«Серебро Господа моего»

О моей оратории «Семь песен о Боге»

0
4239
Время на чтение 5 минут

От редакции. В адрес редакции поступило письмо от композитора А.И.Микиты с просьбой опубликовать его разъяснение по поводу скандала, связанного с исполнением его произведения на тексты Б.Гребенщикова. Выполняем просьбу музыканта.

 

«Почему оратория? Ораториальные средства позволяют заострить внимание на важных и ключевых моментах текста в отличие от песни, где задано состояние, настроение, но нет возможности остановиться на деталях. Ибо куплетная форма сама по себе даёт мало возможностей что-то акцентировать, кроме как за счёт вокального исполнения (но не за счёт именно музыкальных средств).

Оратория - это, прежде всего, хор и симфонический оркестр. Хор - самый древний музыкальный инструмент. Симфонический оркестр - венец четырёхвекового развития  европейской музыки (а мы всё-таки принадлежим к европейской музыкальной традиции).  Плюс слова и музыкальные интонации XXI века. Оратория «Семь песен о Боге» - синтез сегодняшнего и проверенного веками. Современные образы, европейская инструментальная культура, и интонации, уходящие корнями в византийский Восток (реальный и метафизический).

Творчество Гребенщикова принято относить, к так называемой, рок-культуре, что является весьма размытым понятием. Музыкальные интонации  Гребенщикова - искренние, выразительные, естественные, я бы сказал, народные. В целом, это - уникальный сплав, в котором я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева. (Эта моя трактовка интонаций БГ явственно слышна в финале оратории).

Песни, которые отобраны для оратории - в моём представлении - абсолютно христианские. Через всё гигантское (около 70 минут звучания) произведение проходят идеи прощения, примирения, стремления к Свету, ожидание «Дня радости» т.е. Пасхи. В Эпилоге оратории я на основе интонаций песни «День радости» пытаюсь передать музыкальными средствами своё представление о чувстве райского блаженства.

Многие тексты Гребенщикова напрямую связаны с евангельскими и библейскими мотивами.  Самый яркий пример - песня «Серебро Господа моего», которая является вариацией на шестую строфу  11-го псалма: «Словеса Господня - словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею» (Слова Господни - слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное). В оратории, кстати, эта песня играет важную роль. Это своего рода «тихая кульминация» произведения.

Религиозная поэзия вообще - это средство для выражения религиозного мировосприятия на современном автору языке и в присущей своему времени системе образов. Среди используемых сейчас в  православной среде текстов превалируют тексты с византийской и ветхозаветной образностью. И мне кажется, что символы, понятные человеку современной российской культуры, но апеллирующие к христианским смыслам - сегодня весьма актуальны, действенны и востребованы.

Тексты БГ - ёмкие, многослойные, метафоричные, требующие мысли и эрудиции. Не каждый, к примеру, знает кто такой престер Джон (пресвитер Иоанн - царь-священник, правитель средневекового христианского государства в Средней Азии) или Озиманд, Царь Царей (египетский фараон, названный брат пророка Моисея).

Оратория состоит из 16 частей: собственно семи песен, шести модулирующих тонально и эмоционально интермедий между ними, называемых «антифонами» (средневековый термин, обозначающий переход), а также Пролога, Симфонической схолии (авторский комментарий) и Эпилога. Все части исполняются без перерыва, перетекая одна в другую. Солистка-сопрано и византийский хор, по моему замыслу, должны находиться в отдалении от основной массы исполнителей и, желательно, выше неё, т.е. на балконе или хорах, потому, что тенор-солист и академический хор олицетворяют земное, а византийский хор и сопрано - небесное.

Адресат оратории - как мне кажется - филармоническая аудитория, желающая расширить свой музыкальный кругозор не в ущерб сложившимся музыкальным вкусам, поклонники христианской авторской песни, которые хотят выйти за привычные эстетические рамки, ну и просто слушатели, способные пережить катарсис от музыкального искусства. Я надеюсь, что после прослушивания оратории «Семь песен о Боге» многим людям христианские ценности могут стать ближе.

Также одна из целей моей работы - показать, что современная «классическая» (в принятой массовым слушателем терминологии) музыка - может быть доступной для восприятия и воздействовать не менее музыки Чайковского или Бетховена. Ибо многие связывают современную филармоническую музыку исключительно с такими именами как Ксенакис, Штокхаузен, Булез, Денисов и считают её малоприемлемой для обычного человеческого слуха. Я являюсь руководителем композиторского объединения МОСТ (Музыкальное Объединение «Современная Традиция») и вместе с моими коллегами мы пытаемся изменить это представление и доказать, что классическая музыка может быть современной, высокой и понятной».

 Андрей Микита, член Правления Союза московских композиторов, доцент РАМ им.Гнесиных, гл.редактор сайта «Церковный композитор»

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

111. Ответ на 104., прот. Алексий Касатиков:

Наконец-то здравый комментарий моего оппонента! Одно замечание: не следовало бы упоминать митрополита Илариона, вдруг он тут ни при чём. Попробую порассуждать ещё раз о причинах нашей дискуссии. Если взять наших рок-музыкантов, то более популярных и известных за последние 10 лет, чем К.Кинчев и Ю.Шевчук, просто нет. Оба позиционируют себя, как православные. Кинчев входит в Совет по культуре при Патриархе, Шевчук трижды награждён руководством нашей Церкви. Сразу скажу, что я абсолютно не согласен с Шевчуком и по его политическим взглядам, и по некоторым его действиям и заявлениям и не хочу, чтобы здесь это обсуждалось, поскольку я совсем о другом. В сумме эти музыканты написали почти 1000 песен, среди них о Боге - одна! Это песня К.Кинчева "Мы - православные", написанная им тогда, когда он только что воцерковился. И очень быстро эта песня перестала звучать на его концертах. С другой стороны, и у Шевчука, и у Кинчева много песен, в которых о Боге сказано опосредованно. Ясно, что это тексты православных людей, но они не нарушают 3-ю Заповедь Моисея.Я был в БЗК. Оратория мне понравилась, честно скажу - не ожидал. Действительно, сделано всё добротно, профессионально и по делу. Смутило, во-первых, упоминание имени Бога всуе, а, во-вторых, именно те места в текстах, о которых говорил о. Владимир Переслегин. В "Дне радости" и "Дубровском" они смущали меня давно, ещё тогда, когда я воцерковился, и очень резко изменил своё отношение к "духовным" песням БГ, хотя его песни "про любовь" мне нравятся до сих пор. В результате осталось двойственное впечатление от прослушивания Оратории и неразрешенные вопросы. Если не только о. Владимир, но и малоопытный я, "спотыкался" на одних и тех же местах в текстах БГ, то как их не заметили А.Микита и А.Пузаков, и почему не поправили те, кто благословил проведение этого концерта? Что же касается БГ, то ему бы следовало поучиться у своих друзей по рок-цеху. Кстати, в августе этого года все трое - и БГ с "Аквариумом", и Кинчев с "Алисой", и Шевчук с "ДДТ" вместе участвовали в благотворительном концерте, деньги от которого пошли на строительство колокольни в одном из сельских храмов Ленинградской области. Заводилой и организатором концерта, как всегда, был Ю.Шевчук, другие с радостью откликнулись. И если, всё-таки, когда-нибудь Гребенщиков станет православным, тогда и спорных вопросов-то не останется. Помоги ему в этом Господь!Знаете, я лично очень хорошо отношусь и к Кинчеву, и к Шевчуку, радовался их поползновениям в сторону православия.Но, также как и в случае с Гребеншиковым, боюсь, что перестану это отношение высказывать публично как раз из-за того, что "Кинчев входит в Совет по культуре при Патриархе, Шевчук трижды награждён руководством нашей Церкви". И дело не в них, а в тех, кто совершив великую духовную пастырскую ошибку, ввёл их в этот совет. С наградами проще - награда это благодарность за конкретное дело. Наградить можно и не согласного и даже врага, если он враждует достойно. Но вводить в орган, который каким-то образом (хотя бы и совещательно) имеет отношение к руководству Церкви (хотя бы и в узкой области) - это не более, чем недостойная церковного руководства игра в популярность с "духом времени", с которым нам не надо согласовываться. Церковь должна заботиться, чтобы и кинчевы, и шевчуки, и гребенщиковы и проч. и проч. приобщились бы Вечности, открытой нам Христом. А получается наоборот - увековечиваются более чем сомнительные, более чем быстротечные творения людей, "заслуга" которых состоит в каком-то неувереннном и не многообещающем "поползновении в сторону православия". "Прежде смерти никого не ублажай". А здесь - какая-то, с позволения сказать "канонизация" безобразий за одно только "снисходительно-ласковое слово" в адрес Истины. Истина, простите, ведь не бездомная собака, которая истосковалась по ласке хозяина. Да и эти ребята - далеко не хозяева даже в своих туманных творениях, не говоря уже о чём-то гораздо более важном.

Спаси Господи, отче, за трезвое слово пастыря, приправленное евангельской солью. Мы стали стремительно терять свою соленость.
blogger / 26.11.2012, 11:28

110. Ответ на 108., Ник Ликашин:

Да, и еще - почему мне, как православному верующему, кажется странным факт благословения РПЦ на написание и исполнение оратории на слова Гребенщикова, да еще и пропаганда ее в храмах (афиши, билеты). Если кто, так сказать, не в курсе, то знайте, что 6 июля 2012 года (т.е. недавно совсем)в Москве проходил Международный фестиваль буддийской культуры в честь празднования Дня Рождения Далай-ламы XIV Тендзин Гьяцо. Борис Гребенщиков выступил со специальной программой в честь 77-летия Далай-Ламы. Это как же нам, православным, прикажете понимать? Это что - одни и те же тексты Гребенщикова у посетителей буддийского фестиваля вызывают желание примкнуть к буддизму, и они же - вызывают желание отправиться в Православный храм? И это как же: в день рождения Патриарха исполняют ораторию на стихи Гребенщикова, а на 77-летний юбилей Далай-Ламы тоже приглашают Гребенщикова? Получается, что он ЛЮБОЙ РЕЛИГИИ мил и приятен? Или теперь все конфессии борются за массовость прихожанина, привлекая любого популярного исполнителя? Тогда это - неверный пиар-ход! Вдруг православные не разберутся и рванут все к буддистам? Как рядовому православному понять - Далай-Лама Тендзин-Гьяцо и Православный Патриарх - они что, в одного Бога веруют, в ТОГО САМОГО, о котором поет Гребенщиков, в которого верит композитор Микита и те десять священников, что пришли в Православие после прослушивания "Аквариума"? Нельзя ли было бы получить какое-то богословское разъяснение от профессионального богослова по этому поводу? И вот еще любопытная статья: http://www.kp.ru/daily/23838/62143/ Цитирую слова корреспондента, ехавшего в Дели, чтобы увидеть Далай-Ламу: "...В дороге обычно слушают музыку. Найдя в плейере весьма импозантную композицию Гребенщикова, я сначала дал ее послушать соседке слева, потом - соседу справа, потом - сзади. Все радостно кивали головами: вот это класс! Наконец плейер перешел к одинокому молчаливому мужчине. На первых тактах он улыбнулся и отложил мой плейер. - Спасибо, конечно, но эту песню я знаю, - мягко парировал он. - Позвольте представиться: директор группы «Аквариум» Максим. Как выяснилось, сам Борис Борисович Гребенщиков не смог принять участия в этой поездке. Недавно прооперировал глаза, и врачи запретили ему летать какое-то время. Вот он и послал с подарками к Далай-ламе свою «правую руку». - А это... Гребенщиков ведь православный вроде? - задаю уж совсем бестактный вопрос, но дорожная обстановка все стерпит. - Так в прошлый наш визит Далай-лама так и сказал, не следует менять религию. Это отрицательно действует на карму. В общем, мы православные, но увлекаемся буддизмом". В общем, православные братья и сестры, послушавшие ораторию Микиты на слова Гребенщикова, вы там, смотрите, если вам даже чего "ОНИ" и будут шептать, не забывайте, что Далай-Лама сказал: перемена религии отрицательно действует на карму! Вот! Нет, ну так было бы интересно получить какие-то официальные разъяснения позиции РПЦ по вопросу буддизма и кармы! Может, нам всем можно начать паломничать к Далай-Ламе с подарками, или отправиться в Мекку?
Севастиан / 26.11.2012, 08:24

109. Ответ на 108., Ник Ликашин:

http://www.pravmir.r...ov-i-sinodalnyj-xor/

Внимательно прослушал все представленные фрагменты оратории. Музыка - не доказательство теоремы, ей нельзя дать категорическую оценку в двоичной системе, поэтому слушатель может только переживать катарсис от услышанного (как написал выше композитор Микита) или же не переживать. У меня , если говорить об оратории, это сочинение никаких эмоций не вызвало. Да, композитор - профессионал, и не более того. Далее, в своем письме Микита пишет: "Также одна из целей моей работы - показать, что современная «классическая» музыка - может быть доступной для восприятия и воздействовать не менее музыки Чайковского или Бетховена" Да, я согласен. Например, Г. Свиридов или тот же участник объединения "МОСТ" Р.Леденев писали и пишут музыку, воздействующую на слушателя. Но композитор Микита, если он пожелал сравняться с Бетховеном, не воздействует, как Бетховен, увы. Современная классика в принципе может воздействовать на слушателя, а вот оратория Микиты - не то, чтобы очень, ИМХО. Поэтому я опять хотел бы вернуться к тому, что мне кажется самым важным: исполнение оратории было - не миссионерством в среде неверующих, а пропагандой рок-музыки в среде верующих и пропагандой музыки Микиты, присосавшегося к популярному рок-музыканту. Если бы Микита написал, как Гендель, ораторию на библейские тексты, то эта оратория вряд ли стала бы тут же исполняться в БЗК. Далее, в письме Микиты есть слова о том, что после прослушивания оратории "многим людям христианские ценности могут стать ближе" . Это, надо полагать, уже апелляция к использованным текстам. Вот, например: "Можно раздать себя Безрадостным и жадным рукам. Можно ходить по-албански По стенам, фонарям, потолкам." "Пусть они не несут тебя Дорогою небесных огней, Но не забывай: Господу видней". Это как - "ходить по-албански"??? И кто эти "они", которые не несут "дорогою небесных огней"? Почему кому-то станут после этого ближе христианские ценности? Только оттого, что упомянут в таком странном контексте Господь? "Или вот, из другого текста : Господи, я Твой, я ничей другой; Кроме Тебя, здесь никого нет. Пусть они берут все, что хотят А я хочу к Тебе — туда, где Свет" Вот еще цитата: "Над скудной землей бешено кричит воронье Над ними синева, но они никуда не взлетят У каждого судьба, у каждого что-то свое, Они не выйдут из клетки, Потому что они не хотят" Ну кто бы сказал мне, почему гипотетический атеист вдруг , послушав этот бред, отправится именно в ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ? А почему не к Свидетелям Иеговы? И кто , кстати, эти "ОНИ", фигурирующие в песнях Гребенщикова? Бесы, что ли, которые его искушают? Вот он и ходит - то к Далай Ламе, то еще куда... Может, композитор Микита и те представители РПЦ, которые вывешивали в своих храмах афиши, всех верующих и неверующих желают послать идти таким же путем?
Севастиан / 26.11.2012, 07:49

108. Re: «Серебро Господа моего»

http://www.pravmir.ru/sem-pesen-o-boge-boris-grebenshhikov-i-sinodalnyj-xor/
Ник Ликашин / 24.11.2012, 12:22

107. Ответ на 106., Севастиан:

Или вот, уже дословная цитата из этого священника : "Рок-музыка - это то, в чем наше поколение искало смысл жизни, и благодаря чему, как ни странно, нашло этот смысл в Православной Церкви. Поэтому мы не можем так просто наплевать на людей, которые в конечном итоге помогли нам прийти к Богу". Это "откровение" приводит на память разсказ об обращении одного вора по молитвам святителя Николая. Вор, идя воровать, всегда заходил в храм, чтобы поставить свечку святителю "на удачу". Однажды его заметили на воровстве и толпа погналась за ним с самыми серьёзными намерениями. Желая спасти свою жизнь, вор залез в тушу дохлой лошади, где со страхом и пережидал опасность. В этом состоянии явился ему святитель Николай и спрашивает: "Хорошо ли тебе здесь?" Вор, конечно пожаловался на страшные неудобства. "Вот и твои свечки перед воровством мне также неприятны" - ответил святитель вору, чем подвигнул его на исправление жизни. Похоже, что рок-музыка играла при обращении к православию ту же роль, что для вора дохлая лошадь, но некоторые, в отличие от вора, не считают её чем-то неприятным. А напрасно. Бог иногда даёт ощутить мерзость греховной жизни, и после этого люди обращаются к Богу, но благодарить нужно за это Бога, а не мерзость греха. А кто-то после особо романтического блудного приключения в храм зашёл поблагодарить Бога за полученное наслаждение. И этот "к Богу обратился"?

106. Ответ на 103., прот. Алексий Касатиков:

Дело не в БГ, а в том, что "православные" чёрч-менеджеры пичкают духовной отравой паству в нелепой и странной надежде через это кого-нибудь "привести" ко Христу!

Да, приводящий меня в большое недоумение один священнослужитель постоянно публикует странные "откровения" на тему этой "духовной отравы". Сознаюсь, что меня они вводят в большое искушение, возникают разные, уводящие в сторону от Бога, мысли. Не могу процитировать совсем точно, но, вот, приблизительно, так: "В бездуховное советское время именно рок-музыка приводила к Богу". У меня возникает недоумение: а почему в бездуховное советское время этот священник не ходил в храм на Б.Ордынке слушать хор Матвеева, исполнявший Рахманинова? почему он не слушал хор Минина, на сцене консерватории исполнявший православную музыку? Все это как раз происходило во времена его юности! И какая логическая цепочка: рок-музыка (тем более, англо-американская) - Православие? Вот между "Литургией" Рахманинова и Православием связь прямая. А какая связь между "Биттлз", "Скорпионз" и Православием? Или вот, уже дословная цитата из этого священника : "Рок-музыка - это то, в чем наше поколение искало смысл жизни, и благодаря чему, как ни странно, нашло этот смысл в Православной Церкви. Поэтому мы не можем так просто наплевать на людей, которые в конечном итоге помогли нам прийти к Богу". После таких "откровений" мне остается только ломать голову над тем, как же и к какому Богу могли привести этого священника рок-музыканты? Так и с ораторией Микиты-Гребенщикова непонятно - к какому Богу, к Богу ли вообще, и при чем тут Дубровский? А также "ероплан"?
Севастиан / 23.11.2012, 19:54

105. Ответ на 99., Vital:

Наконец-то здравый комментарий моего оппонента! Одно замечание: не следовало бы упоминать митрополита Илариона, вдруг он тут ни при чём. Попробую порассуждать ещё раз о причинах нашей дискуссии.

По поводу упоминания митрополита Илариона: 1) из разных сообщений об оратории следует, что афиши и билеты, прежде всего, распространялись в том храме, где он служит, 2) я поинтересовался специально в интернете по поводу не ведомого мне ранее композитора Микиты - он непосредственно связан с митрополитом. Но это - не самое главное, как мне кажется. Наша дискуссия постоянно сворачивает на обсуждение Гребенщикова (придет он к Богу, к какому Богу придет и т.д.),а теперь – и других рок-музыкантов. А суть происходящего не только в том, что Оратория на слова и по мотивам музыки БГ трактуется, как христианская, православная. Суть, ИМХО, в том, что в результате этой "акции" не столько Православные ценности "станут ближе многим людям", как пишет композитор, сколько будет пропагандироваться рок-музыка в среде православных. Как справедливо заметил о.В.Переслегин, тексты БГ - пример дурного вкуса. Зачем это? Последние годы почему-то все большее количество священников РПЦ буквально занимаются пропагандой рок-музыки. Вот, допустим, мой ребенок посещает храм, он раньше и знать не знал, кто такой БГ или Кинчев, а теперь будет знать, может, даже заинтересуется. Какое отношение рок-музыка имеет к Церкви? Пусть себе , на здоровье, рок-музыканты обращаются в Православную веру, дай Бог! Но зачем православных обращать к рок-музыке? Когда священник рассказывает публично о своих СВЕТСКИХ пристрастях, это верующих заставляет задуматься. Честно скажу, мне творчество рок-музыкантов, не в обиду кому бы то ни было будь сказано, совершенно не интересно. Я предпочитаю послушать музыку Чеснокова, Рахманинова, Веделя, Кастальского. Или послушать Брамса, Шуберта. Но это - МОИ ЛИЧНЫЕ вкусы! Я их никому навязывать и никого убеждать не буду - ни в среде знакомых прихожан, ни среди знакомых, мои вкусы не разделяющих. Это мое личное дело, и я не буду никому мешать своими пристрастиями. И не припомню такого, чтобы священники (а есть среди них и те, кто закончил консерваторию) так усиленно пропагандировали бы классическую музыку, как некоторые батюшки сейчас без конца пропагандируют рок-музыку. Создается впечатление, что священники, пришедшие из среды рок-музыкантов и хиппи, свои личные вкусы пропагандируют в среде прихожан. Я не имею ничего против того, чтобы все, никому не навязывая, слушали, что хотят, читали , что хотят. Но зачем навязывать это кому-то? Причем настолько боевито и активно, что такая пропаганда вызывает уже внутреннее сопротивление! И слова композитора Микиты о том, что его оратория делает доступной классическую музыку широким массам, тоже неубедительны. Чтобы классическое искусство становилось доступным, нужно воспитывать у людей вкус, учить. Привлекать внимание к классической музыке, используя тексты БГ, а также приводить широкие круги любителей рок-музыки к православной вере, сочиняя оратории на бредовые тексты – это какая-то какофония смыслов. Вся эта ситуация с ораторией, именуемая «скандалом», имеет совершенно простую подоплеку. Малоизвестный композитор, чтобы привлечь внимание к собственной персоне, додумался до того, чтобы использовать стихи БГ. С одной стороны – рок-музыкант популярнее, чем классический композитор, с другой стороны – РПЦ последнее время все большее внимание обращает на любителей рок-музыки (их аудитория побольше, чем консерваторская). Благословение со стороны РПЦ+тексты БГ – и вот никому не известный композитор исполняется в Большом зале консерватории. Дальше, глядишь, и без текстов БГ исполнят. Да вот – даже наша дискуссия – все больше популярности прибавляет. Кто из вас раньше слышал о Миките? Мое мнение: давайте мы все – и прихожане и священники – будем оставлять за порогом храма свои светские интересы. А то скоро начнется миссионерская деятельность среди болельщиков спортивных команд.
Севастиан / 23.11.2012, 19:32

104. Ответ на 99., Vital:

Наконец-то здравый комментарий моего оппонента! Одно замечание: не следовало бы упоминать митрополита Илариона, вдруг он тут ни при чём. Попробую порассуждать ещё раз о причинах нашей дискуссии. Если взять наших рок-музыкантов, то более популярных и известных за последние 10 лет, чем К.Кинчев и Ю.Шевчук, просто нет. Оба позиционируют себя, как православные. Кинчев входит в Совет по культуре при Патриархе, Шевчук трижды награждён руководством нашей Церкви. Сразу скажу, что я абсолютно не согласен с Шевчуком и по его политическим взглядам, и по некоторым его действиям и заявлениям и не хочу, чтобы здесь это обсуждалось, поскольку я совсем о другом. В сумме эти музыканты написали почти 1000 песен, среди них о Боге - одна! Это песня К.Кинчева "Мы - православные", написанная им тогда, когда он только что воцерковился. И очень быстро эта песня перестала звучать на его концертах. С другой стороны, и у Шевчука, и у Кинчева много песен, в которых о Боге сказано опосредованно. Ясно, что это тексты православных людей, но они не нарушают 3-ю Заповедь Моисея.Я был в БЗК. Оратория мне понравилась, честно скажу - не ожидал. Действительно, сделано всё добротно, профессионально и по делу. Смутило, во-первых, упоминание имени Бога всуе, а, во-вторых, именно те места в текстах, о которых говорил о. Владимир Переслегин. В "Дне радости" и "Дубровском" они смущали меня давно, ещё тогда, когда я воцерковился, и очень резко изменил своё отношение к "духовным" песням БГ, хотя его песни "про любовь" мне нравятся до сих пор. В результате осталось двойственное впечатление от прослушивания Оратории и неразрешенные вопросы. Если не только о. Владимир, но и малоопытный я, "спотыкался" на одних и тех же местах в текстах БГ, то как их не заметили А.Микита и А.Пузаков, и почему не поправили те, кто благословил проведение этого концерта? Что же касается БГ, то ему бы следовало поучиться у своих друзей по рок-цеху. Кстати, в августе этого года все трое - и БГ с "Аквариумом", и Кинчев с "Алисой", и Шевчук с "ДДТ" вместе участвовали в благотворительном концерте, деньги от которого пошли на строительство колокольни в одном из сельских храмов Ленинградской области. Заводилой и организатором концерта, как всегда, был Ю.Шевчук, другие с радостью откликнулись. И если, всё-таки, когда-нибудь Гребенщиков станет православным, тогда и спорных вопросов-то не останется. Помоги ему в этом Господь!

Знаете, я лично очень хорошо отношусь и к Кинчеву, и к Шевчуку, радовался их поползновениям в сторону православия. Но, также как и в случае с Гребеншиковым, боюсь, что перестану это отношение высказывать публично как раз из-за того, что "Кинчев входит в Совет по культуре при Патриархе, Шевчук трижды награждён руководством нашей Церкви". И дело не в них, а в тех, кто совершив великую духовную пастырскую ошибку, ввёл их в этот совет. С наградами проще - награда это благодарность за конкретное дело. Наградить можно и не согласного и даже врага, если он враждует достойно. Но вводить в орган, который каким-то образом (хотя бы и совещательно) имеет отношение к руководству Церкви (хотя бы и в узкой области) - это не более, чем недостойная церковного руководства игра в популярность с "духом времени", с которым нам не надо согласовываться. Церковь должна заботиться, чтобы и кинчевы, и шевчуки, и гребенщиковы и проч. и проч. приобщились бы Вечности, открытой нам Христом. А получается наоборот - увековечиваются более чем сомнительные, более чем быстротечные творения людей, "заслуга" которых состоит в каком-то неувереннном и не многообещающем "поползновении в сторону православия". "Прежде смерти никого не ублажай". А здесь - какая-то, с позволения сказать "канонизация" безобразий за одно только "снисходительно-ласковое слово" в адрес Истины. Истина, простите, ведь не бездомная собака, которая истосковалась по ласке хозяина. Да и эти ребята - далеко не хозяева даже в своих туманных творениях, не говоря уже о чём-то гораздо более важном.

103. Ответ на 96., Севастиан:

ГЛАВНОЕ - то, что православный композитор САМ додумался до того, что тексты БГ ведут к Богу, что он, при поддержке РПЦ (насколько понимаю, в лице митрополита Илариона), исполнил ораторию на бессмысленные и совсем не православные тексты в БЗК... Чудовищно не то, что мутные слова песен выдаются за призыв к Богу, чудовищно то, что люди, выдающие себя за православных, ради своих (никак не связанных с православием) интересов готовы на всё. Композитору , явно, совершенно наплевать на то, что сам БГ себя ни к одной из конфессий не относит, что его тексты - сплошной делириум. Страшно то, что РПЦ поддержала эту бесовскую акцию, что тем самым православным дали понять - можно искать "истину" и на Тибете, и где хочешь. Какую только? Если православному композитору РПЦ дает благословение называть оратории на сомнительные тексты "Словами о Боге" и содействует в исполнении бреда на сцене БЗК, то это что? РПЦ , тем самым, поясняет, что Бога можно найти и на Тибете, что можно попеременно посещать то индуистский храм, то православный? Что все относительно и все можно?

СОВЕРШЕННО СОГЛАСЕН! Дело не в БГ, а в том, что "православные" чёрч-менеджеры пичкают духовной отравой паству в нелепой и странной надежде через это кого-нибудь "привести" ко Христу!

102. Ответ на 89., Vital:

Уважаемый Vital! Я сам около 30 лет слежу за творчеством БГ, мой друг, чьи слова о духовном БОМЖЕ я привёл - тоже. Не думайте, что я злопыхательски настроен против БГ. Напротив, когда, вскоре моего крещения в начале 1990-х годов он приехал в Краснодар, я был очень взволнован, потому что его творчество, при всей его запутанности много для меня значило. Признаться, неприятие его для меня стало однозначным только после того, как я узнал о приглашении БГ в МДА тем же самым прот. Павлом Великановым. Знаете, одно дело шут гороховый на городской площади кривляющийся на потеху толпы, другое дело - тот же шут в качестве официально утверждённого образца для будущих пастырей. Аналогичная ситуация и с Иваном Охлобыстиным - одно дело Ванька-дурак в сериале, другое дело иерей Иоанн в роли паскудника. Я ведь не заграждаю пути спасения для БГ. Как и могу заграждать, когда Сам Христос этот путь открыл и ему и любому человеку. Но вот спешит ли сам БГ этим путём идти? - Очевидно, что нет. Это и печалит. А ещё более печалит, что этого сыто мурлыкающего и ухмыляющегося "Кота Бегемота" пытаются привлечь в качестве "миссионерского средства" в целях "православной проповеди". С ума что ли посходили? Или не отличают Церковь от балагана, в который нужно заманить побольше народу на представление? В Церковь нужно не затащить, а привести человека, осознавшего необходимость ИЗМЕНЕНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ ПО ХРИСТУ! Миссионер - это не менеджер по рекламе, а свидетель Христов! Каким безумием нужно быть одержимым, чтобы "миссионерствовать" с помощью БГ в нынешнем его духовном состоянии или с помощью "современного искусства" с Гельманом во главе! А ведь это происходит. На что надеются такие чёрч-менеджеры по рекламе?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12