«Если отсечь человеку левую руку, он станет инвалидом. Если отсечь правую - станет инвалидом так же. Всё равно, инвалид: что без правой руки, что без левой. Безрукому человеку трудно заключить кого-то в свои объятия». [1]
Продолжают публиковаться фрагменты многочисленных блокнотиков и тетрадок святителя Николая (Велимировича), помеченных как «заготовки для бесед». Даже мимолетные записи святителя отмечены тем характерным для творчества великого серба сплавом поэтичности, богословской глубины и житейской мудрости. Сербский монастырь Святых Архангелов Гавриила и Михаила в Войловице издал разрозненные записи, хранившиеся в частных собраниях отдельной книгой: «Тумачење Светих Речи. Подсетник за беседе» («Толкование Святых Слов. Блокнотик для бесед»).
Книга составлена как из листков - заготовок для проповедей, так и из писем святителя. В том числе, письма, адресованного премьеру Великобритании - сэру Черчиллю, в котором святитель ходатайствовал за находящегося в застенках титоистов легендарного Дражу Михайловича.
Вот именно на тезисы, посвященным планировавшимся беседам на общественно-политические темы, и хотелось бы сейчас обратить внимание читателей. К сожалению, записи, помещенные в книге, не датированы, и это лишает нас сопоставлять записанное с теми обстоятельствами, в контексте которых эти мысли посещали святителя.
«...Парадоксы:
Коммунисты подняли знамя борьбы против капиталистов, но создали государство - исполинского капиталиста, против которого не смеют ни выступать, ни бастовать.
Немцы опять поднялись на войну с евреями, но, изгнав евреев, изгнали и Христа. И оказались в одном лагере с противниками Христа, иудеями.
Демократия говорила о свободе и равенстве, но создала картели богатым и тайные ложи господ, которые навязывают свою веру народу и владычествуют и народом, и государством.
От этих трех болезней может излечить лишь братство людей и народов во Христе...» [1] (С. 77).
«Возможна ли сейчас теократия?
Теократия <в том виде, в котором она существовала в Средние Века, - П.Т.> невозможна и неосуществима. (Впрочем, применительно к средневековью, корректнее говорить не о теократии, но о папизме, т.е. власти не Бога, а священства).
Но если невозможна средневековая теократия, то вполне возможна «неократия», теократия, чьими носителями были бы не церковнослужители, а миряне. В сербской истории мы имеем примеры христолюбивых властителей. Есть таковые и в наше время: в Ирландии (де Валера), в Португалии (Салазар), в Сербии (+ Льотич), в Аравии (Ибн Сауд), в Индии (махараджи и Ганди).
Теократия ветхого Завета осуществлялась через Моисея, царей и пророков». [1] (С. 124-125)
Конечно же, взыскание новых форм теократии, «неократии», как выразился владыка Николай, было связано отнюдь не по причинам экономическим. Пыл общественно-политической публицистики святителя Николая был направлен против того яда, который содержался в самом стержне либеральных идеологий - против подмены высших смыслов человеческой жизни поставленным во главу угла культом потребления.
«Наполнить желудки и головы - такая программа всех западных идеологий. Экономика и интеллектуализм. А сердце? Христианство ставит сердце в центр, а все другое подчиняет на службу сердцу. Бог смотрит в сердце. Господь его очищает.
Но сердце пустует, оно запущено у всех теоретиков западных идеологий. У китайцев, индусов и негров сердце чище, чем у белых.
Потому-то белых всюду ненавидят». [1]
Выражение «неократия», по видимому, отсылает нас к «Новому государству» («Estado Novo») португальца Салазара.
Салазар
Антониу ди Оливейра Салазар (порт. António de Oliveira Salazar); (1889(18890428) -1970) - бывший с 1932 по 1968 председателем Совета министров Португалии. Уже в 1933 году он ввёл в Португалии новую конституцию, которая давала ему практически неограниченные права, устанавливая правый авторитарный режим в стране.
«Успешно проведённые реформы и наступившая вслед за ними социально-экономическая стабилизация в стране, подняли авторитет Салазара в Португалии на небывалый уровень. Салазар являлся общепризнанным национальным лидером Португалии.
Основной целью преобразований Салазара являлось установление в Португалии аппарата личной диктатуры, в которой он видел единственное спасение для португальского общества, верное средство ликвидации угрозы национальной безопасности. Жесткий контроль государства над политической системой общества, умелое использование военной силы и карающей мощи государства - вот единственное, что в тех условиях могло остановить процесс «восстания масс» (рождения массового общества). И Салазару удалось приостановить наступление «масс».
Результатом его социально-экономических и политических преобразований явилось установление в Португалии авторитарного режима, его политического детища, вошедшего в историю под названием «Нового государства». [2]
«Если демократия означает равнение на низы и отказ от признания неравенства людей; если она пребывает в убеждении, что власть исходит от масс, что править - это дело масс, а не элиты, то я рассматриваю демократию как фикцию», - писал Салазар.
Несмотря на то, что режим Салазара был заклеймен в качестве авторитарного, этот консервативный католик остается достаточно популярным среди португальцев и сегодня. В 2007 году в ходе интерактивного голосования на шоу «Великий португалец», Салазар был избран самым великим португальцем в истории. Причем изначально его имя не было включено в список кандидатур, но под давлением общественности организаторы шоу включили в список и его. В результате за последние две недели голосования Салазару отдало предпочтение более 40% португальцев, принявших участие в мероприятии.
Значит, помимо приписываемой португальцам «ностальгии», еще велика доля тех, кто остается приверженцем патриархального уклада, и, в числе прочего, готов разделить и такие слова диктатора:
«Мы против всех интернационализмов, против коммунизма, против профсоюзного вольнодумства, против всего, что ослабляет, разделяет, распускает семью, против классовой борьбы, против безродных и безбожников, против силы в качестве источника права. Мы против всех великих ересей нашего времени... Наша позиция является антипарламентской, антидемократической, антилиберальной и на её основе мы хотим построить корпоративное государство.
Семья является «первородным ядром церковного прихода, общины, а отсюда и нации. Она, следовательно, является по самой своей природе первым из органических элементов государства». [3]
Ганди в «Миссионерских письмах»
В качестве другого примера попытки воплощения в жизнь принципов «неократии» святитель Николай приводит деятельность легендарного Махатмы Ганди.
«Предупреждение Божие - вот в чем состоит роль современного вождя индийского народа. Промысел предостерегает политиков и правителей всего мира, и христианских тоже, о том, что в политике существуют и другие методы, помимо интриг, лукавства и насилия. Политический метод Ганди совсем прост и очевиден, он не требует ничего, кроме самого человека, вопиющего к Богу и слушающего Его.
Оружию, боеприпасам и армии Ганди противопоставляет пост; интригам, лукавству и насилию - молитву, политическим раздорам - безмолвие. Каким смешным и ничтожным это выглядит в глазах современных людей, не правда ли? В современных политических учебниках эти три оружия не упоминаются, даже в примечаниях к тексту. Пост, молитва и безмолвие! Вряд ли найдется в Европе и Америке политик, который без иронии посмотрит на эти три тайны индийского правителя, на три хрупких прутика против стали, олова и ядов.
Однако успехи Ганди с его тремя «волшебными» прутиками удивляют весь мир. Хотят они или не хотят, но политическим законодателям Англии и других стран придется ввести в новые учебники отдельную главу: «Пост, молитва и безмолвие как мощное политическое оружие». Как Вы думаете, человечество не станет счастливее, если эти методы некрещеного Ганди заменят в политической науке методы крещеного Макиавелли?
Но не столько метод индийца удивителен для мира, сколько сама личность, которая этим методом пользуется. Это христианский метод, древний, как сама вера, и новый, как нынешний день. Пример поста, молитвы и безмолвия показал Своим ученикам Сам Христос, они передали его Церкви вместе со своим личным опытом, а Церковь передает его верным своим из поколения в поколение до нынешних дней. Пост - это жертва, безмолвие - самоуглубление, а молитва - вопль к Богу. Вот три источника великой духовной силы, которая делает человека победителем в борьбе и праведником в жизни. Кто из людей не способен вооружиться таким оружием? И какая грубая сила может сокрушить это оружие? Конечно, этими тремя элементами христианская вера не исчерпывается: они представляют собой лишь часть ее правил, ее неземных тайн.
К сожалению, в наше время христиане пренебрегают многими из этих правил и забывают о чудотворных тайнах. Преобладает мнение, что побеждает только сталь, что тучи разгоняют только пушки, а излечивают только таблетки. Поэтому я думаю, что Господь по милости Своей выдвинул Ганди, не христианина, но служащего предупреждением христианам, особенно тем, которые умножают беды и несчастья своих народов, используя грубые и жестокие средства правления.
И Евангелие нам свидетельствует, что Господь иногда прибегал к таким предупреждениям ради блага людей. Ваша честь сразу же вспомнит, о чем я говорю,- о римском сотнике из Капернаума (см.: Мф. 8, 5-13). С одной стороны, Вы видите израильских вождей, которые похвалялись своим избранничеством и верой во единого Бога, но при этом отвергли Христа, а с другой - презренного римского язычника, того сотника, который с крепкой верой и сокрушением припал ко Христу, прося исцелить его слугу: «Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры». (Лк. 7, 9)». [4]
Льотич. Прощальное слово владыки Николая
Очень важно отметить то, что святитель Николай в качестве примеров политиков, руководствовавшихся в своей деятельности теократическим образом мышления, приводит, наряду с Антонио Салазаром и Ганди, также и Димитрия Льотича.
Про этого сербского политика-консерватора наговорено много, недавно на одном сайте я даже встретил преподнесение Димитрия Льотича в качестве генерала СС. Говорят много вещей не очень серьёзных - вплоть до того, что широко известный текст проповеди святителя Николая, сказанной на похоронах р.Б. Димитрия, является фальсификатом.
«Если бы с дерева срубили одну лишь ветку, дерево затрепетало бы и содрогнулось от боли, но сейчас все дерево срублено под корень... Как невыносима боль утраты! О Боже, свершилась Твоя воля, и мы должны покориться ей. <...>
Димитрий Льотич был государственным деятелем, учителем и христианином. Он был не просто государственным деятелем, но христианским государственным деятелем. За последние полтора века у нас были великие политики, как, например, Гарашанин, Йован Ристич и Никола Пашич. Однако они были великими в свое время и в пределах Сербии, а Димитрий Льотич входил в высшие круги мировой политики. Это был политик, несущий крест. Однажды в монастыре Жича мне довелось слышать, как он сказал: «Сербский народ не будет счастлив, пока все люди не станут счастливыми». Он был учителем, который учит прежде всего делом, а уж потом словом. Он наставлял других и сам был им примером. Никогда не случалось так, чтобы его слова не подтверждались делом. О, если бы все наши учители были такими!
О нем будут говорить как о человеке, государственном деятеле и истинном христианине, и в этом он был выше всех. Он начинал с себя, а это полезно людям. Если начать издалека, с других, а не с себя, тогда нет пользы никому. Это был его девиз. Димитрий Льотич был человеком глубочайшей веры. Он, будучи министром по делам религии, подавал кадило священнику в церкви. Многие насмехались над ним, а он не стыдился. Он говорил: «Я иду, чтобы узнать волю Господню, и, когда узнаю, пойду за Ней, не оглядываясь ни вправо, ни влево». Без Димитрия Лётича мир опустел, и пустоту эту нелегко заполнить.
Дерево срублено - но Господь знает, чтó делает, и мы должны покоряться Его воле. Бывает, что дерево срублено, но от корня поднимаются молодые побеги. Хотя погиб Димитрий Льотич, его заменят не единицы, но тысячи сербских витязей, вместе вставших под ружье. Димитрий Льотич был человеком, способным вдохновлять других людей. Он нес свой тяжкий крест и в войне, и в мире, ибо и в мирное время люди не хотели дать ему мира. На войне он выполнил свой долг воина и гражданина. Но именно те, которые были наверху и стояли во главе народа, не поняли его. Поэтому мы и погибли, что не умели ценить такие ценности.
Господь прибрал его именно в свое время. Кто-то может сказать: его отняли у нас. Но нет, его не отняли! Всей своей жизнью и своим трудом он оставил завет потомкам. Какое смирение! Какой Святогорский аскетизм! Какие чистые, словно детские, молитвы!
Благодаря Льотич, мы с Его Святейшеством Патриархом Гавриилом вышли из заточения и прибыли сначала в Вену, а потом сюда. Мы никогда не забудем того, чтó сделал для нас этот самый верный сын Сербии». [5]
Некоторые люди, искренне почитающие владыку, и старавшиеся «отмыть» его от такого неполиткорректного друга, каковым был Димитрий Льотич, пытались выдвинуть такую трактовку, согласно которой святитель дружил с «довоенным Льотичем», а с Льотичем эпохи правительства национального спасения генерала Недича у свт.Николая не было ничего общего.
Дело в том, что святитель Николай, действительно, проявлял скептическое отношение к некоторым своим ранним книгам, которые были воплощениями тех убеждений, которые исповедовал владыка в молодости:
«Действительно, я много писал, но это было следствием того, что, во-первых, я не имел дара сказать многое в малом, как, скажем, Паскаль. Во-вторых, это у меня наследственное. Мой покойный отец Драгомир (великая душа), был делопроизводителем общины на протяжении 30 лет. Все писал и писал. А я - его сын.
Могу сообщить тебе доверительно, - пишет владыка о.Димитрию Найдановичу, - всё, что было напечатано до 1924 года, я бы не желал переиздавать. И в последующих книгах встречаются ошибки». (С. 149).
Речь идет, прежде всего, о тех идеях, которые святитель высказывал в период своего «экуменизма» и увлечения индуизмом. Тем не менее, нигде и никогда святитель не отрекался от своих слов, высказанных в адрес христианского политика Димитрия Льотича. Льотич был для Велимировича не просто другом, но и единомышленником. Человеком, пытавшимся заложить основы общества, построенного на фундаменте христианских ценностей.
Это значит, что для святителя было вовсе не всё равно: какую идеологию исповедует человек или группа людей. В сербской околоцерковной среде ходит апокриф, согласно которому владыка отказался выступить по радио с антикоммунистическим воззванием, мотивируя свой отказ тем, что для христианина неприемлема именно атеистическая составляющая марксистской разновидности либерализма, а не коммунистические идеи в целом.
В связи с этим, упомянутая выше притча о человеке с отсеченными руками, толкуется уже несколько иначе. Дело не в том, что «правые» и «левые» одинаково органичны обществу. Дело в том, что в обществе есть люди, тянущиеся как к «левым» ценностям, так и к «правым». И нельзя пренебрегать чувствами ни «левой», ни «правой» части своих соплеменников.
Но чувства эти, эти идеи вовсе не равнозначны.
Об этом - притча святителя об аптечных пузырьках:
«В одной аптеке лежали два внешне украшенных закупоренных пузырька. Можно было бы сказать, что внутри - одинаковая жидкость. Но когда их отворили, то из одной полился аромат роз, а другая дохнула аммиаком. Так и два человека: когда отворят уста - из одних небесное благоухание, из других - смрад». (С. 45).
[1] Свети Владика Николаj. Тумачење Светих Речи. Подсетник за беседе: Манастир Воjловица, 2009
[2] Елишев Сергей. Салазаровская Португалия
[3] Цоппи В.А. Португальская революция: пути и проблемы: М., 1979
[4] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Миссионерские письма: М., 2011
[5] Перевод Н.Феофановой
3. Ответ на 2., рудовский:
2. Re: Аптечные пузырьки с неизвестной жидкостью
1. Re: Аптечные пузырьки с неизвестной жидкостью