«...буква убивает, а дух животворит»
(2-е Кор. 3,6)
27 сентября сего года на празднество Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Москве в Центре славянской письменности и культуры состоялось собрание православно-патриотической общественности на тему «400 лет народному подвигу». С основным докладом выступил известный публицист, постоянный автор «Русской народной линии» Сергей Скатов. Тезисы его доклада мы предлагаем вниманию читателей.
Приближается 400-летие изгнания иноземцев из Москвы.
Это была величайшая в отечественной истории народная победа. Ополченцы Минина и Пожарского положили конец многолетней Смуте на Руси, восстановив ее государственность, дав мощный толчок нашим будущим победам и свершениям.
Как мы - государство, общество готовимся к знаковому юбилею? Готовимся ли вообще?
Формально, с точки зрения «буквы» - готовимся и готовы.
Судя по информационным сводкам, празднование юбилея в России уже идет. Тут и там проходят разнообразные мероприятия, от тематических выставок до велопробегов, закладываются памятники, устанавливаются памятные знаки, издается соответствующая литература... Однако памятники и знаки в исполнении чаще всего скромны, тиражи книг мизерны, мероприятия носят региональный, местный характер, поскольку закладываются, издаются и проводятся силами местных же властей и общественных организаций, бюджеты которых всем известно какие. А если провести некоторые аналогии, скажем, сопоставить с размахом других юбилейных торжеств, выпавших в России на 2012 год, то картина и вовсе в корне меняется.
К примеру, на празднование 1150-летия села Изборск Печорского района Псковской области федеральным бюджетом в общей сложности выделено около 4,8 млрд рублей (есть по Изборску отдельный Указ Президента РФ Д.Медведева плюс его же Указ о праздновании 1150-летия зарождения российской государственности). Масштабно празднуется 200-летие изгнания наполеоновских орд из России. Способствует этому опять-таки особый Указ Президента РФ, который появился в 2007 г. и с тех пор претерпел целых семь редакций.
Увы, бюджетные миллиарды, как это у нас водится, по назначению частенько не доходят, тратятся местными властями бездарно или же наглым образом разворовываются, о чем свидетельствует разгорающийся вокруг Изборска коррупционно-воровской скандал. Но факт остается фактом: президентского Указа в отношении 400-летия победы Народного ополчения 1611-1612 гг. не было и нет, а потому празднованию из федерального бюджета не выделено ни рубля!
Впрочем, недавно Минкультуры РФ изыскало к 400-летнему юбилею 15 млн рублей. Не дремлют и «на местах». Так, нижегородские власти объявили, что торжества 4 ноября обойдутся городу и области также в 15 млн рублей. Деньги это небольшие. В Нижнем их хватит на то, чтобы, как планируется, Н.Басков поголосил на площади Минина и Пожарского, да праздничный салют устроят. Или вот еще новшество - скульптурная композиция из песка «Воззвание Минина». Высотой композиция 5 метров, шириной 30 метров. «Это недорого и очень эффектно», - заявил СМИ губернатор В.Шанцев.
В общем, отгремят залпы салютов и шампанского, песочные композиции рассыпят... Что будем иметь в сухом остатке?
Стыдно в который уже раз писать, но в России по сей день нет ни одного полноценного музея Народного ополчения 1611-1612 гг., музеев Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, лишь кое-где рядовые экспозиции-«новоделы»... Между тем, в этом году отрыт военно-исторический Музей Отечественной войны 1812 года (площадью около 2000 м2 в составе Выставочного комплекса Исторического музея на пл. Революции в Москве). Это в дополнение к уже имеющейся в столице знаменитой Бородинской панораме... Упаси Боже, чтобы я хоть чем-то хотел принизить победу нашего народа над бесноватым Наполеоном! Власть предержащим готов в пояс поклониться - за новый музей, за то, что чтут народный подвиг 1812 года. Но тогда почему игнорируют подвиг 1612 года?
Почему на центральном телеканале об эпохальных событиях Смутного времени не снят простенький сериал? Дабы народу доходчиво объяснить, что же 400 лет назад на Руси случилось?
То же и с документальным кино: фильмов почти нет! А те, что имеются, сведены главным образом к пустопорожнему ура-патриотизму. Единственная лента, снятая в последние годы и достойная упоминания, - это «Мистер икс российской истории» (телеканал «ТВ Центр»). Названа так потому, что авторы фильма ищут ответ на вопрос, почему Кузьму Минина (цитирую по аннотации), «воссоздавшего из руин Российское государство, не увековечили в летописях и легендах? Почему его именем не названа ни одна из улиц нашей столицы? Почему он так раздражал историков XIX века и реформаторов 90-х годов века прошлого? И самое главное - почему об одной из самых известных исторических личностей мы знаем до обидного мало?».
Действительно - почему?
Было бы наивно считать, что где-то «там наверху» в канун очередного юбилея (как и сто, и двести, и триста лет назад!) в очередной раз «подзабыли» и о Кузьме Минине, и о его сподвижнике князе Дмитрии Пожарском, о том, чего ради, благодаря, собственно, кому и чему была одержана судьбоносная для России победа.
Дело в том, что еще весной 2008 г. с инициативой по созданию Всероссийского оргкомитета, который бы загодя готовил комплекс торжеств, связанных с 400-летием народной победы, выступил губернатор Нижегородской области В.Шанцев. Возглавить оргкомитет согласился Президент РФ Д.Медведев. Его администрация подготовила проект соответствующего президентского Указа, прошедший многочисленные согласования, в том числе в академической среде. И только в последней инстанции - в Правительстве РФ проект «не прошел». Сослались в правительственных кругах на недостаток средств в казне: дескать, мировой экономический кризис на дворе.
На фоне многомиллиардного, но уже в долларах, международного саммита во Владивостоке, еще более затратной олимпиады в Сочи или чемпионата мира по футболу в Москве - всё это, господа, отговорки! А если не мудрствовать лукаво? Предстоящего юбилея чиновники... попросту испугались.
На их либеральный взгляд, да и с точки зрения любой власти, спаситель Отечества Кузьма Минин чересчур НАРОДЕН. Пусть из купцов, а все же простолюдин, посадский человек, не владевший даже грамотой (за земского старосту в документах ополчения расписывался князь Д.Пожарский). Как же тогда быть с народом, который нынешние либералы стремятся превратить в тупоголовое, безропотно голосующее «большинство», если не сказать проще?!
Очевидны и другие ассоциации. Некогда была «семибоярщина», ныне - «семибанкирщина». Поляков и их наймитов в Московский кремль пустили свои же, русские, и есть основания полагать, что спустя 400 лет Кремль вновь «поет» с чужих враждебных голосов... Вдруг очнется народ ото сна, объединится, опять двинет на Москву?!
Думается, что 2012-й объявлен Годом российской истории с той же целью - заболтать народ, отвлечь его внимание другими датами, тоже важными, но не вызывающими «ненужных» ассоциаций.
В добавок к имеющимся юбилеям придумали новые.
Взять празднество по случаю 1150-летия зарождения российской государственности. Во-первых, 1150 лет - дата, согласитесь, не очень-то и «круглая». Во-вторых, основывается она на дошедшей до нас записи в «Повести временных лет» (XII в.): в 862 году «...старейший, Рюрик, седе в Новегороде, Синеус на Белоозере, в Изборске Трувор». Ну, «седе» - отчего это должно означать, что прежде русские государственности не имели? До «призвания варягов» они что - на деревьях висели? Или бока в землянках мяли? Мы, между прочим, с самим Царьградом воевали, то есть Византией, о чем также пишет «Повесть временных лет»... Хотя, повторяю, с формальной точки зрения к правительственным политтехнологам не придерешься: любят они отечественную историю, и даже очень - вон какие деньги отваливают!
Зря беспокоилось правительство. Кузьмы Минина с нами нет четыреста лет, и замены ему пока не предвидится.
Воззвать, стало быть, некому, и народ, целенаправленно лишаемый корней, вековых устоев и традиций, все более погружается в бездну апатии, бездуховности. В знак протеста, не желая плодиться и размножаться, в буквальном смысле вымирает. Если так пойдет и дальше, не будет скоро народа! С кем останется правительство?!
И все-таки мы празднуем!
Во-первых, есть что праздновать: память о подвиге 400-летней давности в народе, несмотря ни на что, жива. Во-вторых - есть когда.
Напомню, что осенью 2004 г. по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Госдума РФ в честь народной победы 1612 г. учредила на 4 ноября новый государственный праздник День народного единства, объявив его выходным. Этот светский праздник совпадает с православным Днем чудотворной Казанской иконы Божией Матери, с которой ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву. Напомню также, что подобного общенародного торжества нижегородский Фонд Минина и Пожарского добивался с конца 1990-х годов. По инициативе этого Фонда в апреле 1999 г. Законодательное собрание Нижегородской области специальным постановлением учредило в регионе День славы Нижегородского ополчения - 4 ноября.
Наиболее значимым событием в преддверии юбилейных торжеств стала закладка памятника Патриарху Гермогену в Александровском саду у стен Московского кремля. Освятил закладку Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 марта этого года. Несколькими днями позже Святейший заложил в Москве в Крылатском храм в честь святителя Гермогена. Таким образом, еще одно - святое! - имя возращено народу из Смутного времени, по сути, вырвано из небытия. Стало это возможным благодаря опять-таки общественности - Фонду постановки памятника Патриарху Гермогену в Москве, ее руководителю Г.В.Ананьиной.
Отметим и особую роль, которую в приготовлении к 400-летию народной победы сыграло Всероссийское общественное движение «Народный Собор». Возникнув в 2005 г., оно изначально строилось на идеях соборности, народного единства, исповедуемых ополченцами начала XVII в., а знаменитый призыв Кузьмы Минина «Купно за едино!» («Вместе за одно!») стал лозунгом движения.
Благодаря «Народному Собору», его обращениям московские власти, например, спешно отреставрировали памятник Минину и Пожарскому на Красной пл. (монумент, простояв почти два века, зиял дырами). Среди инициаторов создания Фонда постановки памятника Патриарху Гермогену в Москве также был «Народный Собор».
На счету «Народного Собора» организация, деятельное участие в научно-практических конференциях, круглых столах, чтениях, иных светских и церковных мероприятиях, связанных с темой преодоления Смуты на Руси, проводимых в разные годы в Москве, Н.Новгороде, Иванове, других регионах страны. Одна из таких конференций «Дорогой Минина» состоялась в Н.Новгороде в мае этого года: по ее итогам областной парламент инициировал создание в Нижнем музея Кузьмы Минина.
Движение «Народный Собор», его сторонники неоднократно обращались к архиереям на местах, лично к Святейшему Патриарху с просьбой о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. За последнее десятилетие были и другие обращения мирян к священноначалию с этой просьбой. В церковных и православно-патриотических СМИ появились многочисленные публикации на эту тему. Ряд порталов даже устроили интернет-опросы общественного мнения: кто «за» канонизацию народных героев, а кто «против». В какой-то момент возникло нечто вроде внутрицерковной дискуссии.
Член синодальной Комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов считает инициативу по причислению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского к лику святых сомнительной. Как он заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в январе 2011 г., «прежде всего потому, что для канонизации необходимы вполне определенные основания - наличие чудотворений, церковное почитание тех или иных умерших христиан. Ничего этого нет по отношению к Минину и Пожарскому». Священник также напомнил о процедуре, по которой вопрос о канонизации рассматривается синодальной комиссией только тогда, когда к ней поступают подготовленные материалы - жития, основанные на архивных документах, письмо правящего архиерея.
Иного мнения многие другие православные верующие, чье почитание Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в отличие от о. Георгия, безмерно.
С процедурой тоже не всё так гладко, как поведал о. Георгий. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский - не месточтимые, а почитаемые всем народом герои. Следовательно, инициатива их канонизации - прерогатива не той или иной епархии, но Патриархата, всего высшего церковного руководства. Другими словами, письмом отдельно взятого владыки в комиссию, где заседает о. Георгий, здесь не обойтись.
Что же касается чудотворений и других канонов причисления к лику святых в Русской Православной Церкви... На сей счет существует ряд обстоятельных трудов, из которых назову два. Это «К идее церковной канонизации «болярина Косьмы», князя Дмитрия Михайловича Пожарского», принадлежащая перу священника Алексея Лихачева, кандидата богословия, настоятеля храма Смоленской иконы Божией Матери (Южский район Ивановской области)[1]. А также моя работа «Прославление К.Минина и Д.Пожарского в свете православного канона, русского летописания и историографии Смутного времени», летом 2004 г. переданная в канцелярию Патриархии на имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (оба материала можно найти в интернет-сети).
А вот вам еще мнение. Историк И.Е.Забелин о Кузьме Минине писал, что сам по себе земский староста «был чудом среди современников. Как в таком незаметном чине совершить такое великое и благодатное дело! По убеждению века, это не могло произойти без наития Божией благодати, и сам Минин был потом искренно и религиозно убежден, что он только орудие Промысла».
Однако и без кропотливых обоснований верующему человеку ясно, что ратный и духовный подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского равнозначен деяниям святых благоверных князей земли Русской Александра Невского и Дмитрия Донского. Отдавали свои жизни ополченцы Минина и Пожарского не только ради спасения Отечества, но действовали во имя торжества Православия! Противостояние России и Запада носило и носит ярко выраженный духовный характер.
Итак, дух или буква? «...буква убивает, а дух животворит» (2-е Кор. 3,6)... Каждый для себя решает сам.
Сергей СКАТОВ, член Попечительского совета Фонда Минина и Пожарского, координатор Движения «Народный Собор»
[1] Пожарский юбилейный альманах: Вып. 4 // К 430-летию со дня рождения. Д.М. Пожарского / Ред.-сост. А.Е. Лихачёв. - Иваново: ООО ИИТ «А-Гриф». 2008.