Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Казань реабилитирует имя великого просветителя

Василий  Ордынский, Русская народная линия

Кряшенский вопрос / 07.06.2012


О конференции, посвященной Н.И.Ильминскому …

16 мая 2012 года в Казанской духовной семинарии прошла конференция  «Н.И.Ильминский - просветитель народов России», посвященная 190-летию этого видного ученого-востоковеда, этнографа, лингвиста, педагога, просветителя малых народов России, православного миссионера и общественного деятеля.

Организаторами конференции выступили Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (руководитель центра - Раис Сулейманов), Казанская Духовная семинария Русской Православной Церкви (ректор - архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий) и Совет ветеранов кряшенского движения г.Казани (председатель - Аркадий Фокин).

Николай Иванович Ильминский (23 апреля 1822 - 27 декабря 1891) - профессор Казанского императорского университета и Казанской духовной академии, неустанный труженик на поприще просвещения народов Руси. Будучи настоящим полиглотом, он освоил несколько языков, в т.ч. арабский и татарский. Кроме того, Ильминский был специалистом в области востоковедения и исламоведения, опубликовал множество работ этнографического характера [1].

Будучи ревнителем православного миссионерства, он ставил православие в основу всей системы образования. По Н.И. Ильминскому «христианская религиозность, составляет самую лучшую подготовку или почву для образования» поэтому все миросозерцание нерусского человека необходимо было изменить так, чтобы оно из нехристианского и нерусского сделалось христианским русским. Школа, по его мнению, должна была действовать религиозными впечатлениями.

Как считал Ильминский, главное заключается в том, чтобы ученик в школе набирался христианского духа, христианских понятий и фактов, для наибольшей легкости и удобства на родном языке. Для взглядов Николая Ивановича было характерно именно христианское понимание просвещения - согласно которому просвещённость человека это не только образованность, как совокупность информационных знаний, навыков и умений, но и просветленность души человека Светом Христовой Истины.

Христианскую религиозность, православие он ставил на первый план. Он добивался внутреннего религиозного перерождения нерусского человека, и это он ставил выше простого обучения.

Полемизируя со своими противниками, он писал: «Русский идеал есть по преимущественно Православие: вот почему на Православии мы и настаиваем. Православие - основной, коренной самый капитальный элемент Православной народности. Коль скоро инородец усвоил себе Православие сознательно и убежденно, умом, сердцем, он уже обрусел» [2].

Православие вплоть до второй половины ХIХ в. так и не смогло стать «своей» религиозной традицией для большинства народов Поволжья, несмотря на факт их Крещения - во многом по причине боязни потерять с восприятием православного христианства свое культурное и этническое своеобразие, традиционный уклад жизни. Понимая это, Ильминский предложил миссионерско-просветительскую систему, основанную на «этнизации» Православного богослужения и проповеди, гармоничном встраивании христианства в культуру и мировоззрение инородческого населения.

Территория, на которой проповедь о Христе была явлена Ильминским, его учениками и соратниками, по своему размеру сравнима с территорией нескольких европейских государств.

Николай Иванович Ильминский после сравнительного изучения татарского, казахского, арабского, европейских языков пришел к оригинальному заключению, что лучше приспособить русский алфавит для поволжских нерусских народов с изменением некоторых букв по начертанию и с добавлением диакритических значков для точнейшего выражения звуков разговорного наречия [3].

Именно Ильминский впервые разработал татарский алфавит на основе кириллицы, которым татары-мусульмане пользовались задолго (1906) до провозглашения Татарской автономной республики в 1920 году.[4].

Проводимая Н.И. Ильминским миссионерская политика «духовного обрусения» спасла от ассимиляции более крупным татарским этносом кряшен и чувашей. Представляется, что если бы не деятельность Ильминского, его учеников и соратников, то среди мордвы, марийцев и удмуртов язычество было бы распространено намного шире, кроме того значительная часть этих этносов ассимилировалась бы с татарами-мусульманами [1, 3, 4, 5, 6]. «Духовное обрусение» привело к тому, что став православными по вере, эти народы сохранили свою национальную культуру и самобытность, в отличие от тех своих соплеменников которые приняли ислам и в результате были ассимилированы поволжскими татарами [7].

Благодаря деятельности Н.И.Ильминского и его учеников произошла массовая христианизация целого ряда языческих народов Волго-Уральского региона, что решило задачу их интеграции в социокультурное пространство России на основе духовной унификации. Тем самым объективно укреплялась российская государственность.

Сделанные Ильминским и его учеником священником Василием Тимофеевым переводы на кряшенский язык книг Священного Писания, молитв и учебных текстов, стали основой для переводов на прочие языки народов Руси. Ильминский воспитал и привлек к работе выдающихся просветителей этих народов. Это стало началом образования литературных языков для многих народов, привело к появлению у них интеллигенции и повышению культурного уровня в целом [1].

16 мая 2012 года мероприятие в Казанской духовной академии началось с общей молитвы за Божественной литургией в семинарском Храме Св. прав. Иоанна Кронштадтского, которая была совершена частично на кряшенском языке. По традиции, на богослужении в семинарском храме перед началом конференции присутствовали все участники научного мероприятия, кроме тех кто исповедует мусульманскую религию.

За богослужением правящий архиерей Казанской епархии архиепископ Анастасий (Меткин) наградил благочинного кряшенских приходов Казанской епархии, настоятеля Тихвинского прихода Казани протоиерея Павла Павлова правом ношения митры за его многолетнюю пастырскую работу и труды в деле перевода Священного Писания на кряшенский язык.

Отца Павла Павлова можно назвать продолжателем дела Ильминского, духовным лидером современных кряшен. Именно отец Павел восстановил в Казанской епархии прерванную захватившими в стране власть атеистами традицию служения литургии на кряшенском языке. По благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия протоиерей Павел Павлов организовал и возглавил группу по переводу тех книг Священного Писания, которые не были переведены на кряшенский язык до революции 1917 года.

Еще недавно можно было говорить об опасности исчезновения кряшен как самобытного этноса. Проводимая в эпоху диктатуры атеизма политика насильственной «татаризации» не могла не сказаться негативно на самочувствии народа, лишенного своей письменности, самоназвания и статуса. Однако благодаря таким подвижникам как отец Павел Павлов началось возрождение православного тюркского народа.

Здесь необходимо сказать, что в постсоветское время впервые конференция посвящённая великому просветителю народов России Н.И. Ильминскому состоялась благодаря инициативе руководителя Приволжского центра Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раиса Сулейманова. 27 декабря 2011 года в столице Татарии Казанским экспертным клубом РИСИ была проведена конференция «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение» [8]. Открывая работу конференции 27 декабря 2011 года, Раис Сулейманов отметил, что ни в советское время, ни в постсоветский период не было проведено ни одной научной конференции, которая была бы посвящена этой личности и той роли, которую великий просветитель сыграл в истории кряшен, чуваш, марийцев, мордвы и других народов России.

16 мая 2012 года в актовом зале Казанской семинарии конференция «Н.И.Ильминский - просветитель народов России» началась со вступительного слова правящего архиерея Казанской епархии, архиепископа Анастасия (Меткина), который рассказал о том, какую неоценимую роль сыграл профессор Ильминский в деле распространения христианства среди народов Поволжья.

«Историческое значение его деятельности огромно, её можно сравнить с трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, с деятельностью святого равноапостольного князя Владимира», - отметил архиепископ. Как считает правящий архиерей Казанской епархии, «самое главное сейчас: мы должны продолжать дело этого человека, не только его, но и его последователей, которые приложили очень много сил для того чтобы перевести Священное Писание, для того чтобы богослужения совершались на кряшенском языке, для того чтобы народ осознал что они православные». Казанский владыка в своей речи коснулся также проблемы исламизации кряшен, часть которых с начала 90-х годов ХХ столетия отреклась от веры предков (Православия) и отпала в ислам.

Архиепископ Анастасий призвал кряшен брать пример с Н.И.Ильминского и его учеников и обращаться с проповедью к своим соплеменникам, не боясь насмешек, и не боясь того что призывы обратиться к Богу останутся не услышанными. Владыка напомнил о том, что даже мудрая речь апостола Павла в афинском Ареопаге вызвала насмешки и неприятие, однако его проповедь всё же принесла плоды - уверовали некоторые, в числе которых был и будущий священномученик Дионисий Ареопагит.

Действительно, невозможно не согласиться с владыкой Анастасием в том что при изучении деятельности Ильминского напрашиваются аналогии с трудами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и святого равноапостольного князя Владимира. Подобно равноапостольным братьям, Николай Иванович Ильминский стал создателем письменности для многих народов Руси, ввёл богослужение на родном для них языке. Времена князя Владимира были ознаменованы началом распространения грамотности на Руси - что прямо связано с Крещением. Так и эпоха Ильминского ознаменовалась распространением грамотности среди вчерашних язычников - что прямо связано с тем что великий просветитель нёс Свет Христов этим народам.

Перед участниками конференции с приветственным словом выступил заместитель начальника управления аппарата Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями, кандидат исторических наук Владимир Козлов. В своей речи он положительно оценил факт проведения научного мероприятия, посвященного наследию великого просветителя народов России. Государственный сановник процитировал статью Большой Советской Энциклопедии:

«Ильминский Николай Иванович (1822 - 1891), черносотенный миссионер, выработавший специальную систему национального угнетения и обрусительской политики среди колониальных народов царской России, в первую очередь среди народов Поволжья и Сибири, соратник и близкий друг Победоносцева, крайний монархист и реакционер. Система Ильминского заключалась в организованном насаждении христианства, крещении «инородцев», систематическом внедрении в колониях русского языка и великодержавной христианско-монархической идеологии, в создании специальных школ для крещеных «инородцев», откуда должны были выйти принадлежащие к коренному национальному населению кадры верных царю и России полупопов-полуучителей. Ильминским и его приверженцами на базе русского алфавита составлены алфавиты чувашского, крещено-татарского, марийского, удмуртского, казакского, якутского и др. языков. На этих языках им было напечатано 142 культовых книги».

Как отметил Владимир Козлов, даже выставляющая Ильминского в негативном свете советская энциклопедия не смогла умалить его заслуг и заслуг его учеников перед народами России: авторы энциклопедии не смогли умолчать о том, что великим просветителем и его учениками составлены алфавиты для многих народов нашей страны, а также о том что «на этих языках им было напечатано 142 культовых книги».

Из общего контекста выступления представителя Аппарата Президента Республики Татарстан следовало, что если в советское время эпитет «черносотенный» служил компрометирующим ярлыком, то в наши дни это слово следует расценивать как термин положительно характеризующий деятельность человека. Комментируя выступление государственного чиновника, присутствующие в зале священнослужители Русской Православной Церкви согласились с подобной позитивной переоценкой термина «черносотенный».

Далее с докладами выступили сами участники конференции. Ученые, священнослужители, преподаватели ВУЗов рассказали о жизни Н.И.Ильминского и его учеников, их просветительских трудах и о том, какое влияние они оказали на духовное становление народов России.

Благочинный кряшенских приходов Казанской епархии, кандидат богословия протоиерей Павел Павлов, в этот день выполнявший роль модератора конференции, в своём выступлении напомнил о духовных заветах Николая Ивановича Ильминского. По мнению кряшенского священнослужителя, безрассудно поступают те современные кряшены, которые не ведут церковной жизни и тем самым фактически отрекаются от своего кряшенского наследия, которых мало беспокоят проблемы веры, и которые своим образом жизни «лишают себя любвеобильного предстателя пред нелицеприятным Судией».

Протоиерей Павел Павлов в своём выступлении затронул тему языческих суеверий, в которых погрязли современные кряшены, которые обращаются к колдунам и знахарям за помощью потому что «сосед посоветовал, ему помогло». По его мнению, «редко кто из современных кряшен с чувством покаяния идет к своему закату». Во время выступления благочинного кряшенских епархий было видно, что отец Павел очень сильно переживает за будущее своего народа.

Доклад кандидата исторических наук Игоря Алексеева был посвящен деятельности епископа Андрея (князя Ухтомского) (1872 - 1937) как продолжателя дела Николая Ильминского.

Уроженец Ярославской губернии епископ Андрей (в миру Александр Алексеевич Ухтомский) в своей миссионерской деятельности, в которой он в своей жизни немало преуспел, являлся убеждённым сторонником системы инородческого просвещения апостола кряшен Н.И.Ильминского. Благодаря его неустанным трудам на ниве инородческого просвещения в Казанской епархии в начале XX века произошла заметная активизация миссионерской деятельности, что имело не только религиозное, но и важное общественно-государственное значение.

«Особой заботой и пастырской опекой епископ Андрей окружил именно кряшен, которых называл «крещенцами», - отметил в своём докладе казанский историк Игорь Алексеев. По инициативе епископа Андрея и, в первую очередь, благодаря его личным усилиям, в Казанской епархии были устроены две кряшенские монашеские обители: мужской Трёхсвятительский крещёно-татарский монастырь (в Лаишевском уезде), и женская Покровская просветительная крещёно-татарская община (в Мамадышском уезде). После революции 1917 года эти кряшенские православные обители были разорены и уничтожены захватившими в стране власть атеистами.

Руководствуясь библейским принципом, гласящим, что для веры Христовой «несть ни эллина, ни иудея» просвещение нерусских народов епископ Андрей мыслил как процесс добровольного миссионерско-просветительного, через посредство родного языка, восхождения к православному мироощущению и приобщения к лучшим образцам православной культуры. Следуя данной логике, сознательно приобщаясь к Православию, инородцы наиболее тесным образом сближались с русскими, то есть, происходило «духовное обрусение», согласно концепции Н.И.Ильминского.

По мнению Игоря Алексеева, и Николай Ильминский, и епископ Андрей (Ухтомский) в своей миссионерско-просветительской деятельности были продолжателями дела Святителя Гурия Казанского.

Как отметил в своём выступлении казанский историк, в ряде работ исследователей бытует мнение, что после революции 1917 года епископ Андрей не только сблизился со старообрядцами, но и сам перешёл в раскол. Между тем на проходившем 19 октября - 1 ноября 1981 г. Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей Андрей был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских. Как считает Игорь Алексеев, «можно утверждать с уверенностью - до конца своих дней епископ Андрей оставался истинным христианским пастырем, не испытывавшим никаких сомнений в своей принадлежности к Русскому Православию» [9].

 

Пасквили. Как же без них?

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов в своём выступлении рассказал о том, как в наши дни личность Ильминского воспринимают в среде татарской интеллигенции. Представители современной татарской интеллигенции в массе своей безосновательно считают Ильминского «идеологом насильственной христианизации».

Несмотря на то, что Ильминский был противником насильственной христианизации нерусских народов, предупреждал о недопустимости активной миссионерской деятельности среди мусульман и выступал против их дискриминации, его имя татарскими историками воспринимается только в негативном свете. Это нисколько неудивительно - ведь этот просветитель фактически вёл работу, направленную на укрепление этноконфессиональной идентичности кряшенского народа. При этом татарские историки не занимаются исследованием Ильминского как ученого-востоковеда и лингвиста, в том числе и как автора огромного числа книг по истории и культуре народов Евразии, включая и татар. Если же современные татарские историки и берутся исследовать его деятельность, то уже изначально и заведомо к нему предвзято относятся, не пытаясь изучить его труды объективно и беспристрастно. Труды татарских историков, критически относящихся к деятельности Ильминского, дают ложное представление о самой сути системы Николая Ивановича. Его обвиняют в унижении национальных меньшинств через проводимую христианизацию, и что уж совсем абсурдно, в принижении национальных культур.

На имя Ильминского до сих пор наложена печать «врага татарского народа» всего лишь за то, что он выступал за православное просвещение кряшен, которых до сих пор в Татарстане представители официальной гуманитарной науки продолжают считать (вступая в противоречие со специалистами Института этнологии и антропологии РАН) частью татарского этноса. Официальной республиканской наукой в Татарстане абсолютно игнорируется то что и традиционная культура, и религиозные убеждения у кряшен совершенно отличаются от таковых у татар-мусульман.

Негативную роль в формировании предвзятого отношения к Ильминскому у современных татар сыграл и снятый в 2005 году печально известный русофобский и антиправославный фильм «Зулейха», съёмки которого на деньги налогоплательщиков финансировало Министерство культуры Татарии. В фильме в негативном свете представлены Николай Ильминский и другой известный миссионер Евфимий Малов. В фильме присутствует сцена, в которой «русскими агрессорами» с мечети сносится символ ислама (полумесяц) и на его место водружается православный крест. Причём сюжетная линия фильма построена таким образом, что данная сцена ассоциируется именно с личностью Ильминского.

По мнению Раиса Сулейманова, в целом данный фильм не соответствует исторической действительности [10].

 

Мировоззрение просветителя

Руководитель отдела по канонизации святых Казанской епархии, одновременно занимающий пост заведующего отделом образования, науки и культуры Института татарской энциклопедии Академии наук РТ, кандидат исторических наук Евгений Липаков в своём докладе рассказал о мировоззрении и общественно-политической позиции Николая Ивановича Ильминского.

Опубликованные в 1997 году воспоминания ученика Николая Ивановича, чувашского просветителя И.Я. Яковлева, написанные в 1918-1921 годах, раскрывают некоторые особенности деятельности профессора Ильминского. Если в переписке с высокопоставленными лицами Николай Иванович доказывал, что его система приведет к обрусению инородцев, то в беседах с единомышленниками он утверждал, что все народы должны развиваться и ни один язык не должен исчезнуть. Это ещё раз доказывает, что реализуемая им и его учениками концепция «духовного обрусения» ни в коем случае не была направлена на ассимиляцию нерусских народов, наоборот - способствовала сохранению их самобытности, языка и культуры.

В своём выступлении Евгений Липаков также опроверг измышления некоторых «исследователей», которые утверждают что проповедуя Православное христианство нерусским народам России, сам Ильминский якобы христианских взглядов не придерживался, поскольку «использовал религию всего лишь как инструмент подчинения инородцев русскому самодержавию».

Руководитель отдела образования, науки и культуры Института татарской энциклопедии рассказал о том с каким глубоким покаянием, молитвой и смирением Николай Иванович встречал свой час перехода в вечность. Перед своей кончиной он пособоровался и причастился святых Христовых Таин. В своём завещании на предмет похорон апостол кряшен написал: «Прибавляю для пояснения сейчас по написании всего: орденов и шпаги со шляпой чтобы не было, - отнюдь не желаю. Наг от всяких земных отличий явиться я должен пред Богом, да простит Он мои согрешения... Грешный человек отправляется к Судие, а его ведут, как триумфатора, в колеснице, с венками...».

Доклад преподавателя Казанской духовной семинарии, священника Алексия Колчерина был посвящен жизни и деятельности Николая Ивановича Ильминского в контексте Истории Миссий Русской Церкви.

Как отметил в своём выступлении отец Алексий, результатами деятельности Николая Ильминского стало принятие Православия многими народами России, и дальнейшее культурное развитие этих народов. Ильминский во многом явился преемником Святителя Стефана Пермского и др.миссионеров предыдущих эпох, стал продолжателем их апостольского дела, и в то же время создал новую форму миссионерской работы, рассчитанную на массовое обращение в Православие через народные школы.

Святитель Стефан Пермский в XIV веке составил зырянскую азбуку (азбуку народа коми) и начал переводить Священное Писание и богослужебные тексты. Это был первый опыт изложения Христианства на языке малого народа Руси. Первый опыт, не лишивший зырян самобытности, языка, собственной культуры. Опыт оставался невостребованным для христианского просвещения других народов вплоть до XIX век, до начала миссионерской деятельности Н.И.Ильминского. Николай Иванович воспринял и творчески переработал принципы Святителя Стефана Пермского, согласно убеждениям которого наиболее действенными средствами христианской миссии являются Священное Писание, Богослужение и проповедь на родном языке.

Деятельность Н.И.Ильминского, как и деяния Святителя Стефана Пермского были направлены на просвещение нерусских народов.

Под руководством Николая Ивановича его ученик, кряшенский просветитель священник Василий Тимофеев открыл Казанскую Центральную крещено-татарскую школу, где были воплощены в жизнь педагогические идеи Ильминского. Во время каникул ученики вместе с Тимофеевым обходили кряшенские деревни, чтобы продемонстрировать свои успехи. Подобные посещения деревень стали поистине миссионерскими путешествиями, результатами которых стали обращение многих кряшен в Православие. Успех школы превзошел все ожидания, и по ее образцу стали появляться школы в кряшенских деревнях, а позже и в чувашских, марийских, удмуртских и мордовских селениях.

«Миссионерско-просветительская система Ильминского получила всецелую поддержку со стороны государства», - отметил в своём выступлении отец Алексий Колчерин. Государь-император, Обер-прокуроры Синода и Министры Народного Просвещения знали о работе Николая Ивановича и выражали полную поддержку его просветительской деятельности. Из государственной казны и негосударственных фондов выделялись средства на организацию переводов и издание книг, на открытие и функционирование народных школ, на поддержку сельских учителей и священнослужителей. Государственные мужи, оказывая внимание начинаниям Ильминского, понимали насколько его система важна для Отечества. Миссионерско-просветительская система Ильминского была наиболее успешным миссионерским проектом за всю историю государства Российского; она оказывала воздействие на значительное число народов Поволжья, делая их верными чадами Российской Империи и Русской Церкви. «Количество принявших православие вследствие воздействия миссионерско-просветительской системы Ильминского сопоставимо с населением небольшого европейского государства», - подчеркнул отец Алексий.

Председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани, кандидат исторических наук Аркадий Фокин в своём докладе рассказал о научно-педагогической деятельности Николая Ильминского. Как считает ветеран кряшенского движения, эпохой позитивного развития кряшенского народа можно считать полувековой отрезок времени с 60-х годов XIX столетия до начала первой мировой войны, который по праву можно назвать эрой Ильминского в этнической истории кряшен. Именно тогда, по мнению Фокина, утвердилась обстановка наибольшего благоприятствования интеллектуально-духовному развитию кряшен.

Ветеран кряшенского движения отметил в своём выступлении «громаднейший, до сих пор неоценённый» вклад Н.И.Ильминского в развитие народов России. Причём деятельность Ильминского на ниве просвещения имела значение «не только для кряшен, но и для марийцев, мордвы, якутов». «Он сделал столько, что эти народы действительно стали цивилизованными народами», - считает Аркадий Фокин.

Докладчик отметил тот факт, что во многих исследованиях чувашских, удмуртских и марийских историков Николай Иванович представлен как выдающийся педагог, лингвист, этнограф и наставник учёных, писателей, просветителей из среды этих народов. Учебные заведения системы Ильминского представители этих народов считают основой формирования своих литературных языков, письменности и книгопечатания.

 

Перспективы канонизации

Настоятель кряшенского прихода села Кряш-Серда Пестречинского района Татарии священник Димитрий Сизов в своём выступлении рассказал о перспективах канонизации Николая Ивановича Ильминского.

Современные кряшены и представители других православных народов Руси видят в Ильминском доброго христианина, нестяжателя, радетеля о спасении для целых народов, неустанного проповедника Истины Христовой. Именно поэтому чада Русской Церкви уже более 10 лет высказывают пожелание прославить Николая Ильминского в лике святых. Наиболее активно с пожеланиями о канонизации подвижника благочестия выступают кряшены Татарии, которые сегодня просят, чтобы у этой, образовавшейся благодаря деятельности Николая Ивановича этноконфессиональной общности появился свой небесный покровитель. Ведь апостол кряшен заботился о них ещё при своей жизни.

По благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) проведена работа по собиранию необходимых материалов по канонизации великого просветителя народов России. Собранные материалы предоставлены в Синодальную комиссию по канонизации святых Русской Православной Церкви, однако сбор материалов продолжается и по сей день.

Как считает отец Димитрий Сизов, в современный период наиболее реально добиться прославления Николая Ильминского в лике местночтимых святых Казанской епархии, после чего возможно будет ставить вопрос об общецерковном почитании.

 

Матрица этногенеза

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ), историк и этнолог Александр Овчинников в своём докладе рассмотрел деятельность Н.И. Ильминского в свете теории конструктивизма.

Конструктивиизм - научное направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей, как правило - представителей культурных и властных элит. В России главным последователем конструктивизма считается академик В. А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая.

Согласно точке зрения доцента Овчинникова, Николай Ильминский оказывая интеллектуальное воздействие (через созданную им систему образовательных учреждений) на группы тюркского населения Казанского края, известные в качестве «крещёных татар» (хотя многие из них в реальности пребывали в язычестве), фактически выступил в качестве «конструктора» кряшенского этноса.

Как отметил Александр Овчинников, современной этнологией «изучается не история народов, а конструирование их образов политической и интеллектуальной элитами». «Преследуя целью внедрить Православие, «обрусить» население, Н.И. Ильминский и его сподвижники фактически сконструировали чувашский, кряшенский, удмуртский и другие языки, на которых должно было вестись богослужение», - считает исследователь. По мнению казанского историка, «прошедшие через инородческие школы чувствовали себя не просто православными, а ещё и чувствовали себя членами общностей, которые принято называть «народами»: удмуртами, марийцами, чувашами, кряшенами и др. По его мнению, в дальнейшем у этих общностей крепко сплачивающее этническое самосознание оказалось привлекательнее объединяющего религиозного фактора. «Здесь нельзя не учитывать и фактора мощной антирелигиозной пропаганды в советское время», - отметил Овчинников. По мнению учёного, сегодня необходимо сместить акценты в изучении деятельности Н.И. Ильминского и рассматривать апостола кряшен и его последователей не только в качестве просветителей, но и в качестве «конструкторов» этносов.

 

«Уранополитизм» о.Даниила Сысоева

Научный сотрудник РИСИ Василий Иванов в своём докладе сравнил миссионерские концепции Н.И.Ильминского и священника Даниила Сысоева.

Докладчик напомнил о том что по мнению епископа Андрея (Ухтомского) миссионерскую систему Ильминского в главной части можно сформулировать так: безукоризненный пастырь и безукоризненное богослужение в инородческом приходе на соответствующем инородческом языке.

Поддержку этого принципа в своих проповедях декларировал и священник Даниил Сысоев, однако его миссионерская концепция была основана на разработанной им идеологии, известной в широких массах под названием «уранополитизм».

Василий Иванов процитировал слова отца Даниила: «Уранополитизм (от греч. Uranos - небо, polis - город) - учение, утверждающее главенство Божественных законов над земными, примат любви к небесному Отцу и Его небесному Царству над всеми естественными и греховными стремлениями человека. Уранополитизм утверждает, что главным родством является родство не по крови или стране происхождения, а родство во Христе. Уранополитизм утверждает, что христиане не имеют здесь вечного гражданства, но ищут будущего Царства Бога, и потому не могут ничему на Земле отдавать своего сердца. Уранополитизм утверждает, что в смертном мире христиане - странники и пришельцы, а их родина на небе»...

Формально данное определение, данное отцом Даниилом своему учению, вроде бы никак христианству не противоречит. Но дело в том что в созданном отцом Даниилом Сысоевым модернистском учении под названием «уранополитизм» идея небесного гражданства активно противопоставляется патриотизму, и любовь к земному Отечеству считается недопустимой.

Между тем, и Николай Ильминский, и те его ученики и последователи чьи имена до нас дошли - были патриотами Российской Империи, и миссионерская система которой они придерживались была основана на патриотизме, на любви к своему Отечеству. Общей чертой для них было то что они мыслили «духовное обрусение» инородцев - как процесс добровольного просвещения и приобщения к православной культуре через посредство родного языка и патриотического воспитания в духе любви к своей «малой» (деревне, городу, краю) и «большой» (России в целом) Родине.

По мнению докладчика, «небесное гражданство» христиан никак не может вступать в противоречие с патриотизмом. Василий Иванов рассказал о том что в своих публикациях отец Даниил Сысоев ссылался на вырванные из контекста слова православных святых, которые якобы отрицали возможность патриотизма для христианина и выступали (как считал отец Даниил и считают его современные последователи) в качестве приверженцев уранополитизма. Получается что отец Даниил и его последователи ложно объявляют православных святых приверженцами модернистского учения - уранополитизма - возникшего в ХХI веке. Однако у тех же самых святых (которые ложно объявлены приверженцами антипатриотической идеологии уранополитизма) можно найти высказывания, свидетельствующие о том, что они были патриотами [11].

Великий черносотенец, Св.праведный Иоанн Кронштадтский, которого уранополиты ложно объявили приверженцем своей идеологии, любовь к земному Отечеству вполне совмещал с «небесным гражданством», не противопоставляя небесное Отечество земному [12].

Докладчик напомнил о патриотизме Свт. Амвросия Медиоланского (который открыто восхищался героизмом Марка Атилия Регула и др. героев языческого Рима), первого русского митрополита Илариона (который в «Слове о Законе и Благодати» восхищался героизмом и доблестью язычника князя Святослава), Свт.Луки Войно-Ясенецкого (восхищался героизмом советских воинов и талантом советских полководцев).

Сотрудник РИСИ напомнил также о том что официальной позицией Русской Церкви является патриотизм, а не уранополитизм [13].

«Современные последователи отца Даниила Сысоева, называющие себя «уранополитами», в своих уличных проповедях и интернет-постингах фактически под видом Православия пропагандируют русофобию и нелюбовь к земному Отечеству», - отметил Иванов. В своих проповедях представители этого псевдоправославного течения утверждают что «уранополитизм это и есть истинное Праославие». «Уранополиты своими антироссийскими речами, неадекватным поведением, а зачастую и странным видом - очень часто отталкивают от Православия многих людей, которые предпочитают держаться от Церкви подальше из опасения превратиться в такого типа «христиан», поскольку под влиянием проповеди уранополитов приходят к ложному мнению, что все воцерковленные люди такие»,- подчеркнул сотрудник РИСИ.

Василий Иванов рассказал о том, что в среде последователей отца Даниила Сысоева сформировалось маргинальное течение, приверженцы которого уранополитизм совмещают с пацифизмом, и придерживаются убеждения, согласно которому христианину недопустимо служить в армии и иных силовых структурах. «К сожалению, среди последователей этого пацифистского псевдоправославного учения я наблюдал и нескольких кряшен», - отметил сотрудник РИСИ.

Между тем, сам отец Даниил Сысоев пацифизму не учил. Докладчик напомнил о том, что среди житий ранних христианских святых - очень много житий воинов-христиан. Эти ранние христиане не отказывались служить в армии, и не отказывались брать оружие в руки, чтобы уничтожать врагов Империи на поле боя. Причиной их конфликта с вышестоящими командирами был отказ поклоняться идолам, за что эти святые и принимали мученическую смерть.

Как считает Василий Иванов, православным христианам не только вполне допустимо, но и почётно с оружием в руках служить российскому государству и народу в рядах армии, МВД, политической полиции, уголовно-исправительной системы и иных силовых и карательных органов [14].

По мнению докладчика, служащий в армии и силовых структурах православный христианин обязан выполнять приказ командира - даже если вышестоящий начальник является атеистом или иноверцем.

Показательно, что все присутствующие на конференции священнослужители Русской Церкви из тех, кто был ранее знаком с учением отца Даниила Сысоева - согласились с докладчиком в том, что возможная канонизация отца Даниила ни в коем случае не должна означать канонизации его заблуждений. Те же священники кто не знаком с учением уранополитизма обещали внимательно прочитать «Живой Журнал» отца Даниила Сысоева, в котором изложены взгляды последнего [15].

По мнению Василия Иванова, о заблуждениях отца Даниила нужно писать и говорить, предупреждая распространение лжеучения (уранополитизма), опасного для России и Русской Церкви [16].

Все участвовавшие в конференции в качестве докладчиков и слушателей священники согласились с тем, что патриотизм является нормой для христианина, и что христианину допустимо служить в армии и иных силовых структурах. Все священники согласились с Василием Ивановым и в том, что служащий в силовых структурах воин-христианин обязан выполнять приказ командира - даже если командир является атеистом или иноверцем.

 

***

По мнению сотрудника РИСИ, кряшены смогут сохраниться в качестве самобытного этноса только в том случае если будут относиться к Православию как к духовному стержню своего народа, если народ по-настоящему воцерковится, вспомнив о заветах Николая Ильминского, Как считает Василий Иванов, кряшенам удастся сохранить свой народ, сохранить свой язык и самобытную культуру только в том случае если в результате инициативы «снизу» будет создано большое количество кряшенских православных общин, в которых кряшенский язык будет использоваться в качестве богослужебного. В противном же случае кряшен ждёт ассимиляция со стороны татарского этноса.

В работе конференции «Н.И.Ильминский - просветитель народов России» приняли участие и учёные-гуманитарии из других регионов России.

Доцент кафедры финно-угорской литературы и фольклора Марийского государственного университета Виталий Михайлов выступил с докладом «Значение деятельности Н.И.Ильминского в становлении и развитии просветительского движения в Марийском крае».

По мнению марийского учёного, педагогическая система Ильминского адекватно выражала не только геополитические интересы российского государства, но и национальные интересы народов Поволжья и Урала. Именно через призму системы Ильминского наглядно видно, что геополитические интересы Российской Империи в Урало-Поволжье напрямую совпали с интересами народов населяющих этот сложный во всех отношениях регион.

Данная система предполагала не только открытие сети начальных инородческих училищ и подготовку учителей из числа местных жителей, но и организацию переводческой деятельности как важного направления христианского просвещения народов. Это привело к изданию печатной продукции на их живом, разговорном языке с использованием русской графики.

На территории Марийского края разработанные Н.И. Ильминским в течение многолетних тщательных наблюдений положения нашли применение, прежде всего, в деятельности «Братства святителя Гурия», организованного при Казанском Благовещенском кафедральном соборе 4 октября 1867 года. В рамках деятельности братства было издано несколько букварей для обучения чтению на марийском языке.

Учебными книгами в школах братства служили буквари, молитвенники и религиозно-нравственные сочинения. Издание учебников на родном языке способствовало появлению литературного языка, зарождению светской литературы.

В стенах Казанской инородческой учительской семинарии, открытой по инициативе Ильминского, прошли обучение просветители, основоположники марийской литературы и общественные деятели, такие как С.Г.Чавайн, В.А. Мухин (Сави), С.Г. Гаврилов (Эпин), П.В. Малышев, А.И. Кидалашев и др. Данная учительская школа внесла свой вклад не только в подготовку педагогических кадров из числа представителей народов Поволжья, но и в разработку методики образования и воспитания в широком смысле.

 

Резолюция конференции:

Учитывая непреходящее значение личности, духовного, интеллектуального и нравственного наследия Н.И.Ильминского, участниками научно-практической конференции в итоговом документе мероприятия (резолюции) были даны следующие рекомендации религиозным, этнокультурным и образовательным организациям:

1. Считать актуальным и целесообразным организацию и проведение среди населения, включая православных прихожан, представителей детей и юношества разъяснительно-воспитательной работы на примере жизни и деятельности Н.И.Ильминского, на основе его теоретического и эпистолярного наследия.

2. Содействовать переизданию трудов Н.И.Ильминского и литературы о нём, обеспечивая тем самым пополнение библиотечных фондов.

3. Практиковать проведение мероприятий, связанных со знаменательными датами в биографии Н.И.Ильминского, таких как юбилейные торжества, публичные чтения, научные и читательские конференции, презентации его трудов и изданий о нём и т.п.

4. Способствовать ознакомлению православных верующих, особенно детей и молодежи, с мировоззренческими взглядами и гражданской позицией Н.И.Ильминского, с его научной, просветительной, миссионерской, педагогической и общественной деятельностью. Оказывать помощь воскресным и церковно-приходским школам в изучении его основных трудов.

5. Проявлять заботу о сохранении, продолжении и развитии заложенных Н.И.Ильминским традиций православного просвещения на родных языках прихожан, подготовки юношей к обучению в духовных учебных заведениях и обеспечении приходов священнослужителями соответствующей этнической принадлежности.

6. Просить Его Высокопреосвященство архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия выступить от лица участников конференции с повторным ходатайством о канонизации Н.И.Ильминского перед Святейшим Патриархом Кириллом и Синодальной Комиссией по канонизации святых Русской Православной Церкви.

16 мая 2012 года мероприятие в Казанской духовной семинарии по традиции закончилось общей молитвой.

Подводя итоги, следует сказать, что прошедшая научно-практическая конференция отразила современное состояние исследований деятельности Николая Ильминского, его учеников и последователей. Она стала шагом на пути объективного и всестороннего осмысления личности и трудов великого просветителя и патриота, которое - после эпохи диктатуры атеизма и периода «парада суверенитетов» в национальных республиках России - стало возможным в наши дни. Состоявшаяся 16 мая 2012 года в Казанской духовной семинарии конференция, без сомнения, сыграет важную роль в выведении из забвения наследия Николая Ильминского.

Кроме того, одним из важных результатов этого мероприятия стало то, что теперь легитимизирована внутрицерковная критика уранополитизма (антипатриотизма), противоречащего не только миссионерско-просветительской системе Н.И.Ильминского, но и русской православной традиции в целом. Благодаря состоявшейся в Казанской семинарии конференции критика уранополитизма вышла за пределы интернет-пространства. Создан очень важный прецедент в деле борьбы с этим опасным лжеучением.

Необходимо сказать, что данная конференция состоялась благодаря усилиям проректора семинарии отца Филарета (Кузьмина) и ветерана кряшенского движения Аркадия Фокина. Если бы не эти люди - то эта конференция никогда бы и не состоялась. Данное научное мероприятие было организовано на высоком уровне благодаря сотрудникам и учащимся Казанской духовной семинарии. Показателем высокого уровня организации мероприятия является то, что открытие и закрытие конференции проходило в торжественной обстановке, всё время работы конференции учащимися семинарии профессионально велась видеосъёмка. Для докладчиков и слушателей в столовой семинарии на высоком уровне был организован ужин, который превратился в импровизированный круглый стол.

Думается, что читателям данного репортажа будет интересно и содержание бесед проходивших в кулуарах мероприятия. Получилось так что во время самой конференции выступления докладчиков практически не подвергались обсуждению, однако в кулуарах каждый доклад стал причиной оживлённых дискуссий.

При обсуждении доклада Александра Овчинникова выяснилось, что часть присутствующих превратно поняла его слова, посчитав, что только кряшенский этнос, по мнению казанского историка, является «сконструированным», и тем самым отличается от якобы «естественно возникшего» татарского этноса. Сотрудник РИСИ Василий Иванов разъяснил, что согласно концепции конструктивизма «сконструированным» является любой этнос, в том числе и современный татарский этнос.

Собравшиеся пришли к выводу, что если следовать в русле данной концепции, то получается что современный татарский этнос является продуктом действий «конструкторов», которые в рамках данной этнической общности объединили казанских татар (самоназванием которых ещё в начале ХХ века было «мусульмане»), мещеряков (мишарей), тептярей, и пытались насильно присоединить к данной «конструкции» и кряшен. «Конструктором» же древнерусского этноса согласно концепции конструктивизма является святой равноапостольный князь Владимир, ведь именно благодаря Крещению и евангельской проповеди разрозненные восточнославянские племена превратились в единую этноконфессиональную общность.

Участники мероприятия обсудили русофобский и антикряшенский фильм «Зулейха», о котором в своём докладе напомнил руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов. Да и как можно было проигнорировать упоминание об этом «произведении национального киноискусства» - ведь фильм носит откровенно пропагандистский, антикряшенский и антирусский характер. Не случайно в год выхода фильма многие представители кряшенской общественности восприняли этот «киношедевр» как очередной плевок в лицо со стороны татарских национал-сепаратистов [10].

Докладчики и слушатели конференции обсудили предложение, которое прозвучало в интернет-сообшествах «Россия великая страна» [17] и «Русско-Булгарское братство» (сообщество татарской русофильской молодёжи) [18] в социальной сети со стороны татар-патриотов: данный фильм должен быть внесён в Федеральный список экстремистских материалов. Наверное, любой здравомыслящий человек согласится с этим предложением патриотически настроенной татарской молодёжи.

По сути, сей сомнительный «киношедевр» представляет собой типичное проявление феномена «фолк-хистори», о котором на импровизированном круглом столе также зашла речь.

По мнению доцента Овчинникова, фальсификации исторического прошлого недопустимы. В то же время, Александр Овчинников подчеркнул, что при написании истории своего народа кряшены должны избегать повторения чужих ошибок. Как считает казанский историк, недопустимо писать учебники и научно-популярные книги на исторические темы в жанре «национальной истории» («фолк-хистори»), подобно тому, как это делают «национально ориентированные» татарские историки из Академии наук РТ.

Овчинников напомнил собравшимся о том, что «национальная история» - это собирательное название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных с позиций исторического ревизионизма. Обсуждая феномен «фолк-хистори», присутствующие вспомнили о прошедшей 24 апреля 2012 года в Казани конференции «Фальсификация прошлого в учебниках по истории Татарстана и татарского народа», проведённой Приволжским центром РИСИ [19].

От обсуждения феномена «фолк-хистори», и от обсуждения того, в каком негативном свете в фильме «Зулейха» показана личность Николая Ильминского, участники дискуссии перешли к обсуждению реальных взаимоотношений великого просветителя с мусульманами.

Руководитель Приволжского центра РИСИ Раис Сулейманов напомнил присутствующим о следующем факте. Ильминский сотрудничал с татарским просветителем, муллой Каюмом Насыри по вопросу устройства учебного заведения в Казани для татар - по типу учительской семинарии. При этом татары использовали разработанный Ильминским татарский кириллический алфавит для выпуска мусульманской религиозной литературы. В частности, на этом алфавите в 1906 году в Казани в типографии братьев Каримовых большим тиражом была издана брошюра «Ислам дине» («Вероучение ислама»).

Участники обсуждения вновь вспомнили о том, что апостол кряшен постоянно предупреждал о недопустимости активной миссионерской деятельности среди мусульман и выступал против их дискриминации. Один из священнослужителей рассказал о том что Н,И. Ильминский предлагал снять все ограничения на религиозную деятельность мусульман. При этом просветитель народов Поволжья предостерегал и против распространения среди татар пантюркизма и светского турецкого образования, считал, что светские и даже неверующие националисты опасны для российского государства, в отличие от традиционных мусульман. Перспективы сближения мусульман с русским обществом Ильминский видел в распространении среди мусульман русского среднего и высшего образования.

В этот день обсуждался и уранополитизм отца Даниила Сысоева. Все присутствующие согласились с мнением священнослужителей о том что «небесное гражданство» христиан не противоречит патриотизму, и о том что возможная канонизация отца Даниила ни в коем случае не должна означать канонизации его антипатриотического учения и других его заблуждений. Ведь известно, что ошибались и великие святые, и мученики. Участвовавший в обсуждении учитель из кряшенского села Верхняя Кондрата (Чистопольский район Татарии) напомнил о том что богослов и философ Ориген окончил жизнь мученически, но в мучениках прославлен не был, и на V Вселенском Соборе его сочинения были осуждены как еретические. Священники напомнили о том что ряд мнений Святителя Григория Нисского был осужден тем же V Вселенским собором. А ведь подобных примеров в истории Церкви немало.

На импровизированном круглом столе обсуждали и новое псевдоправославное движение уранополитов-пацифистов, о котором в своём докладе рассказал сотрудник РИСИ Василий Иванов. По мнению последнего, «пацифистский» вариант уранополитизма представляет собой результат «естественного» развития «оригинального» уранополитизма в версии отца Даниила Сысоева - активно декларируя нелюбовь к своему земному Отечеству, со временем уранополиты приходят к убеждению о том что нет никакого смысла в существовании армии и других государственных структур. «Отказываясь от службы в армии, уранополиты-пацифисты фактически отказываются от выполнения Христовой заповеди «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - подчеркнул эксперт РИСИ.

 

Василию Иванову собравшиеся пожелали и дальше продолжать деятельность направленную на противодействие антироссийской идеологии уранополитизма, и на то - чтобы как можно больше христиан просвещать о сути этого вредного лжеучения, ведь даже многие священники не знают о том в чём оно состоит и в чём его опасность.

Прозвучала и информация о том, что в Чувашии часть ударившейся в «реконструкцию язычества» местной интеллигенции активно возражает против церковной канонизации Николая Ивановича Ильминского, называя его «царским русификатором». Собравшиеся согласились с тем, что иначе как чёрной неблагодарностью это назвать нельзя - ведь именно разработанная великим просветителем концепция «духовного обрусения» спасла чуваш от татаризации, от поглощения более крупным тюркским этносом. Более того, именно благодаря просветительской деятельности Николая Ивановича у чувашского народа появилась своя интеллигенция.

Несколько минут длилось обсуждение книги современного татарского историка Радика Исхакова «Миссионерство и мусульмане Волго-Камья» (Таткнигоиздат, 2011), положительную оценку которой дали все кто её читал из присутствующих. В этой книге живым и доступным языком описано то, что происходило с теми чувашами и представителями др. финно-угорских народов, которые по каким-либо причинам не попадали в поле действия миссионерской политики «духовного обрусения», проводимой Н.И.Ильминским и его учениками - приняв ислам они превращались в татар, т.к. их новые единоверцы требовали от них полного отказа от своей этнической самобытности. В книге Исхакова описано как целые деревни под влиянием «татарской культурно-религиозной пропаганды» буквально «татаризировались» - в результате того что их жители принимали ислам и меняли свою этническую самоидентификацию.

В этот день много говорилось о том, что плоды миссионерско-просветительской работы Н.И. Ильминского существуют во всех народах, проживающих в национальных республиках Поволжья: в Татарии, Чувашии, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии. Продолжаются переводы и издания, начатые Ильминским и его соратниками. Духовное наследие Николая Ильминского - это общины русских православных христиан состоящие из представителей нерусских народов России, просвещением которых он занимался всю свою жизнь. Благодаря реализуемой великим просветителем и его учениками концепции «духовного обрусения» народы сохранили самобытную культуру, язык, бытовые традиции. Существуют приходы кряшен и чувашей в Казанской епархии, где совершаются богослужения на родных языках. В Чебоксарско-Чувашской епархии - большинство прихожан и большинство священнослужителей являются этническими чувашами.

Все выразили надежду, что подобная научно-практическая конференция, посвящённое личности и наследию великого учёного-гуманитария, миссионера и патриота будет проводиться в Казани ежегодно, с участием священнослужителей и учёных не только из Татарии, но и из других регионов России.

Участники конференции прошедшей 16 мая 2012 года в Казанской семинарии имели возможность ознакомиться с выставкой книг, посвящённых биографии и деятельности Н.И.Ильминского [20]. Выставку книг в актовом зале семинарии организовал ветеран кряшенского движения Аркадий Фокин. На этой выставке всем желающим была предоставлена возможность ознакомиться с текстом книги священника Алексия Колчерина «Архив Н.И. Ильминского как источник по истории миссионерства». Книга представляет собой дипломную работу, написанную отцом Алексием ещё в бытность студентом V курса Казанской семинарии. Данная дипломная работа послужила основой для диссертации священника Алексия Колчерина (на соискание степени кандидата богословия) «Архив Н.И. Ильминского как источник по истории просвещения и христианизации инородческого населения России».

В этой диссертации (как и в предшествующей ей дипломной работе) присутствует текст письма Ильминского К.П.Победоносцеву от 17 июля 1883 года. Отрывок из этого письма и будет последним абзацем данной публикации, посвящённой прошедшей конференции. Этот фрагмент текста лучше всех свидетельств учеников и других современников показывает нам, какой Николай Иванович Ильминский был Человек:

«Сегодня, в воскресенье утром... увидел я, под окном моим прошел наш бывший воспитанник, крестьянин, а теперь учитель народный, в подряснике, а под мышкой узелок (верно, ряска); это он пошел в собор кафедральный рукополагаться во диакона. А за ним спешит его жена, тоже из крестьян, но цивилизованная. Они меня не видали, да и не могли, ибо их мысль сосредоточена на таком высоком и важном для них событии. И я вдогонку им сказал про себя: идите, простые, добрые и искренние люди, Божии младенцы, которым благоволил Отец Небесный открыть свои тайны» [1].

Ссылки:

 

1.Священник Алексий Колчерин. Архив Н.И. Ильминского как источник по истории просвещения и христианизации инородческого населения России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. СПб., 2010.

2. Священник Илия Мотыка. Апостол поволжских инородцев. К 120-летию со дня смерти Н.И. Ильминского. 20.12.2011. //ruskline.ru/analitika/2011/12/21/apostol_povolzhskih_inorodcev/

3. Протоиерей Павел Павлов. Роль Н.И.Ильминского в области христианизации кряшен. 14.04.2008 //ruskline.ru/analitika/2008/04/14/rol_n_i_il_minskogo_v_oblasti_hristianizacii_kryashen/

4. Радик Исхаков. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (Последняя треть XVIII - начало XX в.).Казань. Татарское книжное издательство. 2011. Стр.196-197.

5. Священник Сергий Багин. Об отпадениях в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления. Доклад исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина епископу Мамадышскому Андрею (князю Ухтомскому) от 21 июля 1909 г. //ruskline.ru/analitika/2010/04/20/ob_otpadeniyah_v_magometanstvo_krewyonyh_inorodcev_kazanskoj_eparhii_i_o_prichinah_etogo_pechalnogo_yavleniya/

6. История распространения ислама на территории вошедших в состав Чувашии уездов Казанской и Симбирской губерний ( X в. - 1917 г.). Глава «Православные миссионеры в борьбе против перехода Чувашей в ислам» http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/4051/4056/4064 (книга находится на сайте правительства Чувашской Республики http://gov.cap.ru).

7. Необходимо отдельно остановиться на фактах отатаривания и омусульманивания кряшен и финно-угорских народов Поволжья, которое сопровождалось отречением принявших ислам от своей национальности, языка и обычаев.

1) Современный татарский историк Радик Исхаков в своей книге «Миссионерство и мусульмане Волго-Камья» признаёт что после манифеста 17 октября 1905 г. произошёл «рост татаризации инородцев» (стр.200 указанной книги). Исхаков цитирует наблюдения известного этнолога, приват-доцента Московского археологического института С.К.Кузнецова, совершившего по поручению МВД в 1911 - 1912гг. поездку в Вятскую, Казанскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Кузнецов описывает методы ассимиляции инородцев со стороны татар:»С переходом в ислам для новообращенной семьи наступает ... особенно благоприятное положение. Каждый мусульманин старается чем-нибудь проявить свое расположение и любовь к прозелитам; они получают подарки и наперерыв приглашаются в гости богатыми татарами...Вместе с тем, татары зорко следят за тем, чтобы новообращенный твердо соблюдал магометанские обряды и даже внешним своим видом не напоминал о своем происхождении из другого племени» (стр.198). По мнению Исхакова, наблюдение московского этнолога объясняет причины «успеха татарской культурно-религиозной пропаганды среди местных народов».

В своей книге Р.Исхаков цитирует православного миссионера Я.Д.Коблова, который писал о том что «влияние ислама между язычниками - чувашами и черемисами начинает прогрессивно обнаруживаться и дает себя почувствовать повсеместно, где они живут совместно с татарами или окруженными ими» (стр.197). Опираясь на документы начала ХХ века, Исхаков свидетельствует о размахе татаризации чуваш и удмуртов после манифеста 17 октября 1905 г., сопровождавшейся потерей этнической самоидентификации среди исламизированных представителей данных народов: « Интенсивной исламизации продверглись жители чувашских селений Кукшим, Белая Волошка, Утеево-Биково, Сугуты Тетюшского уезда,.. Солдакаево Чистопольского уезда Казанской губернии, Старое и Новое Суркино, Казябаш, Новое Сережино, Алексеевка, Абдикеево, Рысайкино,Старое Ганькино, Николькино, Булантамак, Сумели Степанкова, Нижний Нурлат, Вороний Куст, Иглайкино, Сабакеево, Калмаюр Самарской губернии. «Отпадают» в ислам чуваши деревень Тенево, Полевое Байбахтино, Водоял (Уты) Цивильского уезда Казанской губернии, Старое Афонькино, Булантамак Самарской губернии... С 1905 по 1913г. ислам приняли удмурты селений Новый Кумор, Малый Юмь, Иштуганов, Сутер, Вежешур, Нижняя Русь, Лыя Пойкино Казанской губернии.» Кроме того, в мусульманство обратились бесермяне (этнографическая группа удмуртов) селений Юкамень, Досос, Иманаево, Кащур Глазовского уезда Вятской губернии (стр.197).

В книге «Миссионерство и мусульмане Волго-Камья» (стр.196) Исхаков также цитирует православного миссионера В.Эсливанова, который описывает методы татаризации кряшен со стороны мусульманских миссионеров. Согласно наблюдению миссионера, успеху исламской миссии среди православного тюркского населения Поволжья помимо географической близости, способствовала «племенная общность с татарами». Как замечает Эсливанов, «этим обстоятельством последние умело пользуются: они, например, нисколько не стесняясь, приветствуют крещеных словами «братья» и отсюда переходят к уверению крещеных в религиозной общности их с мусульманами до крещения, нарушенной при насильственном якобы обращении их в христианство по покорении Казанского царства...»Вы - татары», говорят обыкновенно совратители, а потому и должны исповедовать назначенную для татар веру - мусульманскую...»

В этой же книге (стр.49) Исхаков отмечает что случаи татаризации чувашей наблюдались в первой половине ХIХ века, задолго до манифеста 17 октября 1905 г.

 

2) Современные чувашские историки пишут, опираясь на документы прошлых веков:

«...Принятие ислама вело к обязательному отатариванию, так как, в отличие от православных церковников, не принуждавших чувашей при крещении к отказу от своей национальности, мусульманские миссионеры при переходе их в ислам требовали отречения и от национальности. Tак чуваши «уходили в татары» (тутара тухна), то есть, принимая мусульманство, они как бы автоматически становились и этническими татарами.Источники свидетельствуют, что во второй половине ХVI в. в Казанском крае чувашей проживало в 2-3 раза больше, чем татар. Даже по итогам первой ревизии (1719 г.) в Среднем Поволжье татар числилось 211,2 тыс., а чувашей - 21 тыс. человек обоего пола. Здесь же (в Казанской, Симбирской и Самарской губерниях) в 1834 г. чуваши составляли 414,7 тыс., татары - 616,2 тыс. человек, а в 1897 г. - чуваши 753,0 тыс., татары - 10б9,2 тыс. человек. Историки и демографы (В. Д. Димитриев, В. М. Кабузан и др.) справедливо считают, что более быстрый рост численности татар происходил главным образом за счет ассимиляции принявших ислам чувашей».

Цитата приведена по книге: Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. Глава 15 «Крещение чувашей». http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/1046/1061 (книга выложена на сайте правительства Чувашской Республики http://gov.cap.ru).

3) О фактах отатаривания и омусульманивания кряшен, чувашей, мари, удмуртов, мордвы, а отчасти и русских сообщается в статье протоиерея Павла Павлова //ruskline.ru/analitika/2008/04/14/rol_n_i_il_minskogo_v_oblasti_hristianizacii_kryashen/

4) Свидетельство священника Сергия Багина: «Татары требуют от принявших ислам инородцев безусловного отречения от своей национальности, языка и обычаев. Переход в магометанство все приволжские инородцы выражают словами: «мы ушли в татары», или «они ушли в татары»...Быстрый рост численности татар-магометан указывает на то, что, кроме обычного естественного прироста, к магометанской группе присоединилось значительное число других инородцев, скрывающих свою национальность и именующихся уже исключительно «татарами».

(Доклад исправляющего должность Казанского епархиального инородческого миссионера священника С.А.Багина епископу Мамадышскому Андрею (князю Ухтомскому) от 21 июля 1909 г. //ruskline.ru/analitika/2010/04/20/ob_otpadeniyah_v_magometanstvo_krewyonyh_inorodcev_kazanskoj_eparhii_i_o_prichinah_etogo_pechalnogo_yavleniya/).

8. Раис Сулейманов. В Казани обсудили роль Николая Ильминского в кряшенском национальном движении. 27.12.2011 http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/210/

9. И.Е. Алексеев. Православная миссия в Казанской епархии в конце XIX -

начале XX веков. Казань, 2010.

10. Подробнее об этом русофобском фильме читайте публикацию «Русской народной линии»:

Леонид Фролов. «Зулейха», открой личико! 18.12.2006 //ruskline.ru/analitika/2006/12/18/zulejha_otkroj_lichiko/

11. В частности, в качестве «уранополитов» и противников патриотизма о.Даниил Сысоев позиционирует Свв Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.

Современные последователи отца Даниила Сысоева в качестве «уранополита» позиционируют и св.Николая Японского.

Однако у этих святых мы можем найти строки, свидетельствующие о том что они были патриотами.

Святитель Феофан Затворник:

Пакостница (Англия) соглашается на независимость Румынии, предполагая поставить ее под общее ручательство держав, как Бельгию. Цель у нее та, чтобы совсем отгородить Россию от Турции, - и она вперед не могла бы так свободно проходить до Турции как теперь, - с одним соглашением взаимным с Румынией. Надо затягивать песню, что Румыния получит независимость абсолютную без ручательств, чтобы она как теперь, так и во всякое время могла входить в соглашение с кем хочет.

Нам необходимо взять в свои руки вход в Босфор со стороны Черного моря. А то всякая дрянь, мало-мало размолвка, врывается с своими кораблями и грызет наши окраины».(Святитель Феофан Затворник. Письмо 1113 http://pagez.ru/olb/feofan1/1113.php).

Что же вы воевать или мириться собираетесь?! У меня воинственное настроение! - Англичан бы поколотить и австрийцев. Жалею, что я не Бова Королевич. - Хоть бы шапку невидимку и ковер самолет достать. - Вот бы погулять по англичанам. Первого Биконсфильда схватить бы за волосы, и ну таскать над Лондоном. Потом бросивши прогремел бы: всем вам будет то же за неприязнь к России» (Святитель Феофан Затворник. Письмо 1121 http://pagez.ru/olb/feofan1/1121.php.)

Видите ли, как в Азии наши отличились? Задунайским завидно и они надуваются сначала Османа живьем поймать, а потом также или подобной участи подвергнуть и Сулеймана. Помоги им Господи! Зимовку надо держать нашей армии в долине Марицы, пред Адрианополем или даже Константинополем. Аминь! Аминь! Аминь! (Святитель Феофан Затворник. Письмо 1117. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/pisma7/txt05.html).

Прочитал, что выработал конгресс. - Тяжело, крайне тяжело! - Это нам; а что Государь!? Да утешит его Господь! Но верно иначе нельзя; верно не без основания боялись коалиции - против нас. Начни новую борьбу, и все можно бы потерять. А теперь, хоть часть удержана.

Конгресс, видимо, не о пользах освобождаемых народов хлопотал; а все направлял к тому, чтоб унизить Россию. И по всем пунктам, без всякой нужды сделал урезки. Какая была нужда урезывать выговоренное для Черногории и Сербии, или у нас выговоренное в Азии? - Никакой. А Болгарии раздел ни для чего, как для того, чтоб она еще послужила поводом к войне. Но Господь знает, что строит! - Верно так лучше, и буди благословенна воля Его. (Святитель Феофан Затворник. Письмо 1123 http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/pisma7/txt05.html).

Святитель Игнатий Брянчанинов:

При предстоящем великом подвиге для Российского войска, подвиге, в котором Вы должны принять столько значащее участие, призываю на вас обильное благословение Божие. Во время мира Вы отложили меч, взялись за плуг; когда ж начала скопляться военная гроза - вы оставили плуг, снова взялись за меч, взялись за него с христианским смиренномудрием, взялись, движимые и руководимые истинною преданностию и любовию к Царю и Отечеству. В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых...

(Письма cвятителя Игнатия Брянчанинова Н.Н.Муравьеву-Карскому. Письмо 2 http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=854).

Благословляю Бога, даровавшего мне быть зрителем действий Ваших, которые возбуждают во мне чувство уважения, и откликающихся на них действий моего брата, которые меня утешают. Молю Бога, чтобы благословил труды Ваши по внутреннему управлению краем и благословил подвиг Ваш на поле ратном для истинного блага отечества, поставленного судьбами в тягостное, но не бесполезное состояние: нас многому учат, нас влекут насильно к обширному развитию, чрезвычайно богатому последствиями. Даруй Боже, чтоб развитие совершилось благополучно и последствия были вполне благотворны.

Настоящая война имеет особенный характер: в течение ее постепенно открываются взору народов и правительств тайны, которых в начале войны они никак не могли проникнуть. К счастию - откровение этих тайн совершается к пользе дорогого отечества нашего и ко вреду наших врагов.

(Письма cвятителя Игнатия Брянчанинова Н.Н.Муравьеву-Карскому. Письмо 4 http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=854).

О патриотической позиции Святителя Николая Японского.

Будучи русским патриотом, болея за Россию в русско-японской войне, он учил японцев:

«Итак, вы совершайте Богослужения одни и молитесь искренно за вашего Императора, его победы и прочее. Любовь к Отечеству естественна и священна. Сам Спаситель из любви к Своему земному Отечеству плакал о несчастной участи Иерусалима. Итак, начнётся война... всегда усердно молитесь за ваше Отечество, как подобает добрым христианам-патриотам... Думаю, что употребление колоколов на это время лучше прекратить, чтобы не раздражать... тех, которые не успели или не хотели понять, что здесь не русская церковь, а вполне японская» (Свт. Николай Японский, дневники, 25 января/7 февраля 1904 г.).

«Молитесь Богу, чтоб Он даровал победы вашему императорскому войску, благодарите Бога за дарованные победы, жертвуйте на военные нужды... сражайтесь не из ненависти к врагу, а из любви к вашим соотчичам... Словом, делайте всё, что потребует от вас любовь к Отечеству. Любовь к Отечеству есть святое чувство. Спаситель освятил это чувство Своим примером: из любви к Своему земному Отечеству Он плакал о бедственной участи Иерусалима. Но кроме земного Отечества у нас есть ещё Отечество Небесное. К нему принадлежат люди без различия народностей, потому что все люди одинаково дети Отца Небесного и братья меж собою. Это Отечество наше есть Церковь, которой мы одинаково члены и по которой дети Отца Небесного действительно составляют одну семью Поэтому-то я не разлучаюсь с вами, братья и сёстры, и остаюсь в вашей семье, как в своей семье. И будем исполять вместе наш долг относительно нашего Небесного Отечества, какой кому надлежит». (Свт. Николай Японский, дневники,30 января/12 февраля 1904 г.).

Как видим из этой цитаты, Святитель Николай Японский вполне совмещает патриотизм, любовь к земному Отечеству с Отечеством Небесным.

«В... газете плохой репутации по части правдивости, напечатано вчера, будто я «употребил 20 тысяч йен на подкуп шпионов из японцев в пользу России». Так! Да я бы выгнал японца, если бы он и без всякого подкупа стал набиваться в пользу чужой для него России изменить своему собственному отечеству»!

(Свт. Николай Японский, дневники,11/24 октября 1903 года).

(Из статьи православного христианина Тимура (в св.крещении - Сергия) Давлетшина «Патриотизм Свт. Николая Японского против уранополитизма и ура-патриотизма» http://vk.com/topic-10399251_26291109).

12.Читаем в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Глава II «Церковь и нация»):

«Святой праведный Иоанн Кронштадтский так писал о любви к земному отечеству: «Люби отечество земное... оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное... то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ii/

13. Читаем в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Глава II «Церковь и нация»):

«Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.»

Продолжение по ссылке http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/ii/

14. Интернет-сайт Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями http://www.pobeda.ru/

15. «Живой журнал» священника Даниила Сысоева http://pr-daniil.livejournal.com/

16. Доклад Василия Иванова прозвучавший 16 мая 2012 года на конференции «Н.И.Ильминский - просветитель народов России» в Казанской духовной семинарии доступен по веб-адресу http://vk.com/topic-17792454_26418651

17. Интернет-сообщество «Россия - великая страна» http://vk.com/russia_great

18. Интернет-сообщество «Русско-булгарское братство» http://vk.com/bulgar_rus_brat

19. Василий Ордынский. Фальсификация прошлого в учебниках по истории Татарстана и татарского народа: проявления, масштаб, последствия. 17.05.2012. http://www.ruskline.ru/analitika/2012/05/17/falsifikaciya_proshlogo_v_uchebnikah_po_istorii_tatarstana_i_tatarskogo_naroda_proyavleniya_masshtab_posledstviya/

20. Выставка книг, посвящённых биографии и деятельности Н.И.Ильминского.

http://vk.com/topic-21570137_26553759


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. иерей Илья Мотыка : Re: Казань реабилитирует имя великого просветителя
2012-06-07 в 20:51

Замечательная статья

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме