itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Братья староверы

Нам придется быть едиными, потому что у нас одни враги – нехристи

0
2285
Время на чтение 6 минут

В конце шестидесятых годов прошлого века, когда в СССР сталинское отношение к религии начинало сменяться хрущёвскими гонениями, я, совсем мальчишкой работал после школы в районной газете. И редактор послал меня сделать материал с заседания бюро райкома КПСС. А там обсуждался вопрос об исключении из членов партии бригадира одного из колхозов. Свою веру в Бога он не отрицал, не каялся и, когда члены бюро проголосовали за его исключение, положил партбилет и молча вышел. Рядом со мной сидел знакомый председатель колхоза. Он попросил меня догнать этого человека и сказать, чтобы тот подождал его. Спустя месяц я узнал, что исключённый работает у этого председателя завхозом. Мне председатель сказал:

- Меня потащили на ковёр: зачем взял на работу? Немедленно уволь. Я отвечал: можете и меня исключить, а такого завхоза я вам не отдам. Почему? Он же старовер, а они копейки чужой не возьмут. Пойди, найди честного завхоза.

И ещё воспоминание. Тоже из юности. В районе было много староверов, но вот ночевать у себя в деревне они не оставляли. Раз даже, помню, в деревне Кержаки, попросил напиться, хозяйка вынесла воду в черепушке, я напился, вернул её, а хозяйка черепушку выбросила. По-моему, даже демонстративно. Видимо, она почувствовала запах табак а, я, по дурости, тогда курил.

Название Кержаки, конечно, от реки Керженец, куда уходили первые волны гонимых сторонников протопопа Аввакума. Их называли раскольниками. Это более, чем несправедливо. Какие же они раскольники? Что они раскалывали? Они хранили ту веру, которую получили от отцов и дедов. Кто взял на себя труд убедить их в том, что какие-то исправления в обрядности, в текстах Священных книг, чтобы не уклониться от чистоты полученной из Византии веры, необходимы? Что ещё задолго до Патриарха Никона преподобный Максим Грек, учёнейший монах Святой Горы Афон, приглашённый в Москву для переводов с греческого на русский, говорил о некоторых неточностях русских текстов, уже вошедших в церковную жизнь. За что, кстати, много перестрадал. И тут же, раз уже упомянул Афон, скажу, что афонцы одобряли, затеянное Патриархом Никоном созидание под Москвой Нового Иерусалима.

А раскол у нас был, это раскол, названный по имени архиепископа-обновленца Григория (Яцковского) григорианским. Это конец 1925-го года. Григорианцы исполняли директиву ОГПУ «ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев». В апреле следующего года Антицерковная комиссия ЦК ВКП(б) постановила: «Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной». И по всей стране шли аресты, расстрелы и ссылки именно православного священства. На сторону обновленцев переходили многие. Вот это был раскол так раскол, угрожавший по сути существованию Православной церкви в России. И подчинению остатков её Ватикану, который жадно ждал результатов раскола. Но не вышло ничего ни у большевиков, ни у Ватикана. И последствия раскола вскоре стали неощутимы, чему во многом содействовал приход Патриарха Сергия на Патриарший престол и чистосердечное раскаяние многих раскольников-обновленцев. А Послание Сергия помогло прекратить действие всяких легатов и нунциев Ватикана в СССР. И в наше время, на волне общей болтологии, всплыли раскольники нового времени, неообновленцы (Якунин, Кочетков, Чистяков…) и тоже провалились в безславье.

Уже и Русская православная Зарубежная церковь едина с Русской православной церковью. Вроде и катакомбники вышли из катакомб, уже на поверхности. Но вот всё никак не можем мы братски обняться с братьями по вере, старообрядцами.

Почему? Очень сильна у них обида и на царское, и на советское государство, на священноначалие, на большевиков, на коммунистов.

Но и в самом деле: гонения, тюрьмы, ссылки, казни, сжигание заживо… всё прошли приверженцы старой веры. Православных они называют нововерами, никонианами, и готовы вновь страдать и умирать за двоеперстие, за «посолонь», за бороды. Крепость их веры сродни фанатизму, они уверены, что спасение можно получить только пребывая в вере Аввакумовой. Именно он, по преданию, возвысил двоеперстие из горящего сруба и возгласил: «Будете таким крестом молиться, не погибнете во веки». Спросим, а нам, что, погибать со своим троеперстием? И, значит, напрасны все жертвы, реки крови, пролитые православными за Христа во все времена богоборчества? И разве не уязвляет наше сердце Аввакумово название православного креста польским крыжем?

На вопрос: «Како веруеши?» мы отвечаем чтением Символа веры, старообрядцы вздымают двоеперстие. Но и то, и это – исповедание Святой Троицы.

Да, велик Аввакум в своём неистовом желании сохранить старую веру. Велики старообрядцы, пронесшие через века святость семьи, трудолюбие, здоровый образ жизни. Может быть, этому помогло их воинственное отмежевание от мира? Но они были, так или иначе, в государстве. И когда наступали войны, когда государству были нужны солдаты, как было не считать укрывавшихся в лесах людей призывного возраста дезертирами? И как думать о священниках, вынуждавших своих пасомых идти в подкопы, в коллективное самосожжение?

О, Россия, Русь-матушка, как часто ты относилась к своим хуже, чем к чужим. В Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин, не принимали старообрядцев. А для трёх лицеистов, мальчиков – лютеран специально выстроили кирху. Да и доселе всё так же, забросили мы 25 миллионов соотечественников в зарубежье, а города наши, рынки, магазины полнятся кавказцами и азиатами. Жильё скупается зарубежным жульём.

Если когда возвращаются старообрядцы из Южной Америки в Россию, им не создают условий для жизни. А уж кто, как не старообрядцы, могут работать и производить безобманные продукты и товары.

Московский центр старообрядчества начинался с «Богоделенного» дома на Рогожском кладбище, которое было определено для захоронения умерших во время чумы в 1771 году. И очень быстро там появилась и деревянная часовня, заменённая через пять лет каменной (1781 г.), затем церкви, к концу 18-го века было двадцать тысяч прихожан, а к 1825 году, во времена Александра I, до семидесяти тысяч. Здесь, при нашествии французов укрывалось церковное имущество. Уже развернулась благотворная для Москвы деятельность: сиротский дом, приюты для умалишённых, училище для подкидышей (вот что очень бы хотелось возродить, это бы резко уменьшило число абортов), были уже на Рогожке библиотеки, архив, богатый редкими изданиями… Но, силён бес, далее вновь начались притеснения, гонения. В 50-е годы многие старообрядцы переходили в единоверие, но причина была… экономическая. Переход в единоверие позволял записываться в купеческое сословие. А уж купцы староверы были первейшие. В начале 20-го века император Николай II даровал старообрядцам гражданские и религиозные свободы. Снято было с них клеймо раскольников. И какой тогда был животворный всплеск в строительстве храмов, больниц, школ, приютов, домов Трудолюбия. На деньги старообрядцев.

Но застарелые обиды на власти не заживали, и в революцию некоторые старообрядцы финансово помогали большевикам. В благодарность за это большевики разрешили открыть на Рогожке Старообрядческую Академию, в ней, кстати, преподавал Бердяев. Но вскоре большевистские гонения коснулись и старообрядцев.

Но уж теперь-то, теперь-то, во времена усиления сатанинской злобы на Россию, уж время ли помнить обиды? И думать, какое выражение лучше: сущим во гробех, или: гробным? И, выходя из храма, куда поворачивать, вправо или влево? За солнцем мы идём или навстречу ему, в любом случае мы идём за Христом. Это главное, в этом мы едины сердцами и душами.

Не горько ли мне, выросшему в вятских лесах, войти в старообрядческий храм и встретить, мягко говоря, неприятие моего вхождения. Я вхожу в храм, крещусь, я прикладываюсь к Распятию, и тут на меня налетает служительница: «Это вы в своей церкви порядки устанавливайте, никониане вы, сергианцы, кагэбисты…», - далее по тексту. Подаю записку о упокоении. «Это вы кого тут понаписали?».- «Друзей, Александра, Василия, они из старообрядческих семей, брата дедушки Галактиона, тоже старовер», - « А эти ещё кто?» - «Тоже православные». – «Тоже? Этих вы у себя поминайте».

Да, и поминаем. И не диво в православных храмах поминание староверов.

И не может ни один старовер припомнить, что ему указали на дверь в православном храме. Да, надо нам каяться в причинённых страданиях братьям по языку и вере. Не мы лично преследовали их, но наши предки. И не мы расстреливали Царскую семью, но ведь каемся.

Забыть все обиды и жить дальше. Не царапать души памятью о невеселых временах. Не в прошлое живем, в будущее. А оно у нас общее. И то, что нам даже поневоле придется быть едиными, показывает то, что у нас одни враги – нехристи. А они наглеют, они хамеют, и наши разногласия их очень тешат.

Владимир Крупин, сопредседатель Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

121. Ответ на 121., А.В.Шахматов:

Что касается "мироточения" - да сейчас в моде,даже дошло до того,что держат икону в холодильники,а затем выставят в храме,естественно,появляется мократа,когда идет размораживание.

<b>В ИЗБРАННОЕ!</b>
Антоний / 07.08.2012, 06:05

120. Re: Братья староверы

Антоний,если святые молились правильно до кровавого раскола,который устроил п.Никон,в 17 веке,то почему же верующие люди того времени не молились правильно и вы их считаете еретиками?Что касается "мироточения" - да сейчас в моде,даже дошло до того,что держат икону в холодильники,а затем выставят в храме,естественно,появляется мократа,когда идет размораживание.
/ 07.08.2012, 05:31

119. Ответ на 119., Антоний:

Когда порядочным людям задают вопросы,то он отвечают!Антоний,продолжайте тешить беса-своей ложью и злом.
/ 07.08.2012, 05:25

118. Ответ на 118., А.В.Шахматов:

1.Русский народ и Святые просиявшие до раскола -17 век молились неправильно, то есть еретики?

Нет, Шахматов, не еретики. Например, св.прп. Александр Свирский не был еретиком. Он был православным. К слову, вепсом по национальности. Повторное обретение его святых мощей состоялось благодаря начавшемуся от них благоуханию, которое сопровождало мироточение. И вот такой поразительный факт: мироточение значительно усилилось, когда мощи перенесли в Храм Божий. Да-да в Храм Божий, а не в сектантскую расколничью молельню. Читайте об этом здесь http://goo.gl/sgqtH, Шахматов. И да поможет Вам Бог покаяться и прийти к Богу.
Антоний / 07.08.2012, 00:13

117. Re: Братья староверы

ТВ,почему не отвечаете на мною заданные вопросы? 1.Русский народ и Святые просиявшие до раскола -17 век молились неправильно, то есть еретики? 2.Может церковь обновляться на крови глубоко верующих людей? 3.Геноцидная революция-1917 год не была последствием грехопадения народа? 4.Лукавая перестройка и нынешнее положение народа - не результат предательства?
/ 06.08.2012, 20:01

116. Re: Братья староверы

Жживу в России!Религия у нас Христианская,а православными считают себя и язычники, ортодоксальные евреи... ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В РОССИИ!? Сегодня исполняется 20 лет, как я впервые приехал в Россию, после бурной певческой карьеры, во многих странах Мира!? Почему стоят два знака - восклицательный и вопросительный – потому, что был рад ступить на Родную землю, где родились мои русские предки, и из-за того, что не узнал Россию, о которой мне много говорили мои любимые родители, на чужбине. Первое что меня ударило, как ножом, по душе – то, что слово РУССКИЙ нельзя было употреблять - устно и письменно. Когда мне приходилось давать интервью для Всесоветского телевидения, радио, газет и журналов, где я говорил о величайшей и мировой русской культуре, литературе и искусстве, то все старались поправить меня на советский лад. Все это казалось мне дикостью, и я решил организовать праздники русской духовности и культуры: «Душа России», «Сияние России», «Казачий Покров» и «Зов Руси» - по городам деревням и областям матушки-России, что и стало Чудом-началом духовного и национального очищения и восстановления настоящей Отчизны! Сразу же приступил и к основанию организации Всемирное Русское Единство «Великая Россия» - по всей Вселенной, чтобы всем миром помочь любимой исторической Родине! Стал выступать перед студентами - в школах и университетах, военными - в училищах, дивизиях и гарнизонах, казаками - в станицах, хуторах и на всех Всероссийских Казачьих кругах, на съездах писателей России и простым народом, как на Шукшинских чтениях, на Алтае, в Музыкальных консерваториях, принимал горячее участие в кинофестивале «Золотой Витязь», стоял плечом к плечу с великим Клыковым - во время воссоздания «Союза Русского Народа»..,словом сделал, по всей России, более 1000 докладов, концертов, лекций и мастер – классов. Пришлось бороться и с произволом в Москве, то есть с незаконным и опасным сооружением ЛЭП, а также защищать русских узников совести, чести и достоинства, как Бориса и Ивана Мироновых и других земляков, некоторые из них, к русской боли, по сей день, ещё томятся в заключении, этот раз по-демократически. Удалось мне заниматься родными и благими деяниями только 10 лет, так как после начались перехваты и вталкивание палок в колёса Русского самосознания и возрождения - со стороны безбожных интернационалистов и либералов - перестройщиков, что меня заставило писать книги, которых ныне уже семь. Но, к сожалению, книги молодёжь читает мало, то есть она больше время проводит в Интернете, то я решил создать и Русскую Академию национального воспитания и образования (РАНВО), в Мировых сетях, и пока что, слава Богу, просветительный орган приносит плоды, то есть получаю много писем благодарности и добрых пожеланий! Снялся в документальных фильмах «Притяжение», «Русские гости», «Русская Австралия», «Лицом к лицу»… За два десятка лет появилось и исчезло сотни «патриотических» организаций, с липовыми вождями, которые больше думали о себе, чем о России. Если откровенно, то могу сказать, что не зря живу в России, то есть на белом свете! Знаю, что некоторые недалекие скажут, что это он расхвастался, но меня это не беспокоит - потому, что творю для русского народа – Великая держава, и подаю пример другим, что и один, в начале, может быть в поле войн, то есть с верой, любовью, надеждой и истиной можно достигнуть жизненосных и человеческих результатов! Поздравляю себя и всех верных сынов Русской земли, с юбилеем-20-лентием служения родному народу и стране! Слава Богу! Слава предкам и потомкам - Великой России!
/ 06.08.2012, 19:55

115. 115. А.В.Шахматов

Ув. А.В. Шахматов! Для меня Вы – такой же аноним, как я – для Вас. Ваш ник мне ни о чем не говорит. Если кто-то называет себя здесь Алешей Карамазовым или Потомком подданных императора Николая II – это не значит, что они на самом деле таковыми являются. Вы нерусский,так как для вас все иностранное свое Это для староверов, живущих в Австралии всё иностранное - свое, а я жила и живу в России. И я не миссионер, а всегда стою за истинное Православие и подлинную русскость,то есть Великую Христианскую Россию! Хочется надеяться, что Вы это делаете, находясь в России, а не за границей, откуда любить Россию и русский народ намного проще. Вы – за «великую Христианскую Россию», а я – за великую Православную Россию. Так кто из нас экуменист? И Вам - доброго здравия.
_Ольга_ / 06.08.2012, 18:27

114. Ответ на 113., Т.В.:

Ответ ТВ, для меня вы не интересны,во-первых,вы аноним,что уже не - по христиански,во-вторых, экуменист,в-третьих,нерусский,так как для вас все иностранное свое,а ваши ссылки-это ложное оправдание зла,когда за Веру убивали глубоковерующих людей.Вы не ответили на 4 главных вопроса,которые вам задал,так что мне глупо вести с вами полемику.И я не миссионер, а всегда стою за истинное Православие и подлинную русскость,то есть Великую Христианскую Россию!Будьте здоровыми!
/ 06.08.2012, 13:54

113. 111. А.В.Шахматов

В русском языке много слов греческого происхождения, в т. ч. и «лаконичный». Греки нам не «чужие»: как-никак православие на Русскую Землю от них пришло. «…краткость есть душа ума, А многословье - бренные прикрасы..» (Шекспир). Ну, а про «сестру таланта», Вы, конечно, слышали.
_Ольга_ / 06.08.2012, 12:30

112. А.В. Шахматову

Много лет спустя, знаменитый Московский митрополит Филарет изречет такую фразу, ставшую исторической: "Авторы подлогов неправдой послужили правде".

. Митрополит Филарет душою болевший за Русскую Церковь, за простой народ, введенный в заблуждение Аввакумом и его последователями, очень хотел преодолеть разделение. В своих «Беседах к глаголемому старообрядцу» митрополит Филарет спокойно, с любовью православного человека (а не со староверческой враждой) к людям пытается пролить старообрядцам свет на их заблуждения. Почитайте и все встанет на свои места. http://www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/raskol/bes/index.html «Полотна», действительно, нет сил читать, разве что – «по диагонали». И отвечать такими же «полотнами» нет времени. Вы, похоже, тут миссионерите от РДЦ денно и нощно, а я трачу на это свободное время. Сочинение на тему «Как я провел лето» получилось бы неинтересным. :)
_Ольга_ / 06.08.2012, 10:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Крупин
Грамотная лошадь
Рассказ
28.03.2024
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
О Распутине
Ко дню памяти (15.03.1937 – 14.03.2015)
14.03.2024
Мы не были на коленях
Новые крупинки
08.03.2024
Женщины и война
Вновь на Святой Руси пора испытаний
02.03.2024
Все статьи Владимир Крупин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30