Акт вандализма, произошедший в Варавино, потряс своим цинизмом: срублен православный поклонный крест, установленный на месте церкви святого мученика Виктора, некогда разрушенной большевиками. В ту же ночь подобное кощунство случилось в Челябинске, ранее совершено надругательство над церквями в Пскове и других городах.
Как защитить святыни от поругания? Надеяться лишь на полицию или самим организовываться? Вслед за призывами создавать казачьи отряды в помощь полиции, прозвучали предложения организовывать добровольные православные дружины. О том, для чего это необходимо, журналист Анатолий Беднов беседует с писателем Александром Тутовым.
Анатолий Беднов: Недавно губернатор Краснодарского края Александр Ткачев высказался за привлечение казаков к охране правопорядка, в частности - противодействия незаконной миграции. Заявление имело широкий резонанс. Одни поддержали его, другие усмотрели в словах кубанского губернатора экстремизм, третьи - стремление снискать популярность после трагедии в Крымске, где региональная власть проявила себя не с лучшей стороны. А если рассматривать инициативу, абстрагируясь от личности того, кто ее озвучил: насколько это целесообразно?
Александр Тутов: Конечно, выступление Ткачева вызвано во многом стремлением реабилитироваться перед патриотическими кругами после Крымска. Но ситуация на самом деле достаточно серьезная: мы знаем, что много мигрантов совершает преступления.
Речь не о тех мигрантах, которые нормально приехали, зарегистрировались, живут и работают, а о нелегальной миграции.
А то, что заявление Ткачева вызвало столько шума... Может быть, у некоторых генетический страх перед казаками? Поэтому и появляются различные публикации. Например, на сайте информационного агентства «Руснорд».
А.Б.: В статье Леонида Чертока казаки сравниваются с бандитами, причем бандиты названы автором «более толерантными», с которыми лучше иметь дело. Как говорили большевики, есть «социально чуждые» и «социально близкие». Получается, что автору уголовники социально ближе?
А.Т.: А еще наезды на казаков, будто бы они разгоняли демонстрации. У писателя-историка Владимира Трута, в книге «Дорогой славы и утрат» четко написано, что казаки практически не принимали участия в разгоне демонстраций, было всего три или четыре таких случая. А остальное было раздуто в период Гражданской войны Троцким и Свердловым, чтобы преподнести образ казака в жутком виде и обосновать расказачивание. Основная же причина уничтожения казачества в том, говорил Троцкий, что казаки - народ, способный к самоорганизации.
Уже в девяностые годы казаки оказали мощное воздействие на все локальные конфликты: Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, осетино-ингушский конфликт, военные действия на Балканах. Тот же Ермоловский казачий батальон в Первую чеченскую войну покрыл себя славой: везде, куда они приходили, прекращался бандитизм. Дело в том, что нравственная основа казачества - православная культура, потому главное у казаков не деньги, а идея.
А.Б.: В той же статье Чертока казаки обвиняются в погромах. А на самом деле казаки как раз разгоняли погромщиков нагайками!
А.Т.: Действительно, очень часто казаки защищали еврейское население от погромов, чтобы не было убийств. Сами же погромы устраивались определенной частью населения, стремившейся избавиться от кредиторов. И я считаю, что все эти наезды на казаков - какой-то глупый либеральный испуг перед тем, что будет наведен хоть какой-то порядок. Неужели никто из пишущих не видит проблемы мигрантов? Речь, конечно, идет не о тех мигрантах, которые приехали и занимаются честным трудом, а не криминалом. Но надо смотреть статистику: большое количество преступлений совершается как раз незаконными мигрантами.
А.Б.: Возможно ли в нашем регионе создание таких общественных формирований для поддержания порядка?
А.Т.: У нас в области тема создания казачьей полиции для противодействия незаконной миграции, может быть, неактуальна, так как казаков у нас в регионе немного. По крайней мере, в ближайшее время это нереально, а дальше не знаю, как пойдет.
Быть может, стоит создавать поморско-казачьи дружины - ведь это родственные по духу люди? Как говорил наш земляк, писатель Владимир Личутин, казаки и поморы - «соль земли Русской». К сожалению, полиция не справляется со своими задачами. Может быть, потому, что там нет духовной основы, а есть только финансовая, которая не заменяет духовную. Кстати, количество казаков в области растет, приходят те, кто по духу ощущают себя казаками: в Северодвинске, Котласе, Верхнетоемском районе.
А.Б.: В свете последних событий актуальной становится идея создания православных дружин для защиты храмов и других святых мест. Она тоже встречает негативную реакцию либералов.
А.Т.: Эту идею - создание православных дружин для защиты храмов - выдвинуло движение «Святая Русь», которое возглавляет Иван Отраковский. Они должны формироваться по принципу ДНД.
Очень удивляют все эти крики Людмилы Алексеевой и ее единомышленников про «атеистические дружины» и т.д. Почему их пугает то, что будут защищать храмы? Чего они боятся? Что их в храм не пустят, если они захотят там наплевать? Ведите себя нормально, и вас никто не тронет. Дружинники же не собираются ходить по улицам с оружием и принуждать кого-то креститься. Эти дружины нужны для того, чтобы не совершались противозаконные действия. Которые, к сожалению, происходят регулярно.
А.Б.: Например, скандальная выходка группы «Pussy Riot».
А.Т.: Такие скандалы, я думаю, специально раздувают, чтобы общество раскалывать Хотя, я считаю, что их надо было не сажать, а лучше в пуху и перьях извалять. Но если бы добровольная охрана была, то они бы не допустили кощунства в храме: и никакого скандала не было бы, и никто бы не сидел. Тем более что мусульмане и иудеи еще более жестко охраняли бы свои храмы.
Православные дружины - это нормальная адекватная реакция без всяких там военизированных формирований. Народ там вполне вменяемый. Нормальная патриотически настроенная молодежь готова защищать свою страну и свою веру без всякого, кстати сказать, фанатизма. Православные верующие люди не станут жестокими. К сожалению, православию сегодня приходится защищаться, как во время революции. Еще интересно, что раньше православие ругали за его «беззубость», а как только православные продемонстрировали, что сила у них есть, опять ругают. Часто вспоминают евангельские слова о подставленной щеке, забывая, что Христос принес не мир, но меч, выгнал торгующих из храма.
А.Б.: - Люби врагов своих, ненавидь врагов Отечества, гнушайся врагов Божьих.
2. Мы и после драки не опускаем, кулаки и до.
1. Народный опыт само выживания