Дж. Мэйсон. «Ты родился оригиналом, не умри копией!», Фельдман и Райс. «Строго конфиденциально: юношам о девушках». Ч. Ингрэм «Любовь, секс и супружеские отношения», «Ключ к финансовому превосходству», «Библейские советы современному менеджеру». Последние две книги вполне в духе протестантской трудовой этики. Просматриваю журнал «Международная миссия» Читаю: «В Москве открыто помещение для детских воскресных занятий: теперь дети с самого маленького возраста и до десяти лет каждые выходные получают огромную порцию счастья. Родители говорят, что теперь детей трудно выводить из церкви».
Прочитал и тяжело вздохнул, подумав о нашей воскресной школе. В другой статье читаю: «Сейчас в России идет пробуждение. Волна новых церквей основывается бывшими наркоманами, которые являются радикальными учениками в служении Господу».
На втором этаже - кафе. Здесь стоит острый запах кофе. Огромное количество людей, особенно молодежи и детей. Практически все девушки в брюках с распущенными волосами. Люди разных национальностей, особенно много армян. Оживленно общаются, много улыбок и смеха. Нет неряшливо и убого одетых. Никто на нас не обращает пристального внимания. Лица открыты, нет хмурых, кислых физиономий или смотрящих подозрительно и недобро. Перед входом в большой зал ящик для пожертвования с вывеской: «Накорми голодного». В зале 2 экрана на каждом из которых мельтешат малопонятные фотографии, на высоких децибелах звучит ритмичная музыка. Впечатление, что сейчас начнется дискотека. Ровно в 17:00 началось молодежное собрание. Начали со «служения прославления», пошел мощный «разогрев». Особенно классным был ударник. Звучит речевка: «найди себя», «исцелись», «смотри вперед» и т.п.
«Небеса - вот наша цель
И до конца
Мы сможем этот путь пройти
Ведь с нами Ты!»
Завелись с полуоборота. Воздетые руки, притопывания. На экране тексты песнопений и библейских стихов на русском и английском языках.
«Каждый человек, все творение
Преклоняется перед Тобой!
Ты лишь Один, Ты Единственный,
Кто прощает всякий грех».
«Ведь с нами Ты, с Тобой поднимем крылья, как орлы!»
«Небеса - вот наша цель
И до конца мы можем этот путь пройти -
Ведь с нами Ты!»
«Все вокруг, каждый из нас
Воздает Тебе хвалу!
Выше всех Имя Иисуса
Воздадим хвалу Ему!»
Припевы часто повторяются, поддерживая тонус. В конце песнопений раздаются выкрики: «Аллилуйя!», «Слава Тебе, Иисус!», «Слава Тебе, Бог!»
«Я вижу, как Царь Славы
В облаках идет с огнем
Трепещет все, трепещет все!»
«Я вижу, как любовью
Все грехи омоет Он
Земля поет, земля поет:
Осанна! Осанна!
Осанна Богу в вышних!
Осанна Богу в вышних!»
Вряд ли можно назвать приведенные стихи относящимися к высокому штилю.
«Сердце исцели, омой
В мир неведомый мои глаза открой
Научи любить как
Как Ты всех любишь!»
Мой спутник активно комментирует: «Духовный призыв, душа раскрывается, духовный прорыв, через терния к звездам!»
«Поднимите все руки к Богу» - призывает со сцены проповедник странноватого вида в туфлях на босу ногу.
«Поклоняемся Тебе - Великому Богу
Коснись наших сердец
Мы жаждем Твоего присутствия!»
И снова рукоплескания. Подумал: «С вами не соскучишься, мертвого расшевелите».
«О, Иисус! Живи во мне!
Нужен мне лишь Ты
Я так люблю Тебя
Так сильно люблю я!»
Что-то от экзальтации средневековых латинских «святых», о чем часто говорит профессор Осипов.
«Помолюсь Тебе, Иисус
Я всей душой помолюсь
Я всей душой помолюсь
Воспою Тебе, Иисус
Я духом сердца своего».
«В новом сердце горит огонь Твоей любви».
Мой спутник:
«Радение началось - надо разогреться, чтобы накатило».
Молодая девушка, по виду армянка, прочитала притчу о десяти девах, после чего, закрыв глаза, стала темпераментно молиться: «Приди, Бог, исцели, приди в каждую семью».
«Пусть мир придет на Ближний Восток» и т. д.
«Поднимите руки, кто пришел впервые» - внимание к новичкам, аплодисменты. Наблюдаю за молодым симпатичным парнем, сидящим слева: волнуется, на лице румянец - он один из поднявших руку. К концу трехчасового собрания он уже подпевает, но пока еще не притоптывает.
«Поднимите руки, кто присоединился за последние три месяца». Десятка два присутствующих подняли руки. Для них проводятся т. н. «Вэлком-вечер» - «в домашней уютной обстановке». «На этом вечере Вы можете задать любые вопросы, а мы в свою очередь сделаем все возможное, чтобы этот вечер стал приятным и незабываемым!»
«Спаситель может сдвинуть горы
Он способен спасти!»
По рядам стали передавать небольшие пластмассовые ведерки, прикрытые бархатными накидками - начали сбор пожертвований.
«Пойду я за Тобой
И все, что я имею,
Тебе я отдаю!»
«Мы находимся в духовной пустыне
Мы жаждем, мы изголодались!»
«Привет из Лос-Анджелеса!» - начинает свою проповедь гость из Америки Леонид. (В процессе проповеди он неоднократно называл себя просто «Леня».) Мужчина небольшого роста, лет пятидесяти с лишним. Крепко сбит, спортивен, динамичен. Родом из Прибалтики, жил в Сибири, Москве, оказался в Америке. Рассказывает об американском городе Сакраменто. «Здесь сто пятьдесят церквей, и все - разные: с косынками и без косынок, церкви, где прыгают и где - нет».
Больше часа проповедник полностью владеет аудиторией. Умело вплетает детали биографии, ни одного слова мимо. Раскован, чувствует себя как рыба в воде, отличный знаток молодежной психологии. Нарочитость, слащавость, сентиментальность напрочь отсутствуют. Жестикуляция и динамика передвижений умеренная, не отвлекает от содержания того, о чем говорит. Зачитывает текст из 3-й книги Царств - там, где повествуется о пророке Илии. Надо же, и при предыдущем посещении собрания пятидесятников в Царицыно проповедь тоже была посвящена этому пророку. Артистичен без перебора, много, не перебарщивая, шутит. Повествуя о деяниях Илии пророка, использует наглядные материалы: пару поленьев, бутылку с водой, несколько небольших емкостей, в которые льет воду, наглядно изображая события (при этом пару раз пьет из бутылки воду).
Я подумал:
«А ведь так складывается обрядность, символически отражая библейские события».
В молодости «Леня» был поваром, тренером по единоборствам, увлекался мотогонками. В армии служил в десантных войсках (как и главный пятидесятник - С. В. Ряховский). Приводил много примеров из жизни - учел опыт юности, когда, по его словам, на молитвенных собраниях просыпался, слыша примеры или прекращал в это время игру в крестики-нолики. Запомнился рассказ о бывшем сотруднике НКВД, который, будучи глубоко стар, никак не мог умереть. Убийца сотен людей. Особенно поразила его смерть одного евангельского христианина, от которого требовали назвать имена и адреса братьев по вере. Ему перебили и отбили все, что только можно, кроме правой руки - чтобы можно было подписать донос. Поднял он эту руку, говоря своим мучителям: «Благословляю вас, желаю вам спасения!» - и сразу был расстрелян. Эта смерть не давала старому чекисту умереть. «Самое ужасное - умереть нераскаянным грешником» - подчеркнул проповедник. «А ты готов встретить смерть, может быть даже и сегодня!?» «Я жил во грехе, но невозможно жить с Богом и грешить». Грехом была первая связь, «первая любовь» с одноклассницей. Хотя он и уверовал, однако не он ее привел к Богу, а она его увела в мир. Жизнь верующего человека представлялась серенькой, неперспективной, ведущей в тупик. Образумился, разорвал связь: «Огонь приходит тогда, когда все отдано».
«Я буду любить Твое Слово
Я избираю чистую жертву
Я отдаю Тебе свои проблемы
Я буду добрый, как Ты
Да будет Твоя воля
Моя жизнь в Твоих руках, Иисус
Ты моя жизнь, я отдаю свою жизнь Тебе!»
По призыву проповедника все склонили головы, закрыв глаза.
Проповедник негромко, напряженно-требовательно вопрошает: «Готов ли ты к встрече с Иисусом? Примирись с Богом. Это твой вечер - не уходи от Бога.» Затем: « Выходите сюда, не стесняйтесь, иди вперед во Имя Иисуса, говори с Иисусом!» Вышло шестьдесят, нет, сто, или даже сто пятьдесят человек. Это была кульминация. Хор запел:
«Дух Святой, приди! Дух Святой, коснись! Мы так жаждем, Бог! Мы так жаждем!»
«Иисус, я иду к Тебе! Прими меня таким, какой я есть. Прости, очисти, я нуждаюсь в Тебе; пусть Твоя кровь очистит меня.» - восклицал проповедник, окончательно разойдясь.
«Пусть Твой огонь зажжет их сердца! Огонь, сойди во Имя Иисуса и сожги их нужды!»
Достигнув кульминации, обстановка стала постепенно утихомириваться. Вдруг, уже более-менее спокойный проповедник резко ополчился на диавола и стал вопить:
«Дух смерти, во Имя Иисуса Христа - вон! Всякая немощь, во Имя Иисуса Христа, убирайся вон! Исцелитесь и будьте свободны! Исцелись и славь Бога! Крепко ухватись за полы Господа!»
«Кого Бог коснулся - поднимите руки» - призвал проповедник и потом:
«Дайте им подарок!»
Вручая подарок, громко:
«Жизнь с Богом - это прекрасно!» Аплодисменты.
Своим восхищением от собрания поделился гость из Швеции. Прозвучало заключительное:
«Воздадим славу Богу и пойдем за Ним! Хорошей, благословенной недели!»
Выходя из зала, слышу диалог:
«Ну как?» - спрашивает молодой адепт пятидесятничества впервые приведенного «объекта миссионерского воздействия».
Тот в ответ:
«Режиссовка классная, артисты тоже».
Я не согласен с такой примитивной оценкой - все гораздо сложнее.
1. Re: Москва инославная. Пятидесятники