Почему слово «русский» намеренно прилагается к разным отрицательным явлениям? Почему чиновники считают «русскую пробежку» проявлением экстремизма? На эти вопросы отвечает архангельский писатель, председатель регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов в беседе с журналистом Анатолием Бедновым.
- Мне не так давно довелось побывать с молодыми парнями из «Русской пробежки» на встрече с одной молодежной чиновницей, - начал разговор Александр Тутов. - Вроде неглупая женщина, но слово «русский» уж очень ее напрягло.
- Почему так?
- Не понравилось слово «русский» в названии «русские пробежки», увидела в этом фашизм. Получается: «русский» - значит «фашистский»? Выходит, если были бы «кавказские» или «еврейские» пробежки, то проблемы бы не возникало. Даже «казачья пробежка» - это нормально, а русская - плохо. И это говорит человек, который работает в администрации и представляет интересы определенной группы чиновников.
- А что же конкретно ей не понравилось в русской пробежке?
- Звучали дутые обвинения в адрес участников мероприятия (а это русские националисты православного толка), пытались даже связать эти пробежки со спиленным крестом на Варавино! Русские пробежки - звучит опасно!
- Откуда все-таки такой страх перед русскими пробежками?
- Даже лозунг «Русский - значит трезвый» показался ей экстремистским: «Почему только русский»? Чиновница заявляет: «Как же так? Здесь живут и дагестанцы, и, азербайджанцы, и другие. А местное население говорит: мы - хозяева и вы, гости, должны уважать наши обычаи. Как же так? Это же почти экстремизм!» Но попробуйте приехать на Кавказ и вести себя там согласно своим традициям. Как это воспримут кавказцы? Думаю, не очень хорошо. И здесь - тоже самое. Но проблема вся в том, что ни поморы, ни другие русские не чувствуют себя хозяевами той территории, на которой живут. Поэтому люди уезжают отсюда. По самым радужным прогнозам, к 2024 году в области останется не более 900 тысяч человек. А в 1991 году было вдвое больше! То есть мы потеряли громадное количество населения и продолжаем его терять. Может получиться так, что местное население окажется в меньшинстве по отношению к мигрантам. Я имею право это говорить, хотя бы потому, что я человек, имеющий, так сказать, каплю кавказской крови: Тутовы - известный кабардинский род, хотя мои предки 500 лет назад ушли служить русскому царю и вступили в казачество. Я могу спокойно общаться с кавказцами, у меня среди них много друзей, знакомых. Но дело в том, что к нам сюда зачастую приезжают далеко не самые лучшие представители Кавказа, которые контролируют алкогольный, игровой бизнес. Мы не собираемся с ними бороться, мы просто хотим воспитать наших ребят, чтобы они могли противостоять всем этим соблазнам. Ведь «русский вопрос» - это вопрос нас самих: надо работать над собой, чтобы нас ценили и уважали. Для того и проводятся русские пробежки, чтобы перетянуть молодежь к спортивным, оздоровительным мероприятиям от алкоголя и наркотиков.
- Выходит, что чиновники, которые видят в русских пробежках «экстремизм» и «фашизм», идут вразрез с антиалкогольной политикой, заявленной руководством России и области?
- Конечно, одними ограничениями проблему не решить: будет подпольная продажа, самогоноварение. Есть даже шутка, что главным спонсором антиалкогольной программы является наркомафия. И не факт, что это просто шутка. Надо учить культуре употребления хороших напитков, чтобы молодежь не подсаживалась на пиво и якобы «джин-тоники».
- Вернемся к теме миграции. Эта проблема стоит не только перед Россией, но и внешне благополучными странами Европы.
- Так или иначе, она коснулась каждого региона России. Одно дело, когда мигранты приезжают сюда, принимают местные обычаи и живут по ним, и другое дело, когда начинают вводить в местный быт свои традиции. Отсюда и стрельба на свадьбах, и зарезанные бараны на центральной площади.
Если бы они перенимали русскую культуру и русские обычаи и жили по ним, то не случалось бы никаких конфликтов. Ведь «русские» - понятие не сколько генетическое, этническое, а скорее культурологическое и мировоззренческое.
Человек, который живет в русской культуре, воспринимает ее как свою, будет жить по нашим законам. Возьмем нашего известного актера Константина Райкина. Он принял Православие, потому что это религия тех людей, с кем он общается, это религия его страны.
- Православие как религия русского народа сегодня подвергается нападкам со стороны воинствующего либерализма. Придуман даже термин «православный фашизм»!
- Православие неразрывно связано с нашими имперскими традициями. Сегодня это, пожалуй, единственное, что нас связывает между собой и удерживает от распада. Да, не все священники, может быть, правы, не все ведут себя правильно. Но, во-первых, не надо путать отдельных священников и религию. Во-вторых, для нас, как жителей России, русских, казаков, поморов это - главная связующая нить. Так и для многих других стран -Украины, Белоруссии, Сербии, Греции. Тяготеют к нам Армения, Словакия и другие страны.
- Этнические диаспоры во всем мире характеризуются внутренней сплоченностью, взаимовыручкой, чего часто так не хватает коренному населению. Отсюда - сила и могущество криминальных кланов, сформированных на этнической почве: итальянская мафия, японская якудза, китайские триады...
- Основная масса русского населения сегодня разрознена. Любой подтвердит, что организованная преступность очень часто носит этнический характер. Как и дедовщина в армии, когда небольшая группа лиц, так скажем, нерусской национальности гоняет пару сотен русских солдат. Почему? Потому что они держатся вместе, а наши - нет: двести одиночек против десяти объединенных. Почему на Ставрополье, на Кубани многие так тянутся к казакам? Потому что это - единственная сила, которая противостоит этническим криминальным группам. Я сразу оговорюсь: среди кавказцев есть масса хороших людей, которые нормально относятся к русским, особенно среди армян, грузин, осетин, кабардинцев. Они считают, что русский национализм - это основа защиты и для них тоже. На самом деле, русские супертолерантны, пока их не обижают. Кстати, казачество немало переняло от кавказских народов.
- Те же кубанки, черкески...
- И воевали друг против друга, и кунаками становились. Когда народ объединится, нас станут уважать, и не будет таких межнациональных проблем. Мы все русские: и казаки, и поморы, и белорусы, и украинцы. Просто разные ветки одной нации. Вместе мы сила. И, как кто-то верно подметил, пускай лучше нас боятся вместе, чем презирают поодиночке. Это - основа того, что называют патриотическим воспитанием. Когда мы будем держаться вместе, выстроятся и нормальные отношения с другими народами. Должна быть взаимопомощь, взаимная поддержка. Обидно, когда нашу молодежь ругают за то, что она говорит сверстникам: мы - русские и должны решать здесь наши проблемы, не быть пьяницами, бездельниками и так далее. Они так и делают. И в большинстве своем поступают, как цивилизованные националисты - если мы русские, мы не должны ненавидеть другие народы, но мы должны любить и уважать свой.
- В последнее время активно эксплуатируется лозунг «Хватит кормить Кавказ». Его используют и некоторые националисты.
- На самом деле, это неправильно. Мы не должны терять те территории, которые завоевали. В то же время есть немало людей - и кавказцев, и представителей других национальностей - которые не видят себя вне России. Империя - хорошее слово. Она не должна быть ни белой, ни красной, она просто должна быть нашей. Это - уравновешивающая сила. Главное, чтобы власть ко всем относилась одинаково, чтобы всех судили по одним законам, права у всех были равные. А не так, чтобы за одно и то же преступление русскому давали семь лет, а кавказцу - полтора года условно.
- Адвокат Дагир Хасавов грозил залить Москву кровью - и за это никакого уголовного преследования. Если бы это сказал его русский коллега, то его наверняка обвинили бы в экстремизме.
- А в России и, в частности, в Архангельской области возбуждают дела за всякую галиматью, неудачно высказанную в Интернете фразу. И в то же время не замечают межнациональных разборок.
Не случайно в Европе прекратила свое существование политика мультикультурализма - из-за того, что приезжающие не соблюдают законы европейских стран. Правильно на этот счет высказался премьер Австралии: мы всех приезжающих уважаем, но и вы ведите себя по нашим законам, потому что это наша территория.
- Не думаю, чтобы в Австралии вот так вот просто на площади многолюдного города иммигранты из мусульманских стран могли бы резать баранов - сразу бы вмешалась полиция. Да и не только иммигранты, но и коренные жители, аборигены, обязаны соблюдать законы и правила общежития. Пускай они бегают по саванне в костюмах Адама и Евы, как их предки, но попробовали бы пройтись «в первозданном виде» по Сиднею: их арестовали и осудили бы без скидок на национальность!
Когда средневековые и первобытные нравы пытаются выдать за проявления национального духа и противопоставить их культуре основной массы населения, должен действовать закон. Сейчас областное Собрание подготовило законопроект об административной ответственности за гадание в общественных местах на деньги и вещи. Не удивлюсь, если кто-то шибко «толерантный» закричит, что это ущемление прав цыган. Хотя по закону и русскую гадалку тоже оштрафуют.
Еще одна тема для размышления. Сегодня появились этнические прожектеры, изобретающие новые народы: «ингров», «залешан» и т.д. Если казаки и поморы реально существуют, то вышеназванные «племена» - плод авторской фантазии. Можно было бы отнестись к этому иронически, когда бы не угроза раскола единого русского этнического поля.
- Сегодня существует проблема разделения народов и территориальных групп, когда стремятся стравить рязанцев с псковичами, вологжан с новгородцами, казаков с поморами, поморов с русскими, русских с нерусскими - все это напоминает программу развала России, все это делается в интересах ее врагов. Так разваливали Российскую империю, затем СССР.
А мы должны объединяться, поскольку живем в одной стране.