После же смены власти осенью 2001 года в Белграде, говорить об опасности исламского фундаментализма стало едва ли не неприлично, и те кто об этом писал и говорил, почему то связывались с военными преступлениями в Боснии и Герцеговине. Тем самым то, что реально происходило внутри сообщества исламских фундаменталистов (салафитов) на Балканах, сербская власть практически не знала. Единственные материалы спецслужбы Сербии получали разве что от спецслужб США, создавших в Боснии сеть своей агентуры, опиравшуюся на созданные им при новом центральном правительстве Боснии и Герцеговины спецслужбы ОСА (государственная безопасность) и СИПА (центаральное полицейское агенство - аналог американского ФБР).
Впрочем переоценивать способности последних не стоит, так как на власти в мусульманской среде продолжала оставаться все та же СДА, а так же созданная бывшим премьер-министром Боснии и Герцеговины Харисом Силайджичем партия СБХ (SBH - Savez za Bosnu i Hercegovinu). Харис Силайджич в годы войны и был одним из ключевых лиц в организации прибытия моджахедов Боснии и Герцеговины.
Таким образом, то что происходило в среде бывших моджахедов, с годами растворившихся в созданном ими же движении ваххабитов в 90-х годах оставалось тайной за семью печатями.
Ситуация изменилась с началом же «войны против терроризма» Джорджа Буша, хотя к тому времени многие моджахеды смогли отбыть из Боснии и Герцеговины.
Победившая на выборах коалиция левого центра «Альянса перемен (Alijans za promjene)» во главе с лидером социал-демократической партии Боснии и Герцеговины (СДП) Златко Лагумджией, создала после событий 11-го сентября 2001 года «Антитеррористический тим», благодаря которому многие моджахеды были лишены гражданства, а некоторые депортированы, как, например Имад аль-Мисри (Imad el-Misiri) был депортирован в свой родной Египет, где его разыскивала полиция. А так называемая «Алжирская группа»: (Лакдар Бумедин (Lakdar Bumedin), Мустафа Аит Идир (Mustafa Ait Idir), Мохамед Нехла (Mohamed Nehla), Хаджи Буделла (Hadži Budella), Сабер Лахмар (Saber Lahmar), Белкасем Белсайех), была в декабре 2002 года выдана США и затем переправлена на базу Гуантанамо.
В ходе передачи шестерых арабов из «Алжирской группы» - участников движения ваххабитов - из центральной тюрьмы в Сараево американским войскам большая группа в несколько сот человек, как правило, членов движения ваххабитов с 17 по 18 декабря устроили в Сараево демонстрации, вступив в столкновения с полицией.
29-го января 2002 года Джордж Буш открыто похвалил правительство Боснии и Герцеговины за вклад в борьбу с терроризмом и выдачу «Алжирской группы», готовившей нападение на посольство США в Сараево. Однако, многие мусульмане восприняли отрицательно выдачу граждан Боснии и Герцеговины арабского происхождения американцам, отправивших тех в базу Гуантамо. Началась общественная компания с митингами и протестами правозащитников
Помимо этого усилия коалиции левого центра «Альянса перемен (Alijansa za promjene)» по борьбе с исламским фундаментализмом, подрывались, прежде всего, властями Республики Сербской и Сербии, которые продолжали прежнюю политику Милошевича, согласно которой все мусульмане в Боснии провозглашались «фундаменталистами» и, соответственно, факты военных преступлений против них в Боснии и Герцеговине согласно такой логике становились «актами борьбы против терроризма».
Вряд ли нужно объяснять, что как только в США произошли события 11-го сентября 2001 года и в США была начата «антитеррористическая» компания, Златко Лагумджия и его СДП были обречены и в 2003 году, не без поддержки британцев, СДА удалось возвратится к власти.
Этому способствовало и то, что кадр СДП, руководитель ФОСС (новая спецслужба Федерации Боснии и Герцеговины), Мунир Алибабич был 21-го октября 2002 года снят с должности тогдашним шефом OHR британцем Пэдди Ашдауном.
Тем самым та часть мусульманской демократической оппозиции, что поверила обещаниям о строительстве «демократической» Боснии и Герцеговины довольно быстро оказались обманутыми, ибо, как оказалось, «международному» сообществу вполне подходили «экстремисты СДА» во власти и в договорах с последними выделялись англичане.
При этом, согласно данным прессы, в частности статьи Мирсада Фазлича в журнале «Слободна Босна» («SDA protiv OHR-a» - Mirsad Fazlić, «Slobodna Bosna», 06.03.2002.), опиравшейся на целый ряд фактов, которые в Сараево тяжело скрыть, часть руководства партии мусульман СДА во главе с Хасаном Ченгичем и Бакиром Изетбеговичем тайно продолжала поддерживать связи с исламским миром и вела подрывную деятельность против ОХР.
Боснию и Герцеговину в данном случае можно характеризовать как своеобразный «национальный парк», в котором действовали спецслужбы и террористические организации Востока и Запада и где «охота» была запрещена. Исламским фундаменталистам невыгодно было нарушать негласное перемирие, но, видимо, и Запад знал, что делает, и, в конце концов, если бы Запад не желал распространения исламского фундаментализма, он не допустил бы миграции миллионов мусульман в Западную Европу после распада колониальных империй.
Совершенно ясно, что Запад и после 11 сентября 2001 года не собирался всерьез бороться с моджахедами в Боснии и Герцеговине, тем более что в самой Европе с исламским фундаментализмом боролся он не слишком усердно. Прав у сил НАТО в Боснии и Герцеговине было более чем достаточно.
Сабахудина Фиулянина одного из боснийских ваххабитов американские силы СФОРа арестовали в октябре 2002 года и держали его без предъявления обвинения до конца января 2003 года в своей тюрьме в базе «Орао» под Тузлой, так как получили информацию о том, что он готовил террористический акт.
Затем 19 октября 2005 года в Сараево был арестован боснийский мусульман Мирсад Бекташевич, имевший шведское гражданство, готовивший вместе с тремя своими сообщниками Байро Икановичем, Абдулкадир Цесуром, Сенадом Хасановичем теракты. Для чего приобретал в Сараево большие количества взрывчатки (счет шел на сотни килограмм), из которых у него нашли только двадцать килограмм. Бекташевич как раз и принадлежал к движению ваххабитов и впоследствии, в 2007 году, согласно приговору Верховного суда Боснии и Герцеговины получил 15 лет тюремного заключения, Цесур - триндацать лет, Иканович - восемь лет, Хасанович - два с половиной года.
Затем уже осенью 2006 года в мечети «Араб джамия» Грачанице в Боснии, как и в одноименной «Араб джамии» в Новом Пазаре в Санджаке Сербии, произошли вооруженные столкновения между ваххабитами и сторонниками традиционного боснийского ислама.
В ходе похорон неформального лидера ваххабитов в Боснии и Герцеговине Юсуфа Байрича из Калесии ,погибшего в Тузле в автокатастрофе 30го марта 2007 года на похоронах появилось около трех тысяч ваххабитов, главным образом из Боснии,хотя многие боснийцы приехали из Австрии и других стран Западной Европы.
Тем самым стала ясна сила ваххабитов, тем более что глава управления мусульман Эфендия Церич так и не назвал прямо ваххабитов виновниками инцидентов в Грачанице и в Новом Пазаре.
Однако, каковы бы то ни были причины, но факт остается фактом: Босния и Герцеговина стала первым местом в послевоенной Европе где ислам появился не только как религиозный, но и и как политический фактор.
Данный факт, соответственно, может повлечь соответствующие последствия, исходящих из самой сути ислама.
Исторически ислам является идеологией, утверждаемой силою оружия, доказательством чему является сама история распространения ислама в Иране, Индии, Византийской империи, в Испании и на Балканах.
Как при пророке Мухаммеде поднимался межрелигиозный диалог, ясно из строк самого Корана: «...А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы. (Коран 47:4-6)».
Невозможно в здравом уме утверждать что приход на чужие земли сначала арабских, а затем турецких войск, может являться чем-то иным нежели завоеванием и порабощением. Утверждать что ислам тогда нес крестьянам социальное освобождение, значит приходить к абсурдному выводу что вожди исламских армий были альтруистам не нуждавшимися в средствах для личного обогащения и обогащения своей знати, как и для содержания свои армий. К тому же помимо экономических нужд эти вожди испытывали и идеологические требования ислама.
В данном случае весьма показательны законы халифа Омара, являющегося для исламских богословов «праведником» и так можно привести небольшой отрывок из книги Л.И.Климовича «Книга о Коране, его происхождении и мифологии»,где есть высказывание «праведного» халифа Омара: «...Девизом завоевателей стало следующее положение, приписываемое «праведному» халифу Омару I: «Подлинно, мусульмане будут питаться за счет этих (зиммиев, платящих подать. - Л.К.), пока будут в живых; а когда мы умрем, и они умрут, то сыновья наши будут питаться за счет их сыновей вечно, пока будут существовать, так что они будут рабами последователей мусульманской веры, пока мусульманская вера будет оставаться преобладающей». Этот текст содержится в докладной записке «Китаб аль-харадж» («Книга хараджа») верховного судьи Абу Юсуфа (731-798)-произведении, составленном по поручению халифа Харун ар-Рашида и получившем значение юридического руководства. Об этом мусульманском руководстве см.: Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М» 1978, с. 188-189, и др.]...»
Вся история распространения ислама это история завоеваний начиная от битвы при Ярмуке в 636 году где армия арабских мусульман Халид ибн Валида разбили византийскую армию православной державы Ромеев (Византии) Феодора Сакеллария (в войсках которого были и отряды арабов-христиан которыми командовал Джабала б. Айхама из династии Гасанидов).
Нет смысла здесь описывать историю исламского мира,но хотя бы непреложный факт массовой работорговли в Турецкой империи не возможно отрицать и в русской истории хорошо известны факты продаж тысяч русских на рынках в Крыму захваченных в походах татарскими ордами. В сербской истории, как в народных преданиях достаточно подробно описаны походы турок по христианским селам и горoдам в поисках рабов как при завоевании сербских земель так и в ходе восстаний сербов против турок, с последующей продажей невольников, в том числе малолетних детей на рынках.
Согласно книге британского историка Роберта Дейвиса «Христианские рабы, исламские хозяева: Белое рабство в Средиземноморье, Берберском побережье и Италии 1500-1800 (Ранняя современная история: Общество и Культура)» ("Christian Slaves, Muslim Masters: White Slavery in the Mediterranean, the Barbary Coast and Italy, 1500-1800 (Early Modern History: Society and Culture)". Robert C. Davis. (London: Palgrave Macmillan, 2004.) алжирские пираты с 1500 по 1800 год захватили не менее чем от одного миллиона до одного миллиона двухсот пятидесяти тысяч рабов во Франции, Испании, Италии и ряде других прибрежных странах Европы.
Лучший пример отношения ислама к христианству существует в виде бывшей мечети Айя-София, созданной из храма Святой Софии. Точно также и в завоеванной Сербии турки многие православные церкви разрушали и на их фундаменте строили мечети. Так в Чачке в Сербии церковь Богородицы построенная жупаном Стратимиром братом первого короля Сербии Немани была турками превращена в мечеть и только после освобождения Сербии от турок, церковь была восстановлена.В самой Боснии и Герцеговине - в Беляне, при разборе завалов разрушенной в 1992 году мечети, были найдены остатки сербской православной церкви, разрушенной турками в 1530 году.
Упадок исламских политических образований естественно не дал уже им безнаказанно заниматься работорговлей и грабежом чужих земель, что создало обманчивую уверенность в Европе в том, что исламский мир цивилизируется. Однако уже во второй половине 20го века возникновение организаций исламских фундаменталистов опровергло это заключение.
В югославской войне 90-х годов джихад, как понятие, впервые после балканских войн (1912-1913 годов) опять появился в Европе, и то в постсоциалистической Боснии и Герцеговине конца XX века. Тем самым оценить последствия этого по сути глобального изменения в мировой политике можно будет лишь по прошествии определенного периода, когда и будет получен окончательный ответ.
Сама деятельность исламских фундаменталистов в данном случае была достаточно показательна ибо означала что силы способствовавшие появлению моджахедов в Боснии и Герцеговине, от своих планов продолжения «джихада» не отказались, пусть даже в ущерб интересам местных мусульман.
Проблема моджахедов весьма сложна и представляет собой лишь верх того исламского айсберга, о который может окончательно разбиться корабль сербской державности, но между тем, детального исследования этого вопроса в югославской войны не произошло, при чем как раз сербская сторона меньше всего интересовалась им.
Не стоит забывать той быстроты, с которой войска, до того малозначительных в «большой политике» арабов, покоряли огромные пространства от Ирана и Индии, до Испании. Исламский мир нередко давал способных и храбрых вождей, ведущих свои войска к победам, и сама исламская религия может побеждать и силой идеи. Не раз уже под его знаменами в бой шли его же вчерашние противники, в том числе из числа бывших христиан. Ныне аналогичный процесс можно наблюдать во многих европейских высокоразвитых экономически странах, где, порою, этнические немцы, французы или англичане не только принимают ислам, но и добровольно становятся новыми «шехидами» исламских фундаменталистских (салафитских) движений. Впрочем и в самой Боснии и Герцеговине, пусть и в несколько ином виде, уже само вступление тех или иных хорватов и сербов, в ряды мусульманских вооруженных сил психологически отрывало их от собственных народов и всей их культуры, а тем самым и церкви, и делало восприимчивыми к исламскому влиянию. Само движение моджахедов не является изолированным явлением, а тесно связанно со всей исламской религией.
Впрочем, не стоит отождествлять всех, без исключения мусульман, с моджахедами. Далеко не для каждого направления в исламе приемлемы идеи и методы моджахедов. Забывать об этом не стоит. Но не стоит забывать и о том, что для некоторых направлений мусульманства моджахеда приемлемы вполне.
Использованные материалы
1. «Ubij bližnjeg svog (Jugoslovenska tajna policija 1945. - 1995.)» - Marko Lopušina, Beograd, 1997
2. Статья «Vozuća 1995 - Veličanstvena pobjeda(Возуча 1995-Великая победа)». Сайт фонда кавалеров ордена ««Zlatni Liljan(Златни Лилян)»-высшей награды армии Боснии и Герцеговины войны 1992-95 годов http://www.armijabih.com
3. "The Muslim-Croat Civil War in Central Bosnia.A Military History,1992-1994". Charles R. Shrader.Texas A&M.University Press.College Station
4. Статья «Vasington placa Balkanske etnicke ratovi» Prof. Misel Cosudovski. «Carevo Novo Odelo», 3. april 2001. http://emperors-clothes.com/
5. Статья «Kako zapadne sluzbe upravljaju teroristima». Nikola Zivkovic, «NIN», Beograd, 23 oktobar 2008
6. «Islamistički terorizam na jugu Europe».Domagoj Margetić. Zagreb.2006.
7. «Po poznatom scenariju (kako je okupirana Bosanska Krajina) - Dušan Marić,»Oslobođenje», septembar 1998.(«Освобождение по познатому сценарию»(Душан Марич «Ослободженье» 9.09.1998)).
8. «Dnevnik pada Krajine» - Dušan Marić, «Pogledi», br. 185. - 186.(«Дневник падения Краины»( Душан Марич «Погледи» 186-187))
9. «Ислам и политика». Игнатенко А.А. Институт религии и политики. Москва,2004 год.
10. «Putovnica za gori život».Vildana Selimbegović.BH Dani, br. 224, 21.9.2001.
11. «Mudžahedini u BiH 1992-1999».Esad Hećimović.Zenica, Fondacija Sina, 2006.
12. «Rampa za svete ratnike» - Miodrag Dinić, «Vojska», 15.02.1996.
13. «Mudžahedini na ratištima - Boro Đorđević, «Vojska», 04.05.1995.(«Моджахеды на фронтах Боснии и Герцеговины»(«Войска»1995(4.05) Джоро Джорджевич)).
14. «Kukavički let iznad srpskog gnezda» - Predrag Pejdžić, «Duga» br. 1624.(Полет кукушки над сербским гнездом (хронология ударов авиации НАТО по сербам)» (Предраг Пейджич «Дуга» 1624)
15. «Zašto smo morali isporučiti Alžirsku grupu», BH Dani, br. 243, 8.2.2002.
16. «Garibi - Mudžahedini u BiH 1992-1999.Esad Hećimović
17. «Al-Husin Imad - Abu Hamza: «Naš problem počinje otkad smo odbili zahtjev da selimo na Kosovo,».Ezher Beganović.»Saff»-br. 169.28/04/2006
18. «Trag čeličnih kuglica vodi do ubica».Esad Hećimović."BH Dani".broj 243
19. «SDA protiv OHR-a» - Mirsad Fazlić, «Slobodna Bosna», 06.03.2002.
20. "Christian Slaves, Muslim Masters: White Slavery in the Mediterranean, the Barbary Coast and Italy, 1500-1800 (Early Modern History: Society and Culture)". Robert C. Davis. (London: Palgrave Macmillan, 2004
21. «Dnevnik vođe kosovskih mudžahedina Ekrema Avdije» - «Nedeljni telegraf», 28.08.1998.
22. «Islamistički terorizam na jugu Europe». Domagoj Margetić .Zagreb.2006.
23. "Шариат и его социальная сущность." Керимов Г. М. Москва. 1978
24. «Mudžahedini u BiH 1992-1999».Esad Hećimović.Zenica, Fondacija Sina, 2006.
25. "Al-Qaida's Jihad in Europe: The Afghan-Bosnian Network".Kohlmann, Evan F."Berg Publishers".2004