Церковь неустанно заботится об укреплении уклада семейной жизни, основанного на богоустановленных ценностях. Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 10:16). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:18-21). Православие свидетельствует об ответственности родителей перед Богом за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям. Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья - важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.
Современные общемировые тенденции, характеризующие отношение общества к семье и детству, можно обозначить, как огосударствливание детей и разрушение института родительства. Многочисленные информационные кампании, манипулируя, как правило, всего несколькими многократно повторенными фактами, создают в общественном сознании миф о пандемии жестокости родителей в отношении детей. Между тем, достоверной статистики подобной жестокости, основанной на реальных исследованиях, не существует, а случаи домашнего насилия, хотя, к сожалению, имеют место, но носят достаточно ограниченный характер, зачастую не обнаруживаясь в ближайшем окружении очень большого количества граждан.
К числу подобных информационных кампаний относятся также распространяемые мифы о поголовном угнетении несовершеннолетних в детских домах и местах лишения свободы, о стремительном росте сексуальных преступлений в отношении детей. К сожалению, такие случаи имеют место в системе детских домов, искоренять это зло, безусловно, необходимо, но их количество не столь велико, как нам внушается. Нельзя не отметить, что большинство детских домов всё-таки материально достаточно обеспечены, их персонал заботится о детях, а проблемой становится не отсутствие заботы, а социальная дезадаптация их выпускников, абсолютно беспомощных в самостоятельной жизни перед реальной ситуацией оплаты коммунальных расходов в сберкассе или записи в поликлинику.
Смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, предлагаемое в качестве защиты их прав, на практике также давно реализуется согласно ряду Постановлений Верховного суда (2000, 2009, 2012 гг.). Вследствие также реализующегося принципа «экономии уголовной репрессии» большинство детских колоний в настоящее время пустуют или перепрофилируются под женские колонии.
Рост количества сексуальных преступлений против детей, который сейчас обозначается в СМИ как массовая тенденция российского общества, в свою очередь, искусственно индуцируется соответствующими публикациями, популистскими высказываниями некоторых политиков о всеобщем распространении педофилии и скоропалительными псевдо-кампаниями по борьбе с ней. Решить проблему социального заражения поможет введение нравственного контроля над СМИ.
При этом необходимо честно признать, что для современного общества характерны тенденции снижения уровня социализации семьи, разрушения семейных установок и неспособности многих семей к самостоятельной устойчивости.
В качестве средства избавления от всех проблем России активно навязывается система ювенальной юстиции, которая, по мнению самих лоббистов, решает двуединую задачу: с одной стороны - максимальное смягчение ответственности несовершеннолетних правонарушителей, а с другой стороны - усиление ответственности родителей за воспитание своих детей.
Ювенальная юстиция в целом основана на абсолютизации приоритета прав ребенка по отношению к правам родителей, что приводит к ущемлению прав и интересов родителей и семьи в целом. Принцип приоритета прав ребёнка вступает в противоречие с Конституцией и законодательством России, возникая на основе редуцирования (усечения) прав родителей.
Это приводит к разрушению иерархии отношений в семье и обществе, неоправданному избавлению подростков от ответственности за свои поступки, осознаваемой ими безнаказанности и последующему пренебрежению ими социальными нормами. Переориентирование общества на ужесточение требований к родителям при игнорировании потребности семьи в реальной помощи приводит к выраженному нарастанию репрессивных процессов по отношению к родительству.
Перспектива создания ювенальных судов и инфраструктуры детского судопроизводства может привести к неоправданному вмешательству государства во внутренние дела семьи и в любые семейные конфликты, в которых затронуты дети. Известны факты изъятия государственными органами детей из семей по сомнительным поводам (бедность, стеснённые жилищные условия, отсутствие прививок, недостаточный рацион питания, отсутствие или проведение ремонта, наличие инвалидов в семье). Кроме того, уже появились случаи, когда дети подталкивались к составлению жалоб на собственных родителей, то есть, можно вести речь о создании системы доносительства. Всё это создаёт почву для коррупции и чиновничьего произвола.
Переориентирование социальных служб на карательные меры по отношению к слабым семьям, использование для стимулирования их исправления угрозы лишения ребёнка, не могут стать адекватной мерой поиска помощи им. Созданная в стране система межведомственного контроля, призванная взять под надзор каждую семью, попадающую в сферу зрения служб, взаимодействующих с ней (здравоохранение, образование, милиция), меняет отношения в обществе, разрушает ценностные установки и служит ускорению процесса маргинализации социально неустойчивых семей.
Важно учитывать сложную организацию семейной жизни, где тесно переплетаются социальные, психологические, бытовые, физиологические, финансовые, культурные и другие факторы. Вмешательство чиновников в эту деликатную область может повлечь за собой трагические ошибки, перегибы, злоупотребления, жертвами которых станут в первую очередь сами дети.
Ювенальная юстиция - зло, порок, однозначную позицию непринятия которой уже предъявила от лица всего общества родительская общественность, и Церковь в данном случае не видит иного пути, кроме как поддержать мнение народа.
Кроме того, очевидно, что лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них - это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, целенаправленное формирование крепких связей детей и родителей. В православной пастырской традиции накоплен огромный потенциал помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот потенциал должен быть в большей степени задействован в современном обществе.
Вместо этого идёт непрерывное изменение семейного законодательства, когда путём внесения новых законопроектов или поправок в действующие законы, существенно умаляются права всех родителей в отношении собственных детей и, по сути, происходит разрушение института родительства, результатом чего станет уничтожение первородного и неотъемлемого права родительства для каждого человека и замена его на привилегию избранных.
Все перспективы изменения этой сферы необходимо соотносить с национальными правовыми стандартами, с традиционным пониманием семейных ценностей, позицией религиозных общин и мнением населения. Недопустимо принятие законов, ограничивающих права родителей или ставящих под вопрос их изначальную неотъемлемость.
При этом необходимо активно вести общественно-государственный диалог, в котором нужно поднять вопросы о границах допустимости вмешательства государства в жизнь семьи, о неотъемлемости права родителей на жизнь со своим ребёнком; о защите семьи от произвола опеки и разного рода чиновников, о наказании тех из них, кто разрушает семьи и делает сиротами детей при живых родителях; о так называемом «подушевом» финансировании детских домов, когда их работники крайне заинтересованы в наличии и сохранении в стенах своих учреждений достаточного количества «контингента»; о неконтролируемом реформировании отечественного законодательства в сфере семьи, детства и родительства; о непомерном разрастании сферы международного усыновления детей, что для страны, находящейся в ситуации демографического коллапса, самоубийственно. И обязательно обозначить новую, пока не осознанную обществом опасность - передачу ряда функций государства и прав на сферу семьи и детства определённому кругу так называемых «социально ориентированных некоммерческих организаций» (НКО).
Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, но считает важным подчеркнуть, что вмешательство в жизнь семьи и кардинальные меры по отношению к ней возможны только в исключительном случае - при однозначно доказанном факте прямой угрозы жизни для конкретного ребёнка, которая должна быть чётко обозначена законодателем, чего на настоящий момент, к сожалению, не существует.
Церковь также призывает оценивать суть системы ювенальной юстиции с точки зрения христианской морали. В национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней.
Вопрос о введении и распространении ювенальной юстиции затрагивает многие страны, расположенные на канонической территории Русской Православной Церкви. В ряде государств осуществление введения ювенальной юстиции вступило в противоречие с основами национального конституционного права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства.
Существуют основанные на фактах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, к соблюдению постов и других религиозных предписаний.
Следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоять попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть максимально адаптированы к их национальной культуре и традициям и неотрывны от прав родителей. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.
Необходимо отстаивать гарантии прав родителей на воспитание детей в соответствии со своими мировоззренческими, религиозными и нравственными убеждениями, на разумное определение их распорядка дня, режима питания и одежды, на побуждение их к исполнению семейных, общественных и религиозных обязанностей, на регламентацию их общения с противоположным полом и доступа к информационным материалам, а также на физическое ограждение от действий, наносящих вред нравственному или телесному здоровью ребенка.
При наличии озабоченности законодательными или подзаконными актами, принимаемыми в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи, православные христиане призываются обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения, в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед властью. Особую роль в этом диалоге должна сыграть Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства.
1. Re: «Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции»