Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе

Об одном русском прочтении болгарской независимости

Новости Москвы 
0
804
Время на чтение 6 минут

За последние 20 лет - годы демократии в Болгарии («свободии», как называет ее простой народ, подчеркивая отличие от настоящей свободы), мы стали свидетелями многих издевательств над русскими памятниками, а то и участниками «живых цепей» в защиту их от сноса или поругания. Свидетелями того, как за одну ночь скульптурная группа памятника Советской Армии в Софии была раскрашена под героев американских комиксов, как пловдивского «Алёшу» чуть было не «перефасонировали» (использую газетную терминологию по данному случаю) в бутылку кока-колы. Но все это касалось памятников советского периода. На памятники освобождения Болгарии от османского ига открыто никто не посягал. Но вот, на днях с экрана телевизора, а потом и в других СМИ прозвучал призыв к гражданам ответить в «фейсбуке» на вопрос: хотят ли они, чтобы Патриарший кафедральный собор в Софии носил имена св.св. братьев Кирилла и Мефодия, или же хотят какое-либо другое имя (цитата из передачи Канала 1 БНТ «История BG» от 19.11.2012).

То есть как это - хотят? Собор задуман, построен и освящен в 1924 году с именем святого благоверного князя Александра Невского (с приделами во имя св св. Кирилла и Мефодия и во имя св. царя Бориса - крестителя болгар). Да, во время Первой мировой войны, когда Болгария и Россия оказались в разных военных союзах, в 1915 г. собор переименовали, и такое положение оставалось до 1920 г. Но, по справедливому замечанию участника дискуссии в студии «Истории BG», болгарского публициста Георгия Тодорова, это было переименованием «не родившегося Петко», ведь храм рождается с освящением. Впрочем, вряд ли эта дискуссия и голосование были затеяны справедливости ради. И - случайно ли? - в дни траура по Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму, спустя всего две недели после его блаженной кончины. Не терпится...

«История BG», продукция Болгарского национального телевидения - передача совсем новая. Первый ее выпуск от 29.10.2012 г. был посвящен 100-летию Первой балканской войны, тогда ведущим в студии был д-р истории Горан Благоев. Во втором, вышеупомянутом выпуске от 19.11., посвященном 100-летию Патриаршего кафедрального собора во имя св. Александра Невского в Софии, этот «большой друг» России присутствовал в качестве гостя вместе с настоятелем собора епископом Тихоном, двумя кандидатами философских наук из Софийского университета, публицистом Георгием Тодоровым и многочисленными учащимися классической гимназии на заднем плане.

Ведущий передачи, д-р философии Андрей Захариев, начиная дискуссию по поводу Патриаршего собора, сразу взял быка за рога:

«Есть ли что-то спорное в этом бесспорном символе Болгарии?»

По мнению д-ра Благоева, собор воплощает много политики - геополитики, государственной идеологии, а «Александр Невский - не какой-нибудь святой, Александр Невский - русский святой воин, и культ его, как святого воина и князя, налагает Петр Первый своим декретом. Его не создает Русская Церковь - не канонизирует. Он налагает свою иконографию - в России она сохраняется до революции, видим ее и в храме-памятнике св. Александра Невского. Петр Первый запрещает изображать святого в монашеском одеянии - ему не нужен святой владетель-монах, ему нужен святой - воин, через которого он сможет обосновать русские претензии на Прибалтику».

Оставим за кадром «образованность» двух докторов (кандидатов наук по-нашему) - Благоева, считающего св. Александра Невского неканонизированным святым, и Захариева, назвавшего его чуть позже «самодержцем» - возможно это «оговорка по Фрейду», тем более, что доктор истории поддерживает доктора философии в его заблуждении, называя благоверного князя «тотальным символом русского самодержавия».

Вступивший в беседу публицист Георгий Тодоров, очень вовремя напомнил о существующей иерархии, на вершине которой - Бог. О необходимости сверять с Ним начало, середину и конец, если мы хотим понять суть какого-либо явления. Напомнил о том, что все христианские храмы посвящены Богу, а люди становятся святыми лишь через Христа. Ведущий назвал это «другой тезой» в дискуссии, а не другим - духовным - вИдением. Без которого невозможно понять русской жертвы, а ведь этот собор - памятник 200 тысячам русских, погибших за свободу Болгарии, благодарность православного болгарского народа своим братьям по крови и вере.

«Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». (Достоевский Ф. «Дневник писателя»).

Федор Михайлович как в воду глядел!

София зимаВ тот же день, 19.11.2012, на сайте «Культура БГ» вышла статья (16 страниц шрифтом в 12 пунктов) Горана Благоева « Храм как политическая конъюнктура» с подзаголовком «Об одном болгарском прочтении русского самодержавия».

В качестве эпиграфа к статье можно взять выражение «Все дороги ведут в Рим». В Третий Рим. Грозное напоминание Болгарии о том , что Москва есть Третий Рим д-р Благоев узрел даже в выборе архитектурного стиля для собора в Софии - неовизантийского.

Но А.Н. Померанцеву досталось не только за это. Более даже - за беспрецедентную якобы алчность: автор статьи настаивает на том, что знаменитый русский архитектор загнул за проект 10% от стоимости собора (!), не собираясь уступать ни стотинки. А еще прихватил «хорошо оплаченный проект» храма в с. Шипка, который, если верить Благоеву, посвящен Рождеству Христову отнюдь не случайно, а с намеком на Храм Христа Спасителя (Рождества Христова) в Москве, построенного в честь победы над Наполеоном.

Если большой спец по истории и не знает, что решающая победа на Шипке была одержана в дни празднования Рождества Христова, то неужели не помнит заснеженные сюжеты «шипченских» картин В. Верещагина? Нет, никаких церковных и гражданских календарей, никаких времен года в политике не существует. Как не существует для д-ра Благоева духовного мира. А в посвящении этих двух - в Москве и на Шипке - храмов Рождеству Христову, для него «несомненна параллель между победоносными войнами Александра I и Александра II».

Кстати, вот и суждение Благоева об Александре II:

«Конъюнктура новосозданного княжества не просто связывает Русского Императора с харизмой Царя освободителя, а переносит некритично в болгарскую среду имя, которым его прославили русские крестьяне из-за отмены крепостного права в 1861 г.».

Интерьер собора св. Александра Невского в Софии, как видится автору вышеупомянутой статьи, «подсказывает сильное влияние» того же храма Христа Спасителя в Москве. Львиную долю росписи собора, разумеется, загребли себе русские - какой-то там Васнецов, Бруни, Савинский, Мясоедов... Что до патрона софийского храма, то «демонстрация через иконы упования новгородского святого князя на помощь Божию, которая не оставляет его в судьбоносном сражении со шведами, имеет еще один план. Это должно внушить подданным почитание мужества и глубокой веры других «Александровцев» - Александра I в войне с французами и Александра II в войне с турками. Очевидно такого же эффекта добивались и через изображения святого в софийском храме-памятнике».

«Итак», - подводит нас к скорбному заключению д-р Благоев. - «В очередной раз православие поставлено обслуживать государственные интересы: золотые (неоднократно позолоченные за русские деньги - прим. переводчика), ослепительные купола этого храма по ошибке и невежеству указывают миру, что идеал Болгарии - святость русского идеала. Не является ли это неестественным для будущего и прошлого народа, который имел в прошедших своих веках столько великих царей? Не унизительно ли любящему свою независимость до самопожертвования народу то, что для него создают чуждых его идеалам кумиров и вкладывают в его грудь два сердца - одно болгарское и одно русское, при условии, что последнее должно биться сильнее первого?»

«...Любящему свою независимость до самопожертвования народу...»

А что сказать о народе, готовом пожертвовать собой ради чужой независимости? Что у него в груди большое христианское сердце, которое бьется сильнее, чем сердце болгарское или сердце русское.

Да, при нынешнем плюрализме возможно любое прочтение русского самодержавия. Но остается правда истории - то самое сражение на Шипке в дни Рождества Христова: Христова правда и Христова победа.

Янина Алексеева, г. София, Болгария

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Ответ на 7., Иоанна:

Прочитал, Иоанна... Горько, конечно, но не удивительно. Такие взгляды ведь совершенно свободно циркулируют и в среде Русской Церкви - здесь у нас. Даже здесь - на форуме. Думаю. в какой-то степени это и мировоззрение, а в какой-то - политическая конъюнктура. Впрочем, в любом случае - вам там от этого не легче ((
Артур / 05.12.2012, 06:03

7. Ответ на 6., Артур:

Спасибо, дорогой Артур. Рада, что отозвались. Отвечаю на вопрос. Ревность, может, и есть, хотя никто не умаляет роли болгар и Болгарской Церкви. Во время визита в Болгарию Святейший об этой роли сказал, так и на это обиделись, назвали „снисходительным похлопыванием по плечу младшего брата”. В общем, как в песне про дедушку и ослика. Знаете, что комплексы неполноценности вышибаются комплексом превосходства – это классика, Альфред Адлер. И вот какие перлы это рождает: „Всякое заигрывание национализма с православным или каким бы то ни было другим исповеданием обыкновенно беременно тем, что может быть названо фашизоидным. Думаю, что в настоящее время именно это делает русское государство, и я еще раз скажу вам чему это обязано – абсолютному идеологическому краху этой по существу азиатской коммунистической державы, которая в настоящее время не имеет ресурса, чтобы присутствовать на мировой исторической сцене с какими бы то ни было другими идеями, кроме как с такими злоупотреблениями сокровенным, как, например, православие, религиозность и так далее”. И „ … превратили православие в некий своеобразный фашизоидный авангард, с которым русская сторона осуществляет свой натиск на Европу”. http://podvorie-sofia.ru/arhiv-otvet-na-peredachu-vera-i-obshhestvo-kanal-1-bnt-ot-11-yanvarya-2009-g/ Это слова профессора, богомольца Патриаршего подворья в Софии, на Первом канале Болгарского национального ТВ. Через наше Подворье проходит линия фронта.
Иоанна / 04.12.2012, 19:56

6. Ответ на 5., Артур:

Я имел в виду ревности со стороны болгар, конечно...
Артур / 04.12.2012, 17:25

5. Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе

C Праздником, дорогая Иоанна! Больно читать это всё… ((((. И пока читал, тоже Леонтьев вспоминался, вот уважаемый Ерусалимец опередил… Конечно, мы сопереживаем вашей общине и молим Бога за Вас! Скажите, пожалуйста, а не чувствуется во всем этой следа такой ревности, что ли… Все же Болгарская церковь старше Русской и с самого начала пользовалась известной автономией?
Артур / 04.12.2012, 16:54

4. помолитесь о нас, дорогие братья и сестры!

Прошу прощения, неточно выразилась. Война болгарских русофобов-обновленцев против нашего Патриаршего подворья в Софии идет не один год. Год назад война перешла в открытую фазу, а с Великого поста Подворье подвергается „ковровым бомбардировкам” определенных СМИ – после того, как отец настоятель отказался принять ИХ ультиматум, предполагающий: - „деликатное присутствие русских священников”, их „чисто церемониальные функции” (цитата из интервью главы повстанцев) на Подворье (= отказ от реального руководства храмом); - соблюдение конституционных прав (не шучу!) „богоизбранных” мирян; - никаких увольнений и перемещений болгарских клириков, хористов и персонала без согласования с „руководством”; - никаких посягательств на календарь (на новоюлианский, как во всей Болгарии, отнимающий у проживающих в стране русских дни особо чтимых ими икон и русских святых); - никаких отмен чтения в храме (Псалтири, Евангелия и др.) на болгарском (!); - и, разумеется, никакой русской литургической традиции ; - вообще никаких русских традиций и русского духа в ИХ храме. Наше дело – ремонтировать, реставрировать, чистить и мыть ИХ храм к празднику, все ж храм – собственность Российской Федерации. Подробности на русском языке: http://ru.pravoslavie.bg/?p=4156&cpage=1#comment-73187 http://ru.pravoslavie.bg/?p=4745 http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/12/01/zhizn_i_borba_russkogo_hrama/ И просьба помолиться о нас!
Иоанна / 04.12.2012, 14:39

3. Ответ на 1., Екатерина Домбровская:

Спасибо, дорогая Екатерина. Справедливости ради нужно сказать, что болгар русофилов еще много, и что они сами страдают из-за этого разделения со своими соплеменниками – на русофилов и русофобов. В войне русофобов против Патриаршего подворья в Софии (= против Русской Православной Церкви и России), продолжающейся ровно год, болгары-русофилы с нами, русскими, как и некогда - на Шипке! С праздником всех Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! На Русском подворье в Софии, увы, календарь, как и во всей Болгарии, новоюлианский, так что праздничной службы нет.
Иоанна / 03.12.2012, 16:19

2. Автору

Хорошо о различии болгарского и греческого национализмов писал старик Леонтьев. Читали, поди, дорогая Иоанна? Греческий национализм пропитан религиозным, православным началом, а болгарский - изначально безрелигиозен. Впрочем, Вам там, в Софии виднее!
ерусалимецъ / 27.11.2012, 16:12

1. Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе

@«...Любящему свою независимость до самопожертвования народу...» А что сказать о народе, готовом пожертвовать собой ради чужой независимости? Что у него в груди большое христианское сердце, которое бьется сильнее, чем сердце болгарское или сердце русское.@ Замечательное напоминание патриотам всех стран и национальностей, что силу жизни, правду в самом себе несет только христианский патриотизм, и христианская политика. Что и оставила нам в наследство наша Великая духом и делом Россия. Низкий поклон автору за сильный, мужественный и убедительный взгляд на то, чем сегодня болен мир.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Янина Алексеева
Все статьи Янина Алексеева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 10:00
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44