Позволительно ли разводиться мужу с женою?

Проповедь во вторник 35-й седмицы по Пятидесятнице

Пастырская проповедь  Семья 
0
974
Время на чтение 9 минут

Мк., 43 зач., X, 2-12

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В святом Евангелии Господь прямо отвечает на этот вопрос, который часто возникает в семейной жизни, особенно в наше время: как быть, разводиться или нет?

Так, как было от начала, так и должно быть.

От зачала же создания, мужа и жену сотворил я есть Бог. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Темже уже неста два, но плоть едина.

То есть, смысл таков, что разводиться нельзя. И всё.

Это нужно иметь в виду, чтобы не было потом оправданий: вот, дескать, я не знал... Значит, нужно было стараться узнать. Поэтому раньше и относились к этому вопросу со всей серьёзностью. И прежде, чем вступать в брак, старались всячески выяснить, есть ли родственные отношения, и всё, что только можно было узнать, узнавали. А прежде всего, волю Божию старались узнать. Потому что человек сам не знает, что его ожидает.

Известны такие случаи - когда что-то происходит, человек говорит: «Ах, я не знал». Да, но кто может даже про себя сказать, что он еще наделает в жизни? Что он знает, что будет вот так-то и так-то? А тем более  про другого? Нет ничего удивительного. Человек, к несчастью, хотя и очень много мнит о себе, но он, в общем-то, существо-то слабое, непостоянное и изменчивое. Постоянны только святые. И вот это постоянство отличает святых от нас.

Отец Сергий Мечёв, новомученик, сказал своей духовной дочери:

- Иногда с вас можно писать икону, а иногда - бульварный роман.

Настолько нас заносит в разные стороны. Поэтому не удивительно, что человек часто меняется.

Когда женятся или выходят замуж, то смотрят в основном-то на хорошую сторону. На нее и нужно смотреть. Этот же духовный отец часто говорил, что нужно стараться относиться к человеку так, как вы относились к нему в самом начале, когда в первый раз его увидели. То есть, заметьте, что вначале мы с человеком вежливы, спокойны. Потом постепенно начинаются мысли, кто-то что-то там сказал, что-то показалось - ах, вот, оказывается, что... - и поехало, поехало, и - заехало.

Вот так в Евангелии и сказано: Изначала же не бысть тако (Мф. 19, 8). Нужно всё вспоминать, как было от начала. И стараться всё привести в это соответствие. То есть, сначала-то относился хорошо - ну, так вот старайся и опять вернуться к этому состоянию.

Конечно, иногда бывает еще так, что человек сразу относится наоборот, плохо, а потом изменяет свое мнение. Но здесь имеется в виду: от начала в духовном смысле.

От начала было - без греха. Поэтому всё, что иное, - плод греха. И даже если первая встреча, которая была с человеком, носила оттенок неприязни какой, недоброжелательства, то это опять не так, как должно было быть от начала. А вот когда ты встретился с этим человеком, и тебе было хорошо, - то вот это начало, которое должно быть. Большей частью, когда мы друг с другом встречаемся и знакомимся, все-таки нет недоброжелательства, если мы с Богом в начале. Потому что именно для этого, для доброго начала человек сотворен.

Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21), - Господь сказал. То есть, как Троица, Единосущная и Нераздельная, так и все люди по-настоящему должны быть между собой едины и нераздельны. Но грех, страсти разделяют людей: жадность, желание командовать, властвовать, зависть, злоба. От начала же не было так. И не должно быть так. И к этому доброму началу нужно всё возвращать. И чаще вспоминать, как должно быть. От чего это произошло и к чему это должно прийти.

Прийти должно опять к тому же  к единению. Только единение первых людей, поскольку они были созданы чистыми, было единение по чистоте и по простоте. Но единение всего человечества  Царство Небесное  будет возвращением к тому первозданному состоянию, которое было от начала. Но уже через испытания земной жизни. То есть, когда твердость намерений, стремление к добру будут испытаны обстоятельствами жизни.

В общем-то, так часто и бывает в браке. В начале  подъем, порыв, всё, как говорят, в розовом свете. Потом начинаются искушения, испытания, враг начинает всячески подступать. И эти испытания нам необходимы. Почему, когда в браке проживут двадцать пять лет, говорят: «серебряная свадьба», пятьдесят лет  «золотая свадьба»? Серебро, золото  это то, что проверено такими большими сроками, что устояло, сохранилось в том состоянии, в котором было; сохранилось, прежде всего, в своей чистоте, в первозданности, от начала. Это как раз пример того, что вначале  чистые отношения любви, но они еще не крепкие, хотя, могут быть и сильные, конечно, чувства разной силы бывают,  а потом уже они становятся, как устоявшееся, выдержанное вино. Большей частью, люди забывают это состояние, поэтому во время венчания читается Евангелие, в котором говорится о том, как Иисус на браке претворил воду в вино. И распорядитель пира сказал жениху: Всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее, ты же соблюл еси доброе вино доселе (Ин. 2, 10).

То есть, в обычной жизни так: вначале подъем, горение, а потом всё поостывает, приедается, опрощается, и человек потом относится к этому уже, как к обыденному, будничному. И, к несчастью, иногда эти чувства совсем охладевают. А когда проходит период земного единения, телесного, - ведь это всё временно, оно проходит, - наступает период духовного единства.

Интересно, что в долговременных браках, христианских браках особенно, муж и жена с годами становятся похожими друг на друга, у них что-то общее появляется, хотя в начале они могут быть очень разными. Это некое отражение внутреннего единства, хотя они зачастую вроде были люди-то из разных родов, из разных семей, но потом они сродняются и становятся даже похожими друг на друга. Это свидетельство того, что жена была взята от мужа, и поэтому она и должна быть на него похожа: Кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт.II, 23),  как сказал Адам, когда увидел Еву.

Вот это значение брака, как Богоутвержденного единства, должно опять воскрешаться. Потому что сейчас отношение к браку стало настолько... Даже не знаю, какое слово подыскать... Что-то вроде эксперимента: получится - не получится. Слова какие-то находят: сошлись - не сошлись характерами, совместимость - несовместимость... Да любые соотношения характеров! Люди живут вместе с любыми характерами - и ничего, можно всякое терпеть. Если есть любовь, то все это - не причина. Люди, совершенно разные даже по интересам, когда любят друг друга, всё равно живут вместе, и у них есть общее единение.

Этот вопрос очень важный. Ибо, когда семьи перестанут быть крепкими, тогда всё человечество превратится в аморфную массу. И это будет уже перед концом, потому что тогда не будет семей. Семья - это как кирпич, это вынуждены признать все. Так было в древности, так сказано в Священном Писании. У нас семья именуется малой Церковью, домашней Церковью. Как вся Церковь должна быть едина, так и семья.

Почему сейчас такое разделение, и даже в Церкви это встречается? Потому что в стены Церкви люди приходят из семей, которые сами разделенные. И вот эта разделенность, дух разделения везде сеется. Разделяются сначала семьи, потом народы. Да и как могут два народа быть в мире, если даже две семьи не могут быть между собой мире, в единении? Если внутри каждой семьи нет единения, то мир невозможен. Если ты будешь с мужем в хороших отношениях, то с его женой будешь ругаться, если они между собой не в мире. С одним будешь разговаривать, а другой с тобой не будет разговаривать. Это настолько очевидно, что тут даже и рассуждать, собственно говоря, нечего. Однако эта истина пропускается мимо ушей. Никто этим вопросом не занимается и в этом направлении не трудится. Хотя люди, даже думающие светские люди совершенно четко этот факт констатируют.

Мне когда-то довелось говорить с директором средней школы, где учились пятеро моих детей, Григорием Ивановичем Суворовым, Царствие ему Небесное. Беседовали мы в те времена, когда больше двух и нельзя было собираться и на такие темы беседовать. Ему было семьдесят с лишним лет, он много лет был педагогом. Он вспоминал о том, что через его руки прошли те, которые стали уже бабушками. И он сказал:

- Вы знаете, у нас семьи нет и не будет, мы идем к краху.

К чему, собственно, Евангелие прежде всего призывает? Вот спрашивают: «Чему учит православная вера, Евангелие?» Тому, в частности, чтобы супружеские пары были прочными, чтобы семья представляла собой прочное ядро. Когда в семье у нас что-то начинается, тем более между супругами, какая-то начинает пробегать тень, или, тем более, начинаются раздоры, - то нужно помнить, что всё это - от диавола, у которого принцип порабощения: «Разделяй и властвуй». Он разделяет и потом всех растаскивает: одного в одну сторону, вторую - в другую. Несчастные дети страдают. В общем, дальше - больше, больше, и всё это кончается разрушением семьи. Поэтому нужно, как говорят, всё класть на алтарь мира. Ведь от начала не было так, и теперь не должно быть так. Сегодняшнее Евангелие нам должно еще раз напомнить - особенно тем, кто находится в таких обстоятельствах, - что так быть не должно, что это не то.

Но как же быть-то, когда уже всё трещит и, кажется, уже невозможно это удержать? Очень просто.

Только что читалось Евангелие о богатом юноше, про которого Господь сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное. «Кто же может спастись тогда?» - спросили у Него ученики. Невозможная у человек, возможна суть у Бога, - сказал Господь (Лк. XVII, 24-27). Поэтому нужно молиться и просить помощи Божией. Самому человеку нужно обратиться к Богу, насколько он может, и насколько силёнки есть - от всей души постараться.

Прежде всего, нужно себя изменить. Изменить, имеется в виду, в хорошую сторону. То есть, если ты вначале был ласков и добр, то возвратись к этому состоянию, как от начала было, измени себя в этом. Пусть это будет не то легковесное состояние, какое было вначале, не столь жизнерадостное, но это будет уже другое состояние, более твердое.

Есть такое изречение: «В любом инциденте доля своей вины есть». Сколько - это один Бог знает. Об этом мы часто забываем, начинаем: а вот он, а она то-то... Ну, он. А ты? От тебя что зависит?

Конечно, бывает, что уже не удержишь, но, по крайней мере, твоя душа будет спокойна, что ты сам сделал всё, что возможно было сделать для мира и для того, чтобы исправить это положение. Ведь были такие случаи, когда возможно было удержать. И известен такой случай, очень трагический. Эти люди еще живы - те, кто были действующими лицами этой трагедии. Одна «половина» - какая-то там причина была - не пожелала жить в браке. Вторая «половина» приложила все усилия, всё, что возможно было. Прошли потом годы, и та первая «половина», которая ушла, пришла со слезами к покаянию...

Я не буду подробностей говорить, не столь важно, что у кого там получилось, - суть-то в другом. У каждого своя жизненная ситуация, и каждый должен всё, что зависит от него в этой ситуации, сделать, чтобы такого разделения не было. Для этого, как я уже сказал, нужно помнить: когда начинаешь в этом направлении трудиться, то встречаешься со многими сложными вопросами, даже с такими вещами, которые, кажется, невозможно понести. Но, оказывается, это возможно.

Я мог бы приводить и другие примеры, когда одна «половина», как говорят, заартачилась, но Господь так эту «половину» придавил, что она уже и не пикнула. То есть, у Бога столько средств, что любого человека может поставить на место. Мы просто забываем о том, что если это и не произойдет в этой жизни, то возмездие всё равно не минует. Но тогда уже придется отвечать по полному счету. И если в этой жизни ответим, то это еще слава Богу! А вот в будущей жизни это может быть уже безвозвратно.

Поэтому нужно помнить, что муж и жена, как говорили нам святые отцы, - это сонаследники будущей жизни. То есть, нужно и здесь стараться быть в единении, чтобы и там быть вместе. Это уже духовное единение - там ни женятся и не посягают, как сказал Господь, но яко Ангели Божии на небеси суть (Мф. XXII, 30). Основание для того единения закладывается еще здесь, на земле. И поэтому не может и не должно быть никакого разделения и разъединения, потому что оно будет продолжаться и в будущей жизни.

Я понимаю, что многие, особенно современные люди об этих вещах не думают, потому что им твердили другое: о свободе, эмансипации всякие слова. Ну, конечно, есть же такое выражение: «Если человеку всё время твердить, что он свинья, то он захрюкает». Твердили-твердили - стали хрюкать уже, и так жить, не по-человечески, а как животные. Ну, Бог им судья.

Но, по крайней мере, сейчас очень многие стали венчаться, и люди, уже жившие в браке, приходят в храм получать благословение. И опять каждый раз всех их спрашивают: «Имеешь ли произволение благое и непринужденное и крепкую мысль вступить в брак?» То есть, бесповоротно. В этом отношении всё, как было от начала, так и продолжается. И кто действительно серьезно задумывается над своей семейной жизнью и вообще над своей жизнью, тот должен эту истину помнить и всё время держать ее в своем сознании.

Я молодым всегда говорю, когда венчаю, что нет на этой земле ничего такого, из-за чего стоило бы разделяться и ссориться. Значит, в конце концов, всё можно как-то решить. Ну, если что-то кажется вроде бы неразрешимым, нужно обратиться к Церкви, обратиться к Богу, и Господь разрешит. Или иногда через священника Господь вразумит, или же в такие обстоятельства поставит, что всё станет ясно. То есть, опять же: невозможная у человек, возможна суть у Бога.

Поэтому постараемся чаще себе напоминать, как было от начала. Это всё имеет отношение не только к супругам, но и к родителям. Дети, когда под старость начинают раздражаться на своих родителей, должны об этом помнить. В детстве мы родителей любим сильно, и так было от начала, - так же и в старости такое доброе отношение должно сохраняться.

Как было от начала, как мы в детстве еще, в простоте, чистые сердцем, друг к другу относились, так должно быть между нами всеми.

Разве, например, раньше было столько распрей в мipе? Хотя враг всегда старался поссорить людей, делили что-то, но, по крайней мере, город на город не восставал, и страна на страну так не восставала, как теперь стали восставать - в то время, когда, кажется, всё уже поделено, всё уже утвердилось. А почему всё это? Потому что забыли, как было от начала.

Действительно, было крещение Руси на Киевских горах, в Днепре. А теперь это - заграница, так стало. Разве от начала так было? Ясно, что это ненормальность. Грузия когда-то просилась под крыло России, и Россия объединяла многие народы, и все с любовью относились друг к другу - так было от начала. А теперь это всё забыли.

Нужно чаще себе напоминать, как было от начала, и как желал и желает этого Господь для нас.

Дай, Господи, нам постараться с помощью Божией сохранить мир и в себе, и в семье. И, насколько возможно, в том месте, где нас Господь поставил, где мы находимся, чтобы там тоже были мир и любовь. Аминь.

 

1 февраля 1994 года

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
«Законодательством, полицией, налоговой инспекцией мир не исцелим»
Человек не должен лениться, но нельзя трудиться постоянно без отдыха и молитвы
23.11.2024
Тайна скорого услышания
22 ноября — празднование иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.2024
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Все статьи темы
Семья
Судьи между Сциллой и Харибдой
КС России защитил право жертв домашнего насилия на огласку инцидентов
22.11.2024
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Формула семьи: Скачковы
«Господь помогает нам руками других людей»
20.11.2024
Для выживания России нужны радикальные меры!
О плюсах и минусах обновлённой демографической стратегии
19.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06