Ни одно паломничество, как и ни одно крещение, не обходилось без искушений, причем с самого начала. Так было и на этот раз. Сел в машину, говорю водителю: «Ну с Богом, в Шереметьево». «Как в Шереметьево? Мне еще две недели назад сказали, что в Домодедово, и потом несколько раз подтверждали». Я с ужасом представил приезд в другой аэропорт, срыв поездки. Сердце защемило с новой силой, только что сделанный укол от сердечных спазм пошел насмарку. Еду, вспоминаю предыдущие свои поездки в Крым. Еще в школьные годы с матерью и младшим братом приезжал в Судак (так теперь называется древний Сурож). Запомнилась крепость, построенная генуэзцами, музей Айвазовского в Феодосии, ханский дворец в Бахчисарае. В 1992 году была поездка в Ялту на собрание православных братств Украины. Больше всего тогда запомнилось посещение царской резиденции в Ливадии (считается лучшим представительским помещением в Европе). Была еще поездка в Севастополь на праздник св. равноапостольного князя Владимира и по монастырям Крыма (Инкерман, Фиолент и др.). В Инкермане находится самый древний храм нашей Церкви. Этот пещерный храм был высечен в I-м веке св. Климентом Римским, находившимся здесь в ссылке. Когда сейчас духовные чада, живущие в Феодосии, настойчиво приглашали приехать, подумал: «Почему бы и не поехать? Неизвестно, что будет дальше, уж больно отчетлива тенденция по исламизации Крыма, движение в направлении устройства здесь татарского государства, о чем неоднократно недвусмысленно заявлял Меджлис». Поделился своими мыслями со знакомым собратом священником, который, общаясь с сильными мира сего, хорошо информирован. Он просто огорошил: «Стопроцентно Крым мы потеряли. Рождаемость у татар в несколько раз больше, чем у славян. Процент мусульман неуклонно повышается. Очень вредят здесь противоречия между Украиной и Россией, чем пользуется третья сила». Стало грустно от нашего безконечного отступления, постоянной сдачи позиций, пассивности и разобщенности.
Освежил в своей памяти историю Крыма. Здесь, на полуострове,
переплелись судьбы многих народов, государств и целых цивилизаций. События и
культура разных эпох отражены в многочисленных памятниках. Недаром Крым
называют уникальным историко-культурным заповедником. Греки основали Керчь и
Феодосию, Севастополь (Херсонес). В V веке до Рожества Христова
возникло Боспорское царство. Около тысячелетия полуостров находился в сфере
влияния Византии. Свою роль в истории Крыма сыграла и Киевская Русь. В X веке
на берегах Керченского пролива образовалось Тмутараканское княжество -
составная часть Киевской Руси, в которое входил и Корчев (Керчь).
И Таврида сыграла важную роль в судьбе Киевской Руси. В Херсонесе (Корсуне) киевский
князь Владимир принял христианство в 988 г., отсюда оно пошло по всей Русской
земле.
В XII веке большей
частью полуострова владели кипчаки (половцы). Кстати, название знаменитого
детского лагеря Артек происходит от имени сына половецкого хана. В течение XIII
века несколько раз вторгались в Тавриду золотоордынцы (татаро-монголы),
подвергая разграблению её города. Затем они стали оседать на территории
полуострова. В середине XIII века они захватили Солхат, который стал центром
Крымского юрта Золотой Орды и получил название Къырым (как и весь полуостров
впоследствии). Здесь размещался наместник Золотоордынского хана в Крыму. В
середине XV века
возникает независимое Крымское ханство. В это же время возникает православное
княжество Феодоро. Запорожские и донские казаки с 1575 по 1637 гг. по Черному и
Азовскому морям совершили сюда двадцать походов. Кстати, в течение ряда
столетий Черное море арабскими историками и географами именовалась «Русским
морем». На 2/3 это море состоит из сероводорода. В 1637 году донские казаки при участии
запорожцев захватили турецкую крепость Азов. В 1783 году после долгих
русско-турецких войн Крым был включен в состав Российской Империи. Многие
татары тогда, опасаясь христианизации, уехали в Турцию, а оставшиеся
присягнули. Во время Крымской войны
около года героически сопротивлялся Севастополь, однако крепость была сдана. В
конце XIX века в Крыму
проживало около четырехсот тысяч человек. Татар было около 90% в горной части
полуострова и около половины в степной. Степные татары - прямые потомки
монголов, а горные, судя по их типу - потомки первоначальных жителей южного
побережья (греков, итальянцев и др.), принявшие ислам и татарский
язык. Русских было больше всего в Феодосии и ее окрестностях. В октябре 1920
Крым был завоёван Красной армией и включён в состав РСФСР. В захваченном Крыму
большевики учинили массовый террор, в результате которого погибло, по разным
данным, от 20 до 120 тысяч человек.
В ноябре 1941 года Красная Армия была вынуждена покинуть Крым, отступив на Таманский полуостров. Освобожден был Крым весной 1944 года. Сотни тысяч наших воинов погибло здесь. Вскоре после освобождения Крыма крымские татары, значительная часть которых сотрудничала с фашистами, была депортирована. В 40-е годы около 90% названий поселков и деревень здесь были переименованы. В 1948 году Севастополю был усвоен статус города республиканского подчинения в составе РСФСР. Общеизвестно, что в 1954 году Хрущев под предлогом юбилея 300-летия Переяславской Рады инициировал передачу Крыма Украине. В советские годы Крым именовался всесоюзной здравницей. 8-9 млн. человек в год приезжали сюда на отдых и лечение (сейчас приезжает около 5 млн.). 1 декабря 1991 на референдуме 54 % жителей Крыма поддержали независимость Украины.
...Мчимся на машине, за окном мелькают названия населенных пунктов: Изюмное, Золотое поле, Русское, Виноградное, Отважное, Радостное. Вдруг броское - «Нариман». Периодически у дороги плакаты с текстом «Дякуемо за чистоту узбиччя» («Благодарим за чистоту обочины»). В ноябре на Украине выборы. По сторонам дороги немало стендов с предвыборными лозунгами: «Русский язык: от регионального до второго государственного», «Будущее Крыма в дружбе с Россией», «Автономии больше прав , Крыму процветание» , «Украина и Россия: одни корни , одна история, одна слава», «Живущие одним днем - не думают о будущем» и др.
Феодосия. Не только Севастополь, но и этот город называют городом русской славы. Феодосии исполнилось 2500 лет. Это единственный город Крыма, сохранивший изначальное название. Здесь с конца XII века и почти до присоединения Крыма к Российской Империи шла бойкая торговля людьми, в основном славянами (от 2 до 3 миллионов людей прошло через невольничьи рынки Крыма). В 1475 году турки вырезали все христианское население Кафы (так тогда называлась Феодосия). Казаки под руководством Сагайдачного несколько раз брали крепость, освобождая при этом множество невольников. После этого они уходили из города. Только из русских земель за первую половину XVII века в полон было угнано до двухсот тысяч человек (тогда все население России составляло около 7 млн. человек). Нынешняя Малороссия вообще была опустошена. В 1771 году русские войска под руководством князя Долгорукого подступили к городу. Посланные для переговоров с осажденными были убиты. Тогда князь отдал приказ штурмовать и пленных не брать. В этом году исполняется 225 лет знаменитого путешествия Екатерины II на юг России. Императрица побывала в Старом Крыму и Бахчисарае. Была она и в Феодосии (но здесь она не ночевала). Сохранился путевой дворец Екатерины. Каждая верста на ее пути отмечалась столпом (на сегодня их сохранилось 5). Кстати, императрице тогда было 57 лет.
Посетили главный музей города, «Древний музей». В прошлом году ему исполнилось 200 лет. Из рассказа экскурсовода и осмотра экспозиции мы узнали следующее. Местность, где располагается Феодосия, у моря сходятся горы и степи - поэтому здесь очень благоприятная атмосфера для тех кто страдает болезнями органов дыхания. В Крыму растет около двух с половиной тысяч видов дикорастущих растений. Главным хищником полуострова является волк. Черное море имеет глубину до 2 км, а Азовское всего около 14 м. Пол в одном из залов музея поразил своей оригинальностью - на нем плиткой была выложена карта Крыма. Площадь полуострова 26,9 тыс. км. Четвертую часть территории составляют горы. Самая высокая горная точка - 344 м. Зимой температура опускается до -30. Множество стендов рассказывали о наследии разных народов, проживавших в Крыму. Особенно запомнились греки и скифы. Обратил на себя внимание пифос - огромный глиняный сосуд ёмкостью около 400 литров. По сути это холодильник. Его закапывали в землю, хранили в нем различные продукты: вино, мясо, рыбу - и все прекрасно сохранялось. В середине 19 века стали раскапывать скифские курганы - на сегодняшний день их раскрыто около 60-ти. Крепость Феодосии построена генуэзцами. Она имела более 30 башен, длина стен - 5,5 км. Одна из башен была посвящена римскому папе Клименту XVI. В городе было много армянских храмов. Мы побывали в одном из них - Сурб Саркис (святого Сергия). Храм был построен в конце 14 века, колокольня в 15 веке. Внутри храма на стенах много хачкаров. Единственная икона - изображение Богородицы в живописном стиле находится на престоле храма. Около этого храма находится могила знаменитого художника Айвазовского (Гайвазяна) (1817 - 1900). Этот человек не только писал картины (ему принадлежит около 6 тыс. картин), но и проводил большую благотворительную работу. Так, он подарил городу водную башню, вода поступала по водопроводу длиной 25 км. Жил Айвазовской на широкую ногу, но никому не отказывал в помощи. Вторая супруга художника умерла в 1944 году в возрасте 88 лет. Она была младше мужа на 39 лет. В Феодосии было более 60-ти мечетей. Сохранилась мечеть 1628 года. Была Караимская слобода (караимы - потомки хазаров). В Крыму сохранился целый Караимский город - Чуфут-Кале («город евреев»). Люди здесь жили до начала 20 века. Караимы живут еще в Прибалтике. Это вымирающий народ. В Симферополе на улице Караимской находился молитвенный дом караимов (кинаса). До последнего времени там был радиоцентр. В советское время Феодосия была закрытым городом. Здесь было около 30 промышленных предприятий, в основном оборонных.
Храмы Феодосии. Казанский собор в прошлом году отметил свое столетие. До революции он был подворьем Топловского монастыря. Напротив собора установлен памятник ап. Андрею Первозванному.
Введенская церковь была построена в 8-9 веках. В этой церкви князь Долгорукий после взятия города был на благодарственном молебне. До революции в ней служили викарные епископы. Приход храма насчитывал около 1200 прихожан. В храме было большое Евангелие на греческом языке. В 30-е годы храм был закрыт. Здесь был спортзал. В настоящее время храм прекрасно отреставрирован. Роспись в каноническом стиле. Были здесь на всенощном бдении. Унисонное пение, теплая цельная служба. Обратил внимание, что на прошении на литии « О еже избавитися нам от глада, труса...», священник добавил: «...от ересей, лжеучений и расколов». Я молился у двух баптистериев. Стоял как будто в райском уголке.
Главный храм города, Александро-Невский собор, был разрушен в середине 20-х годов. Собор стоял на месте, на котором в течение нескольких столетий находился невольничий рынок.
Иверский храм. Одни датируют постройку 8-10 веком (в частности алтарную часть), другие говорят, что весь храм был построен в 14 веке. Скорее всего, храм был греческим, затем армянским, а потом (и это уже достоверно известно), в 1858 году был восстановлен и отреставрирован православной общиной под руководством русского священника Николая Трегубова, и освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. В алтарной части храма сохранились уникальные каменные барельефы: на горнем месте - Спаситель, по обе стороны от Него - по 6 апостолов, всего 12 («Тайная вечеря» в камне). Предание гласит, что в этом храме, после своего возвращения из похода, в 1472 году путешественник Афанасий Никитин отслужил благодарственный молебен по случаю своего возвращения. Именно в Кафе он написал свои знаменитые записки «Хождение за три моря». Лет пять тому назад был установлен памятник знаменитому русскому путешественнику. На памятнике он изображен крестящимся троеперстно, что, конечно, не соответствует действительности (он жил в 15 веке, когда все на Руси крестились двуперстно). Есть две версии о смерти Никитина: по первой его убили, так как он был опасен из-за знания торговых путей, по другой, умер от лихорадки. Во время турецкого владычества мимо храма проходила дорога, по которой гнали невольников - ее называли дорогой плача. Недавно в храме обновилась Касперовская икона Богородицы. После захвата Крыма красными, рядом с храмом были расстреляны около 7 тысяч солдат и офицеров Белой армии. Неподалеку от Иверского храма, на пригорке стоит церковь великомученика Димитрия Солунского (сред. XIV в.). Фрески в этом храме принадлежат кисти Феофана Грека. Большинство из них были сбиты во время турецкого владычества. Часть фресок сохранилась к настоящему времени (около 50 кв.м.), часть находится в аварийном состоянии. На одной из фресок проявился лик Христа. Храм планируется поставить под защиту ЮНЕСКО.
В окрестностях Феодосии сохранились руины двух монастырей - во имя великомученика Георгия и св. Петра. Первый монастырь был в юрисдикции Константинопольского Патриарха, а второй - Иерусалимского.
В 1885 году в городе был построен Всехсвятский храм. Он был самым красивым по своему внутреннему убранству. Этот храм был разрушен уже после войны(!).
Двести лет на месте Феодосии было аланское поселение. Двести лет городом владели генуэзцы и триста лет турки. В городе было три епископа: православный, армянский и латинский. Было десять греческих церквей (осталось три). Одно время главой города и судьей здесь был адъютант Суворова.
Около автовокзала находится церковь св. Екатерины. В крестильне здесь крестят полным погружением. При храме очень активная и дружная община. Ее члены принимают активное участие в крестных ходах против глобализации. Церковь напоминала огромный куст сирени. Повсюду ангелочки, цветочки. У входа в крестильный храм лев (естественно не живой, а каменная скульптура). Под стать и внутреннее убранство: все красиво и ярко, преобладают красно-синие тона, особенно в оформлении иконы св. вмц. Екатерины. Трудно было отделаться от впечатления, что ее писали с натуры. 72-летний настоятель во всем белом и сам белый, как лунь, с очень колоритной «восточно-украинской» внешностью. В прошлом он военный летчик. Что-то в его облике, походке, манерах, голосе очень знакомое - ба, да это второй о. Петр Кучер. Чтение часов началось с возгласа...псаломщика: «Молитвами святых отец наших...» На 3-м часе появился молодой, коротко стриженый священник и прямиком направился в алтарь. А где же входные молитвы? Не воскресный день, не великий праздник? Часы читали четко и внятно. На 6-м часе появился благообразный диакон средних лет и тоже сразу идет в алтарь. Входит настоятель, троекратно лобызаясь со мной, спрашивает мое имя. Шепотом, полуоборотом к людям, начинает общую исповедь. Частная исповедь сопровождается его громкими восклицаниями, слышными на весь храм. Заканчивается шестой час, а каждения еще не было. Будут читать 9-й час? Вдруг выходит диакон и возглашает: « Благослови, владыко!» Начинается Литургия. Евангелие диакон читает напротив иконы Спаса лицом к народу - первый раз это вижу. Вспоминаю свои ощущения: «В такой диспозиции можно просто прочитать текст и вообще, на русском языке такое чтение больше смотрится. Побоку погласицы, традиции диаконского искусства. Да, если где-то прибавляется, то где-то и убавляется». На сугубой ектенье никаких записок не читали, а на заупокойной прозвучало только одно имя. Подумал: «У нас либо затягивают чтение записок «до упаду», либо почти ничего». После слов диакона «Оглашенные, главы ваша Господеви преклоните» - часть прихожан наклонили головы . Некрещенные, готовящиеся ко крещению? Наши «гибкие» миссионеры объяснят, что наклоном головы выражается наше недостоинство, наше смирение. А может быть лучше вместо таких объяснений-натяжек лучше объяснить, что наклонять голову должны именно оглашенные, т.е. готовящиеся ко крещению, а не уже крещенные? Поминовение на великом входе, как и везде, в значительной степени импровизация - как будто нет служебника. Пожалуй, нет двух храмов, где бы текст поминовения на великом входе был бы полностью идентичен. Ближе к концу службы возглас «И даждь нам « вдруг произносит настоятель. Как так? Он служащий или помогающий? Фрагментарно вклинившийся? Дальше больше: настоятель, не участвовавший ни в малом ни в великом входах, вдруг «активизировался «. Вот он уже и причащает, возгласив после молитвы «Верую Господи и исповедую» трижды громогласно «Боже милостив...» По окончании причащения хор раз 15 пел «Аллилуйя» (по старому чину «Алиллуйя» протяжно поется только один раз). Настоятель же читал и заамвонную молитву. После отпуста, произнесенного молодым священником, настоятель объявляет: «Внимательно слушайте поучение про преподобного Иосифа Волоцкого». После этого он возлагает книгу на аналой в виде орла (напротив иконы Богородицы слева от царских врат) и отходит в сторону. Его место занимает....женщина, громким голосом она читает небольшое поучение. Приложившись ко кресту со смешанным чувством мы выходим из храма.
На следующий день после приезда на квартире своих духовных чад я имел встречу с большой группой православных активистов. В их позиции относительно будущего Крыма сквозил пессимизм («пороховая бочка», «Косово» и т.п.). Запомнился рассказ одной женщины, которой мальчик татарин сказал: «Вы хороший человек, поэтому мы Вас сразу зарежем». Когда она спросила: «Как же вы будете нас резать, когда мы друг друга знаем и у нас неплохие отношения?», он ответил, что они будут вырезать те деревни, жители которых им не знакомы . Татары очень активны. В большом количестве они могут быстро собраться в любой точке полуострова. На этой встрече я услышал подробный рассказ об истории со сносом креста при въезде в Феодосию. Об этом много сообщалось в СМИ зимой. Инициатива установки креста принадлежала казакам. Они хотели отметить 80-летие знаменитого десанта наших войск в феврале 1942 года. Были поданы все необходимые документы, но власти искусственно затягивали в предоставлении разрешения (разрешения на строительство мечетей предоставляются без всяких проволочек). Руководство епархии свой отказ в благословении на установку креста мотивировало отсутствием наличия формального разрешения. Создается впечатление, что власти искусственно затягивали выдачу разрешения на установку креста. Приводили пример, как Совмин Автономной республики 3 года решал вопрос о разрешении постройки часовни в одной деревне. Установленный крест рано утром был спилен. Казаки его отремонтировали и снова понесли устанавливать. Когда около 100 казаков и несколько десятков мирян из одного городского храма приблизились к тому месту, где стоял крест, они увидели, что несколько сот спецназовцев («Беркут») двойным кольцом окружили это место. Подойдя вплотную к кольцу спецназовцев, казаки стали его обходить, а потом крестом протаранили кольцо. Началось избиение. Особенно сильно были избиты три казака. Их долго не отвозили в больницу, но верующие настояли. Отойдя несколько в сторону, казаки установили крест. Тогда спецназовцы строем двинулись на них с двух сторон. Дальнейшее побоище было предотвращено двумя депутатами. Татары наблюдали за происходящим, снимали на видеокамеры, находясь на некотором отдалении. В течение двух недель священник из России из города Тихвина с детьми читал у креста акафист. В конце концов, крест был установлен после оформления всех необходимых документов. Я молился у этого креста. Интересны еще такие детали: судебный исполнитель отказался снимать крест; каялись на исповеди те, кто спиливал крест; начальник местной милиции разбился на машине через месяц после снятия креста; вскоре умер и глава правительства Крыма, принимавший решение о сносе креста. Рассказывали, что особенно обильно кровью казаков был орошен терновый венец у Спасителя на кресте. Не факт, что если бы не было пролития этой крови, сейчас крест бы стоял.
Запомнилось общение с видным деятелем монархического движения в Крыму. Приведу по памяти некоторые его высказывания: «Мы, русские, в основном космополиты, а татары - клановый народ. Слово имама у них закон. В случае чего, от 20 до 40 тысяч татар могут выступить с оружием в руках. В районе поселка Чистенькое натовские офицеры обучали татар военному делу. Ряд татарских селений расположились у стратегических дорог, что чревато ловушкой. На казаков мало надежды. Недавно был расформирован полк воздушной защиты Черноморского флота. Турция, финансирующая и поддерживающая татар, имеет самый крупный в мире десантный флот. Уже в 1994 году турецкий флот был в 4 раза больше Черноморского флота. За последние годы он увеличился в 2,5 раза. Не надо забывать, что в Турции проживает около семи миллионов крымских татар. Масса русских людей живет одним днем и не задумывается о будущем». Скептически он отнесся к утверждениям некоторых, что богатые люди из Москвы и Петербурга, скупившие значительные площади на берегу Черного моря, не допустят опасного развития событий в Крыму. «Скоро вам будет не сладко - у Турции армия в несколько сот тысяч человек» - и такое приходилось слышать. «Каждая татарская семья полноценна и устойчива. Рождаемость у них в 5-6 раз выше, чем у славян. У нас регресс, время работает на них. Если и захотят нам помочь, то не успеют. Никто не даст развернуться Черноморскому флоту: 100 человек спецназа - по 3-4 человека на каждый корабль и флота не будет. Русские против татар, что трава против табуна». «Учебники по истории на Украине пропитаны русофобией - у русских людей они вызывают раздвоение. Великая Отечественная война в них подвергнута полной ревизии». «Как известно, после присоединения Крыма к Российской империи, в мирном договоре с Турцией было указано, что в случае перехода Крыма под юрисдикцию другого государства, Турция опять имеет право претендовать на него. Лет 20 тому назад Турция обратилась в Гаагский суд со своими претензиями на Крым. Можно не сомневаться, что Европейское сообщество признает право Турции на Крым, после чего начнется реализация турецких притязаний. Уже сейчас Турция реализует свои геополитические интересы через финансирование строительства мечетей в Крыму и развитие татарской культуры».
«Образно говоря, наш автомобиль едет по ухабам. Для того, чтобы он не развалился, необходимо укрепить почву под колесами. Желательно, чтобы Россия выделяла средства на строительство и реставрацию храмов в Крыму, на памятные, знаковые места здесь. Конечно, нужно обратить особое внимание на воспитание молодежи, открытие православных школ в Крыму. К сожалению, процесс промывки мозгов зашел слишком далеко. Однажды группу молодых русских ребят спросили: «Вы русские?», а они в ответ: «Нет, мы крымчаки»... Важно сохранить ядро национально-мыслящих людей».
«У татар национальная идея заключается в том, что Крым принадлежит им, что у них должно быть свое государство. Для них главное - это установки Меджлиса» (Меджлис не имеет официального статуса). «Повсеместно по Крыму, прежде всего, с помощью Турции строятся мечети. Огромная мечеть построена в поселке Боевое. У православных здесь небольшой молитвенный дом». «Когда оранжевые рвались к власти, они обещали татарам автономию. После прихода к власти это обещание было забыто. Земельные участки, однако, под строительство мечети выделяются с соблюдением минимума формальностей». «40 % татарской молодежи учится в Турции. Учился даже один русский, которому оказывали усиленное внимание». Рассказал об инциденте в районе Щебетовки, происшедшем в 90-е годы. Тогда в результате столкновений с «Беркутом», погибло два татарина. Некоторые на Украине так рассуждают: лучше мы Крым потеряем, чем он достанется москалям. Модными становятся в Крыму турецкая кухня и турецкая баня, и даже ношение браслетов на ногах как это делали рабы. Татарам власти землю передают без проблем. Очень много сил и времени уходит на оформление земли. Крым, как и Белоруссия, был атеистическим полигоном - в советское время здесь было всего 8 православных церквей. Многие татары неплохо устроились в Узбекистане, но под давлением Меджлиса вынуждены были выехать в Крым. Много сделала для возвращения татар в Крым супруга Горбачева - татарка по национальности. Практически вся торговля в руках татар. Много татарок работают в роддомах и банках. Недавно прошел Пятый курултай татар Крыма. На нем были утверждены национальные символы. Флагом признано голубое полотнище с изображением в левом верхнем углу золотой тамги (родовой знак крымских ханов) - символ невольничества и работорговли. Между тем сын хана Батыя Сартак был христианином. Св. Петр, царевич Ордынский был сыном хана Берке. Известный татарский просветитель Исмаил Гаспринский призывал татар к «нравственному обрусению». Недавно Константин Затулин предупреждал, что Турция, как светское государство Ататюрка - это уже в прошлом. Сейчас она нацелена на укрепление своего влияния на территориях бывшей Османской империи.
Крест на татар действует как красная тряпка. Они возмущаются, что устанавливают кресты без согласования с ними (инциденты были в Морском, Грушевке и в других населенных пунктах Крыма). Есть и среди татар люди с гибкой позицией, например, некоторые депутаты, но против Меджлиса они ничего не могут возразить. Те татары, которые проявляют недостаточное послушание Меджлису, подвергаются остракизму, становятся изгоями.
Слушая своего собеседника, я подумал: «Может быть, в разгар русско-украинско-татарско-турецких противоречий нагрянут в Крым самые исконные здесь греки. Привет, мол, из Милета. Здравствуйте, мы ваши греки. И будет сцена как в «Ревизоре».
Топловский монастырь. При входе в монастырь на стенде слова св. Иоанна Златоуста: «Одежда выше колен обнажает безстыдство души». В обители две церкви. Восстанавливается соборный храм. На стене Скорбященского храма большое мозаичное изображение иконы, в честь которой храм построен. Три источника: Трех Святителей, св. Георгия и св. Параскевы. К сожалению, в одном из источников из-за нарушения гидродинамики иссякла вода. Среди множества святынь - частица мощей св. прпмц. Параскевы. В обители она сугубо почитается. Рака с мощами недавно прославленной игуменьи Параскевы (+1928 г.), строительницы обители. Нынешнюю игуменью тоже зовут Параскева. Она уроженка Черкасс, неплохо поет по-гречески. Селение, у которого находится обитель, известно с 14 века. В окрестностях находится множество руинированых храмов и монастырей.
Интересная деталь: после закрытия монастыря новые хозяева жизни из числа бывших насельниц обители учредили артель, которую назвали «Безбожник». 1-3 ноября из обители в Казанский храм в Феодосии идет крестный ход(традиция с конца 19 века) - главный крестный ход Крыма.
Бахчисарай (это слово переводится как «дворец в саду») находится на середине пути между Севастополем и Симферополем. Бахчисарай, единственный в Крыму, сохранил колорит средневекового восточного города в узких извилистых улочках, невысоких домах с решетчатыми балконами, называемыми мушараби. В городе было 32 мечети. В 1736 году войска под предводительством фельдмаршала Миниха дошли до Бахчисарая. Дворец и город пострадали в огне пожаров, но после ухода русских войск дворец восстановили с помощью архитекторов и художников, прибывших из Стамбула. Здесь побывала Екатерина II. Недалеко от города часовня, построенная в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых. Одно из мест на пути в Бахчисарай было особенно прекрасным. Екатерина воскликнула: «Мои солдаты завоевали для меня золото». В самом Бахчисарае церковь во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Этот храм был освящен в присутствии императора Николая II. В 1820 году здесь побывал Пушкин. Как известно, он написал поэму «Бахчисарайский фонтан». До сих пор у этого фонтана слез в бывшем ханском дворце ежедневно возлагают две розы. В городе жил известный татарский просветитель Гаспринский. Одно время он был секретарем Тургенева. В Бахчисарае он основал типографию и издавал журналы.
Успенский монастырь - главный монастырь Крыма. Он известен с 8-9 веков . Монастырь основали монахи, спасавшиеся от гонений иконоборцев. Обитель напоминает об Афоне. Согласно преданию, именно на этих скалах явилась людям чудотворная икона Божией Матери Одигитрия (Путеводительница). Явление иконы произошло 28 августа, в день Успения Божией Матери, поэтому и монастырь назвали Успенским. Его почитали даже крымские ханы, отправляясь в походы, они обращались к покровительству Богородицы, приносили подношения и свечи. Обитель стала резиденцией митрополита, центром духовной жизни христиан в трудные времена турецкого владычества. Во время русско-турецкой войны в 70-е годы 18 века большое количество христиан во главе с владыкой Игнатием вышли отсюда и расселились в Диком поле в районе нынешнего Мариуполя. Есть разные версии причин этого исхода: опасность ассимиляции; с целью ослабления мощи крымских ханов; из- за опасения резни. После ухода основной массы христиан, молитва в обители не прекращалась, в ней, с разрешения хана, служил священник с Афона. С 1850 года в монастыре начались восстановительные работы. В советское время в обители располагались склады и строительные учреждения. Настоятелем обители является архимандрит Силуан. Братии около 70-ти человек. В Успенском храме я совершил молебен по старому обряду перед Бахчисарайской иконой Богородицы (молебны совершались мною в нескольких храмах полуострова).
Помимо Успенского храма есть еще храмы во имя святых Константина и Елены, св. евангелиста Марка, святителя Иннокентия Иркутского, домовая церковь во имя святителя Луки, церковь в честь иконы Богородицы «Троеручица». Для строительных и реставрационных работ добывают белый камень прямо из скалы, возвышающейся над обителью. Неподалеку от монастыря находится медресе. Споры за монастырскую землю не утихают - не так давно произошло очередное столкновение.
Форос. На высокой скале, возвышающейся над морем, в 1892 году был построен храм в честь Воскресения Христова - в память об избавлении императора Александра Третьего и его семьи от теракта на железнодорожной станции Борки в Харьковской губернии. Тогда император, обладавший недюжинной физической силой, более часа удерживал на своих плечах рухнувший потолок вагона. Храм был построен на средства московского купца Кузнецова А.Г. архитектором Чагиным (он же строил Владимирский собор в Херсонесе).
Рассказывают, что в 50-е годы Хрущев планировал здесь провести прием шаха Ирана. Тот, однако, узнав, что прием будет проходить в бывшей церкви, отказался. Большой резонанс имело убийство настоятеля храма архимандрита Петра. Уроженец Крыма, он несколько лет усердно трудился в Муроме на древней Владимирской земле. Много трудов положил он в качестве настоятеля храма в Форосе. Собрав значительные средства, стремился изготовить резной иконостас в храме. Иконостас был готов - его изготовили мастера с Западной Украины . Порадоваться этому иконостасу батюшке не пришлось - он был убит после мучительных пыток.
Возвращаясь в Феодосию, мы видели постамент, на котором стоял крест. Из-за протестов татар его сняли, остался только крест в виде оконного проема в самом постаменте. Перекусить остановились у озера около селения Мангуп. На месте озера стоял храм, который ушел под землю.
Керчь. В этом районе полуострова когда-то жили скифы. В борьбе с врагами они применяли тактику выжженной земли. Рассказывают, что однажды скифское войско отсутствовало на родине в течение 40 лет. Когда воины вернулись, то увидели, что дорогу им преграждал большой ров. Его вырыли дети, которые родились от рабов, с которыми вступили в связь жены воинов. Стоило воинам постучать мечами о щиты, как дети рабов разбежались. Керчь протянулось на 60 км. Летом температура здесь доходит до +40. Городу исполнилось 2600 лет. Его основали греки. В 1474 году городом овладели турки. В 1699 году здесь побывал Петр I. В морской бухте он нырял, измеряя глубину. Во время Крымской войны в Керчи от страшной эпидемии погибли тысячи наших солдат. Есть такое выражение: «Кто владеет Керчью, владеет двумя морями». До России здесь всего 4 км. Видна Тузловская коса, из-за которой было столько споров между Россией и Украиной. Мост через Керченский пролив планировали еще немцы. После войны он был построен, но уже первый ледоход его снес. Хотели построить подземный тоннель. От этой идеи, однако, отказались т.к. произошла авария под проливом Ла-Манш. Высшей точкой города является гора Митридата, где ведутся археологические раскопки. До войны в городе жило 180 тыс. человек, а после ее окончания осталось только 26 тыс. Много наших воинов погибло в ноябре 42 года, когда ночью при шторме сюда высадился большой десант. После освобождения Керчи весной 1944 года на этой горе был установлен один из самых первых памятников павшим воинам. В день освобождения города на мине подорвался Володя Дубинин. В советское время он, как и погибший в Феодосии Витя Коробков, были примерами для подражания молодежи. В день Победы через город проходит большое факельное шествие. В морской бухте сделали угольный терминал, из-за чего очень трудно дышать живущим рядом. Неподалеку от города находятся знаменитые Аджимушкайские каменоломни, где в годы войны скрывались партизаны.
Побывали в древней церкви св. Иоанна Крестителя. Ее строительство относиться к эпохе Юстиниана (6 век по Р.Х.), это старейший храм на Украине. По преданию, основание храма благословил ап. Андрей Первозванный. Колокольня храма была построена в 19 веке. Алтарь из плинфы в византийском стиле. При входе в храм висит табличка, сообщающая о том, что здесь был крещен свт. Лука Войно-Ясенецкий. В Керчи он заканчивал гимназию. Иконостасы в храме оформлены в каноническом стиле (то же самое в Александро-Невском соборе). Неподалеку от храма памятник Ленину и возвышается флаг Керчи. Красные полосы на нем напоминают о кровавых войнах, а белый цвет символизирует добро и достаток. Император Александр II трижды побывал в Керчи.
Проезжали мимо места, откуда в 20 году остатки Белой армии эмигрировали в Константинополь. Это место обозначено белой ладьей с крестом в виде мачты с фигурным изображением на ней св. Николы Чудотворца.
После захвата Крыма красными начался массовый террор. Особенно зверствовали Бела Кун и Землячка. Сотню за сотней расстреливали на берегу моря и трупы сбрасывали тут же, в море. Дошло до того, что Турция, опасаясь эпидемии, заявила протест.
Георгиевский Катерлезкий монастырь под Керчью. На месте этой обители в советское время хотели устроить ипподром. Рядом с ней на горке можно видеть часть камня с отпечатком следа - здесь было явление св. Георгия Победоносца. На этом месте установлен поклонный крест и залит фундамент для небольшого храма. Двенадцать лет в обители трудится игуменья Акилина. За это время, по объективным причинам, собрать монашескую общину ей не удалось. Игуменье скоро исполнится 87 лет. Она очень энергична и рассудительна, очень много делает для обители. И это несмотря на то, что у нее зрение сохранилось только на 1 %.
Трудится она без выходных и отпусков. Территория обители около двух гектаров. Накануне нашего приезда у храма забил источник. В обители находится редкая икона Божией Матери «Праворучица». В процессе строительства монастырская гостиница (завезено 140 тыс. кирпичей). Монастырский храм, как и сама игуменья, не имеют ИНН. В храме поклонились частицам мощей св. Георгия Победоносца и свщ.мч. Климента Римского. Планируется строительство большого храма в честь иконы Богоматери «Живоносный Источник». Запомнились слова игуменьи: «Давайте не будем распинать Спасителя своими грехами - пожалуйста, моя к вам просьба». Очень меня обрадовал ее ответ на мой «сакраментальный вопрос»: «Что будет с Крымом?» Ее ответ: «Ничего у татар не получится. Им не удастся создать здесь свое государство». Помню, я тогда подумал: «Ну, слава Богу, мы здесь еще помолимся и потрезвоним». Из соседнего села в обитель приходит только 5 человек. Матушка рассказала как на совещании настоятелей и настоятельниц монастырей в Киеве митрополит Владимир советовал не нагружать поклонами пасомых «иначе не сделанные ими поклоны будете сами делать по переходе в вечность». Один из моих спутников отреагировал: «А наш батюшка с утра до вечера поклоны дает». Когда я на него пристально посмотрел, он уточнил: «поясные поклоны». В обители служит бывший строитель Инкерманского монастыря о. Вениамин. Однажды на монастырской земле татары пасли свой скот. На замечание они отреагировали с угрозой: «Мы вам покажем».
Татары были депортированы 16 мая 1944 года. Сразу после оккупации Крыма немцами началось создание отрядов самообороны, вспомогательных подразделений для Вермахта и полицейских рот. Оккупантам удалось вооружить и собрать под свои знамена около 10 % активного, преимущественно мужского населения (что было близко к количеству наличного призывного контингента). В своем отчете, отправленном в Центр 7 июля 1942 г., секретарь Крымского подпольного обкома доносил, что «во всех татарских деревнях немецким командованием созданы из татар добровольческие отряды по борьбе с партизанами во главе с немецкими и румынскими инструкторами». Как известно, у Гитлера были свои планы относительно Крыма, вообще не учитывавшие фактор крымских татар. У партизан на 1 октября 1943 г., при общей численности в 352 бойца, в отрядах было 19 крымских татар. За период с ноября 1941 г. по апрель 1944 г. в партизанских отрядах проходили службу 732 человека из крымских татар. Всего, согласно официальным данным за этот период, на учете числилось 8149 партизан. Согласно более поздним данным, через партизанские отряды с 1941 по 1944 год прошло 12,5 тыс. чел. С осени 1943 г. отношение гражданского населения к партизанам резко изменилось... Под влиянием изменения ситуации на фронте их уже не встречали, как это было еще совсем недавно, в каждой деревне огнем. Под самый «занавес» немцы вынашивали планы о создании «местного правительства», в которое должны были войти представители трех основных национальных групп - татар, русских и украинцев. Приказ о подготовке создания этого правительства командующий 17 армией Э. Йенеке подписал в январе 1944 г., совсем незадолго до освобождения Крыма Красной Армией. Несмотря на то, что активно против партизан с оружием в руках выступала приблизительно одна десятая часть крымских татар, депортации подверглись и все те, кто не мог и не должен был нести ответственность за подобного рода действия (прежде всего те, кто с оружием боролся против немцев в составе партизанских отрядов). Здесь мы имеем дело не с результатом некоей долговременной и целенаправленной политики по отношению к крымским татарам, проводившейся властями СССР и ранее Российской Империи, а с эксцессом, вызванным ситуацией войны.
В настоящее время происходит радикализация ислама - на смену старым имамам приходят молодые, прошедшие обучение в арабских странах.
Грушевка. Знаменская церковь ведет свою историю от первых веков христианства. Подтверждением тому является «алтарь в алтаре» - небольшое помещение, перекрытое сферическим куполом, держащимся на специальных «закладных камнях» - так выглядела часовня первых веков во имя равноапостольной Марии Магдалины. Привлекает внимание нетрадиционная икона, изображающая юношу в современной военной форме. Это Евгений Родионов, который в 1996 году прославился мученическим подвигом в Чечне. На территории церкви построен Дом милосердия. В годы лихолетий в этом храме находились святыни Топловского монастыря. Храм тоже закрывался - в нем был кинотеатр. Обращает на себя внимание высокая колокольня храма (42 метра). Когда-то здесь был монастырь. На этом месте еще в I-II вв. молились христиане. От храма через гору проходит подземный ход длиной около семи километров. Там руины еще двух храмов. Алтари относятся к V-VII вв., а центральная часть - к XII-XIII векам. В годы оккупации здесь служили румынские православные священники. Чтимым образом является икона «Знамение». На стене внутри храма висит текст под названием «Откровение старцу о цене нашего спасения». Читаю: «В лицо Господу плевали 73 раза, заушали 30 раз, сильных ударов было 1199» и т.д. При входе в храм висит памятка о совершении поклонов, написанная епископом Афанасием (Сахаровым). Читаю: «В начале пения Символа веры крестимся без поклона» (на службе, однако, народ неоднократно во время пения Символа веры крестился и кланялся). Далее: «Креститься с поклоном необходимо в конце песнопения «Тебе поем». В нашем храме, согласно древнему уставу, поклон творят после слов священника « Изрядно о Пресвятей»... Поклон здесь не потому, что сугубо чествуется Богородица, а т.к. уже на престоле не хлеб и вино, а Тело и Кровь Господни. То есть, слова священника являются своеобразным сигналом, что таинство совершилось. Если кланяться в конце «Тебе поем» (по старому - «Поем Тя»), то, во-первых, как правило, хор несколько раз поет последние слова этого песнопения, а, во-вторых, при, чаще всего, закрытых царских вратах народу не видно, когда духовенство творит поклон после освящения Даров. Таким образом, никогда не получится одновременно всем сделать поклон, если его делать в конце «Тебе поем». Еще обратил внимание на то, что в памятке предписано делать поклон после возгласа священника «Святая Святым». В древних уставах об этом, однако, ничего не сказано. Придел храма был посвящен св. ап Иоанну Богослову. Ему же посвящен и колодезь на территории храма. Рассказывали, что у одного человека после омовения водой с источника зажили тропические язвы.
Ежедневно в храме с 6 утра совершается полунощница. Когда я об этом услышал, то подумал: «Да, там где на приходе служит монах, храм превращается в полумонастырь». Когда настоятеля храма при его постриге спросили, какое он хочет выбрать имя, он сказал: «Марк» - в честь святителя Марка Эфесского - исповедника православия, борца с латинством». Реакция архиерея была отнюдь не положительная. Когда батюшке сказали, что приехал священник из Москвы, он не очень обрадовался, потому что московские священники в глубинке все больше ассоциируются с либерализмом, которым проникаются и молодые священники в самой глубинке.
Перед литургией у иконы «Знамение» совершался параклисис Богородице, в конце которого по нескольку раз на особых прошениях читались записки о здравии (так было и на литургии). На Херувимской песни и на призывании Духа Святаго во время совершения Евхаристического канона, все священники (их было трое) поочередно воздевали руки. Во время освящения Даров настоятель, благословляя, касался рукой Агнца на дискосе и Чаши с вином. Мы делаем при этом более широкий жест. Выносную свечу ставили у царских врат не после возгласа «Святая Святым», а перед ним. Мне, показалось, что служба неоправданно затягивается (и это при служении трех священников). Так, например, после возгласа «Святая Святым» были прочитаны все молитвы ко святому причащению, пока заканчивалась исповедь. В нашем храме, мы стараемся всех исповедников пропустить заранее, и когда несколько священников причащаются в алтаре, то читаем поучение. В самом деле, причастники должны вычитать приготовительные молитвы дома, к тому же не все же причащаются. Обратил внимание на текст, висящий в алтаре: «Никогда, Боже упаси, ни ради чего, ни ради бы кого ни было, кроме молчаливого знака согласия или отречения, не разговаривать в алтаре, как месте присутствия Самого Господа и Сил Его, не дозволяя того и другим, кто бы то ни был, если бы даже пришлось и потерпеть за то. Сам Господь тут присутствует и трепеща в страхе предстоят Ему все Херувимы и Серафимы и вся Сила Божия. Кто возглаголет пред Лицем Его» (прп. Серафим Саровский).
В малом алтаре, находящемся в большом, иногда совершаются ночные Литургии. Одно время этот алтарь, построенный из дикого камня, хотели поштукатурить. Стала появляться плесень и от этой идеи пришлось отказаться.
После службы была общая трапеза, за которой читалось поучение на тему праздника. Я опрометчиво надкусил перец ярко-красного цвета (его называют «огонек») и как ужаленный подскочил со стула. Во рту все горело, слезы катились градом. Жжение долго не проходило. На трапезе запомнился рассказ настоятеля о директоре местной «Украинско-татарской» школы родом из Ивано-Франковска. Эта женщина посещает филаретовский храм в Симферополе. Последнее время все чаще приходит на службы в местный храм, однако, когда на великом входе поминается Патриарх Московский и всея Руси - в этот момент она выходит из храма.
Татар в этом селении раньше вообще не было, а теперь их здесь живет около 40%. На территории храма работали несколько молодых непьющих татар. Несколько лет назад был такой случай: один русский невоцерковленный рабочий немного подтрунивал над тихим татарином по поводу их обычаев («сало не едят» и прочее). И вот, однажды, о. Марк, выбежав на шум во дворе, стал очевидцем такой жуткой картины: татарин с крыши «точечно» кидал увесистые камин в этого рабочего, а тот едва от них увертывался. Еле успокоили ситуацию.
На похоронах православного человека присутствует зачастую всего несколько человек, а у татар - десятки, а то и сотни мужчин. Звон с колокольни православного храма, находящегося в низине, еле слышен, а призыв с минарета, возвышающегося на горе, далеко оглашает окрестности.
Когда мы возвращались от источника великомученика Пантелеимона, ко мне подошла местная жительница и сказала: «Я понимаю, что вера для вас бизнес, вы на источнике детей купаете, а нам вода нужна».
Судак («вода у подножья горы»). В этом районе особенно много проживает татар. При подъезде к городу, справа на возвышенности памятник, посвященный «мученикам за веру татарского народа». Среди имен, выбитых на нем, имена трех убийц настоятеля Кизилташского монастыря игумена Парфения. С 1979 года Судак является районным центром. Он был основан тысячу восемьсот лет назад аланами. Сначала он назывался Сугдея, что в переводе означает «чистая, светлая», а потом Сурож. Здесь находилась кафедра святителя Стефана Сурожского. Главный храм города посвящен Покрову (1819 г.). Порадовала каноническая роспись этого храма. Благочинный Судакского района, он же и настоятель Кизилташского монастыря, проводил катехизическую беседу с кандидатами на крещение. Из нашей короткой беседы запомнилось, как приезжие немцы говорили ему о необходимости благоустроить могилы немецких солдат, похороненных на территории храма, на что он ответил: «Вся территория нашего храма в цветах, а если специально благоустраивать могилы, то меня не поймут ветераны, а рана от той войны еще довольно глубока».
Кизилташский монастырь. Эта обитель была основана на месте обретения иконы Богородицы. Пастух-татарин обнаружил ее в ущелье, где он укрывался от непогоды и передал ее православному греку. Это было в 50-е годы позапрошлого века. В обители чтут память игумена Парфения, погибшего от рук татар. В молодости он был военным моряком. Став священнослужителем, служил в Новороссийске, где причащал воинов, когда город обстреливали. Это был очень деятельный человек, активный строитель. Сложно ему было в окружении татар, которые рубили монастырский лес, растаскивали дрова и т.п. Убили его, когда он возвращался с деньгами для обители. Три дня убийцы, находясь в засаде, подстерегали игумена. После убийства его тело и труп коня были сожжены. Несколько дней продолжались поиски игумена, прочесывали лес, но все было безрезультатно. Свидетелем убийства был татарский мальчик, который, несмотря на запугивания убийц, рассказал об убийстве своим родителям, а те донесли в полицию. Найден был костер, ружье и уздечка. Судил убийц Военно-полевой суд в Феодосии. Адвокат, защищая виновных, называл их жертвами режима. Трое убийц были повешены. В 2000 году игумен Парфений был причислен к лику святых.
Главный храм обители посвящен всем Киево-Печерским святым. В храме 156 частиц мощей. Обитель была летней резиденцией святителя Стефана Сурожского. В монастырском храме мы приложились к частице его мощей, подаренной духовными чадами митрополита Сурожского Антония. В самом Суроже при святителе было около 40 православных храмов во главе с Софийским собором. Все это было за 120 лет до Крещения Руси. Недавно в монастыре был построен прекрасный деревянный храм во имя прп. Серафима Саровского. В обитель можно войти только по узкой извилистой тропе - более короткий путь идет через территорию воинской части, но там проходить не разрешают. Однажды на тропе пожилая грузная женщина вывихнула ногу. К автобусу ее доставили на носилках, которые несли 8 солдат. Точнее, это не воинская часть, а специальное полицейское подразделение для разгона демонстраций. Рассказывали, что возглавляет его украинский офицер, женившийся на татарке и принявший ислам. В состав подразделения, в основном, входят выходцы из Западной Украины. Присягу они тоже принимают у священника с Западной Украины.
Монастырский экскурсовод был очень патриотичен: «За Русь», «Западу мы не нужны», «Мы строили храм своими руками, не нужно привлекать иноверцев к этому» и т.п. В 1923 году монастырь был закрыт. Через 3 года были сняты кресты, уничтожено кладбище. В 30-е годы в обители был санаторий. Во время войны здесь был госпиталь, а после окончания войны снова санаторий. Под монастырем находится целый подземный город - когда-то в нем находился ядерный арсенал Черноморского флота. Говорили, что как-то Берия посетил своего друга, лечившегося здесь в госпитале, и после приказал прислать сюда 10 тыс. заключенных на строительство этого арсенала. Им обещали один год работ здесь засчитать за 3 года. После окончания работ все они были расстреляны. Несколько лет тому назад рыли котлован и при этом обнаружили множество костей. Кстати, говорить об этом месте небезопасно - были случаи когда такие рассказчики безследно пропадали.
Вместе с нами в монастырь ехала пожилая учительница с дочерью, тоже учительницей. Живет в Крыму с 1983 года. Она сказала: «Нет никакой межнациональной напряженности в школе. Каждая школа голосует, на каком языке вести обучение».
На обратном пути из обители было слышно громкое пение: сначала это была запись пения 103-го псалма «Благослови душе моя Господа», а потом отчетливо читался, как я понял, «Псалтырь Божией Матери». Читался складно, молитвенно, но, все-таки, Устав это не предусматривает, в традиции этого нет.
Есть в Крыму и греческие селения, одно из них - Чернополье. Здесь служат на церковно-славянском языке, но сохраняются свои обычаи. Водят, например, жертвенного барана вокруг церкви, а потом готовят бараний луковый суп.
Из армянских храмов наряду с храмом Рипсиме в Ялте, надо упомянуть монастырь Сурб Харч. Не так давно ему исполнилось 650 лет. Здесь очень живописная природа и три источника
Симферополь - в переводе с греческого - город пользы, город собиратель. Это юный город, ему исполнилось всего 220 лет. Старейшей постройкой города является мечеть Кибер-Джами.
Город расположен в долине реки Сагир - самой протяженной реки полуострова (206 км).
Побывал здесь в новом кафедральном соборе во имя святых апостолов Петра и Павла. По преданию, этот храм выстроен на месте, где стояла в период русско-турецкой войны 1770-х гг. штабная палатка А.В. Суворова. В 2004 г. в Петропавловском кафедральном соборе произошло чудо - на стекле, за которым стояла икона святителя Николы Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло тоже теперь выставлено рядом с иконой для поклонения верующих. Подобное чудо с отпечатком образа на стекле киота произошло в 1993 г. в Киеве, в Свято-Введенском монастыре, с иконой Пресвятой Богородицы «Призри на смирение». При входе в собор - мозаичное изображение первоверховных апостолов. Собор трехпрестольный - помимо престола в честь первоверховных апостолов, есть еще приделы в честь св. Иоанна Крестителя и прп. Серафима Саровского. В соборе покоятся мощи святителя Гурия, архиепископа Таврического (его мощи были обретены в 2008 году). Надо отметить, что в состав Таврической губернии, помимо Крыма, входила и нынешняя Херсонская область, часть Николаевской и Одесской областей и даже часть Северного Кавказа. Перед самым уничтожением собора в 1929 г. мощи архиепископа Гурия и еще 4-х священников удалось перенести на городское кладбище к церкви Всех Святых. Очевидцы этого события засвидетельствовали, что спустя 47 лет после погребения, тело Святителя оставалось нетленным, сохранилось даже облачение. Произошло чудо: из случайно поврежденной при перенесении гроба руки владыки истекла кровь. Зафиксировано множество исцелений по молитвенному предстательству Святителя. В память о том, что он некогда был архиереем Китая, у его мощей установлена икона Новомученников китайских. Прежний кафедральный собор во имя Святой Троицы превращен в женский монастырь. В соборе покоятся мощи святителя Луки. Много о нем читал, знакомился с его проповедями. Особенно запомнился его строгий циркуляр подведомственному духовенству о том, чтобы оно категорически воздерживалось крестить иначе, как только через полное погружение. Рядом с собором находится музей свт. Луки.
Рассказывали, что после войны Сталин, проезжая через Симферополь (он направлялся на свою дачу), обратил внимание на старинную мечеть (в годы войны в нее попал снаряд и не разорвался) и приказал ее разрушить.
Севастополь. В него мы не заезжали. Здесь сохранился баптистерий, в котором был крещен св. князь Владимир. В годы войны город выдержал 300-дневную осаду, а весной 44 года был освобожден за 2 дня. Город с окрестностями подчиняется не Совмину Крыма, а напрямую президенту Украины. 19 мая, в день рождения царя-мученика Николая, по центральным улицам Севастополя проходит большой крестный ход. В этот же день крестный ход проходит и в Феодосии. Надо же - у нас в Москве давно этого нет. В сентябре этого года при въезде в Ялту были установлены три поклонных креста. Недавно отмечалось 20-летие крымского казачества (возглавляет атаман Владимир Черкашин). Сонм духовенства во главе с митрополитом Лазарем совершили благодарственный молебен в кафедральном соборе. После молебна казаки строем прошли по центральным улицам Симферополя к зданию горсовета, где прошел праздничный казачий круг.
По телевизору смотрел репортаж о поездке Януковича в Днепропетровск. Бросилось в глаза, что сам президент Украины и другие начальники с украинскими фамилиями говорили по-русски, а один министр с русской фамилией по-украински.
Просмотрел пару номеров газеты «Кафа» за январь нынешнего года. Читаю: «в Судаке выделили землю под строительство мечети». «Мэр Феодосии совместно с мэром Севастополя добивается в Кабмине Украины увеличение компенсаций за использование объектов Черноморским флотом. Ныне взнос составляет полтора миллиона гривен. Мэры выступают за его увеличение в разы. В Хозсуде Крыма рассматривается иск Министерства Обороны России, которое заявило о незаконном занятии украинскими предпринимателями помещений ЧФ России. Речь идет о площадях в 650 кв.м. Судебная тяжба идет уже несколько месяцев.
Мэджлис (симбиоз самопровозглашенного этнического «парламента» и «правительства») пытается заручиться международной поддержкой для переформатирования Крымской Республики в национальную автономию. Западу выгоден такой поворот сюжета, поскольку он дает новый рычаг давления на официальный Киев. Планирует в следующем году провести масштабный международный форум, чтобы привлечь западные структуры к решению проблем репатриантов.