Как известно остров Патмос является одним из самых главных святых мест для христиан. Именно здесь святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом было получено откровение о будущих судьбах церкви и мира данное ему свыше. Поэтому Патмос всегда привлекал христиан, и сюда стремились попасть паломники изо всех стран мира. В июле этого года и из Петербурга на Патмос отправилась также группа паломников. Вначале мы должны были прилететь на греческий остров Кос, чтобы уже оттуда приплыть на Патмос. В субботу 21 июля наша группа отправилась с Коса на корабле в долгожданное путешествие на Патмос. Плыть пришлось более двух часов с остановками на островах Додеканисоса. Плаванье оказалось весьма приятным и впечатляющим. Вокруг нас по лазурному Эгейскому морю проплывали загадочные и таинственные острова с белыми часовнями и крестами на их вершинах. Мы любовались красотой панорамы моря, а в душе появлялась радость от увиденной картины Божьего мира! Наконец приплываем на Патмос. Спускаясь с трапа, видим греческого Архиерея с панагией на груди и стоящего рядом с ним монаха. Подходим к ним с теми словами, которые мы знаем по-гречески: «Евлогите!» Владыко улыбается и тут же благословляет нас!
После трапезы и размещения в гостинице отправляемся на автобусе в монастырь святого апостола Иоанна Богослова, расположенный на вершине острова. Надо сказать, что этот монастырь появился здесь в XI веке. Византийский император Алексий I Комнин подарил монаху Христодулу к тому времени уже заброшенный и необитаемый остров Патмос. Прп Христодул построил монастырь как неприступную крепость на самой вершине, чтобы защитить его от постоянных набегов сарацин. И сегодня мощные стены монастыря выглядят как неодолимая крепость. Монастырь окружает не только крепость, но и деревня под названием - Хора. Ее основали мастера - строители монастыря. Хора, как и почти все на Патомсе, построена из белого камня. И сегодня здесь существует множество храмов. Ниже на склоне холма находится здание знаменитой богословской школы, возникшей здесь в 18 веке. Считается, что она сыграла заметную роль в религиозно-нравственном возрождении греческого народа в тяжелую эпоху турецко-османского ига. Основатель ее отец Макариос Калогерас был причислен к лику святых. Добравшись до древних стен монастыря, мы выходим вместе с многочисленными туристами. Днем монастырь становится похожим на музей, который осаждают группы западных туристов. При входе с нас, как и со всех берут плату - 4 евро с человека. Войдя в монастырь, мы отправляемся в древний храм, чтобы приложиться к находящимся здесь святым мощам: свв. Апостола Фомы, дьякона Филиппа, Антипы, прп. Христодула и другим. Здесь же в храме мы молимся перед древней византийской иконой св. апостола Иоанна Богослова, подаренной основателю монастыря императором Алексием I Комнином. Кроме того в монастыре хранятся также частицы животворящего Креста Господня, мощи св. первомученика Стефана, св. Иакова и частицы других святых. В монастырском музее имеется двести подлинников византийских икон, множество предметов церковного облачения, сшитых в 18 веке. А также часть Евангелия от Марка - шестого века, книга Иова - восьмого века. Хранится подлинник документа, подтверждающего право владения прп Христодулом острова Патмос с печатью императора Алексия I Комнина и завещание самого основателя монастыря.
Осмотрев монастырь и побывав в музее, мы стали спускаться вниз пешком, чтобы посетить в тот же день главную нашу цель - пещеру Апокалипсиса. Спустившись по старой дороге к знаменитой пещере, мы обнаружили, что она закрыта. Рядом со входом в пещеру висело объявление, из которого мы узнали, что завтра в воскресенье литургия начнется здесь в 8 утра. Вернувшись в гостиницу, все стали готовиться к завтрашней литургии. Вместе прочитали три канона и последование ко Cвятому Причащению. Встав рано утром, мы тот час же отправились пешком наверх в пещеру Апокалипсиса. Когда подошли к знаменитой пещере-гроту, ставшей теперь уже небольшим монастырем, обрадовались, увидев открытый вход. Войдя в нее, мы тут же встретились со служителем - греком, который взял с нас за вход по 2 евро. После чего стали спускаться вниз по белому каменному коридору, пройдя ряд поворотов, мы, наконец, вошли в саму пещеру Апокалипсиса. Войдя, услышали греческое мужское пение и сразу почувствовали, что входим в святое место. Эта древняя пещера, ставшая храмом, сразу напомнила нам эпоху раннего христианства, гонимого римской властью и вынужденного скрываться в катакомбах. Как известно св. Иоанн Богослов был сослан на Патмос императором Доминицианом и провел здесь шестнадцать месяцев. Появилось ощущение, что мы попали в то время. В пещере Апокалипсиса слева мы увидели место, где св. апостол Иоанн Богослов получил Откровение. Это место на стене, где лежала рука Апостола, теперь отмечено серебряной нишей. Справа находится место, на котором св. Прохор записывал слова Откровения. Скала, нависающая над нашей головой имела тройную расщелину, из которой по преданию доносился глас Божий, диктовавший св. апостолу Иоанну Богослову Откровение. «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что ты видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Эфес и в Смирну, и в Пергам, и в Фиакру, и в Сардис и в Филадельфию, и в Лаодикию». (Откр.1., 10-11)
В пещере-храме, когда мы входили было вначале не много народа, в основном греческие женщины и мужской хор, состоящий из пяти человек. Войдя, мы встали недалеко от того места, где по преданию лежал св. апостол Иоанн Богослов во время Откровения. Литургию служил греческий иеромонах, один, без дьякона, стройный, благообразный в облачении - прямо как с иконы. Литургия, здесь в пещере Апокалипсиса, воспринималась нами по-особенному, как таинство - Богообщения. Многие во время нее плакали, причем плакали даже те, кто редко ходил до этого в церковь. Да это и не удивительно, ведь здесь в пещере Апокалипсиса - Богослужения не прерывались более двух тысяч лет. Это место, пещера - храм, в котором произошло последнее великое Богооткровение Нового Завета, напоминало храм Гроба Господня. Те же чувства в душе мы испытывали здесь, что и там, на Голгофе, и в Кувуклии на Святой Земле.
К концу Литургии пещера наполнилась людьми, в основном греками, которые пришли сюда с детьми, чтобы причастить их. Причастников было много. Из нашей группы паломников причащались 12 человек. После Евхаристии мы, как и все кто был в храме, получили освященный хлеб. С окончанием Литургии греки больше не совершают богослужений и поэтому быстро расходятся после прочтения благодарственных молитв. Поэтому пещера Апокалипсиса быстро опустела, наша группа паломников осталась почти одна. И мы, получив великую радость от Божественной Литургии и причастия Святых Христовых Таинств, стали тут же читать акафист св. апостолу Иоанну Богослову. По окончании акафиста мы еще раз здесь приложились к иконам. Уходить отсюда, из этого поистине святого места никому из нас не хотелось. Поднявшись на верх многие купили здесь на память иконы и книги. Из пещеры Апокалипсиса с тихой радостью на душе мы спустились до нашей гостиницы и поспешили в порт на корабль, который отходил на остров Кос. Отплывая, все долго смотрели на удаляющийся святой остров Патмос. И благодарили Бога за то, что он дал нам побывать здесь в пещере Апокалипсиса св. апостола Иоанна Богослова. Слава Богу за все!
1. Пещера Апокалипсиса