Деструктивные последствия реформы образования

Закон об Образовании в РФ 
0
880
Время на чтение 5 минут

 Сейчас много пишут о реформе образования в России. Да и как можно обойти вниманием то, что напрямую затрагивает интересы каждого гражданина? 

Ученики, студенты, их родители, учителя и преподаватели - все мы связаны с той или иной социальной группой. Как следствие, проводимая правительством реформа затрагивает судьбу каждого из нас.

Не вдаваясь в юридические и экономические тонкости, в специфические нюансы реформы образования, я попытаюсь рассмотреть процесс проведения изменений, которые вызывают обоснованную обеспокоенность граждан нашей страны, тем более что мой статус выпускника школы, выпускника педагогического колледжа, студента Санкт-Петербургского государственного университета и Русской христианской гуманитарной академии, а так же школьного учителя, позволяет мне смотреть на реформу с разных точек зрения.

Первое, что бросается в глаза, так это полное игнорирование общественного мнения. Решительно непонятно, почему не прислушиваются к общественному мнению? Кто лучше школьных учителей, преподавателей средних и высших учебных заведений, родителей и студентов может знать ситуацию на местах? Ведь реформа образования настолько важный шаг, что его можно сравнить с принятием Конституции: если главный закон государства гарантирует наше сегодняшнее, то образование - наше будущее и будущее наших детей.

Конечно, излишне сомневаться в том, что потребность в реформе образования давно назрела. Но изменения требуются не столько в структуре системы образования, сколько в ее содержании. А так - к старым проблемам лишь добавляются новые.

Пример: сокращение учителей и закрытие многих педагогических ВУЗов. Правительство намеревается сократить около 200 тысяч учителей и закрыть более 100 высших учебных заведений. Да, из-за демографического кризиса 90-х годов количество учеников сильно сократилось в последние годы, но уже сейчас в младших классах мы можем наблюдать тенденцию к увеличению наполняемости классов. Через 5-7 лет количество учеников в школах вновь вырастет. На сегодняшний день в нашей стране пропорция количества учеников на одного учителя, по сравнению с советским периодом, оказалась нарушенной; но более абсурдного решения проблемы, чем массовые сокращения и закрытия педагогических университетов найти нельзя, хотя бы потому, что тем самым разрушается сама база,на основе которой должны готовиться новые кадры. Где будут набирать учителей, когда количество учеников увеличится вновь?

Также необдуманно 10-12 лет назад закрывали детские сады, и в результате мы имеем перегруженные дошкольные учреждения, в которые детей записывают с самого рождения, чтобы получить место. История повторяется: сейчас очереди стоят в детские сады, а скоро будут стоять в школы. Видимо, дети будут учиться либо в две смены, либо - по сорок человек в классе. Другим способом, возникающую при массовом сокращении учителей проблему, решить будет нельзя - база подготовки педагогического состава разрушена, а новых педагогических кадров нет, как нет и обещанного повышения заработной платы. И новых учителей брать будет просто негде.

Но действительно ли проблема большого числа учителей стоит столь остро, что ее нужно решать так кардинально, что сотни тысяч людей окажутся без работы; да и проблема ли это вообще? Любой педагог вам подтвердит, что чем меньше количество учеников в классе, тем легче вести урок: можно лучше контролировать учеников, уделить больше внимания каждому из них, успеть освоить больший объем материала, да и поведение в небольших классах несравненно лучше. Чтобы повысить качество образования, количество учителей нужно увеличивать, а не уменьшать; нужно сделать так, чтобы один учитель вел один предмет, а не 2-3 как сейчас. Учителя же, как правило, берут несколько смежных предметов, чтобы было больше часов и, как следствие, выше зарплата. Заявления «средняя зарплата учителей составляет 21,1 тысячу рублей» - сознательное введение в заблуждение: «средняя зарплата» учителя, исходя из 18 часов (ставки), очень далека от «средней» по школе, где суммируется вся нагрузка - 1,5-2 ставки учителя. Вот и получается, что молодой учитель, работая на одну ставку, получает 12-14 тысяч (это в Петербурге, в области - в разы меньше). Поэтому, чтобы добиться того, чтобы одни учитель вел один предмет, нужно поднять минимальную зарплату учителя до средней по России. Но для этого нужны деньги, а нынешняя реформа направлена на то, чтобы их сэкономить.

Есть и другая проблема - низкая квалификация самих учителей. Это достаточно деликатная тема, но, тем не менее, и ее нужно осветить. Фактически большая часть людей работает в школе не по собственному желанию, а в связи с тем, что не смогли устроиться на более высокооплачиваемую работу. И, слава Богу, если такой «учитель» (даже без педагогического образования) работает - знает предмет, но не может его доступно объяснить ученикам (это ведь тоже большое искусство); но часто встречается и такое, что учитель химии ведет биологию, учитель ОБЖ - информатику и т.д. Более того, Дмитрий Анатольевич Медведев, будучи еще Президентом, заявлял, что в школе не обязательно работать человеку с педагогическим образованием. Как в такой ситуации можно говорить о переизбытке учителей? Можно лишь констатировать огромное количество работников в школах, но никак не учителей! Тут не закрывать нужно педагогические ВУЗы, а повышать качество обучения в них.

Что же касается старшей школы, то люди из правительства хотят нас уверить, что, как только они ввели двухступенчатую систему образования, то оно тут же вышло на качественно новый уровень. Но из своих «бумажек» со статистикой они не знают, что человеку, поступившему в университет, открыто заявляют: «забудь все, чему тебя учили в школе: здесь тебя будут учить совсем другому»; та же самая ситуация при устройстве на работу: «забудь все, чему тебя учили в университете: здесь ты будешь заниматься совсем другим». А слышит он подобные высказывания потому, что между учебными заведениями разных уровней нет преемственности, как нет ее между самими обучением и жизнью. В Европе и Америке человек, получивший высшее образование в хорошем ВУЗе, на сто процентов уверен, что он найдет работу по специальности (а то и еще во время учебы ему предлагают место), а у нас же получают образование «для корочки». Никому нет дела до того, чему человека учили, главное, чтобы его учили хоть чему-нибудь. Получается как у Пушкина: «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Наше образование перегружено пустой теорией, которая не имеет практически никакого отношения к будущей жизни.

Как же решили наши чиновники установить преемственность между школой и высшим учебным заведением? Правильно, вместо того, чтобы тратить деньги на переподготовку учителей, разработку новых учебных стандартов, отвечающих нынешним потребностям общества, он просто отменили обязательность предметов: теперь каждый сам выбирает то, что хочет изучать. Просто и «гениально»! Сегодня ребенок уже в девятом (!) классе должен определиться с видом своей будущей деятельности, благополучно оставить все «ненужные» предметы в восьмом классе, и заняться тем, что ему уже ну никак нельзя будет забыть при поступлении в ВУЗ. Действительно, зачем учить стопроцентного гуманитария химии и физике, ведь он все равно «сдал и забыл»? Пусть он лучше уделит больше внимания тому, что ему интересно. Вот только чиновники из министерства образования забыли (или не знали?), что одной из важнейших педагогических категорий является развитие, которое возможно только при фундаментальности образования. Они вам возразят: «зачем ученику знать законы Ньютона, если на первом курсе он их уже не помнит, если выбранная им специальность не связана с физикой?». Да он и забывает их потому, что даются они ему в теории, без практического применения. Человек забудет любую формулу (это всего лишь набор букв и цифр) но он не сможет забыть интересный эксперимент; а в наших школах эксперименты проводятся, дай Бог, один раз в месяц и то, если деньги есть.

Я всего лишь обозначил вопросы, которые возникают не только у профессионалов, но и обывателей, далёких от педагогики, но остро переживающих потерю статуса самой образованной страны в мире. Наше правительство решило пойти по другому пути: вместо точечных мер по ликвидации действительных проблем оно предпочло разрушить систему образования как таковую. Нет образования - нет проблемы.

Реформа, какая она есть сейчас, не приведет ни к каким позитивным результатам, но лишь к окончательному развалу того немногого, что удалось сохранить со времен Советского Союза. Когда апробированная поколениями система будет окончательно разрушена, и у нас больше не останется возможности восстановить ее - придется строить новую с чистого листа, но на это может уйти не одно десятилетие. Есть ли у наших детей времяна эксперименты?

Константин Касаткин, студент 2 курса исторического факультета СПБГУ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Деструктивные последствия реформы образования

Также необдуманно 10-12 лет назад закрывали детские сады, и в результате мы имеем перегруженные дошкольные учреждения, в которые детей записывают с самого рождения, чтобы получить место. История повторяется: сейчас очереди стоят в детские сады, а скоро будут стоять в школы. Видимо, дети будут учиться либо в две смены, либо - по сорок человек в классе.

Ну точно подмечено. Я помню эти садики - их, наверное, все помнят - построенные в СССР, брошенные в недостроенном виде во время перестройки. Потом в них жили бомжи и курили подростки. Потом сильно недостроенные садики, где был только фундамент, снесли, а совсем достроенные так и стояли с побитыми стеклами. Потом вдруг резко оказывается, что детей до 1999 года рождения днем с огнем не сыщешь, садики давали ОБЪЯВЛЕНИЯ "приглашаются дети такого-то возраста в наш прекрасный д/с" А потом вдруг не менее резко оказывается, что детей после 2001 года рождения ТАК МНОГО, что на них не хватает никаких садиков и надо срочно строить новые и восстанавливать старые. И народу все прибывает, а мест по-прежнему не хватает. И никто не думает о том, что скоро этим же детям не хватит школ. Зарисовка. В одной из деревень, где стоял садик с выбитыми бомжами стеклами, его восстановили. В деревне уже был один садик, так что стало два. Школы в деревне нет. Была маленькая, но закрыли, вроде бы в перестройку. Дети ходят/ездят учиться в соседнюю деревню за 5 км. Транспорт только платный(маршрутки), проездные не действуют. Да, еще ездит "скулбус" американского образца. Два раза в день. Естессственно, ВСЯ школа в него не влезает. Ну, а кто не успел, тот... не присел, увы. Строительство школы в деревне по-прежнему не планируется.
Еленка / 12.09.2012, 08:00

1. Разрушение образования

Помню, как-то мне на глза попалась тетрадь, на которой было написано следующее: "Я академиев не кончал, но высшее образование вам даду!". Само слово "образование" уже намекает на то, что оно призвано сформировать в человеке некий образ. В средневековье люди знали, что это образ Божий, поэтому все учебные заведения строились без оторванности от церковной жизни в монастырях. Потом в эпоху Возраждения знания начали отделяться от религии. В результате чего в эпоху Просвещения, когда наука сформировалась как институт, все образование стало направлено на формирование рационально мыслящего технического человека. То же было в Советское время. Но хочу заметить, что Советы делали ставку на науку и выделяли на нее огромные деньги. Во всех этих эпохах худо-бедно образовательные институты все-таки предлагали человеку плеяду различных возможностей. Гуманитарные знания все-таки были восстребованы. Недаром существование получили разлиного рода кружки, хоть иногда они носили деструкивный характер. ВОПРОС - образ какого человека мы формируем сейчас?
Loader / 11.09.2012, 05:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Закон об Образовании в РФ
Общественные лидеры обсудили итоги своей деятельности за год и наметили новые планы
10 декабря 2024 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественный совет при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка, которое провела Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова. В заседании также приняла участие член Общественного совета, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко, сообщает пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».
19.12.2024
Всё наше общество нуждается в оценке по поведению
О трудностях возвращения в школу оценок по поведению
12.12.2024
Современное высшее образование — это конвейер
по производству биороботов
07.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45