Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Воспоминание о Бородинском монастыре

Святитель  Игнатий  (Брянчанинов), Русская народная линия

08.09.2012


К 200-летию Бородинского сражения (26 августа/ 8 сентября) …

Ниже к 200-летию Бородинского сражения (26 августа/ 8 сентября 1812 г.). мы публикуем одно из воспоминаний святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867).  Оно посвящено строительнице Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой), а также сестрам обители, решившим отказаться от мира ради молитвенной памяти павших на бранном поле.

Спасо-Бородинский в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа женский монастырь основан в 1838 г. на Бородинском Поле, близ д. Семеновское вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора А. А.Тучкова на месте его гибели.

Впервые напечатано: Воспоминание о Бородинском монастыре. - СПб.: тип. К. Крайя, 1847. - 4 с. - Подпись: И. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том IV. - М.: Паломник, 2002. - С. 473-475) подготовил профессор А. Д. Каплин.

+ + +

Святитель Игнатий (Брянчанинов)На Бородинском поле верные сыны России совершили долг свой: твердо и мужественно противостали врагу многочисленному, водимому полководцем гениальным, усеяли поле трупами иноплеменников и трупами своими. Обширное поле битвы сделалось обширным кладбищем.

Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству они принесли себя в жертву Богу, заживо умерши для мира, - приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших на сражении сынах России.

Поэт! Ты прав; твой глаз постиг характер этого поля: ты нарек его «поле-море». Прочитав название новое, я не понял его, но когда пришлось мне взглянуть с высоты на Бородинское поле, - я тотчас увидел, что это поле - море. Оно обширно, как море; оно - всё в переливающихся, отлогих холмах, как в волнах. Были на нем и другие волны: несметные полки воинов.

Утекли эти волны; утекли десятки годов после битвы знаменитой; стоит уединенно на поле смиренная обитель инокинь, как пристань на море.

Лились здесь слезы о павших под острием меча; лились здесь слезы о сраженных преждевременно телесною смертию. Лились слезы в уединении; уединение и слезы очистили око ума. Внезапно пред ним - неожиданное, незнакомое доселе зрелище: умерщвленная грехом душа! Тогда печаль земная соединилась с печалию духовною.

Маргарита прежде всех пришла на кладбище воинства русского, чтоб плакать над могилой храброго супруга; - принесла туда и прах сына, угасшего не на Бородинском поле, чтоб плакать над двумя могилами вместе. Она дала себе обет печали пожизненной, надела на себя черные одежды с тем, чтоб не снимать их никогда. «Буду плакать над гробами, - помышляла она, - доколе смерть не отрет слез моих, доколе гроб не примет и моего тела».

Бог близок к скорбящим; близок к ним свет Его, близко утешение Его. Маргариту озарило небесное просвещение: она произносит обет иночества, облекается в таинственный образ, принимает новое имя - и уже Мария плачет у гроба Спасителева. Камень скорби земной отвален от сердца: взорам души предстали радостные Ангелы, приносят кроткое утешение веры. По праву, Мария, ты держишь в руках твоих жезл настоятельства на поле Бородинском. Ты приобрела это поле мечом твоим - слезами. Возьми ими и небо.

Постепенно на обширное кладбище, к знамени иноческому Марии, стекались дщери земли русской; постепенно обитель стражей могильных обращалась в обитель молитвенников и служителей Бога. На самом редуте левого фланга, где сеча кипела всего ужаснее, где в знойный день битвы образовалась грязь от смешения крови с землею, где выросли горы трупов, ныне - Святая Церковь. В ней ежедневно приносится Бескровная Жертва о упокоении проливших кровь свою. Девы, умершие миру, воспевают надгробную песнь над витязями, умершими за Россию.

И часто, изможденные бдением и постом, старицы видят в тонком сне на жестких своих ложах: полки воинов вслед за полками возникают неизвестно откуда, идут стройно в уединенную обитель, входят в храм, проходят в святой алтарь, потом скрываются неизвестно куда. Робкие инокини решились приступить к являвшимся с вопросом кто они. - «Мы те, - ответ был воинов, - за которых вы молитесь; приходим разделять с вами молитвы».

Бородинское поле, поле-море, поле великодушного подвига, убийства страшного, - тихое, безмолвное кладбище, оглашаемое лишь звоном монастырского колокола, сзывающим ежедневно в известные часы инокинь на молитвословие, - и голосом поселян, обрабатывающих землю, пресыщенную кровию! Как пристань тут - обитель; как полки - посевы хлебные; вместо киверов - колосья!

Благочестивые дщери России! Да поможет вам Бог совершать невидимый подвиг самоотверженья! Он помог братиям вашим мужественно встать, встать грудью русскою против гордого супостата; Он да поможет и вам: Он - всесильный Бог.

 15 сентября 1847 года



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Иванович Михаил : Ответ на 1., Правдич: Можно внести свои пять копеек?
2012-09-10 в 10:12

Какой, однако же, слог!И какая глубина мысли!Какая ясность и ёмкость изложения!Говорят, что русское и советское - это, мол, одно и тоже. Нет, русские писали по иному, потому что были Царскими, а не ленинским(сталинскими). И нам до русских писателей и поэтов как от земли до небес.


«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Михайло Васильевич Ломоносов
1. Правдич : Re: Воспоминание о Бородинском монастыре
2012-09-09 в 21:37

Какой, однако же, слог!
И какая глубина мысли!
Какая ясность и ёмкость изложения!
Говорят, что русское и советское - это, мол, одно и тоже. Нет, русские писали по иному, потому что были Царскими, а не ленинским(сталинскими). И нам до русских писателей и поэтов как от земли до небес.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме