Моджахеды не скрывали своих претензий на всю Боснию и Герцеговину. Так, один их местных лидеров алжирец Абу Салим дал в 1996 году интервью лондонскому журналу «Europien», в котором утверждал, что мы «живем во времени, в котором победит ислам, и наше присутствие в Боснии должно это обеспечить». На американских солдат, по его словам, моджахеды нападать не собирались, если те не захотят «оккупировать» Боснию, а если правительство Боснии и Герцеговины потребует ухода моджахедов, то «защитит нас босанский народ, так как мы этот народ защитили от сербов. Босния-святая исламская земля и наша обязанность оборонять ее от оккупации».
Нет смысла преувеличивать военное значение небольшой группы моджахедов обосновавшейся тогда в Боснии и Герцеговины, но нельзя преуменьшать их политическое значение, ибо, как известно, все революции начинались с небольших групп революционеров. Моджахеды были, безусловно, революционерами в «классическом» понимании этого слова и при этом достаточно радикальными и решительными.
Так согласно данным Международной полиции - IPTF в 1998-99 годах из Боснии и Герцеговины была тогда организованна и отправка исламских добровольцев в ряды албанской УЧК/UÇK (по-албански - Ushtria Çlirimtare e Kosovёs, по-сербски ОВК - освободительное войско Косово, а по-русски ОАК - освободительная армия Косово). А затем, с началом войны в Чечне в 1999 года и в ряды чеченских сепаратистов, причем согласно публиковавшимся воспоминаниям самих этих добровольцев (например, в журнале «Сафф (Saff)») в Чечне иные из них были саперами, благодаря полученному в Боснии и Герцеговине опыту.
В ходе войны в Косово в 1998-1999 годах моджахеды участвовали в боевых действиях против югославских вооруженных сил на стороне албанской УЧК.
Когда в июле 1998 года было штурмом взято село Дони Преказ в районе Дреницы сербскими войсками, то, преследуя отступавших боевиков, сербы взяли в плен и семерых моджахедов, причем, все они оказались местными албанцами. Среди них оказался и командир формирования моджахедов Экрем Авдия, рожденный в 1973 году в Косовской Митровице и закончивший среднюю исламскую религиозную школу в Приштине и Исламский институт в Саудовской Аравии. В промежутках между учебою Авдия успел поучаствовать в боях, как доброволец-моджахед, в войне на просторах Боснии и Герцеговины в отряде «Аль Моджахед» армии Алии Изетбеговича, что видимо, способствовало выделению ему стипендии от правительства Саудовской Аравии. У Авдии был найден дневник, позднее опубликованный в белградском еженедельнике «Воскресный телеграф» - от 26 августа 1998 года.
Из этого дневника видно, что Авдия, чей псевдоним был Абу-Сухейб, формирование отряда моджахедов начал по приказу Абдулаха Духаймана - руководителя организация «Бюро исламского зова», со штаб-квартирой в столице Саудовской Аравии городе Эр-Рияде. Абдулах Духайман был одним из командиров отряда «Аль Моджахед» в составе мусульманской армии Боснии и Герцеговины во время войны, и там с ним и познакомился Авдия. Последний, в январе 1998 года создал в Косовской Митровице отделение этого «Бюро» при финансовой поддержке не только Духаймана, но и ряда других спонсоров из исламских стран, в том числе из Боснии и Герцеговины. Еще в 1997 году Авдия посетил Абу-Маали, командира формирования «Моджахед», который со многими своими бойцами продолжал оставаться на территории Боснии и Герцеговины и оттуда в Косовскую Митровицу пришли не только деньги, но и оружие, которого только до конца 1997 года на склады Авдии находилось до трехсот автоматов и десяток гранатометов, а также большое количество боеприпасов. Получил Авдия и десяток автомашин, так что проблем с оснащением у него не было, и денег ему давали достаточно. Так в его дневнике помечено получение денег из Алжира. Уже в июне 1998 года в селе Дони Преказ было создано формирование «Абу Бекир Сидик» почти исключительно из местных албанцев, общая численностью в начале 70 человек, отмеченных Авдией, как «правоверные мусульмане», затем появились и иностранцы-моджахеды, в общей сложности, до сорока человек. Таким образом, в районе Дренице был создан отряд моджахедов, общей численностью до 120 человек, действовавший несколькими группами по 15-20 человек в течении полутора месяцев. За это время десятка два моджахедов погибло, но на смену им пришли новые бойцы. Действовали моджахеды в координации с УЧК, но приказы получали исключительно от Духаймана.
Показательно, что пленные моджахеды во главе с Авдией после пребывания в тюрьме в Сербии позднее были разменены и выпущены из заключения.
Сам факт что в подготавливаемых ими силах УЧК действуют подразделения моджахедов, вряд ли мог быть ими незамечен и так в частности немецкий автор Юрген Эйзесер(Jirgen Elzeser) бывший член комиссии бундестага по контролю над спецслужбами в своем интервью журналу «Нин»(Сербия) твердил что бывшая супруга одного из моджахедов Рэда Зайама немка Дорис Глик также говорила ему о контактах ее бывшего мужа, являвшегося одним из помощников тогдашнего руководителя моджахедов в селе Бочиня - «Абу Маали» (получившего еще в 1995 году гражданство Боснии и Герцеговины) с сетью террористов Аль-Каиды в Германии.
В интервью от 28го апреля 2006 года журналу «Сафф» выходившему в Сараево («Al-Husin Imad - Abu Hamza: «Naš problem počinje otkad smo odbili zahtjev da selimo na Kosovo,».Ezher Beganović.»Saff»-br. 169.28/04/2006) один из тогдашних лидеров в Боснии и Герцеговине «Абу Хамза» заявил что сразу после подписанного в Дейтоне мира на встрече с атташе за культуру посольства Турции в Боснии и Герцеговине моджахедом было предложено переселится в Косово, что последний согласно Абу Хамзе отвергли.
***
О роли Турции писал и Владо Ажинович автор работы «Аль-Каида-миф или действительная опасность»("Al-Kaida u Bosne I Herzegovine-mit ili stvarna opasnost") опубликованной на сайте радио «Свободная Европа» на боснийском диалекте сербского языка ("Slobodna Europa"). После того как было решено что часть моджахедов должна покинуть Боснию и Герцеговину, то сначала в середине января 1996 года около 20 иностранцев-моджахедов отбыло из Боснии и Герцеговины через Хорватию, тогда как остальные, боясь засады хорватов, отказались это сделать, остановившись в Бихаче. Тогда около сотни моджахедов-иностранцев, согласно Аджиновичу в группах по 5-10 человек самолетами были переброшены из Сараево в Стамбул, где многие из них при поддержке партии Рефах попали в центр «специальной» подготовки в турецкой части Кипра. Остальные двести были переброшены в Джелалабад а оттуда в Чечню при поддержке турецкой спецлужбы MIT (Millî İstihbarat Teşkilatı). Другая группа в 50 моджахедов была турецким военно-транспостным самолетом была переброшена из Тузлы с аэродрома Дубравы в Албанию.
***
Об опасности моджахедов в Боснии и Герцеговине во второй половине 90-х годов говорили главным образом хорватские политики, ибо в Боснии и Герцеговине уже в послевоенное время были убиты и ранены десятки хорватов, как в открытых нападениях мусульман, так и в террористических актах последних.
В течении трех послевоенных годов в Средней Боснии произошло восемь так и не раскрытых убийств хорватов, в которых хорватские политики обвиняли моджахедов и саму СДА.
При этом, центром нападений на хорватов был Травник, и именно здесь согласно статье Эсада Хечимовича в журнале «БХ дани» («Trag čeličnih kuglica vodi do ubica». Esad Hećimović. "BH Dani", broj 243) в трех нападениях был убит 12 июня 1998го года хорватский полицейский Перица Билич (находившийся вместе с ним в машине бошняк Алмир Mелич был ранен), а 31 июля в другом теракте был убит еще один хорватский полицейский этого же управления полиции в Травинке - Анто Валян, тогда как другой хорватский полицейский Владо Стояк был тяжело ранен 9 февраля 1999 года также в ходе теракта с применением такой же как и в предыдущих случаях противопехотной осколочной мины направленного действия МРУД. Тех кто привел в действие взрывные устройства так найти и не смогли.
Лишь в феврале 2006 года было арестованно трое боснийских мусульман-Аднан Субашич,Элведин Даутбегович и Эрмин Беврня совершившие убийство хорвата Илию Шуту в Бугойно.
Насколько глубоки были противоречия между хорватами и мусульманами, показывает то, что через тринадцать лет после окончания войны, 9 октября 2008 года, в Витезе, городке в Средней Боснии, в торговом центре ФИС (сеть торговых центров хорватского бизнесмена Перо Гуделя) было взорвано взрывное устройство и погиб один охранник Звонко Барбич, был тяжело ранен один из менеджеров, а десять человек получили повреждения легкой степени.
По данному делу суд Боснии и Герцеговины осудил 11 мая 2010 года бошняка Сувада Джиджича на девять лет лишения свободы по обвинению в установке самодельного взрывного устройство, подготовленного самим Джиджичем.
Не было большой тайной, что за многими этими террористическими актами в этой «тихой» хорвато-мусульманской войне стояло местное движение моджахедов, точнее в данном случае исламских фундаменталистов-»ваххабитов» , использовавших взаимную хорвато-мусульманскую нетерпимость для разжигания исламского фанатизма в местной среде. Хорватская сторона тогда постоянно привлекала внимание «международного сообщества» к исламской угрозе и ею даже было выпущено несколько фильмов об этом с использованием видеоматериалов самих моджахедов.
***
Сербская же сторона тогда к данному вопросу отнеслась без должного внимания, ибо нельзя считать серьезным отношением незначительное количество статей в военной прессе, в которых моджахеды, хоть и упоминались как явление в югославской войне, но их цели и причины их появления не изучались.
Указывались лишь отдельные имевшие место факты уголовных действий моджахедов, как, например, захват в 1997 году в мусульманском селе Тетово под Зеницей египетскими моджахедами мусульманской 15-летней девушки Эдины Мешанович, либо арест мусульманской полицией Боснии и Герцеговины 9го марта 1997го года гражданина Франции и бывшего моджахеда в армии Боснии и Герцеговины Лионеля Димона, как и убийство джибутийского моджахеда Зеферина Бинияма, произошедшее при этом аресте, вызванном их участием в грабеже 15 февраля 1997 года одной бензозаправке, когда был убит один полицейский.
Однако, анализа ситуации не было, и подобного рода интерпретация данные факты служили сербской власти лишь для «очернения» всей «мусульманской» Боснии и Герцеговины как «европейского Пакистана», что никакой реальной пользы сербской стороне не несло, зато отвлекало внимание от самой опасности моджахедов, да и всего фундаменталистского ислама.
В сербской среде аналитическая работа в отношении исламского фундаментализма находилась под спудом и интереса для политиков и военных чинов, за небольшим исключением, не представляла.
Во всей югославской политике и прессе движение моджахедов не было оценено соответствующим образом, и его сводили к каким-то абстрактным понятиям «международного терроризма», «наемников» и даже, что вообще абсурд, к понятиям «бандитов и авантюристов». По сути это было отказом от серьезного изучения проблемы, ибо террор есть средство, но не цель.
Продолжение следует
Использованные материалы
1. «Ubij bližnjeg svog (Jugoslovenska tajna policija 1945. - 1995.)» - Marko Lopušina, Beograd, 1997
2. Статья «Vozuća 1995 - Veličanstvena pobjeda(Возуча 1995-Великая победа)». Сайт фонда кавалеров ордена ««Zlatni Liljan (Златни Лилян)» - высшей награды армии Боснии и Герцеговины войны 1992-95 годов http://www.armijabih.com
3. «The Muslim-Croat Civil War in Central Bosnia.A Military History,1992-1994». Charles R. Shrader. Texas A&M.University Press. College Station
4. Статья «Vasington placa Balkanske etnicke ratovi» Prof. Misel Cosudovski. «Carevo Novo Odelo», 3. april 2001. http://emperors-clothes.com/
5. Статья «Kako zapadne sluzbe upravljaju teroristima». Nikola Zivkovic, «NIN», Beograd, 23 oktobar 2008
6. «Islamistički terorizam na jugu Europe».Domagoj Margetić. Zagreb.2006.
7. «Po poznatom scenariju (kako je okupirana Bosanska Krajina) - Dušan Marić,»Oslobođenje», septembar 1998.(«Освобождение по познатому сценарию»(Душан Марич «Ослободженье» 9.09.1998)).
8. «Dnevnik pada Krajine» - Dušan Marić, «Pogledi», br. 185. - 186.(«Дневник падения Краины»( Душан Марич «Погледи» 186-187))
9. «Ислам и политика». Игнатенко А.А. Институт религии и политики. Москва,2004 год.
10. «Putovnica za gori život».Vildana Selimbegović.BH Dani, br. 224, 21.9.2001.
11. «Mudžahedini u BiH 1992-1999».Esad Hećimović.Zenica, Fondacija Sina, 2006.
12. «Rampa za svete ratnike» - Miodrag Dinić, «Vojska», 15.02.1996.
13. «Mudžahedini na ratištima - Boro Đorđević, «Vojska», 04.05.1995.(«Моджахеды на фронтах Боснии и Герцеговины»(«Войска»1995(4.05) Джоро Джорджевич)).
14. «Kukavički let iznad srpskog gnezda» - Predrag Pejdžić, «Duga» br. 1624.(Полет кукушки над сербским гнездом (хронология ударов авиации НАТО по сербам)» (Предраг Пейджич «Дуга» 1624)
15. «Zašto smo morali isporučiti Alžirsku grupu», BH Dani, br. 243, 8.2.2002.
16. «Garibi - Mudžahedini u BiH 1992-1999.Esad Hećimović
17. «Al-Husin Imad - Abu Hamza: «Naš problem počinje otkad smo odbili zahtjev da selimo na Kosovo,».Ezher Beganović.»Saff»-br. 169.28/04/2006
18. «Trag čeličnih kuglica vodi do ubica».Esad Hećimović."BH Dani".broj 243
19. «SDA protiv OHR-a» - Mirsad Fazlić, «Slobodna Bosna», 06.03.2002.
20. «Christian Slaves, Muslim Masters: White Slavery in the Mediterranean, the Barbary Coast and Italy, 1500-1800 (Early Modern History: Society and Culture)». Robert C. Davis. (London: Palgrave Macmillan, 2004
21. «Dnevnik vođe kosovskih mudžahedina Ekrema Avdije» - «Nedeljni telegraf», 28.08.1998.
22. «Islamistički terorizam na jugu Europe». Domagoj Margetić .Zagreb.2006.
23. «Шариат и его социальная сущность». Керимов Г. М. Москва. 1978
24. «Mudžahedini u BiH 1992-1999».Esad Hećimović.Zenica, Fondacija Sina, 2006.
25. «Al-Qaida's Jihad in Europe: The Afghan-Bosnian Network».Kohlmann, Evan F. Berg Publishers.2004