Из двух противоположностей одно является истинным» - закон исключенного третьего.
Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными» - закон непротиворечия.
Каждый из этих законов можно понять двояко: закон исключенного третьего можно понять как закон борьбы и противоречия, так и как закон постулирования вечной истины пребывающей таковой постоянно: «...одно является истинным». Но, вот что это «одно» - можно понять двояко. Или то, или то: вечная истина или борьба?
Соответственно и закон непротиворечия можно понять и как закон противоречия. А можно понять и как закон непротиворечия. В зависимости от приложения к закону исключенного третьего.
Если прилагать как к источнику борьбы (тогда легко увидеть в этом имя материи), то закон непротиворечия/противоречия будет именоваться диалектикой. А если в понимании как вечности и неизменности истины, то - иерархией истинной. Итак, либо материя и ее диалектика, либо вечная и неизменная истина и ее иерархия.
До вкушения с древа познания логики не могло быть. Это одновременное да/нет похоже на то, как изгибается тело змеи в ее передвижении: характер познания мира логикой ума. В этом смысле и посмотрим на библейского змия как на инфляцию Духа человека в логике.
В зависимости от точки зрения ума (свободный выбор воли человека) основной вопрос философии становится вопросом о выборе ума. Вопросом о свободе, которая и есть ум. Поэтому главный вопрос - не что первично, а - почему?
Поиск ответа на этот вопрос заставляет переосмыслить само мышление, а именно: в том, что считается материальным, надо поменять семантику и не менять синтаксис текста. Например, материя есть дух, а дух - материя, и есть и Дух и материя. Но дух обоих разный тотально. Как дух Адама (в падении) и Дух Бога.
________________________________
Проиллюстрируем следующим примером - законами теории Эволюции.
Возьмем известные законы т. Эволюции жизни по Дарвину. Изменим семантику на противоположное значение (читай курсив), сохранив синтаксис:
1. Главной движущей силой эволюции считаются неблагоприятные условия жизни, к которым приходится приспосабливаться живым организмам, потомство которых наследует черты приспособления к этим новым условиям и так далее.
(главной движущей силой эволюции считаются благоприятные условия жизни, которые создают гармонию живых организмов).
2. В естественном отборе большую роль играет фактор времени: при смене многих поколений происходит суммация мелких наследственных изменений, вследствие чего происходит все более значительные изменения
(во времени эволюции жизнь стабилизируется, приобретая полноту жизни от начала)
3. Географическая изменчивость: представители одного и того же вида, обитающие на севере и на юге, выглядят по-разному.
(каждому виду соответствует его среда рая)
4. Сходные наследственные особенности определяют одинаковую реакцию организмов на влияние среды.
(не сочетаемые функции организмов определяют разную внешнюю среду)
5. Борьба с силами природы говорит, что выживают только те, которые лучше приспособлены к климату, почве, воде и пр.
(климат и другие условия окружающей среды зависят от качественных свойств организма и ему служат)
6. Ч. Дарвин: «Сохранение полезных индивидуальных различий и уничтожение вредных я назвал естественным отбором».
(приобретение полезных индивидуальных особенностей и объединение в целое)
7. Образование видов сопровождается расхождением признаков, как следствие изменчивости, наследственности и отбора.
(сочетание видов и свойств видов ведущих к постоянству)
8. Изменчивость создает многообразие форм, в результате чего на Земле может одновременно существовать большое число организмов.
(постоянство образуется вслед сочетанию форм, в результате чего число организмов и видов уменьшается (сливаются): новый вид)
9. Межвидовая борьба - борьба между различными видами: между разными растениями, между растительноядными хищниками и т, п.
(сочетание качеств видов в пользу друг другу)
10. Внутривидовая борьба - конкуренция между особями одного и того же вида за пищу, свет, воздух, жизненное пространство.
(сочетание собственных качеств организма в улучшение себя)
Теперь суммируем найденную семантику от обратного:
1. Благоприятные условия жизни создают гармонию живых организмов.
2. Жизнь изначально стабильна в собственной полноте.
3. Виду соответствует среда.
4. Образ вида определяет образ среды.
5. Климат служит организму.
6. Суть жизнедеятельности - приобретение и объединение.
7. Жизнедеятельность всех видов стремится к общему.
8. Постоянство стремится к единому Духу.
9. Дух единства полезен каждому виду.
10. Дух единства обеспечивает рост жизнедеятельности видов.
Таковым Духом единства для жизнедеятельности видов является человек. Это же следует и из прямой семантики первых глав Библии.
Человека создал Бог, чтобы человек своим духом правил животным миром, райской природой и возделывал сад Едема. А труд возделывания рая состоит в том, чтобы человек мыслил в соответствие с нравственным заветом заповеди Бога, и сверял бы собственные мысли с заветной совестью. И так бы преодолевал соблазны змия ума. Одухотворяясь сам, человек бы одухотворял и мир. Но, человек пал и все пошло вопреки.
О том, как это происходило, можем прочесть на примере геохронологической таблицы о происхождении жизни на Земле (для краткости, сразу приведем содержание суммы обратного семантического значения):
Прочтем геохронологическую летопись Земли в противоположной семантике, сохранив синтаксис, с одним допущением: пусть это будут не глубинные пласты земли, а горизонтальная плоскость поверхности земли в территориях.
Итак:
На Земном шаре - круглая суша окруженная океаном. В центре (Голоцен)- человек и все существующие виды (сад Едема).
В территорию Плейстоцена приходят многие крупные млекопитающие. Их приводит сюда инволюция жизни из-за грехопадения человека. Здесь же и первое поколение некоторых людей, пораженных грехом.
В территорию Олигоцена инволюция приводит человекообразных обезьян, и здесь они теряют свой вид.
В территории Эоцена исчезают остатки инволюции видов современных млекопитающих.
В территории Мела исчезают плацентарные млекопитающие. Происходит мутационная вспышка инволюции пресмыкающихся в образы динозавров.
В Юрской территории перестают существовать сумчатые млекопитающие, исчезают виды птиц. Продолжается мутационная инволюция динозавров.
В территории Триаса оканчивается мутация последних динозавров и исчезают яйцекладущие млекопитающие.
В Пермской территории происходит массовое исчезновение в инволюции видов, распавшихся во множество остатков.
В Каменноугольной территории исчезают деревья. Мутация динозавров возвращается к исходному виду пресмыкающихся, которые здесь исчезают как вид.
В территории Девонской инволюция настигает последних земноводных и споровые растения.
В территории Силурийской инволюция видов скорпионов и челюстноротых заставляет жизнь видов уйти с суши в море.
В Кембрийской территории - дальнейшая инволюция ракоскорпионов и их переход в распадающиеся виды новых групп организмов.
В территории Докембрия, то есть далеко в океане произошло оледенение. Распад первой суши на материки.
Как же территории эпох с поверхностно-плоскостного состояния перешли в глубинные слои земли?
Здесь есть только одна причина, которой можно семантически обозначить данный феномен: дух вошел в себя, вопреки: гордыня. Это же постигло и Землю. И Вселенную: появилась гравитация. Появился «Большой взрыв».
Применим метод обратного семантического значения в условиях неизменяемого синтаксиса и приложим к статье «Материя» (гос. Издательство политической литературы, 1955г., под редакцией М. Розенталя и П. Юдина)
«Материя.
Мир по природе своей материален. Наблюдаемое многообразие явлений в природе представляет собой различные формы движущейся материи. Материя есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе. Атом, живая клетка, организм, мыслящий человек суть разнообразные виды материи. Материя вечна во времени и бесконечна в пространстве. Она не исчезает и не создается вновь, она несотворима и неуничтожима; материя только меняет свои формы.
Материя существует независимо от человеческого сознания и все существующее есть многообразное проявление материи. Материя обладает рядом существенных свойств, главнейшим из которых является движение. Материя существует в пространстве и времени. Последние суть объективные формы бытия материи. Нельзя отождествлять определения материи как философской категории с теми или иными физическими теориями о строении материи: изменение наших представлений о строении и свойствах материи не может опровергнуть факт объективной реальности материи.
Требует своего рассмотрения философское учение о материи в тесной связи с конкретными достижениями науки. В противном случае философия из творческой науки превращается в догматическую науку, неспособную к обобщению новых данных науки».
«Дух.
Дух по природе своей не материален (духовен истинно).
Наблюдаемое многообразие явлений в природе представляет собой различные формы движущегося духа. Дух есть единственный источник и последняя причина всех процессов в природе. Атом, живая клетка, организм, мыслящий человек суть разнообразные виды духа. Дух вечен во времени и бесконечен в пространстве. Он не исчезает, и не создается вновь, он несотворим и неуничтожим; дух только меняет свои формы.
Дух существует независимо от человеческого сознания и все существующее есть многообразное проявление духа. Дух обладает рядом существенных свойств, главнейшим из которых является движение. Дух существует в пространстве и времени. Последние суть объективные формы бытия духа.
Нельзя отождествлять определения духа как философской категории с теми или иными физическими теориями о строении материи: изменение наших представлений о строении и свойствах духа не может опровергнуть факт объективной реальности духа.
Требует своего рассмотрения философское учение о духе в тесной связи с конкретными достижениями науки. В противном случае философия из творческой науки превращается в догматическую науку, неспособную к обобщению новых данных наук».
Обе статьи не противоречат описанию материи и духа, прочитанные по отдельности. Но, статья - одна.
Еще пример. Возьмем статью «Идеальное» (то же издательство и редакция, 1963 г)
«Идеальное.
Характеристика человеческого сознания, основанная на гносеологическом противопоставлении его материальному, материи. Сознание идеально, так как оно является отражением материального мира в субъективных образах, понятиях, идеях. Значение и смысл образов и языковых средств, с помощью которых обеспечивается идеальное отражение действительности, не есть нечто вещественное, материальное, хотя сознание и функционирует только с помощью определенных материальных средств и процессов. Оперируя не самими вещами, а только их образами, значениями и смыслом, которые выступают в качестве «заместителей» вещей, их моделей, сознание способно отражать сущность реальных вещей, исследовать объективные законы и на их основе создавать проекты будущего, еще не существующего. Сознание способно также создавать иллюзорные представления и понятия, искажающие объективную действительность. Поэтому научное познание с необходимостью постоянно противопоставляет и сравнивает знание о предметах с самими предметами, выясняя, насколько точно и полно в знании о вещах и явлениях отражается их объективная сущность, иными словами, насколько наше знание истинно».
И
«Эмпирическое, чувственное.
Характеристика человеческого сознания, основанная на гносеологическом противопоставлении его идеальному, духу. Сознание не идеально, так как оно является отражением духа мира в субъективных образах, понятиях, идеях. Значение и смысл образов и языковых средств, с помощью которых обеспечивается эмпирическое (чувственное) отражение действительности не есть идеальное духовное, хотя сознание и функционирует только с помощью определенных чувственных (духовных) средств и процессов (органы чувств, интеллект).
Оперируя не самими вещами, а только их образами, значениями и смыслом, которые выступают в качестве «заместителей» вещей, их моделей, сознание способно отражать сущность реальных вещей, исследовать объективные законы, и на их основе создавать проекты будущего, еще не существующего.
Сознание способно также создавать иллюзорные представления и понятия, искажающие объективную действительность. Поэтому научное познание с необходимостью постоянно противопоставляет и сравнивает знание о предметах с самими предметами, выясняя, насколько точно и полно в знании о вещах и явлениях отражается их объективная сущность, иными словами, насколько наше знание истинно».
И в этих статьях, по отдельности, нет противоречия в описании того, что есть идеальное и эмпирическое, чувственное. Но и здесь исходная философская статья одна.
___________________________________
Метод обращения семантики при сохранении синтаксиса позволяет использовать любую статью (из философского словаря) в, так называемом, «логическом квадрате» который используется в науке логике.
Обозначим квадрат с углами: 1, 2, 3, 4. Где 1 - верхний левый угол, а 4 - нижний левый угол; 2 - верхний правый угол, а 3 -нижний правый угол. В логике этому соответствует не цифровое обозначение, а SaP, SeP, SoP, SiP. Но, для простоты обозначений, условимся о цифрах.
Следующая схема рассуждений:
1 - «Все S есть Р»
4 - «Некоторые S есть Р»
2 - «Все S не есть Р»
3 - «Некоторые S не есть Р»
Где:
(1-3; 2-4) - противоречивые высказывания;
(1-2) - противные высказывания;
(3-4) - подпротивные высказывания;
(1-4;2-3) - подчиненные высказывания.
Противоречащие высказывания не могут быть одновременно истинными и ложными; если одно из них истинно, то другое ложно.
Противные высказывания могут вместе быть ложными, но не могут истинными.
Подпротивные высказывания не могут быть одновременно ложными, но могут быть одновременно истинными.
Подчиненные высказывания - из подчиняющего высказывания логически следует истинность подчиненного, и из ложности подчиненного следует ложность подчиняющего.
Рассмотрим действие данной методики на примере статьи «Материя» («Дух»).
Для этого обозначим углы логического квадрата, как:
1 - Дух; до падения;
2 - Материя; после падения;
3 - Природа; законы эволюции;
4 - Рай; иерархия рая;
Противоречащие (1-3;2-4): « До грехопадения не было законов эволюции». Значит: « Некоторые законы эволюции были до грехопадения» - ложное высказывание.
И, если « После падения нет иерархии рая» значит: «Некоторый порядок рая сохранен» - ложное высказывание.
Комментарий:
Действительно то, что материализация духа после грехопадения человека привело к тотальной материализации Творения будучи духовного. И в этом появились законы материи, тотально не являющиеся законами духовного Творения мира Богом. То есть мир тотально материализовался из Духа в материю и в нем появились свои законы, которые тотально противоположны законам духа.
Противные высказывания (1-2):
«Все, что было до падения - осталось и после падения» и «Ничего из того, что было до падения, не сохранилось после падения».
Комментарий:
Материализация мира есть тотальная копия. То есть - Антиномия духа и материи. То, что материализовалось, оно же было (есть) духовным.
Подпротивные высказывания(4-3): «Некоторые законы природы - эволюционны» и «Некоторые законы природы - не эволюционны» оба высказывания истинны.
Комментарий:
Законы эволюции отражают духовную иерархию, но не ведут к ней, а уводят от нее.
В отношении подчинения находятся попарно высказывания (1-4; 2-3):
«До падения был духовный порядок иерархии Творения», следовательно «Некоторые законы духовной иерархии совпадают с Духом до падения».
И «После падения все законы беззаконны» и «Всякое падение есть беззаконие».
Комментарий:
В материальном мире могут существовать законы Духа вечной истины. Это и есть Закон, которого придерживается цивилизованная часть человечества. А всякое беззаконие служит падению духа.
______________________________
Далее.
Рассмотрим, произвольно выбранный, закон о главной движущей силе эволюции: Главной движущей силой эволюции считаются неблагоприятные условия жизни, к которым приходится приспосабливаться живым организмам, потомство которых наследует черты приспособления к этим новым условиям.
Рассмотрим этот закон в логическом квадрате.
Противоречащие(1-3):
«Эволюция есть приспособление» и «Некоторые приспособления - не эволюционны» - ложное высказывание.
(2-4) «Неблагоприятные условия - дисгармоничны» и «Некоторые неблагоприятные условия складываются в гармонию».
Комментарий:
Законы Духа и законы эволюции - антиномия. Или так: в материальном синтаксисе семантика законов Духа и т. Эволюции тотально противоположны в целом оставаясь в единстве друг с другом, посредством ложного как связи.
Противные высказывания(1-2): «Благоприятные условия есть неблагоприятные», но «Все благоприятное не есть таковое».
Комментарий:
Неблагоприятные условия в эволюции есть уход от благоприятных законов духа. Или так: материалистический синтаксис формируется семантикой уходящей от благоприятного своего содержания духовного: гонение.
Подпротивные высказывания(4-3): «Гармония ведет к приспособлению», но «Некоторые приспособления негармоничны».
Комментарий:
Дисгармония поведения уродует внешний вид.
Подчиненные высказывания(1-4): «Благоприятные условия - гармоничны» и «Любая часть гармонии - благоприятна». То есть Красота - истинна (ноуменальна).
(2-3) «Неблагоприятное - неприспособленно» и «Любое приспособление остается неблагоприятным». То есть всякое приспособление в эволюции неблагоприятно.
Таким образом, закон о главной движущей силе в эволюции является и законом о главной силе деградации жизни.
________________________________________
Теперь рассмотрим статью «Идеальное» в логическом квадрате, с углами:
Идеальное, материальное, ощущение, знание.
Противоречащие высказывания(1-3;2-4):
«Все духовное есть чувственное, эмпирическое» и «Некоторое духовное не ощутимо (ноумен)».
«Материальное не познаваемо» и «Некоторые знания не материальны».
Комментарий:
Духовное материализовалось как в чувственное, так и в умственное, которое хотя и не ощутимо, но остается духовным (ум; ноумен). Ноумен (или рацио в приложении к материальному духу) остается непознаваемым в отношении материи: материя никогда не «скажет», посредством рационального ума, что она есть дух.
Противные высказывания(1-2):
«Все идеалы - материальны». «Ни один идеал - не материален).
Комментарий: Все идеалы либо эмпиричны, либо ноуменальны. Но, в любом случае все они являются духом материи. Кроме совести, которая есть Заповедь, и не является духовным идеалом, ибо является духовной истиной, на которую печать духа материи не ложится.
Подпротивные высказывания (4-3):
«Некоторые знания имеют опыт, так как чувственны» и «Некоторые знания не имеют опыта, абстрактны, не реальны».
Подчиненные высказывания (1-4;2-3):
«Все духовное познаваемо», «Некоторые (абстрактные) - также».
«Вся материя не ощутима», «Некоторые объекты материи не ощутимы (абстрактны).
Комментарий:
Все духовное (мир) познаваемо либо в опыте, либо в абстракции, но материю нельзя познать ни опытом ни теорией, ибо она есть фикция духовная (обман).
_____________________________________
Теперь выведем тезисы из рассмотренных статей. И смоделируем четыре линии, по порядку схем высказываний в логическом квадрате. То есть, соответствуя противоречивым высказываниям, противным, подпротивным, подчиненным.
Для статьи «Материя», «Дух» это:
1 линия:
Действительно то, что материализация духа после грехопадения человека привела к тотальной материализации Творения будучи (бывшего) духовного. И в этой материализации духа появились законы материи, тотально не являющиеся законами духовного Творения мира Богом. То есть мир тотально материализовался из Духа в материю и в нем появились свои законы, которые тотально противоположны законам духа.
2 линия:
То, что материализовалось, оно же было Духом.
3 линия:
Законы эволюции есть «отражение» духовной иерархии, но не ведут к духу, а уводят от него.
4 линия:
В материальном мире могут существовать законы Духа вечной истины. Это и есть Закон, которого придерживается цивилизованная часть человечества. А всякое беззаконие (в том числе и подмена законов духа законами эволюции) служит падению (духа).
Далее.
Тезисы из содержания о главной движущей силе эволюции:
1 линия:
Законы духа и законы эволюции прямо противоположны. Или так: в материальном синтаксисе семантика законов духа и т. Эволюции тотально противоположны (антиномия).
2 линия:
Неблагоприятные условия в эволюции есть уход от благоприятных законов Духа. Или так: материалистический синтаксис формируется семантикой уходящей от благоприятного своего содержания духовного.
3 линия:
Дисгармония поведения уродует внешний вид.
4 линия:
Всякое приспособление в эволюции неблагоприятно.
Тезисы из статьи «Идеальное», «Эмпирическое»:
1 линия:
Духовное материализовалось как в чувственное, так и в умственное. Последнее хотя и не ощутимо, но остается духовным (абстракция). Сам по себе ум (или рацио в приложении к материальному духу) остается непознаваем в отношении материи; материя никогда не «скажет», посредством рационального ума, что она есть дух.
2 линия:
Все идеалы либо ощутимы (материальный опыт), либо не материальны, то есть являются духом ума. Но, в любом случае все они являются духом материи (кроме совести и идеалов на ее основе).
3 линия:
Некоторые знания чувственны, реальны, опытны. Некоторые знания не имеют опыта (абстрактны; ноумен).
4 линия:
Все духовное (мир) познаваемо либо в опыте, либо в абстракции, но материю нельзя познать ни опытом, ни теорией, ибо она есть фикция (обман духа). Материя - обман, выдумка Адама, дух проклятия, гордыни человека против Духа Бога. Об обмане можно сказать, что он есть, но его познать нельзя, так как это противоречит самому познанию.
__________________________________________
Метод связи разных представлений и понятий:
Как, например, понять, что всякое приспособление в эволюции неблагоприятно?
Следует пойти по соответствующей (здесь - 4 линии) линии общей для всех понятий и представлений и статей рассматриваемых в логическом квадрате.
Таким образом, все, что можно рассмотреть в схеме логического квадрата, можно связать и друг с другом.
Кратко повторим содержание предложенной методики:
За основу берем логический квадрат с четырьмя основаниями: Дух, материя, рай, природа и рассматриваем последовательно, вначале термины марксистско-ленинской философии, а затем биологии (законы эволюции), и другие науки, по возможности и необходимости.
Для этого сохраняем общий синтаксис статьи, меняем семантику на противоположную. Из полученной двойственности одной и той же статьи формулируем тезисы, в логическом квадрате, по предложенной схеме.
Тезисы выводим в четыре линии, по которым и сочетаем противоположности без противоречия.
________________________________
В русской цивилизации присутствует логический квадрат Истории. Квадрат эпохи Просвещения с ее духовно - материалистическим противоречием.
В ближайшей, современной русской истории правой (2-3) половиной данного логического квадрата является Великая Октябрьская революция, а левой (1-4) половиной - Великая Отечественная война.
В революции был явлен Великий Исторический обман духа посредством духа материи. А в Великой Отечественной войне была достигнута Победа духом Духа над духом материи (обманом). В масштабе человечества.
Культурное осознание данного «логического квадрата» русской цивилизации можно назвать постматериализмом.
Ибо на Западе была/есть прелюдия, попытка постматериализма под названием постмодернизм. Но, Запад не способен самостоятельно сформулировать постматериализм, но только - постмодернизм. Потому что Великое Противоречие «логического квадрата» Истории явлено только в Росси (СССР) - это Великая Октябрьская революция и Победа в Великой Отечественной войне.
82. Ответ на 81., Читатель:
81. Ответ на 79 и 80., Бондарев Игорь:
80. Дополнение.
79. Ответ на 69., Читатель:
78. Ответ на 77., Бондарев Игорь:
77. Ответ на 76., Читатель:
76. Ответ на 74., Бондарев Игорь:
75. Ответ на 71., blogger:
74. Ответ на 69., Читатель:
73. Ответ на 67., vlad7: