Чимеево никогда не бывает «снова» - всегда вновь и заново открываешь место, казалось бы, затерявшееся в зауральских просторах, соединивших вольную степь и лес с его березовыми колками и сосновыми борами, небольшими, но стремительными речками и бесчисленными озерами. Чимеевский пейзаж прекрасен в любое время года. Но первое, что видишь, еще только подъезжая к селу, - купола Свято-Казанского храма, возведенного в конце ХIХ века нашими предками. Центр чимеевского мира, который совсем не ограничен своими естественными границами, - чудотворная Казанская икона Божией Матери, дарующая людям исцеление души и тела.
Свято-Казанскому Чимеевскому мужскому монастырю - 10 лет. В 2002 году Указом Святейшего Патриарха Алексия Свято-Казанский приход преобразован в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь. Новый монастырь, созданный по Божией воле, под Покровом Пресвятой Богородицы в самом начале ХХI века, продолжает глубокие традиции русской монастырской жизни.
Монастыри на Руси всегда были хранителями веры, духовной памяти народа, стержнем и скрепами, соединяющими русское пространство и время. Что бы ни происходило на нашей многострадальной земле, как бы ни старались уничтожить дух и душу народа, что, к несчастью, происходит и сегодня, всегда звучала молитва в наших монастырях, спасающая от сокрушения, продолжающая истинный православный путь России. Конечно, монастыри - это и замечательные архитектурные ансамбли, и богатые библиотеки, и чудесные сады, но прежде всего это место, где Бог ближе, а молитвы монахов слышнее. И молятся они за всех нас, за Отечество, за спасение душ человеческих...
Один мудрый историк как-то сказал: «Не будь в России монастырей - это была бы другая страна, с иной историей». Русские монастыри (в XVII веке их было более 600, а к 1917 году - 1257) сочетали «отвержение мира» и служение миру.
В самые лютые времена, например при татаро-монгольском иге, монастыри не только сохраняли веру и духовную память народа, но и становились центрами сопротивления, а затем возрождения России. Великий святой Русской земли игумен Троице-Сергиевого монастыря преподобный Сергий Радонежский благословил на победную Куликовскую битву князя Дмитрия Донского. Битва эта стала поворотным моментом в освобождении Отечества от нашествия татаро-монголов. И таких примеров, свидетельствующих об особой роли православных монастырей в нашей истории, немало.
Монастыри были крупными духовно-просветительскими центрами, содержали многочисленные церковно-приходские школы, а богатые монастырские библиотеки были доступны не только для монахов, но и для мирян. Исторически сложилось так, что монастыри вели активную хозяйственную деятельность, нередко становясь центрами экономической жизни. Например, в Соловецком монастыре уже в XVII веке действовал отличный водопровод (чего не имели в то время многие западноевропейские города), здесь успешно развивались различные производства и ремесла, а на монастырской судоверфи задолго до Петра с его голландцами строили великолепные суда.
И это только видимая, засвидетельствованная историками, часть монастырской жизни. Но главное - это скрытое от посторонних глаз, постоянное, нескончаемое служение Богу. Мы никогда не узнаем, скольких грешников отмолили в монастырях и от каких бед и напастей спасли родную землю и людей, живущих на ней, монашеские молитвы. Монастырская жизнь - это всегда тайна общения с Богом, которую нам, грешным, не дано ни понять, ни описать скудными словами.
Чимеевский монастырь входит в число новых монастырей, возникших в период возрождения православия на нашей земле. Но предыстория монастыря, как отмечает в своем приветственном слове архиепископ Курганский и Шадринский Константин, «глубинным образом связана со временем освоения русскими людьми Сибири. За исторически короткое время огромные территории Сибири стали частью России. Это невозможно объяснить только военными и экономическими усилиями. Промысел Божий, укреплявший энергию народа, открыл дорогу русским людям, принесшим на новые земли свет православия».
Предыстория монастыря
Первое упоминание о селе Чимеево относится к 1681 году, когда в Зауралье основывались русские поселения. По преданию, человек по фамилии Чимеев поселился на берегу речки Нияп, названной когда-то в честь дочери местного хана, бывшего хозяина здешних мест. Согласно легенде, Чимеев был бывшим каторжником, сосланным за Уральский хребет. Что поделаешь, места у нас такие, не только праведники, но и грешники селились на новых землях. Вскоре селение стало разрастаться, приходили новые люди, строили избы, пахали землю, охотились и рыбачили - благо, места небедные... Первым делом русские первопроходцы возводили на новых землях православные храмы. Так было и в Чимеево, где всем миром построили первый деревянный храм в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Жизнь шла своим чередом, но случилось событие, навсегда изменившее жизнь чимеевского мира. У реки Нияп очень быстрое течение. Настолько быстрое, что веточка, брошенная в поток, мгновенно исчезает. Местные ребятишки играли на берегу реки. Увидели плывущую большую черную доску. Увидели и замерли. Доска плыла вертикально и против течения. На глазах ребятишек попала в водоворот и остановилась. Лик Ее просиял. Дети увидели женское лицо с огромными глазами, обращенными к ним. Испугавшись, побежали за священником. Через короткое время собралось все село. Икону бережно достали и торжественно, с молитвами перенесли в сельский храм.
Благодать, снизошедшая на небольшое сибирское село, через чудотворную икону приносила исцеление людям и спасение от всевозможных бед и напастей. Но случилось страшное. Было ли то наказание за грехи, но деревянный храм сгорел. Осталось одно пепелище. Село замерло в горе: ждали еще худшего. И все же благодать не покинула. Ребенок, забредший из любопытства на пепелище, на месте сгоревшего дотла алтаря нашел чудотворную икону. Она была целой и невредимой! Опалился только верхний угол, и потемнела сама доска.
Новый храм построили быстро. Казанская икона Божией Матери обрела дом, в который потянулись люди из ближних и дальних мест. Но и этот храм по ветхости пришел в упадок. В конце ХIХ века построили третий, который стоит и поныне, - Казанско-Богородицкий храм, названный в честь неотлучно пребывающей в селе чудотворной иконы.
Не одно столетие продолжается паломничество людей к Царице Небесной. Здесь находят исцеление от болезней, успокоение души, а проблемы, казавшиеся неразрешимыми, куда-то уходят. И не нам, грешным, объяснять это Божие чудо.
После революции наступили жестокие богоборческие времена. Но Свято-Казанский храм с пребывающей в нем Чудотворной уцелел по Божией воле. Хотя злых испытаний хватало. В 1930 году в Советском государстве запретили указом колокольный звон. Не обошел сей запрет и Чимеевский храм. Вот как описывает в своей книге «Чимеевская святыня» события того времени писатель Сергей Панфилов: «На колокольне чимеевского храма висело семь колоколов. Пели они малиновым звоном, радуя сердца православных христиан и вызывая злобу и ненависть у падших духов.
К храму подошла группа комсомольцев, сельсоветчиков и просто местных забулдыг, решивших поучаствовать в кощунстве.
Отец Василий встретил их в ограде.
- Вы зачем к нам?
- Вот, поп, распоряжение советской власти о снятии с церквей колоколов. Стране нужен металл. А вы и так без своей музыки проживете.
Марфа Афанасьевна Благинина, староста храма, высокая дородная женщина, закричала:
- Не допущу! Не дам!
Собрались православные. Среди них раба Божия Варвара - худощавая, серьезная, молитвенница, как монахиня, жившая в храмовой сторожке.
- Не дадим!
Активисты обрадовались:
- Ага, бунтовать! Батюшка, ответите за это перед судом!
Марфу Афанасьевну толкнули, ударили. Распихали женщин и полезли на колокольню. Оплели большой колокол веревками, стали опускать на землю. И вдруг колокол ожил. Раздалось громовое: бом! И опять: бом! бом! бом! Звон - громоподобный, внушающий страх грешникам и зовущий к покаянию.
У комсомольцев ослабли от страха руки. Они выпустили веревки, и колокол, звоня, рухнул на землю. Свергатели, придя в себя, сняли с колокольни остальные колокола. Храм обезъязычел. Уже не разносился по округе радостный трезвон».
В 1937 году, когда была объявлена пятилетка по окончательному уничтожению религии, Чимеевский храм закрыли. В 1943 году в храме решили устроить зерносклад. Местные активисты стали срывать иконы, бросать их на пол. Но когда дошли до Чудотворной, то ничего у них не вышло. Председатель сельсовета пытался сорвать икону ломом. Но был незримой силой Божией отброшен от иконы. Упал на спину, отовсюду - изо рта, носа - пошла у него кровь, которая не останавливалась. Через три дня он умер. А Казанская икона Божией Матери осталась в храме. Прихожане сохранили и другие иконы.
В 1947 году, когда по воле Сталина стали открываться храмы и монастыри, по просьбам верующих возобновились богослужения в Свято-Казанском Чимеевском храме, которые, слава Богу, уже не прерывались.
Новое время
Время конца ХХ - начала ХХI века, ознаменованное возрождением православия в России, стало временем прославления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Тысячи и тысячи паломников со всех уголков нашего Отечества и зарубежья приезжают в Чимеево поклониться Чудотворной. В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия чимеевский образ Пресвятой Богородицы включен в общероссийский список чудотворных икон Божией Матери. Чимеево становится крупным центром православия Урала и Сибири. Большую роль при этом сыграл первый наместник монастыря, ныне покойный, игумен Арсений (Поснов).
Каждый июль приезжают сотни людей в Чимеево на престольный праздник - день Казанской иконы Божией Матери, который особо отмечается в православной России, - уделе Богородицы.
Чудотворная была обретена в 1579 году в Казани. После крупного пожара, уничтожившего значительную часть города, девятилетней Матроне Онучиной, по преданию, явилась трижды во сне Богородица, велевшая откопать Ее икону на пепелище. Взрослые сначала отмахивались, мол, чудит ребенок. Но мать все-таки поверила, и вместе они нашли икону в указанном месте. День обретения Чудотворной (8 июля по старому стилю) стал православным праздником Казанской иконы Божией Матери.
Обретенную икону бережно доставили в ближайший храм, а затем крестным ходом перенесли в Благовещенский собор - первый православный храм Казани, воздвигнутый Иваном Грозным на новых землях, ставших частью России. Чудеса от иконы начались уже во время крестного хода - исцелились двое слепых, участвовавших в процессии. Слава о Чудотворной прокатилась по всей России, включая уральские и сибирские земли. На месте явления иконы был построен Богородицкий женский монастырь, первой монахиней которого, а затем и игуменьей стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).
Уже в 1579 году список Казанской иконы Божией Матери был отправлен в Москву царю Ивану Грозному. Позже Петр I перенес Чудотворную в Петербург, где в ее честь был выстроен знаменитый Казанский собор. Икона, обретенная чудесным образом девятилетней девочкой, стала всенародной православной святыней.
Много раз Матушка Казанская спасала наш народ, русских воинов. Образ чудотворной Казанской иконы несли перед собой воины народного ополчения Минина и Пожарского, освободившие в 1612 году Москву и всю Россию от польских захватчиков. Тем самым был положен конец Смутному времени, когда под угрозой было само существование Российского государства и православия на нашей земле. День победы над поляками стал православным праздником Казанской иконы Божией Матери, который отмечается 4 ноября по новому стилю. Сегодня это и российский государственный праздник.
Почитание Казанской иконы в России столь велико, что существуют десятки общероссийских и местночтимых списков иконы. Среди них - Чимеевская Казанская икона Божией Матери.
...Каждым июлем, на престольный праздник, вхожу в Чимеевский храм. И вновь - огромные, просвечивающие тебя насквозь взыскующие глаза. Но сознание своей малости и беспомощности постепенно уходит. Словно кто-то берет тебя за руку и потихоньку ведет. Тьма растворяется - появляется свет. Хочется идти дальше. Впрочем, грешные мои слова здесь неуместны. Лучше помолчать.
В Чимеевском храме пребывают и другие замечательные иконы. С Божией помощью здесь все иконы дореволюционные, старого письма. Уникален, если уместно такое слово, иконостас Чимеевского храма, изготовленный на рубеже ХIХ - ХХ веков, украшенный деревянной резьбой, покрытый левкасом, а затем листами сусального золота, где каждый сантиметр отполирован согласно старинным рецептам волчьим клыком.
В храме пребывает икона Божией Матери «Скоропослушница», написанная на святой горе Афон. На оборотной стороне иконы сохранилась дарственная надпись на церковнославянском языке от афонских монахов, которая гласит: «Икона сия писана и освящена на святой горе Афон в русском стяге Великомученика Пантелеимона, Монастыря от коего и послана для приходского храма в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающих к всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом».
До революции в Зауралье была замечательная Шадринская иконописная школа, где писались иконы для наших храмов. Иконы мастеров этой школы пребывают и в Свято-Казанском храме. Пребывает здесь ковчег с частицей животворящего Креста Господня, доставленной со святой горы Афон. В мощевике находятся частицы святых - апостолов-евангелистов Луки и Матфея, Андрея Первозванного, святителя Григория Паламы, Симеона Верхотурского Чудотворца, преподобного Далмата Исетского...
Недалеко от храма (можно дойти пешком) - святой источник. Так уж повелось, что на месте обретения чудотворной иконы или рядом обязательно появляется святой источник, вода которого обладает целительными свойствами для души и тела. Источников таких в России множество, есть и в Чимеево.
К источнику ведут сорок ступеней вниз. Это тоже путь. Спускаешься медленно, с молитвой. Зачерпываешь ведро воды. Она ледяная, но горло потом не болит. А вкус просто невозможно передать. Говорят, состав ее уникален: очень много серебра. Но дело не в химическом составе - мало ли у нас скважин с минеральной водой. Благодать Богородицы явлена и здесь: вода исцеляет, восстанавливает душевные и физические силы. Рядом - «купальня»: набираешь ведра и обливаешься. Все говорят, как будто заново родился.
В монастыре, а ранее в приходе, бережно собираются свидетельства об исцелениях, дарованных чудотворной иконой Божией Матери людям по их молитвам. Вот некоторые из них.
Привезли девочку с тяжелым глазным заболеванием: отслоение сетчатки. Практически она уже ничего не видела. Отец подвел ее к иконе Божией Матери и настойчиво попросил: «Сними очки и смотри». Сначала девочка, по ее словам, увидела глаза Богородицы, а затем, осмелев и осмотревшись, и весь храм. В Кургане врачи констатировали: сетчатка восстановилась».
Дети привезли свою 75-летнюю мать. Диагноз: гангрена стопы с последующей ампутацией. Сама она в храм войти не могла: ее занесли на руках. Долго усердно молилась у чудотворной иконы. Там же взяли лампадного масла, чтобы смазывать раны. В течение недели язвы стали затягиваться. Когда же поехали в больницу, то врачи были удивлены: гангрена исчезла.
Глухой мальчик стал слышать. Онкозаболевание щитовидной железы, признанное врачами неизлечимым, исчезло. Умирающий муж после поездки жены в Чимеево и ее горячей молитвы выздоровел.
«Несколько лет назад родители привезли икону Матушки. С супругом очень хотели ребеночка. Стала молиться Матушке от всей души! И чудо произошло! Сегодня приехали с дочуркой сказать спасибо большое. Просим сестренку. 1 сентября нам исполнился год!
Люди, верьте! Молитесь!
Раба Божия Оксана,
г. Сургут, 03.09.2010 г.».
«По молитве матери о сыне перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы сын излечился от кровоизлияния в мозг за 1 день. Снимки головы показали, что все чисто. Врачи удивлялись, что такого не может быть.
Тамара Деркач,
п. Юшала Екатеринбургской епархии, 01.10.2010 г.».
«Благодарю Матушку Небесную за исцеление. Ушла опухоль под грудью. Исцеление получила по милости Чимеевской иконы Божьей Матери. Приехала благодарить Матушку за ее нескончаемое милосердие.
Благодарю.
Вера, г. Харьков, 25.10.2010 г.».
«В 2001 году заключили брак с женой Ириной. Долго не могли иметь детей. В 2005 году с женой приехали к иконе. Жена обратилась с молитвой, и у нас родилась дочь Гликерия. Дочь крестили перед иконой Божьей Матери».
Якушев Роман, 22.05.2010 г.».
За прошедшие десять лет Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь взрастал. Возведен храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», построен келейный корпус с домовым храмом в честь святого преподобного Серафима Саровского. Ведется реконструкция Свято-Казанского храма, обустраивается территория монастыря. Слава Богу, монастырю помогают меценаты.
Монастырь ведет и хозяйственную деятельность, предоставляя местным жителям до 80 рабочих мест. Здесь пекут удивительно вкусный хлеб, производят замечательные молочные продукты. А главное - гостеприимно, с любовью принимают паломников, число которых постоянно растет.
Сейчас наместником монастыря является игумен Серафим (Дмитриев). По благословению Высокопреосвященнейшего Константина, архиепископа Курганского и Шадринского, он достойно несет высокое послушание, по молитвам и трудам отца Серафима возрастает монастырская жизнь. Родина наместника - Верхотурье, где расположен крупный уральский православный монастырь. До Чимеево отец Серафим служил девять лет настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Давыдовка Притобольного района. Здесь, по моему скромному разумению, будущий игумен совершил свой подвиг. Не имея достаточных ресурсов и солидной помощи, полностью восстановил с помощью прихожан крупный каменный храм.
Игумен Серафим говорит: «Главное в монастыре - молитва. Она освящает и труды наши, и души. По молитвам в монастыре и жизнь устрояется - и внешняя, и внутренняя. Мы молимся о всех людях, о нашем многострадальном Отечестве. Ворота монастыря открыты с семи утра до одиннадцати вечера. Приезжайте, приходите, ставьте свечи, молитесь, просите Заступницу Небесную о помощи... Она поможет, Она всегда помогает».
Сегодня Чимеевский монастырь становится и духовно-культурным центром области, и Курганской епархии. По благословению архиепископа Константина в прошлом году здесь состоялся первый фестиваль православной песни, собравший десятки участников и сотни зрителей. Состоялся настоящий православный праздник. В нынешнем году, в июле, в праздник Казанской иконы Божией Матери, пройдет новый, более масштабный фестиваль.
Разговариваю с иконописцем и художником монастыря Сергеем Осиповым. Когда-то он был преуспевающим художником в Москве, а теперь живет и работает в Чимеево. Чимеевский мир притягивает талантливых людей. Сергей говорит: «Ни деньги, ни карьера несопоставимы с благодатью, которую я здесь получаю. Пишу иконы для монастырских храмов, картины... сейчас готовлю выставку для фестиваля, который состоится в июле нынешнего года. Я благодарен Господу, что под Покровом Пресвятой Богородицы обрел здесь, в Чимеево, человеческое и творческое счастье».
Наш приезд в Чимеево завершается. В юбилейный год поздравляем всех с первым, 10-летним, юбилеем Свято-Казанского монастыря. Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!