О пятидесятниках, в отличие от адвентистов и баптистов, значительного материала в интернете «накопать» не удалось.
Это - молодая конфессия (конец XIX - начало XX в.). Как и адвентисты, пятидесятники отпочковались от баптистов. В центре их позиции - «глоссолалии» - говорение на иных языках, «крещение Святым Духом». Для его получения необязательно принимать водное крещение («Иоанново» - по терминологии пятидесятников). Помню разговор с женщиной пятидесятницей в своем родном городе Артемовске Луганской области. У меня тогда была с собой пластинка с записью службы на Вознесение, которую проводил Патриарх Пимен. Слушаю с нею эту запись. Вот Патриарх читает Евангелие, в конце которого такие слова: «Языки возглаголют новы, на недужныя руки возложат и здравы будут» и т.д. Она тогда воскликнула: «Вот видите, здесь говорится о говорении на иных языках!» Не забуду лицо другой пятидесятницы, к которой я пристал насчет этих глоссолалий - оно напоминала маску с застывшими глазами, в обычную речь вторгалась бессвязная абракадабра («накатило»). Однажды я, будучи уже в Даниловом монастыре, посетил их молитвенный дом на окраине Москвы. Скажу прямо - их говорение на иных языках (глоссолалии) - зрелище не для слабонервных.
Название этого сообщества происходит от прекрасного слова «Пятидесятница». В этот день на апостолов, собравшихся в Сионской горнице, сошел Святой Дух, и они стали свидетельствовать о Христе на разных языках. Слово «пятидесятники», как и «баптисты» из-за их сильной компрометации в советское время, вызывает у обывателя напряг и подозрительность. Это не помешало пятидесятникам бурно развиваться и распространятся в России в 90-е годы. Крупнейшее их объединение Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ) насчитывает около полторы тысячи зарегистрированных общин и одной тысячи не зарегистрированных - это около 7% всех религиозных общин России (для сравнения - у баптистов 5%).
Возглавляет РОСХВЕ пятидесятнический епископ Сергей Васильевич Ряховский (пятидесятники в отличии от баптистов более лояльны к епископскому служению).
С. В. Ряховский, являясь членом Общественной Палаты и входя в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, в определенном смысле представляет перед государством протестантское сообщество России. Он позиционирует себя как противник либеральных взглядов и симпозант по отношению к РПЦ («у нас общий Символ веры»). В библиотеке своего отца он имел возможность познакомиться с трудами по православному богословию и литургике. Сергей Васильевич - активный борец с глобализацией - известно его критическое отношение к введению УЭК.
Вернусь к вопросу о глоссолалиях. Еще раз повторим, что речи апостолов в день сошествия Святого Духа были понятны слушателям разных национальностей, т.е. они говорили на исторических языках. Несомненно и другое: у первых христиан был дар свыше обращаться к Богу наряду с молитвами - импровизациями, позднее закрепленными в канонические тексты, и на языке вдохновения, когда уже слов не хватало для выражения благоговения и восторга. Очевидно, что этот дар Божий был обусловлен необходимостью активной проповеди христианства. Определенно, этот дар как более-менее массовое явление имел временный характер. Уже в III веке мы видим, что он уже не имеет такого распространения как раньше. Это, что касается Церкви, а вот у еретиков, напротив, он всячески культивируется и выражается в виде бессмысленного бреда.
Интересно, что уже в новое время были случаи, когда с целью успешной проповеди, Господь посылал дар познания языка какого-либо народа православным миссионерам. Так было со святителями Иннокентием (Вениаминовым) (литургия на чувашском языке) и Николаем Японским. О глоссолалиях выскажу еще такое свое мнение - оно навеяно опытом совершения всенощных бдений по старому обряду, впечатлениями от пения предначинательного 103 псалма. В конце псалма звучат совершенно особенные музыкальные звуки, сохранившиеся только в крюковых рукописях «Ай-нэ-нэ!» («Анэнайки» от греческого «А-ни-на», - объяснил нам на лекциях Б.П.Кутузов, головщик собора Спаса Нерукотворного Образа бывшего Андроникова монастыря). Это экстатические восклицания, сохранившиеся у каждого народа от древности. Существует мнение, что это архаизмы, и петь их не надо. Эти восклицания и восторг - от сошествия Святого Духа на апостолов, когда над ними все смеялись и говорили, что они напились сладкого вина:
«И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян., 2: 3-4).
«И вси начаша глаголати странными учении, странными повелении Святыя Троицы» (стихера на хвалитех, гл.4). Хор поет фиты (когда на одной гласной букве, на одном слоге пропевается от 20 до 50 звуков). По мнению Б.П.Кутузова, «фиты - самые красивые элементы знаменного распева, которые совершенно отсутствуют в партесном западном пении, процветающем сейчас в нашей Церкви. Фиты передают состояние мистического восхищения». Эти анэнайки и фиты поются в начале всенощного бдения, в конце псалма 103, в котором красочно изображается сотворенный Богом мир. При этом живописании у псалмопевца, а вслед за ним и у поющих, как бы дух захватывает и уже не хватает слов, а только раздаются восклицания восторга, подобно тому, как это было у апостолов в день Пятидесятницы.
***
К пятидесятникам (они себя чаще называют христиане веры евангельской) доехал с третьей попытки и все равно опоздал. Небольшой зал был наэлектризован «донельзя». Присутствующие, среди которых было немало молодежи, скандировали:
«Искупитель жив!»
Почти у всех воздетые руки, некоторые слегка приплясывали.
«Весело у Вас!» - невольно воскликнул я, обращаясь к Александру - моему постоянному спутнику по протестантской Москве.
«И так уже минут 20» - реагирует он.
Приехал я с одним членом общины во время завершающей стадии мощного «разогрева» в начале собрания. Этих 7-10 минут было достаточно, чтобы мой спутник опустился на стул и схватился за голову.
Громкость музыки зашкаливала - возбуждение в зале нарастало. Справа и слева раздавались восклицания «Аллилуйа!», «Богу Хвала!». Один из певцов на сцене громко причитал: «Свят Господь!» , «Бога славим!», «Возносим Имя Твое!», «Спасибо Тебе Иисус!», «Господь превыше всех!», «О Великий Царь!», «Благодарим Тебя!», «Поклоняемся Тебе!» и т.д. и т.д.
Под постепенно затухающий музыкальный грохот умело «въехал» проповедник, который представился пятидесятническим епископом. Первые его слова совпадали с музыкальным аккомпанементом. Епископа звали Константин Владимирович (так, кажется, звали в миру владыку Питирима - прямо какой-то сюрреализм получается). Епископ Константин Владимирович предложил посмотреть фильм о недавно скончавшемся епископе Василии Васильевиче Ряховском - отце нынешнего главы пятидесятников епископа Сергея Васильевича Ряховского. Из фильма зрители узнали, что родом Василий Васильевич был из Данковского района Липецкой области (места знакомые - там трудится духовник Союза Православных братств о. Павел Поваляев). Вот Василий Васильевич играет на баяне и что-то поет про юность святую. Типично южнорусская внешность - таких много в Донбассе, откуда я родом. Внешность директора шахты или руководителя сельской школы. Попал, как и многие тогда, в места не столь отдаленные - как до войны, так и после. В армию призвали в 1949 году:
«Я тогда был православным, сильно верил в Бога. Мама, напутствуя, меня перекрестила». Освободился со снятием судимости в 1959 году. 46 лет прожил с супругой, имел 10 детей».
Сцена берущая за душу - когда он рассказывал об осложнении у беременной супруги третьим ребенком. Симпатичный старик. В конце короткого фильма такая картина: 1989 год - время относительной свободы. На лоне природы собрание пятидесятников - в основном это женщины. Почти все они в платках - от православных не отличить.
Василий Васильевич: «Нам запрещали проповедовать о Духе Святом, говорить на иных языках, а мы в ответ: «Кого больше нужно слушать - Бога или вас?»
«Вот так! - произнес по окончании фильма Константин Владимирович - пронес человек через всю свою жизнь знамя веры».
Оказывается, что вчера он в течение нескольких часов вел церемонию прощания с почившим. Не представляю себе как можно не помолиться об усопшем, получается что-то вроде гражданской панихиды. Для нас все это как-то диковато, искусственно, непонятно.
Константин Владимирович:
«Была удивительная атмосфера духовной приподнятости». Основное содержание проповеди было посвящено пророку Илие. Подробно разбирались его жизнь и чудеса. Слух резали слова проповедника о пророке:
«Самый крутой, начал права качать».
В зале смех. Я невольно представил себе каноническую икону с изображением грозного пророка и мне стало не по себе. Шутки для «оживляжа» звучали и далее. С проповедника не сводили глаз симпатизирующие взоры слушательниц. Упомянул проповедник «фонтанных христиан» - это те, которые во время молитвенных собраний во дворе около фонтана прогуливаются. На стене за стеной изображение собора Василия Блаженного. Неожиданно.
Я подумал: «Сейчас меня вычислят, пригласят «нашего гостя», «брата Александра» - то бишь меня сказать несколько слов, а я оттолкнусь в своем выступлении от этого изображения, «засвидетельствую о Православии» - я ведь несколько лет служил в этом храме». Между тем проповедник продолжал свою проповедь. Ухо по-прежнему резало: «Бог не живет по поговорке: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». «С воронами обнаглел» (это о пророке Илие Фесвитянине!) и потом: «на небе он мне отплатит за мои шутки» - как то стало не по себе.
«Бог смотрит на сердце: я ищу не вашего, а Вас» - но это еще ничего. Рассказал епископ о своем общении в Думе со старым коммунистом, помощником депутата.
Тот задал ему вопрос: «Верует ли он в Бога?»
«Как же может слепая материя создать одухотворенную личность?!» - горячо убеждал его епископ.
После беседы коммунист признал: «Что-то есть, какая-то энергия».
Про себя я отметил: «Динамично проповедует, аудиторией владеет, за словом в карман не лезет» - это я подумал о нем, а он эти слова сказал о пророке Илие. Постоянно вызывает ассоциации с современностью «Вот двор Давыда - это как у нас губернаторы, Совет Федерации, нижняя и верхняя палаты и т.д». «Колесница Илии - автомашина марки Ролс Ройс». «Деньги из бюджета, изыщем дополнительное финансирование, откаты и распилы, отэсемесил» (от слова смс) и т.д. и т.п. Свой епископ в доску. В то же время образно живописует художественные подробности: канавы и ямы на пути колесницы с ковчегом, волы наклонили повозку и прочее.
Неожиданное признание:
«Бываешь в иной общине: играет хорошая музыка, но Бога там нет, любуются собой, соревнуются, кто лучше споет - это видно».
Далее: «Христианство - самая гонимая в мире вера. Особенно трудно положение христиан в Иране, Ираке, Пакистане и Индии. Каждые 7 минут где-то убивают христианина. Вот сейчас, за время когда мы с вами общаемся, убили столько-то христиан».
Сильно, впечатляет. Рассказал о посещении С. В. Ряховским вместе с правозащитником Пчелинцевым посольства Ирана. Ходатайствовали за пастора - новообращенного из мусульман и приговоренного за это к смертной казни. Посол сначала отрицал:
«У нас демократическая страна, такого быть не может!»
Они ему предъявили копию приговора, после чего тот замолчал. После третьего отказа вернуться к «священной религии Ислама» пастору грозит смертная казнь через повешение.
«Мы знаем, что он все равно не отречется» - подчеркнул проповедник. Клич в зал:
«Вы в курсе что Христос Воскрес?!»
Все громко:
«Да!»
Миссионерский аспект в проповеди:
«До сих пор Библия не переведена на несколько десятков языков. У нас в магазинах продаются Библии разных форматов и с разными обложками, а есть места где вообще нет никаких Библий». (Привел пример с каким-то регионом на Кавказе).
Затем миссионерский призыв:
«Может быть оставить мигалки» (и что-то еще упомянул из элементов комфорта) и рассказать о нашей вере?»
В это время забарахлил микрофон. Проповедник виртуозно вышел из положения:
«Вот видите даже микрофону не нравится то, что я говорю».
Снова призыв:
«Поговорите с Богом один на один, скажите Ему все, что у Вас на душе».
Заключительная молитва органично вытекала из содержания проповеди: «Благодарим Тебя, что Ты держишь нас за руку. Помоги нам приносить тебе жертвы через каждые шесть шагов» (так было у Давыда, когда на колеснице везли ковчег). Снова грянула громкая музыка и стали раздаваться по нарастающей восклицания певцов:
«Искупитель жив! Искупитель жив!».
Заводятся с полуоборота. Напряжение быстро зашкаливает. Почти все поднимают одну или обе руки. Многие негромко бормочут что-то несвязанное. Сильно возбуждающая с помощью ритмичных ударов музыка. В голову лезут нехорошие мысли: «Вот сейчас усиль децибелов вдвое, «хряпни» по стаканчику, погаси свет - и кто-то забьется в истерике и такое начнется...». Гоню прочь эти дурные мысли и невольно вспоминаю слова наставления:
«Подлинная молитва тиха, мирна, трезвенна, чужда экстаза и примеси чувственности».
Мой спутник активно фотографирует, а я не менее активно записываю в блокнот обо всем услышанном. Стоящий неподалеку мужчина похожий на бизнесмена средней руки, жуя резинку, подозрительно, как мне показалось, смотрит на нас. Ну, думаю, вычислили нас, сейчас повяжут, подойдет он к нам и будет с нами разбираться. Настроился дать ему отпор: а в чем, собственно говоря, дело, с какой это стати и прочее. Но, нет, когда закончилось собрание «бизнесмен» наряду с еще несколькими своими единоверцами подошел ко мне и пожал руку со словами:
«Пусть Бог Вас благословит».
***
Большая часть пятидесятников не присоединилась в 1945 году к союзу с баптистами (это было под давлением властей). Сильно шельмовали их в хрущевское время (фильм «Тучи над Борском» и пр.). В 1985-1995гг. около 25 тысяч пятидесятников эмигрировали из страны, преимущественно в США, Канаду и Германию. В 1997 году образовалась РОСХВЕ.
Читаю ответы на вопросы пастора Михаила Дубровского, руководителя отдела богословия РОСХВЕ.
«Мы совершаем Причащение - вкушение Тела и Крови Господа Иисуса Христа, хлеба и вина». «Мы не можем в точности описать, что именно происходит в Причастии, мы сознаем, что есть некая тайна, проникнуть в которую мы не можем».
«Об омовении ног Христом: Он в тот вечер сделал обычное для культуры того времени действие. Служение отверженным, больным, тем, кто сейчас в нужде, иммигрантам, которые во множестве наполняют наши города - это и есть современный вариант «омовения ног». «Мое глубокое убеждение, что для христианина-протестанта не только вполне здраво, но и необходимо читать труды как Златоуста, так и многих других отцов Церкви, да и более поздних богословов, в том числе - и современных. Мы можем многое почерпнуть у этих людей, многому научиться. Уважение и изучение наследия Церкви для нас важно и потому, что мы - не первые христиане в мире, а потому глупо отвергать то богатство, которое накоплено за прошедшие столетия. Ведь все эти люди - это наша история! Мы с ними - одна Церковь! Они свидетельствовали о Христе задолго до нас, а сегодня мы несем ту же веру в своих сердцах и призваны распространять ее в мире. Другое дело, что мы не можем относиться к трудам людей также, как к Слову Божьему - Библия является абсолютным авторитетом в вопросах веры и практики, и никакое толкование не может быть выше Божественного Откровения.
«Протестантизм (частью которого является и пятидесятничество) и православие - это различные направления христианства. Другими словами, это - одна религия, но разные конфессии. Переход из православия в протестантизм, католичество или наоборот - это не смена одной религии на другую, это переход из одной конфессии в другую в рамках одной религии. Нет необходимости обязательно менять конфессию».
«На последнем Соборе РОСХВЕ обе формулировки крещения: «Во имя Господа Иисуса Христа» и «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» были признаны равноценными». «Некоторые считают, что только их конфессия - и есть Тело Христово! Никто не возражает против конфессиональных особенностей - богословских, литургических или культурных. Более того, такое разнообразие - это богатство Церкви! Но преступно мыслить Церковь рамками только своей конфессии. Такое отношение есть самое грубое сектантство! Мы нуждаемся в других, чтобы развиваться. И особенно сильно нуждаемся в тех, кто сильнее от нас отличается! Поскольку мы можем послужить им тем, в чем у нас избыток, и обогатиться от них тем, чем Бог благословил их. Именно недостаток общения с другими приводит к тому, что замкнутые сообщества довольно быстро вырождаются. И либо исчезают из истории, либо превращаются в музей».
При строительстве нового пятидесятнического центра планируется установление восьмиконечного креста. «Зачем нам нужны все посредничества (мощи, иконы и пр.)? Это все тени Ветхого Завета - мы напрямую общаемся с Богом (вспомнилось: «Тени исчезают в полночь»). «Вот Христос и мое сердце!»
***
Молятся перед служением по несколько человек в кругу.
Подумалось: «Да, тут не задремлешь, как иной раз во время монотонного чтения кафизм - тут мертвый задергается».
Заводка идет сразу. Руки подняты. «Дьявол, Крестом мы связываем тебя!» -энергично прокричал молодой человек. Аплодисменты.
О молитвах за усопших. В среду Светлой седмицы исполнилось сорок дней со дня кончины члена нашей общины 28-летнего Сергея Матвеева. Только что была совершена панихида с пением пасхального канона. Прошла поминальная трапеза. Члены общины, родственники усопшего вспоминали Сергия. Сколько прозвучало теплых слов в его адрес! Родители почившего, придавленные свалившимся на них горем, постепенно оттаивают. После трапезы мать бросается мне на шею, благодарит. Какой же огромный потенциал утешения заключен в преисполненных светлой печалью и надеждой церковных песнопениях и погребальных обрядах! Как это все естественно и органично. Не могу себе представить: а что происходит в этом случае у протестантов? Думаю, что присутствует какая-то искусственность, натянутость. Подавление в себе молитвенного вздоха именно об усопшем.
Да, я понимаю, что бывают неправильные и неприглядные вещи: отпевание явных самоубийц, пышные похороны воровских авторитетов за большие деньги, пение «Со Святыми упокой...» тем, о ком вообще точно не известно был ли он верующий. Вымогательство денег, спиртное на столах и т.п. Есть такие отклонения - глупо это отрицать.
Ну а если речь идет о вполне церковных людях, регулярно исповедовавших и причащавшихся, воздерживавшихся от грубых пороков, творивших добрые дела. Разве не естественно в этом случае проявить любовь к ним, помолясь об упокоении их душ. Не надо же так утрировать: вот, мол, грешил человек всю жизнь, потом после смерти его отмолили за большие деньги. Ведь речь идет о грехах не к смерти, не каждого по правилам можно отпевать. В конечном счете, загробная учесть человека в руках Божиих. Если при жизни мы просим молитв друг у друга, и в этом выражается наша любовь, то разве не естественно проявлять ее и после смерти? Ведь наш Бог не есть Бог мертвых, но живых - у Него все живы.
Да простят меня протестанты, но в этом вопросе они опять поступили по пословице: «вместе с грязной водой выплеснули и ребенка» - вместе с отказом от крайностей средневекового католицизма (глупых индульгенций и т.п.) отказались и от очень важных нужных вещей. Написал все это, немного задумался и еще добавил:
«Честно говоря, мне жаль их».
Продолжение следует
3. Re: Москва инославная. Пятидесятники
2. Re: Москва инославная. Пятидесятники
1. иг. Кирилл: "их говорение на иных языках (глоссолалии) - зрелище не для слабонервных"