Если мы сербы, тогда мы должны защищать сербов и Сербию. Человеку, который борется с бедствиями, всегда кто-то придёт на помощь. Так же и с народами и государствами. Там, где есть борьба - есть и помощь. Если нет сопротивления - никакой помощи не будет.
На днях я прочитал статью в газете, что Таип Эрдоган, премьер-министр Турции, говорил, будто бы Алия Изетбегович на смертном одре завещал ему «в аманет» Боснию. (Ниже будет объяснено значение слова «аманет» - прим. переводчика). От этого известия по воде пошли какие-то круги, но... особой волны не поднялось. Заявление-то было направлено против сербов и Республики Сербской, а в этих случаях борцы за права особого интереса для протеста не имеют. Если бы наоборот - совсем другое дело.
Мусульмане Боснии цитируют предложение Эрдогана с воодушевлением - и это вполне объяснимо. Ведь даже если никакого завещания не было, озвучивание такой новости означает вовсе не дежурную фразу из лексикона дипломатии.
Обычные люди убеждены в том, что речь идет именно о завещании, точнее, духовном завещании, которое непременно должно быть исполнено.
Устное завещание
Слово «аманет» имеет арабское происхождение, в сербский язык пришло как турцизм и означает вид устного завещания, когда имущество или какое-то знание завещается другому. Аманет всегда содержит нечто мистическое, поскольку обычно дается в последний земной час, и именно это для получателя «аманета» является дополнительным обязательством выполнение завещания. Независимо от последствий.
Сербская народная поговорка предупреждает: «Даже пожар в своем доме не освобождает от обязанностей, полученных по «аманету»!»
Потому такие заявления небезопасны. Они являются сигналом для тех, кто точно понимает истинный смысл произнесенного. Мусульмане Боснии и Герцеговине восприняли слова премьер-министра Турции в точном соответствии с исламской традицией: если кто-то что-то получил в «аманет» и публично заявил об этом, он сделает всё, чтобы исполнить завещание.
Наивно полагать, что Эрдоган не ведает, что творит.
Он бросил вызов сербам Республики Сербской.
Но по «аманету» можно завещать только то, что принадлежит тому, кто даёт завещание. Алия Изетбегович никогда не был полновластным хозяином земли, очерченной административными границами Социалистической Республики Босния и Герцеговина.
Конечно, никаких документов, подтверждающих слова покойного Изетбеговича, нет. Однако, для мистического сознания, слово значит больше, чем буква. Премьер-министр Турции знает это очень хорошо.
Те, кто не сталкивался с традиционализмом, может решить, что всё вышесказанное - какая-то фольклорная мелочь, не заслуживающая особого внимания. Между тем, такие слова являются теми рычажками, которые активируют глубинные процессы, заложенные в ядре традиционного сознания. Эти слова могут включать творческую и созидательную энергию, но, чаще всего, мы видим, что такие слова провоцируют процессы, сеющие разрушения и чудовищную жестокость.
Именно поэтому, мы не должны молчать.
Именно поэтому мы должны мобилизовать всех, имеющих уши. Собственную общественность. Мировую общественность. Мы должны показать, что мы знаем, что такие заявки могут стать причиной крупных трагедий. Потому на каждом из нас лежит ответственность.
Куда смотрит Сербская Академии Наук и Искусств (САНУ)?
Неужели академики САНУ не знают значения для мусульман «аманета»? Не понимают: к каким катастрофическим последствиям может привести озвучивание «аманета» представителем сильной державы, каковой, несомненно, является современная Турция?!
Где сербская интеллигенция?! Неужели ее волнуют только звания, обеспечивающие получение национальной пенсии?! Господа академики, мы обязаны заботиться о состоянии Сербии в соответствии с тем положением в обществе, которое мы имеем. Сколько можно сидеть, поджав хвост, заткнув уши и зажмурив глаза!?
Если мы вспомним о своем достоинстве, то появится и помощь друзей.
Когда человек борется с бедой, всегда находятся те, кто приходит на помощь.
Тоже самое применимо и к народам, и к государствам. Есть борьба - будет и помощь. Нет сопротивления - не будет и никакой помощи. Под лежачий камень вода не течет.
Торжественное обещание
Если же вы, господа академики, не хотите быть сербами, то так и скажите. Откажитесь от зарплат, премий и прочих денежных пособий, которые бюджет Сербии тратит на содержание Академии. Как можно брать деньги у народа и ничего для этого народа не предпринимать?! Или вы уже свыклись с расхожим утверждением, будто мы - «самый никчемный народ в мире»?!
А чего стоит эта фронда, этот показной цинизм: дескать, государство делает вид, что платит нам зарплаты, а мы делаем вид, что лояльны ему...
Не нравится свой народ, не нравится свое государство - имейте мужество отказаться от пособий, пенсий и грантов.
Мы не знали слова «аманет» до тех пор, пока турки не вошли в наши земли. Мы имели другое слово, формирующее мироощущение - «завет».
Завет является торжественным обещанием сдержать своё слово и выполнить взятые на себя обязательства. В сербской народной традиции завет может быть индивидуальным и коллективным. Личный завет дают люди, которые попадают в какую серьезную опасность, и дают обетование, в случае благополучного исхода, в честь признательности святому, воздвигнуть фонтан на источнике или совершить какое-то иное пожертвование. Этот завет должен быть выполнен, в противном случае не было бы никакого спасения.
Коллективный завет дается в том случае, когда с серьезным вызовом сталкивается само государство. Тогда люди, которые управляют государством, дают завет защищать страну всеми доступными средствами. Все члены Парламента, Правительства, Начальник Генерального Штаба и Президент страны дали присягу хранить территориальную целостность государства Сербии. Я верю, что будет так. Серьезные люди обещали.
А теперь посмотрим: как соотносится с сербской традицией завета история организации референдума под лозунгом: «Косово или Европейский союз?» Вопрос звучит с какой-то издёвкой. Зададим простой вопрос:
«Если народ на референдуме выскажется за Европейский Союз, то будет ли этот самый Союз после этого обязан принять Сербию в свои ряды?»
Совершенно очевиден ответ:
«Нет»
К чему тогда референдум?
Чтобы публично отказаться от Косова и Метохии?
Но ведь ведущие политики сегодня подписали обязательство отстаивать целостность государства Сербии с Косово и Метохией.
Не нужно нарушать заветы. Их нужно исполнять.
И тогда всегда найдется тот, кто поможет нам его исполнить.
П.С.
На прошлой неделе опубликовали книгу Мирослава Йовановича, «Сербы и русские, XII- XXI века. (История отношений)». Книга стоит того, чтобы стать для сербов настольной.
Перевод: Ранко Гойкович
Драгомир Антонић. «Аманет и завет» - ПЕЧАТ, № 235, 21.09.2012 год.
1. о том же, из Меши Селимовича: