На Соловках вся Россия видна как океан в капле воды.
Так говорит всякий, побывавший на этом удивительном архипелаге, поднявшем валунные громады стен Соловецкого кремля прямо из свинцовых вод Белого моря. Белые церковки, выглядывающие из-за стен, увенчаны куполами из резного дерева. Если приглядеться, то купола могут показаться сотканными из шелка.
Но могут и не показаться.
Ведь глядеть на что-то и видеть то же самое - вовсе не одно и то же. Разные глаза смотрят на одну и ту же каплю воды и видят в ней совсем разные водоёмы. Для тех, кто в России видит одну лишь «тюрьму народов», для тех и Соловки - это всего лишь «олицетворение вечной каторги».
Но красная каторга просуществовала всего-то 16 лет, а истории монастыря полтысячелетия. Впрочем, глаза, которые не любят крест, и в монастыре углядят одно только место ссылки. Между тем Государственная тюрьма на Соловках просуществовала с 1718 по 1903 год, а узников её можно перечесть поименно.
И исполинские валуны, из которых сложены стены толщиной в 8 метров, помнят не только заключенных, но и мужественных бойцов.
Подвиг Соловков в период Крымской кампании в общем-то остался мало замеченным на фоне трагедии Севастополя.
Но произошедшее там было настолько символичным, что история эта может послужить утешением для всех нас, унывающих от соприкосновения с не особенно оптимистичными реалиями российской жизни.
***
В начале июля 1854 года в Белом море была замечена эскадра из 10 французских и британских кораблей под общей командой капитана английского флота Эразмуса Омманея. Эскадра крейсировала по Белому морю, останавливала, грабила и топила торговые суда, громила прибрежные поселения и пыталась высадить десант в устье Двины.
Экспедиция преследовала цель устрашить императора Николая I - необходимо было продемонстрировать уязвимость границ необъятной державы.
По распоряжению архангельского губернатора уже весной - как только эскадра была замечена в Баренцевом море - книги и ценности были эвакуированы на материк, а Соловецкий кремль начал готовиться к обороне.
Руководил оборонными мероприятиями архимандрит Александр. Поскольку некогда о.Александр был полковым священником, то о ратном деле он имел некоторое представление. В подчинении у архимандрита было 53 престарелых инвалида, обязанностью которых было надзирание за ссыльными. «Батарея» состояла из двух малокалиберных орудий и 40 древних «затинных» пищалей, оставшихся на острове после того, как в 1814 году артиллерию Соловецкого кремля вывезли в Новодвинскую крепость. Теперь из Архангельска срочно доставили 8 шестифунтовых орудий, 480 ядер, 20 пудов пороха, офицера и фейерверкера.
Офицер приступил к организации батареи, а фейерверкер - к обучению будущих «канониров» приёмам обращения с пушками. Монастырскую армию, кстати говоря, пополнили добровольцы их числа паломников, работников, послушников и даже иноков. В подвалах удалось отыскать кремневые пистолеты, пики и бердыши.
Когда стало известно, что неприятель подходит, то «участились молитвы, крыши облили смолою, против действия пальбы приготовили воду и мокрых войлоков».
6 июля (ст.стиля) к архипелагу подошли 2 паровых шестидесятипушечных фрегата - «Бриск» и «Миранда». Верные правилам военного этикета, британцы подняли переговорные флаги, но среди защитников крепости не нашлось грамотных в флажных сигналах. Монастырь хранил молчание. Когда же англичане произвели два сигнальных залпа, то защитники Соловков решили, что боевые действия начались, и соловецкие канониры выстрелили в ответ. Выпущенные со стен и башен ядра не долетели до фрегатов, зато едва не погубили собственную батарею, искусно сооруженную на самом мысу. А вот артиллеристы этой береговой батареи (из 2 пушечек) сумели в течении часа проделать в борту «Миранды» столь изрядную пробоину, что британцы были вынуждены покинуть огневую позицию и отойти для ремонта на безопасное расстояние.
Столь дерзкий ответ возмутил англичан, и уже на следующее утро у стен обители появились парламентёры с белым флагом. Британцы передали пакет, на котором было написано по-русски: «По делам её Великобританского Величества. Его высокоблагородию главному офицеру по военной части Соловецкой». В депеше указывалось, что монастырь «палил на английский флаг», следовательно, выступил как военная крепость. Англичане требовали сдать «гарнизон, оружие, флаги и другие военные снаряды». Игумен ответил категорическим отказом, и спустя несколько часов началась бомбардировка, которая продолжалась 9 часов 15 минут.
Вначале отстреливались только 2 шестифунтовые пушечки береговой батареи (ядра величиной с яблоко), но после того, как один из фрегатов подошёл ближе, в дело вступили орудия, расположенные на стенах. Основной задачей игумена было не допустить высадки десанта. Для отражения возможной высадки в засаде располагался отряд добровольцев, в основном состоявший из искусных охотников и хороших дровосеков.
Позже выяснилось, что англичане говорили находившимся на борту пленным поморам, что они не могут поверить в то, будто гарнизон состоит из полусотни инвалидов - за каждым кустом британцам виделся крупный отряд.
А иноки прибегли к духовному оружию: было решено полным составом идти крестным ходом с сияющими хоругвями по стенам вокруг всего монастыря. Двинулись, воспевая молитвы ко Пречистой Богородице. В самом опасном месте, как раз напротив вражеских фрегатов, архимандрит осенил народ крестом и чудотворной Сосновской иконой Божией Матери.
Ядра, прежде ударявшиеся в стену, теперь пролетали над головой, не причиняя никакого ущерба. Едва лишь молящиеся сошли с помоста, как 2 ядра с треском разметали помост.
Перед монахами, возвращавшимися в собор, открылась жуткая картина: по вымощенной камнями дороге во дворе монастыря во множестве скакали 3-х пудовые каленые ядра.
Застывший было в оцепенении крестный ход возобновил молитву, и произошла удивительная перемена: ядра стали перелетать над монастырем и падать уже за противоположными стенами кремля.
Неожиданно у соловецких защитников появились союзники. Чайки, в несметных количествах обитавшие на островах архипелага, всполошились от нескончаемого грома при ясном небе. С пронзительными криками целые стаи птиц пикировали на корабли непрошенных гостей и поливали их помётом. Как говорит монастырское предание, к вечеру на палубах стало так скользко и мерзко, что передвигаться не было никакой возможности.
Суеверные моряки испугались «монашеского чародейства» и стали роптать на бессмысленность дальнейшей бомбардировки «заговоренного монастыря».
Судите сами: за 9 с лишним часов бомбардировки по обители было выпущено 1800 ядер, которых, по признанию Омманея, «было бы достаточно для разрушения нескольких европейских городов». Сам кремль англичане намеревались «спалить до почвы за 3 часа». Однако разрушения были ничтожны. И когда в 17.00 колокольный звон возвестил, что монахи начинают празднование Казанской иконы Божией Матери, англичане пустили последнее 3-х пудовое ядро.
Ядро это, между тем, явило чудо Божие - бомба влетела в церковь и была найдена за иконой Богородицы «Знамение» неразорвавшейся. «После раны этой, принятой иконою за обитель, самый лик сделался из темного бледным».
На следующее утро все защитники причастились Св.Таин и приготовились погибнуть, но не сдать твердыню врагу. Воины вернулись к орудиям, а иноки вновь пошли крестным ходом.
В это самое время корабли снялись с якоря и ушли восвояси.
После того, как неприятель скрылся из виду, начали подсчитывать потери. Этот подсчёт окончательно убедил людей в заступничестве пред престолом Божиим Богородицы и соловецких угодников - Зосимы, Савватия и Германа.
Среди защитников твердыни не было ни одного пострадавшего.
***
Подвиг монастыря имел огромное моральное значение на фоне общих неудач Крымской войны. С той поры возобновилось прерванное почти на 2 столетия знаменитое на всю Россию Соловецкое богомолье.
Богомолье было прервано в 1676 году, когда после 8-летней осады русскую твердыню на Белом море разорили и разграбили русские же воины. Именно тогда - в лихолетье «Соловецкого сидения» 1668-76 гг. - на святом острове впервые в истории Соловков - как святыни православия - была пролита кровь.
По легенде, хищников выпроводили с острова по льду ещё 200 лет назад. С тех пор в лесу жили только травоядные.
30. Ответ на 27., Павел Тихомиров:
29. Ответ на 27., Павел Тихомиров:
28. Ответ на 26., Павел Тихомиров:
27. Ответ на 25., Субъект :
26. любопытно
25. Re: Непобедимые Соловки
24. еще раз про 60 пушек
23. Ответ на 21., Павел Тихомиров:
22. Ответ на 20., Павел Тихомиров:
21. еще одна деталь