Мк., 69 зач., XV, 43 - XVI, 8.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Сегодня, в третье воскресенье по Пасхе, Святая Православная Церковь совершает празднование памяти святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, а также святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Это особое празднование, потому что здесь прославляется сила Божия.
Сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12, 9). И благодать Божия действует вопреки человеческой логике и рассуждению.
Здесь, на земле, мы обычно рассуждаем так: раз человек святой жизни, значит, у него благодать. Всё это верно. Однако Святое Писание говорит: Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). А как тогда понять эти слова?
Смысл всех этих слов таков: всё совершает сила Божия. И она может преодолеть любую немощь. Как сказано, вывести достойное из недостойного. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет (Богородичен 4-й песни Великого покаянного канона). Почему сказано в Святом Писании: Не суть совети (мысли) Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших, и помышления ваши от мысли Моея (Ис. 55, 8-9). И свидетельство сегодняшнего праздника в том, что Господь укрепляет немощь человеческую. Как говорит апостол Павел, благодатию Божиею есмь, еже есмь (1 Кор. 15, 10). То есть, всё истинно доброе, что мы можем совершить, мы совершаем только благодатью Божией.
И вот здесь, в сегодняшнем празднике, мы вспоминаем жен-мироносиц. Кто они такие? С одной стороны, к женщине, как сказал апостол Павел, нужно относиться как к немощному сосуду. Но с другой стороны, это немощный сосуд, укрепленный благодатью Божией. Они действовали, преодолевая страх, преодолевая общечеловеческое состояние боязни. Ведь апостолы в страхе разбежались: ученицы вси оставльше его, бежаша (Мф. 26, 56). Когда пришли под предводительством Иуды и взяли Спасителя в Гефсиманском саду на распятие, все оставили Его. И у Креста были только - конечно, Матерь Божия, Которая никак не могла оставить Своего Сына, это невозможно представить просто, - и любимый ученик Иоанн Богослов. Также обычно на иконах снятия со Креста изображают Марию Магдалину и других женщин, о которых сегодня говорится: они зрясте, где Его полагаху (Мк. 15, 47). Они всё время присутствовали при Нем: и при снятии со Креста, и при погребении. И они не испугались. Тем более это удивительно, ведь женщина на Востоке всегда была довольно бесправна, она была на втором плане. Они не испугались того, что с ними могли сделать, как к ним могли отнестись. Не взирая ни на что: ни на страх смерти, ни на презренье, ни на насмешки, которые были, как мы знаем, в отношении Самого Спасителя, архиереи и воины ругахуся Ему (Мф. 27, 29; Мк. 15, 31), - жены-мироносицы были всё время с Господом до последнего Его издыхания на Кресте и при Его погребении. И первые пришли, не испугавшись, опять же, ко Гробу, поэтому первые и получили награду - весть о Воскресении, почему и прославляет их Святая Православная Церковь.
Действительно, сила любви, естественное свойство самого женского естества - это большое чувство. Невзирая ни на что, ни на какие обстоятельства - именно эта сила любви и преданности была так вознаграждена еще здесь, на земле, первой вестью о Воскресении. И они первые прославляются.
Прошедшее, Фомино воскресенье так называется в память о событии, когда Господь явился Фоме, который был с апостолами, и уверил его в истине Воскресения. И воскресенье это - не то чтобы память самого апостола Фомы, там ведь не апостол Фома прославляется, а это память именно этого события, уверения Фомы. Он-то как раз сомневался, и больше других сомневался, никому не верил даже, говоря: Аще не вижу на руку Его язвы гводинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры (Ин. 20, 25). А прославляются-то именно первыми после Пасхи жены-мироносицы. И Иосиф Аримафейский с Никодимом.
Иосиф с Никодимом - это тоже особые личности, которые опять свидетельствуют нам силу благодати Божией. Они ведь при жизни Спасителя тайно к Нему приходили. И Иосиф, сказано, иже от Аримафея, благообразен советник, иже и той бе чая Царствия Божия, дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова (Мк. 15, 43). И здесь пример того, как может быть: человек при жизни, когда Господь творил чудеса, когда был прославляем, не проявил себя Его последователем. Причем, даже во время входа Господня в Иерусалим, когда восторженный народ кричал: Осанна, благословен грядый во имя Господне, благословено грядущее Царство во имя Господа, отца нашего Давида: осанна в вышних (Мк. 11, 9-10). А после того, как Господь был предан на распятие и распят, Иосиф Аримафейский проявляет себя Его последователем, хотя, кажется, по-земному, всё кончено.
У нас как бывает обычно в земной жизни? Пока человек живет, около него и друзья, и последователи, и почитатели. А когда умирает, если остаются, то единицы, основная часть забывает его за суетой, за занятостью, причины всякие есть... Одним словом, постепенно остывают.
Конечно, сам момент смерти - это момент особый. В земном смысле момент смерти не имеет дальнейшей перспективы - конец. И вот как раз именно здесь, когда всё вроде бы кончено, Иосиф с Никодимом, не боясь прещений, открыто заявляют себя последователями Спасителя.
Кто их может защитить в земном смысле? Это как раз непостижимые пути Промысла Божия - так благодать Божия действует.
Как это такое происходит? Почему? А вот так. Действует благодать Божия. Душа внутренне укрепляется и становится твердой, как адамант.
То же потом происходит и с Петром, который был назван камнем веры, имея в виду прежде всего его будущее состояние, потому что в тот момент, когда отрекся - какой же камень? Разве это камень? Да, но в том-то всё и дело, что и сама сила веры, твердость веры - от Бога. Господь укрепит - будет и эта твердость.
Поэтому мы и все свои добрые дела стараемся укрепить помощью Божией. То есть, от нас - намерения, а от Бога - помощь и твердость.
Твердость в чувстве - это дар Божий. Мы можем стремиться к твердости, к Богу. Ведь Петр стремился. Всё время был с Господом, старался первым броситься на исполнение Его воли, и даже когда брали Спасителя, то он один извлек меч. Но всё это было еще от свойств его характера. А характер человеческий слаб без Божией помощи, без Божиего укрепления. И Петр, хотя и извлекал меч, - а ведь там и стража была вокруг, - но через некоторое время трижды отрекся: отвержеся пред всеми... и паки отвержеся с клятвою: яко не знаю человека (Мф. 26, 70, 72). То есть, порыв был, но не хватило постоянства. Вот чем прежде всего отличается православная вера христианская от мiра - постоянством, твердостью, неизменностью. А мiр - это порыв, рывок, пусть даже это геройский поступок, а дальше - трость, ветром колеблемая. Начинается ветер испытаний - и человек уже начинает колебаться, и сомневаться, и падать. Поэтому святые отцы и говорят: в мiру - герои, а в православной христианской вере - подвижники.
Так вот, жены-мироносицы прославляются именно как символ подвижничества, как святые. Ведь, в сущности, они тоже в свое время следовали за Спасителем неотступно, как сказано в Евангелии. Служили Господу и своими руками, своим трудом, и своими имениями, всеми своими возможностями. И вот этот подвиг их веры остался тверд, неизменен.
Дай Бог и нам послужить Ему хотя бы тем малым, что мы имеем. Аминь.
2 мая 1993 г.