Затонувший край

Путешествие на родину предков

0
849
Время на чтение 9 минут

Зябко смотреть на серую воду Рыбинского водохранилища: на дне его покоятся деревни, храмы, монастыри и даже целый город - Молога. Нашли там упокоение и люди, не пожелавшие покинуть родные дома перед затоплением. Но есть в России такие места, которые избежали потопа, а тоже кажутся ушедшими под воду: безлюдны они, полны пустых домов и разрушенных храмов, забыты благополучными городскими жителями. Не в Сибири лежит Белозерский край и не за Северным полярным кругом - а всё же впору открывать его заново.

Нечасто встречаются на размытых просёлочных дорогах автомобили, а автобусы - и того реже. Летом сюда приезжают отдохнуть, а осенью, на выходных - забрать у родителей мешок картошки или яблок, пособирать грибов, и - в обратный путь. И снова мертвеют деревни, и редко где хлопнет дверь, окликнут друг друга через забор соседки или мигнёт в окне голубой огонёк телевизора.

 

Великое озеро

 

В историческом музее Белозерска висит большая карта, на которой отмечены стоянки человека III-I тысячелетия до Рождества Христова. На карте хорошо видно Лозско-Азатское озеро - огромное оно, изогнутое, с рваными берегами и многочисленными островами. И берега озера, и островки густо облеплены кружочками - условными обозначениями древних поселений. Сколько же людей жило здесь! Да и могло ли быть иначе? Ведь и сейчас, спустя несколько тысячелетий, в озере водятся огромные щуки с зубами-иглами, судаки, лещи и окуни, а о разной мелочи и упоминать не стоит. Белых грибов и подосиновиков по берегам так много, как будто это картинка из детской книжки. Срываются с воды утки, взлетает серая цапля, а лесах, говорят, рыщут волки, медведи и кабаны. Человек здесь и прокормиться может без тяжкого труда, и сердце изо дня в день питать красотой воды и неба.

А вот под музейным стеклом осколки древней глиняной посуды - тоже III-I века до нашей эры. Точно такие же черепки с незамысловатым узором мы собирали вчера на берегу пустынного острова Полино в Лозско-Азатском озере.

К Полину мы пристали у старых, очень белых берёз, корни которых обнажились от постоянных ударов волн. В начале XX века здесь находился «белый двор», на котором играли дети, чуть дальше стоял большой «барский» дом. «Из комнат был прекрасный вид, - писала в своих воспоминаниях дочь хозяина дома, Елизавета Алексеевна Комарова, уехавшая после революции в Петроград. - Одни окна выходили на север, а перед домом с севера был разбит сад. С северной стороны он защищался аллеей громадных берёз. За садом было поле, и, когда на нём росла рожь, овёс или пшеница, вид из окон был изумительный, особенно когда поля колыхались от ветра. Частично было видно озеро и вдали церковь, тоже на острове, километрах в шести от нас».

Пытаемся пройти вглубь острова - но крапива и кусты малины стоят сплошной стеной, выше головы. Возле берёз лежит несколько полусгнивших брёвен - вот и всё, что осталось от большого дома, где всегда было много детей. Мы возвращаемся в лодку, и наш кормчий, Александр Леонидович, поднимает тяжёлые самодельные вёсла.

- Вот ведь, - говорит он, глядя в сторону острова. - Сколько веков люди жили здесь, распахивали землю, строили дома! А теперь всё заросло, как не бывало. Но ведь опять придут! Опять начнут строить и распахивать.

- Не видно что-то этих людей, - сомневаемся мы.

- Обязательно придут, - уверенно повторяет он.

 

Озёрные храмы

 

На другой стороне озера среди деревьев видны развалины храма. В XVI столетии здесь стоял Николаевский Азатский мужской монастырь. Потом он был упразднён, и на его месте построили каменную Никольскую церковь. Ну а перед Великой Отечественной войной «упразднили» и её.

«Меня в этой церкви крестили последней, а родилась я в 1933 году, - рассказывает жительница деревни Вотамоново Валентина Борисовна. - Возле церкви стоял дом священника, а вокруг был большой сад и ульи. Попадья говорила нам принести из дома по ломтю хлеба, и густо намазывала его мёдом. Потом храм закрыли, священника увезли, а попадья жила и умерла в Кеме. После войны мой отец хотел купить дом священника, да мать испугалась.

В детстве нас часто посылали за дровами, а дрова было очень трудно найти. Мы и возили на санках из церкви ангелочков, крашеных золотой краской. Нам было интересно смотреть, как они горели».

Руины храма святителя Николая

Александр Леонидович рассказал, что во время войны в крест уже закрытой Никольской церкви попала молния. А ещё вспомнил, как один местный парень стал разбирать алтарь на кирпич, чтобы сдать за деньги. Один кирпич сорвался с высоты и упал ему на голову. После этого он стал инвалидом, а лет через пятнадцать умер.

Распознать среди руин алтарь действительно не так просто. Расшатанные кирпичи похожи на стариковские зубы, и, когда входишь под своды храма, хочется прикрыть голову руками. На месте иконостаса висит покосившаяся рама от большой иконы, а вот другого «убранства» не сохранилось. Рядом с храмом стоит обезглавленная колокольня - но кажется, что при сильном порыве ветра она рухнет на землю.

На кладбище возле алтаря встречаются старинные могилы, XVIII века, и некоторые из них подправлены заботливой рукой. А есть и совсем свежие - этого года. Только раньше быть похороненным возле алтаря считалось высокой, почётной участью. А сейчас хоронят возле поруганного храма, и старики, приходя на родные могилки, смиренно подбирают местечко и для себя.

Когда рядом с Белозерском снимали фильм «Калина красная», Василий Шукшин выбрал для «натуры» деревню с такими вот развалинами храма. «Поруганная церковь, без креста, фоном будет объяснять не только Егора Проскудина, а нацию - собирательно», - сказал Шукшин.

Мы плывём дальше, и вдалеке мелькает островок, на котором сияет... как будто белая церковь. Наш кормчий снимает картуз и осеняет себя крестным знамением.

- Это Пречистая, - говорит он.

- Церковь? Действующая? - переспрашиваем мы.

- Действующих церквей здесь нет, - отвечает он. - Одна только - в Белозерске.

Позже, листая краеведческий альманах, узнаю, что на одном из островов Лозско-Азатского озера действительно стояла церковь Рождества Богородицы. А ещё - что между Азатским и Родионским озёрами в XVI веке находилась Азатская Родионовская пустынь. Позже пустынь была упразднена, и на её месте стояла приходская церковь. И в ней, под спудом, покоились мощи основателя монастыря - преподобного Иродиона Илоезерского. Рассказываю об этом Александру Леонидовичу, и он охотно откликается:

- Да, там лежит очень большая могильная плита... Но что на ней написано - не знаю.

- Да неужели среди руин лежат мощи святого?..

«Ладно, ладно, - говорю я себе. - Ещё лет десять назад и в наших краях храмы стояли в руинах. Мощи преподобного Антония Дымского лежали среди развалин основанного им монастыря. А мощи святого Трифона Городецкого и сегодня неприметно покоятся в часовенке возле шоссе».

Но у нас, в большом и сильном Санкт-Петербурге, есть кому возрождать храмы и монастыри. И возле часовни святого Трифона останавливаются автобусы с паломниками, которые не только молятся, но и помогают живущим там матушкам.

А для кого восстанавливать храмы здесь?

 

Люди

 

Да нет, живут, конечно, живут здесь люди! Вот и школа есть в деревне Никановской, куда собираются ребятишки из окрестных селений. В этом году, например, в первом классе начали учиться четыре человека. Но в каждом живом доме теплится телевизор, и тем, кто каждый вечер смотрит ток-шоу и сериалы, вряд ли захочется до конца жизни месить грязь резиновыми сапогами. Красивая, богатая жизнь там, за озером, за лесом, в сверкающих городах! И хорошо, если деревня хоть изредка будет всплывать среди суетливо-деловитых дней.

«Любимая деревня (село). Маша Питерская», - это надпись на автобусной остановке в Никановской. Несколько раз в неделю здесь ходит автобус до Белозерска. Утром он отвозит деревенских жителей в город за покупками и по другим делам, после обеда - возвращает обратно.

В том, как пассажиры неподвижно сидят в автобусе у окна, есть какое-то величие - как на старинных чёрно-белых фотографиях. Руки сложены на коленях, глаза смотрят прямо. Две женщины нарушают торжественную обстановку, болтая о семейных новостях, но вот на остановке входит ещё одна. Она почти пожилая, очень красивая, стройная, в выцветшем матерчатом пальто, берете и, не по сезону, в перчатках. Женщина сидит в полоборота к остальным и неотрывно смотрит в лобовое стекло. Дорога разматывается перед ней, как бесконечная нить, а она думает о своём или просто созерцает, светлая и прозрачная, как вода в заповедном озере.

 

«О всех служивших во святем храме сем...»

 

За рулём автомобиля - молодой водитель Миша, родом из деревни на берегу Лозско-Азатского озера. Миша с медалью окончил школу, потом - Череповецкий университет, теперь живёт и работает в городе. Но часто ездит в деревню - там живут родные.

- Раньше здесь был большой совхоз имени Ленина, куда входило несколько деревень, - рассказывает Миша. - Теперь вместо совхоза - ООО «Согласие». Там работает и моя мама. Но дела идут кое-как: слишком уж дёшево закупают у них продукцию....

Церковь в Надпорожье

Миша привозит нас в село Надпорожье Череповецкого района. Здесь в начале XIX века служил диакон Василий Надпорожский - мой прапрапрадед. До сих пор видно, что Покровская церковь в Надпорожье была большой и красивой. Она встречала путников при въезде в село, так что шапки снимали сразу - словно входили в дом. Теперь холм вокруг развалин покрыт зарослями жёсткой, колючей травы, а в оконных проёмах полощется небо.

Один из четырёх сыновей отца Василия, Иван, стал священником в селе Бечевинка Белозерского уезда. Там отец Иоанн прожил всю жизнь, воспитал восемь детей, и там же, видимо, был погребён. В Бечевинку мы заехали, чтобы увидеть ещё одни развалины - но здесь не оказалось и руин. Сохранился высокий холм, похожий на курган, на котором прежде стояла церковь. Растёт на нём старая берёза, когда-то смотревшая в окна храма, и пышные кусты сирени. А вместо церкви на холме теперь стоит памятник солдату Великой Отечественной войны. «Вечная память землякам, погибшим за Родину. 1941-1945», - высечено на камне, а дальше - бесконечный перечень имён.

Шли по деревне коровы - жевать осеннюю траву, чтобы потом отдать душистое, тёплое молоко по двенадцать рублей за литр. Одинокий пастух гнал их мимо притихших домов, а на одной из улиц мелькнул крупный монумент - бюст какого-то партийного деятеля. Фашисты до этих мест не добрались, и даже монголо-татары не залетали в эти края на своих косматых конях. Так и стояли бы в Вологодчине белые храмы, если бы не пришли свои, не порушили бы, не пожгли, не спустили бы под воду.

 

Монастыри

 

Но есть в Вологодчине и великие святыни, известные во всём мире. В XIV веке, оставив благополучную столицу, пришли в северную глушь два друга-монаха - преподобные Кирилл и Ферапонт. Сама Божия Матерь явилась святому Кириллу в московском Симоновом монастыре и повелела: «Кирилле, изыди отсюду и гряди на Белое озеро, и добр покой обрящеши: там убо уготовах тебе место, на нем же спасешися». Так возникли в России два новых монастыря - Кирилло-Белозерский и Ферапонтов. Целы эти обители и по сей день.

В прошлый раз в Кирилло-Белозерском монастыре я была семь лет тому назад. Тогда меня изумило, что в огромном монастыре - по своей территории он самый большой не только в России, но и в Европе - действует только один храм. И жили тогда при нём, кажется, всего два монаха. Теперь братии стало побольше, но служат по-прежнему в одной церкви - преподобного Кирилла Белозерского. Там под спудом покоятся мощи святого, и на сердце от этого спокойно: основатель здесь, в обители, и, что бы ни случилось дальше - будет совершаться при его незримом участии.

Остальная часть Кирилло-Белозерского монастыря - это музей. Многие храмы стоят в лесах, и небесно-голубые фрески под серым ветром - XVI век, круг Дионисия - трогают детской наивностью и небесной красотой.

В Ферапонтовом монастыре действует только один крохотный храм, а собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием, принадлежит музею. Но, несмотря на это, собор остаётся живым. Даже человеку, ничего не смыслящему ни в живописи, ни в иконописи, ясно: росписи Дионисия - прекрасны и совершенны, как рассвет или закат. Трудно сойти с того места, где прямо на тебя, из купола, взирает Господь Вседержитель, и звёзды проступают сквозь Его лик.

Воскресенский Горицкий монастырьНеподалёку от Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, там, где разливается река Шексна, стоит куда менее счастливая обитель - Воскресенская Горицкая. С ней связан, может быть, самый чудовищный эпизод эпохи репрессий. В 1929 году около семидесяти престарелых монахинь Горицкого монастыря погрузили в баржу, вывели её в Белое озеро и там потопили. А в 1937 году около ста сестёр и священников монастыря, в то время живших уже за его пределами, были расстреляны в Левашовской пустоши под Ленинградом.

С 1999 года монастырь начал оживать. Молятся матушки в очень маленьком Покровском храме, в котором уже появилась своя чтимая святыня - Тихвинская икона Божией Матери. В храм её принесли совсем тёмной - а она обновилась, потом замироточила, и теперь по молитвам перед ней многие женщины разрешаются от неплодия.

Покровский храм Горицкого монастыря

Больно смотреть на два могучих монастырских храма в лесах - они похожи на кости, поднятые из земли. Но над ободранными стенами, прикрывающими пустоту, уже высятся новые купола, а над ними взлетают сияющие кресты. «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» (Иез. 37, 5-6).

«Кости сухие! Слушайте слово Господне!» Но кто поднимет тех, кто погребён на дне Белого озера? Или всё-таки вода под твердью и над твердью - одно и то же, и в небе надо искать то, что оказалось на дне?

 

***

Поезд идёт по мосту над Рыбинским водохранилищем. Над водой моросит мелкий дождик - или это стелется туман - а там, в глубине, город, деревни, кладбища, храмы и монастыри. Миновав мост, поезд набирает ход и торопится к Санкт-Петербургу, оставляя за собой затонувший край. Должно быть, забыт этот край лишь на время, да и как же иначе: Вечность в любом случае откроет всё.

 

На фото:

1 - Лозско-Азатское озеро

2 - Руины храма святителя Николая

3 - Церковь в Надпорожье

4 - Воскресенский Горицкий монастырь

5 - Покровский храм Горицкого монастыря

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Обязательно придут!

Спасибо за Ваши добрые переживания и тех людей, которые там живут верой и надеждой возрождения земли русской.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сергеевна Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Сергеевна Надпорожская
Последние комментарии
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 19:39
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Человек
30.12.2024 19:08
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22