Проповедь Христа и смирения в творчестве Ф.М.Достоевского

0
1734
Время на чтение 8 минут

«Многосторонни были откровения и открытия Ф.М.Достоевского. Колумб открыл Америку, а Достоевский открыл русскому обществу Господа Иисуса Христа, которого раньше знало духовенство, простой народ и отдельные мыслители нашего общества», писал митрополит Антоний (Храповицкий).

Воспитанный на вере во Христа «в семействе русском и благочестивом» Достоевский в Петербурге впервые столкнулся с проповедью безбожия в лице В.Белинского.

Он готов был заплакать, когда Белинский по воспоминаниям писателя «ругал мне Христа по-матерну, а между тем никогда он не был способен сам себя и всех двигателей всего мира сопоставить со Христом для сравнения...».

Участники собраний Петрашевского, которые посещал Достоевский, также утверждали, что Иисус Христос - не Бог, а простой человек. Они отвергали книги Священного Писания, называя их апокрифическими. Однако Проведение Божие не дало Достоевскому окончательно превратиться по его словам в «европейского либерала» и утратить веру. Оказавшись на каторге убедился, что в отличие от петрашевцев и Белинского, идеал народа - Христос, которого он вновь здесь принял в свою душу. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, писал Достоевский, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа он гордится более всего!»

Приняв на каторге в свою душу вновь веру во Христа как Бога и Спасителя от простого народа и Евангелия (которое лежало 4 года у него под подушкой) Достоевский стал пламенным ее исповедником и апостолом.

Символ веры Достоевского изложенный им в знаменитом письме к Н.Ф.Фонвизиной, сербский мыслитель и богослов прп. Иустин (Попович) прямо называл Павловым исповеданием веры. «Это Павлово исповедание веры в Богочеловека Христа.

Со времен апостола Павла, писал он, и до настоящего времени не раздавалось более смелого слова о незаменимости Господа Иисуса Христа. Единственный, кто мог в этом отношении и в некотором роде сравняться с Достоевским - это пламенный Тертуллиан».

Действительно Достоевский стал апологетом и защитником веры во Христа Спасителя. Известно, что он чаще обращался к Евангелию от св. ап. Иоанна (в тексте было больше пометок), которое было написано для того, чтобы показать Божественность Иисуса Христа, Богоявление в мир Сына Божия, второй ипостаси Святой Троицы. Написано оно было св. ап. Иоанном Богословом по просьбе Эфесских христиан, так как иудействующие говорили о том, что Христос не Бог, новый  пророк, человек наподобие Моисея, Авраама и др.

Вера в то, что «Слово плоть бысть» (И слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; мы видим славу Его, славу единородного от Отца) взятое из Евангелия от св. ап. Иоанна являлось для Достоевского краеугольным основанием для веры во Христа как Бога, Божественного Логоса ставшего человеком.

В своем художественном и публицистическом творчестве Достоевский стал защитником веры во Христа как Богочеловека против атеистических представлений, которые постепенно пленяли умы и сердца интеллигенции уже в 19 веке. Достаточно вспомнить хотя бы позднего Льва Толстого.

Европейский гуманизм и просвещение провозглашали принцип антропоцентризма - человек стал мерой всех вещей. Именно под влиянием этих идей была написана известная книга Ренана «Жизнь Иисуса». В ней Ренан описывал Иисуса Христа лишь как человека, учителя и проповедника. И вместе с тем Ренан считал, что «Среди сынов человеческих не рождалось более великого, чем Иисус».

Для Достоевского, который хорошо знал эту книгу Ренана, она была не только явным искажением образа Христа Спасителя, но и вызовом его веры в Евангелие. Вероятно создавая образ «положительно-прекрасного человека», князя - Христа в лице Мышкина, Достоевский полемизирует с Ренаном. Он хотел показать, может ли его герой как человек победить зло царящее в людях.

Сможет ли князь-Христос спасти хотя бы одного человека в этом мире - Настасью Филипповну? И вот, несмотря на все усилия и попытки спасти ее князю Мышкину это не удается. Настасья Филипповна погибает. Гордыня, своеволие и зло глубоко коренятся в человеке, говорит Достоевский. И их невозможно победить лишь с помощью человеческих усилий. Без помощи Божией они были бессильны.

Если Христос лишь человек как утверждает Ренан, то он бессилен победить зло царящее в мире и сам будет им побежден.

Эта полемика с атеизмом особенно очевидно звучит у Достоевского в исповедях идейных самоубийц: Ипполита в романе «Идиот» и Кириллова в «Бесах».

Ипполит в своей исповеди рассказывает о тяжелом впечатлении от увиденной им картины Гольбейна «Христос в могиле». На картине изображен умерший после страшных мучений Христос как человек лишенный своего божественного достоинства. По мысли Ипполита на картине изображена победа смерти над человеком Христом. И это приводит его к пессимизму и бунту. «Картиной этой  как будто именно выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно вечной силе, которой все подчинено, и передается вам невольно».

Для Достоевского картина Гольбейна, как и книга Ренана - свидетельство того, что в Европе утрачена вера во евангельского Христа. И как неизбежное следствие из этого - утрачивается и смысл жизни самого человека. Об этом говорил Кириллов в своей исповеди перед самоубийством. Он также видит во Христе лишь «высшего на всей земле» человека. «Слушай: этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека - одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после Ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что не было и не будет такого никогда. А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и дьяволов водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?»

Достоевский хорошо понимал, что потеря веры во Христа Воскресшего и в бессмертье души будет иметь катастрофические последствия для человека и человечества. Об этом, выражая авторскую позицию, говорит Иван Карамазов: «Уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того, тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено, даже антропофагия».

Для Достоевского как религиозного мыслителя только Евангельский Христос как воплотившийся Бог, есть единственное разрешение всех «проклятых вопросов» стоящих перед человечеством  на земле. И наиболее главные из них это вопросы о смысле жизни, спасении и бессмертии души.

Не только утрату веры во Христа в атеистическом гуманизме в Европе увидел Достоевский.

Он видел, что искажение образа Христова произошло уже в католицизме, который, по его мнению, и привел в Европе к появлению атеизма, бунта против Бога и идее человекобожества.

«Римский католицизм уже не есть христианство... Рим провозгласил Христа, поддавшегося на третье диаволово искушение, и, возвестив всему свету, что Христос без царства земного на земле устоять не может, католичество тем самым провозгласило антихриста и тем погубило весь  западный мир». Вероятно провозглашения на I Ватиканском соборе в 1870 году догмата о непогрешимости римского первосвященника как наместника Бога на земле. А также отстаивание светской власти над Папской областью Пием IX были одной из причин написания знаменитой «Легенды о великом инквизиторе», обличающий католицизм в фактической утрате веры в самого Господа Иисуса Христа, которому, по словам Евангелия от Матфея «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28, 18).

Ф.М. Достоевский глубоко верил и исповедовал, что Божественный и Богочеловеческий образ Христов сохраняется не искаженным только лишь в Православии. Русский народ сумел сохранить, по мнению писателя, истинный образ Христа Спасителя в своем сердце и в своей душе. В этом Достоевский видел также особое мессианское призвание русского народа как народа-богоносца: «Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества, писал он, и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время - явить этот образ миру, потерявшему пути свои». Достоевский был глубоко убежден, что только в Православии и истина и спасение русского народа, в будущем и всего человечества. «Мы несем миру только то, что мы можем ему дать, и вместе с тем, то, что ему единственно необходимо - Православие, истинное и сильное, вечное исповедование Христа и полное обновление моральное...»

В романе «Братья Карамазовы» старец Зосима пророчествует о фактическом апостольском и мессианском значении и призвании русского инока. Русский инок, по мнению старца, должен явить истинный образ Христа миру потерявшему веру и окончательно заблудившемуся. «Образ Христов хранят пока в уединении  своем благолепно и неискаженно, в чистоте правды Божией, от древнейших отцов, апостолов и мучеников, и, когда надо будет, явят его поколебавшейся правде мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет». «Образ Христов храним, и воссияет как драгоценный алмаз всему миру...Буди, буди».

Алеша Карамазов и становится в романе таким русским иноком, несущим в мир образ Христа Воскресшего и Всемилостивого, прощающего грешников ради одной луковки поданной ближнему. Побывав (в тонком сне) таинственно на брачном пире в Кане Галилейской, Алеша Карамазов запечатал в своем сердце образ кроткого Христа, дарующего людям свою неиссякаемую любовь, прощение и бессмертие. И он несет эту смиренную любовь Христову людям, уходя из монастыря в мир.

Христос ставший для Достоевского мерой всех вещей, принес на землю новое измерение самой человечности - образ кроткой и смиренной любви. Проповедь смиренной любви Достоевский считал очень важной для спасения человека и человечества. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Я успокою вас, научитеся от Меня, яко кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим» - говорит Христос в Евангелии обращаясь к страждующему человечеству от недостатка любви.

Герои Достоевского, начиная от Сони Мармеладовой и князя Мышкина до Алеши Карамазова и старца Зосимы являются теми, кто несет образ Христов через смиренную любовь к ближнему. В отличие от своевольной, гордой, плотской любви, которая часто бывает мучительной страстью и ведет к преступлению, как это и происходит между Рогожиным и Настасьей Филипповной.

Напротив, смиренная, кроткая и жертвенная любовь Сони Мармеладовой спасает Родиона Раскольникова.

Именно эту любовь и принес Иисус Христос в мир лежащий во зле.

О ней пророчески проповедует старец Зосима: «Взять ли силой али смиренною любовью? Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Решиться так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобно которой нет ничего».

Образ смиренного и кроткого Христа из «Легенды о великом инквизиторе» помог по словам известного религиозного мыслителя Бердяева ему впервые сознательно обрести веру.

Проповедь Христа Спасителя и смирения Достоевским помогла очень многим в 20 веке обрести веру. Достоевский подобно апостолам стал путеводителем ко Христу в эпоху богоборчества и «научного атеизма». По словам прп. Иустина Поповича, «Он апостол, ибо как-то незаметно, чудотворным образом вселяет чудесного Христа в наши души, делает Его современным нам, близким, родным».

 

Симаков Николай Кузьмич, философ, церковный историк, публицист, профессор Международной славянской академии, участник православно-монархического движения в Петербурге

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Проповедь Христа и смирения в творчестве Ф.М.Достоевского

Великий русский философ Иван Александрович Ильин писал, что Ф.М. Достоевский обладал «неутомимой жаждой добра, любви и справедливости…Доброта и щедрость – его верные спутники». И.А. Ильин о романах Ф.М. Достоевского: «…многого не постигаешь в силу неисчерпаемости, многое упускаешь, со многим не удается совладать: тебя просто не хватает, тебя недостаточно. Дано гораздо больше того, что ты способен воспринять». Достоевского нельзя «ни понять, ни принять без сердца». Иван Ильин видел в произведениях Ф.М. Достоевского «…пророчество, созерцание сущности человеческого духа, его путей и заблуждений в данный исторический момент, возможно, - в данную эпоху; в этом созерцании сущности ему светит его христианская вера православного толка». По словам философа, вера Ф.М. Достоевского – «русское христианство, православие, и не церковная организация, не духовенство, а живая духовная сила, зародившаяся и зреющая в народе тысячу лет, - т.е. окрепшие в духе православия народная мощь и народные идеи, которые составляют суть России». Идеи Ф.М. Достоевского немало повлияли на вывод И.А. Ильина: «Русский народ вовсе не испорчен душой – он не материалист, не озабочен собственной выгодой; стоит ему увидеть перед собою великую цель, он станет служить ей с самобытной душевной радостью, ибо в нём дремлет большой запас духовных созидательных сил» (И.А. Ильин. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. - М., 1993).
_Ольга_ / 11.08.2012, 19:03

3. Алеша Карамазов запечатал в своем сердце образ кроткого Христа, дарующего людям свою неиссякаемую любовь, прощение и бессмертие.

Стыдно мне. Я не такой :-( Может кто услышит меня и напишет статью? Меня очень волнует тема,которую раскрыл Фёдор Михайлович в своём произведении "бесы". Я кратко намекну. Поймёт ли кто... Сейчас все наши т.н. "борцы с режимом" хотят что бы те,кто за ними идут - были повязаны кровью. Что я тут имею в виду? Например Чирикова, Навальный и прочие "оппозиционеры" собирали деньги на помощь в свержении "режима Каддафи",а теперь "режима Ассада". Эти люди повязаны кровью. Увы. Просто посмотрите (и осознайте) вот эту лекцию например. Тема повязанных кровью и зависимости этого от участия в революции - раскрыта. Вот: http://youtu.be/UYpzT88eVbg

2. Re: Проповедь Христа и смирения в творчестве Ф.М.Достоевского

Спасибо автору и редакции за добротную заметку о Ф.Достоевском с напоминанием о кротости и смирении. Возможно она благотворно повлияет на "горячие" головы форума.
Иванович Михаил / 11.08.2012, 13:19

1. Re: Проповедь Христа и смирения в творчестве Ф.М.Достоевского

Приняв на каторге в свою душу вновь веру во Христа...

Не образ ли это русского сознания, которому нужно потрясение, чтобы искренне обратиться к Богу? Может, стоит ещё добавить к этой гладкой и эпической статье контраверзные слова Н.Бердяева о творчестве Достоевского, глубоко изучившего "русскую народную линию", чтоб мы вспомнили себя без прикрас: "Достоевский до глубины исследовал апокалипсис и нигилизм русского духа. Он открыл какую-то метафизическую историю русской души, ее исключительную склонность к одержимости и беснованию. Он до глубины исследовал русскую революционность, с которой тесно связано и русское "черносотенство". И русская историческая судьба оправдала прозрения Достоевского. Русская революция совершилась в значительной степени по Достоевскому. И как ни кажется она разрушительной и губительной для России, она все же должна быть признана русской и национальной. Саморазрушение и самосожигание - русская национальная черта" (Николай Бердяев Миросозерцание Достоевского) Конечно, это наряду с пассионарностью, жертвенностью, человечностью и всеобъятностью русской души.
Адриан Роум / 11.08.2012, 12:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кузьмич Симаков
Слово о русской философии.
Николай Онуфриевич Лосский. Интуитивизм
11.05.2024
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Религиозно-философское творчество
02.05.2024
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Софиология
19.04.2024
Слово о русской философии.
Из глубины. Сборник статей о русской революции
10.04.2024
Слово о русской философии.
Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции
03.04.2024
Все статьи Николай Кузьмич Симаков
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 21:24
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.11.2024 21:16
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12