Продолжаем публикацию интервью, опубликованных во влиятельном сербском журнале «Печат» в рубрике «Говорят Русские».
Известная сербская журналистка Наташа Йованович разговаривает с ведущим научным сотрудником Центра по изучению современного балканского кризиса Института Славяноведения РАН Анной Филимоновой
Наташа Йованович: В какой геополитический пояс попадает Сербия, когда в вопросе современная геостратегия России?
Анна Филимонова: Геостратегия России в настоящее время только проходит период своего формирования. Ее выработка происходит в условиях, когда внешнюю политику РФ приходится буквально «собирать по кусочкам» после сопоставимого по силе разрушение разве что с цунами, горбачевско-ельциновского периода, обрушившегося на Россию. Тогда Россия следовала курсом беспрекословного следования в кильватере Запада и добровольно готова была уничтожить все - самостоятельную внешнюю политику, вооруженные силы, научный, технологический и промышленный потенциал страны - все, во что, без малейшего преувеличения, были вложены кровь и пот поколений наших дедов и отцов.
Перелом наступил практически в «точке невозврата», когда, казалось, Россия неудержимо падает в пропасть деградации, распада и гибели. Перелом был необходим для элементарного выживания российского государства. Но и осуществить его, как показали события 12 лет, все еще более чем непросто.
На этом пути Запад руками грузинского режима Саакашвили в августе 2008 г. устроил России «пробу на прочность» - произошла массовая резня гражданского населения в Южной Осетии. Тогда Россия противостояла не только агрессии Грузии, но и практически всему НАТО. В той войне Запад замарался так сильно, как только смог. Россия же вышла в новом статусе - источником международной легитимности, показала не только свое вооружение, но, главное, подтвердила свой всепобеждающий русский дух. И, с другой стороны, были настолько серьезные просчеты, что они привели к подлинной трагедии (Ливия). Сегодня Россия, опираясь на поддержку Китая, держит удар в Сирии. На данный момент несомненно следующее: идет тяжелейшая борьба за стратегические пространства, важнейшие коммуникации и - главное - за природные ресурсы.
Борьба ведется разными методами: от прямого силового воздействия до создания системы управляемого хаоса. Идеологически она отражена в западной геополитической доктрине, нормативно и концептуально оформленной в «Стратегии национальной безопасности США в ХХI столетии», утвержденной Конгрессом в 2000 г. Ее стержнем является тезис о мировом господстве над всей планетой и недопущении возрождения центра силы, способного поставить под сомнение монополию США (точнее, глобальных экономических корпораций). Государства, в том числе и США, являются вспомогательной силой, используются их институты и военная мощь.
Пока сложно говорить о четко сформированном геополитическом проекте или геополитической доктрине России. На данном этапе главными внешнеполитическими векторами являются Евразийский союз, основу которого на первом этапе составляют Россия, Беларусь, Казахстан; получает развитие Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), трансформируясь в Евро-Азиатский союз (ЕАС), с приглашением в качестве полноправных членов Индии, Ирана, Афганистана и Пакистана. В дальнейшем состав союза может расширяться, но на данном этапе ключевую роль будут играть Евразийский союз во главе с Россией, Китаем и Индией. Т.е. формируется альянс континентальных держав (цивилизаций) как альтернатива Западу и Транснациональному сообществу. Причем альтернатива будет заключаться в ином проекте бескризисного развития всего человечества: иных смысле жизни, построении финансово-экономической модели, характере международных отношений и международных институтов, системе коллективной безопасности. Есть зачатки движения в лице БРИКС, АСЕАН. Однако главной характеристикой остается нехватка времени «на раскачивание», поскольку западная экономика входит в пике кризиса. И единственным выходом для США (и европейских ведущих держав) является «новый План Маршалла» - «вытаскивание» своих экономик из системного кризиса за счет остальных стран, в том числе и путем беспрецедентных военных решений. Подчеркнем: смысл последних революций и войн в Африке и на Ближнем Востоке - исключительно в захвате природных ресурсов (то же относится и к Косово и Метохии). Россия как страна, обладающая поистине неисчерпаемыми природными богатствами, является одной из целей западного «мира». «Работа» по обрушению нашей страны ведется неуклонно и постоянно. Насчет этого иллюзий практически ни у кого нет.
Руководство страны так же ясно осознает этот процесс. Не случайно в своей статье "Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России" (Российская газета, февраль 2012) российский президент В.В.Путин отмечает: «Идущие процессы глобальной трансформации таят в себе риски самого разного, зачастую непредсказуемого характера. В условиях мировых экономических и прочих потрясений всегда есть соблазн решить свои проблемы за чужой счет, путем силового давления. Не случайно уже сегодня раздаются голоса, что, мол, скоро "объективно" встанет вопрос о том, что национальный суверенитет не должен распространяться на ресурсы глобального значения.
Вот таких даже гипотетических возможностей в отношении России быть не должно. Это значит - мы никого не должны вводить в искушение своей слабостью». В настоящее время суверенитет России укрепляется по линии усиления вооруженных сил - осуществляются беспрецедентные программы развития Вооруженных Сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей. Далее страна должна выйти из экономического, научно-технологического и духовного кризиса.
Вот относительно «экономического» пункта и хотелось бы особенно выделить Сербию. Наше экономическое сотрудничество уже носит взаимовыгодный характер, но также заключает в себе огромный (не только экономический, но и геополитический) потенциал. Труба Южного Потока обеспечит поставки российского газа в Сербию, а далее дистрибуция газа из Сербии в Европу может обеспечить безбедное существование и стабильное функционирование экономики всей страны. Таким образом, православная Сербия станет экономически сильной державой на фоне слабеющего окружения в регионе. Эта та стартовая позиция, которая позволит Сербии более уверенно себя чувствовать как на региональном, так и на европейском уровнях, не говоря уже о средствах для внутренних нужд страны. За Южным Потоком последует и «накрутка» - финансы (в Сербии присутствуют российские банки, в первую очередь, крупнейшие - ВТБ и Сбербанк) и др. Здесь отметим, что Путин предлагает совершенно новую модель сотрудничества. Никто больше не собирается снова «поглощать и присоединять» ныне независимые страны. Путин считает, что России ни к чему лишняя ответственность за народы других стран, пусть они остаются независимыми и в финансовом отношении самодостаточными. Так, присоединение к Таможенному Союзу не лишило ни Беларусь, ни Казахстан независимости, но принесло огромные преимущества за счет устранения таможенных барьеров и серьезно потеснило европейских и американских конкурентов на рынке Таможенного Союза.
Однако для России важно одно - чтобы страны эти не были членами НАТО. В противном случае, если страна становится членом НАТО, она включается в ареал недружественных по отношению к России стран. Со всеми вытекающими последствиями. Так, например, как следствие членства в альянсе Прибалтийских стран - Эстонии, Латвии и Литвы - стало возведение вокруг них «энергетической стены», т.е. они отсечены от поставок российских энергоресурсов. В 2008 г. тогдашний премьер-министр РФ В.Путин корректно признал право народов Прибалтики на такой выбор, но также право России на собственную независимую энергетическую политику...
Сербия, без преувеличения, является точкой преломления российских, европейских и американских интересов. Для России ваша страна во многом является «окном в Европу», это никакая не периферия, а один из узловых центров, «нервов», европейской политики. Отметим, что потенциал сотрудничества, прежде всего, в экономической и дипломатической сферах (особенно по косовскому вопросу) не был в полной мере использован прежней властью, Б.Тадича. Остаются практически не затронутыми область вооружения, политического, научного и духовного сотрудничества. Здесь огромное поле для взаимовыгодной работы.
Наташа Йованович: Каково значение отстаивания суверенитета на Косово и Метохии в общей геополитической ситуации на Балканах?
Анна Филимонова: Теперь, через 13 лет после военной агрессии НАТО на СРЮ, сама ситуация в КиМ доказала, что целью не была ни защита прав человека, ни демократия. Об этом свидетельтсвует блокада на пути расследования наиболее черных преступлений т.н. Армии освобождения Косова, а следы преступлений ведут к самому политическому верху т.н. «Республики Косова». Напомним, что Россия, со своей стороны, активно настаивает на передаче расследования причастности руководителей Косово к незаконной торговле человеческими органами под эгиду Совета Безопасности ООН. Об этом заявил на состоявшемся в начале февраля 2012 г. заседании СБ ООН российский постпред при ООН Виталий Чуркин: «выявленные факты прямо указывают на причастность к совершенным преступлениям некоторых нынешних руководителей Косово».
Однако расследованием сейчас «занимается именно та группа стран, которая в свое время содействовала приходу этих людей к власти». Дело здесь заключается исключительно в нежелании Запада ставить под угрозу уже созданную картину косовского кризиса и геополитический проект «Республика Косова». Значение защиты КиМ без преувеличения исключительное. Борьба за Косово и Метохию носит абсолютно легитимный характер. Это отстаивание принципов международного права (нерушимости границ, что особенно актуально для Македониии в свете «закрепления на местности» албанского фактора, и для юга Сербии), защита сербской Конституции, территории и населения края. В целом - защита сербского суверенитета. Для региона это прежде всего, вопрос безопасности и стабильности (нераспространение, нерасширение криминальной активности нарко-кланов).
Наташа Йованович: Вы - один из ниболее часто цитируемых геополитических аналитиков в сербских СМИ. Могла бы новая власть Сербии совершить разворот в вопросе приближения к своему историческому покровителю - России? Можно ли рсценивать встречу Николича с Путиным знаком восстановления таких отношений?
Анна Филимонова: Безусловно, Сербия может сделать поворот в сторону России или в любую другую сторону, отвечающую национально-государственным интересам страны. Национальные интересы - это главный критерий, да и вообще смысл существования любого государства. Однако в силу ряда причин Сербия оказалась на положении протектората высокой степени подчинения. Зависимость выражается во всевозможных способах экономического, военного, дипломатического проникновения. Войти в такую систему легко, а выйти практически невозможно.
Чтобы защитить суверенитет, территориальную целостность и национально-государственные интересы Сербии новому президенту необходимо заложить прочный фундамент общественно-политической поддержки и создать инструменты реализации своих решений. Таким фундаментом является в подавляющем большинстве пророссийская ориентация как всей сербской общественности, так и корпуса Сербской прогрессивной партии. Консолидация общества, ликвидация диктата прозападных СМИ, ведущих к маргинализации и деградации сербского народа, превращающих его в денацифицированных «евросербов», необходимы для обеспечения выхода страны из системы протектората. Неумение отстаивать интересы страны, неумение говорить «нет» в ответ на требование уступок, ущемляющих суверенитет и независимость государства, приведут только к повторению прошлой политики защиты не собственных, а чужых интересов.
Чем больше страна уступает, тем больше от нее требуют - а это верный путь к самоуничтожению.
В целом неимение времени и давление по линии Вашингтон-Брюссель не оставляют Т.Николичу возможности имитации национально-государственной активности или ограничения полумерами. Без решительного поворота изменения невозможны, произойдет лишь сдача позиций. Для нового президента необходимо решить сложнейшую дилемму - проведение качественных изменений или ограничиться просто «встраиванием» и приспособлением к существующей системе. Тогда судьба страны предопределена. Россия, со своей стороны, многократно проявила и подтвердила готовность к самому широкому и разностороннему сотрудничеству. То, что может стать для Сербии контраргументом в разговоре с Западом - дипломатическое, экономическое (в самом широком спектре, от торговли до ядерной энергетики), политическое (межпарламентское сотрудничество, включая практически все Комитеты Думы РФ), научное, культурное и др. сотрудничество с РФ. Теперь мяч на сербской стороне. Но, повторим, без преувеличения, потенциал у сотрудничества наших стран неисчерпаемый.