Когда Андрей Боголюбский стал суздальским князем?

К 855-летию вокняжения в Суздале

Андрей Боголюбский 
0
528
Время на чтение 5 минут
Память 4/17 июля

 

В истории князя Андрея Юрьевича Боголюбского не слишком много точных дат. Нам даже приблизительно неизвестен год его рождения (традиционно считается, что князь родился в 1110 или 1112 году, однако исследования антропологов, изучавших его костные останки, а также некоторые другие соображения свидетельствуют о том, что Андрей родился лет на десять позже). Соответственно, неизвестен и возраст, в котором он сделался суздальским князем; неизвестно и то, насколько стар или молод был он, когда ушёл из жизни, пав от рук заговорщиков 29 июня 1174 года. После смерти отца, князя Юрия Владимировича Долгорукого, случившейся в Киеве 15 мая 1157 года, Андрей не стал претендовать на киевский стол, предоставив бороться за него другим князьям. Ещё при жизни отца он навсегда покинул Южную Русь, вернувшись в Суздальскую землю, и обосновался во Владимире на Клязьме - до того времени незначительном городе на окраине Ростово-Суздальской земли. Теперь, после смерти отца, Андрей становился правителем огромного княжества. Показательно, что его избрание на «отний» стол произошло с одобрения жителей главных городов Ростовской и Суздальской земли - прежде всего, Ростова и Суздаля - вероятно, в результате их волеизъявления на вече; показательно и то, что вспоминали при этом не только о старейшинстве Андрея и его несомненных правах на престол, но и о его христианских добродетелях и несравненных человеческих качествах. Во всяком случае, именно так излагает ход событий суздальский летописец, сообщая, что после смерти князя Юрия Владимировича «того же лета ростовци и суждалци, здумавше вси, пояша Андрея, сына его старейшаго, и посадиша и в Ростове на отни столе и Суждали, занеже бе любим всеми за премногую его добродетель, юже имяше преже к Богу и ко всем сущим под ним»1. (В Ипатьевской летописи к «ростовцам и суздальцам» прибавились ещё и «володимирци», а в перечень княжеских столов, на которые был посажен Андрей, добавлен Владимир2 - но это добавления более позднего владимирского книжника, очевидно, желавшего таким образом повысить статус своего города, ставшего при Андрее Боголюбском столицей княжества.)

 

Когда же это произошло? Старейшие русские летописи, Лаврентьевская и Ипатьевская, точной даты не называют. Зато она имеется в некоторых других летописях, хотя и приведена в них по-разному - 4 июля или 4 июня 1157 года. Первая дата, 4 июля, появляется в так называемой Радзивиловской летописи XV века, причём выглядит здесь очевидной вставкой. По всей вероятности, первоначально дата читалась на полях той рукописи, которая послужила источником для летописца, а затем попала в текст, но явно не на своё место. В результате получилось совсем не складно: «...и посадиша на столе в Ростове и в Суждали. - Сей же благоверный князь Андрей - июля 4 - за прем[н]огою его добродетель, - зане бе прелюбим всеми, - юже имеяше преже ко Богу и ко всем сущим под ним»3. Схожий текст, лишь с исправлением даты - «июня 4», - читается в так называемой Московско-Академической летописи, также XV века4. Обе летописи принадлежат к числу наиболее авторитетных и заслуживающих доверия; соответственно, и источник, из которого их составители черпали свои сведения (и из которого заимствована указанная дата, или даты, вокняжения Андрея), следует признать весьма древним и также заслуживающим доверия. Дата 4 июня приведена и в так называемом Летописце Переяславля Суздальского - ещё одном памятнике русского летописания XV века. Но здесь текст уже отредактирован и грамматически выстроен правильно: «Том же лете ростовци и суждалци, съдумавши вси посадиша Андрея, сына его старейшаго, на столе отни в Ростове и Суждали, месяца июня в 4, зане бе прелюбим всеми за премногую его добродетель...»5 Наконец, дату 4 июля называет русский историк XVIII века Василий Никитич Татищев, использовавший в своей «Истории Российской» какой-то иной летописный источник, не совпадающий с известными ныне6.

Нам остаётся выбирать между двумя названными датами. Понятно, что одна из них появилась в результате простой описки, ошибки в одну букву. Дата 4 июля кажется мне более вероятной, и вот почему. Едва ли торжества, связанные с официальным провозглашением Андрея князем Суздальским и Ростовским, могли произойти спустя всего три недели после смерти его родителя, ранее завершения сороковин по нему (то есть ранее 23 июня). К тому же 29 июня, в субботу, завершился Петровский пост, начавшийся в том году 27 мая. Известно, что Андрей отличался искренним благочестием и повышенной ревностью к церковным установлениям; и постные дни, и сорокадневный траур по отцу он должен был соблюдать с подчёркнутой строгостью. Но ещё важнее другое. И 4 июня, и 4 июля выпали в 1157 году на будние, казалось бы ничем не примечательные дни (первая дата - вторник, вторая - четверг). Но день 4 июля был для князя особым. Если этот день он выбрал для торжеств сам - а сомневаться в этом не приходится, - то сделал это далеко не случайно. В этот день Церковь празднует память святителя Андрея, архиепископа Критского; иными словами, этот день был днём княжеских именин. Вступая на княжеский стол, Андрей, очевидно, хотел заручиться поддержкой и своего небесного покровителя. Так же поступали в подобных случаях и другие русские князья того времени. Например, киевский князь Изяслав Мстиславич приурочил в 1147 году важное для себя церковное событие - избрание на русскую митрополию своего ставленника Климента Смолятича - к 27 июля, своим именинам - дню памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, чьё имя он носил в крещении7.

Святитель Андрей Критский, автор великопостного «Покаянного канона», входил в число святых, весьма почитаемых на Руси. Особенно горячо чтили его память соименные ему русские князья, и в их числе, разумеется, князь Андрей Юрьевич. В комплекс сочинений, включающий в себя знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха (в составе Лаврентьевской летописи), входит «Молитва», содержащая обращение к святителю Андрею; текст этот заимствован из молитвы святому, которая в Триоди постной - богослужебной книге, содержащей молитвословия Великого поста, следует сразу же после «Покаянного канона». Исследователи спорят, для кого из русских князей - потомков Владимира Мономаха - «Молитва» была переписана вместе с «Поучением»: одни считают, что для сына Мономаха Андрея Владимировича Доброго, князя Переяславля-Южного, другие - что для его внука Андрея Боголюбского. Но в любом случае надо согласиться, что слова, процитированные в этом памятнике, для обоих князей звучали особенно пронзительно:

«Андрею честный, отче преблаженный, пастырь Критский, не оставь молиться за нас, почитающих тебя, да избавимся все от гнева, и печали, и тления, и греха, и бед, почитая с верою память твою»8.

Слова эти, несомненно, звучали 4 июля - и во всеуслышание, под сводами церкви, и в душе князя Андрея Юрьевича, в его личной, келейной молитве. Так день своих именин князь сделал и днём своего политического триумфа.

Особенно знаменательным выглядит этот факт потому, что ныне Церковь празднует 4 июля (17-го по новому стилю) память самого благоверного великого князя Андрея Боголюбского. И когда в этом году 17 июля мы будем отмечать его память, стоит вспомнить о том, что это ещё и дата его вокняжения: ровно 855 лет назад (дата не слишком круглая, но всё же юбилейная!) он вступил на ростовский и суздальский (а по существу - владимирский) княжеский стол. С этого дня и начинается его кипучая деятельность по преобразованию всей Северо-Восточной Руси.

 Примечания

 1Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. Стб. 348.

2Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М., 1998. Стб. 490-491.

3Полное собрание русских летописей. Т. 38: Радзивиловская летопись. Л., 1989. С. 129.

4Там же, прим. 21; Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 348, прим. 42.

5Полное собрание русских летописей. Т. 41: Летописец Переславля Суздальского (Летописец русских царей). М., 1995. С. 88.

6Татищев В. Н. История Российская // Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1995. С. 25. Эта дата приведена в первой редакции «Истории...»; в более поздней второй редакции она трансформировалась в дату 1 июля (там же. Т. 3. М., 1995. С. 60).

7Полное собрание русских летописей. Т. 1. Стб. 315.

8Там же. Стб. 255. Дано в переводе; см.: Великий князь Владимир Мономах / Подг. А. Ю. Карпов («Русский мир в лицах»). М., 2006. С. 117.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Карпов
Ещё раз о ЕГЭ
Деградации исторического сознания в обществе будет положен конец?
03.02.2009
Все статьи Алексей Карпов
Андрей Боголюбский
Все статьи темы
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26