От редакции. В адрес редакции поступило письмо от композитора А.И.Микиты с просьбой опубликовать его разъяснение по поводу скандала, связанного с исполнением его произведения на тексты Б.Гребенщикова. Выполняем просьбу музыканта.
«Почему оратория? Ораториальные средства позволяют заострить внимание на важных и ключевых моментах текста в отличие от песни, где задано состояние, настроение, но нет возможности остановиться на деталях. Ибо куплетная форма сама по себе даёт мало возможностей что-то акцентировать, кроме как за счёт вокального исполнения (но не за счёт именно музыкальных средств).
Оратория - это, прежде всего, хор и симфонический оркестр. Хор - самый древний музыкальный инструмент. Симфонический оркестр - венец четырёхвекового развития европейской музыки (а мы всё-таки принадлежим к европейской музыкальной традиции). Плюс слова и музыкальные интонации XXI века. Оратория «Семь песен о Боге» - синтез сегодняшнего и проверенного веками. Современные образы, европейская инструментальная культура, и интонации, уходящие корнями в византийский Восток (реальный и метафизический).
Творчество Гребенщикова принято относить, к так называемой, рок-культуре, что является весьма размытым понятием. Музыкальные интонации Гребенщикова - искренние, выразительные, естественные, я бы сказал, народные. В целом, это - уникальный сплав, в котором я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева. (Эта моя трактовка интонаций БГ явственно слышна в финале оратории).
Песни, которые отобраны для оратории - в моём представлении - абсолютно христианские. Через всё гигантское (около 70 минут звучания) произведение проходят идеи прощения, примирения, стремления к Свету, ожидание «Дня радости» т.е. Пасхи. В Эпилоге оратории я на основе интонаций песни «День радости» пытаюсь передать музыкальными средствами своё представление о чувстве райского блаженства.
Многие тексты Гребенщикова напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами. Самый яркий пример - песня «Серебро Господа моего», которая является вариацией на шестую строфу 11-го псалма: «Словеса Господня - словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею» (Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное). В оратории, кстати, эта песня играет важную роль. Это своего рода «тихая кульминация» произведения.
Религиозная поэзия вообще - это средство для выражения религиозного мировосприятия на современном автору языке и в присущей своему времени системе образов. Среди используемых сейчас в православной среде текстов превалируют тексты с византийской и ветхозаветной образностью. И мне кажется, что символы, понятные человеку современной российской культуры, но апеллирующие к христианским смыслам - сегодня весьма актуальны, действенны и востребованы.
Тексты БГ - ёмкие, многослойные, метафоричные, требующие мысли и эрудиции. Не каждый, к примеру, знает кто такой престер Джон (пресвитер Иоанн - царь-священник, правитель средневекового христианского государства в Средней Азии) или Озиманд, Царь Царей (египетский фараон, названный брат пророка Моисея).
Оратория состоит из 16 частей: собственно семи песен, шести модулирующих тонально и эмоционально интермедий между ними, называемых «антифонами» (средневековый термин, обозначающий переход), а также Пролога, Симфонической схолии (авторский комментарий) и Эпилога. Все части исполняются без перерыва, перетекая одна в другую. Солистка-сопрано и византийский хор, по моему замыслу, должны находиться в отдалении от основной массы исполнителей и, желательно, выше неё, т.е. на балконе или хорах, потому, что тенор-солист и академический хор олицетворяют земное, а византийский хор и сопрано - небесное.
Адресат оратории - как мне кажется - филармоническая аудитория, желающая расширить свой музыкальный кругозор не в ущерб сложившимся музыкальным вкусам, поклонники христианской авторской песни, которые хотят выйти за привычные эстетические рамки, ну и просто слушатели, способные пережить катарсис от музыкального искусства. Я надеюсь, что после прослушивания оратории «Семь песен о Боге» многим людям христианские ценности могут стать ближе.
Также одна из целей моей работы - показать, что современная «классическая» (в принятой массовым слушателем терминологии) музыка - может быть доступной для восприятия и воздействовать не менее музыки Чайковского или Бетховена. Ибо многие связывают современную филармоническую музыку исключительно с такими именами как Ксенакис, Штокхаузен, Булез, Денисов и считают её малоприемлемой для обычного человеческого слуха. Я являюсь руководителем композиторского объединения МОСТ (Музыкальное Объединение «Современная Традиция») и вместе с моими коллегами мы пытаемся изменить это представление и доказать, что классическая музыка может быть современной, высокой и понятной».
Андрей Микита, член Правления Союза московских композиторов, доцент РАМ им.Гнесиных, гл.редактор сайта «Церковный композитор»
111. Ответ на 104., прот. Алексий Касатиков:
110. Ответ на 108., Ник Ликашин:
109. Ответ на 108., Ник Ликашин:
108. Re: «Серебро Господа моего»
107. Ответ на 106., Севастиан:
106. Ответ на 103., прот. Алексий Касатиков:
105. Ответ на 99., Vital:
104. Ответ на 99., Vital:
103. Ответ на 96., Севастиан:
102. Ответ на 89., Vital: