В декабре исполнится два года со дня кончины известного харьковского журналиста Геннадия Сысоева (1964-2010), автора резонансных общественно-политических публикаций периода оранжевого безвременья. На смерть соратника мне привелось написать прощальную сатью «Духовная высота нерыжего рыжего человека», там были такие строки: «Последние годы Геннадий Сысоев оказался на линии обороны, держа с соратниками фронт, который кто-то политически назовет антиоранжевым, а я бы назвал стоянием за Русское дело. Даря мне в августе 2005 г. свою книжицу «Я не рыжий» (название я бы трактовал как «я не оранжевый лох»), еще пахнущую типографской краской, Гена написал на обороте обложки: «Наше дело правое. Победа будет за нами!».
Дело наше воистину - правое, однако, увы, до победы далеко, о чем свидетельствуют как тревожные события внешнего мира (а он в новейшую эпоху для жителей планеты все больше становится и внутренним), так и общественная жизнь Русского мiра и, в частности, Украины, где особо всколыхнулись муть и грязь в связи с предстоящими 28 октября выборами в парламент.
Особую тревогу у нас вызывает активность неонацистских организаций, в частности, ВО «Свобода», которую представляют такие одиозные фашиствующие персоны как Тягныбок, Ильенко-младший, Фарион, Михальчишин - повсеместно пропагандирующие необандеровщину, призывающие к националистической революции и бойкоту русского языка, запрещающие детворе в детских садах называть себя Машеньками и Дашеньками (а не Маричками и Даринками), запрещающие также на уровне решений, скажем, Львовского горсовета включать русскую музыку в транспорте, издающие по решению того же горсовета учебники с прославлением армии УПА, и т.д.
В этой атмосфере внятным, трезвым антифашистским посылом, я бы назвал его гуманитарной своевременной помощью, стала презентация книги Г. Сысоева «Фашизофрения» (Харьков, ТО «Эксклюзив», 2012. - 480 с.), прошедшая в пресс-центре харьковского информагентства «Status Quo» в середине сентября. Книга эта прежде главами публиковалась на публицистических сайтах, однако полную рукопись подготовил к изданию и воплотил в виде полновесного тома коллега Сысоева Роман Травин, молодой историк и публицист, директор Восточноукраинского центра стратегических инициатив (он же редактор книги); а организационно-финансовую поддержку изданию оказала народный депутат Украины, глава Харьковского обкома Компартии Украины Алла Александровская, также принявшая участие в презентации.
Всякий раз публикации Сысоева, аналитическая безупречная глубина и историческая неопровержимость его формулировок действовали на оппонентов убийственно и неотвратимо. Г. Сысоев в период оранжевого безумия (и по сей день не о всех мозгах прошедшего) осознанно встал на сторону экс-губернатора Харьковщины Е. П. Кушнарева (1951-2007), тогда публично оформившего идеологические воззрения и надежды Востока и Юга Украины. Именно Сысоев помогал Кушнареву в написании резонансных книг «Конь рыжий. Записки контрреволюционера» (2005) и «Выборы и вилы» (2007).
К сожалению, обоих уже нет на Земле. Как нужны были бы сейчас и яркая публичная, принципиальная натура Кушнарева, и сильное, неизменно меткое публицистическое слово Сысоева, откликавшееся на злобу дня с исторической памятной глубиной! Вспоминается: когда Е. Кушнарева «за сепаратизм» бросили за решетку в августе 2005-го, Сысоев выступил с заявлением в прессе, где требовал арестовать и его, поскольку разделял позицию Кушнарева. Геннадий словно предощутил тогда эту трагическую общность двоих.
В предисловии к «Фашизофрении» Г. Сысоев абсолютно самоадекватен и, как всегда, по-сысоевски точен: «Я хотел написать книгу, которую можно не читать - достаточно прочесть и понять заголовок».
Автор очень широко ставит проблему «фашизофренизации» общества, понимая под фашизмом не лишь национальную, но любую дискриминацию. «То, что происходит сегодня с постсоветским обществом, а во многом - и с миром, это фашизофрения, постоянное непрестанное разделение людей по самым разным признакам: национальному или религиозному, языковому, партийному, социальному. Разделение на «элиту» и «быдло», как это было в дремучие средневековые времена. <...> Разделение на богатых и бедных, причем пропасть между ними все больше углубляется и расширяется и скоро, наверное, станет непреодолимой. И для бедных, и для богатых. <...> Разделение на «сверхчеловеков», которым законы не писаны, потому что они сами норовят устанавливать законы для себя и всех прочих. И на покорную массу, «биомассу» (термин, введенный в телевизионный оборот Ю. Тимошенко - прим. Г.С.), которая только исполняет предписанное».
«Современное западное общество, к которому принадлежит и Россия, - пишет дальше в предисловии к книге Г. Сысоев, - выбрало путь приобретательства. А приобретательство, доведенное до своего апогея,- это фашизм, приобретение «жизненного пространства» за счет «недочеловеков». Это общество не имеет перспективы и прогрессирует лишь в направлении дальнейшей своей виртуализации. Если Владимир Маяковский назвал современного ему идеального потребителя «желудок в панаме», то современный нам потребитель - это жвачный мозг».
Показательны сами названия - не только всей книги, для которой автор изобрел саркастический неологизм, но и глав этой большой, 480-страничной книги, тематически разделенной на три части.
В главе «Что значит "русский"?» автор приводит знаменитые слова соратника А. В. Суворова Виллима Христофоровича Дерфельдена. В Швейцарии, когда суворовская армия оказалась окруженной кратно превосходившим неприятелем, Дерфельден сказал свои знаменитые слова: «Веди нас куда хочешь и куда знаешь. Мы - твои, отец. Мы - русские».
И в конце главы, используя (в белорусской части) уже ставшую афористичную фразу Президента Беларуси А. Лукашенко, Сысоев пишет: «Украинец - это тот же русский, только живущий гораздо ближе к матери городов русских. Белорус - это тот же русский, только со знаком качества. Русский (великоросс) - это тело и душа, сила Руси, самый стойкий в мире человек, способный многократно отстраивать города после погромов кочевников, стоять насмерть на Куликовом и Бородинском поле, брать любые вражеские столицы, если понадобится - не один, а много раз. Не знаю как кому, а мне лично национальная идея, сформулированная белорусским президентом, гораздо ближе внедряемой сегодня в украинское общество: «Москалив - на ножи!».
Есть в книге главы «Шухевич не был фашистским офицером? А кто же им тогда был?», «Кто придумал "Голодомор"», «Голодомор и людомор» (в этой главе автор показывает, что численные потери населения Украины за годы незалежности в 10 раз превысили потери «голодомора»), показательна и узнаваемо-характеристична глава «Проня Прокоповна и Голохвастов» о «сладкой парочке» оранжевого переворота - Ю. Тимошенко и В. Ющенко, в пришествии которых видится некий сарказм истории, некая гоголевская ухмылка, которой малороссы, похоже, не внемлют. Подспорьем в понимании ситуации становится глава «Чем Гоголь не угодил профессиональным украинцам».
Еще названия глав: «Миф о свободе», «Свобода, ложь и комфорт», «Украина как "зона глобальной нестабильности"», «НАТО - это наше?», «Хорошо НАТОрговались?»
«Оболганная Малая Русь», «Ще не вмерла Україна. Но дело пахнет керосином», «Смирительная вышиванка уже почти готова».
* * *
В большой «оруэлловской» главе «Orwell rules!», рассказывающей о варварской расправе войск НАТО над Сербией, о трагедии сербского Косово, колыбели европейской православной цивилизации, со жгущими подзаголовками «Правда - это ложь», «Война - это мир», и др., Сысоев приводит поразительные цитаты - вроде высказывания Томаса Дайхмана, редактора журнала «Ново» (Франкфурт): «Это была одна из величайших мистификаций последнего десятилетия прошлого века. Эта подмена надолго определила отношение мирового сообщества к происходящему на Балканах. Обществу была навязана аналогия с холокостом, концлагерями и нацизмом, организованными исключительно одним народом - сербами».
Сысоев пишет в этой главе, где анализирует не только издевательство всей «цивилизованной» Европы над Сербией, но и вообще лицемерную практику двойных европейских стандартов - для «наших» и «ваших»: «Известные Охридские соглашения дают национальным меньшинствам в Македонии колоссальные политические права (напомню, большинство там славянское, меньшинства, соответственно, неславянские). Вплоть до пропорционального представительства, то есть если в некоей области проживает такой-то процент национальных меньшинств, то такой же процент их представителей должен быть и в органах местного самоуправления. Полностью противоположная ситуация в Латвии и Эстонии. Там русские, чьи предки жили в этих странах со времен Ярослава Мудрого, не имеют не только пропорционального представительства - они вообще лишены права голоса. Как негры в ЮАР времен апартеида. Они в Прибалтике и называются «негры» - неграждане. И как Евросоюз реагирует на такую разницу в правах? Никак. Отвечает, что и Эстония, и Латвия полностью соблюдают Копенгагенские соглашения. Где Курск, а где Иркутск? Почему для одних Охридские соглашения, для других - Копенгагенские? Ответа нет. Точнее, ответ есть, его дал еще Оруэлл: «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие». Точно так и с «косовским прецедентом». Заявляют, что Косово - это одно, а Осетия (Абхазия, Приднестровье) - это совсем другое. Что там референдум об отделении возможен, а тут - нет. Что там у граждан одни права, а тут - совсем другие. Впрочем, последнее никогда прямым текстом сказано не будет. Такие вещи человек, желающий делать карьеру при новом мировом порядке, должен научиться понимать и принимать без слов. Тогда он будет признан своим в политкорректной тусовке. Только та ли это честь, которой следует добиваться порядочному человеку?»
Поразительные вещи пишет Г. Сысоев о расправе
«цивилизованной Европы» над нашими братьями сербами, над всей сербской
православной цивилизацией и в подглавках книги с характерными названиями «Америкосово.
Пляски над пропастью» и «Геноцид, которого не было». Указав, что в процессе
объявления косовской независимости ООН была фактически низведена до
консультативного органа при правительствах «цивилизованных стран», Г. Сысоев
убеждает, что война НАТО с Сербией, начавшаяся как психологическая,
пропагандистская пиар-кампания, продолжилась затем как
самая настоящая война, с «высокоточными» ударами по посольствам третьих стран и
«случайными» убийствами мирных жителей. «По
разным подсчетам, во время бомбардировок Сербии погибло до 20 тыс. человек,
военнослужащими из этого числа
было менее 10 %. Затем, когда администрация миротворцев-бомбометателей
окончательно воцарилась в крае, началось негласное, но эффективное выдавливание
из Косова сербов, поджоги православных храмов... На все это цивилизованная
администрация смотрела сквозь пальцы...» Не оставляет без внимания автор и «странные»
смерти подсудимых, заключенных в Гааге сербов: мэра города Вуковара Докмановича,
«странно» покончившего с собой буквально накануне вынесения оправдательного
приговора; «затем в тюремной камере был найден мертвым бывший президент
Сербской Краины Милан Бабич. Он тоже «покончил с собой»... И наконец, самая
известная смерть, которую замолчать уже не удалось, но которую в общем-то
получилось снабдить нужными комментариями: в тюрьме Гааги умер «естественной»
смертью и президент Слободан Милошевич.
«Сербов демонизировала не западная пресса, а Большие Деньги, - утверждает противник глобальной финансовой фашизофрении Г. Сысоев. - Пресса только выступила исполнителем. При другом направлении денежных потоков сербы стали бы жертвами, а их противники - кровавыми маньяками». Людей, сделавших карьеру на разгроме сербской цивилизации, мы знаем, это успешные, ныне здравствующие европейские политики Карла дель Понте, Хавьер Солана, получивший справедливое и несмываемое прозвище «Палач Сербии», и другие.
Сербская ситуация своеобразно отразилась в отношениях на Украине. Сысоев пишет: «Довелось мне спорить с одним украинским националистом, и он эту идеологию выразил проще: сербов нужно было бомбить, «бо серби - це росiяни Європи».
* * *
Книга «Фашизофрения», хоть и писалась несколько лет назад, с 2005го по 2010-й, увы, актуальности не утратила. Особенно теперь, когда, по некоторым социологическим опросам, пятипроцентный выборный барьер в украинский парламент могут преодолеть не только прооранжевая группировка Н. Королевской «Украина - вперед», не только организация «симпатика» УПА боксера Кличко «Удар», но и подтягивается к пороговой цифири даже откровенно неонацистское тягныбоковское объединение «Свобода».
Как сегодня партия власти Украины реагирует на недоуменные вопрошания электората, обращенные к ней, заигрывающей с необандеровщиной, фактически попустительствующей продолжающейся фашизации украинского общества? Еще несколько лет назад Г. Сысоев поставил диагноз этой болезни регионалов: «Партия регионов, в силу присущей украинскому бизнесу привычки, не любит ссориться с властью. Особенно по гуманитарным вопросам, которые из-за ошибок своей идеологии ПР полагает второстепенными».
Г. Сысоев нашел адекватные формулы для описания состояния общественного украинского сознания: «...почему мы начинаем такую важную кампанию по ревизии почитай всего полувекового нашего прошлого с гауптмана Шухевича (или, гауптштурмфюрера, не суть важно)? И забываем фюрера, рейсхфюрера, рейхсмаршала? Уж они-то для борьбы с Совiтамi сделали поболе даже самого Бандеры! Представляете эффект: университет внутренних дел имени Г. Мюллера (Мюллера-гестапо)... Юридическая академия имени Э. Кальтенбруннера... Авиационный институт им. Германа Геринга... Медицинский университет имени доктора Менгеле... Звучит? Проект пригоден для распространения и вглубь, и вширь. Например, супермаркетам можно присваивать имена гитлеровских концлагерей. Супермаркет «Бухенвальд»... или «Дахау»... Каждый, кто взглянет на их ценники, сразу поймет и что «работа делает свободным», и что «каждому - свое»...
Не дожить бы нам до воплощения в жизнь сысоевских прорицаний, даром что выраженных в саркастической манере (публицист был вообще был склонен к такого рода юмору). Ну чем не оруэлловского свойства предложение (в главке «Гитлер был бы в восхищении» из главы «Как я написал открытое письмо Виктору Ющенко»): «И начинать следует, конечно, не с вузов, а с органов власти. Для начала - переименовать облгосадминистрации во всех областях Украины в управы (как при нацистах), а голов держадминистраций - в гауляйтеров. Имею в виду - официально. Для Вас, Виктор Андреевич, я полагаю, уже давно не секрет, что несознательный народ всех Ваших голов-назначенцев на юго-востоке неофициально и так давно называет гауляйтерами. А если в областных администрациях имеются отделы или управления демографии, то им обязательно нужно присвоить имя Эриха Коха. Хотя, возможно, такой отдел или управление нужны и при Секретариате президента, и тогда столичный отдел имеет больше прав претендовать на имя гаулятера рейхскомиссариата «Украина». Судите сами: за время оккупации, то есть правления Э. Коха мирное население на территории тогдашней УССР сократилось более чем на пять миллионов человек. И за годы независимости - тоже более чем на пять, с 52 до 47 миллионов человек. И это - заметим - без войны, оккупационной армии, зондеркоманд. Фюрер был бы в восхищении».
Но и вот же, вот она, совсем недавняя информация: во Львове у памятника Т. Шевченко прошел митинг с участием 3 тысяч учителей в поддержку украинского языка. http://korrespondent.net/ukraine/politics/1393918-vo-lvove-proshel-miting-v-podderzhku-ukrainskogo-yazyka-s-uchastiem-treh-tysyach-uchitelej
Казалось бы, просто митинг, коих теперь немало. Но, следует вдуматься: ведь это учителя, причем, как верно подмечает простой интернет-комментатор, большинство из них воспитывал СССР на толерантности и интернационализме и прочих братских чувствах. И вот их митинговые лозунги, которыми они будут потчевать своих учеников: «Каждое слово, сказанное не по-украински, это гвоздь в гроб украинского языка». Занимателен также вот этот транспарант: «Только родной язык имеет лицо родной матери». Львовяне- «учителя», похоже, не берут в голову, что это верный тезис имеет отношение ко всем гражданам Украины, в том числе родные матери которых говорят на русском или ином языке (ведь населяет Украину немалое число народов). И еще это мы «выносим» из сообщения: «На митинге выступали учителя, многие из которых были в вышиванках, с призывом говорить на украинском языке. При этом они заявляли, что Россия является врагом Украины, а не стратегическим партнером».
Верно схвачено наблюдателем: это ведь интеллигенция, не какие-нибудь неграмотные и дремучие схронники, а учителя, причем не три человека и не три сотни, а три тысячи, это значительная часть учительского корпуса Львова. Значит, этих людей кто-то вывел? Или они вышли добровольно, без страха и принуждения? Или фашиствующие их уже затравили на Галичине настолько, что они боязливо им подчиняются и покорно идут на такого рода митинги?
Увы, даже на востоке Украины, в каком-нибудь Краматорске люди с русскими фамилиями нам могут иной раз сказать, например, «что если засилие регионалов будет разбавлено представителями разных партий, в том числе с национальной идеологией, - это пойдет на пользу обществу». Именно подобная каша в головах, как сказал бы русский мыслитель И. Ильин, «умом ни в чем не твердых» - это и есть залог гибели Украины.
Но если мы таковы, то, как говорит Сысоев, «прошлое может реально выстрелить в будущее из пушки».
* * *
Завершает книгу большая глава «Два пути Руси».
«Украинцы, делающие сегодня «европейский выбор», поддаются на дешевую обманку: они думают, что достаточно нам сделать этот самый выбор, подписать какие-то документы, и на Украине станет «как в Европе». Неудивительно, ведь такое внушение почти круглосуточно ведется по дуроскопу с настойчивостью, которой могли бы позавидовать проповедники тоталитарных сект. Еще многие уверены, что, если мы выберем «путь в Европу», то Европа станет нас кормить. У значительной части сограждан стремление к халяве неистребимо, - утверждает автор «Фашизофрении». - <...> При реализации сценария, который у нас называют «выбором пути в Европу», в настоящем, а еще более в грядущем <...> Украина станет (уже, пожалуй, стала) отстойником продуктов и товаров, которые не хотят потреблять цивилизованные страны, то есть страны «золотого миллиарда». Одним из первых решений Кабмина Тимошенко, сразу после «оранжевой революции», было решение об облегчении доступа иностранного мяса на территорию Украины. Вдруг было сделано открытие, перечеркивающее весь прошлый исторический опыт: мясо и сало для Украины - непрофильный продукт! <...> Украина станет (уже стала) местом заброшенных производств. Европе не нужны конкуренты, Европе нужны дешевые «гастарбайтеры» и покупатели отбросов глобальных мегаконцернов.
Об Украине - житнице, крупнейшем в советские времена производителе сахара, растительного масла, мяса и сала придется забыть. Украина на пути в Европу превратится (уже превращается) в страну технической монокультуры. Очевидно, это будет рапс, из которого в странах золотого миллиарда будут делать биотопливо. <...> Украина превратится (уже в значительной степени превратилась) в страну перманентно разоряющихся должников; со временем способных взять кредиты будет становиться все меньше, а разорившихся и уже никогда не способных подняться - все больше. <...>
То есть Украина превратится (уже в общем превратилась) в отстойник протестных настроений глобального мира. Такой вполне эффективный способ сбросить напряжение из «цивилизованного мира» на окраины. А потом любоваться по «Евроньюс» непрекращающимися «оранжевыми революциями.
<...> Эта музыка будет вечной - будут приниматься новые законы против мигрантов, но вместе с тем мигрантов в Европе будет становиться все больше. <...> Благополучие всех за счет всех, о чем так красиво писал на исходе прошлого века господин Фукуяма и на что рассчитывали многообразные его микрокопии вроде явлинских, бальцеровичей, гайдаров и пинзеников,- такое благополучие, как выяснилось, невозможно. <...>
И тут на помощь (не себе, конечно, а Европе) приходит Украина».
Которая, по утверждению Г. Сысоева, благодаря подписанному с представителями ЕС министром иностранных дел Украины Арсением Яценюком в 2007 г. соглашению о реадмиссии (вступившему в силу с 2010 г.), может отправлять на Украину незаконных мигрантов; и через два-три десятилетия Украина окончательно превратится в отстойник криминогенных мигрантов со всей Европы.
Это ли не действие фашизофрении: Украина превратится не в «Восточноевропейскую Швейцарию», а в помесь современной Прибалтики, на памятники которой мочатся цивилизованные европейские туристы (в Риге, в частности, британцы завели невообразимую традицию мочиться на монумент Свободы), и отсталой африканской страны, без собственных производств, с полунатуральным сельским хозяйством, но зато с высочайшим уровнем СПИДа и других вновь появившихся после краха СССР эпидемий, и с большим количеством африканцев, высланных из вожделенной Европы.
* * *
А что же иной путь Украины, в массовом сознании чаще всего определяемый как «вместе с Россией»? - восклицает Г. Сысоев. «Белорусские девочки не стоят на всех панелях Европы, Россия не хочет покупать «польское мясо» и прочие низкосортные продукты, и главным образом поэтому «цивилизованная пресса» обзывает их «режимами».
А ведь в 1990-е мы с Россией были почти в одном болоте. Потоки гастарбайтеров из наших стран были сопоставимы. Сегодня в России он почти иссяк, а на Украине - с каждым годом усиливается. Да и в саму Россию наши соотечественники ездят на заработки уже чуть ли не больше, чем в Европу, представляя собой новый вид мигрантов, которых правильно было бы назвать остербайтерами, рабочими с запада.
России также был предопределен путь превращения в помойку глобализируемого Соединенными Штатами мира, но Россия сошла с этого пути при Путине и, очень надеюсь, не вернется на него при его последователях.
Сойти с него вместе с Россией и при помощи России - дело очень почетное и трудное.
Я хочу специально подчеркнуть трудность этого пути. В либеральных и прозападных СМИ нашу страну станут обвинять в том, что она стала последним заповедником тоталитаризма, осталась «рудиментом совка», и это еще не самое тяжелое. Самое тяжелое - что на этом пути придется работать, трудиться, а не жить в долг и кредит, ведя растительное существование офисного планктона. Но в истории Руси бывали трудности и большие, которые мы преодолевали вместе. Главное, на мой взгляд, то, что уже все больше и больше людей в наших странах ощущают себя русскими, потомками русичей, россов, наследниками Руси, а уже потом - украинцами, россиянами или белорусами.
Не знаю, наверное, можно жить хоть под пятой, хоть под задницей иностранных префектов, гауляйтеров и прочих еврокомиссаров. Зато точно знаю, что остаться русским при этом нельзя. В единстве Руси - наша сила и жизнь, в раздорах - слабость и смерть».
Слово харьковского публициста Геннадия Сысоева жжет правильным глаголом уже в отсутствие самого автора в наших рядах. Страницы «Фашизофрении» Сысоева читаются как набравшие остроты. Его дар, его поручение продолжают свою важную работу.