«Надо просто делать, делать и делать.
Это не сложно...»
Сергей Александрович Капков
С 30 сентября 2011 года руководителем Департамента культуры г. Москвы был назначен Сергей Александрович Капков, бывший (с марта 2011 года) директор Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, в прошлом (с декабря 2003 года) депутат Государственной Думы, ранее (1999-2000 гг.) - руководитель предвыборной компании Романа Абрамовича, накануне поработавший в «Сибнефти» и в предвыборном штабе Бориса Немцова в Нижнем Новгороде и, наконец, аспирант и выученик Волго-Вятской академии государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление». Как мы видим, перед нами не просто некий серый постсоветский госслужащий, с трудом и пошагово выбиравшийся из глубинных слоёв Московского департамента культуры на самый его Олимп.
Нет, перед нами явная, как теперь принято говорить, «креативная личность», в неполные 37 лет проделавшая сногсшибательную карьеру от студента провинциального вуза до одного из самых заметных фигур столичной культуры. Человек, сумевший сработаться с нынешним «оппозиционером» Борисом Немцовым, сдружиться с олигархом Романом Абрамовичем, получивший - и не без основания - мандат самого председателя единороссов В.В. Путина (в Государственной Думе пятого созыва), С.А. Капков по сути своей олицетворяет ту самую новую когорту амбициозных яппи, креативных продвинутых молодых людей, которые, по словам самого Сергея Александровича, должны прийти на смену отжившим свой век постсоветским руководителям, в том числе и в первую очередь именно в Культуре.
Он так прямо и заявляет в своём довольно обширном интервью, напечатанном в №14 «Новой газеты» от 20 апреля 2012 года: «Когда в Москве будет такое количество (5 миллионов, как в Шанхае) креативных людей, это изменит её лицо». Причём, сам же задаёт и критерий креативности - принадлежность к тем самым 800 тыс. молодых городских профессионалов, которые голосовали за Прохорова.
Получается, что миллионы и миллионы бывших постсоветских граждан, голосовавших за В.В. Путина и за других кандидатов в Президенты РФ, - вроде бы и не профессионалы. И, уж точно - не креативщики.
Впрочем, оставим на совести самого начальника Департамента культуры найденный им критерий креативности. Посмотрим, какую же программу действий на самом деле несут нам, старым русским, эти самые столь возлюбленные Сергеем Капковым «молодые амбициозные яппи» [1].
Как я уже сказал, будучи человеком сравнительно молодым и явно не искушённым в политической демагогии (что, безусловно, плюс!), Сергей Александрович Капков, со свойственной ему дерзостью и нахрапистостью, уже в начале своего вхождения в должность заявляет: «Сначала поменять людей. Вот моя стратегия» [2].
И только огляделся на своём посту, тотчас же и начал осуществлять заявленную «стратегию».
Первое, что сделал его ставленник Виктор Вахштайн, оказавшийся с подачи Наташи Фишман (двадцатидвухлетней помощницы Капкова) во главе Московского института социально-культурных программ, это... предложил всем сотрудникам (за исключением работников технических служб и двух социологов - на подхват и для блезиру) подписать заявление об уходе по собственному желанию. Ни с кем не познакомившись - и даже не выяснив, а голосовал ли кто из предшественников по культурной работе за того же Прохорова?! - дерзко и своенравно, разрушая всякую культурологическую преемственность и призрев элементарную человеческую предусмотрительность (ведь мало ли с какими подводными камнями придётся встретиться в работе с огромным московским околокультурным хозяйством?) - Вахштайн и компания пожелали попросту очистить научно-исследовательское учреждение от ненужного старорусского культурологического шлака.
Это и есть - на языке господина Капкова - «новая стратегия» развития культуры города.
Не знаю, как Вам, дорогой читатель, но лично мне эта новая стратегия очень напомнила старую большевистскую доктрину: «До основанья, а затем...». Или ещё более незамысловатую «стратегию», которую в своё время предложил Германии Адольф Гитлер. Если Вы помните, на своём преобразовательском знамени будущий вождь нации начертал: «Движение - это всё. Цель - ничто!». Сравните с капковским: «Сначала - поменять людей. Вот моя стратегия». Не правда ли, очень похоже: и по уверенности в себе, и по рубленности слога, и, что самое, пожалуй, страшное, - по смыслу!
Нам, старым русским, предлагается незамедлительно сойти со сцены истории в маргинальные слои отжившей свой век русской традиционной культуры - с тем, чтобы на очищенном таким образом около культовом пространстве (ведь Культура всегда была, есть и будет только ограда того или иного Культа) построить «новую», ориентированную исключительно на общечеловеческие ценности антикультуру, имя которой - Вавилон духовный.
Или, проще будь сказано, тот самый Интернационал, который пришёл к нам в Россию ещё на первой волне либерально-демократического освобождения от старой, «прогнившей насквозь» Русской Православной Культуры в начале прошлого века, и вот теперь, после второй уже буржуазно-демократической революции 1989-1992 гг., директивно вбивается в головы россиян с подачи старой как мир денежно-финансовой закулисы, а осуществляется, как уж водится, молодыми дерзкими либералами-креативщиками и «родства не помнящими Иванами». А посреди всего этого культурного очищения от былых культурологических завалов явно уже прочитываются контуры вновь воздвигаемого новоязыческого капища всем религиям совокупно, Культа Ура, но не Халдейского, а значительно более страшного. Ибо Христос сказал: «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14;6). Всякое же культурное, а уж, тем более, религиозное всесмешение (экуменизм, поиск единых базовых ценностей между Православием и иудаизмом, а уж, тем более, новомодное евро-американское культурное антихристианство, рьяным поборником которого является С.А. Капков) грозит вольным или невольным отречением от Христа, а значит и вольным или невольным строительством чисто антихристианской антикультуры.
Не потому ли новый хозяин Московского института социально-культурных программ Виктор Ванштейн, отныне известный как ликвидатор старой, «отжившей свой век» команды недотёп-культработников, явно пытавшихся совместить старые православные идеалы с новомодными либеральными веяньями, так любит демонстрировать свою печатку с шестиконечной звездой Давида?
Как говорили предки, «по грехом нашим». Неужели и теперь не вспомним Евангельское: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12;25)?
Так что отныне нам - либо выматываться, куда глаза глядят (коль россияне, значит, в рассеяние), либо уж возвращаться к самим себе - в Православное Самодержавное Царство. Ибо третьего - не дано.
29-30 июня, 2012 года.
Иван Жук
Примечания:
[1] Все то же интервью «Новой газете» за 20 апреля 2012 года.
[2] Все то же интервью.
1. Re: Культ Ура