Откровенно говоря, я не ожидала такого интереса к своей статье «Кто вы - Надя, Катя, Маша?». Лично я не вижу в ней ничего особенного, что бы выделяло ее из ряда других материалов об этом деле, опубликованных на РНЛ.
Что же так привлекло к ней внимание и, особенно, что заставило некоторых читателей из числа защитников «пуссериоток» в своих комментариях за глаза вылить на меня ушаты грязи, захлебываясь от злобы и ненависти? Что заставило заявить, что мой текст - это некий «водораздел между нами и ними», то есть между сторонниками кощунниц и православными?
Я бы не стала возвращаться к этой теме, рискуя вызвать у своих оппонентов приступ очередного беснования, если бы не одно любопытное обстоятельство.
В моей публикации не было ни гневных призывов «наказать по заслугам», ни мстительного удовлетворения их нынешним положением - это вообще не мой стиль. За 24 года своей журналистской деятельности я не написала ни одного «жесткого», обличительного материала, всегда стараясь сохранить объективность и, по возможности, представить все «за» и «против». Вот и сейчас -несмотря ни на что, мне искренне жаль осужденных. Вернее, жаль их души, а это значит далеко не то же, что жалеть их лично. Именно за это меня и «прополоскали» в интернет-сообществах, пройдясь недобрым словом по моим умственным способностям, внешности и вдоволь поиздевавшись над фамилией.
Итак, насколько я могу судить по комментариям в интернет-сообществах, на жалость по отношению к заблудшим душам этих молодых женщин их сторонники реагируют довольно агрессивно. А почему? Давайте разберемся, без истерик и злобных выпадов.
Если верить нашим средствам массовой информации, цитировавших обвиняемых, по крайней мере, две из них крещеные - Алехина и Самуцевич. Алехина даже принимала участие в православном волонтерском движении, а Самуцевич, по словам ее отца, вместе с ним отмечала религиозные праздники и даже ходила в церковь. То есть смысл таких понятий как «рай», «ад», «Божие наказание», «грех», «душа», «бесы» им, хотя бы приблизительно, должен быть известен. Надо думать, что и слова «вечная жизнь» они тоже слышали. Поэтому сомневаюсь, что участь их бессмертных душ им так уж безразлична, и они сами были бы против того, что кто-то жалеет именно их души - не тело. А посему защитники «пуссериоток», если они, действительно, желают им добра, должны были бы это учитывать. Но только - если их понятие о добре близко не только христианскому, но и общепринятому, этическому...
Идем дальше. Обратите внимание на такую немаловажную деталь: все выступления группы скандальны. Мало того, скандальными являются и акции в их защиту - чего стоит, к примеру, демарш певички Чикконе-«Мадонны». Про поведение адвокатов я вообще молчу - многие журналисты отмечали, что заседания суда постоянно сопровождаются скандалами. «Группа поддержки», дежурившая у здания суда, тоже вносила посильную лепту в нагнетание атмосферы, устраивая перепалки с полицейскими, потерпевшими и просто несогласными с мнением защитников. О «флеш-мобе» 15 августа и последующих «акциях протеста» можно уже и не упоминать.
На каком-то сайте я видела забавную карикатуру: на первой картинке люди чинно сидят за столом, на второй - всеобщая потасовка, сотрапезники со злобными лицами колотят друг друга. Подпись: «Они говорили о «Пусси Райот». В чем же причина этой «эпидемии» скандалов?
Психологи утверждают, что, как правило, скандальные люди - это люди не уверенные в себе, которые стараются криком заглушить сомнения в собственной правоте. Это - с одной стороны. С другой - эпатирующие общественное мнение акции всегда кем-то щедро оплачиваются. Я не имею в виду конкретно выступления сторонников «пуссериоток» - опыт Украины и других стран, сотрясаемых скандалами разной степени, дает полное основание для подобных выводов. С третьей стороны, участие в скандале по поводу кого-либо является прекрасным средством самопиара. Как раз это мы сегодня и наблюдаем в большинстве случаев в отношении «поддержки» «бедных девочек» различными знаменитостями как зарубежного, так и местного «розлива». Но есть еще и четвертая сторона...
В психиатрии это называется «индуцированный психоз» (от латинского inducere - вводить и греч. psyche - душа). «Изначально непроизвольное и навязанное воспроизведение индивидом тех сверхценных идей, которые владеют другим человеком, с котором данный индивид тесно общается. Бредовое содержание этих идей развивается затем параллельно. В большинстве случаев речь идет о более или менее ограниченных отклонениях от нормы у индуцированных индивидов. Они без критики перенимают убеждения больного, чаше всего параноика или кверулянта. <...> Иногда индуцированные объединяются в группы, осуществляя соответствующие совместные мероприятия... При разрыве с источником индукции психотические проявления пропадают. <...> Также возможны массовые индукции в социальных группах» («Психологический словарь», http://psi.webzone.ru/st/304900.htm).
В этой медицинской статье, естественно, не говорится о том, что состояние массового индуцированного психоза может распространяться и длительное время поддерживаться благодаря нашим «независимым» СМИ, с помощью так называемой «идеи-вируса». По словам ее автора, знаменитого американского маркетолога Сета Година, она начинается с «манифеста», который может быть представлен широкой публике не только в письменном виде, но и в виде изображения, песни, какого-либо привлекательного продукта. Форма «манифеста» значения не имеет, важна заложенная в него «вирусная идея», под влиянием которой люди начинают мыслить и действовать по-другому. Причем главный способ распространения «идеи-вируса» - фокусировка сообщения на определенных группах, сформированных по географическому, демографическому или «психографическому» принципам.
Оглянитесь вокруг: кто наиболее подвержен психозу под кодовым названием «Защитим «Пусси Райот!»: молодые и не очень молодые люди, имеющие отношение к современному искусству, к культуре, социально активные, настроенные протестно, студенты вузов или имеющие законченное высшее образование. Остальные признаки, думаю, вы можете определить лучше меня.
С. Годин делит «переносчиков» «идеи-вируса» на «блудливых» и «влиятельных», то есть на тех, кто может рассказать об идее («перенести вирус») большому числу людей - это, без сомнения, все средства массовой информации, включая интернет-сообщества, блоги, ЖЖ и др., - и на тех, кто пользуется уважением и доверием людей. А теперь соотнесите его слова с тем, что происходит вокруг «дела о панк-молебне». Ничего не напоминает?..
Вот несколько принципов, по которым «работает» «идея-вирус».
Ее «продавец» тратит массу денег и времени на то, чтобы создать привлекательный продукт и среду, в которой будет распространяться вирус. (Продукт в данном случае - скандальная панк-группа. Среда создавалась с момента первого выступления группы и продолжает формироваться до сих пор.)
Научившись управлять ключевыми факторами «заражения» - «переносчиками» «вируса», направленностью «идеи», скоростью и удобством ее распространения, можно с большой вероятностью прогнозировать нужный распространителю исход. (Комментировать не берусь. Кто заказчик и спонсор нынешней эпидемии, нам (пока?) не известно.)
Заказчики и создатели «вирусной идеи» не забывают одну особенность Сети: в ней ничто никуда не пропадает: вся информация, когда-либо сказанная или написанная, остается в Интернете навсегда. Поэтому всегда существует и опасность вспышки новой эпидемии.
Создатель «вирусной идеи» заинтересован не только в «заражении» ею как можно большего числа людей, но и в постоянной «подпитке» «вируса» с помощью созданного продукта. (В нашем случае это означает... Впрочем, вы и сами видите, что это означает: «манифест» Толоконниковой «со товарищи» был вначале озвучен адвокатами в зале суда, а затем распространен в Сети, обеспечившей огромную скорость и удобство «заражения».)
А вот самое интересное: создатель «идеи-вируса» понимает, что она имеет определенный жизненный цикл. Поэтому в определенный момент он прекращает вкладывать деньги в ее распространение и начинает взимать плату с «зараженных» ею. (Какую цену придется заплатить сторонникам - да и противникам - панк-группы, сейчас сказать трудно. А вот что касается самих участниц, то плата в любом случае будет немалой. Правда, они, по всей видимости, об этом еще не догадываются.)
Ко всему сказанному могу добавить также, что для распространения «идеи-вируса» «блудливыми переносчиками» вовсю используются техники НЛП (нейролингвистического программирования) или, говоря по-русски, манипуляция сознанием. А «индуцированный психоз» с духовной точки зрения является «забесовливанием» душ.
Вот в такой переплет попали бедные Надя, Катя и Маша - и я говорю это безо всякой иронии или злорадства. Мне их, действительно, по-настоящему жаль. Особенно, повторюсь, их души.
Ведь не только «вирусные» выступления на протяжении всей недолгой истории существования панк-группы, но и такие же «заразные» акции в ее защиту до боли напоминают ритуальные пляски и вопли каких-нибудь заклинателей злых духов - только шаманских бубнов или там-тамов не хватает.
Ритуальные пляски... Заклинатели злых духов... Ну, вот мы и добрались до сути.
Для того, чтобы совершать какой-нибудь ритуал, необходимо знать его смысл и быть посвященным в культ, символом которого этот ритуал, или обряд, является.
Смысл акций «Пусси Райот», воплощающих некую «идею-вирус», был непонятен до тех пор, пока они не устроили свое действо в Храме Христа Спасителя. Дикие вопли, агрессия, атмосфера скандала, сопровождающиеего, характерны не столько для политического выступления, сколько для языческого - бесовского - культа. Хотя, по большому счету, одно другого не исключает. Значит ли это, что они были посвящены в него? Косвенно это подтверждается следующим фактом: Алехина в университете усиленно изучала «Тайные учения в культуре». Про глаза Толоконниковой я уже писала. Конечно, можно насмехаться над моим впечатлением о ней, считать его выдумкой. Но не мной сказано: «глаза - зеркало души».
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф. 6, 22-23).
Впрочем, есть еще один человек, на которого Толоконникова при личной встрече произвела такое же впечатление, как и на меня. Это журналист, общавшийся с «пуссериотками» в тюрьме и записавший с ними интервью для одной из телепередач. Его также весьма неприятно поразил ее тяжелый, темный взгляд. Настолько, что он не удержался и сказал ей об этом. Она ответила, что ей «приятно это слышать».
К слову, одно любопытное происшествие может служить подтверждение того, что участницы группы, как и их защитники, «заражены» «идеей», имеющей инфернальную, демоническую природу.
Корреспондент Интерфакса, которая вела репортаж из зала суда 3-го августа, неоднократно отмечала, что собака конвоиров часто лает. Наконец, она пишет: «Странное дело: собака лает только на адвокатов и подсудимых».
Да, можно возразить, мол, собаке просто не нравился их запах. Но в зале сидело множество народу - потерпевшие, их адвокаты, свидетели, журналисты, наконец, прокурор и сама судья. Но изо всей этой людской массы только на представителей особой, «вирусной», группы животное обратило внимание, и они настолько ему не нравились, что эта, несомненно, дрессированная собака брехала, как обычная дворовая шавка.
Думаю, ни для кого не является секретом способность как диких, так и домашних животных чувствовать духовную природу человека. Тому немало подтверждений в житиях святых, к примеру, преподобного Серафима Саровского. Тех, кто занимается магией, звери чуют издалека и реагируют на них очень враждебно. Кстати, именно сидящая у ног Спасителя собака была изображена на гербе инквизиции.
Так что если мое и того журналиста мнение о Толоконниковой еще можно посчитать обычной «бабской выдумкой» или «мистическим бредом», то в данном случае собака - «свидетель» объективный и ей можно верить. По крайней мере, принять ее «мнение» к сведению.
Но мы отвлеклись.
Давайте предположим на минуту, что члены этой группы, действительно, совершали свои оскорбительные действия в Храме Христа Спасителя, «не ведая, что творят», находясь под воздействием «яда» от «вирусной идеи», носителями которой они являются. Пойдем даже дальше и предположим, что они сами искренне считали, что ими движут исключительно политические мотивы, и не подозревали о действии «идеи-вируса» на их души. В любом случае - как им (их отравленным душам) можно помочь? Каким должно быть «противоядие»?
Нетрудно догадаться: если «яд» «вирусной идеи» - это «забесовливание» души, следовательно, исцелить ее может только молитва. Искренняя молитва Господу и Пресвятой Богородице всех тех, кто не в качестве «блудливых» или «влиятельных» «распространителей вируса», а в качестве людей, по-настоящему сочувствующих этим молодым женщинам, желает им помочь.
Причем это касается не только сторонников «пуссериоток», но и тех «добреньких» христиан, которые милосердие Божие вольно или невольно хотят подменить милосердием в их собственном понимании. «Простить и отпустить» можно, но - тело этих одержимых. А простить душу, вырвать ее из дьявольского плена может только Господь. Это касается и всех нас, скорбящих об осквернении главного храма страны, потому что сегодня мы можем засвидетельствовать верность Спасителю и Его заповедям не только негодуя на них, но и с искренней верой повторяя слова утренней молитвы «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».
Я понимаю, что многим очень хочется использовать процесс над Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич как повод для собственной «раскрутки», продвижения своих идей, не менее «вирусных». Блистать на фоне плаката с призывом «Свободу «Пусси Райот!» («я - справа, на первом плане, видите?»), сегодня проще, чем тихо, без пафоса, помолиться о них дома или пойти в ближайший храм и подать записку о их здравии или поставить свечку перед иконой Спасителя или Богородицы. Но, знаете, это жестоко, в первую очередь, по отношению к ним. Не стоит эти живые заблудшие души делать пьедесталом для собственного тщеславия. Как говорится, на чужом несчастье счастья не построишь - на чужом позоре добрую славу не получишь.
Вы уверяете, что таким образом морально поддерживаете их? Нет, вы просто разносите скандальную «идейно-вирусную заразу» все дальше по свету.
Каков же прогнозируемый результат? Дальнейшее распространение «эпидемии» кощунств с «осложнением» для всего общества в виде непредсказуемых политических и нравственных последствий в течение ближайшего времени - вплоть до окончания «жизненного цикла» этого«вируса». А затем начнется время поддержки новой «идеи», появления и распространения нового «вирусного товара» - и так до полной дестабилизации всей общественной жизни в стране. За примерами того, как именно все будет, далеко ходить не надо, они у всех на слуху и перед глазами. Украина, Грузия, Таджикистан, Сирия, Ливия, Египет... Нужно ли еще продолжать?..
Ну а как же все-таки будет с ними - Надей, Катей, Машей? Пусть не обольщаются: их участь уже решена - «вирусные продукты» ведь недолговечны. Кто из их нынешних сторонников вспомнит о них, когда финансирование будет прекращено и настанет время взимать плату? Только не говорите мне о жалости - «товар» будет списан, только и всего, как то и рекомендуется теоретиками этой прогрессивной бизнес-теории. И «отравленные» души пойдут «в расход»...
P.S. Правда, развитие ситуации может быть и другим: если тихих, сокровенных искренних молитв за них будет много, Господь, возможно, и смилуется над ними, и простит их. И дарует их душам прозрение и искреннее покаяние. Все в руках Божиих. По вере нашей да будет им.
P.P.S. Возможно, кого-то возмутит мое предложение молиться о грешных душах этих кощунниц. Но не надо забывать, что и они носят в себе образ Божий. И мы своими молитвами можем помочь не только им, но и себе, сохранив в своих душах истинные христианские любовь и милосердие.
23. Пуссики
22. От автора ...
21. Ответ на 20., Галина Старикова :
20. Re: О видах жалости и не только о них
19. Re: О видах жалости и не только о них
18. Егорию Пестереву
17. Ответ на 15., Евгений Савченко:
16. Алине
15. 5 копеек в обсуждение, но не осуждение
14. Ответ на 12., Пестерев Егорий: