Эта проблема приобретает сегодня всё большее общественное звучание и значение.
На русском языке говорит сегодня более 250 миллионов человек, но они мыслят и говорят не одинаково. Причин тому несколько. Разные люди по-разному чувствуют, входят и погружаются в русский язык. У одних словарь насчитывает несколько десятков слов, у других - несколько сотен, у третьих - несколько тысяч слов. Особенности речи людей зависят также от этнического багажа человека, условий его жизни, воспитания в семье и школе, общей воспитательной политики государства, отношения человека к рынку, скрытых и открытых влияний на людей геополитических сил. Влияние указанных факторов на речь и мышление людей также зависит от характера человека, его способностей и интересов, верования, уровня образования, профессии и любви его к родному языку. Все указанные обстоятельства говорят о том, что в нашем обществе одновременно существует несколько типов мышления, местных и сословных говоров, сленгов, фень в рамках одного языка. В разных исторических обстоятельствах одни типы мышления и выражения состояния человека несколько увядают, а другие напротив получают распространение. То, что дурные формы мышления, говоров и фень иногда получают заметное распространение, виноваты не только исторические обстоятельства, но и сами люди, позволяющие манипулировать собой и своим сознанием, или склонные сугубо рыночно относиться к культуре своего народа.
В этой статье остановимся на «клиповом сознании» и его взаимодействии с языком. Понятие «клиповое сознание» сейчас используется достаточно широко. Это словосочетание вместе с «клиповым мышлением» требует некоторых пояснений. При этом типе сознания и мышления человек мыслит не понятиями, логосами и логическими связями, а, главным образом, ситуациями, картинками и эмоциями. Клипового человека интересует не столько существо происходящего события, сколько текущая ситуация и выгодность её для него, как клипочела.
Обозначим словом «клипочел» человека с клиповым мышлением.
Такой тип мышления и сознания не отличается глубиной проникновения в существо событий, но зато он отличается большими скоростями пропускания через себя информации и готовностью быстрого её обмена на деньги. При достаточной материальной обеспеченности клипочелы могут днями и ночами безвылазно общаться с информационной техникой и Интернетом, пропуская через себя и выдавая прямо в эфир и по каналам связи гигабайты данных, особенно не заботясь о качестве этих данных. Для человека такая способность иногда важна, но ещё большее значение для него имеет степень и глубина обработки им информации, способность вхождения в мировые сущности, в базовые идеи и принципы Миротворения.
Можно ли считать, что «клиповый тип» сознания, мышления и поведения является следствием , главным образом, действия вектора геополитики сегодняшних «глобалов», влияния моды и масс-культуры, или увядания воспитательной функции школы?
Конечно, отмеченные факторы вместе с рекламируемой ленью и праздностью оказывают заметное влияние на мышление и поведение взрослых и молодёжи. Но являются ли они определяющими?
Человеческие механизмы познания мира
Взаимодействия человека с миром и его познание в общем случае осуществляется следующим образом: через ощущение предмета или события - чувствование их - чувственные и видимые образы - обобщённо- образное восприятие -осмысление воспринимаемого - понятийное моделирование восприятия - духовное восприятие- интуитивное восприятие - сущностное осознание воспринимаемого - обобщённое восприятие -системная картина мира - ответное действие. Это есть полная познавательная цепь при целостном восприятии окружающей среды.
Чем сущностное восприятие (СВ) отличается от чувственного и понятийного восприятия (ПВ) мира? На основании понятий создаются модели предмета, явления или события. Модель - это только приближение к познаваемому предмету, явлению, событию и мира в целом, но не сами предметы, явления и т.д. Чувственное восприятие (ЧВ) - это тоже модельное восприятие, и, в общем случае, ещё менее точное, чем понятийное. Чувств у человека только 6, и, следовательно, чувственное пространство восприятия - не более, чем шестимерное. Понятий же в развитом языке может быть несколько сотен тысяч, правда, не все понятия - ортогональны и непересекающиеся. Однако, очевидно, что число непересекающихся понятий в сотни раз больше, чем число чувств человека. Поэтому пространство ПВ в сотни раз мощнее пространства ЧВ. Но оно не мощнее сущностного пространства восприятия. Поясню это с помощью музыкально- языкового пространства восприятия (МЯВ). Некоторые люди склонны считать, что пространство МЯВ есть часть пространства ЧВ. Однако пространство ЧВ не покрывает пространства МЯВ. Пространство ЧВ - не системно, оно не структурируется в базовых ортах и имеет только качественные оценки: больше - меньше, слабее - сильнее, приятнее - противнее и т.д. А пространство МЯВ - системно и измеряемо, и оно по этому - качественно другое, нежели пространство ЧВ. Пространство МЯВ систематизируется и структурируется в нотном базисе. Оно представляет собой пространство шумов, фонем, слов, тонов и гармонических колебаний, которые в свою очередь точно измеряются и по частоте и по амплитуде звука. Оно - точнее.
Восприятие и представление мира в пространстве МЯВ далеко не всегда приводит человека к восприятию образных и понятийных картин, при этом ощущения и чувства всегда есть. Ощущения и чувства говорит о том, что мы воспринимаем реальность звуковых сочетаний в более тонком, невидимом, колеблющемся пространстве музыки, языка и звуков, в пространстве более тонких сущностей, чем пространство материальных предметов и стихий. Оказывается, музыка и человеческие языки связаны друг с другом логикой порядка и гармонии, логикой духа. Поэтому пространство СВ, включая в себя пространство МЯВ, включает также в себя и пространство Духа. Пространство МЯВ есть также пространство Логоса. Этим и объясняется то , что православные богослужения включают в себя обязательно и Слово, и молитву, и пение, и колокольный звон в Духе добра и любви.
В музыкальных произведениях, как правило, не сообщается прямо, что в этом музыкальном отрывке присутствует дух ли России, или дух Гималаев, а в другом отрывке - дух борьбы или дух веселья и т.д. Но человек, имеющий мало-мальски музыкальный слух, услышит в русской музыке русский дух, в немецкой музыке - немецкий дух. Он легко отличит музыку Глинки, Мусоргского, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова и Глазунова от музыки Баха, Генделя, Вагнера и Бетховена, как и от музыки Бриттена, Бартока, Гершвина, Легара, Бизе, Элингтона и Гилеспи, прежде всего, по духу.
Что такое способности человека? Это определённый ключ, данный человеку от рожденья, для доступа в те или иные пространства восприятия. Важно заметить, что человек по своей, якобы, свободной воле не может выбирать себе свободно те или иные ключи пространств восприятия. В этом отношении показателен евангельский пример прозрения слепого действиями Иисуса Христа.
Как и в пространстве вещей, в пространстве чувств и понятий, в пространстве МЯВ на разных его уровнях мы сталкиваемся с духом добра и с духом зла. Для примера сравните произведения Дж. Верди, Глинки и Моцарта с творениями группы «Кисс», гуру Бори, Гаги и М. Джексона.
Связь музыки и языка особенно ярко проявляется в поэзии. И задача настоящего поэта не в том, чтобы встать в позу, которую до него никто не принимал, а в том, чтобы с наибольшей силой и полнотой проявить музыку языка, его ритмику, его размеры, его музыкальные краски, напевность и силу. Национальная музыка и поэзия - это проявление души народа, это неискажённая духовная «вытяжка» из языка соответствующего народа.
Современный мир, слава Богу, признал, что в нём есть живая музыка, но есть и мёртвая. Правда, он пока ещё делает первые шаги в понимании того, что есть живая, а что есть мёртвая музыка. Живая музыка не может быть вне национального языка и духа. Поэтому полная познавательная цепочка постижения мира предполагает и ведёт человека к всестороннему развитию языка, имеющего в своих кладовых и богатые выразительные средства образного описания мира, и широкий набор конкретных и отвлечённых, и интуитивных понятий, как проявления духа; богатые логические связи образов, понятий, слов, фонем, тонов и колебаний тонких вселенских структур.
Полным ответным действием, как итог прохождения человеком полной познавательной цепочки, будет его проникновение в суть явления, вхождение в царство Творца и безусловное Его приятие в любви.
В практике взаимодействия человека с миром встречаются и неполные познавательные цепочки, включающие в себя: ощущения - чувствования - образное и событийно-образное восприятие и познание - ответное действие.
Ответным действием, при осуществлении неполной познавательной цепочке, будет быстрая реакция на сложившуюся ситуацию.
Могут ли люди такого типа сознания постигать мир Творца и безусловное Его принятие в любви?
Могут, но при условии развития в себе глубокого чувствования Бога и наработки особого языка общения с Ним, т.е. молитвы.
Неполная познавательная цепочка, вне религиозной практики, предполагает использование соответствующих языков, событийно- образных языков (СО-языки). Такие языки в мире есть, к их числу относятся некоторые языки народов Севера, Полинезии, Микронезии и другие.
Для этих языков особо характерна фотографическая функция языка. Язык, прежде всего, фотографирует событие, явление и предмет. В чукотском языке, например, нахождение одного и того же животного в разных обстоятельствах будет отображено фонетически и морфологически совершенно разными словами - кадрами. До недавнего времени, пока чукчи не познакомились с русским языком, они не воспринимали имена числительные, как отвлечённые понятия. Они не воспринимали, что такое один, три, пять, десять и т.д. Но они хорошо понимали, что такое три оленя, пять китов, десять рыб и т.д. В СО-языках нет такого познавательно важного понятия, как «ноль». Чукотский язык хорошо отображал конкретную ситуацию, но плохо - отвлечённую понятийную модель. Особенности восприятия жизни СО-язычными народами хорошо передают их песни. Вот песня пастуха- качевника: « Я иду по тропе, светит солнце, у мня в руках плеть, стадо со мной, мне хорошо». Или вот примерное содержание японских танку: « Я сижу у окна, за окном - дождь, у меня ноги сухие, Фудзи дымит, мне хорошо»; или « Не знаю от чего, я так мечтал на поезде проехать? Вот из вагона вышел я - и некуда идти».
Наличие СО-языков нельзя объяснить неразвитостью говорящих на них народов. Здесь причина в другом. Языки такого рода часто встречаются там на Земле, где геофизические и климатические условия и события жизни весьма изменчивы и опасны. Они быстро и резко меняются. Человеку некогда долго размышлять о них, искать причины перемен и изучать характер их развития. Ему срочно надо избежать пагубного воздействия стихии. В этих условиях ему гораздо важнее, чётко и быстро представлять текущие события. Если неожиданно проснулся вулкан или с моря надвигается ураган, придаваться размышлениям некогда, следует быстро «уносить ноги». В таких условиях прикладные СО-языки, вполне оправданы.
20-й век прошёл для людей при ощущении многими тревожности и опасности времени, но ясного предчувствия последних времён у большинства ещё пока нет. «Второе пришествие Христа» разными людьми по-разному ощущается, чувствуется и очень по-разному осознаётся. Христиане давно о Нём знают и Его ждут.
Среди людей всё же больше тех, которые «Второе пришествие» ощущают очень смутно, хотя ощущение тревоги и опасности есть. И в их понимании им ничего другого и не остаётся, как следовать текущим картинам событий, картинам перемен жизни, и брать себе всё, что можно, а иногда и то, что нельзя, не вникая в существо происходящего, в нравственные аспекты жизни, списывая вину за всё происходящее на предыдущие поколения. Более всего этому подвержена молодёжь, т.к. у неё, как правило, обострено ощущенческое и чувственное восприятие жизни, своих в ней прав при недостатке ощущения долга, знаний, культуры веры и любви.
СО-языки и состояние общества
Степень распространения событийно-образного (клипового) мышления и распространения сфер действия СО-языков и подязыков этого типа в языковой среде мира может быть мерилом приближения «Последних времён». Качественным мерилом приближения «Последних времён» может быть и характер отношения людей к национальному языку и музыкальной культуре. Другим мерилом приближения этих времён может быть степень распространения наркомании, алкоголизма и разврата в обществе. Поскольку ни наркомания, ни алкоголизм, ни разврат не распространяются по земле естественным образом из естественных потребностей людей и чвства самосохранения ( хотя развратникам все указанные явления кажется вполне естественными), то и в борьбе с этими тёмными стихиями и распространением клипового мышления глупо полагаться на естественные процессы, как это делают некоторые высокопоставленные чиновники, когда говорят: « Сегодняшние наркоманы и алкоголики перемрут, и на их место придёт здоровая молодёжь». Искусственно стимулируемые порочные общественные процессы должны минимизироваться в обществе на основе хорошо продуманной и системной политики, но не на основе виртуально- образных представлений и эмоциональных пожеланий. Один наркоман, уходя из жизни, оставляет после себя в среднем 15 своих последователей.
СО-языки могут помочь от названных пагубных общественных явлений убежать в лес, в горы, в какой-то степени отгородиться от них и в городе. Но они не содержат в себе понятийного потенциала, необходимого для искоренения названной пагубы из общественной жизни больших народов, наций и государств. Так что СО-языки не подходят в качестве мировых и цивилизационно- образующих языков. СО-языки и клиповое сознание не столько учат человека премудростям жизни, сколько дрессируют человека на жизнь в определённых условиях.
Но в эпоху перемен клиповое сознание, мышление и общение овладевает очень многими. Это мы наблюдаем, например, в США в 18-м веке во время начального накопления капитала, миллионных потоках рабов-негров из Африки, миллионах убитых индейцев и бизонов. Это же мы видим в Германии в первой половине 20-го века при ограблении ею Восточной и Западной Европы. Это же мы видим и в России в конце 20-го начале 21-го века при искусственном стимулировании рынка. Когда, как кажется людям с прикладным мышлением, мучиться моральными вопросами некогда, надо быстрей накапливать капитал и как можно больше обогащаться за счёт других.
Одна из причин таких явлений в том, что сознание, мышление большого числа людей зомбируется политикой, продажным искусством и журналистикой, тревожными ощущениями, мыслительными шаблонами, модой, которые не дают людям возможности проникать в тонкий духовный мир Вселенной. Такие люди начинают бояться окружающего мира, начинают жить в страхе и тревоге. Они становятся либо очень агрессивными по отношению к миру, либо стараются из него уйти. В этом - одна из основных причин наркомании, алкоголизма, алчности и бандитизма в современном постиндустриальном и пост - нравственном мире.
Если от страха и депрессии «клипочел» может как-то отстроиться с помощью медицины, друзей, общественных организаций, то от ужаса перед полной жизненной неопределённостью отстроиться куда сложнее. Тем более, что геополитики делают ставку на ужас, как надёжное средство управления «клипочелами».
Святые отцы Святой горы Афон, святой Максим - исповедник и другие православные подвижники рекомендуют подвязающимся в духовной брани бороться с воображением и фантазиями, увлечением игрой образов и чувств, т.к. они дают удобную возможность бесам входить в душу человека. Максим-исповедник говорил: « Прежде всего, смотри за воображением и памятью».
Формы клипового сознания
Формами клипового сознания и поведения является стадное поведение, мода, как частный случай стадности; поп-культура, рекламная манера изложения ощущений, чувств и мыслей; пренебрежение доказательствами, позёрство, митинги, революции и перестройки, также как и соответствующие им мораль, умственная и духовная скудость, потребность сбиваться в попс- искусствоведческие и попс-идеологические новообразования.
Словосочетание «клиповое сознание» появилось сравнительно недавно, но, как явление, оно существует давно. Люди клипового сознания могут много читать, много время проводить в Интернете, много общаться. Но они это делают, главным образом, не для того, чтобы глубже разобраться в окружающих событиях и явлениях, а для того, чтобы быть в курсе. «Быть в курсе» - это типично клиповая установка. Характерно для него и не критичность восприятия.
Приведу исторический пример, чтобы у читателя не сложилось мнение, будто я не справедливо жёстко отношусь к «модным передовикам». Предлагаю всем вспомнить такие исторические личности, творившие во 2-й половине 19-го и первой половине 20-го веков, как Д.И. Менделеев, П.А. Столыпин, П.А. Сорокин, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев. Все они были глубоко русскими людьми, великолепно владели русским языком, мыслили в полном его объёме, отличались глубоким и строгим умом, интуицией и высокой культурой мышления. Они не торопились в модные общественные течения, на партийные трибуны и в революции. Они вдумчиво и глубоко разрабатывали системные теории и решения важных познавательных, общекультурных и общественных проблем. Все они жили и действовали по принципу, высказанному П.А. Столыпиным бунтарям-революционерам: « Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия ». Системные подходы к решению важных проблем русских мыслителей не утратили своей ценности и по сей день.
В то же самое время значительная часть российской пылкой и чувствительной интеллигенции под воздействием пылких же демагогов, их рекламы и психологических трюков устремлялась и устремляется на митинги, баррикады, на площади, в тайные общества, в масонские ложи и партии, устраивала и устраивает масштабные политические провокации.
Один из последних примеров такого рода поведения - « ку- кла -клон - провокация», устроенная узниками «совести». К ней « ку-кла -клонки» и « ку-кла -клановцы» очевидно старательно готовились, о чём свидетельствует и их антураж и чёткая согласованность действий в пространстве и во времени. Об этом же свидетельствуют и особенности музыки и языка « ку-кла -клонок». Основное же отличие современных « ку-кла -клонок» и « ку-кла -клановцев» от их предшественников в том, что те, при утверждении своих чувств, настроений и поз, предпочитали единодушно сжигать кресты и выбрасывать вперёд руки, а современные « ку-кла -клонки» предпочитают осквернять храмы и выбрасывать вперёд ноги. Кстати сказать, выбрасывание вперёд рук и ног - это тоже часть их языка, как и речевые обороты «узников совести».
Скорее всего, либералы и « ку-кла -кланавцы», особо не напрягались, когда сочетанием « узники совести» перевели какой-то западный речевой стандарт. Но согласно законам и правилам русского языка узниками называют тех, кто находится в узах, связан или повязан, порабощён какими-то обстоятельствами и явлениями, содержание которых поясняет содержание понятия «узник». Сравните сочетания: узник Бастилии, узник тюрьмы «Гуантанамо», узники порока, узник обстоятельств, узник невежества и бескультурья, узник совести.
В нашем случае таким поясняющим понятием является совесть. Для человека «совесть» есть понятие внутреннее, а не внешнее. Таким образом, узники совести связаны, повязаны и порабощены собственной совестью, их свобода была от них отнята, прежде всего, собственной их совестью. Из сказанного следует, что «узники совести» сами отняли у себя свою свободу с помощью собственной совести. Винить им надо, прежде всего, самих себя. Узник совести это очевидный пример корявости СО-языка либеральной и ку-кла-клановой публики. Такими языковыми особенностями они отталкивают от себя культурную, уважающую себя часть общества, впадают в невежественные ошибки и запутывают себя и тех, кто увлекается их антуражем и позами.
Ку-кла-клановские слова- клипы либерального СО-языка это громоздкие и корявые ярлыки, они суть плевки в сторону русских языка. Вот их примеры: «маунтинбайкер», «аквабайкер», « ситименеждер », « догкиллер», « бо-ди-бил- дер», « пусси- райт». Первое из них переводится, как горный катальщик, или, более коротко, горокат, горнокатец. Русский язык позволяет находить и образовать, с позиций русских правил, слова, которые более точно и сочно передают содержание инослов. «Аквабайкер» - по-русски это «водяной», тем более, что катальщики крутятся на воде, как «черти». Слова же такого содержания, как «ситименеждер», давно в русском языке существуют, и это: градоначальник, городничий и градуправ. «Догкиллер» - по-русски это «живодёр», за деньги он убьёт и кошку, и кролика, и попугая, и кого хочешь.
Заметим, что революционные вожди, либералы и узники совести, строго говоря, ничего никогда не доказывали и не доказали. Они строили и строят свои речи на рекламных принципах и трюках. Пылкая интеллигенция, либералы и узники совести, как раньше, так и теперь, самозабвенно взрывали и взрывают поезда, экипажи царей, градоначальников, воевод, министров, полицейских, ни в чём не повинных простых людей на улицах, в театрах, магазинах и в метро. Эти пусси-бунтари, находясь в узах с собственной совестью, были и есть в плену глупых и противоречивых лозунгов, например: «Свобода, равенство и братство!» или « Свобода и есть хлеб!» и иностранной тарабарщины, такой как : революционер, либерал, глобалист, диссидент, пуссирайтки. Мне также встречалось такое инослово, как « обсси-райт». Возможно, оно заинтересует «пуссирайток»?
Ясно, что братство - это, прежде всего, долг перед братом, а не свобода от его. Свобода на деле не делает людей равными: один хочет ночью спать, а другой - слушать попсу. Один имеет реальную свободу убивать, грабить и откупаться от «правосудия», а другой - несвободу стоять у стенке с обобранными карманами. Бунтари прошлого не понимали разницы между жизнью и виртуальными образами жизни. Да, они умели рисовать радужные картинки, они умели рисковать, они умели следовать страсти и лозунгу, но они не умели измерять глубину пропасти между радужной картинкой и жизнью, между эмоциями и умом. Либерал, который орёт на площади: « Свобода и есть хлеб!», смотрит на свободу, как на хлеб, как на съедобный товар. Рано или поздно он её съест.
Революционеры прошлого в своём большинстве - это пример типично клипового сознания и поведения. Интеллигенция в своём большинстве всегда была политической модницей. Была мода на революции, и она забиралась на баррикады, боролась с капиталом, царями и богачами - мироедами. Пришла мода на рынок, она хвалит рынок, капитал и богачей, уже не вникая в то, в какой степени они - мироеды.
Мода на революции - это классический пример событийно- образного мышления, далёкого от логики и морали жизни. Чем ситуация в стране и мире будет всё более неустойчивой и тревожной, тем сила воздействия моды на людей будет больше. Модниками гораздо проще управлять, чем людьми морали, долга и логики. Западным глобарям века сего нужны модники с их клиповым мышлением и сознанием. И по этой причине в мире тоже будут учащаться модные парады, дефиле, дефолты, кризисы, конфликты, погромы и революции всяких расцветок. По этой же причине в мире будут насаждаться всякими средствами СО-языки.
Замечу также, что погромы и революции являются удобными формами реализации человеком стадного чувства в тревожную эпоху перемен.
Русский язык и клиповое сознание
Приведу примеры рыночно-образного подязыка в России перестроичной поры. Вот слова-клипы: «маунтинбайкер», «аквабайкер», «ситименеждер», «догкиллер», « бо-дибил-дер». Тех, кто заимствует такого рода слова, не интересует русский язык, его роль в жизни нашего общества, его будущее. Указанные слова- клипы громоздкие и корявые ярлыки, они - плевки в сторону русских слов. Первое из них переводится, как горный катальщик. Русский язык позволяет образовать более удобные, с точки зрения русских правил, слова такого же содержания - горокат, горнокатец. «Аквабайкер» - по-русски это «водяной», тем более, что они крутятся на воде, как черти. Слова такого же содержания, как «ситименеждер», давно в русском языке существуют, и это: градоначальник, городничий и градуправ. «Догкиллер» - по-русски это «живодёр», за деньги «догкиллер» убьёт и кошку, и кролика, и попугая, и кого хочешь.
В заимствованных словах последнего времени часто используется корень «ман»: наркоман, англоман, клептоман, меломан. Но корень «ман» есть также и природно -русский: манить, обман, приманка, заманить, поманить. «Ман» в русском языке понимается, как заманенный куда-то, обманутый кем-то и чем-то: обманутый нароктой, англозаманённый, клептоманимый, манимый мелодиями и музыкой. Вторая группа слов, в отличие от первой, не противоречит логике словоупотребления в русском языке, и потому имеют право на жизнь в нём. Но это - слова метисы. Можно ввести в оборот ещё одно метисное слово «клипоман» - манимый к липе, манимый образами и картинками, липнущий к чему-то, липкий к обману и приманкам. Всё это соответствует событийному мышлению обозначаемых словом «клипоман».
Так иностранные слова можно и нужно обрушать и обрусить.
Но более действенная защита от пагубных общественных явлений, в том числе и в языке - это скорейшее прекращение нравственно низких и аморальных перемен в стране, повышение стабильности общественного её развития, и обретение, как можно большим числом русских и россиян, истинной веры. Но к ней прийти не так легко, как выпить пива или водки, обмануть доверявшему тебе соседа, принять наркоту, послушать попсу, окунуться в разврат и забраться в электронные карманы интернетных «приятелей».
Колдасов Геннадий Дмитриевич, доцент, к.н., академик
2. Клиповое сознание и особенности языка
1. Re: Клиповое сознание и особенности языка