Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе

Часть 1. Джинны и прочие

0
2207
Время на чтение 12 минут

При изучении ислама обращает на себя внимание представление этой религии о сверхъестественных существах и магии или «сихре», как она называется по-арабски.

В исламе традиционно деление мира на видимый человеческому глазу мир людей, сотворенных из материи (как правило, земного праха), и невидимый мир в котором существуют мелеки (часто ассоциируемые с ангелами в христианстве), сотворенных Аллахом из воздуха, и джиннов, созданных Аллахом из огня. Понятие «сихра» как раз неразрывно связано с джиннами.

В силу ограниченного числа - около 114 глав Корана (сур) для исламского богословия и правовой сферы огромное значение играет Сунна - второй после Корана источник права и установлений.

(Хадисы - отдельные сообщения о различных эпизодах жизни  Мухаммада, его высказываниях и сопутствующих этому обстоятельствах, переданные устным или письменным путем. Вся совокупность хадисов образует Сунну (дословно «Суннат Расул Аллах» - «Пример посланника Аллаха») и является вторым после Корана источником исламской религии и исламского права). В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18:6 и 20:9 в значении рассказа, сообщения. Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина.

Все сборники хадисов делятся по степени достоверности:

Достоверные (сахих). Хорошие (хасан). Слабые (заиф). Суìра - арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 - в Медине. Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286.На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается не всегда. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов (басмалы) «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного». Прим. редактора).

Знатоки Корана и Сунны, имеющие право толковать их и выносить на их основе религиозно-правовые заключения, обладают огромным влиянием на жизнь исламского общества - уммы.

Сложившаяся в таком виде система нормотворчества в исламе сделала данную религию исключительно динамичной, постоянно эволюционирующей, адаптирующейся к трансформирующемуся обществу и влияющей на его изменения.

В силу этого и  данная статья  представляет собою не личные воззрения автора, а  краткий обзор вышеупомянутого «фикха», т.е. накопленного исламского права в отношении сверхъестественного мира, изложенного в вышедшей в издательстве «Бемут» в Сараево в Боснии и Герцеговине (на «боснийской версии» «иекавского» диалекта сербского языка - прим. РНЛ) перевода с арабского книги «Мир джиннов и шайтанов» шейха Бадруддина абу Абдуллы Омера ибн Абдуллы Шебли Ханафи. [1]

Этот шейх жил в Дамаске в XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но самой значительной его работой была «Мир джиннов и шайтанов»

В этой книге шейх Бадруддин приводит строки из работ Абу Касима аль-Ансари Кади Абу аль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Абу Аббаса ибн Таймии и ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на Коран, так и на Сунну суры из Курана.

 Живший на рубеже XIII-XIV вв. шейх Абу Аббас ибн Таймия считается основоположником идей исламского фундаментализма и до сих пор пользуется авторитетом у современных последователей «чистого ислама» или салафизма.

(Термин Салафийя происходит от выражения aс-салаф ас-салих (праведные предки) или просто ас-салаф (предки), так как эпохой «праведных предков» или «праведных хплифов» считается время зарождения ислама, от начала проповеди Мухаммада и включая правление первых четырех халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и Али до начала расколов общины мусульман. - Прим. редактора).

Именно Ибн Таймие принадлежат идеи возврата ко времени Мухаммеда и его четырех праведных  халифов, принцип буквального следования Корану и Сунне с отказом от любых аллегорических истолкований и осуждения  всех «нововведений», появившихся в исламской традиции после эпохи «праведных халифов». То, что Ибн Таймия в своих работах похвально отзывался о авторитете шейха Бадрудина, является достаточно серьезным подтверждением весомости работ этого шейха.

Практически все исламские авторы подобно шейху  Бадруддину считали  что существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина.

 

Кто такой Иблис-дьявол?

Рассмотрев мнения других исламских законоучителей, шейх Бадруддин приходит к выводу, что большинство из них считает Иблиса джинном, и лишь немногие - мелеком Фигура Иблиса (дьявола - Примечание редактора) в книге «Мир джиннов и шайтанов» шейха Бадруддина оцененная им на основе мнений  различных религиозных авторитетов представляется по-разному,но общим является то, что все считают Иблиса джинном и лишь некоторые считают его мелеком.

(Джинн - бестелесный дух созданный Аллахом из огня и обладающий известной самостоятельностью в выборе между Аллахом и Иблисом.Мелек-бестелесный дух созданный Аллахом из воздуха и служащий ему. -  Примечание редактора).

Практически все полагают, что Иблис попал на небо и долгое время служил Аллаху, к которому попал, по мнению одних исламских авторитетов,  по воле последнего; либо, по мнению других исламских авторитетов, был посредником для общения с джиннами на земле; либо, по мнению третьих, попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов; либо, по мнению четвертых, Иблис как ребенок, вместе с мелеками участвовал в подавлении восстания джиннов. Следует заметить что, например,  Шехр б. Хушиб  согласно уже другой книге «Дьявол - миф и истина» уже современного боснийского автора  Нияза Омера ("Davo - mit i istina". Niaz Omer. "Preporod" "Gracanica". 2007), считал, что после восстания джиннов, подавленного мелеками, Иблис был как пленник взят на  небо, тогда как Са'адб Месу'уд считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг его.

Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола является то что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между различными исламскими авторитетами и так в порядке исключения небольшая часть исламских улемов (исламского духовенства - примечание редактора) считала Иблиса одним из мелеков, но основная часть улемов, в том числе и Саид Кутб считала Иблиса одним из джиннов.

(Египтянин Саид Кутба (1906-1966), ведущий идеолог современного исламского фундаментализма, автор  книг «Фи зилал аль-Кур'ан» («В тени Кoранa») и «Мaалим-ат-тарик» («Знаки на пути»), основной теоретик египетской организации «Братья-мусульмане», был казнен президентом Египта-Насером. - Примечание редактора)

Причиной  падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался поклониться.

Что касается самих шайтанов то  как пишет шейх Бадруддин по мнению Кади Абу шайтаны - это потомки Иблиса. Согласно Корану ни Иблис, ни шайтаны не могут ничем повредить мусульманам, если те сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех людей, которые пошли за демонами и Сатаной.

Вместе с тем, шайтаны, как правило, рассматриваются как одни из джиннов, но четкого деления тут нет, и потому термины шайтанов и джиннов применяются без ясного различения.

При этом, согласно ряду хадисов, существовали джинны, принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего помощь от демонов.

Так в вышеупомянутой книге Нияза Омера «Дьявол - миф и истина» пишется, что в хадисе Умара ибн Хаттаба, описывается как посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе ибн Лакисом ибн Иблисом, который помогал еще Нуху (Ною). Этот джинн получил прощение от Аллаха и стал «искренним верующим», а затем служил целому ряду святых, известных из Библии, которых мусульмане признали как собственных праведников, дабы в упомянутом хадисе пророк Мухаммед благословил этого джинна и научил «некоторым сурам» из Корана.

Мир джиннов исламские авторы описывают по-разному, но общее  следующее: джинны, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности Аллаху в их среде произошло восстание против Аллаха, подавленное мелеками.

Согласно мнению исламских авторов, джинны могут жить, есть, пить  и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать. Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том числе джинны-христиане и джинны-иудеи и так джинны-мусульмане могут вести войну-«джихад» против неверных.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится сура «джинн», в которой описывается о том как джинны из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь посланника Аллаха - Мухаммеда, как и приводятся примеры джиннов, принявших ислам.

В этой же  книге  говорится о том, что в исламском мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не только людям, но и джиннам, что подтверждается рядом хадисов, как и толкований  этих хадисов.

Согласно шейху Бадруддину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса как и толкования  Абу-Аббас ибн Теймийи ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, а также  строки из книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала Исавийех».

Наконец в  самом Коране есть целая сура «Эль-джиннн», посвященная джиннам, и говорящая, что джинны обязаны слушать пророка Мухаммеда,а такие же выводы содержатся в суре «Эль-Акаф».

В хадисе от Айши, супруги Мухаммеда приведенном  в книге «Мир джиннов и шайтанов»  и переданного от Муслима и Ахмада, приведенны слова Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был побежден последним и принял ислам.

(Айша  (613-678) - дочь Абу Бакра, сподвижника пророка, с 622 - супруга пророка Мухаммада. После смерти своей первой жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая, также как и Хадиджа, была старше его. Однако она не смогла заменить покойную жену, а Мухаммад не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр предложил ему жениться на его дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет. Ряд исследователей считает, что этот брак (также как и некоторые другие) был совершен с политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее отцом Абу Бакром означал укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет Айша жила в доме Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда в Медину, Айша стала супругой пророка. Айша считалась любимой женой пророка, так как в отличие от других жен, она имела на него влияние. С именем Айши связано большое число хадисов, приведенных в известном сборнике хадисов «ас-Сахих» аль-Бухари. - Примечание редактора)

С этим хадисом как пишет шейх Бадруддин соглашаются большинство авторов, а  имам Ахмед,Мухаммед ибн Юсуф Фирьяни  и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбал, также добавляют при этом, что джинны по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.

То же самое говорится в хадисе приведенного в книге «Делаил» автора Хафиза Абу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бадруддина где также приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар» автора Абу Джафара Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом событии.

Сам Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где обучал их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Муххамад шесть раз встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится еще целый ряд хадисов о том, что джинны слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и сами потом обращали остальных джиннов в ислам и  приводятся  мнения религиозных авторитетов таких как, например, Абу Хузейфе Ишак ибн Бишр Курайши, о том что  Аллах посылал к джиннам своих посланников из числа самих джиннов, которых джинны же и убивали.

В ряде хадис также  описывается случай столкновения двух смерчей, после которого осталась мертвая змея и в одной из хадис этот джинн был назван мусульманином Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с «неверными джиннами».

 

Облик джиннов

В отношении облика джиннов также существуют различные мнения и так Абу Бекр Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» пишет, что джинн не может менять облик, но только с помощью магических приемов - «сихра» представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем облике, что же подтверждает и Коран. Вместе с тем шейх Бадруддин пишет в своей   книге, что когда враги пророка Мухаммеда совещались в Дору-Недва, то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджда.

В этой же книге приводится целый ряд высказываний из хадисов и книг исламских религиозных авторов о том, что джинны  могут быть и в облике черных псов, что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади Абу Яла. Часто упоминаются джинны в облике змей, о чем пишут Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» и Абу Бекр Мухаммед ибн Джафар ибн Сехл Самири эль-Хаити в книге «Ховатиф эль-Дженен».

 В то же время в описаниях джиннов много недосказанностей и противоречий и так  шейх Бадруддин пишет что, согласно книге «Хаватиф», джинны невидимы человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джинны видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или звероподобных обликах. Согласно исламским авторитетам  существуют джинны не только в виде собак и змей, но и большее число джиннов, имеющих человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев и то что они могут летать, как и менять свой облик.

 Так как ни один хадис не содержит описания всех видов джиннов, то, исходя из того что в одном хадисе говориться о джинне ввиде змеи, а в другом о джинне в виде женщины с огромным ртом, то единственно что их может объединять, так это способность менять облик.

           

Способности джиннов

Сами джинны могут как передвигаться от места к месту так и жить  на одном месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Абу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн Сехла Саммири Эль-Хараити).

Согласно шейху Бадруддину в исламском мире того времени существовало два основных мнения о возможностях джинна: одни утверждали, что все джинны едят и пьют, другие же отстаивали мнение, что только часть джиннов ест и пьет.

При этом в большинстве хадисов приводятся слова Аллаха о том, что каждая кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и запретил мусульманам чиститься после совершения нужды костями, ибо эти кости по его словам предназначаются в пищу джиннам, названным им в обращении к мусульманам «вашими братьями».

Ряд исламских авторов также утверждает, что джинны могли жениться на представителях человеческого рода, но от таких браков рождались гермафродиты.

По господствующему в исламе мнению, брак человека  с джинном вполне возможен, хотя для мусульманина непозволителен. Вместе с тем, шейх Бедруддин приводит мнения некоторых исламских авторитетов, которые считали, что такие браки все-таки разрешаются.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится рассказ Абу Бакра Курайши о том, как два исламских авторитета Вахб ибн Мунейбин и Хасан Аль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который являлся толкователем хадисов. При этом, джинны часто присутствуют при исполнении мусульманами различных религиозных обязательств, начиная с намаза и хаджа и до дженазы (поминального намаза) и джихада, а также обучают людей исламу в ходе исполнения этих обязанностей. Помимо этого,  в благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей искусству исцеления от болезней.

Шейх Бадруддин приводит высказывание ибн Абу Дуня о том, что джинны могут совершать намаз, как приводятся мнения и других авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими злые дела.

Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джиннам разрешается возглавлять намаз.

 

Окончание следует

 

Примечания Георгия Энгельгардта

 

Источники:

1. «Svijet dzina i sejtana». Љejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Sebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozlic "Bemut Sarajevo".Сайт http://www.islamskeknjige.com/  

2. «Davo - mit i istina". Niaz Omer. "Preporod" "Gracanica". 2007.

3. «Savremeni dzihad kao rat". "Nova Knjiga", Beograd, Serbia 1989; Grafomotalica, Prnjavor, Bosnia and Herzegovina,1995

4. «Тайные общества XX века». Боголюбов Николай

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 8., Антоний:

Я не только двоеверец. Ещё я кровь христианских младенцев натощак употребляю.

По вере вашей да будет вам. Мф.9,29. Имейте веру Божию. Мк.11, 23. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб. Ин. 3, 16. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден. Ин.3, 18. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни. Ин. 3, 36. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин. 6, 47. Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. Ин. 6, 29. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк. 16, 16. Верующий в Меня не будет жаждать никогда. Ин. 6, 35. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Ин. 11, 25. И над этими словами Вы будете язвить? Тогда Вы точно сумасшедший. И это в лучшем случае. Помоги Вам Господь
Лия1 / 17.09.2012, 16:57

9. Ответ на 8., Антоний:

Я не только двоеверец. Ещё я кровь христианских младенцев натощак употребляю.

Значит ваше место не здесь, а в психиатрической клинике.
М.Яблоков / 15.09.2012, 05:03

8. Ответ на 7., Лия1:

Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?Хотя бы затем, чтобы некоторые шибко православные не обзывали сатанистами миллионы своих сограждан.Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28): «Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной… Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства… Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражений страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью… Сущность всякой ереси – богохульство… …Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!..»Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского: «Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4,5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8)».Спаси Вас Господь, Антоний.

Я не только двоеверец. Ещё я кровь христианских младенцев натощак употребляю.
Антоний / 14.09.2012, 18:53

7. Ответ на 5., Антоний: Надеюсь, Антоний, Вы умеете не только читать и язвить:

Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?Хотя бы затем, чтобы некоторые шибко православные не обзывали сатанистами миллионы своих сограждан.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28): «Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной… Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства… Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, заражений страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью… Сущность всякой ереси – богохульство… …Вся причина последнего вашего недоумения, так как и всех прочих, - глубокое незнание христианства!..» Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского: «Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4,5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8)». Спаси Вас Господь, Антоний.
Лия1 / 14.09.2012, 16:14

6. Ответ на 4., Субъект:

А если христианин найдет лампу с джинном, можно ему лампу потереть, или это грех? Ведь можно джинна заставить исполнить какие-нибудь хорошие, добрые желания?

Если субъекты про джиннов комментарии пишут - это означает что их волей и сознанием завладел шайтан Березовский!
Антоний / 13.09.2012, 07:15

5. Ответ на 3., Лия1:

Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?

Хотя бы затем, чтобы некоторые шибко православные не обзывали сатанистами миллионы своих сограждан.
Антоний / 13.09.2012, 02:29

4. Ответ на 1., Косьма:

"существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина"это и у христианина не вызывает сомнений, только нужно понимать, что джинны - это бесы

А если христианин найдет лампу с джинном, можно ему лампу потереть, или это грех? Ведь можно джинна заставить исполнить какие-нибудь хорошие, добрые желания?
Субъект / 12.09.2012, 22:33

3. Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе

хотелось бы понять, к чему нам, православным, разъяснение сути ислама? Или уже не только отдельные желающие и миссионеры должны изучать ислам, но и рядовые православные? Тем более, уже и некоторые иерархи говорят, что православные и сарацины верят в одного Бога: http://www.youtube.com/watch?v=HXVLuNqT-bQ&feature=related , с чем я категорически не согласна. Ответ, конечно, может быть: не хочешь - не читай. Но всё же, зачем на православном сайте такие подробности о вере сатанистов?
Лия1 / 12.09.2012, 19:44

2. Идолопоклонство в исламе

http://youtu.be/I6Ezky85zm0
Алексей / 12.09.2012, 16:29

1. Re: Сверъестественные существа и магия (сихр) в исламе

"существование мира джиннов, не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина" это и у христианина не вызывает сомнений, только нужно понимать, что джинны - это бесы
Косьма / 12.09.2012, 07:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Валецкий
Салафизм и фактор фульбе в Сахеле
В современной истории Африки значительная часть фульбе попала под влияние идей исламского фундаментализма (салафизма)
15.07.2024
Все статьи Олег Валецкий
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22