От редакции. Очевидно, что ситуация в Сирии практически зашла в тупик. Страна ввергнута в гражданскую войну, а все попытки мирового сообщества исправить ситуацию пока не увенчались успехом. Взгляд дипломатов и официальных политиков на эту проблему хорошо известно, но понятно, что нашему читателю интересно мнение православных священников. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с мнением на эту тему нашего постоянного автора, протоиерея Вячеслава Пушкарева, преподавателя истории религии в Иркутском Государственном Университете.
* * *
Относительно спокойное развитие человеческой цивилизации во второй половине ХХ-го века дала народам мира надежду на постепенную стабилизацию и улучшение жизни во всем мире, но в реальной жизни все точно как в Библии, как только скажут: «Мир и безопасность», так сразу же приходит война со всеми ее опасностями. История имеет манеру повторяться и «Арабская весна» тому не исключение, а всего лишь продолжение того, что началось в нач. 90-х гг. в Ираке и далее. Вот уже три углеводородных «тирании» канули в вечность в качестве жертвы, принесенной мировой элитой на алтарь нового (старого) экономического кризиса, и четвертого «тирана» уже тянут на веревке, чтобы и его вознести на алтарь золотому тельцу. Этот четвертый теперь притча во языцех и его грядущую смерть сейчас воспевают все мировые СМИ. Это Башар Асад - президент Сирии. Но только ли о нем идет речь в случае с Сирией вообще?
Что сейчас официально инкриминируют президенту Сирии Башару Асаду в совбезе ООН и в локальных парламентских группах самых развитых государств Европы, а теперь уже и Японии? На людях его обвиняют всего лишь в антипарламентаризме, а соответственно в диктаторстве и в чрезмерной жестокости по отношению к оппозиции, которая не желает его видеть у власти не под каким соусом, ну и еще.. - в ходу имеются старые клише, обвиняющие его в потакании международным террористам и агрессивно настроенным против государства Израиль палестинским боевикам. Это пожалуй все! А как при этом объясняют, что локальный конфликт задействовал вокруг себя столь много стран и чем при этом объясняют воинственное отношение лиги арабских государств против этого собственно вроде бы арабского государства? По чести сказать, я сколько-нибудь серьезных объяснений этому неестественному на первый взгляд феномену не видел. А хотелось бы..?
Почему мы называем это положение неестественным? Да потому, что если исходить из международных прецедентов, то события в Северном Судане последних 10 лет значительно более кровавы и бессмысленны, нежели то, что сейчас происходит в Сирии, и однако же мировое сообщество так не волновалось. И уж тем более так странно не вели себя арабские страны. Мировое сообщество дало Судану шанс на самоопределение, не взирая на жертвы многолетней междоусобицы, а их там только в количестве убитых и замученных христиан насчитывается более чем пол миллиона. Арабские же страны в суданской ситуации последовательно поддерживали мусульманский Север, бесчеловечно убивавший и изгонявший христиан. Вот такое отношение мира к подобным проблемам последнее время считалось естественным, хотя с нашей точки зрения это противоестественно.
Чтобы понять, что же случилось такого особенного в Сирии в 2011 году, что на нее вообще весь мир ополчился, надо знать историю этого региона хотя бы с периода крестовых походов.
Современная Сирия это суррогатное государство, искусственно созданное исходя из временных схем, сразу после самоустранения английского и французского территориальных мандатов в первые годы после окончания Второй мировой войны. Справедливости ради стоит отметить, что определение суррогатности относится практически ко всем новым странам Ближнего Востока. Результатом европейского временщичества и скорого бегства английских и французских экспедиционных корпусов стали практически теперь постоянные территориальные споры и самое главное межрелигиозные конфликты, окрашенные в националистические цвета. Вот именно такой объемный конфликт мы наблюдаем сегодня в Сирии.
Северная - присреднеземноморская часть Сирии в поздний эллинистический период и в раннем средневековье считалась частью Киликийского Царства, которое по большей мере было заселено протоармянами, принявшими христианство еще в IV-VI веках, выйдя из какой-то разновидности огнепоклонничества. Будучи еще с доисторической поры частью Восточно-Римской империи Киликия стала гигантским полем битвы между арабами и турками с одной стороны и мировым крестоносным сообществом с другой стороны, а после изгнания крестоносцев эта земля стала местом мести мусульман протоармянам за их активную поддержку крестоносцев. Основной задачей этой мести стало омусульманивание и арабиизация. Но не тут то было...
Армянский или, точнее, протоармянский этнос оказался удивительно стойким к ассимиляции и одним из способов своего выживания избрал не растворение и исчезновение а номинативное внешнее принятие арабского языка и мусульманской религии при тайном сохранении в своих недрах христианства и армянства - временную мимикрию. Это не идеальный но весьма действенный способ перспективен только в случае наличия твердой уверенности, что состояние пленения и приспособленчества скоро пройдет и все способно вернуться на круги своя. Ввиду неоднократного повторения крестовых походов эта вера и способ самосохранения были в активном употреблении, но когда идея деисламизации Ближнего Востока провалилась вместе с ней потерял все свои потенции и подобный способ выживания. Однако же он проработал более чем триста лет и не мог исчезнуть совершенно бесследно.
Некогда ушедшее в «катакомбы» христианское духовенство, лишенное возможности общения с вселенскими церквами, постоянно находящееся в гонениях от мусульман, оно постепенно вымерло не имея возможности к самообновлению, чему способствовало еще и сектантское (несторианско-монофизитское) прошлое этого народа. И вот народ остался без проводников христианства с номинативным исламом и при несторианском отношении к жизни и к религиозности. Мало того, не все же были христианами при арабском нашествии, многие еще исповедывали древний культ - религию поклонения огню и солнцу и вот они тоже оказались в тисках политики исламизации и их наследие тоже не исчезло совершенно, но наложило свой отпечаток на уже народившийся новый народ - арабов алуивитов, который исповедует номинативный ислам, мало чем похожий на сунизм и шиизм своих соседей. Об илуивизме сказано много, но наверное красноречивее всего его охарактеризовал в своей знаменитой фетве известнейший исламский толкователь корана Ибн Таймийя, учивший, что илуивиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превративши свои надуманные убеждения в особую религию состоящую из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»).
При таком раскрытии истории становится понятным почему один из лозунгов сирийской «арабской весны» звучит так: «Христиан - в Бейрут, алавитов - в могилы!» (Алавиты это современное европейское наименование илуивитов). Алавиты при всей своей мимикрии не являются в представлениях сунитов мусульманами. Некоторые сунитские учителя настаивают, что илуивиты хуже евреев, христиан и язычников вместе взятых, так как при декларативном самопровозглашении себя мусульманами они внутренне поклоняются не Аллаху, а внешне живут совершенно как хотят, употребляя в повседневной жизни спиртные напитки, свинину (подавая дурной пример добрым мусульманам) и всегда потакая христианам и евреям имея к ним большее сочувствие чем к сунитам и даже к шиитам (некоторые наивные исследователи считают илуивизм сектой в шиизме). А ведь арабы суниты это подавляющее большинство населения современной Сирии, где илуивиты составляющие возможно 11% от общего числа жителей страны сейчас являются власть предержащими. Президент Сирии Башар Асад - природный илуивит. Это, конечно же, нонсенс, но он многое объясняет и указывает нам на то, что суть «сирийской весны» не в Асадах только, а в субэтносе, который они представляют и в их религии, а углеводороды и терроризм - это все побочные явления.
Все активные и читающие мусульмане ненавидят алавитов, воспринимая их не как особую религию, а как извращение истинной веры, которую необходимо уничтожить любыми силами. Тот же учитель ислама ибн Таймийя утверждал, что ущерб, наносимый алавитами мусульманской общине, велик, и настаивал на том, что мусульмане не должны вступать в гражданские правоотношения с алавитами на основе правил, принятых мусульманами между собой. По сути именно этого и желают современные движущие силы сирийской арабской весны, а то, что все страны Ближнего Востока и Северной Африки являются странами ортодоксального, либо сектантского сунизма ненавидящего шиизм и само собой илуивизм объясняет наличие столь сплоченного анти сирийского фронта лиги арабских государств. В Сирии повторяется ливийский сценарий, где Муамар Каддафи тоже был сектантом на свой лад перелицевавшим ислам в своей так называемой «Зеленой книге».
Сегодня во всем мире идет процесс перелицовывания географии и при этом активно поднят вопрос - имеет ли большинство народа право решать, как и по каким правилам ему жить? С точки зрения современного международного права каждый народ имеет обусловленные ООН права на самоопределение. Но в случае с не имеющим сейчас права на самоопределение сунитским большинством Сирии ситуация более чем несправедлива. С точки зрения сирийской конституции Башар Асад вообще не имет права быть президентом Сирии, так как таковым там может быть только мусульманин, а он илуивит. В 1970-м г. его отец - природный илуивит Хафез аль-Асад совершил военный переворот и стал руководителем Сирии, оперевшись на военно-политический союз с Ираном, который использовал Асада старшего и его алавизм в противостоянии с лидером сунитского мира Саудовской Аравией, а позднее на такой же союз с СССР, который использовал маргинальное положение Асада для собственного закрепления в Средеземноморье во время ожесточенного противостоянии с США. Антиконституционное самовозвышение илуивитов не поддержали все основные религиозные общины страны включая христиан и евреев и именно поэтому иранские шииты и шииты Сирии политизировано приняли в 1973 году фетву, утверждающую, что на алавитов распространяются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма) и придавало власти илуивитов конституционную легитимность. С точки же зрения сунитов подобная фетва была обманом. Против этой фетвы выступили саудовские ваххабитские толкователи, что сразу же усилило ваххабистское антиалавитское движения в Сирии, которое на многие годы стало знаменем оппозиционности секулярно-алавитскому режиму и в дальнейшем привело к кровопролитному вооруженному восстанию в городе Хама, сопровождавшемуся массовыми убийствами. Алавит Асад старший, подавляя восстание в Хаме, приказал применить химическое оружие против повстанцев и сочувствовавшего им гражданского населения. По данным повстанцев от рук правительственных войск тогда погибло 40 тысяч гражданских лиц.
Разгром ваххабитов в г. Хаме не снял проблему с повестки дня, но на время загнал ее в подполье. Золотые годы нефтяного бума дали Асадам возможность создать видимость исламской социалистической стабильности почти на 40 лет и многому научили илуивитсую верхушку. Таким важным ответом на полученный опыт стало регулярное и открытое финансирование Сирией антиизраильских вооруженных террористических организаций ООП, Хезболла, Фатх и Хамас. Делали это Асады и их администрации не из любви к ливанцам и палестинцам, а из желания перенести точку религиозного и национального кипения за границы своей страны, что собственно на некоторое время и получилось сделать. Однако же столь серьезное различие между правящим беззаконно меньшинством алавитов (Башар Асад отошел от отцовской практики и практически монополизировал власть одними представителями своей религии) и находящимся под постоянным прессингом сунитско-ваххабитским большинством не могло долго сохранять сложившуюся почти что мирную ситуацию.
Активная фаза мирового экономического кризиса 2008-2009 годов показала всю неестественность «стабильности» в Сирии и ее прямую зависимость от важнейших игроков мировой политэкономии, а также ненадежность ее главных союзников. Режим Асадов всегда имевший надежду на лояльность и даже активную помощь со стороны четырех крупных игроков мирового уровня - Франции, Германии (Во Франции и Германии проживает более одного миллиона сирийских илуивитов, которые активно лоббируют интересы своей общины проживающей на исторической родине) Ирана и России, в условиях собственного противостояния с сунитским центром - Саудовской Аравией и англо-саксонским миром, столкнулся с колоссальными противоречиями, всегда имеющимися между его спонсорами, и с их нежеланием жертвовать собственными и европейскими интересами, а также сложившейся интеграцией ради интересов илуивитской Сирии, которую лютой ненавистью ненавидит половина Африки и половина Азии. Для шиитского Ирана (там тоже богословы с нескрываемым подозрением смотрят на илуивитов) Сирия Асадов тоже не более чем разменная монета в их извечном противостояние с сунитами (на данный момент с саудитами), что косвенно подтверждает весьма сдержанная риторика Иранского руководства во времена всей «Сирийской весны». Понятно, что все страны просирийской четверки и присоединившийся к ним Китай имеют объективное желание сохранить статус кво, но даже если это и удастся сделать, то только на время. Объективно, Сирия обречена на смену формата своего существования и вопрос тут только во времени и обстоятельствах.
Понятно, что все люди в большинстве своем желают стабильности и не желают кровопролития и сирийские суниты в этом случае не исключение. Асады, несмотря на то, что фактически они узурпаторы, смогли дать стране и всему своему конгломерату народов 40 лет жизни в относительном комфорте и в стабильности, но те же самые Асады опосредованно являются кровниками огромному количеству людей и закон кровной мести сейчас работает против них, а заодно и против илуитов. В виду же продолжающегося кровопролития этот закон мстит по нарастающей, что подталкивает к оппозиционности сначала провинции а затем приведет к тому, что и столичные суниты, весьма хорошо прикормленные режимом, отдадут Асадов и всех алавитов на растерзание ваххабитам, как это уже произошло в Ливии. Всему этому дает дополнительный толчок продолжающийся мировой экономический кризис и международное эмбарго на покупку у Сирии углеводородов, что чрезвычайно понижает шансы Асадов на продолжительное выживание.
На этом фоне в сложнейшей ситуации оказалась Россия. Для современной России Сирия Асадов это наследие многополярной политики СССР, где как правило цель всегда оправдывала средства. Советская номенклатура не очень то обременяла себя наблюдением за мировым общественным мнением и интересы партии чаще всего ставились выше интересов нации, но то время ушло... Современная Россия полноправный член всех важнейших международных организаций, ее экономика и финансы тесно переплетены с подобными сферами всего мира, а это накладывает на нее массу самых разнообразных обязанностей и вынуждает держать марку позитивной и миролюбиво настроенной страны. Политика противовесов в стиле «кто кого» - основной инструмент российской дипломатии в современном мире. России просто жизненно необходимо иметь хороший внешний вид и при этом максимально возможную степень доверия со всеми участниками мировой политики. А тут, раз и великое государство Россия становится притчей во арабских языцех прикрывающей своим могуществом неправедное стояние Асадов и иже с ними еретиков илуивитов. Позиционируя себя с Асадом Российская Федерация позиционирует себя защитницей илуивитов и отрывает себя от арабского большинства, ведь илуиты в глазах всех сунитов маргиналы и захватчики. День за днем арабский мир растрачивает некогда высокий уровень своего доверия к России и к русским. Русские становятся в глазах арабского большинства Азии и Африки покровителями узурпаторов, а потому еще и врагами истинной веры, невозможными сотрудниками (именно из-за религиозных соображений) в бизнес проектах. При всем при этом, Россию в Сирии почти что не чего не держит. На военные контракты можно спокойно закрыть глаза, так как они не очень велики, а мы и на большее закрывали, цивильной торговли с Сирией у нас можно сказать нет, военно морская база на берегу Средиземеого моря более миф, чем реальность, так как она практически не финансируется правительством РФ. Остаются только личные договоры с Асадом и сама его личность и тут мы конечно же спотыкаемся о еще советское толкование понятие национальной чести, но стоит ли обращать теперь на него внимание, когда в Сирии практически развернулась кровопролитная гражданская война уже поглотившая более 16 тысяч жизней, когда в этой войне подавляющее большенство населения совершенно определенно сражается за себя и за свои права в этом государстве отвоевывая их у хитрых узурпаторов? Стоит ли нам это делать, когда на всю семью Асада открыта натуральная охота в нарушение всех конвенций о войне и их наверняка убьют бомбой или отравят ядом, если раньше не поймают и не линчуют, как это уже было сделано с Муамаром Каддафи в разгромленной и распроданной Ливии.
Жираф - он конечно же большой и ему видней, чем нам, но нам то тоже видно, что всякое дальнейшее продолжение российского выступления на стороне только Асадов стимулирует гражданскую войну в Сирии, подрывает ее экономику, приводит Россию к малоперспективной и пока совершенно не нужной конфронтации с Европой и с США, губит людей отнимает рабочие места и рынки сбыта у нас в пользу западных инвесторов всего этого кровопролитного передела мирового рынка сбыта товаров.
Для России ситуация сейчас почти что патовая - хочется сохранить красивое лицо для всех при (на наш взгляд) довольно-таки сомнительной дипломатической игре. Алавиты и их режим обречены на потерю власти в Сирии при любых условиях. Днем раньше, днем позже, но их все равно свалят бесконечно численно преобладающие над ними суниты и месть сунитов будет по-арабски лютой. Тогда точно может исполниться первоначальный лозунг «сирийской весны»... Но ведь можно еще попробовать развернуть историю по иному пути. Можно выторговать у мирового правительства национальную автономию для илуивитов в районе Латакии - Тартуса, где они традиционно компактно проживают, а то и независимость, как это уже случилось с Южным Суданом совсем недавно. Асада и его соратников тоже надо выторговать у оппозиции и у всех прочих сил конфликта и дать им возможность иммунитета в любой стране мира, или хотя бы в некоторых, а всех православных и ориентальных христиан забрать к себе на Восток страны с сохранением диптиха и иерархии. Таким образом очевидно, что Россия должна пойти на диалог с оппозицией помочь всему сирийскому народу, а не только его небольшой части. Нужно идти пока еще не поздно! Иначе опять все сделают без нас и сделают, как всегда с точки зрения Божественной справедливости плохо. Вектор российской политики в Сирии должен быть срочно изменен в сторону справедливости и пользы для всех национально-религиозных групп этой страны, а не только для илуивитов.
18. Вектор российской политики в Сирии
17. Re: «Вектор российской политики в Сирии должен быть срочно изменен...»
16. Re: «Вектор российской политики в Сирии должен быть срочно изменен...»
15. Ответ на 4., Алексей Поповкин:
14. Нижайшая просьба к Редакции
13. "Али-баба" и "истории" религий, с "Востока".
12. "Али-баба" и "истории" религий, с "Востока".
11. Re: «Вектор российской политики в Сирии должен быть срочно изменен...»
10. А вы в Сирии сами были?
9. Позор...