Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Непобедимые Соловки

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

17.08.2012


Подвиг монастыря в период Крымской кампании …

На Соловках вся Россия видна как океан в капле воды.

Так говорит всякий, побывавший на этом удивительном архипелаге, поднявшем валунные громады стен Соловецкого кремля прямо из свинцовых вод Белого моря. Белые церковки, выглядывающие из-за стен, увенчаны куполами из резного дерева. Если приглядеться, то купола могут показаться сотканными из шелка.

Но могут и не показаться.

Ведь глядеть на что-то и видеть то же самое - вовсе не одно и то же. Разные глаза смотрят на одну и ту же каплю воды и видят в ней совсем разные водоёмы. Для тех, кто в России видит одну лишь «тюрьму народов», для тех и Соловки - это всего лишь «олицетворение вечной каторги».

Но красная каторга просуществовала всего-то 16 лет, а истории монастыря полтысячелетия. Впрочем, глаза, которые не любят крест, и в монастыре углядят одно только место ссылки. Между тем Государственная тюрьма на Соловках просуществовала с 1718 по 1903 год, а узников её можно перечесть поименно.

И исполинские валуны, из которых сложены стены толщиной в 8 метров, помнят не только заключенных, но и мужественных бойцов.

Подвиг Соловков в период Крымской кампании в общем-то остался мало замеченным на фоне трагедии Севастополя.

Но произошедшее там было настолько символичным, что история эта может послужить утешением для всех нас, унывающих от соприкосновения с не особенно оптимистичными реалиями российской жизни.

***

В начале июля 1854 года в Белом море была замечена эскадра из 10 французских и британских кораблей под общей командой капитана английского флота Эразмуса Омманея. Эскадра крейсировала по Белому морю, останавливала, грабила и топила торговые суда, громила прибрежные поселения и пыталась высадить десант в устье Двины.

Экспедиция преследовала цель устрашить императора Николая I - необходимо было продемонстрировать уязвимость границ необъятной державы.

По распоряжению архангельского губернатора уже весной - как только эскадра была замечена в Баренцевом море - книги и ценности были эвакуированы на материк, а Соловецкий кремль начал готовиться к обороне.

Руководил оборонными мероприятиями архимандрит Александр. Поскольку некогда о.Александр был полковым священником, то о ратном деле он имел некоторое представление. В подчинении у архимандрита было 53 престарелых инвалида, обязанностью которых было надзирание за ссыльными. «Батарея» состояла из двух малокалиберных орудий и 40 древних «затинных» пищалей, оставшихся на острове после того, как в 1814 году артиллерию Соловецкого кремля вывезли в Новодвинскую крепость. Теперь из Архангельска срочно доставили 8 шестифунтовых орудий, 480 ядер, 20 пудов пороха, офицера и фейерверкера.

Офицер приступил к организации батареи, а фейерверкер - к обучению будущих «канониров» приёмам обращения с пушками. Монастырскую армию, кстати говоря, пополнили добровольцы их числа паломников, работников, послушников и даже иноков. В подвалах удалось отыскать кремневые пистолеты, пики и бердыши.

Когда стало известно, что неприятель подходит, то «участились молитвы, крыши облили смолою, против действия пальбы приготовили воду и мокрых войлоков».

6 июля (ст.стиля) к архипелагу подошли 2 паровых шестидесятипушечных фрегата - «Бриск» и «Миранда». Верные правилам военного этикета, британцы подняли переговорные флаги, но среди защитников крепости не нашлось грамотных в флажных сигналах. Монастырь хранил молчание. Когда же англичане произвели два сигнальных залпа, то защитники Соловков решили, что боевые действия начались, и соловецкие канониры выстрелили в ответ. Выпущенные со стен и башен ядра не долетели до фрегатов, зато едва не погубили собственную батарею, искусно сооруженную на самом мысу. А вот артиллеристы этой береговой батареи (из 2 пушечек) сумели в течении часа проделать в борту «Миранды» столь изрядную пробоину, что британцы были вынуждены покинуть огневую позицию и отойти для ремонта на безопасное расстояние.

Столь дерзкий ответ возмутил англичан, и уже на следующее утро у стен обители появились парламентёры с белым флагом. Британцы передали пакет, на котором было написано по-русски: «По делам её Великобританского Величества. Его высокоблагородию главному офицеру по военной части Соловецкой». В депеше указывалось, что монастырь «палил на английский флаг», следовательно, выступил как военная крепость. Англичане требовали сдать «гарнизон, оружие, флаги и другие военные снаряды». Игумен ответил категорическим отказом, и спустя несколько часов началась бомбардировка, которая продолжалась 9 часов 15 минут.

Вначале отстреливались только 2 шестифунтовые пушечки береговой батареи (ядра величиной с яблоко), но после того, как один из фрегатов подошёл ближе, в дело вступили орудия, расположенные на стенах. Основной задачей игумена было не допустить высадки десанта. Для отражения возможной высадки в засаде располагался отряд добровольцев, в основном состоявший из искусных охотников и хороших дровосеков.

Позже выяснилось, что англичане говорили находившимся на борту пленным поморам, что они не могут поверить в то, будто гарнизон состоит из полусотни инвалидов - за каждым кустом британцам виделся крупный отряд.

А иноки прибегли к духовному оружию: было решено полным составом идти крестным ходом с сияющими хоругвями по стенам вокруг всего монастыря. Двинулись, воспевая молитвы ко Пречистой Богородице. В самом опасном месте, как раз напротив вражеских фрегатов, архимандрит осенил народ крестом и чудотворной Сосновской иконой Божией Матери.

Ядра, прежде ударявшиеся в стену, теперь пролетали над головой, не причиняя никакого ущерба. Едва лишь молящиеся сошли с помоста, как 2 ядра с треском разметали помост.

Перед монахами, возвращавшимися в собор, открылась жуткая картина: по вымощенной камнями дороге во дворе монастыря во множестве скакали 3-х пудовые каленые ядра.

Застывший было в оцепенении крестный ход возобновил молитву, и произошла удивительная перемена: ядра стали перелетать над монастырем и падать уже за противоположными стенами кремля.

Неожиданно у соловецких защитников появились союзники. Чайки, в несметных количествах обитавшие на островах архипелага, всполошились от нескончаемого грома при ясном небе. С пронзительными криками целые стаи птиц пикировали на корабли непрошенных гостей и поливали их помётом. Как говорит монастырское предание, к вечеру на палубах стало так скользко и мерзко, что передвигаться не было никакой возможности.

Суеверные моряки испугались «монашеского чародейства» и стали роптать на бессмысленность дальнейшей бомбардировки «заговоренного монастыря».

Судите сами: за 9 с лишним часов бомбардировки по обители было выпущено 1800 ядер, которых, по признанию Омманея, «было бы достаточно для разрушения нескольких европейских городов». Сам кремль англичане намеревались «спалить до почвы за 3 часа». Однако разрушения были ничтожны. И когда в 17.00 колокольный звон возвестил, что монахи начинают празднование Казанской иконы Божией Матери, англичане пустили последнее 3-х пудовое ядро.

Ядро это, между тем, явило чудо Божие - бомба влетела в церковь и была найдена за иконой Богородицы «Знамение» неразорвавшейся. «После раны этой, принятой иконою за обитель, самый лик сделался из темного бледным».

На следующее утро все защитники причастились Св.Таин и приготовились погибнуть, но не сдать твердыню врагу. Воины вернулись к орудиям, а иноки вновь пошли крестным ходом.

В это самое время корабли снялись с якоря и ушли восвояси.

После того, как неприятель скрылся из виду, начали подсчитывать потери. Этот подсчёт окончательно убедил людей в заступничестве пред престолом Божиим Богородицы и соловецких угодников - Зосимы, Савватия и Германа.

Среди защитников твердыни не было ни одного пострадавшего.

***

Подвиг монастыря имел огромное моральное значение на фоне общих неудач Крымской войны. С той поры возобновилось прерванное почти на 2 столетия знаменитое на всю Россию Соловецкое богомолье.

Богомолье было прервано в 1676 году, когда после 8-летней осады русскую твердыню на Белом море разорили и разграбили русские же воины. Именно тогда - в лихолетье «Соловецкого сидения» 1668-76 гг. - на святом острове впервые в истории Соловков - как святыни православия - была пролита кровь.

По легенде, хищников выпроводили с острова по льду ещё 200 лет назад. С тех пор в лесу жили только травоядные.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 30

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

30. Субъект : Ответ на 27., Павел Тихомиров:
2012-08-20 в 04:30

Да и о судьбе остальных пиратов было бы любопытно узнать. там же в целом рыскало с десяток кораблей в навигацию 1854 г. и 7 - в 1855-м.

Можно узнать. У англичан, похоже, почти по всем кораблям и капитанам информация заархивирована.
29. Субъект : Ответ на 27., Павел Тихомиров:
2012-08-20 в 03:01

речь шла не капитане Бриска, а о капитане Миранды

Про капитана "Миранды" спора нет: ранен и умер в Севастополе. Британцы пишут примерно то же самое, что вы уже знаете:Died 23 June 1855. Mortally wounded on 18th June when in command of Miranda, when that vessel engaged the batteries at Savastopol. Умер в Ферапии, Крым, 23 июня 1855 года, в результате того, что был смертельно ранен 18 июня, командуя "Мирандой" в бою, при обмене огнем с батареями Севастополя. Офицеры и команда "Миранды" оплатили постройку памятника своему капитану в соборе Св. Павла в Лондоне. Памятник существует поныне.
28. Субъект : Ответ на 26., Павел Тихомиров:
2012-08-20 в 02:26

Про Чарльза Непира у вас точные сведение. Тот же британский источник, который я использовал подтверждает (http://www.pdavis.nl/ShowBiog.php?id=213):Commander-in-chief, Baltic fleet during the Russian War, until forced to retire after the failure in that theatre (flag in Duke of Wellington).

А Э.Омманей остался на службе, служил успешно, судя росту ранга, и, хотя уже и в отставке, был произведен в полные адмиралы.
27. Павел Тихомиров : Ответ на 25., Субъект :
2012-08-20 в 02:20

Не получается мифа о печальной судьбе капитанов, отдавших приказ об обстреле монастыря.


речь шла не капитане Бриска, а о капитане Миранды.
Но Вам еще раз спасибо за предметные замечания. Что там, кстати, британцы пишут про Лайенса? Да и о судьбе остальных пиратов было бы любопытно узнать. там же в целом рыскало с десяток кораблей в навигацию 1854 г. и 7 - в 1855-м.
26. Павел Тихомиров : любопытно
2012-08-20 в 02:03

Да любопытно.

Что касается проблем с карьерой, то согласно нашим источникам, Омманей был смещен адмиралтейством
подобно тому, как был отстранен от дел за бомарзундскую операцию 1854
года командующий английской эскадрой в Балтийском море Чарльз Непир.
25. Субъект : Re: Непобедимые Соловки
2012-08-20 в 01:24

Капитан "Бриска" Фредерик Сеймур тоже успешно еще долго и успешно служил, и вышел в отставку полным адмиралом:
http://www.pdavis.nl/ShowBiog.php?id=87

Frederick Beauchamp Paget Seymour:
Commander in Brisk, North American and West Indies, then in Sir Erasmus Ommanney's squadron in the White Sea, and then on the Russian Pacific coast during the Russian War.

Не получается мифа о печальной судьбе капитанов, отдавших приказ об обстреле монастыря.
24. Павел Тихомиров : еще раз про 60 пушек
2012-08-20 в 01:16

О том, что Брис и Миранда были 60-пушечными писал Тарле. Ему во многом можно доверять, но приведенные вами данные британского источника, и найденные мной аналогичные данные другого британского источника, да и просто логика позволяют, повторюсь, усомниться в документальной точности истории, легшей в основу легенды.
Тем не менее, повторюсь, нашими героями была одержана убедительная моральная победа. Точнее, британцы, одержали моральное поражение.
«Это внезапное, бесцельное и безрезультатное нападение на Соловки возбудило в Англии некоторое недоумение. Еще больше недоумений могло бы породить последовавшее полтора месяца спустя уничтожение на Баренцевом море города Колы. Кола была уничтожена, и это давало видимость “победы”, благо в Лондоне вплоть до конца войны понятия не имели о том, что реально происходит около заброшенного у полярного моря города».

Тарле Е.В .Крымская война. том 2. Глава VIII. Белое море и Тихий океан. Неудача англо-французского флота у Петропавловска-на-Камчатке С. 196
23. Субъект : Ответ на 21., Павел Тихомиров:
2012-08-20 в 01:16

Э.Омманей по возвращении на родину был отставлен от должности, и его карьера на этом закончилась. (об этом писал и упомянутый в реплике №6 Г.Г.Фруменков)

Судя по этой ссылке, это не совсем так:
http://www.pdavis.nl/ShowBiog.php?id=518
Капитан Erasmus Ommanney R.N. дослужился до вице-адмирала в 1871 году.
22. Субъект : Ответ на 20., Павел Тихомиров:
2012-08-20 в 01:02

Павел, я совершенно с вами согласен в отношении морального значения доблестной зашиты Соловецкого монастыря против атаки британцев. Архангельск им тоже не удалось взять. И на Дальнем Востоке, где значительно бОльшие силы британцев и французов атаковали Петропавловск, их нападение было успешно отбито небольшим русским гарнизоном, с большими потерями со стороны атакующих.
21. Павел Тихомиров : еще одна деталь
2012-08-20 в 01:01

Алексей Лаушкин, спец по Соловкам, сообщает еще одну интересную подробность о печальной судьбе капитанов, отдавших приказ об обстреле монастыря.
Э.Омманей по возвращении на родину был отставлен от должности, и его карьера на этом закончилась. (об этом писал и упомянутый в реплике №6 Г.Г.Фруменков)
«Миранда» принимала участие в бомбардировке осажденного Севастополя; капитан этого парового шлюпа, Эдмунд Лайенс, 5 июня был ранен и вскоре скончался.
20. Павел Тихомиров : Ответ на 19., Субъект :
2012-08-20 в 00:39

«Миранда» и «Бриск» были 14-пушечными паровыми шлюпами


«и в домех, и на путех и на торжищех иноци и мирстии вси сомнятся»,
Спаси Господи, ув. Субъект.
Да, промашка.
Очерк писал 7 лет назад, после паломничества на Соловки, тогда еще сетью пользоваться не умел, доверил нашим интерпретациям.
А вот сейчас прогуглил и выяснил, что в мифе нашем есть поэтический перебор. Упомянутые 64 орудия – это общее вооружение эскадры:
26-пушечная Eurydice, которая к Соловкам не приближалась,
а также два 14-пушечных винтовых парохода-фрегата Miranda и Brisk
Источник: Our sailors: or, Anecdotes of the engagements and gallant deeds of the British Navy during the reign of Her Majesty Queen Victoria /Наши моряки: Доблестные действия британского военно-морского флота во времена царствования королевы Виктории./
Перевод: http://www.kolamap.r...y/1854_miranda.html
Понятно, что и 1800 ядер – перебор, можно подсчитать количество залпов в час и умножить на 9 часов. Согласен, в легенде есть место для полета фантазии.
Но это не значит, что нужно уподобляться циникам и сводить все к курьезу.
Англичанам нужно было показать уязвимость северных границ Империи, и поэтому нужно было «уничтожить российское судоходство и береговые укрепления Русской Лапландии», напасть на Архангельск или, по крайней мере, совершить символическое покорение крепости, не имеющей, впрочем, особого стратегического значения.
Город Колу сожгли, а крепость Соловецкого монастыря взять так и не смогли.
М.б. не особенно стремились к этому. Может быть.
Но то, что задета была честь британского мундира, и это чувство требовало сатисфакции – несомненно.
И, тем не менее, этот факт британского неуспеха сыграл огромное моральное значение. Ведь война смыслов – отнюдь не такое уж новшество.
19. Субъект : Re: Непобедимые Соловки
2012-08-19 в 22:34

6 июля (ст.стиля) к архипелагу подошли 2 паровых шестидесятипушечных фрегата - «Бриск» и «Миранда»

Павел, вы - историк-профессионал, но насколько мне известно, «Миранда» и «Бриск» были 14-пушечными паровыми шлюпами (screw sloop) или, как их еще называли - малыми корветами.
Вот ссылка на данные «Миранды» в базе данных британского флота флота:
http://www.pbenyon.p...18-1900/M/03059.html

Miranda, 1851
Type: Sloop ; Armament 14
18. Леонид Болотин : На посты 10-15 - разом!
2012-08-19 в 22:07

Очень хорошо! И Вас с Соловецким Праздником Преображения ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА! Многая и благая лета Вам, Наталия, здравия, достатка и БОЖИЕЙ Помощи в Ваших трудах!
А вот стихи Городницкого мне не понравились — именно шестидесятнической «лубочностью»… Лучше бы о «своих» атлантах дальше писал…
17. : Ответ на 11., Наталья Чернавская:
2012-08-19 в 22:04

Великолепные стихи!



http://www.mp3poisk.net

:))
16. Анна де Бейль : Ответ на 11., Наталья Чернавская:
2012-08-19 в 21:58

Великолепные стихи!



Мне довелось слышать эту песню в авторском исполнении:))
15. Наталья Чернавская : Re: Непобедимые Соловки
2012-08-19 в 17:05

К сожалению, в сети не выложена монография по восстанию О.Н. Чумичёвой, но вот тут http://www.sedmitza.ru/text/436212.html в тексте есть на неё и другие похожие работы ссылки.
14. Наталья Чернавская : Re: Непобедимые Соловки
2012-08-19 в 16:43

http://kodeks.uni-ba...soloveckoevos22.jpg
Читается в середине листа: Аще же и не едину клятву преступи Мещеринов лукавством сатанинским, но и корыстен вельми бяша, Бога не убояся обитель разори и ограби церкви вся и нача мучити иноков да несут ему мзду великую, и кои от инок отдаша ему злато своя и серебро ту живу остави, неимущим же велиим мукам предаде.
13. Наталья Чернавская : Re: Непобедимые Соловки
2012-08-19 в 16:15

Вот прекрасная ссылка,всё читается, можно увеличивать,рукопись XVIII века, "Описание лицевое великой осады и разорения монастыря Соловецкаго",красота!
http://kodeks.uni-ba...s/SolovVostFacs.htm
12. Наталья Чернавская : Re: Непобедимые Соловки
2012-08-19 в 15:41

Слона-то я и не приметил! Павел, замечательная статья, и Вы совершенно правы - массовое паломничество на Соловки тогда и возобновилось!
11. Наталья Чернавская : Ответ на 9., Анна де Бейль:
2012-08-19 в 15:35

Великолепные стихи!
10. Наталья Чернавская : Павлу Тихомирову и Леониду Болотину
2012-08-19 в 15:34

С праздником Преображение Господня и Соловецкой обители! Я ведь как Панченко - филолог, и к тому же легковерная, я даже Киево-Печерскому патерику верю, что прежде летали по небу церкви Божии, там ест такой эпизод про Успенскую церковь. Вот моя любимая картинка http://www.megabook....Image.asp?MID=455280 Одно время на стене, как и положено, висела, потом сняла при переезде, на днях отыскала в закромах. Только что узнала, что лубок этот "Московский воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание" -"начала 19 века, приписываемый Михаилу Григорьеву". Там не подписано, и я не интересовалась раньше, внимательно только рассматривала. Лубок написан по сюжету "Истории об отцах и страдальцах соловецких",тут тебе и страшные пушки, мечущие ядра как икру, и престарелого больного игумена на мучения на саночках везут, и замученные иноки, вышедшие навстречу Мещеринову крестным ходом, и телеса их нетленные на нетающем летом льду, и, главное, встреча двух гонцов - царского с прощением и Мещеринова с вестью о взятии - в Вологде, а в левом нижнем углу царь при смерти в полате, а рядом царица и гонец.Вам, думаю, не нужно объяснять, что читать лубок нужно как книжку, справа налево сверху вниз как по строчкам. Казнь, правда, в верхнюю строчку вклинивается, ниже выхода крестного хода должна быть. В моём краски нежнее, чем в изображении по ссылке, самая крупная фигура - Мещеринов - вполне благообразен, и если бы не подвешенные на крюках монахи, картинка нестрашной была бы. Я ни по расколу, ни по лубкам - не специалист, диссертацию по соловецким пустынножителям писала, да не дописала. Задумалась - и вот вижу, что в этом лубке казнь не на месте, ниже нужно было её опустить на пейзаж, а не на фоне неба давать, но художник-старовер весь в этом! Смотрела я на этот лубок и думала - эх, где же эта царская грамотка, найти бы её! И невдомёк было даты сопоставить. Даже в википедии, кстати, вполне приличная статья http://ru.wikipedia.org/wiki/%;D1%EE%EB%EE%E2%E5%F6%EA%EE%E5_%E2%EE%F1%F1%F2%E0%ED%E8%E5
Тем не менее, легенда бытует и сплошь и рядом цитируется, вот например http://www.megabook....icle.asp?AID=673651, Кирилл и Мефодий, не самая последняя энциклопедия. Перечитывала на днях "Историю", всему изложенному верила, не знаю, в чём тут дело, в языке, наверное. Я понимаю, что не 500, но даже если 5 больных монахов вышли крестным ходом навстречу Мещеринову уже после взятия(по Денисову они как узнали об оном - затворились в кельях, но Мещеринов пообещал милость и прощение, и они поверили)и были замучены - они ведь мученики за веру! Надо искать и смотреть документы, протоколы допросов, как с новомучениками, если есть такие документы. Допустим, староверы преувеличивали, но по существу-то правы! И Мещеринов - предтеча чекистов, и цари отец с сыном - императоров-иконоборцев напоминают методами своими... Набрала тут недавно краткую повесть из рукописи 90-х годов XVII века :

(л.324) СКАЗАНИЕ ВКРАТЦЕ О СТРОИТЕЛИ ЕЛЕАЗАРЕ АНЗЕРСКАГО СКИТА
И О ПРОЧИХ ПОДВИЖНИЦЕХ

Сей убо преподобный отец наш Елеазар, рождением града Козельска, благочестиву родителю, отца иерея именем Афанасия, матери же именем Татианы. Сей первие приди в Соловецкий монастырь бололепнаго Спасова Преображения и преподобных отец наших Зосимы и Савватия чудотворцев. И поживе ту лета доволна во страсе Божии в мирском пребывании. И оттуду приди на Анзерский остров при игумене Иринархе Соловецкаго монастыря в лето 7124 (1616). И ту поживе и пострижеся во иноческий образ от иеромонаха Фирса, и поживе ту един в пустыни, работая //(л. 324об) Господеви четыре лета.
И по сем Божиим изволением и повелением благовернаго и благочестиваго царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Росиии и по благословению великаго господина святейшаго Филарета патриарха Московского и всея России церковь древяную воздвиже во имя Живоначальныя Троицы и братию собра и келии устрои. Та же по неколиких летех каменную церковь созда и украсив всяким церковным украшением, и в ней два престола: Знамения Пресвятыя Богородицы и преподобнаго отца Михаила Малеина. И сподобися слышати божественный глас свыше, глаголющ к нему, еже написати ему образ Спасителев. Он же написа образ повелением Божиим красками. А назнаменил ему той образ в Соловках монах Памва иконописец чернилы. И слышит глас, глаголющ ему во дни умилно: - Напиши образ мой! Он же не посмел писати, и паки на другий день заутра глас бысть крепчайши перваго и со гневам: - Напиши образ мой Христов! Он же уповая на Господа и помоляся, написал красками сей образ, уповая на милость Его святую, ему же буди слава и честь и // (л.325) поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Сей бе собеседник преподобному Иринарху, игумену Соловецкому. Некогда преподобнаму Елеазару пребывающу в келии своей. И слыши вне келии глас глаголющ велегласно. Он же изыде из келии своея и виде человека с конем шерстию сера, впряжена в сани и в них медведной полстию покрыты. Сани привращающа к дверем, дабы мощно в них сести безтрудно. И призрак той видя преподобный, изшедша из келии и поклонися ему обычно, и исправя от игумена Иринарха благословение его. И возвести ему вещь о скором приезде своём, сице рек: Зовёт тя игумен Иринарх вскоре некоея ради путныя потребы и некоего пременения. Оному же удивльшуся игуменскому внезапному пременению и вскоре восхоте ехати в монастырь и пригласи пославшаго в келию свою, оному же отрицающуся и понуждающу его незамедленно ехати. Преподобному же скоро срядившуся и вышед за сени. И воззрев на святую церковь Живоначальныя Троицы и прекрестися крестным знамением. И абие исчезе бесовский призрак с конем и с саньми – невидим бысть. И от сего преподобый приим искус и болма подвизашеся на диавола постом и молитвою и всенощным стоянием и бдением. И тако победи диавола. И сподобися // (л.325об.) от Бога прорицати будущая. И благочестивому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу молитвою сынонеплодие разрешил и божественнаго гласа насладихся и чудес благодать восприим. И от ученик его пастыря России ко исправлению споказа, во славу же святей Троице обитель безмолвную воссоздав во спасение и уединение, коемуждо особ подвизатися, в ней же обуреваемые злыми много исцеление приемлют, молитвами его наставляемы. И тако подвизася преподобный Елеазар, первый бе начальник и строитель Анзерскаго скита. И поживе богоугодно доволна и в старости мастите преставися ко Господу в лето 7164 (1656) месяца ианнуария в 13 день и погребен бе невдалее от церкви Живоначалныя Троицы, созданней от него. И потом братия поставиша над ним молитвенный храм - часовню и поставиша икону – образ Господа нашего Иисуса Христа на поклонение приходящим с верою.

О УЧЕНИКАХ СТРОИТЕЛЯ ЕЛЕАЗАРА

Бе ученицы преподобнаго Елеазара: иеромонах Никон, монах Никодим, монах Никифор. И той монах Никодим бысть вторый строитель в Анзерском скиту по старце своем преподобном Елеазаре, и поживе во всяком воздержании неколико лет и преставися с миром в лето 7171 (1663) месяцаианнуария в 23 день. Пребысть в монашеских подвизех 43 лета. Третий ученик блаженнаго Елеазара монах Никифор. И той бе во младых летех, пребывая житие постническое и безмолвное и пребысть в монашеских исправлениих немного лет. И преставися в вечный покой. И погребены бысть оба в той же часовни с преподобным Елеазаром.
А иеромонах Никон бе попрежде сих подвижников, подвизаяся добре неколико время. И по некоему Божиему изволению изыде из того Анзерскаго скита и выеха на Онегу реку и вселися тамо в пустыню на Коже озеро, идеже пребывал постническое // (л.326) и безмолвное пребывание пустыннолюбивый житель преподобный Никодим Кожеозерский. И вселися тамо, и пребысть неколико время в постнических подвизех уединенный. И потом принужден бе братиею в Кожеозерский монастырь игуменом. И ту подвизася неослабно. Потом же бысть митрополит Великаго Новаграда. И Божиим изволением и повелением благовернаго и благочествейшаго государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа России пренесе в царствующий град Москву из Соловецкаго монастыря мощи святителя Филиппа на отечество свое с подобающей честию в лето 7160 (1652) месяца иулия в 3 день. И последи сподобися бысти патриарх царствующаго града Москвы всея России. И бысть рачитель к церковному устроению и книжному исправлению и к мирскому строению. И во изгнании скончася. А о вышепомянутом монахе Никифоре от старых монахов во искусе бывших: что той монах Никифор бе новгородец от богатых родителей.

Прошу прощения за советскую орфографию, переписывала из рукописи сто лет назад, сейчас бы, конечно, переписала как там. Это текст из Софийского сборника,ещё в веке названного исследователем П.М. Строевым «самым полный и любопытным патериком Соловецким м в рукописи Новгородской Софийской библиотеки, некогда принадлежавший Палеостровскому монастырю"
В Софийском Новгородском собрании, хранящемся в Российской Национальной библиотеке, без особых трудностей идентифицируются две рукописи, описанные П.М. Строевым как I и II виды Соловецкого патерика. Сборник № 1422 Строевым был расписан постатейно. (4)
«Самый полный и любопытный список» Софийский №452 – обозначен в описании как «сборник житийный». На корешке переплёта имеется местами затёртое название «Служба, житие и чудеса Соловецких чудотворцев, Филиппа митрополита, Иоанна и Логгина Яренских и прочих чудотворцев письменных». Сборник скорописный, бумажные филиграни 90-х годов XVII века (герб Амстердама: Гераклитов №59 – 1692г., Дианова №144 – 1692г. на лл. 57 -58 и Дианова №174 - 1698 на лл. 322-323; герб семи провинций: Гераклитов №306 – 1697 и Дианова №882 – 1696 на лл. 62 -69). Рукопись в лист, имеет два счёта листов: I -V чистые в начале рукописи, VI – VIII чистые в конце рукописи и 1-340лл.
На л. I запись: « 1725 (цифирью) года октября в (неразборчиво) день Соловецкаго монастыря монах Евфимий продал сию книгу иеродиакону Авраамию в Палеостровский монастырь в казну денег взял рубль шесть алтын да сверх того в монастырь пожаловать записать в церковный синодик в поминовение пять имён: схимонаха Иннокентия, монаха Евфимия, Онисима, Акулины, Вассы. (Неразборчиво) монах Евфимий писал своей рукой»
На л.IV запись « Книга сия Палеостровского монастыря преподобных отец жития Зосимы и Савватия». Переплёт – деревянные доски в коже с тиснениями, застёжки не сохранились (5)
Кроме перечисленных в названии сборника житий и цикла памятников, посвящённых основателям монастыря прп. Зосиме, Савватию и Герману, в состав СП этого вида входит ряд произведений, посвящённых Соловецким подвижникам XVII века (игумену Иринарху, прп. Елеазару Анзерскому, Никите и другим пустынножителям): Сказание о житии преподобного Никиты, пустынножителя Соловецкого острова, л.319-322;
О инех же святых отшельницех, бывших на Соловецком острове в пустынях непроходимых в лесе среди острова, л. 322-324;
Сказание вкратце о строителе Елеазаре Анзеского скита и о прочих подвижницех, л. 324-326;
О учениках строителя Елеазара, л. 326-326об.;
«Месяца иулия в 16 день преставление преподобнаго отца нашего Иринарха, игумена Соловецкаго (тропарь, кондак и молитва), л. 327- 327об;
Сказание истинно от поведающих и достоверна повествующих об отце Иринархе, прежде бывшем игуменом Соловецкаго монастыря, о чудесах его, списано монахом Илларионом Соловецкаго монастыря, прежде бывшем игуменом Колязина монастыря, л. 328-339;
тропарь прп. отцу Елеазару Анзерскому, л. 339об. (6)

Соловки и Палеостровский монастырь (расположенный на острове Палей в Онежском озере в 6 км от села Толвуя в Карелии) были издавна связаны, ведь старец Зосима, один из основателей Соловецкого монастыря, родом был из Толвуя.
В 1654-1656 годах Палеостровский монастырь стал местом заключения епископа Коломенского и Каширского Павла, единственного из русских иерархов, выступившего против церковной реформы Патриарха Никона.
Сюда, в монастырь, на Север, бежали староверы. В марте 1687-го и ноябре 1688-го гг., спустя несколько лет после разгрома не принявшего церковную реформу Соловецкого монастыря, в Палеостровском монастыре произошли самые массовые самосожжения староверов (до 2700 и до 500 человек), в огне погибли плененные игумен и братия монастыря. Произошло это при следующих обстоятельствах: в январе 1687 Игнатий (Соловьянин), черный дьякон Соловецкого монастыря, «собрашися со своими, пойде на лыжах ко Онегу... и пришед через Онего, и пришед в Палеостровский монастырь, затворися со своими соученики...». Вскоре по царскому указу из Новгорода в Заонежье был послан отряд стрельцов в 350 человек. Игнатий со своими последователями, «дождався служилых людей и, не допуская себя поймать, запершися в монастырскую церковь и в трапезу, и в трапезе згорели все без остатку». Случилось это 4 марта 1687 года. Разные источники называют разное число погибших в первой Палеостровской «гари» – от 1000 до 2700 человек.
Вновь монастырь был разорен 20 сентября 1688 года, когда отряд из пяти сотен вооруженных староверов (по другим сведениям, их было «человек с полтораста») вторично овладел Палеостровским монастырем. Захваченные врасплох игумен, десять монахов и три церковных дьячка были брошены в пустой погреб, где и приняли потом мученическую смерть, сгорев вместе со староверами.(7)
И вот на рубеже столетий XVII и XVIII на Соловках был составлен, а четверть века спустя продан в Палеостровский монастырь замечательный рукописный сборник с жизнеописаниями Соловецких пустынножителей, непосредственных предшественников Соловецкого сидения.
В Софийском сборнике эти произведения переписаны друг за другом, связаны между собой общей темой – пустынножительства и составляют единый цикл, но каждое из них вполне могло переписываться отдельно от других, как часто бывает с патериковыми текстами...

Далее я пытаюсь описать историю этих текстов, но это дело долгое, дала тут фрагмент своего текста без примечаний. Но вот что очевидно: спустя 20 лет после разгрома, вскоре после смерти патриарха Никона на Соловках уже существовал приведённый выше текст, написанный, совершенно очевидно, ради того чтоб показать п. Никона первым учеником прп. Елеазара, поскольку о самом прп. говорится вельми кратко даже в сравнении с его собственноручным "свитком", то есть автобиографическими записками, опубликованными Дмитриевым в ПЛДР. И с Соловков проданный в Палеостровский монастырь!
9. Анна де Бейль : Re: Непобедимые Соловки
2012-08-19 в 15:02

СОЛОВКИ

Осуждаем вас, монахи, осуждаем,-
Не воюйте вы, монахи, с государем!
Государь у нас - помазанник Божий,
Никогда он быть неправым не может.

Не губите вы обитель, монахи,
В броневые не рядитесь рубахи,
На чело не надвигайте шеломы,-
Крестным знаменьем укроем чело мы.

Соловки - невелика крепостица,
Вам молиться бы пока да поститься,
Бить поклоны богородице-деве,-
Что шумите вы в железе и гневе?

Не суда ли там плывут? Не сюда ли?
Не воюйте вы, монахи, с государем!
На заутрене отстойте последней,-
Отслужить вам не придётся обедни.

Ветром южным паруса задышали,
Рати дружные блестят бердышами,
Бою выучены царские люди -
Никому из вас пощады не будет!

Плаха алым залита и поката.
Море Белое красно от заката.
Шёлка алого рубаха у ката,
И рукав её по локоть закатан.

Шёлка алого рубаха у ката,
И рукав её по локоть закатан.
Враз поднимется топор, враз ударит...
Не воюйте вы, монахи, с государем!
15 августа 1972, 'Морской-10', Северный Ледовитый

© А.Городницкий. О проекте.
8. Леонид Болотин : Чему удивляться?!
2012-08-19 в 02:04

Ведь я в советское время начинал учиться и пока бОльшую часть жизни прожил при советской "власти". Не удивительно, Павел Вячеславович, что позволяю себе старые пропагандистские приёмчики. Конечно, одних "разинских разбойников" я оставил для красного словца. :) Так сказать: "Э-э-х... Да из-за острова не стрежень на простор речной волны-ы-ы!..." Были-были отдельно взятые монахи и какой-то иеромонах из старообрядцев почти до самого или до самого конца "сидения"! Законы полемики, едрить их налево! Куда от них денешься на базаре-агоре? Но рад, что заинтересовал Вас хронологическими "совпадениями".
7. Павел Тихомиров : были и разбойники
2012-08-19 в 01:08

Были там, разумеется, и разинские разбойники. Но ведь они задавали тон в заключительном периоде осады. Но не они подняли восстание. Они просто воспользовались восставшей крепостью.

Хотя я ни в коем случае не хочу проводить параллелей и отождествлять монахов-староверов с кадетами, а разинцев с эсерами да большевиками.
6. Павел Тихомиров : Ответ на 5., Леонид Болотин :
2012-08-19 в 00:54

освобождение обители от разинских разбойников


Дорогой Леонид Евгениевич! Вы мне напомнили одного нашего общего знакомого по форуму, который, рассуждая о причинах и движущих силах революции 1917 года, оперирует схемой, почерпнутой из марксизм-ленинизма, хотя при этом и меняет черное на белое.
Вот и Вы, рассуждая о "разинских разбойниках" напомнили мне о книге Георгия Георгиевича Фруменкова. Правда, "восставшие крестьяне" в озвученной Вами интерпретации хода восстания позиционированы в качестве "разинских разбойников".
Цитата из Фруменкова:
"Буржуазная историография вопроса, представленная в основном
историками церкви и раскола, не видит в Соловецком восстании ничего
иного, кроме религиозной смуты и "сидения" монахов, именно "сидения" и
только монахов, за старую веру, в
которой "вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались,
и преподобные отцы Зосима, и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и
вси святые отцы угодили Богу". Советские историки рассматривают
Соловецкое восстание, особенно на заключительном его этапе, как
открытую классовую битву и прямое продолжение крестьянской войны под
предводительством С. Т. Разина, видят в нем последний очаг
крестьянской войны 1667-1671 гг."

Фруменков Георгий Георгиевич. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ И ОБОРОНА БЕЛОМОРЬЯ В XVI-XIX вв. СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1975

А насчет формирования эсхатологического мифа и подгонки дат я подумаю. Мысль очень важная!
5. Леонид Болотин : Продолжение разговора
2012-08-19 в 00:16

Дорогой о ГОСПОДЕ Павел Вячеславович! С Праздником Вас Преображения ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА! Продолжим разговор. Может быть, я перегнул палку, так мимоходом представив, что весь древлеправославный корпус преданий о «Соловецком Сидении» относится XVIII веку. Есть, конечно, рукописи и XVII столетия, несомненное, есть! Но уже и тогда скитские писатели не владели хронологией относительно близкой к ним эпохи и нагнетали намеренно «мистические» совпадения вроде этого:
«…о кончине Царя, последовавшей менее чем через неделю после взятия Соловков…»
И это не ошибка О.В.Панченко, это «общее место» в старообрядческой литературе, в их сакральных календарях. Насколько мне известно, Царь Алексей Михайлович скончался внезапно в неполные сорок семь лет 29 (или 28) Января 1676 года, не дожив даже до возраста своего Отца, Который Сам не дожил до своего юбилея ровно год.
Но непрерывная осада Соловецкой обители началась в конце Мая 1676 года — уже при Царе Феодоре Алексеевиче, через четыре месяца после кончины Тишайшего Государя. Успешное же освобождение обители от разинских разбойников состоялось в ночь на 22 Января 1677 года, то есть через год — без одной Седмицы — по блаженном успении Государя. И никакой «мистики»!
И это далеко не единственный пример ложной хронологической подгонки событий старообрядческой литературе.
Один из ревнителей старообрядчества протопоп Аввакум (Петров), ещё в 1667 году наказанный кнутом и сосланный в Пустозерск, 14 лет просидел в местной тюрьме, продолжая оттуда рассылать грамоты и послания. Наконец, его возмутительное письмо к Царю Феодору Алексеевичу, в котором он хулил Царя Алексея Михайловича, Царскую Власть, оскорблял память почившего Государя, клеветал на Патриарха Иоакима, превысило меру терпения. Были обоснованные подозрения и на то, что московские безобразия в канун Богоявления 1681 года — «панк-перфоманс» — были также инспирированы тайным посланием Аввакума. Согласно решению Церковного Собора 1681 года судить злостных раскольников «градским судом» мятежный протопоп был сожжен в срубе. В старообрядческой литературе указывается дата казни — 14 Апреля, которая перекочевала в светскую литературу — историографическую и справочную. Но этот день в 1682 году приходился на Страстную Пятницу. Представить, что борцы с расколом пошли на такой символизм, уподобляющий смерть мятежного протопопа смерти Иисуса Христа, столь выгодный именно для старообрядчества, невозможно. Даже если отстраниться от символики, само единогласное Богослужение Страстной Пятницы, в котором участвовали все православные, в том числе и практически все жители Пустозерска, хронологически не оставляет места для довольно длительной процедуры казни сожжения в срубе. Очень длинная многочасовая единогласная служба утром, потом гораздо более длительный, чем современный, Чин Погребения и, наконец, вечерняя служба. Русские православные люди почти всю Страстную Пятницу проводили в храме. Когда им было успеть ещё и сжечь еретика?! А ведь он был не только активным раскольником. По его учению о Пресвятой ТРОИЦЕ, искажавшему Догмат, он был еще и еретиком. Скорее всего, казнь протопопа Аввакума была осуществлена вскоре после завершения Церковного Собора 1681 года или сразу после Державно-Церковного Собора в Январе 1682 года — до начала Великого Поста. Но для старообрядческого предания было важно приблизить казнь протопопа Аввакума к внезапной сразу после Радуницы кончине Государя Царя Феодора Алексеевича — 27 Апреля 1682 года.
Вот и получается картина: якобы «ГОСПОДЬ покарал» знаменательно и Отца за Соловки, и Сына за Протопопа Аввакума, который пострадал в ещё в один день с ИИСУСОМ ХРИСТОМ.
Кстати к Страстной Седмице старообрядцы «привязывают» и смерть, тоже «казнь» через сожжение в срубе, Епископа Павла Коломенского — в старообрядческих святцах якобы 3 Апреля 1656 года — в Страстной Четверг. Смерть Коломенского Владыки, без церковного суда изверженного Никоном из сана и сосланного в Хутыский монастырь, является хронологической загадкой и скорее всего он умер весной 1656 года или был тайно убит, или заморен голодом. Но если бы Епископ Павел был действительно законно казнен, то его смерть не ставили бы в вину Никону на Соборном суде в Декабре 1666 года. Но поскольку в соборных документах Павел титулуется Епископом, совершенно очевидно, что никакой казни не было вовсе. В соборных документа сказано: «Да ты же, Никон, Коломенского Епископа Павла без Собора, вопреки правил, низверг и обругал и сослал его в ссылку и там его умучил, и то тебе низвержение вменится в убийство» (Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Том V. Отдел II. Глава III).
Странно, конечно, что достаточно авторитетный специалист по XVII столетию, знаток писателей Соловецкого монастыря, кандидат филологических наук Олег Витальевич Панченко, а может быть уже и доктор, позволил себе такой пассаж: «Эту истину ясно осознавал позднейший редактор повести, когда связал судьбу Соловецкого монастыря с личной судьбой Царя. Он, несомненно, уже знал и о гибели защитником монастыря и о кончине Царя, последовавшей менее чем через неделю после взятия Соловков, и не погрешил против истины, внося уточнение в пророчество». Но у филологов такое бывают, к хронологическим «мелочам» они относятся без особого внимания…
Кстати, в древнерусских повестях ещё точнее и хлестче переводили «титульное» прозвище Императора-иконоборца Константина — Копроним сиречь Говнач… :) Так что вот так! Дорогой Павел Вячеславович!
4. Павел Тихомиров : Леониду Евгеньевичу
2012-08-18 в 18:52

Дорогой Леонид Евгеньевич, простите, пожалуйста, за невнимательность, которую я допустил при чтении той части Вашей реплики, где речь шла о злополучном соборе. Действительно, как бы негативно мы не относились к судьям, патриарх Никон сам загнал себя в такое положение, за что и пришлось расплачиваться, это понятно.

А по вопросу осмысления «соловецкого сидения», предлагаю Вашему вниманию фрагмент позавчерашней реплики Натальи Чернавской по теме гарей.
Думаю, уместно ее опубликовать и тут.
В сборнике "Книжные центры Древней Руси. Соловецкий монастырь / Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. С. А. Семячко. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001" есть две очень интересные статьи:
Панченко О. В. (С.-Петербург). Соловецкий сборник повестей о чудесах и знамениях 1662—1663 гг.с.444 и Панченко О. В. (С.-Петербург). Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. с.465.
В статьях дано описание обстановке в монастыре накануне осады и сами тексты опубликованы. Меня особенно задело "Видение о пророчестве соловецких чудотворцев царю Алексею Михайловичу".
В 1668 году один соловецкий трудник "бысть бездушен на многия часы", а очнувшись, поведал, что был в Москве и видел разговор прп. Зосимы и Савватия с царём Алексеем Михайловичем:- Пощади, государь, нашу обитель, аще ли не пощадиши, то время преставлению света сего быти". Эта повесть из соловецкого сборника конца 60-х годов XVII века(датирован по бумаге)хранится он в Древлехранилище ИРЛИ (Карельское собрание №11) и был привезён туда В.И. Малышевым в 1940 году из его первой экспедиции в Беломорье. Так вот на полях этой рукописи "неизвестный позднейший редактор приписал всего два слова, а получилось:- Пощади, государь, нашу обитель, аще ли не пощадиши, то время преставлению ТВОЕМУ ОТ света сего быти...
"Выслушав это челобитье, царь спросил своих бояр, как поступить ему с соловецкими старцами. Бояре ответили: - Да будет, государь, по твоей воле. И сказал царь старцам: - Да будут в вашей обители пение и службы и отчины, якоже и прежде, все по древнему преданию и чину неизменно. В повести выразилось представление соловецкой братии о вселенском значении Соловецкой обители как оплата православия (если она погибнет, то и всему миру конец). Однако любые эсхатологичекие пророчества противоречат Евангелию, в котором о конце света сказано:" О дни же томъ и часе никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отецъ Мой единъ" (Мф.24:25)
Эту истину ясно осозновал позднейший редактор повести, когда связал судьбу Соловецкого монастыря с личной судьбой царя. Он, несомненно, уже знал и о гибели защитником монастыря и о кончине царя, последовавшей менее чем через неделю после взятия Соловков, и не погрешил против истины, внося уточнение в пророчество". Конец цитаты.
(ИРЛИ,Древлехранилище, Карельское собр.№11,л. 12-22об.Панченко, с.468)

Что же касается отношения к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу, то имела место традиция отождествления их деяний с деяниями византийских императоров-иконоборцев Львом Исавром и его сыном Константином Копронимом (Гноетёзным). Деяния этих императоров были хорошо известны древнерусским книжникам.
3. Леонид Болотин : насчет оценки собора 1666-67 годов, разгромившего Русскую Церковь, позволю себе не согласиться.
2012-08-18 в 17:27

А я разве защищаю этот Собор?! Конечно, он был разорительным для России! Я поддерживаю только осуждение Никона этим Собором.
2. Павел Тихомиров : Ответ на 1., Леонид Болотин :
2012-08-18 в 14:10

концовка немного "подкачала".


Дорогой Леонид Евгеньевич!
Тут как раз была затравка для продолжения разговора. Который, собственно говоря, уже и начался Вашим обстоятельным комментарием. Надеюсь, что наша уважаемая "древница", Наталья Чернавская, подготовит материал о традиции осмысления соловецкого сидения в старообрядческой системе мысли.
От себя добавлю, что полностью разделяю Вашу оценку богохольства в соборах Кремля, а вот насчет оценки собора 1666-67 годов, разгромившего Русскую Церковь, позволю себе не согласиться.
Карикатуру видел в Пушкинском доме. Относительно патр.Никона позицию старообрядцев не поддерживаю, естественно. Не все так просто, как это преподносят наши старинные конспирологи. А вот оценку греков-бродяг разделяю вполне.
1. Леонид Болотин : Виват! Славной Русской Духовной Виктории!
2012-08-18 в 13:38

Знаменательная история. Прекрасно рассказана! Только концовка немного "подкачала".
Я о "Соловецком Сидении". Все же версию из древлеправославных преданий о «разорении» и «разграблении» обители «русскими воинами» следовало бы поверить историческими источниками, прежде чем её просто повторять. Хотя о кровопролитии Павлом Вячеславовиче всё верно написано… Что было, то было, но в бою, а не ради изуверства.
Мне ближе такая версия «Соловецкого Сидения», основанная на документальных данных, современных событиям 1668-1677 годов, а не по сочиненным в скитах преданиях, написанных и разукрашенных уже в XVIII столетии.
В 1668 году часть Соловецких монахов восстала против церковных преобразований, и они затвори свою обитель, заключив в монастырскую тюрьму всех священников и насельников, несогласных со старообрядчеством. Первоначально направленные на архипелаг царские стрелецкие отряды не предпринимали боевых действий против обители, да и регулярной осады не было: на зиму сторожевые отряды переправлялись на материк в Сумский острог. Но 1674 году выяснилось, что в Соловецком монастыре скрылась часть Разинских ватаг с атаманами Ф. Кожевниковым и И. Сарафановым. Правда, до 24 Декабря 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за Царя, но в конце Декабря в подметных письмах они объявили, что на Рождество ХРИСТОВО 25 Декабря молитву о Государе они прекратили. Летом 1675 года военные действия усилились, монастырь стал подвергаться массированному обстрелу, не уступали в плотности огня и оборонявшиеся: потери царских войск с 4 Июня по 22 Октября 1675 года составили 32 человека убитыми и 80 стрельцов ранеными. В конце Мая 1676 года воевода Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. Воевода решил вести круглогодичную блокаду. 23 Декабря 1676 года Мещеринов повел свой полк на приступ, но был отбит и понес потери.
В ночь на 22 Января 1677 года 50 стрельцов во главе с Мещериновым при помощи перебежчика монаха Феоктиста проникли в обитель через тайный ход, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены. К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен оставалось очень мало монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками.
Суд приговорил к казни предводителей мятежников Никанора и Сашко, а также 26 других активных участников, другие отправлены в Кольский и Пустозерский остроги. Но в древлеправославной среде взятие Соловецкого монастыря было обставлено множеством легенд об издевательствах над монашествующей братией монастыря, число Соловецких страдальцев называлось в несколько сотен, хотя даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен страдальцев Соловецких.
Освобождение Соловецкого монастыря от бунтовщиков не обошлось без отмщения со стороны старообрядцев. В Богоявленский Сочельник 6 Января 1681 года Царь Феодор Алексеевич из Успенского собора Кремля отправился с Крестным Ходом на водоосвящение к Москве. В это время старообрядцы учинили погром в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Они мазали дёгтем царские ризы и гробницы, а также ставили сальные свечи, считавшиеся нечистыми в церковном обиходе. В это время крестоходцы возвратились, раскольник Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на Царя и Патриархов. Одна из таких карикатур дошла до наших дней, на ней изображены Патриархи Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский, Никон, а также Митрополиты Павел Сарский и Подонский и Иларион Рязанский, подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа».
Я не являюсь почитателем Патриарха Никона и его церковных преобразований 1653-1654 годов. Тяжелы для меня и решения Собора 1666-1667 годов, справедливо осудившего Никона, но поддержавшего его «реформы». Однако и смотреть через розовые очки на деяния старообрядцев не хочу хотя бы за то, что они законных Государей вроде Царей Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, а потом Петра Алексеевича объявляли «антихристами», то есть «лжепомазанниками», и устроили такой «перфоманс» в Успенском соборе Кремля — в духовном сердце России. Не напоминает ли он современный панк-«молебен»?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме