«Романовы. Венценосная Семья»

О фильме и не только...

0
1218
Время на чтение 16 минут

Лето 2001 года запомнилось мне несколькими отрадными событиями. Во-первых, впервые 17 июля в храмах МП служили царственным страстотерпцам. В 2000-м их канонизировали в августе, и, не знаю, как в других местах, а у нас в Сыктывкаре, где жила я тогда, текста патриархийной службы к следующему лету не было, в нашем приходе служил батюшка по привезённому мною с Валаамского подворья в Питере ксероксу со службы РПЦЗ. Текст патриархийной службы мне только через 2 года удалось приобрести на Смоленском кладбище в Питере, у блаженной Ксении.

Разница между ними существенная. В РПЦЗ канонизированы доктор Боткин и другие верные слуги, принявшие мученическую кончину вместе с царской семьёй, и канонизированы все они как мученики, а не страстотерпцы.

Разница в том, что мученики - в церковной традиции всегда страдали за веру, а страстотерпцы - это, например, братья Борис и Глеб, сыновья крестителя Руси князя Владимира, убитые старшим братом Святополком из опасения, что они воспротивятся его власти. Служба была ночная, собрались на неё пару десятков человек, в частности, журналисты из  «Веры», православной газеты, тем летом отметившей 10-летие издания. В июле ночи ещё белые, лишь ненадолго смеркается, и, помню, каким сверкающим и благоухающим утром возвращались мы домой из церкви, как слышны были на самой службе через открытую дверь церкви птичьи трели - небольшая деревянная церковь находилась в лесном посёлке под Сыктывкаром.

А в августе освящали в Сыктывкаре Стефановский собор, величественный и прекрасный, построенный вместо разобранного в 30-ые годы. В промежутке между этими двумя событиями я ездила в отпуск на родину в Беларусь, возвращалась через Питер и побывала в Царском селе в Александровском дворце и Фёдоровском соборе. Во дворце лишь одно крыло было восстановлено тогда, в соборе - были голые кирпичные, неоштукатуренные стены, но впечатление от посещения было громадное и незабываемое, чувствовалось присутствие царственных мучеников.

Вскоре после освящения Стефановского собора знакомый журналист из  «Веры» пригласил меня на закрытый показ  «Венценосной семьи» для журналистов. Фильм мне понравился. Я в школе тогда работала и, когда в начале учебного года он пошёл на экране нашего единственного городского кинотеатра, я оповестила всех своих коллег, православных учителей, они привели детей, и, помню, в зале на том сеансе, где я была, яблоку упасть было некуда. Не то, что на службе 17 июля! У меня как-то соединились эти летние впечатления - от службы 17 июля, Царского села, освящения собора и фильма - в одно целое, и, когда редактор  «Веры» попросил меня поделиться впечатлениями - я написала вот эту рецензию. Сейчас понимаю, что, как в начале воцерковления переживаешь подъём, так и в начале новой церковной эпохи - 2001(!) год, первый по прославлении новомучеников - Господь милостиво укреплял нас такими отрадными и благодатными событиями.

Спустя 11 лет я вижу слабости фильма, купленный тогда, он стоит у меня на полке, не вызывая желания пересматривать вновь и вновь. И в то же время я и сейчас думаю, что ситуация не изменилась, потенциальная аудитория для фильма о царской семье гораздо больше, чем число тех, кто сознательно на службу 17 июля придёт. Несколько лет назад мы с мужем были в этот день в Екатеринбурге, принимали участие в ночном крестном ходе из храма на крови до Ганиной ямы, людей было очень много, возглавлял крестный ход владыка Викентий, летел впереди как на крыльях, еле поспевали мы за ним. И в основном воспоминание об этом крестном ходе, а не прочие аргументы, убеждают меня в том, что в Петропавловском соборе мощей царственных страстотерпцев нет. Пишут, что у Панфилова сначала другой конец был, с кадрами из Петропавловского захоронения, но я видела сразу ту версию, где в финале - момент канонизации в храме Христа Спасителя.

Кто не видел - стоит всё-таки, по-моему, посмотреть фильм, лучшего художественного на эту тему за прошедшие 11 лет не появилось. Кое-что в своей старой рецензии я сейчас, пересмотрев фильм, поправила.

***

Мне очень понравился фильм Глеба Панфилова  «Романовы. Венценосная Семья» - в противном случае я не взялась бы за перо.

Это добрая и добротная картина. Светлая романтичная музыка, чистый монтаж, огромная работа по воссозданию интерьеров Александровского дворца, царского поезда, Тобольского губернаторского дома и дома Ипатьева в Екатеринбурге. На просмотре для журналистов из зала уходили, на премьере в кинотеатре сидящая рядом со мной парочка вначале щелкала семечки и шушукалась:

 - Они что, в монастырь уйдут?

 - Кто?

 - Царевны?

 - Да вроде всех убьют.

 Ближе к сцене расстрела мои соседи притихли и молча слушали, как рыдает половина зала. То есть прославление уже год как состоялось, заграничные воспоминания переизданы, масса документальных фильмов показана, а до общенародного почитания ужасно далеко. Кто в храм не ходит и книжек не читает - хотя бы в кино прочувствовал трагедию невинно убиенной Семьи, а кто-то так и остался с профилем вождя на партбилете. У Володи Ульянова тоже была в детстве семья, и кудри вились, книжек и кино про это было выдумано - пруд пруди. Сам он, правда, как и большинство партийных вождей, нормальной человеческой семьи уже не имел.

 Царская Семья, Государь в отечественном кино изображаются редко - кроме  «Агонии» и  «Цареубийцы», вспомнить нечего. Хорошо это или плохо?

 «Хорошо, но мало», - оценил  «Романовых» на премьере знакомый священник. Фильм Панфилова - не Житие. Это постановка с пространными цитатами не только из мемуаров, но и из кинохроники, связанными в рассказ об аресте, заключении и расстреле венценосной Семьи. То есть даже не в рассказ, а в сказку. Если в сценах с воспитателем царевича Пьером Жильяром воспроизводятся почти дословно диалоги из его книги  «Николай II и его семья», то в сцене встречи Государя в Ставке генералом Алексеевым и танца царских детей узнавалась кинохроника: собачка на первом плане, выбежавшая под ноги Государю под гром военного оркестра, хоровод царевен вокруг царевича на палубе  «Штандарта».

У Глеба Панфилова Государя играет малоизвестный Александр Галибин, а Ленина - Александр Филиппенко. Галибин играет в Государе прежде всего человечность, порядочность, верность. Царевич спрашивает у отца в тобольском дворе за пилкой дров:  «Папа, а кто такой Ленин?» -  «Лидер большевиков, юрист, закончил Казанский университет». -  «А он хороший человек?» -  «Не знаю, Алеша, я с ним не знаком». -  «А хотел бы познакомиться?» -  «Нет, не хотел бы».

Яснее некуда.

Керенского Государь знакомит со своей Семьей, жмет ему руку, и тот вслед за генералом Корниловым уверяет Царя с Царицей:  «Не волнуйтесь, все будет хорошо! Преступления, предательства за вами не обнаружено, устоится все - в Ливадию переедете...» -  «Неприятный человек этот Керенский», - говорит Ольга.  «Это потому, что он не уважает папу. И маму тоже», - царевич.

Глеб Панфилов в аннотации к фильму пишет, что  «зритель, как правило, зная, что случилось с Царской Семьей, плохо себе представляет, какими они были людьми, вот мы и стремились показать характеры... « Видимо, на этом месте и происходит срыв восприятия у части зрителей.

Разве у святых могут быть характеры? Разве можно называть в кадре Царя - пупсиком, а царевича - дураком? Разве может Татьяна Николаевна матери дерзить, а Государь - по-детски врать Царице про  «Лебединое озеро» и  «Лебедя», случайно выронив из кармана гимнастерки фотографии Кшесинской. Или, заходя с другой стороны, считают ли авторы фильма святыми своих героев?

В финальных титрах, помимо Семьи, выплывают четыре разряда персонажей: Императорский двор, Дума, верные слуги и большевики. О верных слугах. Про запись от 2 марта 1917 года все мы помним:  «Кругом измена, и трусость, и обман!»

Но вот записи о Светлом Христовом Воскресении. 1914, последняя предвоенная весна в Ливадии, христосование с  «верными слугами»: 512 человек в воскресенье и 920 - в Светлый понедельник.

1917-й, Пасха под арестом в Царском:  «Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс им давала фарфоровые яйца из прежних запасов. Всего было 135 человек». Уже на порядок меньше, но все-таки - 135!

Через год не останется почти никого, в Екатеринбург приедут доктор Боткин, Чемодуров, Седнев, Демидова. Жаль, что начальник охраны Кобылинский (Владимир Конкин) и Пьер Жильяр (Андрей Харитонов) исчезают с экрана необъяснимо: первый заболел в Тобольске, второй так и не был допущен в Ипатьевский дом, хотя приехал в Екатеринбург и рвался к Семье, а они, в свою очередь, просили о нем охрану. Генерал Татищев и князь Долгорукий, сразу расстрелянные в Екатеринбурге и канонизированные Зарубежной Церковью, тоже за кадром заканчивают свой верноподданический путь. Подробнее всех из  «верных слуг « показан доктор Боткин, играет его Эрнст Романов. Юровский предлагает ему перед расстрелом  «свободу и работу», тот предпочитает остаться с Семьей, и единственный понимает, зачем их ведут в подвал: целует в фуражку царевича, улыбается Царю в последнее мгновение. А другие слуги? Нюта Демидова: всего-то и подает то градусник больному наследнику, то доктору Боткину - котлеты. И тоже святая? Не говоря уже об оставшихся без речей троих других слугах? Эти характеры в фильме не прописаны совсем.

 «Реки крови хлынут с царского креста», и на патриархийной иконе Новомучеников рядом с Царской Семьей - не слуги, а Елизавета Федоровна и первосвятители. Но фильм не о трагедии России, а о семье. Если и делит Панфилов причастных к этой трагедии людей на четыре разряда, то уже от нас зависит - зачислять ли в злодеи всех  «неверных слуг»: Двор и генералов, Думу, большевиков. У него никто монстрами не выглядит, и вроде бы все - до появления Голощекина с Юровским и Свердловым - не желают Семье зла.

Солдаты охраны поданы  «наивно»: один - Андрей Денисов - хороший,  «верный слуга», другой - Дорофеев - плохой,  «большевик». Но и он, начав с ненависти к царской семье, в конце фильма отказывается в них стрелять.

Я эту наивность приняла, как и всю картину в целом: с  «Мамой» Линдой Беллингхем и на весь фильм остриженными под машинку после кори красавицами-царевнами, с мальчиком-царевичем Володей Грачевым, выглядящим младше своих 14 лет. Детские наивные чувства,  «сказка для детей». Пикник и купание в пруду по дороге в Сибирь, катание с ледяной горки в Тобольске, музицирование - царевен, Царя с сыном и с Ольгой.

Царица в ужасе смотрит на старшую дочь:  «У вас выпадают волосы, а вы ведь невесты! «

То есть все должно бы закончиться свадьбой, а заканчивается расстрелом.

Вернее, документальными кадрами прославления Царственных страстотерпцев. В этом ведь и заключается принципиальная разница между сказками и житиями, первые всегда заканчиваются свадьбой, а вторые - смертью, прославлением и посмертными чудесами.

 

***

И вот, несмотря на приклеенный житийный конец, для меня  «Романовы» - сказка еще и в том смысле, в каком мы говорим обычно:  «Как в кино!» Я верю в то, что в Венценосной Семье все друг друга любили: супруги друг друга и детей, дети - родителей, сестры - дорогого единственного брата. Но в жизни никогда таких семей не видела. И не я одна. Из сотни моих учеников в школе (я в то время читала в Лицее при Академии госслужбы РК курс  «Царственные страстотерпцы как идеал православной семьи») лишь единицы сумели в завершение курса написать зачётное сочинение о проживших достойную подражания жизнь родственниках. Большинство писало о Царственных мучениках или литературных героях ( «Мария Болконская - праведница»).

Наши дети в коммунистические сказки уже не верят, других не знают, а детям сказки необходимы, как воздух и солнце. Царственным мученикам составлены службы и акафисты, иконы написаны дивные, но и сказка для детей - это не кощунство, хоть и не житие.

Когда у царских детей в Тобольске охрана разрушила горку, видна, дескать, поверх забора, Жильяр придумал домашние спектакли ставить. В фильме этого эпизода нет, есть другие, похожие. И эта будничная жизнь обычной русской семьи - совместные прогулки и музицирование, веселые чаепития за столом, чтение вслух (читал обычно сам Государь), подарки слугам и друг другу, переписка, семейная молитва - теперь воспринимаются, как сказка.

- Я счастлив, мне так хорошо с вами, - говорит Государь Царице в ночь перед расстрелом, за минуту перед тем, как постучит в дверь доктор Боткин и передаст просьбу коменданта Юровского всем одеться и спуститься в подвал.

... «Вы принц по крови и воспитанию и будете им всегда, где бы ни находились «, - говорит Пьер Жильяр наследнику, плачущему в своей походной кроватке о разлуке с родителями, первой и последней за всю его жизнь, в ответ на просьбу царевича не называть его больше Вашим высочеством.

 Как-то я прочла, что  «старую русскую жизнь» теперь играть невозможно, потому что артистам не у кого перенять хорошие манеры, а врожденное благородство и вовсе не изобразить. Так что перед Глебом Панфиловым трудная была задача: по фото, мемуарам и немой хронике воссоздать атмосферу и характеры. Может показаться, что он таки с ней не справился: Царь с Царицей непохожи и внешне, и, что важнее, внутренне, не мог Государь так подчиняться Царице, он был волевым и сильным человеком. В делах государственного управления.

Александр Галибин играет не только нежного и любящего мужа и отца, но и воспитанного офицера, соответственно ведущего себя с дамами, пусть это всего лишь  «свои домашние». Припрятанные в дорожную укладку ром и фотографии Кшесинской, курение в момент известия о предательстве всех командующих фронтами и уединенная истовая молитва - Галибин сыграл всё это как сумел. Не сыграл он другое, не передал те качества, о которых писали мемуаристы: непреклонную волю, настойчивость, силу.

Но, во-первых, этого и в сценарии не было, и нету (слава Богу!) на свете артиста, чтобы мог одновременно и то, и это передать! Спасибо о. Александру Шаргунову и Сретенскому издательству, я не раз перечитывала изданных ими  «Царственных мучеников в воспоминаниях верноподданных», да и других мемуаров множество издано, всякий в состоянии их прочитать, посмотреть хронику и составить своё представление о Государе. Государь Николай Александрович был представителем одиннадцатого колена династии, триста лет управлявшей Россией. Это тоже, конечно, сыграть никому не под силу - кажется, и Панфилов, и исполнитель роли даже не собирались это показывать, и не про  «крушение династии» кино - про семью. Линда Бэллингхем играет «Маму». Сказочную Царицу. Александра Федоровна в молодости была дивной красавицей, а к моменту ареста - пожилой матерью пятерых детей. Сама Государыня говорила Анне Вырубовой:  «Теперь я руина». Но в кадре не дивная красавица и не руина, а статная внучка королевы Виктории.

Есть воспоминания о том, как на Рождество пожилой Александр III сам лазил под елку за подарком для своей старушки-мамки и однажды чуть не устроил пожар своей сигарой.  «Эта нянька скоро съезжала на  «ты» с Государем, они усаживались на красный диван, разговаривали шепотом и иногда явно переругивались». Немного и эту мамку играет в Царице Бэллингхем. Что же, и Александр III был под каблуком у женщины? Воочию нам никогда не увидеть, как вели себя воспитанные мужчины, а на панфиловскую версию всякий смотрит со своей колокольни. Не принявшие фильм о своих мотивах говорят примерно одинаково: сентиментально, мелодрама, ни слова о том, что стало с Россией за время правления последнего Царя и позднее.

Так ведь известно что, неизвестно только, кто в этом виноват, до или после семнадцатого года корень наших нынешних бед: Царь недоглядел или большевики напортачили? А может быть, и впрямь  «рок»? Вот познакомились бы и в самом деле поближе - перестали бы друг друга презирать и ненавидеть, все и закончилось бы свадьбой, царевна за солдатика замуж бы вышла, царевич кораблестроителем стал, а Россия - Новой Америкой. Как у Блока в стихах. Но нет ни Новой Америки, ни семей таких.

***

Не могу, к сожалению, найти в сети рецензию на фильм Льва Аннинского, помню, он в ней писал о том, как верно снята сцена принятия решения о расстреле царской семьи Свердловым, Троцким и Лениным за кулисами Большого театра. Троцкий требует показательного суда, а Свердлов с Лениным возражают, что времени нет, белые наступают на Екатеринбург, и  «нельзя оставлять им знамя». Троцкий соглашается, и все трое выходят из-за кулис на сцену в президиум под  «долгие и продолжительные аплодисменты». Зал мы так и не увидим, но этот восторг толпы при виде своих вождей - всё объясняет. Смотрела недавно из 50-серийного проекта  «История России XX века» серии, посвящённые убийству царской семьи. Авторы с большевистским напором внушают зрителям, что и Керенский с Лениным, и даже немцы, Ленина финансировавшие - были марионетками мировой закулисы, Шиффа и иже с ним.

Не удержусь, приведу фрагмент из воспоминаний князя Алексея Щербатова: «Меня интересовало, как принималось решение об аресте государя и членов царской семьи и была ли какая-то возможность избавить их от того страшного пути, который завершился подвалом Ипатьевского дома в Екатеринбурге. Мало кто знает, что, подписав отречение, Николай на пути из Пскова в могилевскую ставку попытался аннулировать свой манифест и снова возложить на себя монаршую власть. Его, впрочем, никто не поддержал, но об этом стало известно в Петрограде. По прибытии в Царское Село император с семьей были арестованы. Однажды после долгого колебания Керенский все-таки ответил на мой вопрос:  «Решение об аресте вынесла наша ложа». Речь шла о могущественной масонской ложе Петербурга  «Полярная звезда». <...>

Возглавляя Временное правительство, предпринимая действия, фактически направленные против монархии, Александр Федорович лично к Николаю II относился с симпатией. Вспоминал, что, когда первый раз приехал на свидание с арестованным государем, долго не решался подать руку, но все-таки протянул, и они поздоровались. Говорить об императоре он не любил. Ходили слухи, что группа офицеров собиралась организовать побег императорской семьи при переезде из Царского Села в Тобольск, и Керенский выделил два миллиона рублей из специальных фондов, передав деньги для Вороновича Николая Владимировича, верного друга Александра Федоровича, военного, в прошлом камер-пажа вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Но деньги офицеры пропили, загубив все дело.

Кто знает? Это вполне похоже на Керенского. В нем, на мой взгляд, постоянно боролись два начала: непомерные амбиции, тщеславие, самоуверенность, авантюризм. С другой стороны - при политической нерешительности, честность, преданность и любовь к России, русскому народу, которому искренне хотел добра и свободы. <...>

Я много раз возвращался к теме царя, и в один из визитов Керенский мне сказал, что, когда Николай II был под арестом, еще в Царском Селе, секретную миссию по переправке его за границу через Финляндию в Швецию предлагал организовать генерал Карл Густавович Маннергейм, будущий главнокомандующий финской армией. <...>

В 1936 году я встречался с Маннергеймом, элегантным, красивым, успешным бывшим офицером Кавалергардского полка, к моменту встречи прославившимся как герой Первой мировой войны. Он уже носил титул финляндского маршала, но по-прежнему очень позитивно относился к России, хорошо говорил по-русски. <...> Маннергейм сказал мне тогда, что вывезти царскую семью на тайном эшелоне не составляло труда, <...> но Керенский на это не пошел: бегство императора сразу после революции привело бы к краху Временного правительства. Да и Англия не проявила активной поддержки этого проекта.

Действительно, переговоры с Англией об отправке семьи к двоюродному брату Николая II, королю Георгу V, имели место, но резко негативную роль сыграл британский премьер Ллойд-Джордж. В марте 1917 года в войну на стороне Антанты вступила Америка, и Лондон очень дорожил хорошими отношениями с новым союзником. Дело в том, что из США в адрес английского правительства потоками шли письма от влиятельных американцев-евреев (политиков, представителей капитала) с требованием не принимать на Альбионе бывшего русского самодержца. Об этом мне потом рассказывал тогдашний американский посол в Англии мистер Дэвис. В итоге Ллойд-Джордж, во избежание осложнений с Вашингтоном и опасаясь, что эмиграция Николая II дестабилизирует обстановку в России, ослабив ее в борьбе с Германией, направил Керенскому шифровку. В ней уведомлялось, что приезд низложенного российского императора в Великобританию сейчас крайне нежелателен.

Думается, что и сам английский король, славившийся своей скупостью, не приложил достаточно усилий для принятия семьи императора. <...>

Приютить царскую семью предлагал испанский король Альфонс XIII. Для этого можно было отправить государя в Крым, где в тот момент находилась его мать, императрица Мария Федоровна. Не участвовавшая в мировой войне Испания легко могла прислать корабль в Черное море. Но Керенский сказал мне, что везти царя через бурлившую Украину было опасно. Тут он явно лукавил. Моя семья покинула Петроград в конце июня 1917 года и добралась на поезде до Симферополя, а оттуда в Ялту без всяких проблем. <...>

Однажды, это было в 67-м году, Керенский позвонил мне:  «Вы поедете со мной в Канаду? Я буду говорить речь 7 ноября, в канун пятидесятилетия русской революции». Я согласился. Зашел к нему в октябре, он репетировал выступление, метался по комнате, иногда истерично кричал, заламывал руки. Говорил о допущенных ошибках в отношении большевиков, о том, что должен был поддержать Корнилова, снова возвращался к идее свободы, оправдывая свое решение не уничтожать большевистскую верхушку и т. п. Мы собирались в Торонто в начале ноября. Вдруг за два дня до отъезда звонит рыдающий Керенский:

- Алексей Павлович, дорогой, все кончено. Глава английского правительства в Канаде запретил мое выступление, считая его неуместным. <...>

Умер он в 1970 году. Керенского отпевали дважды: по православному обряду, о дне которого сообщалось в газетах, и по масонскому, в соответствии с традициями и полагающимися церемониальными атрибутами его ложи. <...>

Последний раз я навестил Александра Федоровича всего за неделю до смерти. Керенский выглядел необычно слабым, ему тогда было восемьдесят девять лет, но раньше годы не оставляли такого отпечатка. Он заговорил:  

«Князь, вы должны ненавидеть меня за все, что я сделал, а еще больше за то, что не сделал, будучи российским премьером. Меня стыдятся собственные дети, говорят, что я вошел в историю как отец  «керенщины». Прощайте и забудьте меня. Я погубил Россию. Но, видит Бог, я желал ей свободы».

То же самое он сказал в личном разговоре пришедшему к нему на следующий день священнику, отцу Александру Киселеву, который исповедовал его многие годы.

Вспоминаю, как часто в последнее время слышал от Керенского:  «Иногда я думаю: какая ошибка, что я попал в Санкт-Петербург. Остался бы самарским адвокатом, жизнь моя была бы спокойна...»

Может быть и так... Кто знает? К сожалению, история, как говорится, не приемлет сослагательного наклонения».

***

Однажды вскоре после прославления новомучеников я выступала на педсовете школы и говорила, что на примере жизни Царственных мучеников нужно воспитывать детей, что пятеро детей в среднем было по статистике в каждой русской семье до революции, а теперь что же? Учителя меня не поняли, возмутились и ответили, что, может, Царь и мог себе пятерых детей позволить, но - не учитель.

Мне кажется, Панфилов ответил на это так: кем бы ни был Государь, могущественным правителем или арестантом, он был и остался дворянином, офицером, любящим мужем и отцом, человеком чести,  «самым воспитанным из всех, кого я знал» (как писал о нем в мемуарах Витте, его политический враг). Дело ведь не столько в утерянном царстве, сколько в утерянной человечности. Да, одно с другим прямо связано, важно не перепутать причину и следствие, стала уходить из мира человечность - и не стало у нас царя. Вот какое горе. И радостно думать о том, что царственные страстотерпцы и на небесах не оставили нас сиротами. Впрочем, об этом не в кино, а на службе им можно узнать, оба текста - и зарубежный, и патриархийный, такие красивые, воистину - утешительные...

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: «Романовы. Венценосная Семья»

Не совсем поняла отзыв Антония, если фильм действительно нравится, уместнее было бы ограничить цитату двумя предыдущими предложениями перед "может показаться", ведь эта оговорка в цитате с последующим отзывом о фильме звучит примерно так: ну и хорошо, что не справился... Мне запомнилось определение благородства в доктрине "Народного собора": те, кто отдают больше, чем получают, т.е. стремятся отдавать, а не получать. Соответственно "от каждого по способностям, каждому по потребностям" - это про простолюдинов, ну а кто только урвать стремится - понятно, просто в разряд разбойников с большой дороги попадает... Благодарю Георгия за тёплый отзыв. Помню, уже лет 20 назад смотрела на монахов одного близкого мне северного монастыря и думала: коров вручную доят, косят и рубят тоже вручную, а со всех сторон наступает мир, и литр бензина дороже литра молока, и трудники чуть не поголовно - после отсидки, не очень- то напрягаются, лишь была бы крыша на зиму да миска на столе, чудо, что они держатся! А теперь думаю, что вот это и есть единственно возможный путь к православному царству: тяжёлый труд избранных, милость к падшим и чудо Божие.

2. Спасибо автору

Вы совершенно точно подметили - в человеках исчезает доброта. В этом суть.
Георгий / 20.07.2012, 10:46

1. Re: «Романовы. Венценосная Семья»

"«старую русскую жизнь» теперь играть невозможно, потому что артистам не у кого перенять хорошие манеры, а врожденное благородство и вовсе не изобразить. Так что перед Глебом Панфиловым трудная была задача: по фото, мемуарам и немой хронике воссоздать атмосферу и характеры. Может показаться, что он таки с ней не справился..." - Вот за это я люблю этот фильм!
Антоний / 20.07.2012, 08:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Не подменять собеседника фантомом
Новый комментарий от Бузина Олесь
30.01.2025 13:57
Привлечь Байдена и Блинкена к ответственности!
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.01.2025 12:44
Как повысить качество жизни на селе и снизить миграцию молодежи
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.01.2025 12:34
Судьба Зеленского близка к финалу
Новый комментарий от Кожухевич
30.01.2025 12:14
Линия фронта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
30.01.2025 11:30