Минск: не хочу уезжать!

Белорусская столица глазами бывшей анархистки

Новости Москвы 
0
1541
Время на чтение 23 минут

Предисловие

Ну да, я действительно бывшая анархистка. Нет, я не носила рюкзачок с изображением буквы А в круге. И значок тоже не носила. Мой анархизм не ограничивался чтением Кропоткина, Аршинова, Махно, марксов-энгельсов и кучи не менее ядовитых современных авторов. Всё было гораздо хуже. Но Господь вывел из ада душу мою и оживил меня... Только Богу Самому такое и под силу. Вместе с верой мне посчастливилось обрести любовь к Родине, т.к. пробыв десять лет по ту сторону добра, сегодня я отлично понимаю, что все удары и выстрелы извечного врага, направленные в Русскую Православную Церковь, попадают в Россию. И, соответственно, наоборот. Наша Родина, Россия - огромный Божий дар для всех нас, русских (и не только русских) её дочерей и сыновей. Это большое счастье и большая ответственность.

После всей этой маргинальной околополитики (теперь, кажется, т.н. «протестное движение» поднялось с уровня маленьких групп романтиков-идиотов до уровня массового обывательского маразма) действительно лучше было бы ни в чем не участвовать. Но я участвую в молодежном служении при Храме Всех Святых в земле Российской просиявших. И надеюсь, что богатый опыт, пусть и совсем не христианской жизни, поможет мне в миссионерской деятельности.

А еще пишу правдивые заметки обо всем, что происходит со мной и что могло бы быть интересно другим людям. Вот вам рассказ о нашем путешествии в Республику Беларусь, страну, о которой говорят столько разного и противоречивого.

Из Москвы в Минск на поезде ехать столько же, сколько из Воронежа в Москву: одну ночь. Мы приехали в Минск рано утром 26 июня. Банки были еще закрыты, местных рублей у нас не было, только российские, карты города тоже не было. Это не потому, что мы растяпы. Просто мы смело доверились воле Божией, так как в том, чтобы ни о чём не заботиться чрезмерно, тоже есть своё удовольствие. Гостиницу, правда (самую дешевую), забронировали через интернет заранее.

Зная, что гостиница, в которую в 12.00 нам предстоит заселиться, находится где-то в самом центре города, на улице Якуба Коласа, мы интуитивно выбрали направление на центр и пошли пешком. Минск расположен на живописных невысоких холмах, и первое, что бросается в глаза - идеальная чистота. Она особенно заметна после Москвы. Чистота начинается прямо с привокзальной площади. В будний день около семи утра широкие улицы Минска как-то странно пустынны, опять-таки, на контрасте с Москвой, мало людей и еще меньше автомобилей. И вот, освещенные чистым утренним солнцем, как привет из далекого детства, неожиданно появляются на дороге (это эффект холмистой местности) два новеньких красных трамвайчика, один за другим! В Минске преобладает государственный общественный транспорт, трамваи и автобусы. Проезд в нем, в приблизительном переводе на русские деньги, стоит от 6 до 8 рублей, метро около 7. В трамвае билет покупаешь у кондуктора, а потом пробиваешь его в специальном приспособлении, прямо как в детстве (люди, чьё детство пришлось на советские годы, меня поймут)! Но мы продолжаем идти пешком, наслаждаясь чистотой и простором. Наружной рекламы на билбордах крайне мало, сейчас могу вспомнить только рекламу кока-колы, остановки и столбы свободны от грязной массы бумажных объявлений, стены и заборы нимало не загажены граффити, изредка встречаются только маленькие следы свежей краски: едва появившееся безобразие оперативно закрашивают. Как потом выяснилось, эта картина типична не только для центра белорусской столицы, но и для её окраин. Вспоминаются покрытые до второго этажа неразборчивыми надписями и кривыми картинками стены домов Кройцберга (практически центр Берлина) и горы мусора на улицах оного, героически убираемые к утру многочисленными дворниками. Берлинских дворников я не помню, московские дворники - в основном выходцы из Средней Азии, а каковы Минские дворники? Оказывается, это милейшие белорусские пенсионеры. Так не спеша мы доходим до стадиона «Динамо», над входом в который имеет место великолепная скульптура в виде трёх железных (в смысле из какого-то металла) бегунов, как бы отталкивающихся от края стены и нависающих у нас над головами: очень необычно! Слева большая эмблема «Бойцовского клуба»: красно-белый кулак в круге и соответствующая надпись. Подойдя ближе, узнаем, что тут работают секции боевых искусств (кстати, в Белоруссии сейчас на высоком уровне Муай-Тай, достаточно актуальное и интересное единоборство). Эмблема немного насторожила: красный и белый - цвета местной оппозиции, вдруг эта их нечестивая мутка? Да, кулак не «оппозиционный», торчащий вверх, как у всякого «Отпора» или «Обороны», а нормальный, направленный костяшками на оппонента. Учитывая то, что красный и белый также являются цветами местного футбольного клуба, мы предпочитаем считать, что это дизайн здешних околофутбольщиков. Ну или просто случайное цветовое совпадение. Скоро после стадиона находим вход в огромный детский парк, и над входом объявление: «Центральный детский Парк им. М. Горького - зона свободная от курения». И действительно - здесь не курят! За три дня мы не заметили ни одного подлеца с сигаретой в детском парке. Здесь мы обнаружили отличное поле для хоккея с мячом, на котором играли две девчоночьи команды, рядом на травке разминалась еще какая-то секция. Парк большой и очень красивый: дорожки, лавочки, крохотный прудик (а в нём рыба, которую с двух удочек ловил какой-то дедок), ручей, мостки, аттракционы, Дворец детей и молодежи Лаборатория естественнонаучных знаний «Планетарий» (с расписанием, в 11.00 - экскурсии Гнома-астронома) и великолепное колесо обозрения в 54 метра высотой, в котором кроме закрытых имеются еще и четыре открытые кабинки! И цены на всё невероятно низкие! Настолько низкие, что, к сожалению, мы не смогли их запомнить, дело в том, что в России нигде таких цен нет уже давно. Но, пройдя парк, мы обменяли деньги в банке, купили карту города и заселились в гостиницу «Спортивная». Гостиница тоже оказалась государственным учреждением, связанным с министерством спорта и туризма республики Беларусь. За двое суток в двухместном номере без удобств (туалет и душ общие на этаже) мы отдали в пересчёте на русские около 1800 рублей! Гостиница чистенькая, удобства на этаже достаточно удобные, учитывая цену, в номере холодильник, чайник, телевизор с пятью местными каналами, мебель и столовые приборы. Мы заселились с радостью и отправились гулять с оптимизмом.

Дальше буду по пунктам, чтобы не запутаться.

1. Трудно привыкнуть к местным деньгам: это тысячи, десятки и сотни тысяч, иногда - миллионы. Один белорусский рубль равен 246 русским. Но когда привыкаешь, понимаешь, что цены на всё очень низкие! Мы общались с белорусами и слышали от них одно и то же: у нас и зарплаты низкие, вот вы тут и шикуете, из России приехав. Специально для белорусов поясняю. Россия - это не Москва. Точнее Москва - это не вся Россия. Мы приехали из Воронежа, и цены в Минске местами даже ниже воронежских, а вот зарплаты примерно на одном уровне. При том, что зарплаты бюджетников в России (которая не Москва) очень непропорционально низкие, здесь же меня поразило объявление о вакансии уборщика в метро, при моментальном пересчете на русские рубли зарплата которого оказалась около 10 000! Молодой учитель, взяв максимальное количество часов и классное руководство, будет получать в воронежской школе не более 12 000, обычно эта цифра меньше 10 000. А ведь наш регион - далеко не самый бедный в России. Так что не надо, не надо ругать свою страну, белорусы! Вы просто привыкли к хорошему. Так цените же своё хорошее, а не плюйте на него, что есть большой грех и обыкновенная глупость.

2. Билборды на улицах всё-таки имеют место, но это патриотические билборды! Они очень радуют глаз. Это «Я люблю Беларусь» в разных вариациях, где «люблю» передаётся то сердечком, выстриженным косилкой на газоне, то рябиновой гроздью в виде сердечка и т.п., это - «Вместе мы Беларусь» с парнями и девушками в национальных костюмах, это «за Беларусь для народа» с ветераном Великой Отечественной Войны, «100 твоих идей для Беларуси» и многие другие. Есть еще на белорусском языке: «Смак беларускай мовы. Сунiцы \ земляника» с фотографией кустика земляники и других ягод, соответственно белорусскому названию. Потом, общаясь с продавцом брендовой (небелорусской) обуви в одном из магазинов, мы услышали от него оппозиционные заявления (сделанные, правда, весьма корректно, что выдаёт в молодом человеке определенного уровня разумность и осторожность) по типу «Минск - это как лицо со шрамами и язвами, которые тщательно заретушированы». Из беседы выяснилось, что молодой человек (лет тридцати) выезжал в европы, в частности - жил на сквоте, кажется, в Праге (Или Варшаве?), пусть он меня простит, если забыла. Ему понравилось; там, мол, не то, что тут, свобода и всё такое. По поводу житья на сквотах и коммунах, сразу оговорюсь: живала. До определенного возраста кормить тараканов во имя «свободы» оно, конечно, познавательно и увлекательно, но когда появляются дети, например, начинаешь думать не только о себе и не только о «свободе». И если говорить в связи с этим о ценностях сугубо нематериальных, то на первый план выходят нравственность и чувство собственного достоинства, любовь к Родине. Если, конечно в своё время тараканы не съели мозг в какой-нибудь анархо-коммуне. В связи с этим обращусь к воспоминаниям детства. Когда я была дошколёнком (середина 80-х, мне 3-4 года), я читала вывески магазинов, складывая в слоги буквы родного языка и с восторгом произнося слова: «кни-ги», «ма-га-зин Дру-жба», «сде-лай сам», «по-чта», «ап-те-ка» и т.д. Эти первые прочитанные слова крепко врезались в память. Зелёные буквы аптеки, темно-синие - почты, ярко-голубые, неоновые - магазина «Дружба»... Сейчас моему сынишке третий год, он хорошо говорит и скоро начнёт читать... Что он прочитает на улицах родного города? Страшно подумать. Любой россиянин меня поймёт. Можно, конечно, называть слова уважения к своей Родине, народу, языку и истории «ретушью на шрамах», но лучше ли будет, если маленьких человек с детства будет лицезреть и шрамы, и язвы и банально кучи г..на и лужи блевоты? Можно ругать своё правительство за то, что оно находит средства «ретушировать» общественные пороки, но лучше ли то правительство, которое на всё плевало и не стесняется выставлять дурное напоказ? И это, пожалуй, не столько упрёк в сторону российского правительства, сколько в сторону общества. Человеческая масса, получив максимум свободы, имеет свойство терять собственное достоинство. И честная крепкая рука властей в этом случае только в помощь. Это я вам, как бывшая анархистка с десятилетним стажем, со знанием дела заявляю. Так что я по-доброму завидую маленьким минчанам, пусть читают по складам как по-русски, так и со смаком беларускай мовы!

3. Причину удивительной чистоты дворов и улиц мы постигли только на третий день, и дело не в бабушках с метёлками: оказывается, распитие спиртных и слабоалкогольных напитков в Минске запрещено везде, кроме соответствующих заведений и собственного дома! Хотя бабушки, безусловно, тоже вносят свой вклад. Очень хотелось сфотографировать одну, в традиционном сельском платочке, метущую около Национальной библиотеки, но мы постеснялись как спросить, так и сфотографировать без разрешения. Да, мы действительно не увидели минчан, распивающих ни на лавочках в скверах, ни во дворах. Пивная тара не валялась под ногами и даже не торчала из урн. Естественно, люди мы взрослые, и отлично понимаем, что и само горькое пьянство, и распитие на улице в Минске имеет место, но, благодаря законам и работе милиции, в гораздо в меньших размерах, чем в Москве или в том же Воронеже. Раз уж сегодня мне приспичило сравнивать Минск с Берлином (наверно, это сравнение навеяно тем, что в Берлине я гостила в самые революционные годы своей молодости), замечу, что в Берлине распитие любого рода напитков разрешено везде. Не знаю, как на счёт метро, но феерически запечатлелся в памяти дедок лет за шестьдесят, ввалившийся в вагон U-бана пьяным, с ма-а-аленькой бутылочкой крепкого алкоголя в руке (другие четыре торчали из карманов, что типично для Германии) и со словами, обращенными в пространство (на немецком, естественно): «нация деградирует! Где наша великая культура?! Кому теперь нужна наша великая литература?!..» Когда-то и я разделяла наивное мнение о том, что зрелище валяющихся на газоне алкашей, а в песочнице шприцов, демотивирует обывателей быть такими нехорошими. Но опыт показал, что это не так. Это лишь делает людей более равнодушными и разобщёнными. О запрете на распитие в Минске мы окончательно уяснили себе из беседы с опять-таки оппозиционно настроенным молодым человеком, беседа завязалась неслучайно, но место работы неосторожного юноши называть не буду, всё-таки, нам оказали доверие. На наши слова «Как тут у вас хорошо!» молодой человек воскликнул: «Да чем же это хорошо?! У нас тут всё ужасно!» В ответ же на наш вопрос: «Что именно?», юноша голосом наркомана Павлика затянул: «вот у вас за пятку ганждубаса штраф и всё... а у нас сАдят на восемь лет... у вас, слышал, можно выращивать до десяти кустов... (странно, мы этого не слышали, наверно, просто не интересовались). У нас вот идёшь выпивший, совсем чуть-чуть, вообще не видно, а милиция сразу забирает... у нас нигде и пива попить нельзя... иностранцев-то у нас сразу отпускают, а местных... у нас полицейское государство!» Мы, конечно, стали объяснять, что «у вас тут» всё правильно делают, ведь кроме взрослых людей, сознательно выбирающих себе ерунду для страдания, существуют еще и маленькие дети, а кроме белорусов - гости из-за рубежа и т.д. Потом молодой оппозиционер поинтересовался у нас, слушаем ли мы замечательную русскую рэп-команду «Триагрутрика», но мы сказали, что наркоманский (он же пацанский) рэп не слушаем и предложили ему на досуге послушать «Грот». Таким образом мы узнали о целой категории граждан, категорически недовольных политикой Лукашенко.

4. О полицейском государстве. Несколько лет назад мы с друзьями снимали домик, гордо называвшийся «Культурным центром им. П.А. Кропоткина». К нам приезжали гости из разных городов России, несколько раз бывали и революционные белорусы. Естественно, они рассказывали нам о жутком тоталитарном режиме, о шагающих строем милиционерах, о слежке и обысках, о том, что в Белоруссии практически нет воздуха, чтобы вдохнуть полной грудью и воды, чтобы утолить мучительную жажду правды, как-то так. И мы им верили. И я верила. Такова особенность революционерского мировосприятия: если какие-либо факты действительности входят в противоречие с априорными идеологическими установками революционера - тем хуже для фактов, сознание их не принимает. Если какая-либо информация, полученная из любого источника, соответствует этим установкам, она принимается и распространяется как безусловный факт, если не соответствует - отвергается как ложь и клевета. Приведу пример: однажды моя знакомая, сатанистка, психически неуравновешенная женщина (что не являлось для меня секретом), сообщила мне, что видела из окна, как во внутреннем дворе N-ского храма из дорогого автомобиля вышел голый священник в сопровождении двух проституток. На тот момент я - анархистка, следовательно - антиклерикал; полученная информация характеризует Церковь с плохой стороны, следовательно - информация верная и её надо распространять. То обстоятельство, что знакомая-сатанистка в принципе не дружна с головой и любит пофантазировать, а также то, что голого человека нельзя с уверенностью определить как священника, не говоря уже о проститутках - нимало меня не смутило. И что самое типичное, так это то, что через некоторое время я услышала в точности эту же историю уже от третьего лица, утверждавшего, что это он лично видел из окна голого священника с проститутками (из какого окна - неизвестно, явно не из своего, на храм не выходящего). Всё лирическое отступление о внутреннем механизме умножения революционной лжи было к тому, что «тоталитарный режим Лукашенко» мы ненавидели так же искренне, как «тоталитарный режим Путина». И даже революционерский самостёб в виде недурственно снятого белорусами фильма «Случай с пацаном» воспринимался нами как еще одно доказательство лукашенковской диктатуры. Но что удивило нас в реальном Минске - на улицах мы не видели милиции (вокзал не в счёт)! Представьте, сколько полицейских можно увидеть за три дня в Москве и даже в Воронеже. В Минске - совершенно другая картина. Не знаю, как эти невидимые милиционеры умудряются забирать за распитие и за раскурку, но поклонник творчества «Триагрутрики» заверил нас, что очень оперативно. Не буду говорить о КГБ: чтобы оценить его работу, необходимо прожить здесь как минимум полгода, хотя, если не делать ничего противозаконного, думаю, и КГБ окажется таким же невидимым, как милиция.

5. Минчане говорят по-русски. Названия остановок и станций метро, однако, объявляются по-белорусски, иногда встречаются белорусские вывески на разного рода заведениях, вроде «Цырульня». От москвичей минчане отличаются изрядной неторопливостью, в этом они больше похожи на воронежцев, но даже нас поразила их особенность продолжать спокойно идти под ощутимым дождем, вместо того, чтобы прикрыв сумкой голову, бежать в укрытие. Наверно, это влияние местного климата: погода тут очень переменчива, вслед за солнышком налетает ветер, ветер сменяется дождем, потом снова солнце, под которым не очень жарко, и так несколько раз за день. Подобная погода держалась и в те три дня, когда в Минске гостили мы, и, по словам коренной жительницы, вообще типична для Минска. Неторопливо идут пешеходы, быстро едут автомобили - пробок нет, автомобилей вроде бы и не так много, но при этом все они иномарки, «Жигули» и «Лады» были замечены нами только рядом с каким-то правительственным зданием неподалёку от площади Независимости. Если говорить об одежде, то минчане одеваются немного попроще воронежцев и поаккуратнее москвичей, обувь носят в основном местного производства. Парни и девчонки, одетые по хулиганской моде в фирменный «Адидас», «Ле кок спортиф», «Лакост» и проч. очень заметны. В Воронеже так одеваются уже почти все молодые, что нас, скажу по секрету, огорчает. Здесь я в очередной раз задумалась об условности самого понятия моды: ведь хорошая работа маркетологов способна развернуть модный вектор в любую сторону! Именно она (работа эта) вкупе с человеческим тщеславием и движет модой. Взять, например, отличную туфлю для активного отдыха (проще говоря, кроссовок) фирмы «Белкельме», красную, кожаную, с белой подошвой и белым фирменным логотипом в виде кошачьей лапки. Поставить в магазине на отдельную полочку (как в том же «Адидасе»), снабдить обширной аннотацией с рассказом об инновациях, волшебных серебряных нитях, натуральной коже, дышащей стельке (берем за пример тот же «Адидас»), размусоливая каждую деталь; сфотографировать с десяти ракурсов, снять десять роликов с участием спортсменов и поп-звёзд, и так далее, и тому подобное (я не специалист, больше фантазировать не буду) - и вот, - фулюганы снимают «Лакост» и гоняют на «Белкельме»! Гламурные барышни покупают «Белкельме» для занятий фитнесом, молодые мамы - для прогулок с малышами, а молодые папы - для утренних пробежек! Хотя, наверно, проблема еще и в том, что белорусские модники, так же как и наши, склонны во всём ориентироваться на европы, в крайнем случае - на Москву. Это уже из разряда национальных пороков. Но размышления на эту тему я прекращаю, дабы снова не увязнуть в философии. А пока замечательные тапки «Белкельме» бесформенными кучами валяются в магазинах, и ленивые минские продавцы не спешат подбежать к потенциальному клиенту, одновременно здороваясь, улыбаясь и рассказывая о каких-нибудь волшебных серебряных нитях. Да, тапки замечательные. Было дело, несколько лет назад я случайно купила их в Воронеже, польстившись на то, что они такие белые и крутые, но вдвое дешевле адидасовских. Кроссовки носились не менее четырёх лет, и очень активно, не теряя своего белого цвета и бравого вида. Но, возвращаюсь к минскому народу. Здешние девушки накрашены в массе гораздо менее активно, чем воронежские (этот вывод сделан мною в результате целенаправленного рассматривания девушек в метро), и одеты все сплошь в джинсы! Впрочем, малый процент составляют девушки, одетые в туники и лосины. После воронежского буйства цветастых платьев, плиссированных юбок в пол и ультракоротких шортиков это сильно бросается в глаза. Возможно, дело в климате и погоде, но воронежанки, например, не поспешат одеться в джинсы и в случае летнего похолодания. Белорусские девушки так же миловидны, как русские, и, несмотря на все усилия по борьбе с собственной красотой («гламурность», пирсинг и бодимодификации, феминизм или безумное стремление иметь товарный вид) - мы еще долго будем выделяться своей красотой на фоне европеек и американок! Кстати, об иностранцах. Иностранных туристов мы заметили мало. Запомнилась группка на железнодорожном вокзале, в день нашего отъезда. Это была какая-то англоговорящая молодежь, для американцев слишком белые и слишком худощавые, неужели англичане?! В этом случае они, конечно, проделали путь гораздо длиннее нашего, но и в такой ситуации россияне вряд ли позволили бы себе выглядеть подобным образом: нечесаные, в рваной и неопрятной одежде. Учтите, они сошли с поезда, а не с автотрассы. Ну да ладно.

Места, которые мы посетили.

Мы начали с ближайшего: парка Горького. И немедленно устремились к колесу обозрения. День был дождливый, пришлось сесть в закрытую кабинку. Колесо подняло нас на высоту 18-этажного дома над зелеными парками, широкими улицами и новыми домами белорусской столицы. Это было очень романтично, кроме туристов я бы порекомендовала колесо всем влюблённым. Но открытая кабинка оказалась еще романтичнее. Мы прокатились на ней в последний день. Слегка покачиваясь на ветру, мы плыли, как в железной лодочке, по синему небу, пытаясь разглядеть горизонты и найти, где кончается город. До сих пор жалею, что мы не поехали второй круг! Первый, он же последний, был немного испорчен моим фотографированием и волнениями мужа на тему, что я могу уронить единственный фотографирующий телефон. Всем приезжим рекомендую сначала фотографировать, а потом просто кататься.

Потом была Национальная библиотека. Белорусы могут с полным правом гордиться ею! Это здание необычной архитектуры. Если вы помните советскую игрушку «змейку», из которой можно складывать разные фигуры, и тот мячик-многогранник, в который можно её свернуть - то легко представите себе, какую форму имеет здание библиотеки. Плюс огромные размеры и покрывающий стены стеклянный панцирь. При входе на мраморной панели примерно на двадцати языках мира золотыми буквами написаны слова из Нового Завета (второе послание к Тимофею): «да будет совершен Божий человек». А рядом со зданием-многогранником находится принадлежащая также библиотеке высоченная башня с кафе на последнем этаже и смотровой площадкой на крыше! Отдав за вход какие-то копейки, мы хорошенько подкрепились в кафе, посмотрели выставку картин и фотографий зарубежных художников и поднялись на крышу. Здесь мы снова оглядели Минск с высоты птичьего полета. Это очень молодой, в смысле, новый, город. В годы Великой Отечественной войны он был сильно разрушен, поэтому отчетливых следов старины с такой высоты не увидишь, всё новое. Минск - строящийся город. Догадываюсь, что понятие «незаконная застройка» не знакомо минчанам, новые дома не растут на футбольных полях, во дворах и на месте непонятно кем врубающихся лесопарков. Заводских труб видно значительно меньше, чем подъемных кранов, и еще меньше - храмов (к этому вопросу вернусь позднее). Минск - зеленый город! Озеленение проводится очень грамотно, поражают не только сами деревья и кусты, которые совершенно не создают впечатление дикорастущих, но и густая постриженная травка под ними. Ровные, словно начерченные, берега речки Свислочь, пересекающие зеленую равнину дорожки и слева - красные крыши аккуратных коттеджей, где проживают, кто бы вы думали? Рабочие тракторного завода со своими семьями! И это мы прочитали не в интернете. На смотровой площадке библиотеки у нас состоялась беседа с двумя интеллигентными женщинами средних лет, одна коренная минчанка, а другая - её гостья с Украины, родственница. С минчанкой беседовал мой муж, именно она рассказала про коттеджи с красными крышами. С украинской гостьей разговаривала я, эта женщина восхищалась Минском! Как известно, всё познаётся в сравнении, и вот украинцам, живущим в стране победившей демократии, уже есть с чем сравнивать. Женщина же из местных затирала моему мужу о том, что Лукашенко сам организовал взрывы в метро, чтобы поднять себе популярность. Вот оно, проклятие постсоветской интеллигенции. (Особенно «творческой», это уже не в связи с нашими собеседницами, а так, к слову). Во всех странах и во все времена либеральные оппозиционеры рассуждают не логически, а на уровне эмоций. Так рассуждают отдельно взятые женщины или толпа, собравшаяся на площади. Российские либералы утверждают «Путин взрывает дома», белорусские - «Лукашенко взрывает метро», сербские, иракские и ливийские герои в свои времена тоже утверждали что-то аналогичное, если кто-то еще помнит. И даже американские сторонники ультра-демократии умудряются заявлять, что «Буш взорвал дома». И только заявления (пусть и банальные, но констатирующие неоспоримый факт) по типу «Грузинская армия обстреляла из «Градов» мирные кварталы Цхинвала» считаются в либеральной среде полнейшим моветоном, всё равно что громко пукнуть прилюдно. Не знаю, что уж там возразил оппозиционерке мой муж, мужчина очень тактичный и в подобных ситуациях предпочитающий слушать, а не высказываться. Но я бы обязательно поинтересовалась: какой логикой, с её точки зрения, руководствуется Лукашенко, «одной рукой» поднимая промышленность, сельское хозяйство, спорт, создавая систему льгот и пособий для одиноких матерей, молодых семей и т.д., а «другой рукой» убивая этих самых рабочих, спортсменов, матерей и детей? Если он сделал это для поднятия своей популярности, то почему лично она не прониклась симпатией к Лукашенке после его столь удачной пиар-акции? Ох-ох-ох... Печалька...

Вечером мы отправились на Немигу, посмотреть старый город. Это небольшая территория в самом центре Минска, здесь сохранились православные храмы и католические костёлы. Старые православные храмы в Минске выглядят немного странно: вместо традиционных круглых куполов с золотыми крестами их венчают острые полуготические башенки. В кафедральном Свято-Духовом соборе на вечерне в будний день прихожан много. Не меньше их в древнем (1612 года постройки) соборе Петра и Павла. При этом древний собор имеет те же острые башенки снаружи и практически не отделан внутри. Вспоминается исторический центр Воронежа, если смотреть на него с водохранилища: правый берег сияет на солнце золотыми куполами, можно увидеть стены и башню Акатова монастыря... Может, в Минске мало православных? Нет, не меньше, чем в Воронеже. Во всех магазинах и почти на каждой станции метро висят ящики для сбора добровольных пожертвований на строительство того или иного храма, и эти ящики заполнены деньгами. Ситуацию прояснил священнослужитель (не могу уточнить его чина и должности), стоявший во дворе собора Петра и Павла: муж подошёл к нему пообщаться. Во-первых, до середины 18 века территория Минска была частью Речи Посполитой, и католики оказывали на православных определенное давление, в частности, строить столь заметно отличающиеся храмы не разрешалось. Во-вторых, деятельность Хрущёва. Он планировал сделать Белоруссию первой образцово-показательной атеистической республикой в СССР, и если в других республиках храмы превращались в склады и архивы, то здесь они обычно просто взрывались. Собор Петра и Павла уцелел как памятник старины, правда, и в нем в советское время был архив. Примечательно, что католические костёлы советская власть не тронула из дипломатических соображений.

Сориентировавшись по карте, мы пошли искать костёл. И нашли, св. Симона и св. Елены. Всё, что можно было прочитать на стенах этого костёла, было написано на двух языках: белорусском и польском, в то время как в православных храмах использовались белорусский и русский. Время было богослужебное и мы, любопытства ради, решили тихонько заглянуть. И действительно: прихожане сидели на скамейках, священник читал молитву. По окончании молитвы откуда-то со стороны алтаря раздалось приятное женское пение под гитару, что-то вроде протестантских песенок по типу «спасибо Иисусу, я уверовал». Мы очень удивились! Насколько нам известно, для традиционного католического богослужения не свойственно пение под гитару. Вдруг это скрытые харизматы, вдруг они потом еще начнут голосить и валяться по полу? (Кто в теме, тот поймёт, о чем речь, остальные даже и не пытайтесь). Мы потеряли интерес к странным католикам и вышли на улицу. Меж тем в костёл зашёл настоящий белорусский оппозиционер! На его рюкзаке красовалась красно-белая ленточка, свёрнутая в известного вида петлю. Пока юноша находился в поле нашего зрения, мы успели поспорить: стоит ли просто задать ему несколько вопросов или еще и провести жёсткую разъяснительную беседу в революционном духе? Такое у меня было настроение, каюсь. Но пока мы спорили, борец за права и свободы благополучно скрылся с глаз долой.

В номере мы посмотрели вечерние новости по местному каналу. Лукашенко визитировал Венесуэлу, встречался с Уго Чавесом. Представляю, до каких припадков доводит местную либерасню батькина манера выражаться: «Нет, Уго, это не я его построил! Это ты его построил, а мы так, немного помогли!» - в Венесуэле построен завод, выпускающий МАЗы и тракторы МТЗ.  

На третий день, до 12.00 (нашего выселения из гостиницы) мы поставили себе задачу посетить рынок и пройтись по магазинам: надо было порадовать родных и друзей. О качестве местных продуктов питания мы уже составили представление. В первый день купив огромный, душистый каравай Нарочанского хлеба, мы с огромным удовольствием ели его все три дня и доедали уже в Москве. Местные колбасы тоже замечательны! Нет, в России, конечно, тоже существует хорошая колбаса, но она стоит таких хороших денег, что по будням мы колбасу просто не едим (учтите, мы воронежцы с достатком на границе низкого и среднего: втроём живём на зарплату мужа, которая соответствует средней по городу).  Здесь же отличная колбаса стоит вполне приемлемо. В Белоруссии, оказывается, до сих пор действует система ГОСТов, и это очень хорошо! У нас, например, после отмены ГОСТов все плавленые сырки («Орбита», «Дачный», «Городской»), верные друзья малоимущих, моментально превратились в отвратительные, напоминающие вкусом и консистенцией белый пластилин «сырный продукт плавленый». Белорусский трикотаж, не говоря уже про обувь, повсеместно славится своим качеством и доступной ценой. Но здесь есть одно «но», даже два. Как я уже отметила, страдает сервис. Возможно, у продавцов одежды и обуви нет материальной заинтересованности работать лучше, их доход от продаж не зависит. Второе: взять тот же трикотаж. Вещи очень добросовестно сшиты, материалы натуральные, спору нет. Но кто покупает их в России? Женщины в возрасте за сорок. А почему? Потому, что в этом возрасте для многих удобство выходит на первый план, а мода и стиль - отходят на второй. Белорусским производителям не хватает молодых, талантливых дизайнеров. Нужно создавать бренды, коллекции одежды, запоминающиеся определенной цветовой гаммой или определенным набором характеристик. В сочетании с уже имеющимися материалами и технологиями это был бы прорыв! Мы вот, нагулявшись в ГУМе, придумали сразу два бренда (или один, тут на выбор): это элитная мужская  одежда «Батька» и спортивная и кэжуал одежда «Зубр», с фирменным знаком в виде вышитого силуэта зубра. Дерзко и патриотично. Кстати, в отличие от московского ЦУМа, в минском ГУМе продукция и цены общедоступные, действительно народный магазин, мы этого не ожидали. В маленьких и больших магазинах Минска висят объявления по типу «сделано в Беларуси» или «покупай своё». Будь такое в России... Россия была бы богатейшей страной мира, наверно. Мечты!.. Теперь о центральном рынке. Здесь тоже чисто, просторно, изобильно, и тоже продают и покупают своё. И свои. То есть лица сплошь славянские. Не надо подозревать нас в шовинизме, мы им ни в коей мере не страдаем! Просто я называю один из признаков определенной экономической ситуации. Здоровой ситуации, на мой взгляд. Идешь и читаешь: продукция фермерского хозяйства такого-то, село такое-то, продукция совхоза такого-то, город такой-то. Покупая колбасу и сало, мы поговорили с женщиной-продавцом. Она отзывалась о родной Белоруссии очень положительно, сказала, что местный товар действительно пользуется спросом у приезжих и что сама она нимало не жалуется на жизнь. Мы попросили разрешения и сфотографировали даму на её рабочем месте. Кстати, это далеко не первый человек, высказывавшийся о Белоруссии в позитивном ключе. Из тех, с кем мы пообщались, и патриотично, и оппозиционно настроенных граждан оказалось примерно поровну.

Сдав вещи в камеру хранения, мы снова поехали на Немигу. Час покатались на катамаране. (У минчан есть отличная возможность по выходным за вполне умеренную цену прокачивать ноги, дыша свежим воздухом и подкармливая уточек). Потом мы разделились. Еще одно качество, которое отличает Минск от множества известных нам городов - это высокий уровень безопасности. По сути, незнакомый город, но мы договариваемся встретиться в определенный час в определенном месте и спокойно идём в разные стороны, зная, что всё будет в порядке. Это, конечно, на уровне ощущений, но в моём случае это ощущения человека, изъездившего Россию от Карелии до Омской области. Итак, муж поехал в центральный книжный магазин, а я отправилась на Остров Мужества и Скорби. Это остров-мемориал, посвященный белорусским воинам, погибшим в Афганистане в годы известного советско-афганского конфликта. У камня с бронзовой иконой Божьей Матери лежат живые цветы. На холме - маленькая часовня, её стены - скорбящие матери, очень выразительные изображения, действительно трогающие за живое. Внутри на стенах часовни высечены имена белорусов, погибших на той войне, и около каждого есть маленький подсвечник, или лампадка - при желании в ней можно зажечь огонёк. Неподалёку от часовни плачет бронзовый ангел (правда, выполненный не в православной традиции: это голенький мальчик с крыльями, но он так трогателен, так уместен, так прекрасен, что это уже не имеет значения). Есть еще некая железная платформа, покрашенная в камуфляжные цвета - её символическое значение я так для себя и не уяснила. Вообще остров потрясает! Всё сделано с душой и с умом, здесь, у бронзовой иконы, на которой Матерь Божия забирает павших воинов в небесные обители, приходят мысли о вечном...

Напоследок - о белорусской кухне. Все три дня мы питались в разных кафе (по бюджетному варианту, разумеется), делая упор на местные, традиционные блюда. Я-то думала, что знаю о картошке всё! Оказалось - не всё. Теперь обязательно буду радовать своих мужчин драниками с начинкой из копчёной грудинки и запечённой картошечкой с сырным соусом: сметана, чеснок, укроп, сыр. Лисички, купленные в Минске на базаре, и тушёные в сметане, мы уже съели. Последним, что мы посетили в Минске, было кафе Талака. Это отдельная тема. Мы заказали столик накануне, когда шли мимо и спустились в манящий подвальчик. Все столики были заняты, струнное трио с певицей наяривало «Беловежскую пущу», кушающая и слушающая публика подпевала, стуча стопками, ну и вообще всё было как в настоящем ирландском пабе, только совершенно по-белорусски! На следующий день в «Талаке» музыкантов не было. На двух плазменных экранах шла «песня года» (1977-го). Нельзя сказать, что кафе стилизовано под хату (исключая экраны, конечно): здесь в самых причудливых вариациях сочетаются множество предметов старины и современности, всё сделано со вкусом и фантазией, интерьер можно разглядывать часами, включая стены туалета, оклеенные советскими и даже дореволюционными (!) газетами. Официантки в народных костюмах, меню - исключительно на белорусском, тем же, кто не понимает, помогают фотографии блюд. В своей обычной жизни мы не употребляем спиртное (включая слабоалкогольное). Мы не SxE, просто любим трезвость и ценим здоровье. Но здесь - не удержались и отведали крамбабули! Ибо когда, если не сейчас, и где, если не здесь? Это, скорее, разновидность не глинтвейна (как нам сказали), а грога, и очень, очень вкусно! Местное пиво тоже недурственно, а на выходе нам внезапно преподнесли по стопочке какой-то ярко-красной настойки, она стояла на специальном подносе с закуской. Это было уже слишком! Но отказаться мы не решились.

Мы вышли на улицу и вдохнули тёплый воздух свободы. Нам очень не хотелось уезжать! Хотелось забрать сынишку и остаться здесь. Но возвращаться надо всегда. Надо трудиться и бороться за лучшую жизнь там, где живешь. Бороться - не значит требовать от властей или рваться к власти. Это значит - быть честными до конца, не смотря ни на что. Так что цените то, что имеете, и боритесь за лучшее!

Евгения Иванова (Воронеж)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

43. Ответ на 32., Лукич:

Лие 1. А также 2. 3, 4... Ну, давайте, последнее слово – вам.

Трамвайному хаму мне нечего сказать.
Лия1 / 06.08.2012, 16:56

42. Re: Минск: не хочу уезжать!

КАКОЙ ДОБРЫЙ ЗНАК! ФЛАГ США РУХНУЛ ОТ СОСЕДСТВА РУССКОГО И БЕЛОРУССКОГО ФЛАГОВ. Кто еще не видел, обязательно посмотрите. http://www.youtube.com/watch?v=Ba-lucoW3FE&feature=player_embedded
ерусалимецъ / 05.08.2012, 20:36

41. попробую еще раз коротко

Хочу ,Лукич, иметь в России то, что ты имеешь в Беларуси.
дед пенсионер / 05.08.2012, 16:56

40. Эх,где наша не пропадала.

дед пенсионер / 05.08.2012, 16:54

39. Re: Минск: не хочу уезжать!

Ну, как и предвидел Леонтьев, цветущая сложность христианского средневековья чем дальше, тем быстрее сменяется всеобщим нивелированием и толерантностью, однако есть страны, где этот процесс всё-таки медленнее протекает, в частности, Испания при Франко и Беларусь при Лукашенко. Цыган у нас, кстати, тоже много.

38. Ответ на 36., Наталья Чернавская:

Это не ерунда, а нормальное средневековое мировоззрение.

Фу, успокоили... А то я думал, что у меня шизофрения!
ерусалимецъ / 04.08.2012, 12:57

37. вдогонку

Только не ХОданович,а Хаданович. Выдбачайте!
ерусалимецъ / 04.08.2012, 11:07

36. Ерусалимцу

Это не ерунда, а нормальное средневековое мировоззрение. В том смысле, что всяк на своём месте хорош, поэт на своём, а диктатор на своём. Про бацьку ходит анекдот, что Василь Быков, "наше всё", невзлюбил его и в Германию уехал за то, что бацька как-то публично похвалил стихи его - которых он никогда не публиковал, если и писал когда по молодости. Кончилось всё хорошо, примирением у гроба, в смысле, похоронили его на родине и торжественно.

35. Ответ на 33., Наталья Чернавская:

Рад, что Вам понравилось! Да, влияние Бродского - несомненно, но, кажется, это еще и гениальнейший Гарсия Лорка с его гениальнейшим "Романсом об испанской жандармерии" (особенно в стихотворении "Шадры вечар" это чувствуется). Помните - Иосиф и Божья Матерь к цыганам спешат в печали - они свои кастаньеты на полпути потеряли. Мария в бусах миндальных, как дочь алькальда, нарядна; плывет воскресное платье, блестя фольгой шоколадной. Иосиф машет рукою, откинув плащ златотканый, а следом - Педро Домек и три восточных султана... Вот ведь какая ерунда - Лорка мой любимый поэт, и при этом я понимаю расстрелявших его франкистов. Мне нравится поэзия Ходановича - и при этом я двумя руками за Лукашенко!
ерусалимецъ / 04.08.2012, 10:34

34. Ответ на 28., Лия1:

Для меня бОльшая проблема – ополячивание Беларуси, проводимое нынешним министром культуры Беларуси Латушко, который своей деятельностью старается развернуть белорусов от России к Польше, чем играет на руку белорусским националистам и оппозиционерам. Ох, дорогая соотечественница, боюсь не в одном Латушко дело. ТВ я не смотрю, а по радиоканалу "Культура" слушала его выступления - понравилось, но тут я сознаю свою неадекватность, как только слышу родную речь - таю. Меня даже воскресная имша на "Культуре" вместо Литургии не раздражает, кажется более уместной для трансляции в контексте этого белорусскоязычного канала. Стала под влиянием вчрашней статьи Павла Тихомирова Шульгина перечитывать и вот цитата из "Дней" его: "А. М. Драгомиров человек очень добрый. Но у него бывают припадки гнева. Так было и сейчас. — Я об этом не могу спокойно говорить... Я с очень близкими людьми перессорился из-за этого. Я пробовал собрать командиров полков, уговаривал, взывал к их совести. Но я чувствую, что не понимают... А я не могу с этим помириться. Я к этой гражданской войне никак не могу приладиться... — Да, я помню. Вы, может быть, забыли, но я помню... Вы мне говорили больше года тому назад, еще в Екатеринодаре, что вы тяготитесь «гражданской» вашей деятельностью, что вы хотели бы делать свое прямое дело, то есть воевать... но что условия войны таковы... Словом, вы сказали тогда, в октябре 1918 года: «Мне иногда у кажется, что нужно расстрелять половину армии, чтобы спасти остальную»... — Половину не половину... Но я и сейчас так думаю. Но как за это взяться?.. Я отдавал самые строгие приказы... Но ничего не помогает... потому что покрывают друг друга... Какие-нибудь особые суды завести? И это пробовал, по все это не то... — Мое мнение такое. Вслед за войсками должны двигаться отряды, скажем, «особого назначения»... Тысяча человек на уезд отборных людей или, по крайней мере, в «отборных руках». Они должны занимать уезд; начальник отряда становится начальником уезда... При нем военно-полевой суд... Но трагедия в том, откуда набрать этих «отборных».... — В том-то и дело... Нет, я часто думаю, что без какого-то внутреннего большого процесса все равно ничего не будет. Хоть бы орден какой-нибудь народился... Какое-нибудь рыцарское сообщество, которое бы возродило понятие о чести, долге — ну, словом, основные вещи, ну, что хоть грабить — стыдно. Или религиозное это должно быть движение... Словом, это должно быть массовое, большое, психологическое... — И будет... «покаяния отверзи ми двери»... Этим мы отличаемся от Польши... Я убежден, что, если на этой равнине, что называется Восточной Европой, если устояли мы, а не поляки, то только благодаря нашей способности «каяться»... Поляки — нераскаянные... Они не могут каяться... Ведь, в сущности, говоря, у пошляков было больше шансов на гегемонию... Они раньше вышли к культуре, потому что ближе к Западу... но они нераскаянные... Мы говорили «земля наша... но порядка в ней нет, — приходите володеть и княжить нами»... А они говорили: «Polska stoi nierzadem» . .. — Это что значит? — Это старинная польская поговорка, которая употреблялась еще в XVI веке и значит: «Польша стоит беспорядком»... To ecть они не только не хотели каяться во всех своих безобразиях, в вечной своей легкомысленной «мазурке», но, так сказать, «канонизировали» свою анархию... Были отдельные голоса, которые кричали: «Братья! Что вы делаете! Губите себя»... На одно мгновение «карнавал» останавливался... но потом кто-нибудь вспоминал: ведь Polska stoi nierzadem! .. И тра-дара... та... традара... та... tempo di mazurka... И все продолжалось по-старому, пока не «промазурили» свою «королевскую республику»... А мы каялись... Набезобразим во всю «ширину русской натуры» и потом каемся... «Придите володеть и княжить»... и приходят и княжат... И тогда оправляемся, укрепляемся, возвеличиваемся — пока опять не расхулиганимся... Волна... То «сарынь на кичку», то «водим под царя восточного православного»... Так и живем... И будем жить. Принесли бутылку красного вина. И мы, «главноначальствующий областью» — без области и «редактор „Киевлянина» — без Киева, чокнулись... В данную минуту мы равно были «бывшие люди»... И с одинаковым основанием могли пожелать друг другу «нового счастья», ибо «старое» изменило..." Какая замечательная цитата! Всё сказано! И про гражданскую войну, и про поляков. Вопрос Вы поставили действительно, ключевой, так ведь он и в России так же стоит: удастся ли сменить народный менталитет на другой, "европейский, цивилизованный, общечеловеческих ценностей". У нас этот же процесс нагляднее протекает. Я не специалист, полагаюсь на интуицию, но уверена, что мы устоим, национальный архетип - глубинный, и то, что на поверхности происходит - его не меняет, просто делает невротиками тех, кто пытается "перестроиться" по моде, что блестяще показывают в своих книгах на примерах детей Т. Шишова и И. Медведева. Агентами этого процесса выступает не только Латушко, но и все мы. Учить родной язык, любить свою землю и её историю, своих предков, возрождать национальный быт, вплоть до костюмов - вот простой рецепт спасения. Сама я, к сожалению, плохо им пользуюсь в последней части, отец у меня, черниговский родом, на русском севере пел в белорусском хоре и мужчинам из него бацька лично прекрасные костюмы подарил, а я так и не "построила" себе, как выражаются печорские староверы, национальный костюм, хотя белорусские льняные современного производства и покроя с удовольствием ношу.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22