За последние 20 лет - годы демократии в Болгарии («свободии», как называет ее простой народ, подчеркивая отличие от настоящей свободы), мы стали свидетелями многих издевательств над русскими памятниками, а то и участниками «живых цепей» в защиту их от сноса или поругания. Свидетелями того, как за одну ночь скульптурная группа памятника Советской Армии в Софии была раскрашена под героев американских комиксов, как пловдивского «Алёшу» чуть было не «перефасонировали» (использую газетную терминологию по данному случаю) в бутылку кока-колы. Но все это касалось памятников советского периода. На памятники освобождения Болгарии от османского ига открыто никто не посягал. Но вот, на днях с экрана телевизора, а потом и в других СМИ прозвучал призыв к гражданам ответить в «фейсбуке» на вопрос: хотят ли они, чтобы Патриарший кафедральный собор в Софии носил имена св.св. братьев Кирилла и Мефодия, или же хотят какое-либо другое имя (цитата из передачи Канала 1 БНТ «История BG» от 19.11.2012).
То есть как это - хотят? Собор задуман, построен и освящен в 1924 году с именем святого благоверного князя Александра Невского (с приделами во имя св св. Кирилла и Мефодия и во имя св. царя Бориса - крестителя болгар). Да, во время Первой мировой войны, когда Болгария и Россия оказались в разных военных союзах, в 1915 г. собор переименовали, и такое положение оставалось до 1920 г. Но, по справедливому замечанию участника дискуссии в студии «Истории BG», болгарского публициста Георгия Тодорова, это было переименованием «не родившегося Петко», ведь храм рождается с освящением. Впрочем, вряд ли эта дискуссия и голосование были затеяны справедливости ради. И - случайно ли? - в дни траура по Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму, спустя всего две недели после его блаженной кончины. Не терпится...«История BG», продукция Болгарского национального телевидения - передача совсем новая. Первый ее выпуск от 29.10.2012 г. был посвящен 100-летию Первой балканской войны, тогда ведущим в студии был д-р истории Горан Благоев. Во втором, вышеупомянутом выпуске от 19.11., посвященном 100-летию Патриаршего кафедрального собора во имя св. Александра Невского в Софии, этот «большой друг» России присутствовал в качестве гостя вместе с настоятелем собора епископом Тихоном, двумя кандидатами философских наук из Софийского университета, публицистом Георгием Тодоровым и многочисленными учащимися классической гимназии на заднем плане.
Ведущий передачи, д-р философии Андрей Захариев, начиная дискуссию по поводу Патриаршего собора, сразу взял быка за рога:
«Есть ли что-то спорное в этом бесспорном символе Болгарии?»
По мнению д-ра Благоева, собор воплощает много политики - геополитики, государственной идеологии, а «Александр Невский - не какой-нибудь святой, Александр Невский - русский святой воин, и культ его, как святого воина и князя, налагает Петр Первый своим декретом. Его не создает Русская Церковь - не канонизирует. Он налагает свою иконографию - в России она сохраняется до революции, видим ее и в храме-памятнике св. Александра Невского. Петр Первый запрещает изображать святого в монашеском одеянии - ему не нужен святой владетель-монах, ему нужен святой - воин, через которого он сможет обосновать русские претензии на Прибалтику».
Оставим за кадром «образованность» двух докторов (кандидатов наук по-нашему) - Благоева, считающего св. Александра Невского неканонизированным святым, и Захариева, назвавшего его чуть позже «самодержцем» - возможно это «оговорка по Фрейду», тем более, что доктор истории поддерживает доктора философии в его заблуждении, называя благоверного князя «тотальным символом русского самодержавия».
Вступивший в беседу публицист Георгий Тодоров, очень вовремя напомнил о существующей иерархии, на вершине которой - Бог. О необходимости сверять с Ним начало, середину и конец, если мы хотим понять суть какого-либо явления. Напомнил о том, что все христианские храмы посвящены Богу, а люди становятся святыми лишь через Христа. Ведущий назвал это «другой тезой» в дискуссии, а не другим - духовным - вИдением. Без которого невозможно понять русской жертвы, а ведь этот собор - памятник 200 тысячам русских, погибших за свободу Болгарии, благодарность православного болгарского народа своим братьям по крови и вере.
«Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». (Достоевский Ф. «Дневник писателя»).
Федор Михайлович как в воду глядел!
В тот же день, 19.11.2012, на сайте «Культура БГ» вышла статья (16 страниц шрифтом в 12 пунктов) Горана Благоева « Храм как политическая конъюнктура» с подзаголовком «Об одном болгарском прочтении русского самодержавия».
В качестве эпиграфа к статье можно взять выражение «Все дороги ведут в Рим». В Третий Рим. Грозное напоминание Болгарии о том , что Москва есть Третий Рим д-р Благоев узрел даже в выборе архитектурного стиля для собора в Софии - неовизантийского.
Но А.Н. Померанцеву досталось не только за это. Более даже - за беспрецедентную якобы алчность: автор статьи настаивает на том, что знаменитый русский архитектор загнул за проект 10% от стоимости собора (!), не собираясь уступать ни стотинки. А еще прихватил «хорошо оплаченный проект» храма в с. Шипка, который, если верить Благоеву, посвящен Рождеству Христову отнюдь не случайно, а с намеком на Храм Христа Спасителя (Рождества Христова) в Москве, построенного в честь победы над Наполеоном.
Если большой спец по истории и не знает, что решающая победа на Шипке была одержана в дни празднования Рождества Христова, то неужели не помнит заснеженные сюжеты «шипченских» картин В. Верещагина? Нет, никаких церковных и гражданских календарей, никаких времен года в политике не существует. Как не существует для д-ра Благоева духовного мира. А в посвящении этих двух - в Москве и на Шипке - храмов Рождеству Христову, для него «несомненна параллель между победоносными войнами Александра I и Александра II».
Кстати, вот и суждение Благоева об Александре II:
«Конъюнктура новосозданного княжества не просто связывает Русского Императора с харизмой Царя освободителя, а переносит некритично в болгарскую среду имя, которым его прославили русские крестьяне из-за отмены крепостного права в 1861 г.».
Интерьер собора св. Александра Невского в Софии, как видится автору вышеупомянутой статьи, «подсказывает сильное влияние» того же храма Христа Спасителя в Москве. Львиную долю росписи собора, разумеется, загребли себе русские - какой-то там Васнецов, Бруни, Савинский, Мясоедов... Что до патрона софийского храма, то «демонстрация через иконы упования новгородского святого князя на помощь Божию, которая не оставляет его в судьбоносном сражении со шведами, имеет еще один план. Это должно внушить подданным почитание мужества и глубокой веры других «Александровцев» - Александра I в войне с французами и Александра II в войне с турками. Очевидно такого же эффекта добивались и через изображения святого в софийском храме-памятнике».
«Итак», - подводит нас к скорбному заключению д-р Благоев. - «В очередной раз православие поставлено обслуживать государственные интересы: золотые (неоднократно позолоченные за русские деньги - прим. переводчика), ослепительные купола этого храма по ошибке и невежеству указывают миру, что идеал Болгарии - святость русского идеала. Не является ли это неестественным для будущего и прошлого народа, который имел в прошедших своих веках столько великих царей? Не унизительно ли любящему свою независимость до самопожертвования народу то, что для него создают чуждых его идеалам кумиров и вкладывают в его грудь два сердца - одно болгарское и одно русское, при условии, что последнее должно биться сильнее первого?»
«...Любящему свою независимость до самопожертвования народу...»
А что сказать о народе, готовом пожертвовать собой ради чужой независимости? Что у него в груди большое христианское сердце, которое бьется сильнее, чем сердце болгарское или сердце русское.
Да, при нынешнем плюрализме возможно любое прочтение русского самодержавия. Но остается правда истории - то самое сражение на Шипке в дни Рождества Христова: Христова правда и Христова победа.
Янина Алексеева, г. София, Болгария
8. Ответ на 7., Иоанна:
7. Ответ на 6., Артур:
6. Ответ на 5., Артур:
5. Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе
4. помолитесь о нас, дорогие братья и сестры!
3. Ответ на 1., Екатерина Домбровская:
2. Автору
1. Re: Сколько спорного может вместиться в одном бесспорном символе