Пятикнижие Моисеево

Часть вторая

0
560
Время на чтение 9 минут

Часть первая

Теперь о книге «Исход». Это вторая книга Ветхого Завета. В ней описывается бегство евреев, тогда богоизбранного народа, из египетского плена.

К вопросу о 40-летнем странствовании в пустыни, каков был его смысл. В наши дни кто-то сомневается - это расстояние можно пройти за считанные недели, а тут - 40 лет. Вот, что значит отсутствие духовного видения событий. 40-летнее путешествие по пустыне имело духовный смысл: чтобы за эти годы народ преодолел в себе то, что вошло в плоть и кровь, когда они жили в Египте; чтобы произошло внутреннее преодоление Египта в духовном смысле, изживание его; чтобы возникло чувство принадлежности к народу богоизбранному. Для этого 40 лет ис­пытаний, драматическая история падений. В принципе это символизирует душу, жизненный путь человека. Этот опыт был очищающим, страдания духовные и физические стали неким горнилом, пройдя через которое, они очистились, и стали достойными войти в землю обетованную. Мы также проходим 40 дней поста для очищения себя, чтобы быть достойны­ми встретить Христово Воскресение.

Моисей был призван на служение, он должен совершить немыслимый подвиг - освободить, вывести народ, по сути, толпу рабов из прекрасно устроенного, в военном смысле, государства. Представьте себе, для примера, толпу или группу деморализованных рабов в Чечне - забитых, потерявших человеческий облик, пытающихся убежать из глубинки Чечни, где все схвачено, где совершенно иная структура общества. У нас, в огромном мегаполисе, можно раствориться в массе, а там пришелец, незнакомец, благодаря спайке общества, сразу выявляется. Так хватали беглых солдат, их моментально вычисляли.

И вот, стояла такая задача - переделать толпу рабов, потерявших корни, привыкших к своему рабскому состоянию, потерявших понятие о своей особой миссии в этом мире. В Египте все было на высоком уровне: военная организация, хорошо охраняемые границы, ряд пограничных кре­постей, хорошие дороги, огромная армия. Это наводило страх на весь мир. Необходимо было вывести массу безоружных людей, бесправных рабов. Моисей прекрасно знал обстановку, сознавал мощь этого государства. Что его укрепляло и что было залогом успеха? То, что через него действовал Сам Господь, Он Сам сломит все препятствия на пути к освобождению.

400 лет рабства действительно очень ослабили религиозное самосоз­нание, этническую солидарность; народ превратился в месиво. Они были перегружены физической работой. Нужно представить себе ужас рабства в древнем мире - это многочасовой ежедневный изнурительный труд, не до подвигов. Почему сейчас не могут поднять народ на активную борьбу? Одна из причин та, что народ задавлен нуждой, постоянно в поиске хлеба насущного. До пикетов ли, до собраний, ког­да с утра до вечера люди живут как «белка в колесе», трудятся на нескольких работах только для того, чтобы обеспечить себя и семью куском хлеба.

К тому же, в случае с Моисеем, речь шла не только об освобождении от физического рабства, а и о духовном освобождении. Более того, об очищении народа, о приготовлении его к вхождению в землю обетованную. А если брать в далекой перспективе - о приготов­лении его к пришествию Мессии.

Моисей призывался не просто к спасению рабов в Египте, а к спасению того народа, с которым был заключен Завет Божий. Все это нужно было как-то реанимировать, воскресить в сознании, приготовить народ. Такая была сложная задача.

Книга «Исход» является для нас ярким примером участия Бога в делах человеческих. Вспомним облако, которое сопровождало народ - ­это был символ присутствия Божия. «Я иду вывести народ в землю обе­тованную». Господь идет с ними из египетского рабства. Египет - сим­вол царства тьмы, дьявола. Здесь нужно не просто буквально понимать, как конкретную страну, а как символ. Нужно было еще духовное освобождение из египетского духовного рабства. Естественно, это было прообразом освобождения Мессией-Христом народа из египетской тьмы, в которой находилось человечество к моменту пришествия в мир Христа Спасителя.

«Сила Божия в немощи совершается», - знаем мы эти слова. К Моисею они могут быть также приложимы. «Господи, кто я, чтобы мне вести?» Он был подавлен величием задачи. «Я буду с  тобой». Превратить жезл в змею, власть над проказой, превратить воду в кровь - такую власть дал Господь Моисею. И эти способности даны не случайно. Эти знамения показывают, что Моисей получил духовную власть, способную поразить египетскую мощь. Змея в Древнем Египте  почиталась знаком магической власти фараона и жрецов. Изображение змеи было на короне. Фараон почитался как сын богов и змеи, что было знаком богосыновства. Власть над змеями показывала, что Моисей имеет власть над этими магическими силами, над сверхъестественными силами Египта ... Проказа - это не просто кожная болезнь, бич Древнего Востока, это знак внутренней зараженности. Девятая казнь - иллюстрация состояния Египта. До этого показывалась одна из сторон греховности Египта: духовная (моральная) нечистота - песьи мухи. А девятая казнь (тьма) - вообще помрачение Египта (см.  Премуд. Соломона 17,18).

Моисей совершил исход силой Божией, Господь был с ним.

Как исход совершался? Это была бегущая масса людей. Только лишь при подходе к Синаю, она стала приобретать некий организованный вид. Это было поспешное, беспорядочное бегство людей из рабства. Господь промыслительно направил их странствовать по пустыне, чтобы произошло перерождение, очищение. Была масса искушений, например, они упрекали Моисея: «Как было хорошо в Египте, там были котлы с мясом, а здесь мы испытываем страдания». Моисей неоднократно приходил в отчаяние, Господь гневался на народ и хотел истребить его. «Меня истреби, а народ пощади, Господи», - говорил Моисей. Это испытание, странствование в пустыне должно было укрепить веру, при­учить народ к мысли о реальности Божественного присутствия. Они были к этому мало готовы, реально показана слабость и неподготовленность народа; избавление они получили только благодаря безконеч­ной любви Божией. Апостол Павел говорит: «Бог избрал немощное, слабое, чтобы посрамить мудрых века сего. Сила Божия в немощи совершается». Это мы видим на примере исхода. Моисей увещевал народ укрепляться в вере, уповать не на внешнюю силу, а на Господа. «Не бойтесь, будьте спокойны, Господь поможет». Таковы были слова Моисея.           Огромный духовный смысл исхода в аскетическом плане. Этот переход можно понимать как внутренний разрыв с миром греха и, чтобы победить грех, человек должен был из этого рабства выйти, он должен быть ведом силой Божией, нужно сочетание Божией помощи и нашего стремления, нашего желания.

Сколько прообразов новозаветных событий заключено в Ветхом Завете!

Святые отцы говорят: «Новый Завет в Ветхом сокрыт, а Ветхий в Новом раскрывается».

Вспомним такой пример из книги «Исход»: остановка на пути - Мерра, «горькая вода». Для путников источник - первое дело, а здесь горькая, негодная для питья вода. Что в этой ситуации делать? Пред­ставьте себе экскурсию - заплатили хорошие деньги, экскурсовод привел к кафе, а там замок висит или сервис никудышный - все голодные, злые. Так и здесь, длительный переход, и на пути источник с горькой водой. Люди не могли утолить жажду. Господь опять выручает Моисея в этой ситуации, повелевает ему бросить древо в воду и вода становится сладкой. Существует вариант естествен­ного объяснения: есть такое растение - барбарис, которое бросают в емкость с испорченной водой и она приходит в более-менее нормальное состояние. В любом случае, чудо налицо - Господь вразумил так поступить.

Святые отцы усматривают в древе, брошенном в воду и сделавшим ее из горькой сладкой - прообраз Креста. Горечью страданий Хрис­тос победил все зло мира и даровал нам радость.

Еще одно чудо на пути исхода - манна пала с неба, когда они голодали. Манна прообразовала хлеб жизни - Святую Евхаристию.

Искушение, которое постигло Моисея при подходе к земле обетованной. Послали разведчиков узнать обстановку. Через несколько дней они вернулись, неся огромную кисть винограда в доказ­ательство того, что земля здесь процветает - «молоко и мед». Однако их напугал народ, населявший эту землю и укрепленные города. Раз­ведчики, вернувшись с осмотра земли, стали распространять, как сейчас сказали бы мы, панические слухи. Этой кучке людей удалось посеять панические настроения, и вся масса людей подняла дикий вопль, народ лишился покоя. Нет ничего страшнее озверевшей толпы, которая ничего не понимает, и слышать не хочет. Страх настолько овладел людьми, что они решили убить Моисея и Аарона, избрать новых вождей и вернуться в Египет. Обратный ход. Моисей, Аарон, Иисус Навин падают на землю перед народом, просят не восставать против Господа, не бояться врагов. В ответ на это народ еще больше вопит и угрожает побить их камнями. Сам Господь вступился за Моисея, как и раньше. Вспомним  библейское повествование о том, что воины Исуса Навина в течение шести дней по одному разу, неся впереди ковчег, обходили город в полном молчании.  Эти процессии вызывали мистический ужас у осажденных. На седьмой день они это сделали семь раз, после чего затрубили трубы и раздались крики: «Стены падут!», что в действительности и произошло. Археология подтверждает, что Иерихон в действительности пал не в результате штурма (ибо одна стена пала внутрь, а другая вовне), а вследствие чуда.

Господь предлагал Моисею произвести новый народ, но тот опять и опять умоляет Господа простить их грехи и продлить странствование по пустыне, чтобы быть более приго­товленными для входа в землю обетованную.

Итак, этот первоначальный хаос - бегущая масса народа, постепенно приобретает новое качество. Священный ритм, регламент жизни, подобно нашему русскому Домострою, как бы становит на рельсы, на добротный, проч­ный фундамент всю их жизнь. Праздники, виды жертв, правила для священни­ков - все подробно расписывается в книге Левит. В своде законов также большое место занимает отношение к обездоленным, угнетенным и бедным. Не угнетать пришельца, ибо  сами были пришельцами. Нельзя обижать вдов и сирот - Господь Сам их Заступник. Нельзя порабощать бедных. Если возьмешь одежду бедного до заката солнца - возврати ее. Нужно помогать бедному. Народ должен стать народом святым. Это не абстрактный идеал. Меняется понятие о суде. Дается наставление судьям. Они должны быть олицетворением Божественного правосудия и к ним очень строгие требования. Не должен внимать наветам; не должен давать руки нечестивому; не должен поощрять лжесвидетельство; не должен отступать от правды, угождая большинству. Лучше отпустить десять преступников, чем умертвить одного невиновного; не брать подачек. Ряд этих законов называли ветхозаветными мостиками: от Ветхого Завета к Новому. Эти заповеди предусматривали строгое возмездие, указывали на приближение новой морали. Если найдешь вола врага своего, приведи его к нему, не позволяй, чтобы вражда овладела тобою. Если увидишь падшего осла под тяжестью врага твоего, развьючь его, помоги врагу твоему. Таким образом, печать Нового Завета лежит на этих заповедях.

Возникает идеал освященного человека, находящегося в состоянии завета, союза с Богом, то есть появляется идейный стержень. Народ без идеи обречен. Причины демографического кризиса в нашей России ­- это не пьянство, не наркомания, а именно потеря смысла жизни, потеря великой идеи для великого народа. Конечно, в советский период была эрзац-идея, тем не менее, это была идея: мировая революция, освоение космоса, БАМ. Это как-то мобилизовало людей, а когда государство продекларировало то, что оно без идеологии, когда эти идеи резко крити­куются, шельмуются, отвергаются и вместо них ничего не предлагается, кроме какого-то плюрализма, тогда люди теряют почву под ногами, у них все разбалансируется. Люди превращаются в некое месиво, они уже не могут созидать.

В процессе приобщения к Богу возникает идеал освященного человека, находящегося в состоянии завета с Богом, верного Богу. Высшие ценности у такого человека на первом плане, низшие в подчиненном положении. Такой человек чтит имя Божие. В Писании говорится, что с переменой имени меняется сущность человека. Сейчас наступает глобализация, но­мер вытесняет имя, данное при крещении и, в итоге, формируется (точнее, деформируется) сущ­ность человека под номером, а не под освященным именем.

Вот такие глубокие вещи. Устанавливается идеал народа, освященного человека, ясно различающего и разграничивающего священное от несвященного, пов­седневного. Народа-труженика, созидателя, который черпает свои силы в субботнем покое. Такой сакраментальный идеал возникает постепенно в народе с Божией помощью, то есть масса народа, находившаяся в хао­тичном состоянии, приобретает новое качество.

Это искомое для России, Руси - отказаться от ложных ценностей, от безконечного бега как «белка в колесе». В конце концов, наладить ритм своей жизни: время гармонично распределить между трудом, молитвой и отдыхом, поставить во главу угла духовные ценности, осознать себя единым целым. Моисей, как орудие Божие, достиг того, что этот идеал в народе возобладал и был некоей скрепой массы, приобретя новое качество.  

Теперь немного о книге «Числа». Почему такое название? В начале и в конце этой книги речь идет о переписях народа Израилева - отсюда название. Эти переписи имеют не просто какое-то техническое, административное значение - в них заключается глубокий религиозный смысл.

У нас последняя перепись имела другую цель, об этом надо отдельно говорить, это было собирание информации о людях для того, чтобы выявить слабые места России, чтобы ускорить наше уничтожение - есть такое мнение. Но, в принципе, пере­пись ведется для решения экономических, социальных проблем.

Перепись Моисея имела совершенно другой смысл, прежде всего, ре­лигиозный, а не экономический или административный. Исчисление народа должно было послужить подтверждением того, что обетование Божие ис­полнилось - народ умножился, как песок земной, или как звезды на небе. То, что было обетовано Аврааму - вот подтекст этих переписей.

Давыд был наказан за проведение переписи, потому что смысл ее был таков: «Как я богат, какое могущество...» Чисто внешний, плотской, земной был подтекст переписи, Давыдом произведенной. За это и Божие наказание.

В книге «Числа» смысл переписи иной - показать исполнение обетований Божиих о том, что народ будет многочисленным, размножится от Авраама и Сарры, то есть, это была перепись во славу Божию.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Ветхозаветное? Иудейское?

Удивительно, как комментаторы вскинулись по поводу креационистскиз тонкостей в первой части. Уверен, что и во второй основное внимание будет уделяться проблеме "достовености-недостоверности". А вот что странно - нет никаких - нет, не сомнений, а озадачивания - почему столько внимания именно пятикнижию?
Пестерев Егорий / 16.07.2012, 06:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Многая лета большому русскому патриоту!
Впечатления от «Русского вечера» Александра Яковлевича Михайлова
07.11.2024
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06