Прошло уже более двух десятилетий со времён развала ненавистного многим молодым и амбициозным российским лидерам СССР и начала «великой» российской модернизации (разграбления России), но мы так ничему и не научились. Снова реформы, только уже микроуровня, проводятся методами шоковой терапии (как это было в 90-х годах) - тотального развала существующих организаций.
В нашем случае речь идет о московской государственной культуре, возглавляемой Сергеем Капковым (Департамент культуры города Москвы).
Кадровая политика, лежащая в основе реформ С.А. Капкова, проста и вызывает восторг у «креативной» молодёжи. Так помощница руководителя Департамента культуры Наталья Фишман заявила журналу «Афиша» следующее: «Он, конечно, мой кумир абсолютный! Знаешь, каким был его первый лозунг? «Привести неформалов в формальные учреждения культуры» [1]. Обратим внимание - именно неформалов, а не профессионалов и интеллектуалов!
Откуда же приходят на московскую культуру эти самые ценные неформалы? Журналист «Новой газеты» задал С.А. Капкову вопрос: «Где тот инкубатор, где выращивают людей, которые дают правильные лекала?».
В результате выяснилось, что «В чистом виде нет такого инкубатора. Но есть институт «Стрелка», Британская школа дизайна, есть Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)...» [2].
Достаточно почитать в интернете о названных учебных заведениях, чтобы понять: новые управленцы-неформалы, приходящие на формальные должности в московские учреждения культуры, готовятся исключительно в прозападных институтах, мыслят прагматичными западными категориями и уважают лишь западные подходы к культуре, науке и управлению.
На практике новым управленцам к тому же не хватает профессионализма, опыта, нравственности, воли, в конце концов заинтересованности в конструктивном поэтапном преобразовании сферы культуры. Поэтому они доводят организацию до кризиса или вынуждают других довести до такого состояния, путём снижения финансирования, неустанной критики всех направлений деятельности и выдвигаемых действующим руководством инициатив, а затем приходят с шоковыми антикризисными программами, со словами: «сами виноваты» - и выкидывают «на свалку истории» всех работников поголовно, не давая им шанса проявить себя, без аттестации и повышения квалификации. Так, например, произошло в ГБНИУ Департамента культуры «Московский институт социально-культурных программ» (читайте статью Фишман и Ко окультурят Москву).
Нередко это делается ещё потому, что при развале организации проще произвести присвоение и хищение ресурсов, есть возможность, избавившись от бывших сотрудников, привести своих ставленников. Так сейчас в России, в Москве происходит перехват управления прозападными специалистами.
Нас убеждают, что все делается ради нашего же блага, что кризис в культуре (и других государственных сферах) назрел и без антикризисных мер модернизировать культуры не удастся. Но почему же эти меры как всегда шоковые? Почему надо выгонять работников государственных учреждений на улицу безо всякой аттестации, возможностей повысить квалификацию и т.д., что это за антикризисные фикции?
Характерные вольные рассуждения помощницы Сергея Капкова, Натальи Фишман, красноречиво показывающие ход её мыслей и отношение к людям, кое-что проясняют в этой ситуации: «Если ты хочешь что-то менять, ты не закрываться должен, не говорить, что вы все уроды и я вам руки не подам, а идти вовнутрь и изнутри все менять» [3]. Так неформалы уже поменяли всё изнутри в Московском институте социально-культурных программ (МИСКП), выгнав людей (видимо, тех самых «уродов» с точки зрения Фишман) на улицу, подобное происходит и в иных учреждениях.
Другие рассуждения, только уже соратника Н. Фишман, Виктора Вахштайна о том, что после увольнения на конкурсной основе талантливые, способные смогут вернуться работать в «реформированную» организация (в данном случае ГБНИУ г. Москвы «МИСКП») не выдерживают никакой критики. Как минимум, человеку, выгнанному с работы на улицу, наноситься серьезная психологическая травма, моральный и материальный ущерб, ведь нарушаются его трудовые права. Но неформалам на это наплевать, их интересуют только личные выгоды. Нам такие подачки и антикризисный фашизм, товарищ Виктор Вахштайн, не нужны!
Так называемая (С. Капковым) талантливая молодежь в реальности, чаще всего, оказывается цинична, жестока, безнравственна и исключительно самолюбива. В управлении культурой такие люди и такие подходы неприемлемы. Культура как раз обязана формировать нравственность, уважение и любовь к людям, природе, быть социально ответственной, воспитывать высшие духовные человеческие качества. Если на уровне управления этого нет, о воспитании какого общества и каких человеческих личностных качеств мы говорим?
Роман Романов, новый директор музея истории ГУЛАГа, высказывает мнение, что: «Город становится для горожан. Это уже не баррикады, где мы боремся с чиновниками. Но вдруг оказалось, что делать сложнее, чем бороться» [4]. Именно делать, а не бороться и болтать. С этим всегда сложнее. Ломать не строить!
Капковская молодёжь начала расшатывать бюрократическую машину, ослаблять скрепы, придала некоторую гибкость, импульс развития государственной сфере культуры. Но теперь пришло время для решения более серьезных задач - как высвобожденную энергию направить в правильное, созидательное русло, поставить верные цели и достигать верными методами, не разрушая российские культурные традиции, а укрепляя и обогащая. Не злоупотреблять иностранными заимствованиями, не превращать зарубежный опыт в тихую интервенцию иностранной культуры и негласной идеологии.
К сожалению, приходится констатировать, что талантливые и беспринципные менеджеры-неформалы (которых обещает нам привести Капков) способны что-то демонтировать, разрушить, умеют «разрулить», но на долгосрочную созидательную деятельность они не способны. Эти люди живут от одного амбициозного проекта до другого, но культура - это не проект, а сама жизнь. Лишь долгосрочная последовательная социально-ориентированная деятельность в сфере культуры способна воспитывать сильное и здоровое общество. Шоковые терапии только вредят.
Анита Полевая
Примечания:
[1] Наталья Фишман, Департамент культуры правительства Москвы / Новые чиновники: 7 молодых людей, которые управляют московской культурой, архитектурой и промышленной политикой. - Журнал Афиша, №316 c 12 марта по 25 марта 2012 года
[2] Директор по атмосфере. - Новая газета, Выпуск № 44 от 20 апреля 2012
[3] Наталья Фишман, Департамент культуры правительства Москвы / Новые чиновники: 7 молодых людей, которые управляют московской культурой, архитектурой и промышленной политикой. - журнал Афиша, №316 c 12 марта по 25 марта 2012 года
[4] Роман Романов, Музей истории ГУЛАГа / Новые чиновники: 7 молодых людей, которые управляют московской культурой, архитектурой и промышленной политикой. - журнал Афиша, №316 c 12 марта по 25 марта 2012 года