Изучив проект документа, мы пришли к выводу, что документ в основной части может быть одобрен. Тем неменее у нас имеется ряд замечаний, которые с нашей точки зрения помогут качественно дополнить проект и исправить неточности формулировок.
В разделах I, III неоднократно используется медицинский термин «стойкая ремиссия». Однако Церковь не занимается медицинской, а осуществляет социальную реабилитацию. Кроме этого Церковь имеет свой понятийный аппарат. В данном случае медицинскому термину «стойкая ремиссия» соответствует (является синонимом) слово «трезвость». Исходя из этого считаем, что в данном документе наиболее целесообразно словосочетание «стойкая ремиссия», заменить на слово «трезвость», что вполне соответствует православной традиции. Причем словосочетание «стойкая ремиссия», с целью уточнения слова трезвость, может быть вынесена в скобках после слова трезвость.
Раздел I. Наркомания: грех и болезнь.
Наркомания - семейное заболевание. В связи с этим во втором абзаце данного раздела необходимо отразить участие семьи или ближайшего окружения в деле исцеления наркозависимого. Тогда последнее предложение абзаца будет в следующей редакции: «Для того что бы вывести наркозависимого в трезвость(устойчивую ремиссию), требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, участие семьи или ближайшего окружения, а так же компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей».
Раздел II. Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость.
Во втором абзаце заменить в предложении: «...Господь силен излечить...» на «...Господь силен исцелить...» и далее по тексту.
Кроме этого, в предпоследнем абзаце имеется историческая неточность. РПЦ в лице священнослужителей и мирян не с середины 90-х г., а с конца 80-х г. принимает участие в оказании помощи наркозависимым. Например, в это время в Эстонской Епархии (прот. Василий Борин) Храм пророка Илии, п. Васк - Нарва, в Московской Епархии (прот. Алексей Бабурин), д. Ромашково, Санкт-Петербургская Епархия (архим. Назарий Лавриненко ныне еп. Выборгский), уже активно и результативно занимались помощью наркозависимым и их родственникам.
Считаем необходимым в продолжение этого абзаца дополнить последнее предложение: «Помимо собственных оригинальных программ реабилитации наркозависимых РПЦ допускает использование методик, заимствованных из опыта государственной наркологии, форм и методов, разработанных в различных странах, если они не противоречат духовно-нравственному учению РПЦ и находятся в согласии с православной антропологией».
Судя по смыслу, составитель предполагает использование методик заимствованных из опыта различных реабилитационных программ в РПЦ. Это значит, что и на данные программы должно распространяться требование последнего абзаца данного раздела, который обязывает: «Все вновь создаваемые методики церковной реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви». Следовательно, не только новые, но и ранее созданные программы необходимо привести в соответствие с вышеуказанными требованиями настоящего Документа, что совершенно логично.
Если же по мысли составителя он вообще допускает существование различных методик, то это не может входить в компетенцию РПЦ и являться предметом настоящего обсуждения.
Раздел IV. Организация реабилитационного процесса.
По нашему мнению, последний абзац данного раздела необходимо дополнить. В предложение внести: «В процессе реабилитации следует заниматься культурным развитием, патриотическим воспитанием наркозависимых и обучать их санитарно-гигиеническим правилам».
Необходимость патриотического воспитания вряд ли нуждается в аргументации. Что касается санитарно-гигиенических правил, то общеизвестно, что каждый реабилитационный центр для лиц, зависимых от ПАВ, является специфическим временным коллективом людей, неблагополучных и весьма непростых в социальном, психологическом, психиатрическом и общемедицинском плане. Они отличаются обширным негативным жизненным опытом и ярко выраженным саморазрушающим стилем поведения. У них могут отсутствовать элементарные санитарные знания и гигиенические навыки, отчасти редуцирован инстинкт самосохранения, слабо выражено самостоятельное стремление к заботе о себе. За время наркотизации и алкоголизации мало кто из них обращал внимание на свое здоровье, многие приобрели хронические соматические заболевания. Кроме этого, меры медицинской безопасности, которые составляют основу данного компонента будут безусловно способствовать повышению качества социальной реабилитации любой реабилитационной программы.
Раздел V. Задачи организации церковной реабилитации наркозависимых.
1. Общецерковный уровень.
В данный пункт необходимо добавить: «осуществлять экспертные оценки».
Этот пункт необходимо ввести ввиду того, что данная функция уже определена Координационному совету по противодействию наркомании при Синодальном отделе по социальному служению. Кроме этого, именно этот орган должен будет проверять соответствие вновь создаваемых или внедряемых в РПЦ методик, которые согласно II разделу данного Документа, должны находиться в соответствии с православной антропологией.
К общецерковным задачам так же необходимо отнести функцию: «организовывать общецерковные научно-практические конференции».
Аналогичной функцией необходимо наделить и Епархиальный уровень.
Во втором случае это будет звучать так: «организовывать региональные и городские (областные)научно-практические конференции».
В рекомендациях мер, которые могут осуществляться на Епархиальном уровне, совершенно непонятно директивное установление, которое предписывает основание церковных мотивационных центров в близи от больших городов.
В настоящее время в РПЦ, довольно успешно, функционирует пока единственный мотивационный центр, который расположен как раз в крупном городе Федерального значения - это Санкт-Петербург. Считаем, что Епархии вправе сами определять, руководствуясь принципом целесообразности, место устроения таких центров. Поэтому предлагаем следующую редакцию: «основание церковных мотивационных центров».
Раздел VI. Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации.
В первом абзаце, данного отдела, допущена юридическая неточность: «...РПЦ считает необходимым свое участие в работе межведомственных советов...» правильно было бы написать: «...РПЦ считает необходимым свое участие в работе межведомственных комиссий» и далее по тексту.
Ввиду того, что органами межведомственного взаимодействия по противодействию наркомании в субъектах именуются не советами, а комиссиями.
Протоиерей Сергий Бельков, руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
1. Re: Отзыв на проект документа «О деятельности РПЦ по реабилитации наркозависимых»