Русский мир. Лад и разлад деревенской жизни

К 80-летию писателя Василия Белова

0
710
Время на чтение 6 минут

Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви и красоты, но весь строй своей гармоничной жизни. В Толковом словаре В. И. Даля слово «лад» толкуется как «мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок». В семьях славянских народов веками жена называла мужа ладо, а муж жену - ладушкой. «Лады», - говорят люди, когда положительно решено благое дело. «Не то хорошо, что хорощо, а то, что ладно», - звучит русская пословица. «В лад да в меру» строилась жизнь русского крестьянина.

На мирный лад настраивает деревенское лето со всеми его трудами и чувствами. Ладятся лето и осень в русской деревне, поскольку всё там напоминает о жизни дедов и прадедов. В сенях дома висят на стенах сани, косы, рыболовные сети, стоят плетёные коробы для сена. И всё это напоминает о былой  - богатой и цельной - жизни. В воображении возникают образы из книги Василия Белова «Лад», написанной им о родной Вологодчине...

Но нет. Не в поле хозяева дома, не на ярмарке. Ибо нет здесь уже засеянных полей, не шумит в ближнем селе ярмарка. Только борщевик подступает к самым избам. И стоят они немым укором нам, забывшим свой дом и свой лад.

Последние десятилетия невозможно не думать, не вспоминать о разладе, о трагедии русской деревни первой трети XX века: поругание святынь, раскулачивание трудолюбивых, достойных хозяев - крестьян, отток рабочего народа в города...  А умирание деревни в начале XXI века - как мощный финальный аккорд трагедии.

Мы в долгу перед нашей деревней, вскормившей и взлелеявшей десятки поколений наших предков. Расплачиваемся теснотой и маятой в переполненных городах. К примеру, отсутствие натурального молока привело к «измельчанию» молодого поколения. «В молочных продуктах, лежащих на прилавках магазинов, - говорит писатель Александр Арцибашев на очередном заседании Совета по возрождению деревни, - содержится до 60% пальмового масла, которое раньше использовали как смазочный материал в промышленности. Потребление его в пищу, по данным исследований, снижает минеральную плотность костной ткани и накопление костной массы. От этого 90% детей у нас имеют ту или иную патологию».

Обесценился человек, обесценился его труд, обесценился и сам смысл жизни. Куда подевалось ладное обращение друг к другу - по имени-отчеству, которое существовало в крестьянском быту?

Стало модно ругать деревенское, а далее стало модно ругать и всё русское, - мол, отсталое. Но разве могли ругать наши предки своё село, своё Отечество?  Они бы сейчас не поняли, о чём мы говорим. Ибо смысл их жизни был в созидательном труде: созидание природы, созидание своего дома и семьи, созидание государства, сохранение духовного и физического здоровья детей, то есть забота о продолжении рода. «Пекись о теле своём, как о храме Божием», - говорит святитель Тихон Задонский.

Василий Белов. Худ.Ф.<a href=Москвитин" title="Василий Белов. Худ.Ф.Москвитин" width="382" height="480" align="right" />«Если ребёнок надорвётся, он плохо будет расти. Женщина надорвётся - не будет рожать. Поэтому надсады боялись, словно пожара. Особенно оберегали детей, старики же сами были опытны», - пишет Василий Белов. Если же заболевал человек, то отдыхал, как заведено в природе. Современный человек бежит в аптеку. Наши малограмотные деды понимали, то, о чём писал в начале XVI века в своих заметках великий мастер Леонардо да Винчи: «Медицина есть восстановление согласия стихий, утративших взаимное равновесие; болезнь есть нестроение стихий, соединённых в живом организме».

Жизнь вблизи природы сродни молитве, ибо человек повсюду видит созданное Богом благолепие, полный круг годового изменения природы - рождение и увядание, который возвещает и о человеческом рождении и переходе в мир иной. Человек видит всевозможных тварей Божиих, каждым из которых дано Творцом своё предназначение. Пчела старается изготовить мёд - человеку. Лес дарует свои плоды - человеку. Река полна рыбой - для человека. Травы дикие - от всех недугов - для человека растут. Где же ты, человек?

«Всё, что было лишним, - рассказывает в своей книге «Лад» Василий Белов, - или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - всё это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству». Таким разумным устроением и сохранялась жизнь крестьянина и в пору мирного труда, и в тяжёлую военную годину. 

Сколько нашествий прошло по тому же Бельскому уезду, где жили столетиями мои предки? Литовцы, наполеоновская армия, фашистские орды. Великая Отечественная война смешала с землёй город Ржев, город Белый. И один Господь знает, как в землянках выживал крестьянский род и вёл партизанскую войну, когда полтора года дни и ночи продолжались бои, бомбили самолёты, хозяйничали фашисты. Какую силу надо было иметь крестьянину, чтобы за послевоенное десятилетие поднять из руин свои сёла и деревни. Уже в 50-е годы прошлого столетия выстроились новые избы с резными наличниками, народились ребятишки, зазвучали песни в той деревне, что недавно ещё была полем боя. Из «неперспективной» деревни вышли будущие учителя, врачи, инженеры, облагородившие своим трудом города. «А что дальше?», - думается в переполненном в «час пик» транспорте, вдыхая прокуренный городской воздух и слыша разрушающую сознание музыку.

В мегаполисе обеднел наш язык. Всё реже дети слышат от мам ласковое: «касатик мой», «родненький», «любимушка», «золотенький», «ягодка моя». Все эти слова навеяны были окружающей природой. Они непереводимы ни на какой другой язык. Они только наши. Чем их заменить в век технического прогресса? Ничем. С этими словами ушли чувства, присущие им, исчезла оберегающая сила этих слов. Потому сегодняшние дети страдают нервными расстройствами, депрессиями, и, что самое угрожающее, склонностью к суициду.

Как тут родиться таланту, когда ничто его не созидает?

«Лён», «лес» - это неисчерпаемые стихии, которые служат почвой для народного искусства и «метят многих людей золотым тавром художественного творчества, - пишет в книге «Лад» Василий Белов. - И только в широкой среде таких людей рождаются художники высоты и силы Дионисия или плотника Нестерка, закинувшего свой топор в голубое Онего...».

Единение с окружающим миром было свойственно как крестьянину, так и барину. Ибо откуда такой колорит и лад в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова, в «Антоновских яблоках» И. А. Бунина. О романсе П. И. Чайковского «Благословляю вас, леса» на слова А. К. Толстого, Василий Белов пишет: «...этот шедевр дворянской культуры с удивительной точностью отражает состояние типичного для Руси простого нищего-странника, понимающего и чувствующего «И в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду».

Почему же в середине XX века певцов Руси - таких, как Василий Белов, - назвали «деревенщиками»? Значит, и Лермонтов, написавший «дрожащие огни печальных деревень», тоже относится к деревенщикам? А С. Т. Аксаков и подавно.

Прадеды автораДа, нам оставлены в старых домах эти косы, сети, сани, русские печи и русские бани от всех недугов исцеляющие.

А ещё нам оставлено живое слово Василия Белова. Его книги - это не просто учебник крестьянской жизни, но пример того, как неленив и любопытен должен быть человек к своей Родине.

Нелепо призывать вернуться к сохе, но возвращение к тому ладу и миру, к национальным устоям, которые созидались в семьях наших недавних предков, всё актуальнее звучит в сегодняшнем мире. «Обожжённая глина, - продолжаю цитировать книгу «Лад», - пусть даже в черепках, сохраняется практически вечно. Может быть без них, без этих черепков, мы были бы более высокомерны по отношению к прошлому и не так самонадеянны по отношению к будущему».

Стремление «в приют спокойствия, трудов и вдохновенья» -  не пустая ностальгия. Я знаю десятки прекрасных семей, переселившихся из города в деревню. Дети их занимаются музыкой и рисованием, поют в сельской церкви, побеждают на областных конкурсах и олимпиадах, поступают в лучшие вузы столицы.

Всерьёз тему деревни сегодня поднимает, как ни странно, кинематограф. Такие фильмы, как «Одинокий рай» и «Русский заповедник» Валерия Тимощенко, передают не просто красоту русской деревни, но дают ответы на многие вопросы о духовном смысле жизни.

Надо надеяться на то, что чувство жизни пересилит в нас чувство самоуничтожения. Но чтобы помнить, чтобы уметь сбрасывать мороки бездушия с цепенеющей в мегаполисной круговерти души, нелишне иметь под рукой том с глубоким и честным словом Василия Белова. Живой классик - это о нём. Но ведь услышав подобное, лишь привычно усмехнётся. По-беловски, то есть по-русски, - ладно, без кривизны.  

Впервые опубликовано на сайте Файл-РФ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Владимировна Ушакова
Время подвижников
К пятилетию кончины поэта Анатолия Парпары (1940–2020)
06.11.2025
Герой нашего времени – правда
Новый фильм В.Тимощенко о войне на Донбассе
17.10.2025
«…Беречь Россию не устану»
15 апреля ушёл из жизни поэт Валентин Васильевич Сорокин (1936–2025)
16.04.2025
Но высокая светит звезда...
Стихи разных лет
05.12.2024
Все статьи Ирина Владимировна Ушакова
Последние комментарии
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от учитель
16.11.2025 09:30
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
16.11.2025 07:16
«Сибирь прирастала верою»
Новый комментарий от учитель
16.11.2025 04:33
Фильм «Хроники русской революции». Кому выгодно?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 18:20
Из-за страсти к покеру или по причине поддержки ВСУ?
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:43
«Провал политики на рынке труда»
Новый комментарий от учитель
15.11.2025 11:32
Обманки как орудие переговорной войны
Новый комментарий от Апографъ
15.11.2025 03:36