры;

- фактически все регионы России охватило культурно-патриотическое общественное движение, объединяющее в своих рядах деятелей культуры, науки и искусства, представителей органов власти и управления, организаций науки, культуры и образования, творческих коллективов, Церкви, бизнеса;

- культурно-патриотическое движение, обладающее силой стихийного и массового проявления, выражается в огромном спектре созидательных инициатив, находит пути преодоления опасной зоны культурной, морально-нравственной, патриотической деградации; его продуктивность достигается единым подходом к народной традиционной культуре как целостному явлению в современной национальной культуре, который формируют Общероссийская общественная организация «Российский фольклорный союз» и Культурно-просветительская Инициатива «ПоходЪ», другие общественные организации и движения.

Участники Форума признали, что ограниченные ресурсные возможности культурно-патриотического движения, отсутствие поддержки со стороны органов государственной власти вызвали ответную незаинтересованность в представлении и широком распространении того мощного общественно-государственного созидательного потенциала, которым располагают традиционные культуры народов России. В связи с этим, подавляющее большинство успешных этнокультурных проектов носит прецедентный характер; они лишь демонстрируют возможности традиционной народной культуры, указывают пути решения проблем общественной и государственной жизни.  

Участники Форума выразили озабоченность:

- состоянием дел в сфере государственной поддержки традиционных культур народов России;

- отсутствием закреплённой в Федеральном законодательстве единой, чётко и внятно сформулированной государственной политики по отношению к традиционным культурам народов России;

- смешением в Федеральном законодательстве через понятие «местное традиционное народное художественное творчество» всех имеющихся в культурном пространстве направлений, видов и форм художественной культуры, сужением и вытеснением из социально-культурного пространства базовой народной традиционной культуры, подмене её национально не определёнными формами художественной самодеятельности;

- отнесением традиционной культуры и фольклора к сфере «обслуживающей деятельности», введением её в индустрию развлечений, в связи с чем не только нарушаются основные положения Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 17 октября, 2003 г.) и, к сожалению, не ратифицированной до сих пор в нашей стране; но и, по сути, прерывается духовная, культурная и историческая преемственность, без которой немыслимо полноценное существование личности, общества, народов и государства;

- недостаточностью усилий отдельных министерств и ведомств, решающих собственные локальные задачи, для придания культурно-патриотическому движению организованных форм и направления его в русло государственного строительства.

От имени культурно-патриотического движения России Форум считает необходимым рекомендовать органам государственной власти:

- выработать единую Федеральную государственную политику по отношению к традиционным культурам народов России с закреплением ее в Федеральном Законе «О государственной политике в сфере народной традиционной культуры народов России»

- включить деятельность в сфере традиционной культуры отдельным разделом в разрабатываемый в настоящее время Закон о культуре;

- в силу непреходящего значения традиционных культур народов России для мировой культуры, ратифицировать Международную конвенцию об охране нематериального культурного наследия, принятую ЮНЕСКО 17.10.2003 г.;

- сформировать Федеральную и региональные целевые Программы сохранения и поддержки традиционных культур народов России с учетом интересов и возможностей как государственных, так и общественных структур: академических научных фонограммархивов и вузовских подразделений, хранящих документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, отражающих культурные традиции народов; отделений и факультетов в вузах, работающих по программам подготовки специалистов в сфере народоведения; научно-исследовательских, учебных и творческих коллективов, составляющих основу культурно-патриотического фольклорного движения;

- субъектам РФ выявить и оказать содействие широкому распространению успешных этнокультурных проектов вне зависимости от их государственного или общественного статуса, организовать мониторинг состояния традиционной народной культуры во всех российских регионах с последующей разработкой стратегий и конкретных мер использования этнокультурного потенциала в социально-экономическом развитии регионов;

- создать систему непрерывного образования в сфере традиционной народной культуры: разработать и утвердить государственные стандарты, открыть в средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры), создать разветвленную сеть детских учреждений традиционной народной культуры в сфере дополнительного образования;

- развернуть и законодательно закрепить политику системного представления традиционных культур народов России в центральных и региональных СМИ.

Особенно остро стоит вопрос о придании государственного статуса собраниям документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам и коллекциям фольклорно-этнографических материалов). Материалы, находящиеся на хранении как в организациях науки, культуры и образования,  так и в частных коллекциях, имеют важное, ничем не заменимое духовно-мировоззренческое и историко-культурное значение. Учитывая стратегическую значимость традиционных культур, в целях страхования от утраты документальных материалов, отражающих национальные культурные традиции, скорейшего включения их в научный и культурный оборот крайне необходимо:

- учесть фонды и коллекции в специальном разделе формируемого в настоящее время Минкультуры России Государственного реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации;

- выделить по программам или грантам целевые средства на обеспечение сохранности и широкого доступа к имеющимся фондам и коллекциям: реставрацию, научное описание, оцифровку материалов.

Участники Форума приняли решение обнародовать настоящую резолюции в СМИ, довести её до органов государственной власти РФ и субъектов РФ, выразили надежду на ответные шаги государственной власти в сторону общественных культурно-патриотических инициатив, на понимание значения традиционных культур в вопросах национальной безопасности страны.

Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и сохранению историко-культурного наследия П. А. Пожигайло

Председатель Правления Российского фольклорного союза Н. Н. Гилярова

Председатель совета Культурно-просветительской Инициативы «ПоходЪ» П. И. Ткаченко

 

 

МАТЕРИАЛЫ К РЕЗОЛЮЦИИ

Общественных слушаний VII Международного общественно-культурного форума «Живая традиция», проходивших  с участием Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ

Москва, 02 ноября 2012 г.

 

Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства

Народная традиционная культура является показателем народного самосознания. Непонимание народной традиционной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства. Общественное сознание проявляется в коллективном отношении к образу жизни, истории, культуре своего народа, к государству, к системе основополагающих ценностей. Особое значение приобретают ценности народной традиционной культуры для семьи как основной социальной ячейки общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности.

В настоящее время у государства и общества отсутствует единое и внятное понимание «народной традиционной культуры». Отсутствует оно и в федеральном законодательстве. Понятие «местное традиционное народное художественное творчество», включенное в Федеральное законодательство, без расшифровки его содержания, приводит к смешению всех имеющихся в современном культурном пространстве направлений, видов, форм народной художественной культуры и вытеснению из него базовой народной традиционной культуры, подмене ее различными формами художественного творчества. Ограничение сферы народной традиционной культуры только ее художественной составляющей ведет к сужению, игнорированию накопленного в ней социального, педагогического, хозяйственного, экономического и другого опыта.

Выделение области народной традиционной культуры основано на трех ключевых категориях, имеющих смысловую взаимосвязь: культура - традиция - народ.

Фольклор, народная музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство являются неразрывно связанными частями единой системы традиционной культуры, отражающими сумму представлений человека о мироздании, систему образов, языка, верований, обрядов, обычаев и нравов. В совокупности все они воплощаются в формах общинной и семейной обрядово-праздничной жизни, хозяйственной и производственной деятельности.

В России «область культурной деятельности» зачастую отнесена в сферу «обслуживания населения», поэтому формируется упрощенное понимание культуры как формы досуга, индустрии развлечений, человек постепенно перестает чувствовать себя творцом, созидателем культурных ценностей и становится членом «общества потребления, что нарушает основные положения Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия,» принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 17 октября, 2003 г.),  к сожалению, до сих пор не ратифицированной в России.

Сегодня в современном российском обществе отчетливо проявляется осознанное стремление к восстановлению некогда целостной многомерной системы культуры, охватывающей сферы духовной, интеллектуальной, хозяйственно-экономической, художественно-творческой деятельности человека и общества не только в виде отчужденных продуктов труда, совокупности достижений, но как непрерывно развивающейся во времени социокультурной среды, в недрах которой только и возможна полноценная созидательная жизнедеятельность общества и личности.

Благодаря бережному отношению к традиции возможно сохранить историко-культурную память поколений.

Проводимая в настоящее время государственная политика в области народной традиционной культуры нередко основывается на недопонимании позитивного культурно-исторического опыта народа. Гармоничное сосуществование профессиональной и народной культуры является залогом духовно-нравственного развития общества, а обращение подростков и молодежи к истокам народной традиционной культуры часто становится началом духовного становления личности.

В настоящее время наблюдается уникальная ситуация для сохранения образцов и произведений народной традиционной культуры: сложившиеся научные школы в области фольклористики, этнологии, этномузыкологии, искусствоведения накопили богатый научный потенциал; существуют очаги народных традиций и их носители; сложилось гражданское общественное движение, объединяющее специалистов из разных областей науки, культуры и искусства. Актуальность и продуктивность общественного движения достигается единым подходом к народной традиционной культуре как целостному явлению  в современной национальной культуре.

Первоочередной и не терпящей отлагательств задачей является выработка государственной политики в области сохранения и поддержки народной традиционной культуры и закрепление ее в Законе «О Государственной политике РФ в сфере народной традиционной культуры». Заказчиком в разработке Закона должно выступить государство.

Закон должен учитывать международные правовые акты (Конвенция ЮНЕСКО и Фаросская конвенция СЕ). В отечественной законодательной практике есть такой опыт. В двух регионах России - Вологодской области (2004 год) и Краснодарском крае (2007 год) - приняты соответствующие Законы.

Одновременно с разработкой Закона должна быть принята программа конкретных мер по его реализации. Одним из механизмов реализации Закона должна стать Федеральная целевая программа по сохранению и поддержке народной традиционной культуры РФ. В этой программе необходимо учесть интересы и возможности как государственных, так и общественных структур. Среди таких институций, на протяжении многих десятилетий осуществляющих деятельность в области сохранения и изучения традиций народной культуры, выделяются:

- академические научные фонограммархивы и вузовские подразделения, хранящие документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, раскрывающие богатство и самобытность культурных традиций русского и других народов, населяющих Россию;

- отделения и факультеты в вузах, работающие по программам подготовки специалистов в области этномузыкологии, филологии, народного художественного творчества, народно-певческого искусства;

- научно-исследовательские, учебные и творческие коллективы (центры, клубы, ансамбли вне зависимости от ведомственной принадлежности), они составляют основу Общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», которая ставит своей целью сохранение и воссоздание в подлинном, этнографически достоверном виде традиций народной культуры.

Эти организации, коллективы и их деятельность оказались за рамками финансовой поддержки. Совершенно очевидно, что все эти структуры должны ее получать в той или иной форме.

Закон и ФЦП должны также закрепить статус национального достояния за школами народных промыслов с их уникальными технологиями и техниками, художественными системами и стилистическими особенностями.

Организация мониторинга состояния народной традиционной культуры во всех российских регионах поможет учесть не только существующие формы художественной активности населения, но и социовозрастную структуру сообщества, наличие коренного населения, объем «культурной памяти» народа, сохранившиеся хозяйственные, обрядово-праздничные, педагогические практики и всю инфраструктуру существования народной традиционной культуры. Мониторинг необходим для разработки стратегий и конкретных мер развития локальных культур регионов с использованием их этнокультурного потенциала. Результаты мониторинга актуальны для восстановления и развития инфраструктуры сельских территорий как системообразующей культурной среды. Они позволят получить объективные данные для создания Государственного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов России. К сожалению из этой работы выключен Российский фольклорный союз.

Остро стоит вопрос о придании особого государственного статуса фондам документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам фольклорно-этнографических материалов). Фонды имеют важное историко-культурное значение и содержат информацию о системе исторически сложившихся культурных ценностей народов России - о нравственных и эстетических идеалах, нормах поведения, диалектах и говорах, обычаях и обрядах, традициях народной художественной культуры в ее аутентичных формах. Материалы каждой коллекции уникальны и неповторимы, так как в записях зафиксирован объем информации, относящийся к опыту и памяти носителей этнокультурной традиции в ее самобытной, локально определенной форме в тот или иной исторический период. Необходимо переложение фондов и коллекций на современные электронные носители.

Коллекции фольклорно-этнографических материалов имеют принципиально комплексный, целостный характер и включают аудио- и видеозаписи, фотоматериалы, рукописные документы, а также предметы материальной культуры (образцы музыкальных инструментов, костюма, предметов быта).

Фольклорно-этнографические фонды, находящиеся на хранении в вузах, музеях и других учреждениях, не учтены на уровне единого Государственного Реестра. Работы по созданию, систематизации и сохранению коллекций по народной традиционной культуре требуют правовой и финансовой поддержки, как на уровне организаций, так и на уровне системы управления.

Представляется особенно актуальным выполнение государственных функций и задач в области сохранения и освоения наследия народной материальной и нематериальной духовной культуры народов России, а именно:

- придание особого государственного статуса имеющимся архивным коллекциям материалов по народной традиционной культуре (фольклору и этнографии); разработка  и внесение дополнений к архивному законодательству Российской Федерации в части, касающейся звуко- и видеозаписей фольклорно-этнографического характера (статус коллекций, требования к их паспортизации, условия хранения ); разработка дополнений к законодательству об авторских и смежных правах (в части, касающейся  прав исполнителя и создателя звуко-, видеозаписи);

- целевая поддержка деятельности научных и образовательных учреждений по проведению фольклорных экспедиций, направленных на пополнение коллекций, экспертизу состояния и поддержку традиций народной культуры в их живом бытовании;

- выделение целевых средств на обеспечение сохранности имеющихся фондов и обеспечения доступа к ним (реставрацию и научное описание имеющихся фольклорно-этнографических коллекций и создание фонда страховых копий; создание на основе современных информационных технологий общероссийской базы данных об имеющихся собраниях фольклорно-этнографических материалов).

Еще одной важнейшей государственной задачей стратегического характера является создание системы непрерывного образования в целях подготовки кадров:

  • Осуществление разработку и утверждение государственных стандартов образовательных программ, ориентированных на изучение и освоение традиций народной культуры в системе начального, среднего и высшего звеньев профессионального образования.
  • Открытие в средних и высших учебных заведениях специализированных структуры (отделения, кафедры, факультеты) с целью подготовки профессиональных кадров в области фольклористики, этномузыкологии, этнологии, этнолингвистики, искусствоведения, способных решать задачи сохранения, поддержки и воссоздания форм народной традиционной культуры, а также в области традиционного воинского искусства, оздоровления и реабилитации, специализированной психологической подготовки.
  • Создание разветвленной сеть детских учреждений в сфере дополнительного образования, выполняющих учебные и воспитательные функции на основе народных традиций (школы, центры, студии фольклора и традиционной воинской культуры).

Положительный опыт подготовки кадров по специальности «Этномузыкология» (утверждена в 2003 г.), зафиксированный в Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Казанской государственных консерваториях, Воронежской государственной академии искусств, Вологодском государственном педагогическом университете, должен стать основой для закрепления данной образовательной программы в перечне специальностей высшего профессионального звена. Необходимо продолжить реализацию образовательных программ подготовки кадров по утвержденным специальностям: «Этномузыкология», «Народное художественное творчество» на сегодняшний день наиболее полно отражающих сущность и специфику народной традиционной культуры и востребованных на уровне решения поставленных задач.

При этом возникает потребность увеличения контрольных цифр приема на данную специальность до 10-12 человек в год (вместо 3-5 мест в 2008-2009 учебном году).

Назрела необходимость разработки государственного стандарта и утверждения специальности «Музыкальная фольклористика» («этномузыкология») на уровне среднего звена (музыкальное училище, музыкальный колледж, училище искусств), что позволит сформировать систему непрерывного образования в сфере народной традиционной культуры.

Необходимо развивать и поддерживать фольклорные отделения в детских школах искусств и музыкальных школах, которые ставят своей целью освоение различных форм народной традиционной культуры.

Создать специализированные школы в местах традиционных народных промыслов и восстановить прежде существовавшие, также со своим госстандартом, учитывающим содержательные параметры народного декоративно-прикладного искусства.

Народная традиционная культура, благодаря заложенному в ней потенциалу, при грамотном управленческом воздействии может стать ресурсом развития российских территорий и сообществ, однако на данный момент в этой сфере наблюдается дефицит специалистов в области управления.

Необходимо ввести соответствующие разделы и циклы дисциплин по народной традиционной культуре в имеющиеся образовательные программы высшего профессионального образования (раздел «этнопедагогики» в программу подготовки педагогических кадров; дисциплины «народное музыкальное творчество», «народная художественная культура» в программы подготовки кадров по специальностям в области культуры и искусства).

Сохранение духовных и нравственных ценностей жизни, культуры, образования, воспитания должно иметь в обществе приоритетную значимость и актуальность. Эту задачу необходимо осознать как важнейшую в вопросах национальной безопасности страны. Утрата духовно-нравственных ориентиров, полная потеря идеалов и ценностей, принятых в исторической жизни предшествующих поколений людей, требует от различных гражданских сил общества консолидации и объединения усилий вокруг исторически сложившихся в России традиционных религиозных конфессий, несущих на протяжении многих столетий для народов нашей страны традиционные духовные ценности.

В настоящее время отсутствует целенаправленная и законодательно закрепленная культурная политика в области системного представления народной традиционной культуры в СМИ. Если на некоторых региональных теле- и радиоканалах существуют тематические программы, посвященные культуре различных народов России, то на центральных каналах их практически нет.

Народная традиционная культура должна занять достойное место в пространстве масс-медиа (в том числе, в Интернете), в государственных СМИ.

В этих целях необходимо принять следующие меры:

- Предоставить эфирное время для специальных передач и периодических программ, к примеру, с названием «Народная традиционная культура» (если не по РТР, то на канале «Культура»).

- Объявить конкурс на лучшую радио- или телепередачу о фольклоре под рубриками «Фольклорная экспедиция», «Народные голоса России», «Культура казачества», «Дневники о России» и т.д.

- Привлекать к пропаганде фольклора в СМИ собирателей, исполнителей, любителей народной культуры и специалистов разных уровней. Найти место таким специалистам в сложившемся ряду «медийных лиц» и экспертов, привлекаемых к участию в различных общественно-политических ток-шоу на радио и ТВ.

- Инициировать создание передач, рассказывающих о народной культуре не как о музейно-исторических формах либо специализированном «хобби» отдельной «субкультуры», а как об основах жизни каждой конкретной семьи, сохранившихся до сих пор.

Российское движение за сохранение народной традиционной культуры объединяет в настоящее время сотни тысяч участников. В его рядах деятели культуры и искусства, науки, представители органов власти и управления, организаций культуры и образования, церкви, бизнеса. Они входят в Общероссийскую общественную организацию «Российский фольклорный союз» и КПИ «ПоходЪ». Деятельность участников этих организаций носит инновационный характер. Возвращение общества к позитивным ценностям этнической культуры обеспечит его динамичное развитие. Усилия этого движения на российских территориях способствуют изменению культурной, социальной и экономической ситуации. Под воздействием факторов народной традиционной культуры идет формирование активной социальной, политической и, в целом, жизненной позиции населения, осуществляется морально-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, восстанавливается инфраструктура сельских территорий, осуществляется реабилитация людей с ограниченными возможностями, решаются проблемы безработицы и многое другое. Работа по патриотическому и духовному воспитанию подрастающего поколения проводится Российским фольклорным союзом и КПИ «ПоходЪ»в тесном взаимодействии с представителями традиционных конфессий России.

Проблема согласования действий государства и общества может быть решена путем создания Координационно-экспертного Совета специалистов разных ведомств, входящих в Российский фольклорный союз, с одной стороны, и, с другой стороны, представителей министерств и др. государственных органов, область деятельности которых связана с народной традиционной культурой. Многолетний опыт продуктивной деятельности Союза, присутствие в нем специалистов самой различной направленности, охват организацией большинства российских регионов может способствовать проведению экспертизы и давать оценку предпринимаемым государством действий (например, в грантовой поддержке проектов, связанных с народной традиционной культурой, в создании Государственного реестра объектов народной традиционной культуры (в том числе и нематериальной) народов России и др. вышеизложенных действиях).

Одной из стратегических задач Совета должно способствовать усиление консолидации научных (академических) образовательных и культурных учреждений, общественных организаций в издательской, концертно-исполнительской и других видах деятельности, направленной на сохранение, изучение и позиционирование народной традиционной культуры.

Государственный протекционизм по отношению к народной традиционной культуре и оперативное решение перечисленных задач позволят в сжатые сроки сформировать общее понимание и подход к народной традиционной культуре на всём культурном пространстве России и шире и с ее помощью начать системное решение множества современных проблем, стоящих перед государством и обществом.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий