«Думается, что если привести каждого такого человека
тихим августовским вечером к реке,
полечить бы тишиной и огромным земным покоем,
поговорить бы нестрого, с пониманием, без лишнего укора,
может быть, и соскочила бы с человеческой души короста...».
В. Перегудов, «Август»
30 апреля 2012 года мы, прихожане Собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга, во главе с о.Александром Прокофьевым отправились в паломническую поездку по древнему новгородскому краю. Cогревая теплом и радостью, с самого утра светило редкое питерское солнышко. Около полудня у селения Мясной Бор Новгородской области батюшка отслужил заупокойную литию по воинам второй Ударной Армии, которые героически сражались и трагически погибли, вырываясь из окружения.
Рассматривая высокую часовню братского кладбища, я вспомнила, что совсем недавно прочитала о защитниках - бойцах второй Ударной Армии в книге фронтовика Н.С. Файнштейна «Была война, была блокада...» составителя Изольды Ивановой. В первой части книги был представлен личный дневник Наума Файнштейна, который он вел с 3 июля по 2 декабря 1941 года. В дневнике были отражены события первого периода войны: бомбежка города, блокада, голод и мужество ленинградцев. А во второй части книги я с удовольствием читала теплые и проникновенные личные письма фронтовика, адресованные семье, эвакуированной в г. Киров. Поразили своей чистотой и искренностью личные переживания и чувства близких людей, особенно трогательные для периода войны. Наум Файнштейн, как я узнала из книги, сражался в этой знаменитой Армии и был погребен в братской могиле у селения Мясной Бор. И, находясь на этом героическом месте, я прочувствовала слова Изольды Ивановой, написанные в заключении: «Сколько же умных, чистых душой молодых людей погибло, защищая наш замечательный город! Мне все кажется: останься они в живых, общество было бы совсем иным - честнее, совестливее, справедливей....».
Сердечная благодарность автору и составителю книги за подлинные, искренние чувства, переживания, и за память сердца.
Приехав в Новгород, вначале экскурсовод Мария нас ознакомила с самым древним храмом России - Софийским собором, а затем отец Александр отслужил молебен у чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Много интересного узнали мы о Святой Софии, но самое увлекательное нас ожидало впереди - это прогулка по Кремлю-детинцу с внештатным экскурсоводом Татьяной Евгеньевной Бухаленковой.
Расположенный в самом центре города, на левом берегу Волхова, Новгородский Кремль заложен князем Ярославом и является древнейшим в России кремлем ХI века. В древности кремль называли «кромом», детинцем, «кромным местом», которое означало ограждённое, как бы «малое в большом» пространство. В летописях XI-XII веков, рассказывающих о строительстве детинца, он называется Новгородом, то есть "новым городом", который и появился на левом берегу Волхова. Еще интересный факт, что полновластным хозяином детинца тогда был епископ-владыка. Но больше всех нас привлекла трогательная легенда «о голубе на кресте Святой Софии» с утверждением, что пока голубь на кресте - быть Великому Новгороду! С любовью и восторгом, словно вливая в наши души свои чувства, образы и ощущения, еще много чего интересного и захватывающего рассказала нам Татьяна Евгеньевна. Действительно, цитируя о. Павла Флоренского, хочется сказать, что «слово - это выделение души человека, самостоятельный центр сил - как бы живое существо, с телом, сотканным из воздуха и внутренней структуры волны». Уже во второй половине дня мы прибыли в Свято-Юрьев мужской монастырь. Нас тепло встретили, угостили вкусной монастырской едой, а затем один из старейших насельников монастыря, отец Феоктист, провел экскурсию по монастырю. Осмотрели Георгиевский собор - старейший храм, построенный в 1119 году, по размеру и мастерству занимающий первое место в Новгородском зодчестве после кафедрального Софийского собора. Запомнились: купола храмов, заставляющие обратить взгляд от земли к небу; великолепная колокольня «Неопалимая Купина», построенная по проекту Карла Росси в 1838-1841 году высотой 52 метра, и где ранее находился самый большой колокол в округе - 3,5 метра в диаметре, весом около 32 тонн состоящий из 32 колоколов, и хорошо сохранившееся сооружение под названием киворий - беседка, построенная в 1843 году.
Радует, что с 1991 года в монастыре вновь возрождаться монашеская жизнь, а с 2004 года в нем открыто Новгородское духовное училище - учебное заведение, готовящее кандидатов на священническое служение. Уже у ворот обители, провожая, отец Арсений еще рассказывал нам о древних храмах и капищах, виднеющихся на противоположной стороне озера Ильмень, сфотографировались на память, и получили маленькие иконки великомученика Георгия Победоносца.
В завершении поездки, по рекомендации Татьяны Евгеньевны, мы заехали в очень красивое живописное место - Перынский Рождества Богородицы скит, расположенный на полуострове при истоке реки Волхов из озера Ильмень, где воздух напоен особой тишиной и благодатью. Нас радушно встретил инок Димитрий - ироничный рассказчик и добрейший души человек, который сразу всех расположил, обращаясь: «Ангелы мои». Рассказал он, что история Перынского скита тесно связана с историей крещения Руси, что здесь в дохристианское время находилось капище бога Перуна - первоначально западно-славянского бога грома и молнии Перкунаса, упоминаемого с VI века. Плавно переходя от древней истории к современности, инок отметил, что насельникам скита приходиться общаться с разными людьми, что приходят они в скит по разным причинам: от непонимания, нелюбви и одиночества до заболеваний душевных, где человек бывает не всегда понят окружающими. На память о встрече нам подарили буклеты о Крещении Руси и пасхальные открытки «Христос Воскресе», оформленные насельниками скита.
Слушая инока, я поняла, что попала в такое пространство любви и неравнодушия, что только надо оглядеться, успокоиться, до самого себя добраться, до той глубины, где сохранилась чистая нетронутая душа. И само собой вспомнились слова главного героя рассказа Виктора Перегудова "Август", который, удивляясь, говорил: "До чего беспокойно живут люди на земле. Чего это они хулиганят, воруют, безобразничают? Думается, что если привести каждого такого человека тихим августовским вечером к реке, полечить бы тишиной и огромным земным покоем, поговорить бы нестрого, с пониманием, без лишнего укора, может быть, и соскочила бы с человеческой души короста...". Да, действительно, только в такие минуты человек находит в себе покой, мудрость и желание любить, прощать и ему уже кажутся нелепостью и безумием все человеческие страсти и распри.
Митрополит Московский Филарет пишет: «Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить, убивать; а может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать. Такое слово привлекает нас, смягчает наше сердце, вселяя в него веру и надежду на Бога - и оно будет очищать, и возвышать душу». Я подумала, как это точно сказано и, напрямую относиться к моим героям - подвижникам: чьи слова и мысли так влились в душу, что сердце запело.
И как красиво замечает философ Иван Ильин в своем произведении «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»: «А сердце поет, когда видит человеческую доброту, поет при виде тайн, чудес и красот Божьего мира. Сердце поет во время вдохновенной молитвы, которая есть сосредоточенная обращенность человека к Богу. Сердце поет, когда мы в искусстве созерцаем подлинную святыню, когда в мелодии земной музыки слышим голоса ангелов и от соприкосновения с людьми, ибо в каждом из них живет Божья искра, разгораясь, призывая, связывая души».