Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе

Янина  Алексеева, Русская народная линия

27.11.2012


Об одном русском прочтении болгарской независимости …

За последние 20 лет -  годы демократии в Болгарии  («свободии», как называет ее простой народ, подчеркивая отличие от настоящей свободы), мы стали свидетелями многих издевательств над русскими памятниками, а то и участниками «живых цепей» в защиту их от сноса или поругания. Свидетелями того, как за одну ночь скульптурная группа памятника Советской Армии в Софии была раскрашена под героев американских комиксов, как пловдивского «Алёшу» чуть было не «перефасонировали» (использую газетную терминологию по данному случаю)  в бутылку кока-колы. Но все это касалось памятников советского периода. На памятники освобождения Болгарии от османского ига открыто никто не посягал. Но вот, на днях с экрана телевизора, а потом и в других СМИ прозвучал призыв к гражданам ответить в «фейсбуке» на вопрос: хотят ли они, чтобы Патриарший кафедральный собор в Софии носил имена св.св. братьев Кирилла и Мефодия, или же хотят какое-либо другое имя (цитата из передачи  Канала 1 БНТ «История BG» от 19.11.2012).

То есть как это - хотят? Собор задуман, построен и освящен в 1924 году с именем святого благоверного князя Александра Невского (с приделами во имя св св. Кирилла и Мефодия и во имя св. царя Бориса - крестителя болгар). Да, во время Первой мировой войны, когда Болгария и Россия оказались в разных военных союзах, в 1915 г. собор  переименовали, и такое положение оставалось  до 1920 г. Но, по справедливому замечанию участника дискуссии в студии «Истории BG», болгарского публициста Георгия Тодорова, это было переименованием «не родившегося Петко», ведь храм рождается с освящением. Впрочем,  вряд ли эта дискуссия и голосование были затеяны справедливости ради. И - случайно ли? - в дни траура по Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму, спустя всего две недели после его блаженной кончины. Не терпится...

«История BG», продукция Болгарского национального телевидения - передача совсем новая. Первый ее выпуск от 29.10.2012 г. был посвящен 100-летию Первой балканской войны, тогда ведущим в студии был д-р истории Горан Благоев. Во втором, вышеупомянутом выпуске от 19.11., посвященном 100-летию Патриаршего кафедрального собора во имя св. Александра Невского в Софии,  этот «большой друг» России присутствовал в качестве гостя вместе с настоятелем собора епископом Тихоном, двумя кандидатами философских наук из Софийского университета, публицистом Георгием Тодоровым и многочисленными учащимися классической гимназии на заднем плане.

Ведущий передачи, д-р философии Андрей Захариев, начиная дискуссию по поводу Патриаршего собора, сразу взял быка за рога:

«Есть ли что-то спорное в этом бесспорном символе Болгарии?»

По мнению д-ра Благоева, собор воплощает много политики - геополитики, государственной идеологии, а «Александр Невский - не какой-нибудь святой, Александр Невский - русский святой воин, и культ его, как святого воина и князя, налагает  Петр Первый своим декретом. Его не создает Русская Церковь - не канонизирует. Он налагает свою иконографию - в России она сохраняется до революции, видим ее и в храме-памятнике св. Александра Невского. Петр Первый запрещает изображать святого в монашеском одеянии - ему не нужен святой владетель-монах, ему нужен святой - воин, через которого он сможет обосновать русские претензии на Прибалтику».

Оставим за кадром «образованность» двух докторов (кандидатов наук по-нашему) - Благоева, считающего св. Александра Невского неканонизированным святым, и Захариева, назвавшего его чуть позже «самодержцем» - возможно это «оговорка по Фрейду», тем более, что доктор истории поддерживает доктора философии в его заблуждении, называя благоверного князя «тотальным символом русского самодержавия».

Вступивший в беседу публицист Георгий Тодоров, очень вовремя напомнил о существующей иерархии, на вершине которой - Бог.  О необходимости сверять с Ним начало, середину и конец, если мы хотим понять суть какого-либо явления. Напомнил о том, что все христианские храмы посвящены Богу, а люди становятся святыми лишь через Христа. Ведущий назвал это «другой тезой» в дискуссии, а не другим - духовным - вИдением. Без которого невозможно понять русской жертвы, а ведь этот собор - памятник 200 тысячам русских, погибших за свободу Болгарии,  благодарность православного болгарского народа своим братьям по крови и вере.

«Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». (Достоевский Ф. «Дневник писателя»).

Федор Михайлович как в воду глядел!

София зимаВ тот же день, 19.11.2012, на сайте «Культура БГ» вышла статья (16 страниц шрифтом в 12 пунктов)  Горана Благоева « Храм как политическая конъюнктура» с подзаголовком «Об одном болгарском прочтении русского самодержавия».  

В качестве эпиграфа к статье можно взять выражение «Все дороги ведут в Рим». В Третий Рим. Грозное напоминание Болгарии о том , что Москва есть Третий Рим  д-р Благоев узрел даже в выборе архитектурного стиля для собора в Софии - неовизантийского.

Но  А.Н. Померанцеву досталось не только за это. Более даже - за  беспрецедентную якобы алчность: автор статьи настаивает на том, что знаменитый русский архитектор загнул за проект 10% от стоимости собора (!), не собираясь уступать ни стотинки. А еще прихватил «хорошо оплаченный проект» храма в с. Шипка, который, если верить Благоеву, посвящен Рождеству Христову отнюдь не случайно, а с намеком на Храм Христа Спасителя (Рождества Христова) в Москве, построенного в честь победы над Наполеоном.

Если большой спец по истории и не знает, что решающая победа на Шипке была одержана в дни празднования Рождества Христова, то неужели не помнит заснеженные сюжеты «шипченских» картин В. Верещагина? Нет, никаких церковных и гражданских календарей, никаких времен года в политике не существует. Как не существует для д-ра Благоева духовного мира. А в посвящении этих двух - в Москве и на Шипке - храмов Рождеству Христову, для него «несомненна параллель между победоносными войнами Александра I и Александра  II».

Кстати,  вот и суждение Благоева об Александре II:

«Конъюнктура новосозданного княжества не просто связывает Русского Императора с харизмой Царя освободителя, а переносит некритично в болгарскую среду имя, которым его прославили  русские крестьяне из-за отмены крепостного права в 1861 г.».

 

Интерьер собора св. Александра Невского в Софии, как видится автору вышеупомянутой статьи, «подсказывает сильное влияние» того же храма Христа Спасителя в Москве. Львиную долю росписи собора, разумеется, загребли себе русские - какой-то там Васнецов, Бруни, Савинский, Мясоедов... Что до патрона софийского храма, то  «демонстрация через иконы упования новгородского святого князя на помощь Божию, которая не оставляет его в судьбоносном сражении со шведами, имеет еще один план. Это должно внушить подданным почитание мужества и глубокой веры других «Александровцев» - Александра I в войне с французами и Александра II в войне с турками. Очевидно такого же эффекта добивались и через изображения святого в софийском храме-памятнике».

«Итак», - подводит нас к скорбному заключению д-р Благоев. - «В очередной раз православие поставлено обслуживать государственные интересы: золотые (неоднократно позолоченные за русские деньги - прим. переводчика), ослепительные купола этого храма по ошибке и невежеству указывают миру, что идеал Болгарии - святость русского идеала. Не является ли это неестественным для будущего и прошлого народа, который имел в прошедших своих веках столько великих царей? Не унизительно ли любящему свою независимость до самопожертвования народу то, что для него создают чуждых его идеалам кумиров  и вкладывают в его грудь два сердца - одно болгарское и одно  русское, при условии, что последнее должно биться сильнее первого?»

«...Любящему свою независимость до самопожертвования народу...»

А что сказать о народе, готовом пожертвовать собой ради чужой независимости? Что у него в груди большое христианское сердце, которое бьется сильнее, чем сердце болгарское или сердце русское.

Да,  при нынешнем плюрализме  возможно любое прочтение русского самодержавия. Но остается правда истории - то самое сражение на Шипке в дни Рождества Христова: Христова правда и Христова победа.

 

Янина Алексеева, г. София, Болгария

 

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. Артур : Ответ на 7., Иоанна:
2012-12-05 в 10:03

Прочитал, Иоанна... Горько, конечно, но не удивительно. Такие взгляды ведь совершенно свободно циркулируют и в среде Русской Церкви - здесь у нас. Даже здесь - на форуме. Думаю. в какой-то степени это и мировоззрение, а в какой-то - политическая конъюнктура. Впрочем, в любом случае - вам там от этого не легче ((
7. Иоанна : Ответ на 6., Артур:
2012-12-04 в 23:56

Спасибо, дорогой Артур. Рада, что отозвались.
Отвечаю на вопрос. Ревность, может, и есть, хотя никто не умаляет роли болгар и Болгарской Церкви. Во время визита в Болгарию Святейший об этой роли сказал, так и на это обиделись, назвали „снисходительным похлопыванием по плечу младшего брата”. В общем, как в песне про дедушку и ослика.

Знаете, что комплексы неполноценности вышибаются комплексом превосходства – это классика, Альфред Адлер. И вот какие перлы это рождает:
„Всякое заигрывание национализма с православным или каким бы то ни было другим исповеданием обыкновенно беременно тем, что может быть названо фашизоидным. Думаю, что в настоящее время именно это делает русское государство, и я еще раз скажу вам чему это обязано – абсолютному идеологическому краху этой по существу азиатской коммунистической державы, которая в настоящее время не имеет ресурса, чтобы присутствовать на мировой исторической сцене с какими бы то ни было другими идеями, кроме как с такими злоупотреблениями сокровенным, как, например, православие, религиозность и так далее”.

И „ … превратили православие в некий своеобразный фашизоидный авангард, с которым русская сторона осуществляет свой натиск на Европу”.
http://podvorie-sofi...-11-yanvarya-2009-g/

Это слова профессора, богомольца Патриаршего подворья в Софии, на Первом канале Болгарского национального ТВ. Через наше Подворье проходит линия фронта.
6. Артур : Ответ на 5., Артур:
2012-12-04 в 21:25

Я имел в виду ревности со стороны болгар, конечно...
5. Артур : Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе
2012-12-04 в 20:54

C Праздником, дорогая Иоанна!

Больно читать это всё… ((((. И пока читал, тоже Леонтьев вспоминался, вот уважаемый Ерусалимец опередил… Конечно, мы сопереживаем вашей общине и молим Бога за Вас!

Скажите, пожалуйста, а не чувствуется во всем этой следа такой ревности, что ли… Все же Болгарская церковь старше Русской и с самого начала пользовалась известной автономией?
4. Иоанна : помолитесь о нас, дорогие братья и сестры!
2012-12-04 в 18:39

Прошу прощения, неточно выразилась. Война болгарских русофобов-обновленцев против нашего Патриаршего подворья в Софии идет не один год. Год назад война перешла в открытую фазу, а с Великого поста Подворье подвергается „ковровым бомбардировкам” определенных СМИ – после того, как отец настоятель отказался принять ИХ ультиматум, предполагающий:

- „деликатное присутствие русских священников”, их „чисто церемониальные функции” (цитата из интервью главы повстанцев) на Подворье (= отказ от реального руководства храмом);
- соблюдение конституционных прав (не шучу!) „богоизбранных” мирян;
- никаких увольнений и перемещений болгарских клириков, хористов и персонала без согласования с „руководством”;
- никаких посягательств на календарь (на новоюлианский, как во всей Болгарии, отнимающий у проживающих в стране русских дни особо чтимых ими икон и русских святых);
- никаких отмен чтения в храме (Псалтири, Евангелия и др.) на болгарском (!);
- и, разумеется, никакой русской литургической традиции ;
- вообще никаких русских традиций и русского духа в ИХ храме.
Наше дело – ремонтировать, реставрировать, чистить и мыть ИХ храм к празднику, все ж храм – собственность Российской Федерации.

Подробности на русском языке:
http://ru.pravoslavie.bg/?p=4156&;cpage=1#comment-73187
http://ru.pravoslavie.bg/?p=4745
//ruskline.ru/m...orba_russkogo_hrama/

И просьба помолиться о нас!
3. Иоанна : Ответ на 1., Екатерина Домбровская:
2012-12-03 в 20:19

Спасибо, дорогая Екатерина. Справедливости ради нужно сказать, что болгар русофилов еще много, и что они сами страдают из-за этого разделения со своими соплеменниками – на русофилов и русофобов.

В войне русофобов против Патриаршего подворья в Софии (= против Русской Православной Церкви и России), продолжающейся ровно год, болгары-русофилы с нами, русскими, как и некогда - на Шипке!

С праздником всех Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! На Русском подворье в Софии, увы, календарь, как и во всей Болгарии, новоюлианский, так что праздничной службы нет.
2. ерусалимецъ : Автору
2012-11-27 в 20:12

Хорошо о различии болгарского и греческого национализмов писал старик Леонтьев. Читали, поди, дорогая Иоанна? Греческий национализм пропитан религиозным, православным началом, а болгарский - изначально безрелигиозен.
Впрочем, Вам там, в Софии виднее!
1. Екатерина Домбровская : Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе
2012-11-27 в 15:49

@«...Любящему свою независимость до самопожертвования народу...»

А что сказать о народе, готовом пожертвовать собой ради чужой независимости? Что у него в груди большое христианское сердце, которое бьется сильнее, чем сердце болгарское или сердце русское.@

Замечательное напоминание патриотам всех стран и национальностей, что силу жизни, правду в самом себе несет только христианский патриотизм, и христианская политика. Что и оставила нам в наследство наша Великая духом и делом Россия.
Низкий поклон автору за сильный, мужественный и убедительный взгляд на то, чем сегодня болен мир.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме