Экуменизм экуменизму рознь

Куда дрейфует Сербская Церковь

0
933
Время на чтение 6 минут

Как недавно сообщалось, Синод Сербской Православной Церкви отложил решение об отставке епископа Зворникско-Тузланского Василия (Качавенды) до ближайшего Архиерейского Собора.

Пресс-секретарь Синода епископ Бачский Ириней (Булович) сообщил, что Синод принял и поддержал прошение епископа Василия об уходе с кафедры на покой по состоянию здоровья, но попросил владыку, несмотря на проблемы со здоровьем, продолжить управление Зворникско-Тузланской епархией до Архиерейского Собора, который намечен на май 2013 г.

Официальное синодальное заявление относительно желания владыки Василия уйти на покой было опубликовано после появившихся в сербских СМИ сообщений о том, что на владыку Василия было оказано давление, связанное с тем, что он позволял себе делать высказывания, которые  не совпадали с позицией, которую озвучивал пресс-секретарь Синода епископ Бачский Ириней.

 

К сожалению, сейчас претворяется в жизнь кое-что из того, к чему давно уже шло.

То, что еще совсем недавно - во время Патриарха Павла - воспринималось как конспирология, то, о чем после свержения власти Слободана Милошевича некоторые владыки говорили только в частных беседах, - нынче может войти в завершающую фазу.

Речь идет о процессе переориентации Сербской Церкви.

За последние несколько лет Сербская Церковь перенесла несколько крупных потрясений. Кончина Святейшего Патриарха Павла, низложение владыки Артемия, удары по т.н. «Боснийскому лобби», появление нового поколения молодых «продвинутых» архиереев и многое другое...

Между тем, до сих пор до конца не выяснены сами обстоятельства попадания Патриарха Павла в больницу. Люди сетуют, что Патриарх в то утро отправился на литургию в Калужерицу, а оказался в госпитале в критическом состоянии. Из которого не выходил уже до гробовой доски. Сама кончина Патриарха окутана вуалью тайны. Ибо, даже находясь на больничной койке, он был препятствием для процессов разрушения.

Другим великим потрясением Сербской Церкви стало обращение с владыкой Артемием, после чего включился «конвейер производства новых владык», которые должны были стать «предсказуемыми избирателями». Епископскую хиротонию получили даже те, кто по канонам вообще не мог бы стать носителем священного сана, даже самого низшего.

И вот теперь удар направлен на представителя «национальной струи» в СПЦ - владыку Зворникско-Тузланского Василия (Качавенду).

Ни для кого не секрет, что у владыки есть «пунктик» (пристрастие к серьезным автомобилям). Но не секрет и то, что владыка Василий всегда - на протяжении всего военного лихолетья - был со своей паствой - и никогда в Белград не убегал. Всегда защищал интересы сербского народа, и народ - в благодарность за это - сквозь пальцы смотрели на его «колесницы». Между тем, «прожектора сербской перестройки» - В-92 и «Blic» - только об этих самых машинах и судачат.

Обсуждение достоинств и недостатков автопарка, принадлежащего владыке Василию, создало контекст, в котором информационные киллеры получили возможность глумиться как над архиереем, так и над теми вещами, которые составляют стержень мировоззрения этого сербского владыки.

Вещи, проговариваемые владыкой, зачастую шли вразрез с тем, что озвучивалось «вечным пресс-секретарем Синода», епископом Бачским Иринеем. Владыка Ириней всегда имел серьёзный вес в СПЦ, но после кончины Патриарха Павла, его реальная власть стала столь внушительной, что в кулуарах появилось прозвище «Властелин кольца». Прозвище намекало как на всемогущество, так и на папскую награду - бискупский перстень, который был пожалован Римским Понтификом пресс-секретарю Синода Сербской Церкви.

Владыка Ириней является ярким представителем «Ватиканско-Фанариотской струи» «неумеренных экуменистов», которые вытесняют «экуменистов умеренных», зачастую настроенных промосковски.

Говоря об экуменизме в CПЦ, как правило, в первую очередь упоминают владыку Лаврентия Шабацко-Валевского. Того самого, который возил целую экскурсию к Римскому папе. Между тем, не нужно забывать о том, что экуменизм экуменизму рознь.

Владыка Лаврентий долго жил на Западе, и это именно тот самый случай, который иллюстрирует народную присказку: «с кем поведешься, от того и наберешься». Но «экуменизм владыки Лаврентия» - это, скорее, наработки, находящиеся в социальной плоскости. Вместе с тем, нельзя забывать, что именно благодаря усилиям, предпринятым владыкой Лаврентием, у нас есть издание Полного Собрания Сочинений Святителя Николая (Велимировича).

Такой наивный «социальный экуменизм» присущь также епископу Загребско-Люблянскому Иоанну и митрополиту Дабробосанскому Николаю.

Это, условно говоря, «экуменизм позавчерашний».

Ему на смену пришел уже совсем другой экуменизм. Такой экуменизм, который уже не довольствуется сближением во имя решения конкретных житейских проблем, но замахивается на стирание различий вероучительных. Ветераном «богословского экуменизма» как раз и является упомянутый выше епископ Бачский Ириней, а ярчайшими представителями «молодой поросли» - епископы Браничевский Иоанн и Захолмско-Герцеговинский Григорий.

Сегодня представители «богословского экуменизма» начинают контролировать рычаги управления Сербской Церковью, а завтра, если Господь попустит, на смену «богословскому экуменизму» придет, совершенно закономерно, элементарная уния, «экуменизм механический».

В этой связи вызывает озабоченность позиция Патриарха Иринея.

Люди интуитивно ощущают то, что Святейший - вовсе никакой не еретик, и от всей души желает добра Церкви и народу. Но, по неизвестной причине, он как будто на каком-то крючке у тех сил, которые подталкивают Сербскую Церковь к «механическому экуменизму», т.е. к оформлению всевластия сил, ориентированных на ось Константинополь-Рим.

Альтернативой этому может стать опора на Московский Патриархат.

Эту мысль неоднократно высказывал публично «внезапно заболевший» владыка Зворничко-Тузланский Василий. Эта мысль проговаривалось в пространной беседе с Наташей Йованович, ведущей публицисткой еженедельника «Печат»:

«Также наряду с развитием ощущения национального достоинства и самоуважения, необходимо заниматься - и самым серьёзным образом - изучением и постижением величественной традиции русского аскетического опыта. Необходимо углубить связи с Русской Церковью, ибо она в настоящее время является реальной силой, она становится защитницей православных во всем мире. Никто не отрицает заслуг Церкви греческого языкового пространства в деле расширения и утверждения Православной Веры, но сейчас именно Русская Церковь является стеной, защищающей всех нас, православных.

Немаловажно и то, что за Русскую Православную Церковь стоит и Государство Российское».

В заключение напомним, что в настоящее время в Сербию по приглашению Его Святейшества Патриарха сербского Иринея прибыл председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион. На сегодня, 17 ноября, запланировано освящение часовни в честь Иверской иконы Матери Божией, находящейся в «русском секторе» Нового Кладбища в Белграде.

Кроме встречи и сослужения с Его Святейшеством, которое запланировано на воскресенье, 18 ноября, митрополит Иларион планирует встретиться с епископом Баня-Лукским Ефремом, а также президентом Сербии Томиславом Николичем, главой Правительства Ивицей Дачичем и президентом Республики Сербской (Боснии и Герцеговины) Милорадом Додиком. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ранко Гойкович
Человек, который хранил Сербию в своем сердце
Последний привет Ивану Алексеевичу Чароте
09.11.2024
Святые Савва и Сергий – слава Сербии и России
Чудеса с иконой Святых Саввы и Сергия
17.10.2024
Москва слезам не верит, а сербам - верит
Заключительная часть очерка о путешествии
02.10.2024
Троеручица обняла свт.Савву и прп.Сергия
2 часть путевых заметок
27.09.2024
Все статьи Ранко Гойкович
Павел Вячеславович Тихомиров
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Кирилл Д.
14.11.2024 00:31
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 21:42
Диверсия государственного уровня?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:27
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 21:15
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22