На фоне модернизации,
инновации и вездесущих нанотехнологий мы вновь и вновь сталкиваемся с все теми
же старыми как мир проблемами - алчность, непрофессионализм, граничащий с
глупостью, и семейственность в деловых отношениях.
Пришло время топтаться на остатках Российской культуры. С приходом на пост
столичного министра культуры С.А.
Капкова старые пороки, не одно десятилетие копившиеся в бюрократизированной
системе управления государственной культурой, обрели новые, особо извращённые
формы.
Господин Капков, естественно, пришел не один. Недолго поработав в Парке им. Горького и перейдя на пост главы Департамента культуры города Москвы, он начал, как принято, активную модернизацию с привлечением так называемого «Креативного класса».
За недолгое время правления Капкова случилось много чего, но особенно на фоне бурной деятельности выделяется судьба одного нетипичного бюджетного учреждения, находящегося в ведомстве Департамента культуры и отличающегося тем, что это бюджетный научный институт - ГБНИУ г. Москвы «Московский институт социально-культурных программ». Тут новые менеджерские подходы, принесенные С.А. Капковым, точнее их наиболее порочные проявления, заработали, как говорится, по полной программе.
В апреле 2012 года в Институт пришли люди из Департамента культуры, среди которых официально на тот момент в нём работала только Е.В. Проничева, и заявили, что директор института со всей своей командой должен уйти, а на его месте Департамент культуры в лице Капкова хочет видеть представителей «креативного класса».
А именно: уже небезызвестную Наталью Фишман, Виктора Вахштайна, Алину Богаткову и их друзей. Главной претензией к действующему руководству института было использование в научной деятельности подходов основанных на «отсталой» советской социологии, которые, как и все советское, должны быть искоренены и заменены на креативные и передовые американские методы. И ладно бы социология, но молодые коллеги Капкова (Фишман - 22 года, Вахштайн - 31, Проничева - 36 и т.д.) и всю российскую культуру, как окончательно стало ясно чуть позже, возжелали креативно американизировать.
После первого бравого наскока молодая команда революционеров, собрав информацию, осознала, что на практике прихватизировать бюджетное учреждение не так просто, тут требуется не только желание, креативность, но и управленческий опыт, профессионализм, и, не имея ни того ни другого, временно приутихла. Тем более близилась инаугурация президента Путина со всей последующей новой расстановкой сил в правительстве.
Но желание завладеть плацдармом для бурной креативной деятельности по распиливанию государственных средств и продвижению великой американской культуры на базе бюджетного института (напомним, что на реализацию программы «Культура Москвы» выделено 178 млрд. рублей и на науку там тоже кое-что предусмотрено) не пропало. Тут выяснилось, что не только алчность и беспринципность, как оказалось, двигали капковскими соратниками. В лучших традициях дворцовых интриг неожиданно проявился банальный семейный интерес. Стало известно, что у подруги (советника, как она сама себя называет) господина Капкова, Наташи Фишман, в Самарской глуши прозябает папа, небезызвестный человек, дважды доктор наук, как и каждый отец стремящейся воссоединиться с любимым чадом в столице, сбросив бремя провинциальности. Появилась версия, что именно для папы - Льва Фишмана - и подготавливается тёплое место в кресле директора МИСКП.
Прошло немного времени и «представители» Департамента вновь дали о себе знать, нагло заявившись в Институт уже без Проничевой и без каких-либо документов, подтверждающих их юридическую причастность к Департаменту культуры и уполномоченность решать вопросы о передаче Институт под новое начало. Хамоватая рейдерская самоуверенность просто обезоружила действующее руководство, и оно окончательно сдало позиции (видимо всё же надеясь хотя бы сохранить свое положение в системе Департамента культуры), предоставив захватчикам свободу действий. Но даже получив карт-бланш на прихватизацию Института, молодые неумехи завязли в организационных вопросах, затянув на несколько недель переход власти.
Майско-июньское вторжение креативной молодежи было произведено с особым цинизмом. Сразу последовали заявления, что вся структура Института будет разрушена, большинство сотрудников разогнаны, и на этом месте воцарится новый порядок, под предводительством Виктора Вахштайна. Предполагается, что Вахштайн будет лишь временным директором, задачей которого является реструктуризация института, избавление полузаконными/законными (увольнение сотрудников по собственному желанию с выплатой компенсации за моральный ущерб), а если понадобится - и незаконными методами (всяческое выживание, введение в заблуждение и запугивание) от подавляющей части персонала. После «реформирования» института и создания новой структуры ближе к концу года Виктор Вахштайн планирует уехать в Америку, а на его место, вероятно, придёт товарищ Лев Фишман (кстати, тоже вернувшийся из США, где он в летний период занимался научно-педагогической деятельностью).
На фоне происходящих событий отчетливо вырисовывается картина, из которой следует, чью науку и культуру и какими методами собираются внедрять ставленники господина Капкова и всё их семейство. Вот так, постепенно и в целом малозаметно, теперь уже государственная Российская культура, совместно с наукой, подчиняются воле иностранных интервентов, людей родившихся и живущих в России, имеющих российское гражданство, говорящих на русском языке, но всеми мыслями и чувствами принадлежащих Западу.
Принесут ли они с собой «русским варварам» великую европейскую культуру?
Вряд ли.
Пока они распространяют лишь худшее американское бескультурье, помноженное на постсоветский непрофессионализм и разруху, пусть и лакированную красочным креативом. Пора задуматься, кто следующий? Какие ещё учреждения и организации станут проводниками низкопробной, разрушительной западной идеологии? Не пора ли объединиться и прекратить эту тихую интервенцию!
Сергей Захаров
3. Разве ж Нимфа такую кисть даёт...
2. Re: Фишман и Ко окультурят Москву
1. Турбулентность - синоним беса.