Предлагаем вниманию читателей текст Милорада Вучелича, главного и ответственного редактора самого читаемого на сегодняшний день в Сербии еженедельника «Печат». До прихода к власти прозападных либералов Вучелич был генеральным директором Радиотелевидения Сербии. Наряду с тем, что Милорад тянет на себе крупнейшее в Сербии патриотическое издание, независимое от денег западных фондов, Вучелич считается одним из лучших сербских колумнистов, и его передовицы републикуют многие электронные ресурсы Сербии. Что же касается журнала «Печат», то интервью этому еженедельнику давали многие авторы РНЛ: Анатолий Степанов, о.Владимир Василик, Анна Филимонова, Владимир Крупин, Павел Тихомиров.
Всякий забредший в Сербию чин Евросоюза - хоть министр, хоть посол - тут же начинается вести себя как хозяин и божий посланник. Люди становятся просто ненормальными, когда такое приземлятся в Белград. Обезумев, превращаются в каких-то «безклювых воронов», как сказал бы сербский поэт Момир Войводич.
За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно взглянуть на Мирослава Лайчака, Елко Kaцина или Aндреаса Шокенхофа. А может быть, переборем омерзение, и вспомним о визитах Карлы Дель Понте и Сержа Браммерца? И все, как один, сразу начинаются ставить условия, выдвигать ультиматумы Сербии, приговаривая, что это еще не все, условия не являются окончательными, что у них в загашнике еще кое-что имеется. И что наше правительство уже знает про них и уже заранее согласилось на них. А если и не согласились - согласятся, если хотят, чтобы они продолжали приходить к нам и продолжать своё бесстыдное издевательство и плевки в лицо. Этим, которые до недавнего времени были у власти, судя по всему, это нравилось, но нам, конечно, это не нравится и никогда не понравится. В этом смысле президент Томислав Николич не совсем прав, когда проявляет великодушие и благородство, говоря, будто предыдущее правительство признало отделение Косова лишь под воздействием «серьезного давления». К этой работе их можно было и не принуждать, они это делали «из любви к искусству», о чем они гордятся. А если и было давление, то оно было, так сказать, коррекцией, напоминанием о том, что нужно выполнять то, что наобещали тогда, когда просили помощи для того, чтобы прийти ко власти. Обо всем этом ясно говорят депеши «Викиликс» из Белграда.
Ну, что было - то было. В любом случае, удивительно, как возможно что некто, облеченный государственной ответственностью, наконец, не стукнет кулаком по столу, и не скажет, что надо прекратить это безумие и унижение, это выкручивание рук, эти бесконечные перенесения сроков, ясно показывающее, что мы никаких обещанных благ Евросоюза не получим, зато потеряем всё. Никто даже не упоминает о знаменитых «Фондах присоединения», которые были навязаны на нашу голову. Не сложится ли у нас такая ситуация, когда нас будут бесконечно кормить обещаниями и оглушать лозунгами, а в ответ мы должны будем демонстрировать безусловную преданность идее пути безальтернативной евроинтеграции.
Можно вспомнить знаменитых литературных героев Бранко Чопича - Николетины Бурсача и Йовицы Ежа. Схваченные оккупантами, они идут к месту расстрела. И пока Йовица пытается придумать лозунг, который стоил бы того, чтобы стать последним словом перед казнью, Николетина советует ему:
«Да обругай ты их, и дело с концом! Сдались им наши лозунги!»
Есть и такие, которые скажут, что такие вещи не являются политическими достоинствами, нужно, дескать, быть реалистами. Так то оно так, но разве найдется такой эквилибрист, который бы брал кредиты и просто помощь у России и, при этом, беззастенчиво бросался в евроатлантизм. Неужели в нашей борьбе за выживание и победу нет более важной задачи, нежели бессмысленная болтовня на тему европейских интеграций, притом, что сама Европа от нас демонстративно дистанцируется? Не проходят больше оправдания типа того, что ситуация сложная, что и мы сузили пространство для маневра - пространство для маневра сейчас шире, чем когда-либо раньше! Не пристало нынешнему поколению сетовать на то, что сегодня трудное время. Бывали сербы и в несравненно более сложных ситуациях, и ничего, не пропали. Всегда находился выход. Решительные и ответственные люди, претерпевая тяготы и лишения, должны становиться мудрее, а не глупее. Но главное, в первую очередь, они должны быть отважными, потом уже находчивыми, ибо и находчивый трус всегда останется всего лишь гнилым трусом.
В известном старом венгерскому фильме «Ключевой свидетель» один из худших и самых чудовищных героев перед каждым совершаемым преступлением произносит в качестве «алиби» крылатую тогда фразу: «международная обстановка усложняется».
В Сербии все отягощено тем, что мы больше не знаем: существует ли позиция Сербии? Имеет ли она свою Конституцию? Имеет ли она право ссылаться на международное право и опираться на свой собственный народ? Если миром управляет только аргумент силы, почему великие силы так много борются за полномочия власти в Сербии в течение последних шести лет (это если навскидку, особо не углубляясь в прошлое), с тех пор, как составлен план Ахтисаари? Что стояло у этой силы на пути к достижению всего, что хотела тогда, когда им противостояло только то, что имеет Сербия как государство, (а это силой не является)? Уверен, есть ещё те, кто способен извлечь изо всего этого правильные уроки. Коли это так, то давайте, наконец, заявим об этом публично. И поддержим слово делом.
Сербию нашпиговали незаконными и необязательными к исполнению устными и письменными договоренностями, с целью создания генетически модифицированной Сербии. Тут уже речь не просто о сливах и сое. Генно-модифицированным организмом станет Сербия.
Все это, особенно когда речь идет о Косово, ускоряется в нервозном темпе. Да так, чтобы пик унижения пришелся на 100-летий юбилей освобождения Сербии в Балканской войне 1912 года. Нет никаких сомнений о любых случайных совпадениях и синхронности: мы уже научены и сдачами на Видовдан [1], и повешением на Байрам [2]. Все это делается посредством такой породы сербов, которые утверждают, что освободительные войны 1912 года являются «гнусными».
Один из опрошенных в этом номере «ПЕЧАТ», Живадин Йованович, указывает на появление «галопирующей деградации» в общественной и политической жизни. Это хорошее и корректное выражение, обозначающее власть лжи, которая сковывает нас. Буквально вчера мы узнали, что Ненад Чанак и Драган Джилас продолжают откровенно лгать, а с ними и ряд должностных лиц как прошлого, так и нынешнего режима; как в провинции Воеводина, так и в Белграде. Что начала коммунальная полиция в белградском «Автобус Плюс» [3], то окончил Н. Чанак со своими телохранителями в Нови Саде [4]. Это насилие и открытие личины лжи вообще их не смутило, не выбило из седла, и не поставило «крест» на политической карьере. Напротив. Нам намекают, что предыдущее правительство, дескать, и так уже достаточно наказано на выборах, и что «сведение счётов» за тяжёлое разграбление государственного бюджета и многие другие злоупотребления, сделанные бывшей властью, свелись к отстранению бывшей власти от «кормушки».
Так что теперь при дележке власти, в «желтом картеле» (намек на Демократическую партию Тадича) происходить интересный процесс, в котором плохие критикуют ещё худших, а всех их критикуют те, хуже которых - некуда. Те, кто ломал хребет правосудию, осуждают тех, кто активно участвовал в территориальном расчленении и уничтожении Сербии. А их критикуют те, кто стал чрезвычайно богатым и финансово выиграл от служебного положения, беспощадно опустошив бюджет.
Те, кто нанес убытки государству, арендуя за казенный счет спутники, осудили тех, кто злоупотребляет баррикадами в Косово. Мелкие взяточники атакуют тех, кто полностью приватизировали государственные предприятия и тех, кого обвинили в злоупотреблении данными разведки. Каждый из этих убежден в том, что сможет остаться на плаву, если утопит того, кто будет выглядеть еще безобразнее, и, таким образом, внимание будет переключено на другого козла отпущения. Отвлечение внимания позволит избежать ответственности, поскольку возвращение в клуб депутатов обеспечит депутатскую неприкосновенность. Пусть даже поменяется хозяин в клубе: какая, в сущности, разница как закончилась выборная игра?! Тех, кто не имеет никакой идеологии, натренируют те, кто вместо идеологии предлагает суррогаты макиавеллизма.
Такая вот получается дифференциация. Какие же признаки роднят меж собою этих «милых, что бранятся»? Общим признаком оказывается принадлежность к другой Сербии - генно-модифицированной.
Перевод Ранко Гойкович
ГМО СРБИЈА. Милорад Вучелић. http://www.pecat.co.rs/2012/09/g-m-o-s-r-b-i-j-a/
Примечания РНЛ:
[1] Намек на сдачу Слободана Милошевича точно в день годовщины Косовской битвы, 28 июня 2001 года. Милошевич был арестован 1 апреля 2001 года на своей вилле в белградском районе Дединье в ходе полицейской спецоперации, а 28 июня того же года по инициативе премьер-министра Зорана Джинджича тайно передан в Гааг Международному трибуналу по военным преступлениям в бывшей Югославии. Это вызвало возмущение значительной части сербской общественности и президента Воислава Коштуницы.
[2] Намек на казнь Саддама Хуссейна. Саддама Хусейна казнили 30 декабря 2006 года с 2:30 до 3:00 UTC (6 часов утра по Москве и Багдаду). Казнь через повешение состоялась рано утром на несколько минут раньше начала праздника Курбан-Байрам (Дня жертвоприношения). Время было выбрано таким образом, чтобы момент казни формально не совпал с праздником по шиитскому календарю, хотя по суннитскому он уже начался.
[3] При установке в белградском общественном транспорте турникетов и переходе на карточки, тогдашними городскими властями Драгана Джиласа была изобретена хитроумная «схема» хищений средств, поступавших на оплату проезда.
[4] Ненад Чанак избил человека в г. Нови Сад и за три дня дал 4 различных показания, но, в конце концов, вынужден был признать свою вину. Тем не менее, и Джилас, и Чанак продолжают оставаться публичными политиками. Как будто ничего не произошло.