«17 БЕЗ ВЛАДЫКИ ИОАННА (СНЫЧЁВА)» - так называется главный материал октябрьского номера газеты. Он занимает целый разворот - случай редкий для «Православного Санкт-Петербурга». Статья написана Константином ДУШЕНОВЫМ, известным борцом за Православие, писателем и журналистом, бывшим в 1992-1995 годах пресс-секретарём митрополита Иоанна (Снычёва). Данный материал - не просто воспоминание о тех славных годах. К. Душенов написал глубокое исследование - не столько историческое, сколько злободневное. Владыка Иоанн продолжает жить и бороться за Россию. Его книги, его проповеди, его статьи - это мощное оружие русского православного патриота и план для будущих действий, - именно в таком качестве рассматривает их Константин Душенов. Эпиграфом для его статьи служат слова Пушкина: «И неподкупный голос мой был эхом русского народа», - слова, как нельзя лучше определяющие миссию любимого Россией владыки Иоанна. Константин Душенов называет Владыку Пророком современной России, чья проповедь доказала «жизнеспособность и перспективность русской идеи перед лицом либерально-демократического засилья и богоборческих проектов «нового мирового порядка».
Вот ещё один важный материал октябрьского номера: продолжение беседы с иереем Алексием УСПЕНСКИМ, начатой в предыдущем номере, она публикуется под тем же называнием: «РОССИЯ - ТОЧКА ОПОРЫ». На этот раз батюшка даёт читателям газеты ряд конкретных советов о том, как вести себя, столкнувшись с кощуниками, которых так много появилось в современной России. Надо сказать, что эти советы отличаются как мужественной решительностью, так и мудрой взвешенностью. Отец Алексий говорит: «Разумеется, прямому кощунству нужно препятствовать всеми доступными средствами - даже, если это чревато опасностью для вашего благополучия. А придётся пострадать, так нет большего блага, как пострадать за веру. Осудит общество, зато Господь не осудит; осудит же Он «боязливых и неверных». Но с другой стороны, - беседуя с неверующими, которые вам в лицо поносят Церковь, «надо ещё посмотреть, что они собой представляют, почему так озоблены. Вполне возможно, что они искренне заблуждаются. Таких не следует зачислять в стан врагов, их нужно убеждать - и делать это в мирном духе...» На вопрос, не следует ли создавать в приходах дружины самообороны, отец Алексий высказывает такое мнение: «Дружины необходимо создавать, и не только для самообороны. В рядах таких дружин мы должны воспитывать наших детей, в первую очередь, мальчиков». Интервью с о. Алексием Успенским опубликовано на первой полосе газеты.
В этом октябре Россия празднует столетний юбилей великого русского учёного Льва Николаевича Гумилёва. Воспоминаниями об этом замечательном человеке, чей вклад в науку сравним с вкладами Ломоносова и Менделеева, делится его коллега, друг и земляк, профессор, доктор географических наук Анатолий Иванович ЧИСТОБАЕВ. Анатолий Иванович пишет: «Я никогда не слышал, чтобы Гумилёв выражал обиду на советскую власть. Ни для кого не секрет, что он глубоко переживал развал Советского Союза. Гумилёв говорил: «Мы Запад любим, а он нас - нет». Правоту его слов подтверждает наша недавняя история - 90-е годы. Какое тогда было устремление к Западу, какая вестернизация, - чуть ли не в НАТО готовы были вступить. А Запад заигрывал с Россией, но при этом соблюдал только свои интересы. По Гумилёву Западно-Европейский суперэтнос опережает в своём развитии Российский суперэтнос на 400 лет; и если теперь Западная цивилизация подошла к своей естественной смерти, то перед Россией ещё 400 лет. Нам нельзя перенимать западный опыт, потому что мы находимся на разных стадиях развития: там затухание, а у нас после надлома наступает консервативная фаза этногенеза. Скоро по Гумилёву у нас наступит спокойствие, такое же как было некогда на Западе - и продлится оно достаточно долго». Воспоминания А.И. ЧИСТОБАЕВА так и называются: «НАМ ЖИТЬ 400 ЛЕТ».
По Гумилёву, русский суперэтнос никогда не воспринимал мусульманскую цивилизацию, как своего исконного врага, хотя нас зачастую пытаются поссорить. Своего рода доказательством тому служит рассказ доктора психологических наук Валентина Евгеньевича СЕМЁНОВА, называющийся «КАК ЖИВЁТЕ-МОЖЕТЕ, БРАТЬЯ МУСУЛЬМАНЕ?» Недавно В.Е. Семёнов побывал в Иране и теперь делится с читателями своими впечатлениями об этой удивительной стране. Рассказ чрезвычайно интересный, богатый любопытными деталями, - и из него следует, что нам есть чему поучиться у иранцев. «Когда иранцы слышат, что мы - русские, улыбаются, радостно восклицают: «О, рашен, рашен! Путин!» Они очень ценят, что мы не откзались строить им атомную электростанцию в Бушере. В Иране есть даже православная община. Сам Ахмадинеджад выступает за усиление связей с Россией...»
В октябрьском номере читатель не найдёт, вопреки традиции новой былинки Александра Ракова, зато с удовольствием прочтёт подборку новых стихов замечательного русского поэта Николая ЗИНОВЬЕВА. Его стихам свойственна яркая афористичность, лапидарность, глубина и проникновенность.
«Была Победа над врагом,
В ней потеряв родного деда,
Я говорю, смотря кругом:
«Нужна ещё одна Победа».
Чей гнев, я знаю, вызываю
И с той и с этой стороны,
Но не к войне я призываю,
А ко спасению страны».
Николай ЗИНОВЬЕВ