Советский Союз по праву считался самой читающей страной в мире. Тиражи книг отечественных и зарубежных авторов, классиков и современников измерялись цифрами со многими нулями - большинство нынешних авторов могут только завидовать своим предшественникам. В книжные магазины выстраивались длинные очереди, иметь собрания сочинений в домашней библиотеке считалось престижным, поклонники творчества известных писателей буквально ломились на авторские вечера. Времена книжного дефицита и ажиотажа стали достоянием истории. Как можно оценить ситуацию, сложившуюся в русской литературе? Об этом архангельский писатель, автор более полутора десятков книг, руководитель регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов рассказывает журналисту Анатолию Беднову.
- Тема, конечно, непростая, - начал разговор автор фантастической, исторической, военной и детской прозы. - Проблема в том, что люди сейчас мало читают. Одна из причин этого в том, что книги стали очень дорогими. Проходящие сегодня литературные мероприятия мало затрагивают общество, ограничиваясь узким кругом лиц. Идет борьба за читателя, а, соответственно, за гражданина. Во-вторых, появилось много книг на электронных носителях, аудиокниги, публикации в Интернете, составившие конкуренцию печатным изданиям. Но все равно найдется немало людей, которые ни за что не откажутся от книжного варианта.
Еще одна тема - то, что называют «неформат». Издательства делают так называемые «сериалы» далеко не самых высоких художественных достоинств - такие, как «Сталкер» (название, мягко говоря, позаимствовано из высокоинтеллектуальной вещи братьев Стругацких). Или сериал «Метро», который тоже ничего серьезного собой не представляет. Сейчас активно тиражируются книги депрессивные, антиутопий стало слишком много, а положительных книг все меньше. Наряду с этим много развлекательной «жвачки» вроде произведений Дарьи Донцовой.
Тиражи огромные, читаются легко, но никто ничего из прочитанного вспомнить не может.
Русской патриотической прозы издается совсем немного. Хотя дело, конечно, не в жанре и направлении. Практически все наши классики писали в разных жанрах. Например, Пушкина и Гоголя можно назвать классиками фантастики.
- Тяжелее всего, наверное, приходится молодым авторам, делающим первые шаги в литературе?
- Многим писателям сегодня трудно пробиться, особенно авторам из глубинки. Если у тебя нет связей, возможностей, ты вряд ли будешь опубликован. Поэтому и был задуман областной литературный фестиваль «Земля родная», чтобы помочь опубликоваться авторам из районов. Там есть таланты, но они печатаются только в районных многотиражках. Некоторые сами делают сборники, но при этом страдает качество, не всегда отбираются действительно достойные произведения.
- А как же литературные издания: журналы, коллективные сборники, где можно напечататься?
- Что мы имеем? Газета «Графоман» в Вельском районе, исполняющая роль областной писательской газеты. Журнал «Двина», который непонятно по какому принципу отбирает и печатает авторов.
Мне проще, я публикуюсь в Москве. Но большинству авторов это недоступно. Что бы там ни говорили, но для писателя нет ничего хуже, чем писать «в стол». Если его вещи не будут печататься, а лежать в столе, он не будет развиваться как автор. Программы поддержки авторов нет, по крайней мере, в нашем регионе. Есть проблемы с книгопродажей - большие накрутки на книги в магазинах - в два и более раза по сравнению с первоначальной ценой! Особенно трудно издать патриотическую литературу. Часто молодые авторы просто отмахиваются от нее: во-первых, «неформат», во-вторых, популярными часто становятся не самые лучшие произведения, а те, вокруг которых провели PR-кампанию.
- Что же делать в такой ситуации молодому писателю?
- Он должен уметь разговаривать с читателем, не бояться организовывать встречи, идти в школы, вузы и там представлять свои произведения. Учить молодежь читать, а самому учиться говорить. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». То есть должна быть гражданская позиция. Особенно когда ты пишешь о том, что пережил лично. Как бы ни относиться к Эдуарду Лимонову, но он пишет о том, через что прошел сам.
- Что могла бы сделать для поддержки литературы власть?
Можно было бы проводить литературный конкурс областного уровня, при этом должна быть большая комиссия, которая отбирает произведения для публикации. До сих пор это делалось на общественных началах - литературный конкурс фестиваля «Нордкон», детский конкурс. Несмотря на раскрутку и поддержку, издавать сборники все равно пришлось на свои деньги.
- Фестиваль «Земля родная» тоже общественное мероприятие?
- Да. Первоначально мы проводили его на собственные средства в Красноборске, потом в Коряжме, после этого его передали в другие руки, и фестиваль зажил самостоятельной жизнью. В этом году он проходит в Ильинско-Подомском в последних числах сентября.
- Насколько известны в регионе и России местные литераторы?
- Что бы там ни говорили, наших северных авторов читатели не знают. Кто известен за пределами области? Все тот же набор имен: Ломоносов, Абрамов, Шергин, Писахов, Личутин.
Радует, что в районах появились сообщества литераторов, в том числе при нашей поддержке. Но большинство авторов варится в собственном соку.
- Как можно в целом охарактеризовать архангельское литературное сообщество?
- Создается впечатление, что наши писатели бесхребетные, без гражданской позиции. А те, у кого она есть, становятся широко известными только после того, как уезжают из области - например. Николай Редькин. Он сейчас живет в Москве, руководит издательством, выпускает хорошие книги и сам пишет книги. Мы с ним вдвоем попали в финал конкурса «Золотой витязь».
- Что ответить тем, кто «принципиально» не читает книг?
- Есть люди, которые гордятся тем, что не читают книг, особенно молодежь. Но надо учесть, что у таких не читающих не только хуже подвешен язык, но, могу сказать как невролог, выше риск развития старческое слабоумия. А у читающих, напротив, больше шансов на здоровое творческое долголетие.
- Какой должна быть подлинно гражданственная литература?
- Пробуждать добрые чувства, но иногда быть и «кусачей». Быть не разрушительной, а созидательной, помогающей людям выжить в современном мире и построить нормальное общество.