От редакции. Статья нашего постоянного автора Владимира Александровича Сурина, которую мы предлагаем вниманию читателей, наверняка, вызовет горячие споры. Я бы назвал эту статью интеллектуальной провокацией. Предполагаю, что два базовых тезиса автора статьи для многих окажутся камнем преткновения. Тезис о том, что современной России необходим институт преемника, будет неприемлем как для республиканцев, так и для монархистов. Еще большей критике с разных сторон будет подвергнут, наверняка, тезис о том, что преемником В.В.Путина должен стать Рамзан Кадыров. Тут, несомненно, одна из главных проблем - может ли мусульманин стать лидером России? Или по-другому: сможет ли Р.Кадыров принять православие?
Интеллектуальная провокация - жанр трудный для форума. Поэтому, чтобы споры были обстоятельными и конструктивными мы, по просьбе автора, не ставим под статьей комментарии. Это не значит, что мы считаем ненужной дискуссию. Напротив, приглашаем к ней. Если кто-то захочет поспорить с Суриным, милости просим, - опубликуем любой обстоятельный и корректный текст. Главный редактор РНЛ А.Д.Степанов.
Подобное - подобным
I. «Готовь сани летом...»
И, как прямое продолжение всем известного присловия о санях:... а преемника российского президента - всегда и непрерывно. Две современные полярные модели асокральной светской власти, - американская и северо-корейская, - очерчивают собой границы властного оптимума.
В американской модели преемственность власти, преемственность общегосударственного курса, и шире - преемственность как таковая, - даже не декларируется (!). При этом, в полном соответствии с законами бытия Государства и Нации - эта негласная и некультивируемая преемственность объективно существует. Существует парадоксальным образом; существует вопреки американской мифологеме о собственном политическом устройстве США.
В этом смысле весьма показателен пример Обамы. Безоговорочное упование на самореализацию ожиданий и прогнозов прихода к власти очередного президента WASP - обернулось небывалой для США дилеммой: президент-женщина или президент-чернокожий. Мировая держава стала перед фактом собственного циничного маргинального выбора меньшего из двух зол. Нежелательный для псевдодемократической Америки чернокожий в Овальном зале - это скорее субъуровень проблематики. Первый и абсолютно нештатный - это дилемма перед партийными выборщиками: г-н Обама - или г-жа Клинтон.
Череда опереточных заговоров с целью убийства президента-негра есть убедительное свидетельство неожиданности для самой Америки прихода президента-афроамериканца. Свидетельство абсолютной неготовности американского общества к жизни под его руководством. Именно абсолютная неготовность к его президентству и спасает Обаму. Д.Кеннеди, как традиционный предсказуемый, но неугодный WASP, был, увы, убит...
О северокорейской модели вряд ли имеет смысл говорить подробно. Поскольку это есть откровенный «чистый» династический новодел. Что наверняка в самом ближайшем будущем сыграет с Пхеньяном весьма злую политическую шутку. Поскольку преемственность по крови - вовсе не обеспечивает «автоматом» преемственность по духу. Далеко не факт, что нынешний пхеньянский принц крови вообще способен к управлению государством. По ряду косвенных признаков, можно предположить, что именно специфика КНДР, вознесшая Ким Чен Ына на президентский Эверест, - именно сама специфика, её регенерирование окажется не по силам новоявленному субъекту в партийном кителе.
II. «Кто нам мешает - тот нам и поможет»
«Мешает», то есть создаёт поводы для мобилизационных решений, выводов и мер - наш Кавказ. Кавказ не даёт возможности Государству Российскому расслабляться; ни в плане политическом, ни в экономическом, ни в бытийном, онтологическом.
Вся проблематика, по сути, сводится к ответу на вопрос: хорошо это или плохо? Известны и два полярных суждения на этот счёт. 1) «Хватит кормить Кавказ!» 2) «Кавказ - это наше геостратегическое всё!»
И ответы, и вопросы, как мы видим, есть. Причём - и вопросы на любой вкус; и ответы - такие же.
В данном случае принципиально важен панорамный всеохватный взгляд на то грандиозное нечто, что мы именуем Российским Государством. А это в первооснове своей - Земля и Люди.
И при пристальном взгляде на Российского Человека мы обнаруживаем, увы, в его подсознании нечто тревожащее и негативное. Это тревожащее нечто - есть искажённая сравнительная модель: Россия - Кавказ. Не: Алтай и Кавказ или Урал (или Мордовия, Приморье, и т.д., и т.п.) - и Кавказ.
На уровне де-факто и де-юре, то есть в сфере рацио, - Кавказ есть Россия и есть в России.
На уровне подсознания - Кавказ обособлен; он вовне. Рядом, близко, но всё-таки вовне.
И ещё один момент, ныне не подлежащий (почему?) серьёзному исследованию и обсуждению. Характер. Характер, как основа личности, политического лидера. Сегодня, оценивая того или иного политика, мы говорим о его политических взглядах и убеждениях, о его компетентности и профессионализме. К сожалению, - и всё!
Основной компонент, доминанта личности - характер человека, - игнорируется, предан забвению (!). Но ведь это неверно. Очевидно ошибочно. Ибо из свойств характера проистекает масштаб личности человека. Президент, глава Государства - это неизмеримо больше, чем госуправленец и администратор, это очевидно.
Вспомним, в произвольном порядке, нескольких масштабных политиков.
Гамаль Абдель Насер. Колоссальная фигура; ментальная глыба; великий человек и гениальный политик. Под него американцы создали огромный информационно-аналитический Центр, в попытках предугадать возможные решения и действия этого «ближневосточного Черчилля». Всё было напрасно.
Насер, не колеблясь, сходу принял от американцев огромную взятку. И в тот же день в прямом телеэфире заявил: «братья-египтяне! Скоро за моей спиной вы увидите силуэт новой телебашни Каира. Эта башня будет построена на деньги, которые дали мне янки, чтобы я предал вас!» И башня была построена.
Совсем юного Бисмарка, седьмую воду на дипломатическом киселе, - его шеф, посол Германии в Австрии, не церемонясь, принял в своём кабинете в одном нижнем белье. Бисмарк молниеносно разделся до кальсон. Можно привести тысячи весомых аргументов во свидетельство, благодаря чему Бисмарк стал Железным Канцлером.
И, тем не менее, всё определилось и всё началось, и всё решилось тогда. Была проба характера, которую Бисмарк с честью выдержал.
Наличие характера лидера - и есть главное условия самостоятельности личности.
Всем достоверно известно: Ахмат Кадыров - вначале, и вслед за тем Рамзан Кадыров, - прошли через куда более серьёзные испытания. Через испытания войной и смертью. И проба характера, и проба на верность России. Они оба с мужеством и честью их выдержали. Вот что главное!
На то и есть штат советников и помощников президента, чтобы обеспечивать бесперебойный рабочий процесс. Процесс штатный, в чём-то даже рутинный. А вот обеспечение самих штатности и рутинности - это и есть сложнейшая задача. Которая по плечу личностям особого склада характера. Это то, чему нельзя научить и что невозможно приобрести. Это то, что либо есть, либо нет.
И, если ещё хотя бы на шаг углубиться по нехоженой тропе, именуемой исследование характера, увидим: из всех многочисленных президентов внутрироссийских - только Р.Кадыров добровольно и самостоятельно соделал и самоназвал себя Главой Чеченской Республики. А это об очень многом говорит. Такой шаг есть просто и честно выраженная его, Кадырова, философия политика.
Это поступок - из глубины характера, где нет разделительного сопоставления Россия - Кавказ. Есть Россия, есть Президент Путин. Р.Кадыров не сказал, кивая на других: а все прочие - главы субъектов Федерации. Он сделал это сам, лично.
Вот именно для такого человека; человека именно с таким характером; человека именно из такого региона России, - Российское Государство и Российское общество могут и должны создать режим наибольшего политического благоприятствования. Для чего, во-первых, необходимо внятно и вслух сказать: преемник Путина - Кадыров.
Упоминание о полярных моделях преемственности, - в США и КНДР, есть то кардинально-драматургическое «ружьё», которое, по Чехову, должно обязательно «выстрелить».
И вот он, этот логичный логический выстрел: в России, впервые в мире (а мы многое в своей истории делали впервые, и делали успешно и впечатляюще) - должен быть учреждён. Официальный Политический номинал: Преемник Президента.
III. «...и некому руку подать»
Время, которое нам всем отпущено, чтобы быть под президентской рукой Путина - в масштабах политической истории России мало и быстротечно. Можно как угодно, весьма по-разному, относиться к Борису Ельцину. Но ныне можно смело утверждать: свою историческую и политическую миссию 1-й Президент России выполнил. Выполнил, поставив у руля Российской Державы никому тогда неизвестного Владимира Путина. Объяснения никому не нужны.
Что стоит за этим выдвижением? Гениальное предвидение? Случайность? Помысел Божий? Политическая интуиция? Наверное, всё вместе.
Но за этим стоит и урок. «Кандидат в преемники» - такая официальная номинация должна быть учреждена незамедлительно. Политиков, как потенциальных кандидатов в претенденты на пост Президента, - в России наберётся немало. Но пора ведь обратить, наконец, внимание на невыработанность, нечёткость и даже неточность нашей политической терминологии.
Кандидатом на пост Президента может стать только тот гражданин России, который начал свою предвыборную деятельность в статусе, который есть - и которого... нет. Для большинства всё начинается и заканчивается в стадии кандидата в претенденты - на статус кандидата в президенты России. А это означает очень тяжёлую для России ситуацию закрытого корпуса претендентов.
Пример Р.Кадырова в этом смысле очень показателен. Ныне у него нет практически никаких шансов попасть в число претендентов на статус кандидата в президенты.
Следует сразу оговориться: аксиомой является право и возможность Р.Кадырова вовсе не пытаться стать Президентом России. Но: такое право есть у каждого гражданина России. Речь идёт о другом. Как, каким образом, в рамках существующей избирательной системы, - открыто, легитимно и политтехнологически умно организовать Институцию Преемственности Власти.
На сегодняшний день есть ряд факторов, требующих гармонизации и синхронизации.
ü Путин - это наше политическое всё;
ü Рамзан Кадыров - сильный политический лидер; человек, способный стать преемником Владимира Путина. Способный - но не имеющий возможности эту способность реализовать.
ü В ближайшем окружении Путина и, главное, во всём круге персон, имеющих практическую возможность быть кандидатом в президенты и, далее, - стать президентом, - нет достойных преемников Путина; нет сопоставимых с ним по своему масштабу личностей и характеров.
Поразительно быстро у нас в России образовался некий западного типа истеблишмент.
Но ещё более поразительно, что для этой либеральной системы - Путин, спаситель России, - чужой. Не для окружения, нет. Для СИСТЕМЫ. Но чужаком смотрится, пожалуй, единственный достойный кандидат в преемники Путина - Кадыров. Кого очень любят и не уважают на Западе? Горбачёва. Кого не любят - и очень уважают? Ответ известен. Остаётся вопрос: что дороже, что для нас лучше? «Любовь Запада» - или будущее России?
Очевидно, что нужно видоизменять властную структуру, систему властной соподчинённости и взаимосвязи. Именно официальная узаконенная институция (или иначе: номинация) Преемника Президента позволит России использовать своё богоданное евразийство, как колоссальное преимущество в устройстве механизма власти. Позволит объединить, сплавить воедино преимущества Востока и Запада в организации Власти. Создаст истинно византийскую симфонию Политики и Власти. Позволит соединить приверженность интересам Российского Народа и Государства - с личной преданностью действующему Президенту. Вместо разделения: или - или, воссоздать вертикальную формулу единения; и то - и это. В России уже сошлись, и сошлись навеки, Восток и Запад. И вопрос о создании официальной институции Преемника Президента - в первую очередь есть попытка подняться на новую ступень российского самопознания и самосознания.
Потенциал властного тандема Путин - Медведев ныне исчерпан до дна. Ожидания, что всё как-то само собой устроится, либо всё сам Путин и устроит - это аморальные ожидания неграждан. Вера во всесильность политтехнологов, будто это маги и волшебники от политики - не более чем мифология конформистского сознания. Такие же люди; причём, всегда априори «ВРИО».
И всегда возможна ситуация, когда наиболее проходной кандидат - он же окажется наименее подходящим на Державный Пост №1. Вся соль в том, чтобы: а) увеличить число степеней свободы властного выбора; б) восполнить до максимума перечень личных качеств, необходимых главе Государства.
Сами выборы становятся многоуровневыми.
1) Выборы между всеми кандидатами, как таковыми.
2) Выборы по вертикальной шкале, т.е. выборы между штатным кандидатом в президенты - и между кандидатом в преемники.
Сам выбор становится максимально осмысленным и продуктивным.
Подлинное выборное народовластие есть осмысленный выбор + доброкачественный многоуровневый корпус претендентов (кандидатов) + контроль и прозрачность. Всё должно работать на поиск именно лучшего кандидата, и затем - именно на его избрание.
И, если, например, некоему действующему президенту (имярек) откровенно не нравится некий кандидат в преемники, объективно лучший, - окончательное решение за Его Величеством Избирателем. Который, при этом, отнюдь не всегда прав. (Пример: избрание канцлером Гитлера).
В пределах этих непростых реалий, как бы между этих двух горизонтов власти - и происходит самогенерация Власти, как таковой. И наилучшим принципом управления этим сложным процессом является принцип политической гомеопатии: подобное - подобным.
...От самоутверждения Сталина, как преемника Ленина, - к Проекту общенациональной дискуссии по кандидатуре Кадырова, в качестве преемника Путина.
Серьёзный повод для ментального самопознания России. Тем не менее, повод создан. И это уже своего рода прорыв.
Поскольку ныне всё наше движение вперёд в плане организации Власти буксует по ничтожной причине.
Необходимо было создать кристально чистую честную исходную позицию; линию старта. А это сегодня возможно только созданием ситуации - для первого номинированного кандидата в преемники - которая описывается присловьем: без меня меня женили. А это, оказывается, возможно только через независимую негосударственную аналитическую структуру, и только на независимой негосударственной информационной площадке. Что сделано - то сделано.
Сама жизнь поставила вопрос об имплантации в воцарившуюся ныне американскую горизонтальную модель формирования власти - дополняющей вертикали, а именно институции преемственности власти. Российский народ в первую очередь должен иметь возможность и право свободно высказаться по отдельной определяющей позиции: за продолжение курса прежнего президента - либо и за нового президента, и за новый курс. В демократической России президента-преемника нельзя назначить. И слава Богу! Вот: Корпус преемников открыт. Есть и правофланговый - Рамзан Кадыров. Кто ещё?..
Владимир Александрович Сурин, директор Аналитического Центра изучения социально значимых проблем